Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире.
1-е послание Апостола Иоанна, Гл.4, ст.1
To a dark place this line of thought will carry us. Great care we must take.
Магистр Йода, Звёздные войны, 3-й эпизод
За 20 лет информационная индустрия сделала огромный рывок вперёд. Особенно заметен этот рывок в России - всего лет 20 назад компьютер был экзотикой, игрушкой. А сегодня без него невозможно представить ни один офис, да и в каждом доме он практически имеется.
Российская хайтек-индустрия, к сожалению, за этот период, скорее отстала от мирового уровня. Если 20 лет назад у нас было производство БК-шек и Спектрумов, заводское, из отечественных компонентов, то сегодня, как выразился персонаж - издевательская пародия на «русского Ваньку в космосе» - в фильме «Армагеддон»: «Американские приборы - русские приборы - всё сделано в Тайване».
Более оптимистичная ситуация - в области, не требующей существенных капвложений - производстве ПО. В России переведено на русский язык оффисное ПО с открытым кодом, разработаны ERP системы мирового уровня, переводчики, антивирусы. Президент справедливо указал на необходимость разработки собственной операционной системы...
Апогей информационной революции - повсеместное проникновение сетевых технологий. Любую музыку, любой фильм можно найти в интернете, и жизни не хватит, чтобы всё переслушать/пересмотреть. 20 лет назад об этом можно было только мечтать. Но тратя время на потребление информационного продукта (фильма, музыки), мы всё больше ловим впечатления, адреналин, и всё меньше задумываемся о его природе и об истоках. Например, о том, что музыка - это воплощённая в звуках математика. Или о том, что личное осмысление художником Добра и Зла непосредственно выражается во всех продуктах его творчества...
Параллельно развитию легальной информационной индустрии произошло развитие индустрии теневой, преступной. Это на опыте познали многие пользователи, столкнувшиеся с компьютерными вирусами и спамом. Вредоносное ПО оставляет неприятные следы - выводит систему из строя, блокирует компьютер, демонстрирует непотребства, вымогает деньги, крадёт личную информацию, и т.д.
Рассмотрим простые правила, позволяющие свести к минимуму риск заражения системы, похищения конфиденциальных данных и потери работоспособности.
Первым простым правилом будет - консервативность в использовании ПО и в похождениях по сети. Отлично иллюстрирует этот принцип анекдот про программиста, который говорит своему сыну: «Сынок, если солнце всходит и заходит стабильно каждый день, нигде не глючит и не зависает - только ничего не трогай, пока всё работает!». Частая установка нового, особенно малоизвестного ПО, сёрфинг по незнакомым сайтам, клики на все баннеры подряд увеличивают риск испортить работающую систему. Не говоря о потерях времени и данных.
Второе правило - использование организационно-технических средств защиты. Необходимо устанавливать обновления системы, настраивать фаервол, политику безопасности для сети, использовать антивирусное ПО. Опыт показывает, что неправильное использование например антивирусов (пиратских версий, в отсутствие обновлений) является худшей практикой нежели отказ от использования их вообще. Поскольку такое использование неработающей системы «защиты» ведёт к потере бдительности пользователя и повышению риска заражения системы.
Отметим, что следование или не следование этим правилам полностью зависит от человека - пользователя системы. Человек - по-прежнему и главное действующее лицо в защите системы, и главный источник проблем.
Какое отношение эти принципы имеют к духовной жизни? Как известно от Апостола Павла - «Вера - от слышания, слышание - от проповедующего». Мировоззрение человека, таким образом, можно рассмотреть как информационную систему, к которой можно и должно применять современные подходы и принципы информационной безопасности.
Рассмотрим истории из жизни реальных людей - примеры таких атак, противодействия им, поражений и побед.
Первая история связана с рок-идолом конца 20-го века, лидером группы «Нирвана» Куртом Кобейном. Его самоубийство в Америке подробно расследовал русский кинорежиссёр Василий Яцкин (www.kinocontact.ru), снял о Курте фильм из 4-х серий и подробно рассмотрел на этой истории подробности информационной войны, взрывы которой разрушают сознание множества людей современного так называемого «мира Западной цивилизации».
Курт - сын автослесаря и домохозяйки из провинциального городка Абердин, совершивший головокружительную карьеру в шоу-бизнесе, заработавший состояние на своей музыке, имел деньги, дом, жену-кинозвезду и чудную дочку, был воплощением «американской мечты». Что довело его до самоубийства, почему он не смог избавиться от страшного уныния и остаться в живых?
Как знаток и любитель творчества «Нирваны», я знаю, что Курт никогда не был оккультистом, сатанистом или последователем открыто душепагубной доктрины, секты.
Он вырос «в глубинке», среди простых людей, американских протестантов.
Но в ходе расследования Василий выяснил, что Курт не был «просто панком». Он совершал акты святотатства - рубил иконы топором.
В своих ранних альбомах он выпусти в свет песни, в которых хулил своих родителей (отца - Even In His Youth, и мать - Paper Cuts ).
Глядя на клип Heart Shaped Box - мы не можем не заметить там открытого издевательства над Христианством.
Vandalism - as beautiful as a rock at the cop’s face - написал Курт на своей гитаре.
If you hate homosexuals - don’t buy our records and don’t visit our shows - заявлял он в интервью и целовался на камеру с Новоселичем.
Глумление над всем подряд - оборотная сторона чувства собственной неполноценности, которое smells like teen spirit. Тот самый дух чувства собственной неполноценности и неуверенности в себе, внутренней пустоты, который сам он впустил в себя и который полностью им овладел.
Такие действия, очевидно, явились теми оплошностями, которые позволили вирусу неверия и уныния проникнуть в его мировоззрение, и укорениться там. Из книг о «Нирване», дневников Курта нам известна его титаническая борьба со злом в себе, но эти и подобные действия нанесли душе слишком глубокие раны, от которых он уже не смог оправиться.
Другой пример - Владимир Семёнович Высоцкий.
Талантливый поэт и актёр был величайшим поэтическим явлением в Советском Союзе. Воспоминаниями о нём со мной поделился его друг и современник, директор Центра-Музея Высоцкого в Самаре Всеволод Ханчин.
Высоцкий вырос на Большом Каретном, в послевоенном приблатнёно-бандитском окружении. Родители его развелись, когда ему было 3 года, и несколько лет в детстве он провёл в Германии с отцом и мачехой. В ранние годы его творчества написано много хулиганских песен, дворовая среда и окружение наводили на соответствующие темы.
И «на мои похорона съехались вампиры» - живописная картина ада, которая не снилась современным готам, и «целовался на кухне с обоими», и «рашпиль ставлю у стены» - все это написано в ранние годы творчества, до 70 года.
Всеволод вспоминает, что Высоцкий в бытовых беседах Бога не вспоминал, но и не богохульствовал. Безбожие и коммунизм тогда были идеологией, вдалбливаемой с детства повсеместно, редкие церкви воспринимались как «поповские недобитки царского режима», их просто не воспринимали всерьёз. Поэтому и не было понимания, что например в «рашпиле у стены» под видом «прикола» присутствует страшнейшее богохульство. Которое не только поразило душу самого поэта, но и через магнитофонные записи распространялось уже тогда, в советские годы, среди «широких слоёв населения».
Принцип «целовался на кухне с обоими», увы, Владимир также применял на практике. Женщин у него было много, и его это не смущало. Мораль советского общества осуждала посторонние связи, но уже тогда во многом это сводилось лишь к соблюдению благообразного «внешнего фасада». И некому было объяснить убийственное влияние блуда на духовную и на семейную жизнь. «Посмотри, как я любуюсь тобой, как Мадонной рафаэлевой» - такое любование - это ещё не Любовь, и на нём далеко не уедешь. Владимиру так и не удалось ради Любви, семьи - взять себя в руки и побороть страсть к алкоголю и наркотикам.
Высоцкий очень интересовался всеми сторонами жизни. Всеволод - яхтсмен, Владимир расспрашивал о подробностях парусного спорта, об управлении яхтами и парусами. Когда в 66-м году Сева вернулся из заграницы - Высоцкий выпытывал подробности его поездки, впечатлений, деталей заграничной жизни. Информации о жизни за пределами СССР тогда не было вообще никакой, если не считать советские сводки новостей и книги о загнивающем капитализме. Владимир очень интересовался историей России, когда оказался в Париже - посещал кладбище Сен-Женевьев де Буа, где похоронены многие участники Белой иммиграции.
Владимир Семёнович всегда был патриотом и не позволял себе выступлений «против режима», несмотря на всю неблагосклонность режима к нему. Самая «жёсткая» критика советского режима в его творчестве - песня «А люди всё роптали и роптали». Он не исполнял её публично, ночью на квартире в Куйбышеве разрешил её записать на магнитофон и велел никому не показывать! Сейчас удивительно, почему такая бытовая зарисовка воспринималась и им самим и слушателями как жестокая антисоветчина? Задумаемся, насколько более чувствительны к живому слову были люди всего каких-то 40 лет назад! И на концерт человека с гитарой в Куйбышеве собирался дворец спорта в 6000 человек, два раза за вечер, и вокруг ещё ходили толпы тех, кому не досталось билетов! Возможно ли сейчас такое?
В отношении власти Высоцкий был «в оппозиции» именно за счёт своей предельной честности.
Некий чудак и поныне за Правду воюет,
Правда, в словах его правды на ломанный грош:
«Чистая правда когда-нибудь восторжествует,
Если проделает то же что наглая ложь»
Он и все его слушатели понимали - такая «правда, проделавшая то же что наглая ложь» - не восторжествует никогда, какие бы одежды и побрякушки на себя не навесила и сколько бы денег не украла.
Но всё его поколение было неверующим, и о духовных законах, о религии правду открыть было просто некому. И всё же в своём позднем творчестве он напишет: «Купола в России кроют чистым золотом, чтобы чаще Господь замечал». Эта песня заставляет звучать патриотические и религиозные струны в душах даже неверующих людей.
От титанов творчества перейдём к нашим современникам.
Третий пример - Константин Евгеньевич Кинчев.
С первых альбомов, первых выступлений было понятно, что это очень талантливый и сильный духом человек. Много настоящих шедевров русского рока вышло из-под его пера. Но всенародная популярность и успех не обошлись без потерь, и в его жизнь плотно вошли алкоголь и наркотики. Но пребывая в страшном духовном и психическом состоянии, Костя нашёл в себе силы отречься от себялюбия и оккультизма, в пользу Любви и семейной жизни.
И Православная вера явилась тем ключевым фактором, практикой, которая помогла ему избавиться от зависимости!
Ему повезло больше, чем Владимиру Высоцкому и Курту Кобейну - сейчас в России вся информация об истинной Вере - легко доступна. Однако требуется немало усилий и воли, чтобы дорасти от анализа и фильтрования обильного современного информационного потока (в котором много лжи вперемешку с правдой) до жизни в Церкви. Нина Барановская в книге про Константина Кинчева вспоминает, что ещё в 85 году Костя спорил с Михаилом Борзыкиным, у которого были претензии ко Христу в стиле: «то призывает к смирению, то кричит «не мир я вам принёс, а меч». К Христианству Костя смолоду относился с симпатией. Но долгие годы творческих поисков смысла и жизненных падений в рокенрольно-алкогольно-наркотическом аду, потери близких друзей отделят его от осознанного пути спасения в лоне Церкви.
Духовный поиск отразился и на творчестве. Во время духовного помрачения Константин выдавал «шедевры» с изображениями бесовщины («Чёрная метка», «Знай, паскуда, вольных»). Над которыми сам же грустно усмехается, в более поздних клипах («Веретено»).
И уже православное творчество Алисы (например, «Светлая Русь», «Иерусалим») - сложнее и интереснее по музыке и выше по духу, чем все ранние работы. Дай Бог, чтобы Костя не остановился на достигнутом! Будем же выполнять его просьбу «помолитесь обо мне», прося со смирением ему милости и духовной силы, чтобы избавить тело от татуировок (или хотя бы прикрыть их одеждой), разум - от заблуждений и душу - от страстей.
В финале расскажу про двоюродного своего брата Макса.
Он умный интеллигентный парень, музыкант, IТ-специалист и семьянин. Макс «типа верующий», даже носит на шее крест. Но глубоко пребывает в распространённой ныне ереси «все религии равны». Когда я пробовал на пальцах объяснить ему отличия и несовместимость Христианства например с Буддизмом - он только улыбался, заявляя мне про «мантры Оптинских старцев». Я пытался понять, почему интеллигентный человек совершенно не видит (не хочет видеть?) сущностной разницы мировоззрений этих учений? Ответ пришёл, когда Макс прислал мне с усмешкой композицию «Молиццо, постиццо и слушать Радио Радонеж» с замиксованным голосом игумена Петра Мещеринова.
На коленке сляпанные электронные пульсирующие ритмы, на фоне которых - идиотическая карикатура на традиционное Православие. Не имеющая, понятное дело, с Православием ничего общего. Зато «прикольная, современная» и очевидно, что предназначенная для перепрограммирования мозга тех, кто абсолютно не знаком с этой традицией. Фразы намешаны так, что «православный» представлен абсолютным идиотом со всеми своими рассуждениями на тему поста, молитвы, а заодно и масонов с глобализацией. Типичный образчик вирусной рекламы, такой эффективной в интернете. Там же, в интернете - и «плоды» - наложение этого саундтрека на видеоряд из Звёздных войн, аниме мультиков, и т.д. и т.п. Аудио-видео продукция, до основания разрушающая у её потребителя - завсегдатая дискотек сколь-либо серьёзное отношение к Православной традиции.
Та же традиция кривляния и глумления - обратная сторона чувства собственной неполноценности, уверенный шаг в сторону саморазрушения.
Следует вместо подобных поделок посмотреть фильм Брестская крепость, другие хорошие советские фильмы о войне. Вспомнить, как в 1941 году наши деды не стали вживаться в панъевропейский образ от Дэйва Мустейна (Megadeth): «dance like marionettes, swaying to symphony of destruction». И сейчас, в ответ на сакраментальный вопрос Джонатана Дэвиса (KOЯN) «What if I should die?» одним кликом каждый может остановить свой медийный поток, отринув от себя всеамериканскую истеричную рефлексию «I can see, I can see, I'm going blind!».
Это ли состояние - цель наших стремлений? «Sad but True»? Так ли уж вот прям и «True»? Или всё же:
Мне чуждо это «ё-моё» второе,
Нет, это не моё второе Я!
Но не будем питать и иллюзий о том, что в информационный век легче прийти к правильной и здоровой духовной жизни, не «достаточно всё просто правильно рассказать, или пропиарить». Ибо свободой распространения информации зачастую в первую очередь пользуются в коммерческих/властных/военных целях, и «на мою свободу слова льют козлы свободу лжи». Достаточно вспомнить новостные сводки западных информагентств 08.08.08...
К цели духовного возрождения России, восстановления идеалов Святой Руси нам предстоит долгий и тернистый путь. Жалость и сожаление вызывают попытки новоначальных членов Церкви (к коим и сам автор статьи себя относит) примерить на этом пути жизненный опыт своего мирского «успеха», «современные технологии управления», шаблоны «бизнес-процессов», схемы маркетинга, менеджмента и прочие западные «фишки». Ущербность мышления абстрактными категориями «трендов» и «бизнес-процессов» заключается в том, что на самом деле, в РЕАЛЬНОМ мире - НЕ СУЩЕСТВУЕТ никакого «тренда» или «бизнес-процесса», в частности, апостасии (деградации всего общества людей в управляемых инстинктами скотов, «back to the primitives», «roots, bloody roots», etc.). Существует ОТДЕЛЬНАЯ апостасия в каждой отдельной личности, начиная с Адама. И личность сама может решить - поддаться этой апостасии, или, с Божией помощью, тормозить её и разворачивать вспять: в первую очередь и в основном - в себе самом, затем - в ближних, и постепенно, далее - во всём мире! Это не идеализм, а единственно разумный и рациональный принцип жизни для верующего христианина! И отступление от него - банальное неверие, грех и душепагубная страсть, в первую очередь смертельно опасная для того, кто сам в себе её возгревает.
Макс нарушил правила информационной безопасности, впустив себе в душу эту дискотечную бяку непреднамеренно. При наличии желания отличить правду от лжи он сможет пересмотреть свои взгляды и во всём разобраться.
Но страшно представить, во власть каких сил отдают себя авторы подобных композиций. Неизбежный финал этих людей, при отсутствии работы над собой, покаяния - полнейшее умопомрачение и саморазрушение, в той или иной форме.
И талантливые люди отлично чувствуют, душой чувствуют этот страшный вред лжи в любой форме, под любым соусом. Клифф Бёртон, первый басист группы Metallica, незадолго до смерти записал слова, которые звучат в композиции «To live is to die»: «When a man lies he murders Some part of the world». С болью в сердце приходится констатировать, что, будучи атеистом, и этот талантливейший музыкант не устоял в Истине и перепутал Жизнь со Смертью. И когда он, в этой же композиции, в шутку ли - всерьёз - ли? - но помолился: «Cannot the kingdom of salvation Take me home?...» - его просьба очень быстро исполнилась. Может быть и хорошо, что эти его слова практически невозможно разобрать за грохотом гитар и барабанов? И только серьёзные поклонники Металлики знают этот текст, и могут над ним поразмыслить...
Майкл Джексон, сын свидетелей Иеговы, экспериментатор с каббализмом, поп-идол - богоборец, издевавшийся над своим телом - прожил едва 50 лет из заявленных минимум 100.
Свежий пример - 24 мая 2010 года умер от передозировки басист группы Slipknot Пол Грэй. Slipknot основывают свои клипы и шоу на сатанинской символике. По ней узнаётся общий вдохновитель всех этих «рашпилей у стены», «молиццо-постиццо» и прочих богохульств.
Как же необходим нам в информационной войне против массового безумия и бездуховности этот духовный антивирус, данный нам Апостолом Иоанном! Никогда не отключать свой спам-фильтр и не пропускать в душу ложь, глумление и богохульство даже в блестящей упаковке. На современном языке этот принцип хорошо сформулировала Светлана Копылова в одной из песен:
Дай нам, Боже, помнить на своём пути
Что соблазнам должно в этот мир прийти
Но какое горе ожидает НАС
Если в мир приходит через нас соблазн.
Но где взять такую «программу-антиспам» для души, как инсталлировать? Ведь её не выпускают под маркой Лаборатории Касперского? Ответ прост - «программа» содержится в культурной и духовной традиции нашего народа. Последнюю тысячу лет она непрестанно совершенствовалась, просто нужно научиться ей пользоваться. Недаром ведь такой популярностью сейчас пользуются советские мультики и фильмы, вопреки густому потоку модерновой бездарщины, льющемуся вот уже лет 20 через многие наши масс-медиа. Если к произведениям советского периода добавить классические литературные и музыкальные произведения - система фильтрации начнёт жить и срабатывать, и вытеснять рекламный вакуум и мусор в стиле pepsi.
Тогда мы сможем и предупреждать о найденных вирусах наших ближних, всеми возможными способами. И детям и внукам жизненным своим примером передать слова Владимира Высоцкого:
Если, путь прорубая отцовским мечом
Ты солёные слёзы на ус намотал,
Если в жарком бою испытал, что почём, -
Значит, нужные книги ты в детстве читал!
Илья Петров, группа Megalife, ipetrov@byte-1c.ru
5. Re: Духовный антивирус - защита от информационной атаки
4. кладбище Сен-Женевьев де Буа, где похоронены многие участники Белой иммиграции.
3. Викторр,
2. Автору
1. слишком много для правды