Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Тени забытых предков

Священник  Алексий  Бачурин, Русская народная линия

03.11.2011

Любой священник может подтвердить мои слова. На каждой исповеди в храме кто-нибудь из исповедающихся обязательно пожалуется духовнику, что с тех пор, как он стал ходить в церковь, он стал гораздо грешнее прежнего: умножились грехи, ослабела воля, отношения с близкими стали хуже, внутри поселились злость и раздражение. Приходится объяснять, что это признаки духовного возрастания, процесса воцерковления и начала нашего духовного пути, что, просто, придя в Церковь, мы стали видеть то, что раньше было от нас закрыто. Причём объяснять это приходится много раз, снова и снова - иногда в течение многих лет - так как впечатление это настолько сильное, так ясно переживаемое, что поверить в то, что глаза твои до времени ничего этого не видели, очень трудно. Но радостно бывает на душе, когда в начавшейся борьбе с грехом человек чувствует, как боязливо отступает враг даже перед совсем, кажется, малой верой и совсем расслабленной волей, волей - хотя бы по необходимости, хотя бы по безысходности - но преданной в волю своего Создателя. Как редки эти моменты, но как они освящают и придают смысл всей жизни!

Так бывает всегда: когда тварь осознаёт свою греховность и немощь, она, если ещё хочет жить, не может не прибегнуть к защите и помощи Творца - и Он не может тогда не придти на помощь призывающему Его святое имя. Здесь корень всех побед человека: духовных, душевных, жизненных, гражданских, военных и всех прочих. Сюда он должен и возвратиться после пролетевшей бури, чтобы осмыслить происшедшее, наметить будущее и принести благодарность Богу, так чудесно ведущему его по волнам житейского моря. Так некогда всё человечество, осознав безысходность своего греховного существования и увидев перед собой смертельный исторический тупик, не могло в отчаянии не призвать Того, Кто, любя своё создание, обещал прийти, и «всё открыть» людям и спасти их. Тогда и Он не мог не прийти - и пришёл, и всё открыл, и спас. Но и мы обязаны - осмысляя историю - постоянно с покаянием и благодарностью возвращаться к Тому, Кто хранит народы и всё человечество от духовного и физического самоуничтожения.

Священник Алексий Бачурин Много лет тому назад, когда мы с женой были ещё молодыми людьми, у нас была одна знакомая женщина, чуть постарше нас. Мы не были с ней особенно дружны, но лишь изредка встречались у наших общих знакомых, иногда перекидывались несколькими фразами на самые различные темы - и вот, однажды, когда речь зашла о национальном вопросе, о России и о вещах, примыкающих к этой всегда болезненной теме, она произнесла фразу, тогда неприятно поразившую нас: «Ну, какая я русская - я просто интересуюсь всем русским». Поскольку в родословии нашей знакомой, как мы знали, была заметная примесь иной, неславянской, крови, из этих слов мы тогда сделали выводы далеко не лестные для неё. Прошло около двух лет - она внезапно скончалась после короткой болезни и мы были на её похоронах. Её, молодую женщину, отпевали в православном храме - тогда это ещё было не очень обычным явлением - а в гробу она лежала в платочке, повязанном совершенно деревенским, православным (как нам тогда представилось: «старушачьим») образом: всё это как-то смутило нас в нашем о ней привычном представлении, заставило задуматься о её жизни и о тех памятных для нас её словах. В дальнейшем, в ходе трудного нашего воцерковления и размышлений о судьбе нашего народа и смысле собственной жизни, мы начали всё больше ценить точность этой «парадоксальной» формулировки.

Зачем человеку Спаситель? Затем, что всё, что вне Бога - неживое, ненастоящее, призрачное, как-бы-существующее, существующее наполовину, подобно тени, лишённой самостоятельной жизни. Неживое не может давать жизнь, но только убивать её. Так, в компьютерных играх один из любимых действующих героев - «нежить», похожая на тень мрачная фигура с широкой спиной, без лица, с огненным оружием в руке, могущая только резать, сжигать, «стирать с лица земли». И в жизни нашей, мы знаем, действуют похожие на эту «нежити», выдающие себя за человеческие создания. А жизнь так хрупка и, кажется, совершенно беззащитна! Только Господь придаёт нерушимую крепость человеческой хрупкости, наполняет настоящим существованием ненастоящесть его временного существования. Всякая христианская душа верит, ожидает и надеется соединиться со своим Создателем в вечности, войти в Царство Небесное, но начинается это Царство уже здесь, во временной жизни. «Царство Небесное внутрь вас есть» - сказал Господь, тем самым указывая верующим в Него, что уже здесь, готовя себя к будущему веку, они пожинают первые плоды своих трудов в любви Божией. Но так же точно и неверующие, не нуждающиеся в спасении, люди уже здесь пожинают первые плоды своего неверия, блуждая тенями среди теней полунастоящего существования, вынужденно отдавая разум и все силы души на служение призракам этого мира, лишённым настоящего смысла. Душа же такого человека - всегда настоящая, всегда живая, созданная по Образу своего Создателя - остро чувствует это несоответствие, страдает и мучается этим диссонансом, нарушающим божественную мелодию Жизни, божественный Промысел о ней. Продать вечное в плен временному - преступление перед Богом и перед людьми и оно никогда не остаётся ненаказанным даже уже и здесь, среди, казалось бы, таких славных и окончательных побед «нежизни» - и всех её великих приобретений.

Сегодня я снова задумался об этом потому, что в последнее время мне особенно часто приходится сталкиваться с агрессивным исповедованием тождества реального и долженствующего, того, что есть, с тем, что должно быть, что Бог и люди ожидают от нас. Я часто вспоминаю удивительное слово давно умершей женщины, то и дело встречая яростные утверждения своей настоящести, полноценности, своей русскости, своего полного права перед Богом и людьми, перед природой и обществом, своей личной и своей партии нравственной безукоризненности. Бывает в Церкви: посреди Храма, прямо перед Царскими вратами вдруг стоит группа людей, совершенно не замечающих того, что они резко выделяются из среды всех постоянных прихожан. Обычно они и одеты не по-православному, и стоят не там, где все остальные, не крестятся и не кланяются совсем -или не вовремя - и выходят из Церкви когда попало (чаще всего - как раз в начале чтения Евангелия). Но ничто не может убедить этих бедных людей в том, что они - пока ещё чужие Церкви, что для того, чтобы стать «своими», им надо сначала очень сильно этого захотеть, потом потрудиться, чем-то пожертвовать для Бога и для Церкви: временем, силами, средствами... а потом и вообще всей своей жизнью. Стоя прямо посреди церкви, они совершенно не задумываются: кто, когда, на какие средства превратил вчерашнюю грязную руину в этот чистый, тёплый, красивый храм, открытый для них в ожидании, что они придут сюда и захотят научиться общению с Богом. Таким людям нечему учиться: они всегда всё знают, всё умеют, всегда в своём праве, ко всему в претензии. Мир для них - лаборатория, близкие - объекты для поучений, народы - материал для социальных экспериментов. Они учат и Церковь: как надо крестить, как исповедовать, на каком языке совершать богослужение, кого благословлять, кого призывать к покаянию. До сих пор они как будто находятся в тени тех самых кустов, куда некогда спрятался Адам от Создавшего его - но в совершенной спокойной уверенности, что это тёмное место и определено для вечного пребывания человечества. Они всегда - настоящие, полноценные, им не в чем каяться. «Моё время ещё не пришло, а для вас - всегда время!» Это о них сказано, но - мы все начинали с этого. Мы все некогда казались самим себе настоящими, полноценными, всегда правыми, бессмертными... Весь мир воспринимался нами, как широкий, светлый путь для нашего самоутверждения. Сколько же раз нужно человеку оказаться на пороге неминуемой смерти, что выйти из этого плачевного состояния? Сколько морщин должен Господь наложить на лицо человеку, чтобы ему надоело любоваться самим собою? Каждому по-разному. Бывает, и всей жизни для этого не достаёт и человек умирает, так и не научившись самому главному в жизни. Сколько раз нужно народу быть посрамлённым безумием самонадеянности, чтобы умудриться своим бессилием и утвердиться в Истине? Столько, сколько необходимо, чтобы он вернулся на единственный настоящий путь. Столько раз он и будет посрамлён перед самим собой, перед соседями, перед всем миром. Так было в трагическом сорок первом году, когда нам, таким энергичным, самоуверенным, таким во всём всегда правым, Господь в один миг открыл призрачность нашего существования без Бога, поставив нас на самый край земного существования, обратив день нашей общенародной духовной радости, День Всех Русских Святых, в день нашей великой общенародной скорби: «Опомнитесь! Научитесь от великих предков! Придите в разум истины! Наполните вашу жизнь настоящим смыслом!»

Когда я встаю к Престолу Господа моего, я всегда начинаю остро чувствовать свою «ненастоящесть» как священника по отношению к той череде иереев, которые стояли до меня на этом святом месте, особенно к двум последним из них - мученикам за Христа, свидетелям Божиим. Причащаясь Вечной Жизни я со скорбью ощущаю, как быстро Она, по причастии, истоньшается во мне и я снова погружаюсь в тень смерти. Узнавая историю моего народа и государства, меряя мою жизнь по жизни моих прадедов, собиравших, украшавших свою Родину и защищавших православную веру, сравнивая их подвиги с моей духовной и физической немощью, я остро чувствую ненастоящесть, призрачность своего земного существования. Ведь время моё уже скоро закончится (и чьё время закончится не скоро?) - а я, уча других, сам ещё и не приступал к делу спасения, а только рассуждаю о нём, блуждая среди теней настоящих сущностей. Хочется яснее увидеть Жизнь и изо всех сил прилепиться к ней, но шелуха всех прежних моих блужданий без Бога и нынешних грехов упрямо загораживает меня от Неё, мне остаётся только шептать: «...мою немощь посети!» и, кажется, ни на что большее уже не хватает сил. И мне страшно, что эта моя призрачность, пройдя через порог смерти, продолжится вечным мучительным несуществованием там, в «царстве мрачного Аида». Если бы я родился в благочестивой, благополучной семье, если бы я с детства сохранил бы всё то, что даёт Господь каждой душе, приходящей в мир, то, кажется, всё было бы совсем по-другому!.. Но - это был бы не я, а кто-то другой, который, возможно, уже где-то и живёт и молится обо мне; а моя жизнь - вот она, такая, как есть, и я ничего не хочу стереть из неё, но только горько сожалею о многом и многом по моей вине произошедшем в ней. Так зачем же Господь меня, такого, возвёл в высшую степень священства и поставил туда, куда святые ангелы приникнуть желают - как не для того, чтобы, может быть, моим терпением своего недостоинства спасти меня, и ради того, чтоб я смог поделиться своим горьким опытом с теми людьми, кто захочет меня выслушать? И рассказать им о том, как невероятно и чудесно Он заботится о всякой, даже самой ничтожной и грешной, душе.

Я, братья и сёстры, не исповедуюсь здесь - исповедаюсь я в другом месте - я делюсь своими переживаниями в надежде, что они помогут кому-нибудь найти правильное решение его собственных недоумений. Ведь: «Святым Духом всяка душа живится», т.е. духовная жизнь едина для всего создания: что происходит в душе отдельного человека, то - в других формах - совершается и в человеческом обществе. Как я понимаю мою собственную жизнь и мои задачи в ней, так я понимаю и жизнь человека вообще, так, в частности, я понимаю и задачу настоящей исторической науки. Речь идёт не о том, чтобы стереть из памяти общества какие-то годы и периоды существования человечества или конкретного народа и не в том, чтобы героизировать одни в ущерб другим, но чтобы - осмыслив и оплакав многие горькие и печальные страницы - научиться из них правильному отношению к жизни вообще и к своей собственной в частности, чтобы почувствовать трагичность человеческой истории после грехопадения. Ведь всё существование человечества, после изгнания из Рая, по большому счёту - полусуществование, жизнь во сне в ожидании пробуждения. И чем дальше от момента создания, от райского блаженства, от воплощения Христа, тем в большей и большей степени от человечества отходит Дух Жизни, тем более сгущается тьма смерти вокруг живых душ, желающих оставаться верным Источнику всего. Конец земной истории трагичен, но одновременно и радостен - победой Божией и избранных Его. Так кто по-настоящему герой в жизни, стремительно уходящей от Бога? Совсем не тот, имя которого выкликает безумствующая тьма, но тот, кто, оставаясь неизвестным для нас, может быть, один-на-один противостоит духу века сего. Какие победы наши? Совсем не те шумные, временные, сумеречные, от которых наутро приходит горькое похмелье с пустыми карманами, но - настоящие, вечные, которые мы одерживаем в своих церквах и своих комнатах, наедине с самими собою и Тем, Кто всё видит и всему даёт настоящую цену. Много персонажей истории описано в Священном Писании - святые Божии, благочестивые цари, простые безымянные люди, предатели, богохульники, безумцы - и слова и поступки каждого показаны в свете Правды Божией. Из этой истории мы видим: к чему приводит кротость, смирение и верность Богу, а к чему - гордыня, своеволие и другие страсти, что такое «суета сует» - и как душе не осуетиться в плотной атмосфере греха. Никто не осуждён, никто не оклеветан, не уничтожен презрением перед Богом, но всякий выявлен в том качестве, в каком он предстал перед своим Создателем. К такому отношению друг ко другу, к своему народу, к стране призваны и мы с вами, если мы называем себя верующими людьми, русскими патриотами - да просто живыми людьми, а не ходячими репродукторами или гильотинами.

До тех пор, пока человек не почувствует изболевшейся душой призрачность своей жизни без Бога, до тех пор он не сможет выйти из мира теней, не сможет и другим указать путь выхода. Возможность правильного осмысления жизни, а значит и плодотворный поиск дальнейших путей развития общества лежит в религиозной сфере, а не в экономике, политике или философии. Если принять это положение, то вопросы более частного порядка решаются сами собою. Например, спор о «имперском» и «племенном». Какой путь избрать России в ближайшем будущем? В поисках ответа надо исходить из того, что всякий народ, ставящий во главу угла не «кровь», а Веру - народ имперский. Если мы с вами хотим сохранить свой национальный характер перед Богом и людьми, мы, должны сохранить имперский вектор развития, как единственно для нас возможный. Мы не знаем, что получится из этого нашего стремления и к чему приведёт наш путь - это знает только Тот, Кому открыто будущее - но мы должны отдавать себе отчёт в том, что путь отказа от Империи, это - путь измены Богу, самим себе и своему предназначению в мире. Русские не только всегда были народом имперским - даже чем далее в глубину истории, тем более - народом, всегда ставящим во главу угла не «кровь», а Правду и Истину, своё предстояние перед Создателем. Только осмыслив эту религиозную идею и утвердив это самоощущение, мы из разрозненных племён стали единым народом. Только тогда мы стали нужны Богу.

Решая этот вопрос, мы сможем найти ответ и на второй, тесно с ним связанный: может ли в принципе существовать «красная империя»? Этот ответ прост и однозначен: никоим образом. Не надо обманывать себя и других: Империя - понятие не организационное и не географическое, а мистическое, религиозное. Это избранная Богом семья, предстоящая своему Создателю. Империя это - икона Церкви. Поэтому с изменой Богу, которому должен был бы предстоять человек, Империя немедленно, «в один день и одну бедственную ночь», превращается в свою противоположность: места братьев заступают сослуживцы, соратники и товарищи, место главы семьи занимает самовластный тиран, вместо семьи-Империи на сцене истории появляется тирания. Это - икона антицеркви того, кто некогда придёт вместо Бога, это явный образ нынешних тайных преступных сообществ, претендующих на управление всем миром. Здесь Карфаген прикидывается Вечным Городом, «мерзость запустения» водворяется на Святом Месте. Но даже при тирании имперский народ может долго сохранять своё имперское самоощущение, в ожидании, может быть, того часа, когда бесовское обстояние рухнет и ложь развеется. Если же народ под давлением духовных и материальных обстоятельств поменяет религиозный ориентир своего существования на низменный, племенной, он, парадоксальным образом, тут же превратится в потерявшее смысл жизни, легкоуправляемое стадо «нежитей» безо всякого национального лица вовсе. Пример - современные европейские народы. Если мы поймем, что с нами происходит сегодня, если вернёмся на наш исконный духовный русский, имперский путь, на путь почти забытых нами предков, тогда по нему и выйдем из «сени смертной», которая сегодня нас так плотно обступила. Если же нет, если мы и дальше будем упорствовать в наших ночных мечтаниях, то: да, уже очень скоро получим то, чего так жаждем. Господь терпелив, Господь многомилостив, Господь даёт каждому по желанию души его. Только потом - не пожалеть бы.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 539

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

539. Артур : 532. Н.Ролле :
2011-11-17 в 09:15

Кто эот агрессивный богослов - Сережа?



Кто бы ни был... По существу имеете что-то возразить?
538. Венцеслав Крыж : Re: Тени забытых предков
2011-11-17 в 08:14

Как-то странно работает форум?
537. Иоанна : 535 Н.Ролле
2011-11-17 в 03:20

Неужели Вам не все равно?



В смысле пофигу? Разумеется, все равно.
536. дед пенсионер : 511. Серёжа : Подумали, в эмиграции живу?
2011-11-17 в 00:50

Да нет, ошибся, когда сказал,что ты сам все понимаешь.
535. дезинфектор : Иоанна
2011-11-17 в 00:34

Неужели Вам не все равно?
534. Иоанна : 531 Н.Ролле
2011-11-17 в 00:24

Признаюсь, что нет И НЕ НАДО. Но скажут: врет! Придумают свою версию. И засудят.
533. Венцеслав Крыж : Re: Тени забытых предков
2011-11-17 в 00:05

Тебе христианской нравственности мало,
Ты хочешь стать святым в манере калло,
Не можешь стать святым, но не печалься,
Стань добрым и во всех грехах раскайся,
Не можешь даже этого, так что же,
Иди-ка в атеизм с блаженной рожей,
А если ты в объятьях атеизма,
То попадешь в капкан аморализма,
А напоследок ждет тебя геена,
Которая не выпустит из плена.
532. дезинфектор : Re: Тени забытых предков
2011-11-16 в 23:50

Кто эот агрессивный богослов - Сережа?
531. дезинфектор : Иоанна
2011-11-16 в 23:49

А я Вас уверяю. дорогая Иоанна, если мой этот пост опять не остановят, что лучше признаться и в золотых унитазах и в двух-трех мраморных дворцах.
530. Иоанна : 520 о. Алексию
2011-11-16 в 23:23

Помогай Вам Господь! Вы всё успеете.


Спаси Господи, батюшка!
529. Галкина Л.В. : Ролле (524)
2011-11-16 в 22:50

Зачем же так далеко было ехать? Рядом братская Беларусь, где на много чище, чем в Европе. И ведь таджиков-уборщиков нет.
528. Серёжа : распространенные ошибки
2011-11-16 в 21:15

1. Нельзя отождествлять душевность (обычное состояние человека; эмоции, чувства, физический и умственный труд, мольбы о помощи, мышление, воображение, память, участие, страдание и сострадание и.т.д.) и страстность. Первое - естественное состояние, второе -его искажение. (есть, правда, разные терминологические расклады: "душевный" как синоним "страстного", "естественный" как синоним "плотского", в слово "духовный" тоже вкладывают различные смыслы - тут лучше всего окончить семинарию, дабы не ошибаться во всех случаях при чтении Библии, Св. Отцов, различной религиозной литературы)
2. Нельзя отождествлять духовность и религиозность, хотя они часто тесно взаимосвязаны. Духовность только там, где присутствует Бог {ложная - там, где диавол или естественные ощущения [даже и смиренные] принятые за Благодать - т.н. прелесть}. В моменты Богооставленности самый величайший подвижник - не духовен, естественен. 3.Интеллектуальное знание Святоотеческих творений ни в коем случае нельзя отождествлять с духовностью.
4. Грубейшая ошибка - считать, что спасется только тот, кто явно ощутил действие Благодати. В большинстве случаев Благодать действует прикровенно -Бог хранит нас от гордыни: Благодатью мы соблюдаем Заповеди Божии, если даже не ощущаем Её.

Многие из т.н. "духовных" (что за смысл вкладывают в это слово - "бакалавр Святости" [прости меня, Господи], что ли?) допускают эти четыре ошибки буквально во всех своих проповедях и книгах, что заставляет усомниться в Православности их духовности. Ссылаются на высказывания Св. Отцов, однобоко их понимая, но другие высказывания тех же самых (или других Св. Отцов), прямо противоположные приписываемому им смыслу,
замалчивают.
527. Иоанна : Крыжу
2011-11-16 в 21:14

Владимир, но вы все-таки напишИте, пожалуйста, опровержение по поводу золотого унитаза, а то дорогие братья и сестры сильно расстроились и уже хоронят мою погибшую душу. Напишите, что вы не кого-то конкретного имели в виду. Мы живем скромно, а муж мой в РФ никогда не жил, стало быть, не мог участвовать в разграблении страны или брать в ней взятки, которые ему и в другой стране никто бы не дал. В Артеке и Куршевеле так же замечен не был. Могу подтвердить документально и фотографически, включая, разумеется, и унитаз – в фас и профиль.
526. Серёжа : Re: Тени забытых предков
2011-11-16 в 19:19

Мало только Христианской нравственности -становитесь Святыми. Не можете стать Святыми - будьте хотя бы нравственными и добрыми. Не можете и этого (что и язычники могут) - будьте хотя бы только добрыми - милостивые помилованы будут, в грехах кайтесь. Не можете и этого - нечего в Православии делать, идите в протестантизм, в атеизм. Всё, по-моему, понятно. Святость и духовна, и добра, чиста и смиренна. Праведность добра и чиста, смиренна. Кающаяся грешность - добра, смиренна. Дальше - атеизм. Потом аморализм. Потом демонизм. Последнее - ад и вечная мука.
525. Серёжа : Господи, помилуй.
2011-11-16 в 18:02

Сто раз уже об этом писал, повторю в сто первый. У нас всегда было много молитвенников, но основная масса народа - 140 млн. - тоже должна прилагать усилия. - какие? Всем стать Святыми? Это Дар Божий, не всем даётся. Нравственные и душевные. Ничего не противопоставляю.
Мне душевности хватает - родных, ближних, - слава Богу. А детишкам не хватило - тем, что себя убили. Ну, не любит Русский человек "слюней", чтоб ему руки слезами и соплями пачкали. Для нас, взрослых, это ничего, выдержим, хоть и трудновато может быть... А детей такая атмосфера УБИВАЕТ. Два-три поколения - уже Смута, гражданская война, "всех поубивать, церкви сжечь". Надо меняться. Иначе - смерть. Святые молятся, но чтобы это могло нас спасти, мы тоже должны... Но, ладно. Невозможно тыщу раз одно и тоже. Китаец может быть человеком, Таджик может, Узбек... только Русскому подавай что-то особое... прости, Господи, сам понимаю, нельзя так - осуждать своих. Имеющий уши поймёт, одним словом.
524. дезинфектор : Re: Тени забытых предков
2011-11-16 в 13:27

Я. конечно, понимаю, что принято ругать заграницу - она бездуховная и недушевная. Но вот сейчас съездила в Европу и мучаюсь - почему они не бросают мусор на землю? Ведь не бросают, а оттого так чисто, что таджики работают...
523. В.М. : 521. Венцеслав Крыж
2011-11-16 в 12:43

Венцеслав, кто автор стиха?
522. В.М. : 517. Серёжа
2011-11-16 в 06:32

Вы правы, дорогой Сергей. Думаю, сестра Екатерина отвлеченно от реальности изучала Святых Отцов.
Любой закон иссушает веру, подменяя любовь ревнительством к закону. Разве не об этом говорил Спаситель?
521. Венцеслав Крыж : Для меня Россия на втором месте после Бога.
2011-11-15 в 21:16

Мы были там, мне страшно этих строк,
Снега и льды, бескрайняя Россия,
Как прежде по тебе идет Мессия,
И Судный день по-прежнему далек.

Мерцают звезды, полночь на часах,
И где-то далеко в дрожащем небе
Сплетает время ненависть и страх,
Оставив дню все помыслы о хлебе.

Твой верный сын и пасынок греха,
Мысль замирает перед вечной тайной,
И кажется такой необычайной
Безмолвная гармония стиха.

Россия, наваждений круговерть,
Рассудком не понять и не измерить
Страну, в которой можно только верить
В бессмертием сияющую смерть.
520. свщ Алексий Бачурин : Иоанне.
2011-11-15 в 21:13

Помогай Вам Господь! Вы всё успеете.
519. дезинфектор : Сережа
2011-11-15 в 17:47

Это очень забавно. то что Вы говорите. А духовности нам хватает?Может, многовато?
Почему Вы противопоставляете духовность и душевность?
518. Екатерина Домбровская : 517. Серёжа
2011-11-15 в 17:35

Неужто вам не хватает душевности здесь - на сайте? Здесь такие душевные люди ( мои оппоненты). Даже странно...
Душевность-то у вас - выше духовности получается? А духовность это что ж за такой страшный зверь - бездушный что ли? В нем нет тепла нет любви? Духовность - это "проявленный" образ Христа.

Спорить с Вами не буду: обо мне говорите что хотите.
А вот про духовность - ... Впрочем пусть вас другие поправляют...

С меня хватит этого места.
517. Серёжа : Re: Тени забытых предков
2011-11-15 в 16:01

Нет такого количества детских самоубийств ни в Сербии, ни в Китае, ни в Африке, ни в Италии. - там что, много молитвенников, Евангелие верно понимают, покаялись во всех исторических грехах, всё поняли и осознали?
Нет конечно. Не духовности нам не хватает, а душевности, нравственности, теплоты человеческой. Неправа Екатерина Домбровская, в корне не права.
516. Иоанна : о. Алексию
2011-11-15 в 15:37

Дорогой батюшка, Вам - доброго здравия и бодрого духа!
515. Иоанна : 510 Н. Ролле
2011-11-15 в 15:35

Дорогая Иоанна! Вилимо, для строгости модератор категорически не пропускает мои шутки, обращеные к Вам. Наверное, мы подозрительные персоны и нам не разрешено общаться.



Дорогая Мария, опускайте свои шутки пониже, чтобы их не заметили и пропустили.
514. Иоанна : 506 Крыж
2011-11-15 в 15:25

Спасаться можно везде, уважаемый Владимир.
А для поддержания формы я довольно часто выезжаю на научные конференции в Россию, дружу с очень яркими учеными и месяц-полтора в году живу в „своем сосенном раю” в окрестностях Петербурга. Всю свою жизнь мечтала жить там и только там, в родном доме, в родном городе, рядом с любимыми дедушкой и бабушкой. Но отец мой, Царство ему Небесное, был офицером, и мы – мама (и ей – Царство Небесное), брат и я - следовали за ним. А потом я следовала за мужем. Мечты переселились в стихи, да там и останутся…

Ребята, прощаюсь, работы много. Будьте все здоровы и Богом хранимы!
513. Иоанна : 508 Артур
2011-11-15 в 15:22

Артур, соглашаюсь. В том числе и с тем, что любовь действует спонтанно. В начале своего воцерковления я задавала подобные вопросы батюшке (тогда окормлялась у болгарского):как быть? Батюшка отвечал, что мне подскажет „червената лампичка”. Я, так же, как и Вы, опасалась:а если она у меня не работает? Но батюшка, улыбаясь, говорил:”Ничего, когда нужно будет, сработает”. Срабатывала. Случаев не так много, но все они яркие. В плане обид, ссор. Но все – со счастливым концом, с признанием, что я была права, и переходом отношений на другой, более высокий уровень.
512. дезинфектор : Re: Тени забытых предков
2011-11-15 в 15:05

Интересно, что их всех так разозлило в статье юатюшки? Нверное. вот это

"может ли в принципе существовать «красная империя»? Этот ответ прост и однозначен: никоим образом. Не надо обманывать себя и других: Империя - понятие не организационное и не географическое, а мистическое, религиозное. Это избранная Богом семья, предстоящая своему Создателю. Империя это - икона Церкви. Поэтому с изменой Богу, которому должен был бы предстоять человек, Империя немедленно, «в один день и одну бедственную ночь», превращается в свою противоположность: места братьев заступают сослуживцы, соратники и товарищи,"

Конечно. скажут они - очень даже может быть красная империя! Им православие не мешает быть кровожадными.
511. Серёжа : дед пенсионер
2011-11-15 в 14:58

Подумали, в эмиграции живу? Нет конечно, и не собираюсь. А уж за духовную-нравственную оценочку - извините: 1 место по детским суицидам - не фунт изюма.
510. дезинфектор : Иоанна
2011-11-15 в 13:17

Дорогая Иоанна!
Вилимо, для строгости модератор категорически не пропускает мои шутки, обращеные к Вам. Наверное, мы подозрительные персоны и нам не разрешено общаться.
509. дезинфектор : Иоанна
2011-11-15 в 12:58

Крыж хотел сказать - больше читайте крыжа.
508. Артур : 502. Иоанна :
2011-11-15 в 09:28

Умолчание не есть равнодушие, дорогая Иоанна. «О любви не говори, о ней всё сказано. Сердце, верное любви, молчать обязано…» :). Кто может уверенно сказать о себе, что им руководит любовь – да еще и та, которая нужно? Заподозрить в себе должную любовь – к брату ли, к Богу ли – не чревато ли это недопустимым самомнением? И что мы знаем об окружающих? Как правило, очень мало… Рассмотрите ситуацию: скажем, о себе, мы знаем немало: знаем (пусть и не полностью) насколько мы грешны. И вот рядом человек, о котором мы не знаем почти ничего. И вот человек согрешил – неосознанно допустил в своих речах то, что можно расценить как богохульство. Должны ли мы, в сознании собственной греховности, в понимании того печального обстоятельства, что мы сами оскорбляем Бога каждый день, возможно, куда худшим образом, спешить укорить человека в этом грехе, не зная ничего о том, что может каждый свой день он проживает в очах Божиих куда достойней, чем мы сами?

Конечно, Вы будете правы, если скажете: любовь так не рассуждает, она действует спонтанно… Верно. Но это возвращает нас к началу: любовь ли говорит в нас? Или, как Вы выразились – хорошая «услуга ближнему»?

Как сложно жить, правда, дорогая Иоанна? :)
507. Серёжа : Re: Тени забытых предков
2011-11-15 в 08:20

Крыжу. ну, для Вас Россия - родина слонов))
Еве. "Отведавши мёда..." как говорили послы Св. равнап. кн. Владимира. Хотя, одно точно: родиться в России, жить в России и помереть в России.
506. Венцеслав Крыж : Все же пребывание вдали от культурных центров
2011-11-15 в 08:08

сказывается, уважаемая Иоанна. Больше читайте.
505. Ева : 500. Иоанна
2011-11-15 в 06:14

Да,вообщем то нет,просто мало и плохо запоминаю анекдоты,уважаемая Иоанна!:)))
504. дед пенсионер : 503. дед пенсионер :"Но ты ведь и сам все понимаешь...".
2011-11-15 в 02:19

Тут я погорячился. Не разглядел.
503. дед пенсионер : 467. Серёжа :Кто одной ногой горит, а кто не горит - это, знаешь, ещё боольшой вопрос....
2011-11-15 в 00:41

... и т.д."

Да я ведь тебя понимаю.И уж "искушать тебя без нужды" в мыслях не имел.
Невозможно понять, что такое смирение,оставив "на потом" все остальное,грубо говоря.
Св.Отцы помогают,как древние, так и современные,обрести полноту понимания.
Все. Ловлю себя на мысли, что в многословии уподобляюсь нашей Е.Д. Но ты ведь и сам все понимаешь. Горяч малость - енто ничаво.
502. Иоанна : 483 Артур
2011-11-15 в 00:31

Еще бы быть насчет себя уверенным в том, что с любовью к брату у тебя все в порядке, дорогая Иоанна, и требуется только ее проявление… Но лучше я помолчу. На разных языках :)



Это верно, дорогой Артур. Иной человек нам мил и дорог, но к его спасению мы равнодушны. Или свое спокойствие оказывается дороже. Не желая огорчать кого-то или портить отношения, мы можем промолчать, когда молчать нельзя, огорчить Бога, оказав плохую услугу и ближнему. Так вот это не та любовь. Вам же понятен такой язык?
501. Иоанна : Крыж
2011-11-15 в 00:18

Нация культурно ничтожная



Про Первое и Второе южнославянские влияния на Древнюю Русь слышали?
Не смотрите телевизор, особенно рекламы - от них голова квадратной становится. Лучше книжки читайте.
500. Иоанна : 494 Ева
2011-11-15 в 00:12

Ева, вы, видать, помоложе и не помните анекдота брежневских времен: вставь штепсель от холодильника в розетку от телевизора.
Теперь же предвыборное промывание мозгов по ТВ почему-то заставило избирателей забыть о пустых холодильниках.
499. Иоанна : 489 Крыж
2011-11-15 в 00:06

Как я понимаю, процесс примирения со всеми уже пошел.
498. дезинфектор : Re: Тени забытых предков
2011-11-14 в 22:49

Точно! крыж так и рекомендуется "я поэт и богослов"
497. Ева : 495. Серёжа Для нас на чужой стороне и мед горек, а на своей и полынь сладка.
2011-11-14 в 22:38

:))
496. Венцеслав Крыж : А что хорошего ныне в Сербии?
2011-11-14 в 22:27

Торгуют своими национальными героями, Милошевича продали за деньги, Младича, Караджича, Косово сдали, никаких симпатий.
495. Серёжа : Re: Тени забытых предков
2011-11-14 в 22:06

493. Ева : 488. Венцеслав Крыж
2011-11-14 в 20:39

Согласна полностью!... России лучше нет!

СЕРБИИ лучше нет. Простите:)
494. Ева : 490. Иоанна Panem et circenses !
2011-11-14 в 21:47

****В Болгарии только что прошли выборы. Свободные и демократические. Как сказал бывший уже президент:"Телевизор победил холодильник". Пустой холодильник. Поучительно****

Немного не поняла Вас! Пустой холодильник,но исправно работающий телевизор? Это что ж болгарам теперь вовсе не нужен хлеб,а нужны только зрелища?!
493. Ева : 488. Венцеслав Крыж
2011-11-14 в 21:39

Согласна полностью!... России лучше нет!
В Болгарию ехать нет смысла по многим причинам.
492. Венцеслав Крыж : Ум позволяет осознать нижеописанное состояние
2011-11-14 в 21:29

и учит смирению, которое прилично каждому православному христианину.
491. В.М. : 489. Венцеслав Крыж
2011-11-14 в 20:51

А в чем благодетельность ума?
490. Иоанна : 486 Ева
2011-11-14 в 19:48

Качество разное. И люди разные. Как везде.

В Болгарии только что прошли выборы. Свободные и демократические. Как сказал бывший уже президент:"Телевизор победил холодильник". Пустой холодильник. Поучительно.
Страницы:   1 | 2 | 3 | 4 | 5 

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме