Православное духовенство всегда считало одной из своих главных задач распространение образования среди своих прихожан. До 30-40 гг. XIX в. на территории Саранского уезда подобная деятельность была малозаметна, не носила организованного массового характера и составляла прерогативу отдельных священников. В 1828 г. Министерство государственных имуществ поставило перед собой задачу дать начальное образование государственным крестьянам. Заниматься этим должно было приходское духовенство. Обучение в школах министерства государственных имуществ продолжалось 2-3 года. Предметами были славянская и русская грамота, арифметика и Закон Божий. Обучение для крестьянских детей было бесплатным. Духовенство за учительскую деятельность вознаграждение не получало. На территории пензенской губернии в 30-40 гг. таких школ было 40. В Саранском уезде они функционировали в селах Зыково, Посоп, Гарт, Лесной Вьяс, Скрябино, Кочкурово и др. Большинство из них оставалось под руководством духовенства до середины столетия. В Саранске в это время на поприще образования подвизались диаконы Артболетовский, Румянцев и дьячок Венков. Знаменитый деятель православного просвещения в Саранском уезде протоиерей Алексей Масловский высоко оценивал деятельность этих лиц, отмечая высокое качество процесса образования. Он совершенно справедливо замечал, что все взрослое население из купечества, мещан и мелкого чиновничества г. Саранска стало грамотными благодаря этим подвижникам.
Начало 60-х гг. XIX в. в России ознаменовалось серией демократических реформ. Важнейшей из них была земская. Дело народного образования было поручено земствам. Последние, получив право на распределение земских сборов, начали массовое открытие начальных школ. Духовенство рассчитывало на помощь земств в поддержке церковно-приходских школ. Но ошиблось в своих ожиданиях. Столичное и провинциальное образованное общество с пренебрежением отнеслось к нуждам духовенства. Оно посчитало последнее неспособным к делу народного просвещения. В светской журналистике началась травля образовательной деятельности церкви. Не меньше обид испытало духовенство Саранского уезда от Саранского уездного земства. Священники сел Блохино - Дмитрий Охотин, Ромоданово - Георгий Охотский, Березники - Иоанн Сатурнов, организовавшие и много лет руководившие приходскими училищами, обратились за субсидией к Саранскому земству. Оно взяло на свое попечение школы и заменило священников светскими учителями. Священник села Гарт Алексей Островидов заменял в течение двух лет заболевшего, а затем умершего учителя земского училища, не получил никакого вознаграждения за свой труд. Не смотря на очевидные обиды, священники не отказывали в помощи земским учителям в трудных ситуациях. Березниковское общество отказалось строить здание земской школы. Священник Иоанн Сатурнов, отстраненный земством от заведования приходской школой, отправился на сельский сход и стал убеждать крестьян в пользе образования. Казалось бы, убедил. Сельский сход принял решение о строительстве земской школы. Но в тот же день кулаки убедили сход в том, что для села более актуально питейное заведение. Священник стал агитировать кулаков в необходимости училища. Стараниями о. Иоанна школа в Березниках все же была открыта.
Правление императора Александра III изменило отношение к церковно-приходской школе. 13 июня 1884 г. Были изданы «Правила о церковно-приходских школах». Приходские училища получили юридический статус и государственное финансирование. В 1885 г. был открыт Пензенский епархиальный училищный совет, который курировал все церковно-приходские школы Пензенской губернии. В Саранском уезде ими ведало уездное отделение совета. Оно отвечало за открытие школ, подбор персонала, закупку мебели и учебных пособий, организацию учебного процесса, ходатайствовало перед советом о выделении средств. Первыми членами Саранского отделения училищного Совета были: 1) председатель - священник Алексей Масловский; 2) наблюдатели церковно-приходских школ; благочинные - священники Иван Уханов, Михаил Охотин; 4) предводитель дворянства Д. Н. непременный член присутствия по крестьянским делам Д.А. Папанов; городской голова и председатель земской уездной управы Д.Ф. Фалилеев; инспектор Саранского городского училища А. И. Каллистов.
Благодаря деятельности уездного отделения училищного Совета в течение 1884-1899 гг. в Саранском уезде было открыто 20 одноклассных церковно-приходских школ и 23 школы грамоты, где одновременно обучалось не менее 2000 детей обоего пола. В Саранске приходские школы были при Казанской и Троицкой церквах. При всех одноклассных школах действовали библиотеки, которыми могли пользоваться не только учащиеся, но и все грамотные жители. Этой мерой не только распространялись знания, но и поднимался престиж церковной школы. С целью подготовки учителей для этих школ были открыты 2 второклассные школы в селах Архангельское - Голицыно и Воротники. Обучение в них продолжалось 5 лет и наряду с традиционными для начальной школы предметами: славянской и русской грамотой, арифметикой, чтением, Законом Божием и церковным пением, преподавались русская гражданская история, география, естествознание, русская литература, черчение и основы дидактики.
Отношения земства к школе оставалось неоднозначным. Критика в прессе несколько притихла. Саранское земство субсидировало каждой вновь открытой приходской школе по 20 рублей в год. Их краснослободские коллеги были куда более щедрыми; каждая вновь открытая церковная школа получала 190 рублей ежегодной субсидии.
Отношение крестьян к церковной школе также было неоднозначным. Они считали ее более предпочтительной, чем школу земскую, полагая, для жизни важнее хорошее знание богослужения и добрая нравственность, чем познания в области естествознания. В тоже время, они пытались избежать затрат на школу, полагая, что устройство и содержание школ должны происходить без их материального участия. Они часто говорили священнику, что денег на школу давать не будут, так как на них собирали на школу земскую. Священник договаривался в волостном управлении о списании с его прихожан земского сбора на школу. Последние были довольны этим обстоятельством, но давать деньги на школу не спешили. Священники затрачивали большие усилия, чтобы убедить крестьян поддержать школу.
Как мы отметили ранее, духовенство Саранского уезда не замыкалось в узко сословных интересах. Священник Алексей Масловский, будучи гласным Саранской городской думы и уездного земства, способствовал открытию ряда земских школ и женской прогимназии.
Стоит отметить, что в 40 земских школах уезда, городском и реальном училищах и женской гимназии Саранска был введен такой учебный предмет как Закон Божий.
Просветительская деятельность духовенства Саранского уезда не ограничивалось только школой. Одну из важнейших мер в духовном просвещении прихожан оно видело в церковной проповеди и внебогослужебных собеседованиях. Последние проводились после вечерни в период Рождественского и Великого постов. В Саранске духовно-нравственные беседы организовывались городским духовенством в Великий пост в здании Дворянского собрания. Случалось здесь собиралось до 500 человек. В сельской местности беседы проводились в селах Пушкино, Лада, Ромоданово, Чуфарово, Березники, Анненково, Елховка и Пятина. Во всех этих селах, за исключением Пятины, собеседования носили регулярный характер. Священник села Березники Порфирий Зарин на протяжении 1884-1914 гг. в Рождественский и Великий посты не пропуская, проводил беседы с прихожанами, объясняя смысл Закона Божия, смысл церковных праздников. В ходе внебогослужебных бесед священники боролись против народных суеверий, таких пороков как пьянство, азартные игры, не почитание старших. Много бесед было посвящено необходимости школьного образования. Особенно трудно было объяснить, что бы крестьяне отправляли в школы девочек. Не были оставлены без внимания проблемы борьбы с антисанитарией, вопросы профилактики инфекционных заболеваний: дифтерии, холеры и трахомы. Священникам приходилось убеждать своих прихожан доверять земским врачам, так как крестьяне полагали, что врачи не лечат, а травят больных. Священники пропагандировали среди своей паствы первоначальные медицинские знания. Объясняли матерям наиболее целесообразные приемы ухода за младенцами. Благодаря стараниям пастырей был снижен уровень смертности среди населения от инфекционных болезней.
Так как в Саранском уезде было не менее 1665 молокан и раскольников, а также значительное татарское мусульманское население, духовенство проводило с ними миссионерские беседы. Среди священников - миссионеров выделялись Сергей Магнусов и Николай Несмелов. Ежемесячно в православие обращалось в разных селах уезда несколько десятков человек, в основном раскольников.
Мощным средством привлечения прихожан к богослужению было общее пение, а также привлечение детей прихожан к чтению во время службы. Эта мера увеличивала число прихожан и тем самым влияла на их моральный облик. Отмечалось, что прихожане стали приходить на службу трезвыми, вести себя благопристойно, не сквернословили.
Сильным бичом населения Саранского уезда было пьянство. Оно охватило все социальные слои и возрасты - от стариков и молодежи. Против этого порока ожесточенно боролись наши пастыри: проводили собеседования о вреде пьянства, требовали перенос сельских сходов в будничные дни, закрытия в селах питейных заведений, организовывали общества трезвости. На этом поприще особенно активно проявили себя священники Порфирий Зарин, Петр и Стефан Масловские. (Петр Масловский был убит за проповедь трезвости пьяным односельчанином).
Некоторые священники, такие как Николай Беляев, Алексей Масловский, занимались изучением истории родного края и знакомили жителей уезда с прошлым г. Саранска и всего Саранского уезда. Отец Николай Несмелов уделял большое внимание изучению быта и обычаев мордовского народа.
Как мы видим, просветительская деятельность духовенства Саранского уезда была очень активна и имела разнообразные формы. Это и открытие начальных школ, и организация в них учебного процесса, и церковная проповедь и внебогослужебные собеседования, и привлечение прихожан к более активному участию в богослужении посредством общего пения и чтения богослужебных книг, и миссионерские собеседовании, и организация библиотек и обществ трезвости. Всеми этими, на первый взгляд малозаметными, делами наши пастыри поднимали образовательный и нравственный уровень жителей Саранского уезда. Саранское духовенство не замыкалось в своих корпоративных интересах, а всегда откликалось на проблемы уездного земства и города. Совместными усилиями в Саранском уезде к началу ХХ в. не осталось ни одного села, где не было открыто начальной школы.
Иерей Илья Мотыка, клирик церкви преподобного Серафима Саровского г.Саранска Саранской и Мордовской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата
9. Уважаемой Лидии Александровой
8. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века
7. Лидии Александровой
6. автору
5. В продолжение темы.
4. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века
3. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века
2. Статья действительно полезная и нужная.
1. Re: Просветительская деятельность православного духовенства Саранского уезда во второй половине XIX века