Триумфальное кольцо северо-запада России

Памятники Александру Невскому скульптора В. Г. Козенюка - духовные ориентиры современного культурного пространства

ДелоРус 
0
1316
Время на чтение 12 минут

10 октября исполнилось 14 лет со дня упокоения петербургского скульптора Валентина Григорьевича Козенюка

«Греки и римляне воздвигали своим великим мужам памятники... И наше Отечество воздвигает памятники таким редкостным мужам, таким бессмертным героям, чья любовь к Отечеству повергла бы в изумление Рим и Грецию».

Скульптор И.П. Мартос. 1808.

К личности Александра Невского обращались многие мастера русского искусства, однако, в большинстве случаев, это были единичные произведения в их художественном наследии. Образ Александра Невского, как тема всей творческой жизни, впервые прозвучал в работах петербургского скульптора, профессора Санкт-Петербургской Художественно-Промышленной Академии В. Г. Козенюка (1938 - 1997). Художник создал пластическую иконографию святого князя, отметив монументальными произведениями легендарные места и значительные даты русской истории, связанные с именем Невского героя. Главным делом его жизни стал конный монумент Александру Невскому в Петербурге, над которым он работал более тридцати лет.

Валентин Григорьевич Козенюк родился в Уссурийске Приморского края в казачьей семье. Самобытная культура казачества, с её стремлением сохранить и защитить Отечество, нашла отражение в творчестве скульптора. Его волновали большие, исторически значимые темы, образы героев русской истории, созидающих и охраняющих Родину, таких как маршал Г. К. Жуков, адмирал Г. А. Спиридов, первооткрыватель Кузбасса Михайло Волков, патриарх Филарет, былинные русские богатыри.

Мечту стать скульптором и основную тему будущего творчества Валентин Григорьевич вынес из детства. Первый увиденный им фильм был «Александр Невский». Ребёнком он смотрел его десятки раз, периодически забегая за экран, чтобы убедиться, что всё происходит «не на самом деле». Спустя много лет Валентин Григорьевич вспоминал: «Особенно запомнилась музыка С. Прокофьева «Вставайте, люди русские...». Из детских впечатлений я его могу сравнить разве, что с песней о Варяге, из одноименного фильма того же времени, и с песней «Вставай, страна огромная». С тех пор, как и большинство мальчишек, я стал рисовать богатырей, в каждом из которых видел Александра Невского».

После окончания в 1956 году средней школы в г.Уссурийске, В. Г. Козенюк поступил в Саратовское художественное училище им. А. П. Боголюбова на отделении скульптуры, а через два года - в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной. Приехав в северную столицу, молодой скульптор отправился на поиски памятника своему любимому герою. Каково же было его удивление, когда оказалось, что такого монумента нет! Но были исторические места, связанные с этим именем - Александро-Невская Лавра, Усть-Ижора, рака Александра Невского в Эрмитаже, которые давали творческий импульс, будоражили воображение. Профессиональная работа над образом легендарного князя началась после окончания Мухинского училища и заполнила всю жизнь художника.

Немногие сохранившиеся карандашные наброски 1960-х годов доносят до нас первые попытки скульптора «нащупать» образ мужественного воина через былинные, литературные мотивы. Здесь и обращение к казачьему фольклору, и собирательный образ русского богатыря, и романтика средневекового рыцарства. Всадники изображались в доспехах, иногда с копьём, активно искался жест правой руки. В 1967 году поиски увенчались созданием скульптурной композиции, к сожалению, не сохранившейся до наших дней.

Работая над образом древнерусского героя XIII века, В. Г. Козенюк обратился к изучению иконописной традиции. Композиционные приёмы русской иконы, одеяния и доспехи святых воинов Дмитрия Солунского, Федора Стратилата, Георгия Победоносца стали изобразительным материалом, который художник старался осмыслить пластически.

Александр Невский. Проект конного памятника.1972Важным этапным произведением в многолетнем труде скульптора стала модель конного памятника Александру Невскому, выполненная для одноимённой площади в 1972 году. На основе традиций иконописи и былинного фольклора художник создал романтический образ юного витязя, энергично поднявшегося в стременах навстречу опасности. Князь призван защитить своё Отечество, о чём говорит символический жест правой руки, преграждающий путь врагу. Копьё, подчёркивающее напряжённую вертикаль композиции, венчает декоративный флажок, стилизация древнерусского стяга. Утончённая силуэтная линия, характер движения коня, крутой изгиб его шеи, вооружение Александра Невского созвучны трактовке конных композиций в иконописи, где лошади торжественно несут святых всадников, держащих в руках копья, как, например, в псковской иконе XIV века «Борис и Глеб на конях». Эта работа стала серьёзным проектным предложением в градостроительном плане Ленинграда 1977 года.

Александр Невский. Проект конного памятника.1985В 1985 году была создана новая модель монумента, где автор в полной мере выразил своё понимание образного и пластического решения произведения. Для скульптора Александр Невский был олицетворением идеального русского героя, воплотившим в себе идеи рыцарского служения Отечеству, понятия долга и чести. В отточенной пластической форме В. Г. Козенюк создал образ знаменитого полководца, в котором слились воедино его духовное и воинское служение. Общий дух памятника - это высокая патетика, призыв к защите Родины, мужество и героизм, готовность к самопожертвованию.

Подобное прочтение образа созвучно идеям русского классицизма с его патриотическим содержанием и героическим началом, чистотой и выверенностью пластических форм, ясным композиционным построением. Образ идеального героя близок и иконописной традиции с её стремлением изобразить человека преображённого, в котором выявлена духовная суть жизненного подвига. Влияние древнерусского искусства, так ощутимые в первом варианте проекта, сохранились здесь, на ассоциативном уровне.

В конной композиции Александр Ярославич изображен в 20-летнем возрасте, каким он был к моменту Невской битвы. По словам автора: «Несмотря на молодость, это умудренный опытом, профессиональный военный и дипломат, что наполняет образ с одной стороны, чистотой, открытостью, свойственными молодости, с другой - сдержанной силой и спокойной уверенностью в себе...Основой для решения одеяния, брони, вооружения послужил их анализ в древнерусском искусстве». Образцом для создания шлема Александра Невского стал шлем его отца, Ярослава Всеволодовича, хранящийся в Оружейной палате Московского Кремля. Копьё свидетельствует о победоносном поединке Александра с предводителем шведов Биргером, которому молодой князь «возложил печать на лицо острым своим копием», и, в то же время, является символическим оружием для борьбы со злом, подобно тому, как оно трактуется в иконах святых воинов. Вооружение дополняет меч, атрибут княжеской власти и щит, с изображением льва - древнего символа Владимиро-Судальской Руси, великим князем которой был Александр Невский.

Проект конного памятника в полном объёме был готов в 1988 году и включал в себя модель скульптурной композиции (1985, бронза), бюст Александра Невского, как фрагмент памятника в проектную величину (1984, бронза), модель конной композиции с постаментом (1988, гипс, масштаб 1:10), архитектурный проект (архитектор Г. С. Пейчев, 1988), предусматривающий установку памятника по оси Невского проспекта перед аркой Надвратной церкви. Обсуждение проектного предложения на страницах газет и журналов, в творческой мастерской скульптора, на городских выставках, способствовали тому, что в городе громко зазвучала тема создания монумента великому полководцу.

В рамках празднования 750-летия Невской битвы в 1990 году был объявлен конкурс на лучший проект памятника Александру Невскому, в результате которого В. Г. Козенюк оказался в тройке победителей и вышел в финал. Второй тур конкурса пройдёт через семь лет, в 1997 году. Всё это время скульптор по-прежнему будет предан своей теме. «Образ Александра Невского всегда занимал меня и никогда не оставлял», - говорил Валентин Григорьевич.

Памятник Александру Невскому. Санкт-Петербург. 2002По итогам второго тура конкурса В. Г. Козенюк одержал убедительную победу. Оставалось сделать последний шаг к осуществлению мечты детства об увековечивании памяти русского богатыря Александра Невского. Валентин Григорьевич говорил: «Если поставлю памятник на площади перед Лаврой, то на следующий день могу умирать». Он ушёл из жизни раньше... В завещании автор указал творческий коллектив, которому доверил довести до конца дело своей жизни. В него вошли скульптор А. А. Пальмин, архитектор В. В. Попов, искусствовед Н. Г. Коршунова, административный директор Ю. В. Волкотруб, куратором проекта стал А. С. Чаркина, финансирование осуществляла Балтийская Строительная компания. 9 мая 2002 года конный монумент Александру Невскому навеки встал в городе на Неве, воплотив идеи державности и национального достоинства.

Александр Невский. Бюст. 1984.Параллельно с созданием конной композиции, художник работал над скульптурным портретом святого князя. Завершающим произведением в этом направлении стал бюст (1984), являющийся фрагментом конного памятника в проектную величину, в котором художник создал символический образ князя с его мужественной красотой, сдержанной силой и внутренней одухотворённостью. Пластическое решение отличает плотная лепка, цельная форма с тщательно проработанными деталями. Главу Александра венчает шлем, который придаёт собранность и строгость композиции, несёт смысловую нагрузку, определяя историческую эпоху и княжеское достоинство героя, вводит в произведение икону Архангела Михаила, предводителя небесного воинства.

Этот бюст, являющийся составной частью проекта конного памятника, получил самостоятельную жизнь в монументальных произведениях, посвящённых 750-летию Невской битвы (Царское Село, 1990) и 750-летию Ледового побоища (Кобылье Городище, Чудское озеро, 1992).

Памятник Александру Невскому. Царское Село. 1990В Царском Селе памятник установлен у Софийского собора, правый придел которого посвящён Александру Невскому. Памятник органично вошёл в историческое пространство традиционно военного района Софии и Софийского собора (до революции принадлежащего Лейб-гвардии Гусарскому полку), несущее победоносный дух русского воинства. В монументе удивительным образом сочетаются традиция и современность. Скульптурный портрет Александра Невского, ставший своеобразной пластической иконой святого князя, установлен в воздушную сень, условно обозначенную с помощью двух стальных линий, изображающих арку - символ триумфа и круг - символ бесконечности, что соответствует образу святого князя, который «побеждая, непобедим был». Архитектурную композицию венчает крест, определяя её как символическую часовню (архитекторы В. В. Васильев, Г. М. Козелл, В. Л. Чулкевич). Это первый памятник знаменитому полководцу в приневском крае.

Памятник Александру Невскому. Кобылье Городище. 1992Через два года, недалеко от предполагаемого места Ледового побоища, в старинном селе Кобылье Городище (Гдовский р-он, Псковская обл.) был установлен монумент, являющийся авторским повторением царскосельского памятника. На берегу Чудского озера образ Александра Невского получил романтическую окраску. Молодой князь вглядывается вдаль, туда, где «была сеча жестокая, и стоял треск от ломающихся копий и звон от ударов мечей... и не было видно льда, ибо покрылось оно кровью». Рядом храм XV века, посвящённый Архангелу Михаилу, который, как гласит житие Александра Невского, во главе небесного воинства пришёл ему на помощь в этом знаменитом сражении. Торжественное открытие памятника 29 марта 1992 года вызвало большой общественный резонанс, собрав, в отдалённой псковской местности участников военно-исторического похода к месту битвы - воинов Ленинградского военного округа, летчиков испытателей авиаэскадрильи, курсантов Пушкинского гарнизона, членов исторических клубов, любителей русской истории из Петербурга и Царского Села.

Александр Невский. Проект памятника. 1992Судьба не могла не связать художника и с другим, не менее легендарным местом Невской битвы. В юбилейном 1990 году он приступил к работе над монументом для Усть-Ижоры. В модели памятника Александр Невский изображён в рост, в полном боевом облачении, как будто, только что сошёл с коня. Останавливающий жест раскрытой левой руки и меч, рукоять которого образует крест, прижатый к сердцу, раскрывают образ благочестивого защитника земли русской, не нападающего, но твёрдо отстаивающего свою веру и землю. Эта композиция послужила иконографической основой для современной иконы, что является уникальным случаем и свидетельствует о глубоком постижении скульптором личности святого князя.

Памятник Александру Невскому. Усть-Ижора. 2002В. Г. Козенюк планировал установить монумент у храма Александра Невского в Усть-Ижоре, однако реализовать проект не успел. 6 декабря 2002 года его последователи открыли памятный знак «Часовня у места Божьей помощи в Невской битве», в котором был использован, в виде полуфигуры, фрагмент модели памятника. Это произведение является своеобразной вариацией царскосельского памятника Александру Невскому. Очертание часовни под крестом, служит обрамлением для образа святого князя, которому можно помолиться, поставив свечи в лампадницу у её подножия. В подкупольном пространстве золотыми буквами запечатлены слова, сказанные Александром Ярославичем своей дружине перед Невской битвой, «не в силе Бог, но в правде» (архитекторы памятника В. Л. Чулкевич, В. Е. Жуков; организатор установки памятника в Усть-Ижоре, как и в Кобыльем Городище, председатель фонда «Качур» А. А. Селезнёв; инвестор - компания «Балтийские стали»).

Памятник Александру Невскому. Петрозаводск. 2010Модель памятника Александру Невскому в проектную величину (2, 7 м) хранилась в мастерской художника 14 лет. Эта монументальная композиция была торжественно открыта в Петрозаводске 4 июня 2010 года (архитектор А. П. Гречкин), в честь 90-летия Республики Карелия, и освящёна патриархом всея Руси Кириллом. Памятник расположен на проспекте Александра Невского перед кафедральным собором, посвящённым святому князю, и несёт идею незыблемости рубежей Отечества. Образ Александра Невского наполнен внутренней силой и достоинством, спокойной уверенностью в себе. В скульптурной композиции заключён глубокий исторический и символический смысл, выраженный в точно найденном жесте рук, в трактовке одеяния и брони. Образ святого князя явлен как монументальная скульптурная икона, в которой удивительным образом сочетаются глубокий реализм и художественная условность. Памятник объединил столицу Карелии с историческими местами Северо-Запада России, отмеченными монументальной летописью В. Г. Козенюка, посвящённой подвигам Невского героя.

Художник прошёл путь, длиною в жизнь, в постижении личности святого князя, обращаясь к отрочеству, молодости и зрелости Александра Невского. Этот путь, начавшись с фольклорного сказочного русского богатыря и сменившись романтическим восприятием князя - полководца в 1970-е годы, завершился осмыслением пластического образа через классицистическую и православную традиции. Скульптор выразил в своих произведениях высокие понятия чести и достоинства, сыновнего долга и любви к Отечеству. Все его монументы установлены у храмов и органично входят в церковное пространство, составляя единую иконографическую летопись.

В. Г. Козенюк обладал предчувствием хода времени. В спокойные 1970 - 1980-е годы он активно работал над образом святого князя, как будто предвидя, что на рубеже веков разрушительные тенденции со всей силой обрушатся на Россию. Образ Александра Невского с его державным началом, оказался важным ориентиром для русского общества в непростой период «перестройки», призывая людей сделать исторический выбор в пользу национальной традиции и культуры, того что защищал великий князь, и о чём свидетельствовал в своих работах скульптор.

Памятник первопоселенцам на пензенской земле. Пенза. 1980Образ Александра Невского является центральным в творчестве В. Г. Козенюка, однако наследие художника гораздо шире. Он участвовал в создании больших мемориальных комплексов, посвящённых Великой Отечественной войне, таких, как «Холм Славы» у Ивановских порогов на Неве (1967), воинский мемориал в Пензе (1975). Символом Пензы стал его памятник «Первопоселенцам на пензенской земле» (1980), установленный в честь 600-летия Куликовской битвы, в основу которого был положен образ былинного русского богатыря Микулы Селяниновича.

Дедал и Икар. Монументально-декоративная композиция. Санкт-Петербург. 1987.Петербург украшают монументально-декоративные композиции скульптора «Электроника» (1976), «Дедал и Икар» (1987). Особое направление в творчестве художника представляют произведения на мифологическую тему, конные композиции. Для Царского Села В. Г. Козенюк выполнил серию работ, посвященных 300-летию Военно-Морского флота России (проект памятника адмиралу Г. А. Спиридову, проект памятника морякам-кронштадцам, воссоздание барельефов Чесменской колонны в Екатерининском парке).

Много сил и энергии В. Г. Козенюк отдал двадцатилетней преподавательской работе в ЛВХПУ им. В. И. Мухиной (ныне СПбГХПА им. А. Л. Штиглица), воспитав целую плеяду молодых художников.

В. Г. Козенюк был скульптором большой творческой энергии, со своей темой в искусстве, с узнаваемым пластическим языком, с выраженной гражданской позицией, заключающейся в стремлении сохранить традиции русской культуры. Работы, которые он оставил после себя, продолжают жить, проекты памятников реализовываться, идеи находят своих последователей, а это главное признание для художника, оставившего яркий след в русском искусстве.

Иллюстрации:

01. В. Г. Козенюк в творческой мастерской. Царское Село. 1996.

02. Александр Невский. Проект конного памятника.1972.

03. Александр Невский. Проект конного памятника.1985.

04. Памятник Александру Невскому. Санкт-Петербург. 2002.

05. Александр Невский. Бюст. 1984.

06. Памятник Александру Невскому. Царское Село. 1990.

07. Памятник Александру Невскому. Кобылье Городище. 1992.

08. Александр Невский. Проект памятника. 1992.

09. Памятник Александру Невскому. Усть-Ижора. 2002.

10. Памятник Александру Невскому. Петрозаводск. 2010.

11. Памятник первопоселенцам на пензенской земле. Пенза. 1980.

12. Дедал и Икар. Монументально-декоративная композиция. Санкт-Петербург. 1987.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28