Душевными повреждениями род человеческий был отмечен всегда. Еще античный мир знал богиню безумия Атэ. Изгнанная с Олимпа, она странствовала по свету и предлагала людям свои страшные дары. Вспышки безумия, как мы помним, были даже у Геракла, который однажды задушил своих собственных детей, приняв их за змей.
Конкретные симптомы психических расстройств были описаны еще греками. Правивший на рубеже VI и V веков до н.э. спартанский царь Клеомен без всяких причин приходил в ярость и мог ударить не понравившегося ему человека палкой по лицу. В конце концов его связали. Царь потребовал от стражника нож и покончил с собой.
Безумие стало интригующей темой и для античного театра. Орест был наказан сумасшествием за то, что убил свою мать Клитемнестру. На чересчур самоуверенного и гордого Аякса умопомрачение наслала Афина. Он набросился на стадо овец, приняв их за врагов, а потом убил себя. Древние понимали это как месть богов.
...Греческая «пси», буква, с которой начинается слово «душа», чем-то похожа на летучую мышь. А тьма, через которую летит это ночное существо, - словно состояние поврежденной души. *(Нетопыри... Бегство от света, яркого дня, нормального порядка вещей, ночная жизнь; сон вниз головой... Все у них наоборот. Как у диавола. С давних времен эти безобидные зверьки оказались символически связаны со злом. Еще у Гомера души умерших имели крылья летучей мыши).
На чердаке Вифлеемского аббатства в Лондоне было настоящее царство летучих мышей.
Вифлеем - Бедлам. Экспресс набирает скорость.
В 1537 году аббатство было превращено в дом для умалишенных. Его новое предназначение послужило поводом для филологической порчи всем известного названия библейского городка. Священного места, где родились царь Давид и его потомок по плоти Иисус Христос. Бедлам - так стало называться это скорбное заведение - является искажением слова Вифлеем. За каменной оградой знаменитой больницы несколько столетий подряд, вплоть до конца XVIII века, царил кошмар. Одни были прикованы к стенам цепями, другие, голые, валялись на соломе в одиночных камерах, куда едва проникал свет. Но зрелище считалось «интересным», и публика за умеренную плату допускалась сюда по праздникам. Как в зверинец.
Пациентов, точнее, заключенных Бедлама называли душевнобольными. Скорее это было данью христианской привычке, ведь с каждым новом поколением лекарей среди них было все меньше людей, признававших существование души как таковой. «Душа болит» - что это как не образ?! Как избавить человека от страхов и навязчивых состояний? Эскулапы придумывали все новые средства воздействия на тело, хотя никто из пациентов не жаловался, что у них от тоски изнывает селезенка или что рука сама по себе хочет кого-нибудь ударить. Тело стало глухой стеной между лекарем и душой больного. Рациональная медицина теперь понимала человека гораздо меньше, чем во времена Клеомена. Безумие спартанского царя приписывали мести богов за уничтожение священной рощи. Что ж, грех действительно приводит к повреждению души и сумасшествию. Но понятие греха стремительно стало исчезать из европейского обихода. И это понятно. Рожденный в Вифлееме царь и псалмопевец Давид давно предупредил, что самое страшное безумие может и не иметь внешних признаков. «Сказал безумец в сердце своем: нет Бога». (Пс. 52, 2). Вот и все. Такое безумие - скучное и массовое - стало преобладать в идеологии, науке и медицине.
В психбольницах прошлых веков «...применялся целый ряд замечательных орудий: стул, который при движениях больного начинал раскачиваться; железные наручники; муфты; смирительные рубашки; рубашки-перчатки, которые надевали больным через голову, фиксируя их руки на бедрах; плетеные корзины-гробы; собачьи ошейники с шипами». [47, с. 128]. Склонность к техническим новшествам и мучительству - характерная черта западной цивилизации. Она проявилась в деяниях инквизиции и - параллельно - в становлении психиатрических методов. Здесь много общего. Не случайно еще в XIX веке больных было принято пугать сожжением. Кроме того, несчастных заражали чесоткой, подвешивали на веревках или блоке, направляли сильную струю воды на гениталии...
Термин «психиатрия» был изобретен на рубеже XVIII и XIX веков Иоганном Кристианом Рейлем. В его инструментарии, кстати, также были свои «изюминки». Например, метод воздействия на сознание больных, называемый «кошачье пианино». Животных располагали так, что их хвосты находились под клавиатурой, при этом каждая клавиша снизу заканчивалась острой иглой. Душераздирающий рев животных и их конвульсии пациент должен был подолгу слышать и видеть. Думаю, кошачие концерты исцеляли больных не лучше, чем скриминг, визг солиста, характерный для современных «металлических» композиций. Характерно, что в черномагической практике было в ходу чтение сатанинских гримуаров в сопровождении аналогичной «музыки». На гравюре начала XVII века мы видим, как клавиши ударяют по хвостам кошек, спрятанным в клавесине.
- «А-аа!!! Больно! Не могу больше!» - орет благим матом пациент. Невозмутимый лекарь тем временем объясняет своему молодому коллеге:
« - Лечение мы делаем максимально болезненным. Именно через боль должна проступать реальность, призванная покорить безумие. Сейчас вы наблюдаете прижигание или «каутер настоящий». Как, видите, суть заключается в прикладывании раскаленного на огне металлического бруска к макушке или затылку... Вот так! Впрочем, брусок можно нагревать и в кипятке.
И запомните: угроза, обман и принуждение считаются здесь необходимыми. Лечить безумие можно только наделив врача всей полнотой власти над пациентом».
Да, тогдашние скорбные дома напоминали феодальные владения, где безраздельно властвующему врачу служили и сотрудники, и пациенты. Неограниченная власть монархов все более порицалась, но к психиатрическому всевластию относились терпимо. Как же иначе управиться с душевнобольными... На этом месте в голову находчивого человека не могла не прийти очевидная мысль: а что если объявить или сделать сумасшедшим как можно больше людей? Тогда ведь царить над ними можно уже не церемонясь...
Как это - заставить «свихнуться» весь род людской? Очень просто. В книге американского автора Э. Фуллера Торри "Шизофрения" говорится, как в наше время адепты глобализма по сути огосударствили, узаконили безумие. Широко раскрыв двери сумасшедших домов, они стараются превратить в дурдом весь мир. *(Подробнее - в моей книге «Черный снег на белом поле»). Объявив больных здоровыми, прикладывают в то же время гигантские усилия к тому, чтобы здоровых свести с ума.
Россия идет по тому же пути. Минздрав РФ планирует распустить на амбулаторное лечение, то есть по домам 750 000 «социально неопасных» душевнобольных. Полет над гнездом кукушки проходит нормально... [19].
Современный психиатр отмечает феномен, к которому уже привыкли. Весь окружающий нас кувыркающийся, перевернутый, сошедший с ума мир описывается в психиатрических терминах. Мы то и дело слышим: «сумасшедший, безумный, ненормальный, помешанный, шизофренический, параноидальный, бредовый, идиотический, дебильный и т.д. *(Савенко Ю. Психиатризация массового сознания. Независимый психиатрический журнал. 1996. N 2, М. С. 55).
Посмотрите по сторонам: даже молодежная мода направлена на то, чтобы стереть грань между нормой и безумием.
Мир - театр и люди в нем - актеры... Такое мог придумать только драматург. Закулисный демиург, автор текста, согласно которому и разворачивалось действие на сцене. У психиатров возникали другие образы. Мир - сумасшедший дом, а люди в нем - пациенты. Но если это так, то кто здесь главный? Врач-психиатр! Если же мир не является абсолютно безумным, то его надо сделать таковым.
Укор в скудоумии всегда был для человека самым болезненным. Потому что именно разум - едва ли не главная черта богоподобия. (Еф. 4:22-23). При этом настоящий ум теснейшим образом связан с верой в Бога. "Мы имеем ум Христов (1 Кор. 2:16). И напротив, - не неопытность в слове, но неимение веры" ("Толкование на 1-е послание к Коринфянам", М., 1882 г.). Просвещенный верою ум ведет человека узким путем спасения, учит обуздывать страсти. Апостол Павел заповедовал нам, чтобы мы "не были дети умом: на злое были бы младенцы, а по уму совершеннолетние" (1 Кор. 14:20). Когда же страсти помрачают разум, который святые отцы называли светом души, человек, духовно ослепнув, становится рабом тьмы. Так, плодя безумие в этом царстве летучих мышей, антихристианские силы готовят верноподданных для своего будущего правителя.
Что ж, еще в начале XIX века психиатры говорили, что безумец - это тот, кто забрал себе в голову идею власти. Не значит ли это, что и сам антихрист, обуянный диаволом от чрева матери, будет латентным сумасшедшим? Или - точнее - лишенным представлений о добре и зле, этических норм сумасшедшим психиатром! Ведь одно из имен и качеств диавола - дух безумия.
Помните анекдот про безумного психиатра, который рассказывает о своем пациенте: «Он называет себя Наполеоном, но вы ему не верьте: Наполеон-то ведь это я»!? Теперь нам уже не до смеха. Если некоторые психиатры ставят жуткие диагнозы Самому Спасителю, то речь идет о страшной духовной пораженности многих влиятельных представителей этой профессии...
Иногда и сами «врачеватели» души, в данном случае, - американские, выносят сор из избы: «Психиатры часто говорят, что психоаналитики - сумасшедшие. Психоаналитики говорят, что психиатры, если их не подвергнуть психоанализу, - сумасшедшие. И те, и другие уверяют, что работники служб социальной помощи и психологи, чье образование более ограничено и дает им лишь первичные навыки контроля сознания, - сумасшедшие и приносят наибольший вред, потому что неполное знание - опасная вещь. Работники служб социальной и психологи обвиняют психиатров и психоаналитиков в том, что те напыщенные ослы, сумасшедшие напыщенные ослы, до такой степени напичканные своими теоретическими абстракциями, что напрочь потеряли контакт с реальным миром». [2, с. 48].
Психиатрия состоит из психиатров. И в каждом конкретном случае ответ на вопрос, почему человек избрал именно эту кажущуюся медицинской специальность, - становится очень личным. Если ответить на него, зашевелятся скелеты в семейных шкафах, раскроются раны полового бессилия и обнажатся клыки врожденного садизма. Да, «ученые-психиатры говорят о т.н. «комплексе власти», состоящем из подавленной гомосексуальности активного типа и садизма, который с точки зрения церковной антропологии представляет собой одержимость, предельное соединение низших сил души - вожделения и гнева - в служении демоническим силам, - «похоть диавола», или «похоть человекоубийства» (Ин. 8, 44). *(Козлов Н. Генополитика. М., 2010, 100). Иными словами, высшая земная власть, не освященная миропомазанием, неизбежно состоит из одержимых.
...Возвращаясь к Бедламу. В Вифлееме родился Спаситель, а в Бедламе родится антихрист. И вырастет в главврача этого скорбного заведения, которой вместе со всеми своими филиалами в Конце Времен охватит уже едва ли не весь земной шар. Этот процесс, незаметный для большинства, идет уже давно.
Утро психиатрии: омлет из мозгов
Афонский старец Паисий как-то сказал: «Если бы евангельские бесноватые попали в руки психиатрам, они подвергли бы их лечению электрошоком». *(Паисий Святогорец. Слова, Т.1. с.48).
Когда в Бедламе и ему подобных заведениях обзавелись уже не только плетками для порки гулящих женщин, а более сложным инструментарием, здесь стали не просто задирать юбки, но и присматриваться к человеческой голове. Наблюдения показывали, что при шизофрении, например, активность лобных долей мозга падает. В начале ХХ века это натолкнуло некоторых ученых на мысль: а что если искусственно вызвать у шизофреника судорожный припадок? Возможно, это устранит симптомы бреда и галлюцинаций? В общем, клин решили вышибать клином. Впрочем, великоумная германская наука подвела под эти методы теоретическую базу еще в середине XIX века.
Основатель первой лаборатории экспериментальной психологии Вильгельм Вундт был убежден, что человек не обладает самоопределением: он может только реагировать на внешние сигналы и раздражители. Вундт писал: «Если предположить, что, во-первых, нет ничего кроме тела, мозга и нервной системы, тогда пытаться обучать следует, стимулируя появление определенных ощущений в нервной системе. Приобретая такой опыт, человек научится проявлять в ответ на любой стимул «правильную» реакцию. Единственно верную. Ту, что задана Великим Экспериментатором. Только так издерганный, а то и вообще «повернутый» субъект (а кто вообще абсолютно здоров?) сможет адаптироваться ко все более сложному миру.
Итак, кроме тела, мозга и нервной системы ничего нет. Ничего - значит души, Бога и диавола. Но тогда - что такое расщепление личности при шизофрении? Согласно христианской антропологии, грешная душа со вселившимся в нее бесом и являют раздвоение... Но как можно верить сказкам о вселении бесов в свиней, например? Никаких бесов нет, а есть - мозг. Так ведь, герр Вундт?
Итак, лобные доли, лобные доли... Что делать с ними? Первые попытки вызвать конвульсии, вводя в организм больного огромные дозы наркотиков, приводили к тяжелым отравлениям. И тут, когда еще не ставшая на ноги психиатрия, оказалась в очередном тупике, итальянский врач У.Церлетти, подложил ей свинью. Его воображение поразили электрические палки, с помощью которых перед забоем оглушали несчастных хрюшек. Их конвульсии были такими выразительными! Такими замечательными! Это было то, что нужно!
На человеке электрошок впервые был применен 15 апреля 1938 года. Первым подопытным стал бродяга из Северной Италии, госпитализированный в состоянии острого психоза. Он не знал, кто он, где находится, и не мог членораздельно говорить. Не было и родственников, которые могли бы воспрепятствовать эксперименту. После первого разряда в 70 вольт и последовавших небольших судорог бродяга... запел. Церлетти расценил это как добрый знак и решил повторить процедуру, усилив ток. Уговоры ассистентов (как бы не убить беднягу!) только укрепляли его решимость. Наконец сам больной заговорил. Абсолютно разборчиво и на хорошем итальянском: «Не надо больше, это меня убьет!» Церлетти был неумолим. Последовал очередной сильный разряд, судорожный припадок - и рождение нового способа психиатрической помощи!
Какова была дальнейшая судьба «исцеленного» история психиатрии благоразумно умалчивает. Характерно другое. Последствия пыток электрошоком были таковы, что «специалистам» пришлось придумать гипотезу, согласно которой превращение больного в некое подобие несмысленного ребенка является положительным результатом. И что следом за этим будет происходить новое «взросление» теперь уже здорового человека.
В 1948 году американские адепты электрошока разглагольствовали: «Мы считали, что пациент достиг достаточной степени регресса, когда он начинал ходить под себя или действовал или разговаривал как четырехлетний ребенок». [2? 107]. Пси-электрики с умилением описывали многочисленные случаи, когда взрослые люди сосут, подобно младенцам, палец, но о том, что они затем достигли хотя бы уровня развития первоклассника - ни гу-гу.
Пациенты, которые «погрузились в детство» не так уж глубоко, оставили множество жутковатых свидетельств. Истица одного из судебных процессов - правительственный экономист Мэрлин Райс: «Я лишилась огромного количества специальных знаний, которые накапливались изо дня в день в течение многих лет... У меня не осталось личных воспоминаний, от которых я бы никогда не отказалась, - о людях, с которыми я встречалась, о местах, где я была, о книгах, которые я прочитала, о спектаклях, которые я смотрела». [2, 122].
Самой знаменитой жертвой электрошока был, наверно, Эрнст Хемингуэй. В 1961 году он получил две серии ударов. После этого потребовал прекращения пыток и написал своему другу, что его лишили памяти и способности писать. Через тридцать дней писатель засунул в рот ствол охотничьего ружья и снес себе половину головы. (Самоубийство - случай для жертв электрошока достаточно характерный).
Несмотря на множащиеся скандалы, какие-то невидимые, но могучие силы поддерживали радикальный метод. Уж очень заманчивыми были его результаты. ВЕДЬ БОЛЬШИНСТВО ПОДОПЫТНЫХ РАЗУЧИВАЛОСЬ ГОВОРИТЬ «НЕТ». Вот обнадеживающий признак формирования нового послушного общества. Точнее, стада, которое всегда будет хором хрюкать своей власти - законной или незаконной - только «да». Пришибленных электрошоком людей, конечно, никто не собирается резать на холодец. Господа в белых халатах, называющие себя «полицией мысли» просто превращают их в свиней.
Одна из жертв электрошока (прошла сеансы в 1984 году), говорила: «Просто-напросто на долгий период времени вы становитесь никем... И я не думаю, что вы можете полностью восстановиться как личность. Но что касается момента сразу после шока - из моего словаря исчезло слово «нет»... я наблюдала это и у других людей: «Ладно, что бы вы ни говорили, что бы вы ни хотели, меня всё это не волнует, и я не возражаю». Сами психиатры подтверждали: «У нас создалось отчетливое впечатление, что пациенты согласились бы почти на всё, что предложил бы сделать врач. Многие люди не могли вспомнить, подписывали ли они вообще бланк согласия на лечение. Они не считали это особенно важным моментом и, казалось, были бы очень счастливы, если бы за них давали согласие другие люди, например, родственники. Эта покорность во всем была явной, даже несмотря на то, что ЭКГ проводилось минимум за шесть месяцев, максимум - за семь лет до того»». [2, с. 128, 129].
В целях культивирования покорности больных британский психиатр Уильям Сэргент даже изобрел метод насаждения ложных воспоминаний. На слушаниях Сената США он откровенно рекомендовал, чтобы «психиатр намеренно искажал факты о прошлой жизни пациента и тем самым добивался более приподнятого эмоционального отклика... Находясь в одурманенном состоянии во время наркоанализа, пациенты склонны принимать на веру ложные умозаключения терапевта». [39, с. 302].
Американский доктор Камерон, руководитель программы МК-ультра, писал, что прошлое его пациентов вообще отсекается из памяти. Пациент живет только настоящим, и все шизофренические симптомы исчезают. То, что человек не может узнать мать или своих детей, то, что он лишается своего образовательного уровня и значительной части внутреннего мира, - не в счет. Полная амнезия считается успехом. Но до этого - 15-30 дневная «терапия сном», вызванная наркотиками, потом два-три раза в день электрошок, в 20-40 раз более мощный, чем обычно. Пока пациент еще бьется в конвульсиях от первого разряда, через него пропускают добавочный. Другие пациенты в ужасе проползают мимо исторгавших жуткие крики «комнат сна», прижавшись к противоположной стене.
«Когда я увидел реакцию пациента на разряд, у меня возникла мысль: «Это следует запретить!» - вспоминал основоположник метода Церлетти. - С тех пор я жил в ожидании того времени, когда другой вид лечения заменит электрошок». [2, с. 113].
Что ж, прошли десятилетия, но некоторые по-прежнему считают электрошок незаменимым. Хотя «других видов лечения» прибавилось. Доктор Камерон, например, применял электрошок в комбинации с самыми разными методами.
Наивные люди, отдававшиеся этим мучителям добровольно или ненаивные типы, отправлявшие в новый Бедлам неудобных родственников насильно, и представить себе не могли, что, например, всего лишь страдавшая бессонницей женщина окажется в заключении, которого не мог бы изобрести ни один тюремщик. Что она, полностью лишенная контактов со внешним миром, сквозь постоянное полузабытье будет слышать в определенные часы только отдаленный гул пролетающего самолета - и это останется единственной спасительной связью с жизнью.
В статье 1956 года Камерон писал, что один из его коллег «сделал комнату звуконепроницаемой, в ней постоянно звучал белый шум и было выключено электрическое освещение, каждый пациент получал черную повязку на глаза и «резиновые» затычки для ушей, также картонные трубки на руки от кистей до плеч, «чтобы он не смог прикоснуться к своему телу - и таким образом можно было бы воздействовать на его собственный образ». [27-3, с. 55]. Известен пациент, проведший так 35 дней! После этого начиналось внушение. Один из экспериментов сводился к тому, чтобы заставить поверить подопытных-материалистов в реальность привидений.
Эти опыты не ушли в прошлое. Существуют свидетельства, что нечто подлобное американцы проводят сейчас в тюрьме Гуантанамо: «С момента ареста узники подвергаются интенсивному курсу сенсорной депривации, включая капюшоны, повязки для глаз и тяжелые наушники, блокирующие все звуки. Они проводят в изолированных камерах месяцы, а выводят их оттуда лишь для того, чтобы подавлять их сознание при помощи лая собак, яркого света и бесконечных звукозаписей с плачем детей, оглушительной музыкой или кошачьим мяуканьем». [27-3, с. 68].
Доктор Камерон высказывал убеждение, что решительное разрушение психики пациента - первый шаг к его здоровью. Хотя всегда существовало и другое мнение на сей счет. Один анонимный психиатр писал: «Если говорить прямо, то я не верю, что, сделав из мозга омлет, можно рассчитывать в итоге на что-то иное, нежели омлет из мозгов».
«Джек-потрошитель мозгов»
«Историки медицины часто относят начало современной психохирургии к 1848 году, когда при случайном взрыве пострадал железнодорожный рабочий Финис Гейдж. Металлический стержень прошел через его щеку и застрял во фронтальных долях мозга. Однако, к удивлению многих, он выжил. Правда, не обошлось без потерь. По словам лечащего врача, ранее религиозный, добродушный и веселый от природы Гейдж «стал вспыльчив, непочтителен, временами находил удовольствие в непристойнейших богохульствах (чего никогда не случалось до несчастного происшествия), перестал проявлять элементарное уважение к своим товарищам...» [2, с. 144].
Да, среди всех мозговых зон лобные доли выделяются особой ролью. И они стали объектом не только электропыток, но и грубого хирургического вмешательства. Метод был разработан и внедрен в 1935 году португальцем Эгашем Монишем (получившим впоследствии Нобелевскую премию).
Мониш назвал операцию лейкотомия (греч. ????? - «белый», ???? - «разрез»), поскольку сами лобные части не повреждались, а прорезалось лишь белое вещество нейрональных связей, соединяющих лобные части с другими отделами мозга. Таким образом, в мозг вносится дефект, на фоне которого никакая сложная патологическая психопродукция (галлюцинации, бред) якобы просто не способна возникнуть.
Вскоре нашелся мастер, поставивший убийственное ковыряние в мозгах на поток. Это был американец Уолтер Джек Фримен, прозванный «Джеком-потрошителем мозгов».
Можно представить себе тот великий момент, когда он вытащил из ящика кухонного стола топорик для рубки льда. Тут его и осенило: вот он, новый хирургический инструмент! В каком-то смысле «новаторский метод» ознаменовал возвращение ко временам, когда хирурги и брадобреи числились в одной гильдии. (В Англии, например, они разделились только в 1615 году).
...Пациентка по имени Элен была приведена в бессознательное состояние с помощью электрошока. Фримен оттянул одно из ее век... Он поместил заостренный конец топорика на тонкую кость. «Легкий удар молотка, - писал он позже, - это все, что было нужно, чтобы конец топорика прошел через кость орбитальной впадины». В типичных операциях конец топорика вводился на глубину около двух дюймов (позже глубина проникновения увеличилась до 3,5 дюймов) и ручка топорика отводилась в сторону настолько, насколько позволяла орбитальная пластина. Затем в отверстие подавался режущий инструмент (петля), который поворачивался вокруг своей оси. Потом операция повторялась на другой глазнице.
Доктор назвал операцию трансорбитальной лоботомией... Таков был подарок Вальтера Фримена психиатрам - психохирургическая методика, которую они могли применять самостоятельно, не нуждаясь в помощи квалифицированного хирурга или даже анестезиолога».
Часто Фримен проводил операции в битком набитом помещении, позируя перед фоторепортерами. Неужели это было возможно еще в середине прошлого века?! - спросите вы. И удивитесь еще сильнее, когда узнаете, что, если в тоталитарном СССР лоботомия была запрещена в 1950 году, то, по крайней мере, в середине 1990-х годов такие операции еще проводились в демократических Нидерландах, Франции и Соединенном Королевстве. *(В период с 1946 по 1978 год во всём мире было проведено 113 000 таких операций. В наши дни стоимость операции на мозге (эти формально запрещенные манипуляции не афишируются) может доходить до 50 000 долларов).
Какая от них польза? Это - смотря на то, что считать пользой. Лоботомисты придерживаются мнения, что польза - это когда больной больше не доставляет беспокойства другим. Многие богатенькие семьи быстро смекнули, как можно избавиться от нежелательного наследника, превратив его в растение. Да мало ли ситуаций, когда неудобного человека нужно сделать удобным!
В статье за 1988 год японские психохирурги описывают результаты этих операций, проведенных между 1962 и 1977 годами на 60 пациентах, почти половине из которых было меньше 5 лет. «Успокоительная нейрохирургия» проводилась для того, чтобы остановить агрессивное поведение, в число пациентов попадали и такие дети, которых называют гиперподвижные. Большинство детей страдало эпилепсией с некоторым отставанием в умственном развитии.
В США потенциальными клиентами метода являются четыре или пять миллионов детей, страдающих аутизмом.
Некоторые думают, что специалист, орудующий острым топориком, имеет в виду какую-то детальную «карту мозга». Это нет так. На самом деле так называемые психохирурги действуют на основе предположений. В 1988 году японские врачи строили догадки относительно того, чем они занимались во время операции: «Зона, которую мы стимулируем и электролаутезируем, возможно включает один из двух маленьких участков мозга... Следовательно, существует очень большая вероятность того, что разрушение связки (волокон ткани) должно привести к ослаблению проявлений ярости и агрессивности». [2, с. 165].
Бывают ли случаи, когда даже адепты названных методов признают, что у них что-то не получается? Да, «...когда операция не приводит к нужному результату, психохирурги заявляют о том, что у личности имеется составляющая, выходящая за пределы мозга. Как бы мы ни называли это нечто: душой, волей, духом, как вам угодно, - за высокоумной словесной эквилибристикой докторов проглядывает их признание этого нечто. Каждый раз на это нечто они списывают свои неудачи, при этом все равно отрицают существование этого нечто». [2, с. 162].
Кстати, что характерно: внимательное изучение множества книг по психологии не обнаружило указаний на реальное существование духовных факторов, отмечал психолог Ален Бергин. В индексном указателе большинства из них не содержалось слов «Бог» и «религия». [2, с. 48].
Психиатры являются одной из наиболее атеистических профессий. Вы уже, наверно, поняли: Бога они не любят потому, что хотят поставить на Его место кого-то из своих...
Советская психиатрия, сросшаяся с репрессивным аппаратом управления, имела свой уникальный опыт. Многие монастыри, вослед лондонскому Вифлеемскому аббатству, превратили не во что-нибудь, а именно в сумасшедшие дома.
При Хрущеве основополагающей стала мысль, что только психически ненормальные люди при коммунизме будут совершать преступления и что только они способны выступать против социалистического строя. Несколько позже, отмечая рост душевнобольных в СССР, власти заботились об увеличении сети психиатрических заведений и о том, чтобы к 50-летию Октября по крайней в мере в Москве, Ленинграде и Киеве все социально опасные элементы были помещены «куда следует». [36, с. 131].
За что Господь попустил все эти новые бедламы? Не за то ли, что еще до так называемой революции многие русские люди похулили Господа?! Снова вспоминается цитата из псалмов Давидовых: «...враг поносит Тебя, Господи, народ безумный хулит имя Твое». (Пс. 73, 18).
Длинные рукава меритократии
Пинель, психиатр начала XIX века, описывает знаковую ситуацию с излечением короля Англии Георга. «Один монарх впадает в манию и, дабы способствовать его скорейшему и как можно более стойкому излечению, руководящему им лицу (обратите внимание на эти слова: речь идет о лечащем враче) доверяют принять все меры предосторожности без каких-либо ограничений. Весь аппарат королевской власти остается в стороне, и душевнобольной, отлученный от своей семьи и ближайшего окружения, удаляется в изолированный дворец и помещается в одиночную палату, пол и стены которой, с целью обезопасить его от членовредительства, устланы матрацами. Руководящий лечением объясняет ему, что он более не является королем и должен отныне выказывать смирение и покорность... Храня рядом с больным спокойное молчание, пажи всякий раз, когда это необходимо, демонстрируют свое превосходство над ним. Однажды, находясь в состоянии исступленного бреда, больной очень жестко принимает своего старого врача, явившегося с визитом, швыряя в него грязь и нечистоты. Один из пажей тут же, не произнося ни слова, входит в камеру, связывает безумца, дошедшего до омерзительного убожества, потом силой швыряет его на матрац, раздевает, моет губкой его тело, меняет одежду, свысока осматривает его, после чего возвращается на свой пост. Подобные уроки, регулярно повторявшиеся в течение нескольких месяцев и дополненные другими лечебными мерами, привели к стойкому и необратимому выздоровлению».
Такова одна из психиатрических легенд. На самом деле болезнь возвращалась к королю неоднократно. В конце концов его увезли в Виндзорский замок, где он провел остатки своих дней. Георг то разговаривал с ангелами, то общался с дубом как-будто тот был королем Пруссии Фридрихом Вильгельмом III, то разгуливал по замку с обнаженными гениталиями, то садился за стол и подписывал смертные приговоры своим сыновьям.
Да, после первого приступа король вернулся на трон, и монархия продолжила свое существование. Но люди определенного образа мыслей задумались: когда видимая власть безумна, ей можно управлять... И когда не безумна - тоже. Философ Мишель Фуко так поясняет важность этого сюжета: «...речь идет не о свержении одной королевской власти другой королевской властью, но о переходе от королевской власти, обезглавленной безумием.., к власти иного типа. В самом деле, место этой обезглавленной и лишенной короны власти занимает власть безымянная, множественная, тусклая, бесцветная, которую я буду называть властью дисциплины». *(Фуко М. Психиатрическая власть. С.-Пб., 2007. С. 37).
Эта мысль - о том, что править миром должны психиатры - уже вполне сформировалась в первой трети XX века. В 1918 году классик психиатрии Эмиль Крепелин заявил, что психиатр - это «абсолютный правитель, который должен иметь право, руководствуясь знаниями, имеющимися у него сегодня, безжалостно вмешиваться во все обстоятельства жизни людей и который через несколько десятилетий добьётся соответствующего уменьшения уровня безумия». [39, с. 40]. Что ж, хотя «уменьшения» не произошло, безжалостное вмешательство усиливается.
Среди рекомендаций, которые давал коллегам один из руководителей Международного комитета по умственной гигиене Джон Р.Лорд на конференции в Лондоне в 1930 году, было следующее: «...следует уделять особое внимание уровню умственных способностей и морали правящих монархов, руководителей государств, губернаторов и предусмотреть механизмы отстранения от власти тех из них, кто не способен выполнять возложенные на них высокие обязанности. Среди медицинских советников принцев, состоящих в списках линии наследования в монархиях, должны быть психиатры и психологи...» [39, с. 280].
Примерно в то же время в Вашингтоне и Нью-Йорке были открыты элитарные клубы «Космо» и «Сенчури», в которые помимо учеников Вундта и прочих корифеев психиатрии наподобие Г.Брока Чизхольма, входили первый руководитель ЦРУ Уильям Донован, братья Нельсон и Лоренс Рокфеллеры, Генри Киссинджер, братья Даллесы... Так конспиративно реализовалась идея меритократии - власти мудрецов. Кто-то неслышно входил в мир, как в палату для умалишенных, и облачал демократию в смирительную рубашку.
Еще в начале XIX века высказывались концепции, что преступность это болезнь, и поэтому преступник должен быть передан из рук полицейского в руки психиатра. Через сто лет было написано уже более четко: «Психиатр будет непрерывно просвещать судей, истцов и защитников, и, в конце концов, постепенно сделается основным звеном судебного процесса; затем он поставит обвинение, защиту и приговоры суда под власть своих целей». Господство медицины, дескать, тождественно торжеству современной культуры. Да, ныне в американских судах на адвоката обычно ложиться обвинение в некомпетентности, если он не предоставляет свидетельств со стороны психиатра (человека, который может трактовать поступки подсудимого, как ему вздумается).
Число психиатров в США увеличилось за последние сорок лет десятикратно. Количество исследований, финансируемых государством, выросло в сто раз. По мнению психиатров, целью их деятельности по большому счету, является «Обновленный, мужественный мир, построенный на основаниях психиатрии». [2, с. 76, 97].
Одним из столпов этого мира, несомненно, являлся руководитель лондонского Тавистокского института и его программы «Изменение образа человека» доктор Риз: «Не будет большим преувеличением сказать, что в 1938-1942 годах Риз стремился к тому, чтобы заполучить реальные полномочия в командовании британской армией. Она, по признанию Риза, была идеальным материалом для проверки его теорий: «Армия и другие боевые силы формируют достаточно уникальные для проведения экспериментов группы людей, поскольку они являются целостными, замкнутыми сообществами и существует возможность договориться об экспериментах, проведение которых было бы затруднительно в гражданской жизни»». [2, с. 81].
Риз говорил о стратегии свой профессиональной касты, как руководитель наступательной спецоперации: «Нам удалось проникнуть на территорию ряда профессиональных сфер, и это принесло пользу. Две наиболее легко поддающиеся области, это, естественно, - сфера образования и церковь, две, обладающие наибольшей сопротивляемостью, - это закон и медицина... Если наша цель - это проникновение в профессиональную и общественную деятельность других людей, то, я думаю, мы должны заимствовать практику тоталитарных стран и организовать своего рода «пятую колонну»!.. Давайте все сделаемся секретными бойцами «пятой колонны»... Я хотел бы видеть, что мы... начали кампанию, нацеленную на то, чтобы широко известные писатели стали бы акцентировать в своих книгах определенные, представляющие для нас важность принципы и идеи». [2 с. 74].
Да, думаю идея, казалось бы, «антипсихиатрического» «Полета над гнездом кукушки» появилась не в голове самого Кена Кизи. *(Подробнее - в моей книге «Черный снег на белом поле»).
Пятая колонна
Приемы физического принуждения, среди которых самыми невинными были связывание и фиксация головы, где-то в 1820-30-х годах переходят из сумасшедших домов в повседневность культурной европейской семьи. Зачастую объектом этой дисциплинаризации становится ребенок.
Да, расширение психиатрической власти шло не только за счет проникновения в различные профессиональные сферы, но и через психиатризацию детства. Дело было не только в открытии наукой ребенка-безумца, но и в том, что детство было определено как место формирования душевной болезни.
Психологи появляются повсюду, когда ставшая зыбкой власть требует своей интенсификации: в школе, на фабрике, в тюрьме, в армии. Психиатрия получила власть брать под свой контроль все ненормальное с точки зрения школьной, военной или семейной дисциплины.
Уже известный нам Риз заявлял, что психиатры должны взять на себя заботу не только о душевнобольных, но обо всех людях. А для этого необходима программа профилактической работы, в которой особое внимание надо уделить детям. Будучи неспособными излечить психические заболевания и имея сомнительную репутацию в обществе, эти «специалисты» вовремя увидели в «профилактике» свое спасение. [39, с. 276].
Современная психиатрия позволяет себе все более самоуверенные утверждения: «Как от психиатров, от нас ожидают, что мы обеспечим руководство и консультации семьям, обществу, государственным структурам, работникам служб социальной помощи, педагогам, предпринимателям, религиозным лидерам и многим другим» [39, с. 97]. Интересная деталь: образец Паспорта мира, который вывешен на сайте «Мировое правительство граждан мира», содержит информацию о лечащем враче.
Психиатрия не просто размывает границы нормы и безумия, она говорит о «переоценке фундаментальных моральных ценностей». То есть настаивает на уничтожении понятий добра и зла. Соучредитель Федерации психического здоровья Чисхолм убеждал своих коллег избавиться от «этих моральных оков». Он говорил: «Мы терпеливо "глотали" нравоучения, которыми нас пичкали родители... и школьные учителя...» И еще: «Если роду человеческому суждено освободиться от калечащей его ноши понятий добра и зла, то людьми, которые возьмут на себя изначальную ответственность за это, должны быть психиатры». [39, c. 74].
Подобная позиция не только определила характер атаки психиатров на американскую школьную систему, но и во многом запрограммировала очевидную ныне эрозию моральных ценностей. Действительно, «эффективному менеджеру» рассуждения о добре и зле только мешают. Чизхолм опасался даже влияния на него детских сказок: «Каждый ребенок, который верит в Санта-Клауса, пережил непоправимый урон, нанесенный его способности мыслить». [2, с. 66].
Германское движение умственной гигиены, которое во времена III рейха занималось ликвидацией и стерилизаций умственно неполноценных людей, после войны не пропало. (1.) Один из его руководителей писал, что оно «будет оказывать влияние на системы здравоохранения и образования, социального обеспечения и юридической поддержки населения, на экономику, религию и этику». [39, с. 186]. Кстати, с двадцатых годов и вплоть до окончания войны деньги на эти исследования поступали в том числе от Лёба и других международных магнатов.
Вам не кажется все это - плодом бреда сумасшедших? Да, немецкий психиатр П.-Ю.Мёбиус писал на сей счет вполне откровенно: «все образованные господа, пишущие в наши дни о вырождении, - сами вырождающиеся (включая автора этих строк»), и призывал к уничтожению резкой границы между болезнью и здоровьем и созданию «психиатрии обыденной жизни». [40, с. 81].
Так актуализировались слова апостола Павла: "Мудрость мира сего есть безумие перед Богом" (1 Кор. 3:19).
Психополитика
Вползание психиатрии во все социальные и возрастные сферы очевидно. Но особой целью для людей, одержимых идеей психиатрической власти, конечно же, является политика. Особенно - большая политика. Ныне здесь никому не приходит в голову связать полновластного безумца, как царя Клеомена или короля Георга.
Влиять на успешных людей, обладающих, конечно же, большим самомнением, непросто. Но и здесь есть своя лазейка. «Великие» политики много работают и очень устают. Им нужна какая-то подпитка. У психиатров (под видом лекарств) она имеется. Это различные, зачастую закамуфлированные обилием ингредиентов, наркотические смеси.
Теперь, спустя десятилетия, становятся известными некоторые жутковатые подробности. Например, о том, как руководитель ядерной державы сидел на игле во время ситуаций, чреватых мировым конфликтом. Прежде всего речь о Джоне Кеннеди. В заштампованном сознании миллионов он остался энергичным, симпатичным, белозубым человеком, которого обожали женщины. На самом деле, несмотря на достаточно молодой возраст, это была просто сексуально озабоченная развалина.
Существует, например, «заявление о том, что он употреблял кокаин во время визита в Лас-Вегас в начале 1960 года; экспериментировал с марихуаной и ЛСД с любовницей в Белом доме; в кампании с мужем сестры Питером Лоуфордом, однажды дал женщине амилнитрат, чтобы посмотреть, как это повлияет на ее сексуальные переживания». [35, с. 304].
Впрочем, нельзя ведь представить себе, чтобы наркотические вещества ни с того ни с другого начали применяться к здоровому человеку?! Да, «компетентные люди» знали о том, что Кеннеди был болен давно, и, тем не менее, никто не остановил его стремительного политического взлета. Меритократии нужен был президент-пациент.
Итак, в 1947 году Кеннеди поставили диагноз: болезнь Аддисона. У всех, страдающих этим недугом, наблюдаются психические отклонения. Политика, считавшегося перспективным, преследовали депрессии, которые и требовали «взбодриться».
Помимо всего прочего, со времен службы в военно-морском флоте у Кеннеди постоянно сильно болела спина. Поэтому ему делались инъекции синтетического аналога кокаина в поясничную область. Они вызывали последствия, не самые лучшие для политика такого уровня: потерю концентрации, рассеянность, утомляемость, резкие перемены настроения, нерешительность, импульсивность, повышенную тревожность и возбудимость.
Некто Якобсон, прозванный Доктор Оптимизм, «лечил» Кеннеди от стресса метамфетамином, «ускорителем», как его называли. Инъекции сопровождались мощными дозами стероидов. Это коктейль иногда приправлялся витаминами, а также измельченным костным мозгом, плацентой, электрическими угрями и прочими специфическими ингредиентами. После укола кровь приливала к лицу, глаза стекленели, взгляд становился неподвижным, во рту пересыхало. В течение длительного времени Кеннеди делалась одна инъекция каждые шесть часов бодрствования. Кроме того, в ванной комнате президента как-то обнаружили флакон из-под синтетического аналога морфия. Кеннеди колол себе его сам.
Накануне встречи с Хрущевым в Вене, где, в частности, решался вопрос о Западном Берлине, Якобсон делал президенту уколы постоянно. И что же это давало? Находясь в крайне возбужденном состоянии, Кеннеди сказал о переговорах: «Самый неприятный разговор в моей жизни, - и добавил: - Он растоптал меня».
Сейчас можно сколько угодно строить догадки о том, кому Кеннеди перешел дорогу, кто убил его на самом деле? Может быть, это был упреждающий удар со стороны Федеральной Резервной Системы? Ведь Кеннеди вернул право печатать доллары государству. Или кто-то еще был недоволен этим президентом? Как бы то ни было, психиатры своим подопечным недовольными быть не могли.
5 февраля 1963 года президент поднял в Конгрессе один очень важный для всей корпорации вопрос. Он сказал: «Я убежден, что если мы в полной мере воспользуемся существующими медицинскими и социально-психологическими знаниями на природу общества, то все, за исключением малой доли душевнобольных, смогут, в конце концов, добиться конструктивного и благоприятного решения своих проблем. Мне было продемонстрировано, что двух из трех шизофреников - а это наиболее серьезная категория душевнобольных - можно вылечить и выписать из больницы в течение шести месяцев...» Эти высказывания, в конце концов, вылились в большие государственные ассигнования для психиатрии.
Ирония ситуации состояла в том, что у Кеннеди были все основания отнестись к предложениям психиатров с большей подозрительностью. В 1941 году его сестра Розмари, немного отстававшая в своем развитии, склонная к вспышкам ярости и бесцельным прогулкам по ночным улицам, подверглась фронтальной лоботомии... Операция, как сказал один из членов семьи, «превратила ее из немного отстающей в развитии в весьма в нем отстающую». Она более не осознавала, кто она такая, и почти полностью лишилась дара речи». [35, с. 98-99].
Ответственные люди предупреждали Кеннеди: «Ни один президент, чей палец лежит на красной кнопке, не должен вводить себе подобную дрянь». [35, с. 292]. Однако не для того Джона протащили в Белый Дом, чтобы обращать внимание на такую ерунду. (Кстати, советником его предвыборной компании 1960 года был ученик Фрейда Эрнст Дихтер, который ловко приспособил «учение о подсознании» к проведению рекламных акций, предлагающим выбрать от мыла до президента).
Кеннеди, его президентство, психозы и наркотики - не единственный сюжет на эту тему. Иначе об этом не стоило бы говорить. И до Кеннеди, и после него на высших государственных постах великих государств люди «с приветом» оказывались неоднократно.
Французский президент начала XX века Поль Дешинель стал проявлять странности сразу после прихода к власти. Говорят, однажды он принял британского посла, будучи абсолютно голым. В период помрачений его жена подделывала за него подпись. То же самое делал Кристофер Соумс, зять Черчилля, - за своего знаменитого родственника, когда тот был недееспособен в период припадков черной меланхолии и злоупотребления алкоголем.
Вудро Вильсон, мало кому известный профессор истории, стал президентом США благодаря помощи финансовых кругов, которым он пообещал монополию на печатание денег. Обещание он выполнил, и была создана ФРС. Его протеже, среди которых некоторые даже не были гражданами США, абсолютно не волновало, что периодически «...Вильсон не мог ни читать, ни даже диктовать; он лежал в темной комнате, не обращаясь к государственным делам неделями». [35, с. 46].
Потом, приходя в себя, Вильсон мог только печально заявлять о том, что американское правительство является полностью подчиненным воле и давлению небольших групп. Дело было уже сделано.
А Гитлер? При всем его антисемитизме, путь к его арийскому телу получил полумедицинский прохиндей еврейского происхождения. Его звали доктор Морель.
«Морель назначал Гитлеру необычную смесь, составленную из больших доз декседрина, первитина (производного амфетамина), кофеина, кокаина и огромного количества фирменных таблеток доктора Кёстера, служивших антидотом при химическом поражении и содержащих малые дозы стрихнина и атропина... После взрыва бомбы в 1944 году Гитлер стал регулярно потреблять кокаин: закладывал в ноздри 10-прорцентный порошок, в также дважды в день делал ингаляции с кокаином, что наряду с прочими снадобьями доктора Мореля усугубляло свойственную ему раздражительность, импульсивность и склонность к принятию внезапных решений». [35, с. 82-83].
После падения Берлина Морель оказался «героем сопротивления». Американцы объявили его невиновным и оставили нажитые им капиталы.
Однако вновь вернемся за океан. «В недавней работе трех американских психиатров утверждается, что Теодор Рузвельт и Линдон Джонсон страдали биполярными расстройствами в период их президентства... Изучение доступной литературы позволило проводившим исследование психиатрам интерпретировать грубое и неустойчивое поведение Джонсона как метание между двумя противостоящими друг другу полюсами - манией и депрессией. У Джонсона имелась привычка походя упоминать «мои военно-воздушные силы», не говоря уже о неколебимой вере в то, что президент имеет полное право лгать» [35, с. 20, 131].
После Кеннеди с наркотиками (а также алкоголем) дружил еще и Ричард Никсон. Тогда же возник термин «психополитика». В период ввода американских войск в Камбоджу президент был в таком состоянии: «Между 9:22 вечера и 4:22 утра 9 мая 1970 года Никсон 51 раз связывался по телефону с членами своего кабинета, служебным персоналом, редакторами журналов, чиновниками Министерства иностранных дел и газетными репортерами, причем некоторым звонил неоднократно, рассказывая о своей семье, дедушках, бабушках, Гражданской войне, после чего, к ужасу сотрудников Секретной службы, на рассвете сел за руль и направился к Мемориалу Линкольна, чтобы спорить там с недоумевающими молодыми людьми, приехавшими в Вашингтон на демонстрацию против вторжения в Камбоджу...
Министр обороны Джеймс Шлезингер, весьма благоразумный политик, рекомендовал Объединенному комитету начальников штабов воздержаться от исполнения распоряжений президента, пока его не поддержат пятеро из них... Озабоченность Шлезингера состоянием рассудка Никсона была так велика, что он также потребовал, чтобы в соответствии с Законом о национальной безопасности все военные распоряжения президента передавались через министра обороны, то есть через него самого».
Сын личного врача Никсона писал, что медицинские записи его отца будут храниться запечатанными в Президентской библиотеке Никсона еще 75 лет и далее сообщал: «Там приводятся настолько конфиденциальные сведения о Никсоне, что некоторые из них я едва ли решусь придать гласности».
Следующий - Джордж Буш-старший. Принимал хальцион. Об этом препарате известно: «Ты то абсолютно уверен в себе, то впадаешь в панику из-за внезапного необъяснимого страха. Препарат вызывает сильную пугающую забывчивость и безмятежную радость по поводу этой забывчивости». *(Рёдер Т., Кубиллус В., Бурвелл А. Люди за спиной Гитлера. М., 2004).
Девятилетней зависимостью от пласидила - мощного снотворного - страдал в 70-80 годы Уильям Х.Ренквист, впоследствии назначенный Главным судьей Верховного суда США. Когда врачи «снимали» его с наркотика, они отмечали, что юрист испытывал «серьезные нарушения в ясности ума» и «искажения» правильного ощущения реальности.
Этот зловещий список можно было бы продолжить. Впрочем, в этом нет нужды. Для нас важно следующее. Одним из последствий описанных нарушений является то, что бывший министр иностранных дел Великобритании Дэвид Оуэн называет в своей книге «История болезни» гибрис-синдромом. Он пишет: «Гибрис-синдром (склонность к самообману и дистанцирование от действительности Ю.В.) практически превратился в производственный риск для глав правительств, а также для руководителей более низкого ранга, особенно для военачальников и крупных бизнесменов, поскольку он пышным цветом расцветает в условиях изоляции, на которую обречены эти люди... Кроме Блэра и Чемберлена гибрис-синдромом на протяжении прошлого века страдали и другие главы демократических государств. Например, поведение Дэвида Ллойд Джорджа, Маргарет Тэтчер, Джорджа Буша-младшего, Теодора Рузвельта и Линдона Джонсона тоже заставляло заподозрить гибрис-синдром... Вудро Вильсон также не устоял перед гибрис-синдромом...». [35, с. 555, 561].
Итак, поставленные во главе государства подконтрольные психи. Проект неплохой. Вряд ли кто анализировал результаты «правления» таких людей. А ведь достаточно сказать, что при Георге III, например, Англия лишилась северо-американских колоний. Но для меритократии все это - решение промежуточное. Будущее - за демонизированными личностями, настоящими предтечами антихриста.
Левее - только сумасшедший дом
Символом освобожденного труда, разрушенного апартеида и т.д. на плакатах всегда были разорванные цепи. А на самом деле во многих случаях надо были бы рисовать порванную смирительную рубашку. В каждой революции на свободу в первую очередь вырывались не угнетенные, а сумасшедшие...
Удивительный был человек этот Пинель! Он не только психиатрически описал возможность власти над видимыми владыками, но и собственноручно показал, как управлять подданными, причем наиболее беспокойным, контингентом. Тем самым, что всегда активно участвует в революциях.
1792 год. В сумасшедшем доме в Бисетре (накануне революции 1793 года!) Пинель снимает оковы с безумцев. И что же? «Когда Пинель освобождает в палатах скованных цепями больных, между освободителем и теми, кто обрел свободу, устанавливается своеобразный договор благодарности. Во-первых, освобожденный сознательно и непрерывно благодарит Пинеля своей покорностью; дикое буйство тела, обуздать которое могли лишь цепи, насилие, уступает место постоянному повиновению одной воли другой. Иными словами, снятие цепей оказывается ничем иным, как обеспечением через благодарную покорность особого рода подчинения». [47, с. 44].
В это же самое время во главе событий во Франции становились люди, которых, напротив, стоило бы посадить на цепь. «Разрабатывая замысел восстания, Бабеф, по свидетельским показаниям его секретаря Пийе, метался взад и вперед по комнате с горящими глазами, кривляясь и гримасничая, натыкаясь на мебель, колотя по стульям, с криком: «К оружию, к оружию! Восстание! Восстание начинается!»... Затем Бабеф хватался за перо, макал его в чернила и писал с ужасающей скоростью - а тем временем его била дрожь, и на лбу выступала испарина. «Это было уже не сумасшествие, - комментировал Пийе, - это было бешенство!» Это бешенство, как объяснял Бабеф, было ему необходимо, чтобы достичь должного уровня красноречия...» [5, с. 57].
Одновременно имевший уже тогда небезупречную репутацию маркиз де Сад становится присяжным поверенным революционного трибунала, доказывая, что революция - это стихия таких как он. Затем, когда страсти спадают, маркиза отправляют в тот же Бисетр - заведение для склонных к преступности душевнобольных. Отправляют все-таки в цепях - ничего не поделаешь.
В уже упоминавшейся книге Фуллера приводятся интересные исторические факты. Оказывается, еще в XVIII веке (то есть до первых вспышек французских революций) случаи заболевания шизофренией в Европе были достаточно редки. "И вдруг внезапно, на переломе столетий, - пишет автор, - шизофрения появляется в той своей форме, которую уже ни с чем не спутаешь." В течение всего XIX века количество заболеваний шизофренией возрастало. "Во Франции Э.Реноден в 1856 году опубликовал развернутые данные о распространении безумия - особенно в городах и среди молодежи, а на следующий год, в Англии, Джон Хокс писал: "Я очень сомневаюсь, что когда-либо в истории было такое же количество сумасшедших, как в наши дни".
В США же еще достаточно долго не наблюдалось роста душевных заболеваний. "Первая американская психиатрическая клиника, - рассказывает автор, открылась в Уильямсбурге (штат Виргиния) в 1773 году. В ней имелось 24 койки, но в течение 30 лет они так ни разу и не были заняты все одновременно. За 43 года в период с 1773 по 1816 годы, не было открыто больше ни одной подобной клиники, а в течение следующих тридцати лет их появилось еще 22". Заметный рост числа душевнобольных произошел лишь в XX веке, и сейчас США считается страной с достаточно высоким уровнем заболеваемости шизофренией (7,2 больных на 1000 жителей).
Известно, что знаменитые психиатры Н.Н.Баженов и В.П.Сербский прятали в психиатрических больницах и клиниках революционеров. А на самом деле там и было и место. Во всяком случае, не менее знаменитый психиатр профессор В.Ф.Чиж считал революционную толпу состоящей из алкоголиков и душевнобольных, а ее лидеров - вырожденцами. *(Сироткина И. Классики и психиатры. М., 2009. С 50). «Однако в политизированной атмосфере конца века оставаться «над схваткой» было трудно. Даже безобидные брошюры вроде «Медицинской помощи крестьянам» содержали призывы заменить капитализм обществом «санитарного типа», в котором «будут ликвидированы» бедность и неравенство». [40, с. 113].
На съезде психиатров в Киеве в сентябре 1905 года темпераментную речь произнес В.М.Бехтерев. Он говорил, что отсутствие прав и свобод ответственно на «недостаток жизненных сил» и угрожает душевному здоровью нации. Свою речь он закончил словами из песни:
Отворите мне темницу,
Дайте мне сиянье дня...
В тон этим мыслям психиатр А.И.Яроцкий предлагал своим пациентам терапию революцией. *(Не случайно Э.Месснер, военный аналитик из среды русской эмиграции, называл всякий мятеж на медицинский манер - эпидемией). В стране, начинавшей сходить с ума, все это вновь напоминало анекдот о сошедшем с ума психиатре.
Только после событий 1905-07 годов некоторые психиатры, такие как Сикорский и Баженов, оставили свои обвинения в адрес режима и начали говорить о революции как о массовой патологии. Да, уже тогда стоило задуматься о причинах самоубийств потомков Маркса, Бакунина или целой плеяды самих российских бомбистов конца XIX века. Позже к этому списку прибавится потомство Троцкого и многих других «демонов революции». А славившийся нечеловеческой жестокостью и нечувствительностью к боли экспроприатор Камо?! Этот соратник Ильича, освидетельствованный германскими специалистами, был признан тяжелым психическим больным!
Примечание
*(См. в моей книге «Террорист номер 0»). Позже, осмысливая свою прошедшую жизнь, один бывший махновец и поклонник Бакунина написал о себе удивительно точные слова: «Я был во всех левых партиях и организациях. Левее может быть только сумасшедший дом». Взаиморасположение революции и сумасшествия именно таково...
Да, сумасшествие массовое, быстро распространяющееся как эпидемия оказалось напрямую связанным с революциями, которые обычно принято считать явлением социально-экономическим.
Оранжевая революция на Украине также принесла новую волну сумасшествия. Но это - уже отдельная тема. Важнее другое. Лежащий в безумии мир, как и во времена Диоклетиана, называет сумасшедшими тех, кто пытается жить по заповедям Божиим. Помните, какую блестящую карьеру променял святой Георгий Победоносец на муки колесования и прочих изобретений античной мысли?
За отличное знание военного дела Георгий уже в двадцать лет был назначен начальником прославленной когорты инвиктиоров (непобедимых). Во время войны римлян с персами (296-297 гг.), Георгий выказал удивительную отвагу, за что был назначен комитом (спутником) - приближенным императора, сопровождающим его во время путешествий.
Но, находясь однажды в судилище и слыша беззаконный и страшный суд об истреблении христиан, Георгий воспылал святой ревностью за веру. Он раздал нищим все, что имел, освободил рабов в своих имениях и решил насмерть стоять за Христа.
Характерен такой эпизод из жития святого. Диоклетиан обратится к известному волхву Афанасию. Император сказал ему: «Или победи и уничтожь волхвование Георгия и сделай его покорным нам, или лиши его жизни». Утром в суде Афанасий показал два сосуда и велел привести осужденного. «Если безумец выпьет из первого сосуда, - сказал колдун, - будет покорным царской воле; от второго же питья он умрет». Выпив из обоих сосудов, Георгий остался невредимым, а Афанасий сам уверовал и перед всеми исповедовал Христа как всесильного Бога. За это он был казнен императором.
Подвиги и чудеса великомученика Георгия умножали число христиан, поэтому Диоклетиан решил сделать последнюю попытку заставить святого принести жертвы идолам. Начали готовить судилище при капище Аполлона. В последнюю ночь святой мученик усердно молился, а когда задремал, увидел Самого Господа, Который поднял его Своей рукой, обнял и поцеловал. Спаситель возложил на главу великомученика венец и сказал: «Не бойся, но дерзай и сподобишься царствовать со Мною».
Наутро в судилище император предложил святому Георгию новое, поистине диавольское искушение - он предлагал ему стать своим соправителем.
Святой мученик с притворной готовностью ответил, что императору с самого начала следовало не мучить его, а оказать подобную милость, и при этом выразил желание немедленно идти в капище Аполлона. Диоклитиан решил, что мученик принимает его предложение, и последовал с ним в капище в сопровождении свиты и народа. Все ждали, что святой Георгий принесет жертву богам. Он же, подойдя к истукану, сотворил крестное знамение и обратился к нему, как к живому: «Ты ли хочешь принять от меня жертву как Бог?» Бес, обитавший в идоле, закричал: «Я не Бог и никто из подобных мне не Бог. Един Бог только Тот, которого ты проповедуешь. Мы из служащих Ему Ангелов сделались отступниками, и, одержимые завистью, прельщаем людей». «Как же дерзаете вы быть здесь, когда сюда пришел я, служитель Истинного Бога?» - спросил святой. Послышался шум и плач, идолы пали и сокрушились.
Отказ от соблазнов святого Георгия выглядели для закосневших в грехе язычников опасным, заразным безумием.
Святой Георгий мог стать талантливым полководцем и удивить мир воинскими подвигами. Ему усекли главу, когда ему не было и 30 лет. Спеша соединиться с воинством Небесным, он вошел в историю Церкви как Победоносец. Для русского воинства он всегда был небесным покровителем.
PS.
Вифлеем, превращенный в Бедлам... Страшный символ дехристианизации человечества!
История психиатрии уже не так коротка - и что же? Каковы результаты ее усилий? В 1995 году глава Национального института душевного здоровья (США) признал: «Мы не знаем причин психических заболеваний. У нас еще нет методов «излечения» этих заболеваний. Все, что у нас есть, - это способы, с помощью которых мы можем ослабить симптомы у большинства людей». [39, с. 371].
...А по большому счету - стал ли мир сумасшедшим домом? Да, без Христа, как говорил святитель Иустин Попович, мир - «большой космический сумасшедший дом». И впустить в него надо не апокалиптического «доктора Пинеля», который пришел бы, чтобы лукаво освободить страждущих от цепей. Не главврач нам нужен. Двери Бедлама открываются изнутри. Но только покаянием и жертвенным подвигом - и тогда приходит Тот, Кто властен исцелить больное человечество.
КРАТКАЯ БИБЛИОГРАФИЯ
1. Ваджра А. Путь зла. М., 2006.
2. Вайсман Б. Психиатрия - предательство, не знающее границ. М., 2002.
3. Вальцев С. Закат человечества. М., 2010.
4. Виленский О. Психиатрия. М., 2002.
5. Вебстер Н. Всемирная революция. Киев, 2001.
6. Воробьевский Ю. Иудиада. М., 2010.
7. Воробьевский Ю. Наступить на аспида. М., 2007.
8. Воробьевский Ю. Орден Иуды. М., 2010.
9. Воробьевский Ю., Соболева Е. Пятый Ангел вострубил. М., 2009.
10. Воробьевский Ю. Русский голем. М., 2005.
11. Воробьевский Ю. Стук в Золотые врата. М., 2003.
12. Воробьевский Ю. Террорист номер 0. М., 2011.
13. Воробьевский Ю. Третий акт. М., 2008.
14. Воробьевский Ю. Шаг змеи. М., 2009.
15. Воробьевский Ю. Черный снег на белом поле. М., 2009.
16. Воропаев В. Гоголь и отец Матфей. Пермь, 2000.
17. Глянц В. Гоголь и апокалипсис. М., 2004.
18. Гольцман Е. Мистическая Европа. М., 2003.
19. Грачева Т. Когда власть не от Бога. Рязань, 2010.
20. Грачева Т. Невидимая Хазария. Рязань, 2008.
21. Грачева Т. Память русской души. Рязань, 2011.
22. Грачева Т. Святая Русь против Хазарии. Рязань, 2009.
23. Грицак Е. Тайна безумия или контакт с иной реальностью. М., 2003.
24. Данилин А. LSD. Галлюциногены, психоделия и феномен зависимости. М., 2001.
25. Диспут Назарова с Кацманом о «православном антисемитизме». М., 2011.
26. Каббала - заговор против Бога. Сибирская благозвонница, 2008.
27. Кара-Мурза С. Власть манипуляции. М., 2009.
27-2. Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием в России сегодня. М., 2001.
27-3. Кляйн Н. Доктрина шока. М., 2009.
28. Козлов Н. Генополитика. М,, 2010.
29. Колеман Д. Комитет 300. М., 2000.
29-2. Священник Александр Круглов. Последняя война. М., 2004.
30. Махов Н. Искусство после обряда. М., 2009.
31. Мединский В. Скелеты из шкафа русской истории. М., 2010.
32. Игумен N. От чего нас хотят «спасти». М., 2001.
33. Назаров М. Вождю Третьего Рима. М., 2004.
34. О психологии К.Юнга и прозе Г.Гессе. Пермь, 2001.
35. Оуэн Д. История болезни. С-Пб., 2011.
36. Прокопенко А. Безумная психиатрия. М., 1997.
37. Рассказы о необычайном раби Нахмана из Браслава. М., 2000.
38. Рахматуллин Р. Две Москвы, или Метафизика столицы. М., 2008.
39. Рёдер Т., Кубиллус В., Бурвелл А. Люди за спиной Гитлера. М., 2004.
40. Сироткина И. Классики и психиатры. М., 2009.
41. Ставров Н. Вторая Мировая. Великая Отечественная. Т. III. М.
42. Толковая Библия. (III тома). Петербург. 1911-1913.
43. Тоффлер А. Футурошок. С-Пб., 1997.
44. Феррис П. Зигмунд Фрейд. Минск, 2001.
45. Филимонов В. Святое Православие и тайна беззакония - XXI век. Вектор, 2005.
46. Архимандрит Фотий (Спасский). Борьба за веру. Против масонов. М., 2010.
47. Фуко М. Психиатрическая власть. С-Пб., 2007.
48. Шмаков А. Международное тайное правительство. Таллинн. 1999.
49. Шолем Г. Основные течения в еврейской мистике. М.-Иерусалим, 2004.
Продажа новой книги Юрия ВОРОБЬЕВСКОГО «Бедлам» начнется на православной выставке-ярмарке в 69 павильоне ВВЦ с 8 по 14 ноября.
5. Возникает вопрос: где же Бедлам?
4. Re: Бедлам
3. 2. Александр А.Б. : При всем своем уважении к автору, суть и цель сей статьи и книги не понимаю.
2. Зачем эта книга?
1. Re: Бедлам