Почему у нас такой капитализм?

Размышления российского предпринимателя

Новости Москвы  ДелоРус 
0
1665
Время на чтение 18 минут

В настоящее время многих думающих людей в России начинает интересовать вопрос о том, правильно ли была выбрана модель развития нашего общества после крушения коммунизма. Надо ли было уходить от социалистического строя даже в той его форме, которая существовала в конце 80-х годов, в СССР? Не стал ли новый капиталистический строй еще более губительным для русской нации, так как в нашей стране результаты радикальных экономических реформ перестройки приняли самую уродливую форму?

Разница в доходах граждан одного государства (российского) стала совершенно немыслимой. Около половины населения страны живут, едва сводя концы с концами. Уровень зарплат по регионам на одинаковых профессиях может различаться в разы. Потребление и амбиции предприимчивых людей живущих в Москве значительно превышают то, чем довольствуются люди в регионах. Половина всех денег страны сосредоточена в одном городе, где, при этом, найти человека, готового планомерно трудиться и заботиться о пользе своего труда стало практически невозможно. В этом же самом богатом и деловом городе России любой трудоспособный гражданин может на несколько часов в день оказаться запертым в автомобиле, пытаясь переместиться из одного места в другое в силу огромного количества приезжающих людей, с которым едва справляется городская дорожная система... В стране наметились серьезные демографические проблемы, с возможными длительными негативными последствиями. И т.д. Перечислять эти проблемы просто не имеет смысла, так как они общеизвестны. Больше всего обращает на себя внимание тот факт, что началось это все (или обострилось) после развала СССР и установления в стране капиталистического строя.

Возникает вполне обоснованное подозрение, что сам по себе этот новый строй содержит какую-то патологию, ошибку в самой идее, которая неминуемо приведет с течением времени к экономическому кризису. Перед глазами наглядный пример того, что происходит в странах, еще недавно являвших собою триумф капиталистически устроенной экономики. Я бы даже сказал, не экономики, а капиталистических товарно-денежных отношений между людьми. Современные капиталистические отношения стали такими, какие они есть, в результате длительных эволюционных процессов, происходивших еще со времен средневековья, главным образом, в Западной Европе. В начале 16 века в Германии и Швейцарии началось церковное реформаторство, которое не могло не оказать влияния на формирование национального характера вначале немцев, а потом и других народов Западной Европы, принявших обновленную трактовку Библии. Германский проповедник Мартин Лютер стал лидером новой церкви и приобрел большое количество последователей в определенный момент истории, а именно, когда католицизм, как церковный институт, потерял всякое доверие в народе, и его реформа просто напрашивалась сама собою.

Реформаторство, названное впоследствии протестантизмом, не могло не участвовать в формировании национального характера немцев. Возможно даже, что влияние нового религиозного учения на людей было взаимным, так как сами идеи Мартина Лютера в ходе его деятельности в качестве проповедника с течением времени немного изменялись. Вообще христианство изначально было воспринято народами Западной Европы по-своему, в соответствии с особенностями их национальных характеров и поэтому приобрело соответствующие «оттенки» вероучения в разных культурах. Главное, что необходимо отметить, это то, что в той же Германии не было православия. Та форма и способы отношений между людьми, те обычаи и привычки, которые существовали и самобытно развивались в Германии и которые легли впоследствии в основу германского капитализма, не имеют одинаковых корней с русской культурой, основанной или просто пропитанной православием. То, что мы называем современным капитализмом, есть, по сути, такое построение общества, внутренних общественных порядков и способов взаимоотношений между людьми одной нации, которое произошло из чуждого для русской культуры корня.

Мне кажется, что на сегодняшний день слова капитализм или социализм настолько широки в своем употребляемом семантическом значении, что просто не позволяют адекватно и точно выразить происходящие экономические и политические процессы. Говоря о современном устройстве общества, точнее будет сказать, что существует современная форма общественной организации, допускающая частное владение средствами производства, допускающая предпринимательскую активность простых граждан, их право выбора на то, чем им заниматься, охраняющая законодательно также их право свободной торговли, организации фирм, найма на работу и т.д. Эту форму можно называть как угодно. Не в названии суть. Суть в том, что эта форма отношений естественна для людей и создаёт максимально благоприятные условия для раскрытия творческого потенциала каждого человека, а значит, она не может являться неэффективной для развития самого общества. Это и есть то, что дает нам капитализм.

Очевидно, что каждый народ, при этом, должен вырабатывать для себя свою эффективную национальную форму деловых отношений между людьми, которая способствует раскрытию в каждом человеке творческого потенциала, заложенного в нем самой природой. Именно этого сегодня не хватает России, где сфера этих отношений, называемая капитализмом, состоит из постоянно предпринимаемых попыток обмана и быстрого обогащения за счет друг друга. Причем, где существует больше возможностей для бизнеса, там подобных действий происходит более всего.

Как наука развивается по мере накопления фактов, их анализа, синтеза и выявления истин, становящихся аксиомами для всех ученых вне зависимости от их национальности, так и по мере развития обществ и торговых отношений, появились общие для современного капитализма черты. Например, рационально устроенное законодательство, допускающее появление самостоятельных акционерных обществ, являющихся ныне субъектом права и др. Появилась и развилась бухгалтерия, как средство учета появившегося в результате коммерческой активности капитала и т.д. Появилась даже новая наука - экономика и менеджмент. Однако, это все лишь атмосфера, в которой должна формироваться национальная модель хозяйствования.

Дело в том, что на взаимоотношения между людьми, в том числе, по поводу извлечения прибыли, влияет их характер, образ мысли, вера или безверие. То есть именно те личные качества, которые подвержены воспитанию, и формировались во многом под влиянием религиозных представлений того общества, в котором жил каждый участник таких отношений. При этом ни одна мировая религия не рассматривала и не рассматривает накопление денег, как венец нравственности в поведении своих последователей. Стремление к заработку, извлечению максимальной прибыли в короткий срок, существовало всегда и у самых разных людей, в том числе и священнослужителей, вне зависимости от их вероисповедания. Но это врожденное стремление только в том случае не приводит к попыткам нажиться любой ценой, даже с помощью воровства и убийства, когда человек имеет соответствующее воспитание, передающееся ему в некоторой степени даже генетически от предыдущих поколений. На самом деле, традиции и культура призваны регламентировать или огранять, как камень, это доселе необузданное стремление, толкающее человека к предпринимательской активности. Также и животный инстинкт продолжения рода остается инстинктом и может деформировать личность человека с каждым действием, совершенным под ее влиянием. Но пропущенный через призму этой самой личности, соединенный с любовью, и направленный в нужное русло, в соответствии с нравственностью, этот инстинкт превращается для человека в источник жизни, а не разрушения.

К сожалению, тот рациональный современный капитализм, плоды которого стали для нас эталоном, есть суть отражение определенного периода развития их Западного общества («германо-романской цивилизации», как сказал бы русский философ Н.Я.Данилевский), не имеющего никакой «корневой» связи с православным религиозным учением, ставшим с течением веков, практически, основой русской культуры. Наверное, поэтому капиталистический строй приносит у нас плоды богатого безнравственного поведения: мы как бы играем на «чужом» поле. Русский характер просто не понимает то, что кажется естественным немцу или американцу, потому что не получил «соответствующего образования», но зная, что так делают «там», пытается слепо копировать плоды западного прогресса и встраивать их в существующее общество на свой лад. В этих условиях слепого копирования нет места процессам творчества, которые во многом и стимулируют развитие нации.

Каждый человек, совершая подлинные акты творчества, не копирует в этот момент кого-то еще, но выражает результатами своего труда, и с помощью того материала которым работает, самого себя, свою идею, свои переживания. В этом процессе иногда не может быть остановки и предела совершенства. Это всегда интимный и изнуряющий процесс для любого творца. Когда происходит попытка повлиять на этот процесс извне, заставить творца скопировать что-то, чьи-то идеи, то нарушается сам принцип творчества, как основы жизни и развития. Самым простым примером может служить попытка Петра 1 реформировать Россию «сверху вниз», навязав ей чуждые по духу западные модели. Эффект от тех реформ безусловно был, но до сих пор мнение об их пользе для России отнюдь не однозначно. Признавая своевременность использования достижений западной науки для технического развития России, нужно учитывать и то, что активная «европеизация» страны подавила в народе собственный творческий потенциал. Во многом исказила его религиозную и культурно-историческую традицию, с последствиями чего мы постоянно сталкиваемся и по сей день. Прививка достижений западного научного прогресса к телу русского общества, не должна была вести к расколу его духовно-нравственного содержания. Игнорирование этого факта привело к очень многим тяжелым последствиям для русского общества.

Для раскрытия творческого потенциала человеку необходимо создать условия внутренней психологической независимости. Для этого человека нужно, прежде всего, услышать, понять, а не подавить и заставить делать, так как надо кому-то. Мы все разные и одни из нас быстрее разбираются в чем-то и почти не способны осилить другое в силу разных естественных психологических особенностей. Задача лидера (руководителя) и состоит в том, чтобы не подавлять природные качества человека, но понять и направить их в русло творческого процесса. При этом происходит развитие человека в производственном плане, что приносит огромную пользу общему делу. На самом деле, тот, кто мнит себя руководителем, должен уметь нащупывать эту творческую способность в подчиненном, иначе он никогда не станет ярким руководителем. Когда у человека появляется возможность найти себя в каком-то деле в соответствии со своей психологической архитектурой, тогда у него появляются внутренние позывы к активному труду в выбранном направлении, и он становится полезен организации. При этом личность человека начинает развиваться органически из своего собственного корня. Так вот задача даже не руководителя, но лидера, создать такие условия для него, не поломать его природу и творческий потенциал, но раскрыть его и применить с пользой для общего дела.

Применительно к человеческому обществу, это должно означать, что каждый народ должен доходить до определенных идей своими шагами, в своем темпе, в соответствии со своим образом мысли и способом восприятия. И самое главное для руководителя этого народа, это всячески способствовать данному процессу. Каждый народ имеет свою духовную и психологическую архитектуру и преуспевает в некоторых определенных областях более чем в других. Именно процесс прохождения своего пути, освоения нового и есть процесс развития его цивилизации. Т.е. не результат важен скорее, а сам процесс этого движения. Результаты появятся, если народ имеет основу для такого плодоношения. Но эти результаты будут присущи именно данному народу.

Может возникнуть вопрос: почему в одних странах и культурах производство и промышленность развивались и развиваются, равно как и соответствующие науки, а в других как будто это развитие отстает? Почему народы одной культуры способны выстраивать в торгово-промышленных отношениях цепочки поставщиков и покупателей и работать в такой связке десятилетиями, а другие не видят возможности и смысла взаимовыгодного партнерства в бизнесе? Почему, в результате, говоря о промышленности, одни способны создавать высокотехнологические товары, а другие, стремясь к сиюминутному заработку, извращают всю суть конструктивных деловых отношений, превращая их в соперничество, и начинают отставать в развитии?

На наш взгляд, это во многом происходит от того, что одни народы уже прошли этап своего экономического развития и расцвета и живут и делают теперь то, что стало для них повседневной нормой. Другие же просто неумело подражают первым, не пройдя при этом пути собственной самореализации, с учетом специфики своего характера, в том числе и в сфере свободной торговли. Деловые отношения в среде российских предпринимателей, как вообще в среде простых россиян, во всех сферах, где участвуют деньги, основаны на стремлении к максимальной экономической выгоде при меньших затратах. Это уже стало характерным. Это происходит в том случае, когда вместо попыток осознания своей роли в процессе торгово-промышленных отношений и максимальной самоотдачи в выбранной области труда, обе стороны думают о том, как извлечь из отношений максимальную «сиюминутную» выгоду за счет своего партнера (т.е. либо покупателя, либо продавца). Каждый идет по пути наименьших затрат и ищет самые короткие пути к достижению целей. Ни о каком улучшении качества, как о внутреннем позыве, вообще речи нет, так как с точки зрения достижения цели (максимальной прибыли в короткий срок) это экономически нецелесообразно. Это поведение настолько доминирует, что пора говорить о его врожденности в среде российских предпринимателей. Кто чего-то еще не успел, тот завидует тем, кто уже успел, а если подворачивается возможность что-то схватить, то он обязательно схватит. Это похоже на поведение кочевых народов на промысле. Здесь видно, что предпринимательский дух (а не дух ли это сребролюбия?) реализуется во всей своей силе, не будучи обузданным никаким воспитанием. Такие отношения не сулят развития сторонам, в них участвующим. Здесь не происходит ни роста профессионального уровня и качества выпускаемой (продаваемой) продукции, ни улучшения финансовых показателей компаний в долгосрочном плане. Это поведение не содержит никакой творческой составляющей, а значит, оно бесперспективно и ведет к гибели.

Это во многом происходит от недопонимания сути деловых отношений и их построения на пустой спекулятивной основе, как результат безудержного стремления русского человека к посредничеству. Такие отношения стали привычной формой бизнеса в России, но они не реализуют творческого потенциала предпринимателей и вообще людей, направляя всю их энергию на поиск легких денег, и не давая почвы для их личностного развития, так как не требуют увеличения их знаний. Более того, такие процессы, с таким подходом, способствуют дальнейшему ухудшению делового климата и дальнейшему снижению эффективности производственной сферы экономики нашей страны и не способствуют росту благосостояния людей. К сожалению, так происходило и раньше и эта тенденция никогда не исчезнет сама собою, так как для этого требуется изменение самого характера людей, живущих в России...

При исследовании национальных отличий капитализма, мне кажется, самым интересным и полезным материалом для изучения является то, что происходит между продавцом и покупателем в условиях свободной торговли. В таких процессах обе стороны действуют самостоятельно и без принуждения и руководствуются своим пониманием сути процессов, в которые они вступают. Если эти отношения будут основаны на любви, о которой столько сказано в православии и столько сделано в исторической жизни нашего народа, и, как следствие, на аутентичности (подлинности и искренности) поведения людей, вступающих в такие отношения, а не на удаче или обмане, то отношения становятся чистыми и понятными. А значит уже потенциально продуктивными, и со временем, с ростом такой практики, смогут произвести на свет наш собственный «капитализм», основанный на наших «родных» подходах к труду и нравственности. Чем больше практики, тем лучше закрепляется теоретический материал. Такая природа отношений особенно понятна и подходит именно для России, где искренность поведения человека и его соборность (забота об интересах общественных в большей мере, чем о своих личных) особо ценится в любых условиях. Это близко нам в духе нашей веры и нашей истории. Когда же в отношениях продавца и покупателя наметятся созидательные процессы, обусловленные тем, что обе стороны стремятся помочь и поддержать работу друг друга, ощущая свою взаимную зависимость, тогда у сторон, как правило, возникает желание продолжать сотрудничество и отдавать себя процессу, что стимулирует в них творческое начало. Это сулит развитие и служит фундаментом для создания новой культуры отношений в обществе.

Для реализации творческого потенциала в народе должен пробуждаться сильный творческий порыв. Этот порыв никогда и никак НЕ СВЯЗАН С ДЕНЬГАМИ, с прибылью, с «капитализмом». Он исходит из самой глубины сознания народа, из его духа и религиозного воспитания. В самом процессе реализации творческого порыва посредством труда происходит толчок в развитии сознания народа, как бы его эволюция. Для этого нужно сначала понять, что является главной нравственной ценностью, понятной и близкой каждому человеку, являющемуся представителем этого народа, которая могла бы лежать в основе его поведения, и которая служила бы еще как индикатор того, относится он к культуре этой нации или нет. Эта ценность должна быть просто и понятно высказана.

Я бы сказал, что для нас это - совесть. Это то качество, которое особо ценится в нашей культуре. При его присутствии в характере русского человека, оно всегда является для него достойной основой. Если человек совсем не обладает совестью, в поступках всегда руководствуется одной лишь экономической целесообразностью, привыкает фальшивить, стремясь к своей цели, основанной лишь на стремлении к дополнительному прибытку, то ему будет очень сложно наладить долгосрочные деловые контакты с людьми в России. Он даже может пострадать из-за этого. Бессовестное поведение даже в быту больно наступает на «эго» русского человека. У нас, как нигде развит «понятийный» подход в деловой сфере, многое в ней держится на «неписанных» законах, отражающих скорее дух формальных законов, чем их букву, и тем самым, не всегда понятных англичанину или немцу - представителю рациональной западной капиталистической культуры, где писанный закон есть основа общественной жизни. Поэтому совесть должна быть важным критерием в поведении людей и в деловой сфере.

Второй важной ценностью в нашей культуре является искренность. Это качество мы традиционно ценим, но, к сожалению, и все реже находим в своей среде. Западный рациональный капитализм, в период недоразвитости нашей собственной сферы деловых отношений, учит нас, что эффективность - есть самый важный критерий в бизнесе и ей следует подчинять все, даже свою частную жизнь. К ней нужно постоянно стремиться. Эффективность - это когда достигаешь цели быстрее и проще. Подчиняясь этому правилу, в начале текущего века закрывались в США целые фабрики, перенося производства в Китай и фактически выбрасывая на улицу своих американских работников, не считаясь с купленными у них в кредит домами и пр. хозяйством. Стремление к эффективности, конечно, принесло свои плоды в плане доходности, в плане денег. Однако некоторые, теперь уже и американские бизнесмены и менеджеры, стали понимать, что сфера человеческих отношений настолько сложна и тонка, так как состоит из эмоций, что эффективность бизнеса достигается в большей степени тогда, когда нюансы этих отношений учитываются в процессе управления. Они тоже поняли, что искренность в поведении, основанная на чистоте помыслов, сулит участникам деловых отношений больше выгоды, я бы даже сказал, результативности и пользы, чем обман, который ведет к тому самому соперничеству взамен партнерства. Именно поэтому и в нашей культуре есть предпосылки для продуктивных деловых отношений. Однако следует помнить, что искренность или аутентичность в бизнесе, если это не отношения только начинающих и неопытных людей, возможна только тогда, когда каждый участник привык трудиться и искренне любит ту сферу, которой занимается.

Ну и третьей ценностью нашей культуры является любовь и вера в Бога. Без любви и актов человеколюбия на практике деловые отношения превращаются в хаос, которым, кстати, и охвачена почти вся сфера малого и среднего бизнеса в России. Предприниматели, в частности, не обращают внимания на добавленную стоимость, создаваемую своим трудом, и больше стремятся к заработку, проклиная всех, кто им мешает на этом пути. Однако, добавленная стоимость или польза для сторон - есть основа любой сделки. Результат любого труда должен являться актом любви, выраженным конкретным делом, конкретной пользой. Это залог долгосрочности отношений и профессионального развития, без которого ничего не будет создаваться.

Процесс пробуждения всей нации не быстрый и начинается он с того момента, когда у отдельного человека возникает сильное желание поступить по совести, а не ради денег, просто потому, что ситуация этого требует. Потому что иначе, он не сможет нормально спать. Вот тут начинается практическое действие, первый шаг к обретению подлинной русской духовности человека. Кто-то скажет, «да таких людей почти не осталось в России!» Да их очень мало, но они не исчезли, просто им отовсюду твердят, что такие поступки при капитализме, который и есть единственно правильный способ общественного устройства, просто бессмысленны, так как не несут в себе возможности заработать дополнительную прибыль, т.е. могут быть не эффективны. Мы бы спросили того, кто так считает: «о прибыли, полученной в какой срок, ты говоришь? А что будет завтра, ты подумал? С тобой захотят иметь дело те, кого ты обманул сегодня?»

До сих пор поступки по совести в ходе осуществления деловых отношений, являющиеся на самом деле прямым выражением профессионального отношения к делу его участниками, кажутся многим предприимчивым россиянам простым следствием отсутствия жизненного опыта и практической деловой хватки. Это тяжелое заблуждение. На самом деле именно такое отношение к делу, продиктованное любовью, т.е. желанием помочь и принести пользу личным актом, происходящее в условиях искренности намерений, и как следствие, по совести, учит нас ответственности и является наиболее близким русской культуре и наиболее продуктивным действием в нашей национальной модели хозяйствования. Многие россияне, к сожалению, не замечают этого и практикуют совсем другое поведение.

* * *

Так как же пробудить сильный творческий порыв? Постепенно. Практическим трудом, конкретными действиями в деловых отношениях и пропагандой на общенациональном уровне обновленных ценностей в обществе, причем, начиная с начальной школы. Среди этих ценностей должна быть польза, приносимая трудом и всегда в рамках определенной профессии. Человек должен еще в раннем возрасте привыкать к тому, что его задача принести пользу и тем самым пройти свой жизненный путь полностью. Гражданское служение, как религиозное, должно стать основой его существования. В связи с этим в человеке должны поощряться работа над собой, изучение наук, творчество, должно поощряться развитие лидерских качеств.

Нам нужны практические действия в плане становления нового характера русского человека. О ценностях мало говорить, они должны быть превращены в методологию, применимую каждый день в быту, в учебе и на работе. У людей должны быть перед глазами успешные примеры такого поведения, изменений в характере и достигнутого успеха. Изменения в характере наступают не от пустого чтения новых истин, а от их практического применения, когда появляются новые привычки и формируются новые личностные качества. Это всегда результат продолжительной работы над собой. И, разумеется, такое воспитание должно основываться не на революционном отвержении всего, что было прежде в обществе, но наоборот произрастать из него, как из корня, в следующую фазу своего исторического развития. У такого воспитания должна быть обязательно духовная основа. Необходима активная пропаганда таких качеств характера, как ответственность, активность, увлеченность и любовь.

Можно, конечно, предположить, что русский человек все же выдержит и не изменится полностью, под тлетворным влиянием извращенных подходов деструктивных деловых отношений, но надежда на это крайне слаба. Потому что постоянная практика порочных отношений и их пропаганда тем более, несут в себе потенциальную угрозу обществу благодаря ПОСТОЯНСТВУ СВОЕГО ВОЗДЕЙСТВИЯ на подсознание каждого отдельного человека. Посмотрите канал MTV, где распущенность и акты циничного поведения преподносятся, как современная мода и результат демократических взглядов в среде прогрессивной молодежи. Между тем, там не американские подростки мелькают на экране, а наши ребята принимают участие в программах.

Важно понять, что единственная польза от капитализма, как от общей идеологии, состоит в том, что этот строй подразумевает под собой - поле для свободной предпринимательской активности. Однако, это всего лишь сырой материал, атмосфера, в которой нужно выращивать свою модель продуктивных деловых отношений, свою идеологию этих отношений. Эта идеология подразумевает, что участники таких отношений осуществляют их в соответствии с нравственными ценностями их культуры, иначе последние не могут быть продуктивными. Насколько искренни участники в своих действиях по ходу осуществления деловых отношений, настолько они прибавляют себе шансов на их долгосрочность и продуктивность.

Хотелось бы еще раз подчеркнуть то, с чего мы начали статью - современный западный капитализм - это одна из форм эволюционировавших отношений между людьми определенной культуры, основанная на свободной торговле. Свободная торговля с одной стороны вполне естественна для природы человека в том смысле, что не призвана подавлять его личную свободу и право выбора, но допускает его свободное личностное развитие. Но с другой стороны она несет в себе опасность саморазрушения без соответствующего воспитания людей в рамках уже своей национальной культуры и при отсутствии четкой государственной политики в плане этого воспитания и обучения. Сам по себе капиталистический строй не гарантирует ничего: ни экономической стабильности, ни гарантированного роста экономики, ни правильного воспитания людей. Кроме этого, капитализм почти не стремится к равновесию и не способен к саморегулированию по принципу затухающих колебаний: достаточно посмотреть на колебания курсов валют и стоимости сырья и энергоносителей.

Капитализм не есть некая правильная и современная форма человеческих взаимоотношений или оптимальный и универсальный для всех общественный строй, имеющий стандартный набор законов, по наличию и исполнению которых можно сделать вывод, что в стране установлен этот самый строй, а значит, есть гарантия развития. Просто при капитализме допускается свобода рыночных отношениях по поводу продажи и приобретения продукции, нацеленных на получение прибыли. А эти отношения между людьми происходят отнюдь не по законам здравого смысла, а в соответствии с преследуемыми каждым из них личными целями и полученным каждым из них воспитанием и даже не всегда ради денег.

То, что мы имеем в России сейчас - это лишь фрагмент сегодняшнего уровня сознания людей, вовлеченных в деловые отношения в России. Создать или получить более совершенный экономический строй, возможно, только тогда, когда сознание человека перешагнет на следующую ступень в своем развитии и эволюция общественного строя (не важно, капитализм это будет называться в итоге, или социализм) естественным образом произойдет сама собою. В таких изменениях возникнет внутренняя потребность, как возникает естественная потребность расширить дом, если в нем становится тесно жить. В обратной последовательности действовать нельзя. Нельзя насадить некий совершенный экономический строй в виде свода новых готовых законов и надеяться, что он и станет гарантией экономического роста страны. Все зарождается в маленьких фрагментах человеческих взаимоотношений, все начинается с тех мелких сделок, на которые мы идем каждый день на работе и в быту. Эти взаимоотношения нельзя запретить, но в их количестве и направленности заложено то, что складывается потом в культуру целого народа. Эти отношения должны рождать что-то новое, быть продуктивными, отражать творческие возможности людей, вовлеченных в них. Добрая созидательная направленность таких простых действий имеет решающее значение для формирования личности и будущего характера. То, какие формы приобретают свободные рыночные отношения в каждом народе, говорит о его зрелости. Зрелость, главным образом, проявляется в способности разобраться в себе, научиться это делать по-своему, но максимально продуктивно, и, таким образом, в итоге вырастить свой собственный полезный продукт. Задача любого живущего самобытного народа состоит, главным образом, в полном выражении собственного творческого потенциала, источником которого может служить только своя собственная культура и заложенная в ней любовь.

Таким образом, главной исторической задачей современной России является не столько попытка проведения демократических реформ или построения капитализма в нашей стране по западному образцу, сколько образование, обучение основам продуктивных деловых отношений всех их участников и воспитание у людей культуры труда, творчества и любви к профессии. Тогда и фундамент для реформ начнет создаваться в виде подготовленного для них общества, понимающего ценность направленных усилий. Изменения должны начинаться на самом базовом уровне, личным участием каждого человека в процессе, и затем только самостоятельно прорастать наверх. В каждом своем действии человеку нужно приучаться искать созидательный смысл для других, если он там есть вообще, либо не совершать этого действия.

Продуктивные профессиональные отношения способствуют развитию личности людей, вовлеченных в эти процессы, и это ведет в свою очередь к дальнейшему улучшению качества этих процессов.

Петр Базунов, предприниматель

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31. дикобразу - дикобразово

Я не беседовал даже с апостолами - посему моё убогое мнение: "дикобразу - дикобразово" - таков мой сугубо субъективный вывод из общения и наблюдений..

30. Про воспитание и творчество

Если нам нужны профессионалы и творческие люди, то детям надо показывать как это делается. Что у нас показывает телевизор (как ни крути для очень большого числа людей - он и воспитатель и пример)? Там редко можно увидеть как человек увлечен чем-либо кроме делания денег и еды (исключения есть, но не на федеральных каналах). Еще там много убивают и расследуют преступления. В результате бесконечные бухгалтера-юристы и менеджеры-универсалы. Научно-популярное познавательное кино умерло как жанр. Нет, я понимаю, для взрослого человека не проблема информацию найти. Но ребенок то еще не выбирает. На выходе из школы у нас молодые люди, у которых мозги до отказа набиты абстрактными знаниями и фантазиями. К какому интересному делу их применить человек не научен. Поэтому если не делается вот эта коррекция (элементарная, в общем-то), возникает вопрос, а нужны ли нам профессионали и творческие личности вообще?
Архивариус / 14.11.2011, 10:51

29. 28. ПБ

Думаю парадоксальность (и православность) мысли в том, что сила рождается из сочувствия к слабости и более ниоткуда.А потом уже все чудесные вещи - энергия, творчество и пр. Как следствие. А теперь самое простое, что приходит в голову по теме. Напомню, что под лозунгами: жить и работать на пользу ближнему(вполне нравственными, конечно) народ выкладывался все советское время. Напомню также, какое издевательство над этими лозунгами, над честностью, над трудом началось в эпоху "первоначального обогащения" (накоплением капитала это назвать трудно). И это все ради быстрого выращивания капитализма в пробирке. Десятилетия понадобились, чтобы все нормальные представления о жизни в людях добить, оставить один цинизм и корысть или безразличие ко всему. Вы полагаете после этого, можно ожидать, что все слепленное на такое основе будет сразу жизнеспособным, а нравственность в народе расцветет? По мне, так это самое утопичное. Скорее после такого стоит расплаты ожидать и духовной катастрофы. И вот если с этой точки зрения смотреть, люди у нас еще очень ничего держаться, выживают. И даже заслуживают этим некоторого уважения и право на отдых и реабилитацию в течение которого все стороны прпоцесса понимают, что условный Вася никогда не будет работать и всегда будет пить, пока условный Федя не перестанет неутолимо хапать под прикрытием любых лозунгов - и наоборот, разумееется. А потом уже разговоры об -измах, особенностях культур и пр. Единственное с чем могу полностью согласится - это спекулятивный характер нашей бурной деятельности. Видится в этом одна внутренняя причины - крайний фатализм. И весьма давящая внешняя причина: а кому он нужен то неспекулятивный капитализм в России?
Архивариус / 14.11.2011, 08:40

28. Про "неспособность" и христианство

В свое время где-то в кон.90-х А.Панарин высказал парадоксальную мысль, что нам не стоит включаться в культ силы и успеха, Россия может найти свое место в мире как прибежище слабых и «неспособных», что вполне согласно с христианством. Тогда странно это воспринималось: как же, нам ведь нужен рывок, энергия, чтобы страну поднять и пр. Теперь с каждым годом уже не кажется таким бессмысленным: нужны-то они нужны, да где взять?.. Сегодня «другого народа у нас нет»

Две главные мысли я хочу высказать по поводу того, о чем Вы говорите... 1. Мы опять возвращаемся к идее государства-монастыря, где не может быть понятия успеха, но скорее возможны явления глубоко осмысления, озарения и, в след за ними, приход душевного покоя. Однако же, монастырь это монастырь, государство - это государство. Многонациональная и разноплановая Россия монастырем стать не сможет. Размышлять на эту тему можно без конца, но это и есть та самая утопичная идея, как идея построения коммунизма, которую даже идеей трудно назвать - просто красивая мечта. Успех, в свою очередь, не может быть чужд россиянам, как он не чужд кому угодно еще. Не в тотальном отказе ее граждан от личного успеха в противовес другим нациям и странам состоит историческая роль России. Задача нашего общества состоит в изменении собственного сознания, и это первое что нужно начинать делать. Происходит это, как я уже говорил, маленькими практическими шагами, методическими каждодневными действиями, усилиями. 2. Самое главное, с чем я не могу согласиться, это когда верующих людей ассоциируют со слабыми и беспомощными характерами, а христианство видится кому-то как прибежище таковых.. и тем более прибежище неспособных. Такая точка зрения говорит, во-первых, о неглубоком поверхностном понимании христианства, а во-вторых, опасно отвлекает от сути, так как в ней можно найти оправдание многим деструктивным процессам, как в личности отдельного человека, так и в обществе. Я не думаю, что Христос, как исторический персонаж, был слабым, неспособным и беспомощным человеком. Он был скорее терпеливым, кротким и искренним, чему нас и учит христианство, личным примером этого человека. Так ведь эти качества есть производные силы характера, а не его слабости. И только сила способна произвести на свет плод. В бесплодии же слабость или, наоборот, в слабости заключается бесплодие. Поступок Христа был венцом нравственности, если нравственность рассматривать, как жертву своими личными "животными" интересами во имя интересов общественных. Этот поступок принес огромный плод - пример нравственного поведения, пример безграничной любви и прощения, несмотря на обиду и претерпеваемые лишения от людей. Это христианский максимум. Этот плод стал возможен благодаря тому, что те события были глубоко восприняты людьми, тронули их. Еще на протяжении последующих веков библейские сюжеты вдохновляли настоящих художников (Л.Караваджо, к примеру), музыкантов и всех других творческих людей, чувствовавших в этом поступке отдельно взятого человека проявление божественной силы и, одновременно, природы. На современном языке это можно назвать глубокой реакцией людей на совершенный ради них поступок. Реакция – это взаимодействие, или акция в ответ, резонанс.. Это когда действие совершается не в пустоту и не тонет в ней, а вызывает бурное ответное действие, даже если это просто осмысление, и не оставляет равнодушным. Это и был тот плод, который остался в виде нашей веры. От этого плода осталось наследие – церковь. В современном мире для многих христианство (в особенности православие) сейчас представляет собой анахронизм, потому что за внешней обрядовой стороной зачастую сокрыта и забывается сама суть этого явления, как живая ткань с годами скрывается ороговевшей оболочкой. Но все же внутри ткань остается живой… Истинно верующий человек, считающий себя последователем учения, должен приносить плод своей жизни, так же как это сделал Христос, если мы говорим о Нем. Человек должен что-то улучшить за время своей земной жизни, в чем-то выразить себя таким образом. Это есть выражение любви делом. Бесплодность существования стала характерной чертой для многих, она же порождает и бесплодный спекулятивный капитализм, который, как зло, пожирает сам себя. Именно такой капитализм стал «характерным» российским и мешает нам развиваться, как обществу и как государству. Не капиталистический строй нас губит, но отсутствие в нашей культуре сильного позыва к личному творчеству. Мы почитать кого-либо сейчас, как и в прошлом, готовы больше, чем проявить личное участие и сделать что-то похожее, но уже своё и личное. Я бы мог больше сказать на эту тему, но боюсь, что получится отдельная статья… Поэтому и ответ мой один: этот народ наш, это мы и есть, и брать ресурсы нам больше неоткуда, как из собственной культуры, истории и характера.. из собственного творческого начала, из собственных корней.
ПБ / 13.11.2011, 20:16

27. Re: Почему у нас такой капитализм?

В свое время где-то в кон.90-х А.Панарин высказал парадоксальную мысль, что нам не стоит включаться в культ силы и успеха, Россия может найти свое место в мире как прибежище слабых и «неспособных», что вполне согласно с христианством. Тогда странно это воспринималось: как же, нам ведь нужен рывок, энергия, чтобы страну поднять и пр. Теперь с каждым годом уже не кажется таким бессмысленным: нужны-то они нужны, да где взять?.. Сегодня «другого народа у нас нет»
Архивариус / 11.11.2011, 11:45

26. Re: Почему у нас такой капитализм?

Это все, возможно, и верно, но, простите, вынужден настаивать – утопично. Хотя бы по той простой причине, что такого обособленного явления как «российский капитализм» не существует, а существует только уродливое выражение капитализма вообще - в российских реалиях, отличительной особенностью которых выступает вовлеченность российской экономики в глобальные экономические процессы. И не только на уровне предложения на мировой рынок определенных готовых продуктов, а ментально, ценностно, безоговорочно. Вы, в сущности, и говорите о смене ценностной парадигмы экономической деятельности. Но, на мой взгляд, эта перемена не может происходить изолированно от «перемены ума» в целом ряде куда более фундаментальных сфер. Вы говорите: «в соответствии с нашим укладом ценностей» - но ведь нельзя «наш уклад» применять только к экономике, а в остальном – руководствоваться текущими подходами. Уж скорее «экономический уклад» есть производное от более широкого, всеобъемлющего подхода. Если говорить грубо, то хищнический, грабительский, непродуктивный характер современному капитализму задает императив максимизации потребления: прямо материального (потребления материальных благ) или же психологического характера (в форме тщеславного удовольствия от сознания принадлежности к немногим, кто потребляет - или может позволить потреблять - на таком уровне, или же осознания власти над людьми и обстоятельствами, который связан с соответствующими возможностями). Зачастую этот императив маскируют за общим расплывчатым термином «личный успех», не раскрывая его содержания, или слегка оговаривая, что под ним можно понимать (для желающих) и профессиональные достижения – безотносительно потребления.Вы как бы говорите: давайте откажемся от такого императива! Кто же против? Но ведь этот императив, коль скоро мы согласились, что он не проистекает из «нашего уклада», существует вовне нас, независимо от нас. Более того, он существует потому, что существуют именно возможности максимизации потребления. Которые тоже от России не зависят. Мне иногда кажется, что ничего изменить нельзя, пока существуют эти самые возможности. Физически существуют. Как Вы думаете?

На самом деле у нас очень похожие точки зрения.. Российского капитализма, как такового не существует. Полностью согласен. Существует современный капитализм. Но уродлив не он сам, ибо это просто экономический строй, дозволяющий свободные экономические отношения между участниками и охраняющий их право на это, уродливы скорее ценности им порожденные. Благодаря экономическому успеху и накопленному богатству их сутью стало - уважать человека за то, что он имеет, что успел скопить или раздобыть, но не за то, что он сам собою представляет, как личность. Эти ценности во многом из современной Америки распространились, кстати.. Это самая богатая страна. Говоря о потреблении, знаете, это просто мода, культ такой.. когда много денег, когда они легко даются без труда, редко кто удержится от искушения потратить их с размахом, пошвыряться ими. Мало кто не привыкнет к этому после многолетней практики такого поведения. Когда такое поведение становится «модным» примером для подражания, и когда в стране полно денег и банки стимулируют жизнь в кредит, то культ потребления получает большую почву для расцвета. Это как раз в доказательство того, о чем Вы говорите... Однако, я не уверен, что культура потребления только сейчас появилась: в истории даже России немало примеров «жизни с размахом» среди купцов, поэтов, аристократов и пр. (последние и предпоследние частенько жили в долг)) . Главное, чтобы деньги легко давались... Тяжело добытые деньги не пробуждают желания их «промотать» и потребить сверх нормы. Предприниматель и не только он, как я уже и указывал в этой статье, имеет стремление к заработку, к максимизации заработка. Но не это порочно: есть же такая природная потребность в предпринимательской активности. Порочным может быть то, как он реализует это свое желание… Культура, принятая в обществе влияет на предпринимательскую активность, сутью которой всегда являются деловые отношения между людьми по поводу продажи и приобретения товаров. Эти отношения в России осуществляются довольно варварскими способами, что приводит к общей слабости экономики и ее малой способности к рождению высокотехнологичных товаров. Это выражается в финансовой нестабильности фирм, сокращению их срока пребывания на рынке и т.д. Ухудшение ситуации в компаниях ведет к ухудшению экономических условий для их работников. А многим людям нужно кредиты возвращать, кормить семью и т.д. Все начинают ругать начальников, власть, олигархов и пр. Откуда это все? В этих причинах (по природе своей - внутренних) надо разбираться. Причины бед сидят в самом поведении людей. Ведут они себя так или иначе, потому что так воспитаны, но не потому, что генетически уродливы или наоборот возвышенны и одухотворены. На своем профессиональном пути я заметил, как много может сделать простой русский работник, если к нему просто нормально подойти, поступить с ним нормально на деловом поприще, сыграть на его совести. Если просто сосредоточиться на профессиональных аспектах и не пытаться обмануть его, но напротив стараться поступить конструктивно правильно, даже если это будет в ущерб сиюминутной прибыли, то это так высоко ценится порою. Это вот такая особенность в нашем характере есть.. Мы на подобное поведение очень остро реагируем, острее, чем англичане и немцы вместе взятые, потому что у нас его примеров очень мало. Однако, в нашем понимании это нравственное поведение. Разве такое поведение, редкие примеры которого я иногда вижу, разве это не из нашего корня произрастает? Разве оно к нам из Америки пришло и нам не свойственно и непонятно? Врятли.. Так почему не использовать такую модель в ежедневной практике отношений, ради того же успеха?.. Свободное предпринимательство должно существовать, в нем нет ничего предосудительного. Нам просто надо учиться выражать себя в профессии, приучатся к этому практическими действиями, и предпринимательская активность, в том числе, начнет приобретать у нас более продуктивный, а не хищнический или варварский вид. Культура потребления сама ослабнет, когда сознание людей начнет развиваться и приобретать новую структуру.
ПБ / 10.11.2011, 15:28

25. Про продажность

Пара предположений на тему почему?..Наш человек схватывает существо дела, не обращая внимания на мелкие детали, формальности всякие. Если ему говорят, что материальное земное неважно, он рубашку с себя снимет ради взаимопомощи, блага всех во всем мире и пр. (В худшем варианте этого воспитания рубашку отнимут и у соседа или работать перестанут вообще).Если же, как последние 20 лет, внушают, что корысть - главный мотив, получаем нынешнюю ситуацию. Она коротко и емко обрисована фразой: "кого сдерживает религиозный страх, кого совесть и только русские продажны на 100%".

Да, продажны, потому что беспомощны, как буд-то дизориентированы, и привыкли так поступать (воровство, махинации, и укрепленный этим цинизм в характерах). Эти привычки нами приобретены, а не составляют наше природное генетическое наследие. В нашей стране есть примеры высочайшей нравственности среди кого угодно: и простых граждан, и государственных деятелей и не только среди них. Капиталистический строй сейчас нам дает возможность начать применять практику обновленных по "форме и наполнению" деловых отношений и приобретать новые привычки, строить свою созидательную культуру профессионального труда. Смотрите, Церковь не в опале, предпринимательство разрешено, законы кое как работают.. Почему же стремление не обмануть партнера, но вникнуть в его потребности, подобрать подходящий продукт, помочь ему его использовать, научить его работать с ним (я говорю о самой важной для промышленности области -сфера B2B (business to business)), потратить время на изучение технологии и попытаться совместно с твоим партнером создать что-то новое, произвести совместно синергетический эффект - когда он с вашей помощью заработает больше и ваш рынок расширится и его.. Почему на это нельзя сейчас начать тратить собственное время, почему это не имеет права стать философией жизни? Не было у нас в православном предпринимательстве обширной практики такого поведения, так и промышленность 100 лет назад была менее развитой и меньше в такой практике нужды было. Потому и надо это сейчас делать начинать, чтобы через десятки лет это стало "характерной чертой российского бизнеса" или "профессиональным подходом в работе", особенно характерным для России. Разве нет у нас фундамента в культуре в виде широко приветствуемой повсюду искренности в поведении (естества), совестливости, и взаимопомощи (человеколюбие в действии)?.. Грязи тоже хватает, ну так где ее нет... Эти качества и есть основа таких отношений. Если для людей привычка - бытро продать и сразу много заработать в погоне за финансовой эффективностью, им очень трудно долговременные конструктивные отношения выстраивать. Им это просто непривычно.. И в долгосрочном плане они теряют больше, чем зарабатывают, рубя сук, на котором сидят..
ПБ / 09.11.2011, 17:13

24. Про любовь

«В настоящей любви трудно найти какой-либо смысл, такая эмоция находится за гранью разума. Так и творчество человека - суть ее практическое выражение. В нем нет смысла, в нем есть только потребность»О, вот это ближе к сути дела. Любовь она всему смысл придает и мучится умственно не нужно. Только у нас-то оскудение любви. А значит и всего остального – потребности в профессионализме, совести и пр. От её недостатка не то что творчески работать, жить иногда человеку не хочется. Поэтому можно, конечно, регулярно говорить пьянице Васе, что он должен каждый день ходить на работу, а халтурщице Зине - что ей стоит честно работать для пользы ближних (хотя по острому дефициту у нее любви работает она полуавтоматически, ближних видеть не может, не то что думать об их пользе). Но не стоит особенно надеятся, что они станут в ближайшее время другими. Даже если от этого зависит судьба страны, этого требует технологическая революция, бизнес-сообщество и даже семьи самих этих граждан. Человека (народ) в этой духовной болезни можно только терпеть, что иногда есть высшее проявление любви. Был тут как-то рассказ большой художественной силы про жену, которая мужу лет тридцать шнурки гладила, прежде чем того озарила светлая мысль сходить на работу. Вот как-то так и придется терпеть, видимо. Поэтому вместо призывов к взаимной любви и совершенству в силу их отсутствия лучше воспринимается призыв сдерживать свое отвращение к друг другу и не требовать невозможного. Т.е. ценить, когда Вася пил всего два рабочих дня, а не неделю как обычно. В общем «каждый начинай с той степени любви, какую кто имеет, и Бог нам поможет..»А значит в обществе должна быть своя ниша и у трудоголика, работающего по 60 часов в неделю и у алкоголика, способного только колупать лопатой два часа в день Когда и польза от каждого по мере сил принимается, и необходимая подушка безопасности есть, чтоб на дно не скатится. (В некоторых совсем нехристианских странах в такой роли храмы выступают, между прочим, и люди это железно помнят). Каким -измом назвать такое общество действительно все равно. Только оно больше смахивает на трудовую реабилитацию инвалидов в лечебнице, чем на бизнес. Как оно может совмещается с молохом современной экономики, для которой любое промедление смерти подобно, не знаю. А также большой вопрос: влияет ли на дефицит любви у отдельных граждане, когда в себе они эти любовь старательно воспитывают, а общее направление их деятельности противоречит христианским максимам.

Мне нечего добавить. Вы правы... Дефицит любви - это то, что меня волнует, когда я вижу страну, где я родился и людей, в среде которых вырос и то, куда все катится, учитывая, кроме прочего, общемировые тенденции.. Трудно любить каждого, может даже и невозможно. Но мы (каждый из нас) можем хотя бы попробовать, сделать вид, дать шанс кому-то быть понятым, постараться понять.. Ну а "Васю" уже не изменишь, но его внуков через детей, думаю, возможно будет настроить на конструктивный лад, если само общество будет стремиться воспитывать через пропаганду соответствующих ценностей и применение методических воспитательных программ... Должна сама атмосфера быть "воспитательной", тогда постепенно начнет все само меняться в сознании. Эти процессы длительные. И капитализм сам по себе хреновый учитель.. Все начинается с поступков, это главное, что я хочу тут сказать. Изменения в характере человека начинаются от его практических действий. Что ты делаешь, тем ты и становишся.. И неважно, что ты читаешь при этом. Если Вася тысячу раз пил, то 1 день без алкоголя его не изменит... Вот если он 1500 раз пересилит себя, то приобретет практику контроля над своими пагубными желаниями: желание не исчезнет, но он научится подавлять его в себе. Для этого ему надо сознательно 1500 раз отказаться от бутылки, чтобы стать другим человеком.. Если ему просто бутылку не давать, то он и работы над собой не проведет, хоть и пить не будет физически.. А вот если искушаем будет и удержится, то работу над собою совершит, которая его же и изменит в итоге. Вот так это примерно происходит.. Касательно Христианских максимумов, то я бы все же уточнил, что имеется в виду... Если ростовщичество, то банки ссуживают деньги под проценты, но как иначе им, как комерческим компаниям, обеспечивать своих работников заработной платой?. Они либо инвестируют и получают прибыль, как совладельцы компаний, куда они инвестируют (арабские банки), либо просто дают под проценты в долг (грубо говоря) и обслуживают счета. На этом поле полно случаев, как неконструктивного, так и созидательного поведения. Конечно первого больше, чем второго, но саму эту область заранее порочной я бы не стал называть..
ПБ / 09.11.2011, 16:25

23. Про воспитание

"Так это и надо менять наконец!"Отчасти конечно, можно и нужно изменить просто нравственным воспитанием. Но вот здесь мы вряд ли сможем сочетать православие и главную добродетель бизнеса в оптимальных для капитализма пропорциях: "Главной добродетелью в бизнесе является профессиональное отношение к делу..." Самозабвенный и скурпулезный труд, гиперпрофессионализм демонстрируют народы - тонкие ценители красоты материального мира и строгие законники. У нас с этим плохо. Православный аскетизм такая трудноусваиваемая штука: Работать надо, а через силу - слишком человек отвлекается на внутренние переживания. Профессионалом должен быть, но изволь процессом и результатом труда не увлекаться и не гордиться. Работаешь "Ради Бога", а не ради похвалы приятного тебе человека. В результате, от морального и нравственного стимула мало что остается - послушание, не более.Поэтому, кажется мне, выхода у нас два. Или жизнь делает из нас нравственно положительных законников, тонких душевных ценителей земного и мы делаем большие успехи в капитализме. Или мы остаемся православными и делаем из капитализма руины (что в житейской перспективе тоже радует мало).

Венцом православного образа жизни может являться монастырь. Монастырь со своим укладом, как с конституцией и законодательством, в этом смысле может походить на государство в миниатюре, как Афон или Ватикан. Монастыри могут жить даже автономно, имея собственное хозяйство. Но не это главное... Монастырь это место аскетической жизни, где совершается нравственный подвиг монашества - продукта искренней веры. Тут сам образ жизни есть продукт, если так можно выразиться. Но я хотел бы сразу сказать, что промышленно развитое государство-монастырь создать нельзя, если мы говорим о многонациональном и многоконфессиональном государстве, особенно таким по площади, как Россия. Пытаясь выбрать, как Вы пишете, по какому пути идти, мы должны сами решить чего хотим, какого будущего для себя и своих детей, если они останутся жить в этой стране... Говоря о взаимоотношениях людей разной веры и разных национальностей, единственное, что они от Вас будут ждать, если вы с ними партнеры по бизнесу, - это честности в работе и профессионализма, а также знаний. Им не нужна дружба с Вами и им нет дела до Вашей личной жизни, они заняты своими проблемами.. Горе тем, кто примешивает дружбу в деловые отношения и полагает на этом построить успешный бизнес... Все скорее всего рухнет со временем: и одно потеряете и второе. Начните с обратного и авось заведете дружбу, а главное - уважение. И самое главное, что я хотел бы добавить... Вера в Бога не должна препятствовать профессиональному росту человека, не должна и не может препятствовать его личностному всестороннему развитию. Вспомните, какой толчок развитию нравственности и сознания дало миру Христианство 2000 лет назад. Вера человека должна подтверждаться практическими делами и в процессе этих дел человек созревает, как личность. К примеру, читая книги и не анализируя их, читая молитвы и не совершая творческих поступков, мы не совершаем работы над собою. В этом я глубоко убежден.
ПБ / 09.11.2011, 15:25

22. Re: Почему у нас такой капитализм?

«В настоящей любви трудно найти какой-либо смысл, такая эмоция находится за гранью разума. Так и творчество человека - суть ее практическое выражение. В нем нет смысла, в нем есть только потребность» О, вот это ближе к сути дела. Любовь она всему смысл придает и мучится умственно не нужно. Только у нас-то оскудение любви. А значит и всего остального – потребности в профессионализме, совести и пр. От её недостатка не то что творчески работать, жить иногда человеку не хочется. Поэтому можно, конечно, регулярно говорить пьянице Васе, что он должен каждый день ходить на работу, а халтурщице Зине - что ей стоит честно работать для пользы ближних (хотя по острому дефициту у нее любви работает она полуавтоматически, ближних видеть не может, не то что думать об их пользе). Но не стоит особенно надеятся, что они станут в ближайшее время другими. Даже если от этого зависит судьба страны, этого требует технологическая революция, бизнес-сообщество и даже семьи самих этих граждан. Человека (народ) в этой духовной болезни можно только терпеть, что иногда есть высшее проявление любви. Был тут как-то рассказ большой художественной силы про жену, которая мужу лет тридцать шнурки гладила, прежде чем того озарила светлая мысль сходить на работу. Вот как-то так и придется терпеть, видимо. Поэтому вместо призывов к взаимной любви и совершенству в силу их отсутствия лучше воспринимается призыв сдерживать свое отвращение к друг другу и не требовать невозможного. Т.е. ценить, когда Вася пил всего два рабочих дня, а не неделю как обычно. В общем «каждый начинай с той степени любви, какую кто имеет, и Бог нам поможет..» А значит в обществе должна быть своя ниша и у трудоголика, работающего по 60 часов в неделю и у алкоголика, способного только колупать лопатой два часа в день Когда и польза от каждого по мере сил принимается, и необходимая подушка безопасности есть, чтоб на дно не скатится. (В некоторых совсем нехристианских странах в такой роли храмы выступают, между прочим, и люди это железно помнят). Каким -измом назвать такое общество действительно все равно. Только оно больше смахивает на трудовую реабилитацию инвалидов в лечебнице, чем на бизнес. Как оно может совмещается с молохом современной экономики, для которой любое промедление смерти подобно, не знаю. А также большой вопрос: влияет ли на дефицит любви у отдельных граждане, когда в себе они эти любовь старательно воспитывают, а общее направление их деятельности противоречит христианским максимам.
Архивариус / 09.11.2011, 08:51
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Петр Базунов
Все статьи Петр Базунов
Новости Москвы
Все статьи темы
ДелоРус
«Наша проектная деятельность будет развиваться
Состоялось годовое собрание Александро-Невского братства
27.02.2024
Пресветлый княже Александре, моли Бога о нас...
Память 23 ноября / 6 декабря
06.12.2023
«Его любила паства за простоту, отзывчивость»
В Санкт-Петербурге состоялась конференция «Пастырское служение и духовный подвиг священномученика Вениамина, митрополита Петроградского»
14.11.2023
Кроткий и мужественный архипастырь
В Александро-Невской лавре состоится конференция «Пастырское служение и духовный подвиг сщмч. Вениамина, митрополита Петроградского»
07.11.2023
«Постараюсь подражать владыке Назарию»
В Александро-Невскую лавру прибыл новый наместник - епископ Кронштадтский Вениамин
31.08.2023
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35