Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины

Протоиерей  Вячеслав  Пушкарев, Русская народная линия

19.10.2011


Ответ на статью протоиерея Евгения Соколова …

«Бойся, сын мой, Господа и царя;

с мятежниками не сообщайся...»

[Притч.24:21]

«Мир меняется, а правда всегда одна». Эта старая и непреложная истина, казалось бы навсегда утвердилась в умах православных людей. Казалось бы, но на деле реальных исповедальных правд как минимум две, а то и три. Странно, но при определённом угле зрения, каждая из подобных правд может быть принята, как истина (вопрос только в результативности применения каждой из них в реальной жизни). И этот противоречащий Библии нонсенс совершенно очевидным образом, искренне раскрашен в статье протоиерея Евгения Соколова, которая вызвала столь много положительных откликов на подстатейном форуме от постоянных читателей «Русской народной линии».

Протоиерей Вячеслав ПушкаревЯ внимательно прочитал комментарии отца Евгения на мою реплику в «Одноклассниках» и пришёл к выводу, что разговор стоит продолжить. Тем более, что отец протоиерей сам нас к этому призывает.

Вот если не полениться и прочитать львиную долю статей православного происхождения, что сложно, но возможно, если это делать постепенно (от статьи к статье по временам их выхода в свет), то очевидным становится наличие многих крайне левых - с либеральным уклоном статей призывающих к переустройству и улучшениям, а ещё больше статей написано с сильнейшим креном в гипер-ортодоксальное право настаивающих на правоте старины глубокой... К счастью для меня, есть очень много авторов - епископов, монашествующих, известных протоиереев и учёных дьяконов, пишущих свои статьи не сплеча, а вдумчиво расставляя слова, где сразу различимо очень не простое балансирование между левым и правым уклонами. Об этом наверное и не стоило бы говорить, ведь это реальная жизнь, но увы, мы пока живём в обществе только определяющем свои взгляды и ищущем правды, а потому говорить снова и снова о важнейших вещах христианской жизни стоит и это очень даже необходимо для нашей миссии в окружающем нас не христианском мире обращаясь к которому все отцы Церкви всегда учат держаться «золотой середины».

Мы снова и снова возвращаемся к теме взаимоотношений государства и нашей личной веры в Бога, государства и Церкви. Возвращаемся, хотя в прошлых наших статьях авторитетно опираясь на Святое Писание определились, что клеветать на власти и хулить их напрасно нельзя, а вот критиковать по делу (без фанатизма) власти можно и даже иногда нужно. Подняли мы этот вопрос в виду некрасиво обострившихся политических дискуссий накануне парламентских и президентский выборов и вообще ввиду явно неверного понимания этих жизнестроительных вопросов многими людьми (в том числе и священнослужителями), которые с недавних времён считают себя православными христианами.

Изучая ход обсуждения статьи на форуме РНЛ мы обнаруживаем главный камень преткновения - какие власти считать Богом установленными. Исходя из учения святых апостолов, мы определись, что особенных предпочтений между разными формами властвования они не установили. Все власти от Бога. Другой вопрос «Почему?» и «Зачем?», что, конечно же, обсуждаемо и поучительно, но к делу не относится. Нет власти не от Бога и всё! Но чтобы укрепиться в этой мысли, снова стоит вернуться к Святой Библии, где премудрый Соломон открывает нам тайну божественной экспансии: «..Мною начальствуют начальники и вельможи и все судьи земли» [Притч.8:16]. Итак, не взирая на титулы, все земные власти Богом установлены, а вот уже и боговидец Моисей во Второзаконии открывает нам сам божественный механизм: «Когда ты придешь в землю, которую Господь, Бог твой, дает тебе, и овладеешь ею, и поселишься на ней.., то поставь над собою царя, которого изберет Господь, Бог твой; из среды братьев твоих поставь над собою царя; не можешь поставить над собою [царем] иноземца, который не брат тебе.»[Втор.17:14,15].

Чтобы сразу обрубить мифологические концы, постоянно напоминающие нам о необходимости так называемой наследственности и преемственности, Моисей настаивает на том, чтобы народ избрал царя себе из среды самого себя, а царей, как известно, до Саула у еврейского народа не было. Именно поэтому и Саул и Давид были взяты из самых простых семейств не по родству, а по качеству душ и по их внутренним тенденциям роста. Саул, как известно не состоялся, не оправдал и погубил душу свою, а Давид состоялся, хотя и с оговорками. И вот на этом библейском фоне гипер-монархисты настаивают, что легитимны и благородны только помазанники Божьи, а все остальные самозванцы и от них один только вред. Не берясь оспаривать этот не бесспорный постулат хочется напомнить, что взятый из простецов и миропозанный в цари над Израилем Саул: «..сказал... Доику: ступай ты и умертви священников. И пошел Доик Идумеянин, и напал на священников, и умертвил в тот день восемьдесят пять мужей, носивших льняной ефод...»[1 Цар.22:18]. А ещё этот помазанник Божий с ведьмами якшался и в корень разорил своё царство опозорив его в глазах приграничных язычников. Что хочу сказать? А то, что и от помазанников Божьих иногда вреда бывает уйма и позора не меньше бывает, но, согласуясь примером царя Давида, свергать их силой всё равно нельзя.. Если сравнивать всё это с нашими девяностыми годами, а также с сегодняшним временем и при этом откинуть в сторону не применяемый в сегодняшней российской реалии титул (заменяя его на президент) «царь», то всё повторяется почти до мелочей, что по сути лишний раз подтверждает легитимность нынешних властей, а значит и нас обязует подчиняться им и жалеть их и служить им не за страх, а за совесть. И ведь не скажешь, что наши верховные правители иноземцы, потому что они явно из братьев наших. Да и к тому же, Правление тандема началось без захватов и кровопролитий, конституционно и главное с личного благословения святейшего Патриарха - Возродителя Алексея Второго.

Почему так произошло, что избранники Божие цари Саул, Давид и Соломон не смогли быть святыми перед Богом и полезными своему народу на все 100%? Да потому, что само явление царизма было не угодно Богу, но было нагло истребовано у Него мятежными евреями из исторического ниоткуда: «И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними»[1 Цар.8:7], а потому Царизм, как явление не опытное, явился новым проявление божественной икономии, объясняя возможные недостатки которого Бог говорит: «От трех трясется земля, четырех она не может носить: раба, когда он делается царем; глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж, и служанку, когда она занимает место госпожи своей» [Притч.30:21-23]. И что? За что уважаемые братья правые православные уклонисты нам винить наших правителей? За то, что они не опытны и только ещё учатся понимать эту нашу воду и сам механизм плавания в ней. Перекреститесь и не гоните лошадей. Править такой огромной страной не суп по трём тарелкам разливать (что для некоторых тоже очень сложно). Мало того, ведь и христианская душа их и вера их тоже растут и развиваются. Вера это ведь не двести грамм водки - выпил и готов. Вера это сосуд, наполняемый всю жизнь опытным путём. А они ведь и в вере и у власти совсем недавно и что страшно - других (верных и подготовленных) у нас в стране нет. Подсказывать мы им можем и должны, а винить их мы сейчас не имеем права даже с точки зрения банальной логики!

Нам говорят: «Православные правители в православной стране, до сих пор не ввели Закон Божий в школах и не вернули собственность Церкви-Матери, к которой они сами себя относят». И что с того? Начиная от князя Владимира и до государя Алексея Михайловича ни один из русских православных правителей не удосужился построить школы и ввести в них Закон Божий, Пётр Первый и все последующие за ним православные царицы матушки (непосредственно правившие империей) занимались секуляризацией церковной собственности и разгромом монастырских вотчин, однако же не кто их в антихристы не заносит, хотя может быть и стоило бы это сделать в науку другим. А тут не отнимают, а просто медленно возвращают пытаясь всем угодить и не навредить и тем не менее, для определённой группы правдолюбцев, они уже плохи и вообще хуже всех. Да ведь по чести сказать они и Закон Божий мало помалу всё же проталкивают в школьную жизнь. Вот так. Ну и что..? Люди работают, как могут, и более того. А вот некоторых спешащих жить стоит прямо спросить. Не двойные ли это у вас стандарты, братья гипер-ортодоксы? Нам видно, что они двойные и даже тройные.

Другим аргументом, который используется для усиления всевозможной критики властей, является утверждение, что существующие ныне власти антинародны, лицемерны и продажны, а потому не являются христианскими, что соответственно обязывает их срулить с избранной ими дороги куда-нибудь в сторону с глаз подальше, чтобы освободить дорогу для святых и праведных. Но тут возникает вопрос: где они, эти святые и праведные, и кто вообще знает, что нынешние правители делают правильно, а что неправильно? Почему так поставлен вопрос? Да потому, что Сам Бог говорит нам, что мы со своего местечкового исподлобья не можем разглядеть все проблемы, которые наблюдает царь находясь на самой вершине власти: «[Как небо в высоте и земля в глубине, так сердце царей - неисследимо» Притч.25:3]. И даже более того: «Сердце царя - в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» [Притч.21:1]. Что из этого выходит? Что все сегодняшние критики властей, даже если они и образованны и адекватны, всё равно являются в большей или меньшей степени пустобрёхами, а в буквальном смысле они брешут на Самого Бога, направляющего сердца царей. Брешут от того, что сами ничего сделать не могут, да и не знают что и как. Захлёбываются от бессилия и возводят надуманные грязные хулы на правителей, бессовестно нарушая Закон Божий, предупреждающий нас из глубины веков: «Не величайся пред лицем царя, и на месте великих не становись...» [Притч.25:6]. Господь Иисус Христос учит нас, что надо обличать брата своего даже до трёх раз, но брат, как мы понимаем, это равный тебе или тот, кто считает себя тебе братом и готов слушать твои обличения, а Царь, исходя из Премудрости Божьей, в этом смысле исключение из правила.

Наиболее опасным аргументом против наших властей, выставляемым за скорейшее изменение таковых, является опора на невежественную трактовку старой народной мудрости, которая утверждает, что царя делает свита, а какова свита у наших правителей, якобы на деле показывает высочайший уровень казнокрадства и вседозволенности в её среде, что фиксируется многочисленными уголовными процессами и соц. опросами и это значит, что власти плохи. Почему эта трактовка невежественна? Да потому, что Бог раскрывает нам её совсем по-другому: «Каков правитель народа, таковы и служащие при нем; и каков начальствующий над городом, таковы и все живущие в нем» [Сир.10:2]. Итак, правитель таков, каков он есть сугубо из-за из служащих и из-за народа, так как он сам порождение этого народа, т.е. по достоинствам и по грехам народным он таков (это правило, хотя в нём, как и везде, есть исключение, о котором народ говорит так: «Не живёт город без праведника»). Так что «нечего на зеркало пенять, коли рожа крива». Да и к тому же народ наш давно заметил, что возле всякого доброго дела всегда собирается куча прихлебателей, жаждущих нечто поиметь от него, вот и Премудрость Божья открывает нам правду об этом: «Видел ли ты человека проворного в своем деле? Он будет стоять перед царями, он не будет стоять перед простыми» [Притч.22:29]. А ведь эти проворные бывают разного душевного и духовного качества, а когда их так много, как у нас в стране, то ведь правитель сам их и не рассмотрит полностью. На то у нас во все времена бывала, да и сейчас есть, хотя бы малая толика народовластия, позволяющая помогать царю точно следуя Закону Божию: «..удали неправедного от царя, и престол его утвердится правдою» [Притч.25:5]. И ведь сегодня власть дала народу полномочие находить нечестивцев и разрушителей, казнокрадов и мздоимцев, что на самом деле уже работает но, увы, не так хорошо, как хотелось бы именно из-за неверия и апатии в среде самого народа, а точнее сказать из-за тривиальной трусоватой круговой поруки, невольно привитой нам в годы большевизма.

Наши гипер-ортодоксальные форумы и страницы религиозно патриотических изданий прямо кипят от возмущённого критикой разума: «Разорили, не дают работать, не умеют управлять!» и причём никого из этих критиканов не утешает даже то, что западные аналитики, наблюдая за российской экономикой поднимающейся после трёх крупнейших мировых экономических депрессий и почти полного разорения страны в 90-х годах, считают её одной из самых перспективных в мире и одной из наиболее эффективных в Европе. Наши одевшиеся в непробиваемые ники крикуны называют себя ортодоксами, а сами не разу не удосужились прочитать в святой Библии простые и ясные слова: «..правитель народа считается мудрым по словам его» [Сир.9:22]. Заметьте, не по делам, дела должны делать подчинённые, а по словам, которые только и являются критерием его оценки. Так например рассудил святой Собор русских епископов о государе Николае Втором. А иначе бы он не прошёл во святые страстотерпцы. В деле критиканов главное побольше грязи налить и обвинить верховные власти в игнорирование мнением народа. На черноте грязи свои собственные пятна не так позорно смотрятся. При этом все противники и хулители нынешних властей умело кивают на страну природных обманщиков - Китай, где из-за юаней государство беззаконно льёт человеческую кровь, отнимая жизни у своих воров, мздоимцев, диссидентов и пр., словно бы пытается равноценно воздать себе за треволнения этими кровавыми жертвоприношениями. Да где это видано, что бы человеческая жизнь денег стоила? Никакие деньги не стоят человеческой жизни, а потому все призывы смотреть на Китай и следовать его опыту (самая коррумпированная страна в мире) являются призывами к скорейшему воцарению антихриста. Тот, по преданию отцов, точно всем руки укоротит.

Библия не запрещает здравую и аккуратную критику властей. Критиковать государей можно и иногда даже нужно, но не все должны браться за это опасное дело, так как сказано в Ветхом Завете: «Гроза царя - как бы рев льва: кто раздражает его, тот грешит против самого себя» [Притч.20:2]. Библейская история не знает случая, чтобы государи прислушивались к критике со стороны озлобленного простонародья. Да это и по обычной человеческой логике неправильно. Государи прислушивались к пророкам, как это было в случае Нафаном и Давидом, Илиёй и Ахавом, Даниилом и Навуходоносором, Иоанном Крестителем и Иродом, к своим военачальникам и советникам, к священникам и первосвященникам, то есть к тем, кто имеет большой опыт и обширные знания, кто исполнен Духом Святым. А дядя Вася из деревни Грехнёвка Боханского уезда и Семен Борисович, переселившийся десять лет тому назад из Жмеринки на московскую радиостанцию, государям-правителям вообще не совет и не указ. Простому человеку лучше не лезть в дела царские, так как царские пути это пути Божьи. Когда Бог увидит, что человеку есть, что важное сказать Царю, Он сам этого человека пред очи царские поставит и не отвертишься. Простому человеку лучше искренне, с чистым сердцем верить в добрые намерения царя и в его реальную заботу о всех его людях. Бог говорит простым людям и вообще всем: «Кто любит чистоту сердца, у того приятность на устах, тому царь - друг» [Притч.22:11].

В России не привыкли смотреть на себя, но вечно ищут виноватых, а ведь Господь очевидно подсказывает нам в чём наши проблемы и они не в правителях: «Наследство, поспешно захваченное вначале, не благословится впоследствии» [Притч.20:21]. Ещё классики коммунистической идеологии констатировали, что все крупные капиталы, как правило, приобретены криминальным образом. Что наши нувориши исключения из правил? Точно, что нет! Вот нам и ответ, почему мы бьёмся, а благословения разбогатеть нам явно не светит. Но дело наших несчастий даже не в жадности наших олигархов. У нас в России большинство людей таковы. Премудрость Божия открывает нам парадигму народного достатка: «В доме праведника - обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого - расстройство» [Притч.15:6]. Попробуйте сегодня пройти с шапкой по нашим бизнесменам крестоносцам и попросите у них денег на храм, на миссию, на школу, на Рождественский праздник. Пройдёте многих, а получите максимум несколько тысяч рубликов и отговорки, что времена трудные и денег хватает только на зарплату рабочим, а прибытка нет. Слава Богу, что везде Им предусмотрены исключения и добрые люди в конце концов всегда находятся! Прибытка нет, а лексусы и круизёры есть у всех. Дело не в зависти. Дело в жизни по Закону Божию, который словами Спасителя даже грешникам открывает простор для спасения собственной души: «И Я говорю вам: приобретайте себе друзей (своим) богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители» [Лк.16:9]. Увы, не желают люди этого. Большинство русского народа живёт не праведно! А это значит, что всё, что зарабатывается, всё по большей мере тупо сливается в унитаз и отвозится на свалку, наполняя наш мир смрадом и грязью, а не превращается в требуемое изобилие.

Предвижу гневные обвинения в пресмыкательстве и коллаборационизме по отношению к «..предателям народа продавшимся правителям мировой закулисы...», но все эти обвинения пыль на обуви по сравнению с нашей верой в то, что нами здесь проповедуется правда Божия, а не система угождения революционерам и разрушителям, коими по своему и являются все правые и левые уклонисты. Именно так! Даже не взирая на их предварительные благие намерения, коими, как известно, усеяна дорога в ад.

Наша правда стоит на том, что не бывает государей, стопроцентно желающих своему народу только зла, но каждый правитель желает прославиться в веках как эффективный и добрый слуга своего народа. Правители тоже люди и они могут сильно ошибаться, но всё же, все они до конца дней своих сохраняют желание угодить народу своему. Так мы помним царя и прока Божьего Давида, который ради икономии ушёл в подчинение к врагам царя Саула и Израиля: «И встал Давид, и отправился сам и шестьсот мужей, бывших с ним, к Анхусу, сыну Маоха, царю Гефскому» [1 Цар.27:2]. Саул и многие в народе осудили Давида, а Бог и история не осудили его, как не осуждаем его и мы, а ведь он ещё и воевал на стороне язычника Анхуса. Закончилось это его временное отступление славой и могуществом Израиля. Следуя примеру царя Давида жил и правил Русью святой праведный князь Александр Невский и его потомки, которые сохранили страну в относительном мире и единстве укрепив её и приготовив для Божьего избранника Дмитрия Донского, который тоже не Чингизидов сверг, а честно исполнил свой верноподданнический долг разгромив армию узурпатора монгольского престола, что и привело в дальнейшем к освобождению и воскрешению Святой Руси.

Самым опасным в нашей среде и совершенно противоречащим Библии является призыв к неподчинению и к насильственному свержению властей с призывом к их физическому уничтожению. Нет власти не от Бога! Святое Евангелие говорит нам, что вся власть от Бога! А это значит, что по отношению к властям предержащим каждый верующий человек должен всегда относиться, точно так, как относился святой Давид к власти обезумевшего и опустившегося во грехи царя еврейского Саула которому он сам лично и при свидетелях сказал: «..Господь предавал тебя ныне в руки мои в пещере; и мне говорили, чтоб убить тебя; но я пощадил тебя и сказал: «не подниму руки моей на господина моего, ибо он помазанник Господа» [1 Цар.24:11]. Вот идеал для нас и мы обязаны (нашей Христианской верой) стремиться к нему даже в самых сложных ситуациях, когда действительно появляется необходимость в смене властей. Бывает ли такое? Бывает, когда власть совершенно перестаёт уважать Закон Божий и начинает явно и кровопролитно служить злу, а это значит самому дьяволу. Не радуйтесь братья уклонисты этому попущению. Нынешние власти не таковы пока и это очевидно.

Вот ещё хороший пример правильной жизни даже с властями завоевателями. Евреи за грехи свои 70 лет пребывали в плену вавилонском, но Библия не открывает нам фактов их мятежей и восстаний против царей Вавилонских, так как Вавилонские Цари не налагали руки свои на дела веры евреев и на особенности их благочестия. Наоборот, евреи верно служили царям Вавилона и тому лучшим примером является пророк Божий Даниил и иже с ним отроки, а так же Мардохей и царица Есфирь. Пророк Божий Ездра памятуя слова из Премудрости Соломоновой: «Царский гнев - вестник смерти; но мудрый человек умилостивит его» [Притч.16:14] и живя по ним, настолько прославил себя кротостью, трудолюбием, прямотой, умом, молитвенностью и прозорливостью среди вавилонян, что царь вавилонский видя в этом человеке и в окружающих его верных людях воплощение божественной правды, отпустил весь народ еврейский домой в Израиль и снабдил его всеми необходимыми полномочиями для возрождения Храма Божия, Иерусалима и всей страны. Ну какие тут ещё нужны доводы в пользу смирения перед властями предержащими, которые суть от Бога нам поставлены?

Евреи единым сердцем и душой вышли из Вавилона имея надежду на возрождение и желание возрождать умноженные на упование на Бога, и они пусть на время но исполнили то, к чему призвал их Творец и его пророки. Мы тоже сейчас выходим из Вавилона, который пытались построить и от части построили большевики, но мы к сожалению не едины и в этом великая опасность для нас и о ней предусмотрительно говорит в Евангелии Господь наш Иисус Христос: «..всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит» [Мф.12:25]. Церковь конечно не человеческое Царство и не совсем дом, но будучи духовно разделёнными мы только опозорим нашу веру и не более того и не менее того же. А надо то всего жить скромно и делать благословлённые нам дела: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу...» [1 Тим.2:1-3]. Вот где премудрость и истина по отношению к властям предержащим - жить надобно безмятежно.

Некоторые строптивцы могут вскрикнуть в пику такового понимания Священного Писания, что жизнь без открытого сопротивления властям приведёт к умножению зла и к порабощению праведников, а мы скажем, что всё это выдумки. Не больно то, кто открыто сопротивлялся могучей советской власти в 70-80 годы ХХ-го века, а она всё равно скончалась совсем по другим причинам. Почему же так всё таки с ней произошло? Да всё просто у Бога и ясно: «Нечестивый уловляется грехами уст своих; но праведник выйдет из беды. «[Притч.12:13]». Так оно и произошло. Вышли праведники и теперь всех остальных выводят помаленьку. Так что братья и сёстры - всяческие около православные уклонисты не мешайте своими уклонениями Церкви Божьей делать своё главное дело - спасать народ Божий. Не злите государей своей несправедливой критикой, не болтайте о чём не знаете, и знать не можете априори, не хулите их почём зря. Нарвётесь вы напрасно, а мало всем не покажется. Ведь так оно уже бывало и не раз. Ну о чём тут ещё можно споры разводить и учительствовать, когда Бог наш милосердный устами апостолов нас всему этому уже научил конкретно: «Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу, и провождать добродетельную жизнь между язычниками, дабы они за то, за что злословят вас, как злодеев, увидя добрые дела ваши, прославили Бога в день посещения. Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите. Слуги, со всяким страхом повинуйтесь господам, не только добрым и кротким, но и суровым. Ибо то угодно Богу, если кто, помышляя о Боге, переносит скорби, страдая несправедливо. Ибо что за похвала, если вы терпите, когда вас бьют за проступки? Но если, делая добро и страдая, терпите, это угодно Богу. Ибо вы к тому призваны, потому что и Христос пострадал за нас, оставив нам пример, дабы мы шли по следам Его. Он не сделал никакого греха, и не было лести в устах Его. Будучи злословим, Он не злословил взаимно; страдая, не угрожал, но предавал то Судии Праведному. Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, избавившись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исцелились. Ибо вы были, как овцы блуждающие (не имея пастыря), но возвратились ныне к Пастырю и Блюстителю душ ваших» [1 Пет.2:11-25].

Скорее всего ввиду наших природных богатств и резких погодных условий, некоторая часть народа русского выработала в себе три не очень хорошие черты - жить по своему хотению, спешить и завидовать. Все три эти черты не обратишь в пользу. Все они во вред. Вот и наши «правые уклонисты», тоже спешат жить и всё иметь «по щучьему велению». Для Церкви Христовой и для Руси матушки это всё в любом случае плохо, но к счастью для святых другая часть нашего народа на деле заметила, что «Спешка хороша лишь при ловле паразитов», а в реальной честной жизни согласной с Законом Божьм правильнее исповедовать другую всегда верную формулу: «Поспешай медленно». Вот и Бог наш устами пророка Божьего Ездры вторит этой истине: «Не спеши подниматься.., выше Всевышнего; ибо напрасно спешишь быть выше Его: слишком далеко заходишь» [3 Езд.4:34].

Жизнь человека, дорогие братья и сёстры, не в правой руке и не в левой. Жизнь - она ведь в теле - посередине. Вот её то - Золотой Середины и надо держаться, а всё остальное скорее всего от лукавого. Посему прошу прощения, если кому это поучение показалось слишком длинным.

Руководитель Миссионерского отдела Иркутской Митрополии протоиерей Вячеслав Пушкарёв

г. Иркутск, 12.10.11


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 22

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

22. Слава Тамбовский : Re: Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины
2011-10-20 в 17:15

Хорошо бы верить написанному, да знание наследия русского ученого Льва Тихомирова о монархии и демократии не велит.
К тому же, трактование автором некоторых слов Ветхого Завета не слишком убеждает, а порой даже заставляет возмущаться написанным.
А уж концовка вообще какая-то странная. Душа то наша, может, и в середине тела (кто бы точно указал еще), да только вот не бывает золотой середины между ложью и истиной.
21. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : 20. Сергей Житинский
2011-10-20 в 13:56

Спаси Вас Христос, дорогой Сергей. Ваш прот. А. Васькин.
20. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : о. Александру на 16
2011-10-20 в 12:39

Уважаемый о.Александр! Вот я вставил свое имя, так как вижу, что Вам неудобно обращаться ко мне с нерусским словом "вебмастер".

Я разделяю то, что Вы пишете. Просто о.Вячеслав и я находим указанные отрицательные черты в некоторой части нашего народа, а Вы - нет. Я думаю, что это непринципиальный вопрос. В остальном же я не вижу различий в наших позициях и оснований для дискуссии и спора.
Цели нам с вами понятны, просто нельзя требовать от властей их немедленного исполнения. Все-таки и власть и общество должны их осознать. На это требуется время и наши молитвы. И терпение.

Благословите,
19. Голева Т : автору
2011-10-20 в 10:39

Если бы верующие люди на протяжении многих лет не противостояли навязываемым нынешней властью антихристианским законопроектам по электронной кодификации населения России, давно бы уже гнев Божий в полной мере пролился бы на нас. Слава Богу, Священноначалие проявило твердость в этом вопросе: "На имя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла поступают коллективные и индивидуальные обращения людей, обеспокоенных использованием новых технологий взаимодействия граждан с властью, в частности, перспективами получения и использования универсальной электронной карты.

Русская Православная Церковь признает право людей не принимать определенных символов и технологий, разделяет серьезные опасения, возникающие в обществе по этому вопросу. В настоящий момент из-за проблем, связанных с внедрением универсальных электронных карт, нарастает напряжение в некоторых общественных кругах. Тысячи людей обеспокоены, что без их согласия и участия формируется система, при которой вся жизнь человека ставится в зависимость от наличия и функционирования электронного устройства, позволяющего фиксировать в единой базе данных самую разнообразную информацию, включая данные о частной жизни человека.

В своем докладе на Архиерейском Соборе в феврале 2011 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вновь коснулся данной проблемы. Предстоятель нашей Церкви, в частности, заявил: «Церковь с пониманием относится к позиции людей, не желающих подвергаться контролю, который позволяет собирать всеобъемлющую информацию об их частной жизни, а в перспективе может быть использован для дискриминации граждан по мировоззренческому признаку». Святейший Патриарх считает, что люди должны иметь альтернативу электронным средствам контроля и возможность пользоваться традиционными, привычными способами подтверждения человеком своей личности при получении социальных благ и вообще при контактах с государством.

В определении Архиерейского Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви» (п. 45) сказано: «В связи с поступлением многочисленных обращений верующих Собор считает необходимым проведение переговоров с органами государственной власти с целью обеспечения добровольности в отношении использования электронных средств идентификации граждан, в том числе универсальных электронных карт. Люди, не принимающие их, не должны подвергаться дискриминации, в том числе при получении медицинской помощи и социальных благ».

В связи с вышеизложенным прошу Вас при рассмотрении проекта закона города Москвы «Об универсальной электронной карте» учесть
пожелания граждан, намеренных отказаться от нее. Убежден, что в законе необходимо ясно зафиксировать добровольность принятия универсальной электронной карты (из письма о.Всеволода Чаплина председателю Мосгордумы, февраль 2011)

В Откровении св.Иоанна Богослова в 16 главе сказано, что семь последних чаш гнева Божия прольются на тех, кто "примет начертание имени зверя". Очевидно, что если большая часть граждан страны это "имя от зверя" (цифровой электронный идентификатор) примет, то ничего хорошего ожидать не придется.
Но, как говорят святые: "кто веровал Господу и был постыжен?",
" Царствуя над существами, которым благоволил даровать свободу, Бог хранит неприкосновенным этот дар Свой, т.е. оставляет довольно простора свободному действованию человеческому. От этого случается, что мы довольно долго слышим шум, видим движение дел человеческих, нередко смешанных и беспорядочных, но не примечаем, как за ними тихо шествуют Божий Промысл и суд, утверждающий, охраняющий, возвышающий то, что служит Царствию Божию, и ранее или позже низлагающий то, что ему противоборствует.
"
Святитель Филарет Московский (Дроздов),
«Христианское учение о царской власти
и об обязанностях верноподданных»
18. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : 7. Вебмастер РНЛ
2011-10-20 в 08:20

Уважаемый "вебмастер"! Любить свой народ не означает не видеть его недостатков и грехов. Суть любви, безусловно, состоит не в тупом замалчивании страстей. Но я действительно ярко выраженных отрицательных черт, о которых идет речь, в Русском народе не усматриваю. В конце-то концов это дело личной исповеди.
Вместе с тем, нам всем, а прежде всего духовенству, следует понять и затем приступить к исправлению нашего такого смертельно опасного духовного недуга, как противление Воли Божией.
На мой взгляд, наша главная беда заключается в том, что мы забыли, зачем Бог создал Русский народ, дал ему Великую Родину-Мать, почему наделил его несметными природными богатствами, огромной территорией, выдающимися талантами, давал великие военные и духовные победы. Мы забыли о своем религиозном предназначении, которое позволю себе сформулировать двояким образом: 1) сохранение Православной веры в чистоте и неповрежденности до Второго Пришествия Иисуса Христа; 2) проповедь Евангелия Царства во всем мире среди всех народов.
Мы сошли с великого пути служения Божественной Истине, поэтому и страдаем уже более 100 лет. Не вернемся в Отчий Дом - погибнем.
Об армии. Во время моей молодости девчонки не дружили с парнями, не служившими в Вооруженных Силах, справедливо считая их "дефективными". Сегодня же "отмазаться" (употреблю это скверное слово) от армии считается "доблестью". Практически все молодые священники поставления 2000-х гг. не служили в ВС. Почему? "Отмазались"? Мне известны случаи, когда и уважаемые священники так же поступали в отношении своих сыновей. Позор!
Священная обязанность всякого клирика - воспитание в народе патриотических и верноподданнических чувств.
А в храмах ныне не слышно пламенных патриотических проповедей. И это объяснимо. Чему может 20-летний иерей, не имеющий ни жизненного, ни, тем более, духовного опыта, не прошедший суровую армейскую школу и школу работы в трудовом коллективе, научить Русский народ? Будет ли авторитетным его пастырское слово? Ответ очевиден.
С любовью во Христе прот. А. Васькин.
17. Владимир Евгеньевич : Золотая середина или золотая клетка?
2011-10-20 в 07:39

Похоже, российская трагедия переходит в заключительную фазу. Для нашего вразумления и исправления обломки российского корабля понесло меж двух берегов, ударяя то февралем, то октябрем. На смену самодержавию приходят либерализм и демократический централизм, который в свою очередь, приуготовляя народ к Великой Отечественной, уступает место жесткому по сути единоначалию. Осколки наспех собраны в плот, на котором русский народ с Божией помощью выжил и победил. Не признавая очевидное горе-флотоводцы перестраивали плот до тех пор пока не развалили и его. Означает ли это, что нам вновь надо выстроить плот в виде танкера или сухогруза? Нам надо серьезно отнестись и к навигации и к судостроению. Путеводная Звезда у нас есть! Об этом и надо открыто заявить, выходя на открытую волну из закрытых берегов. Впереди строительство по нашим чертежам красавца океанского лайнера с усиленным в ожидании льдов корпусом.

Уместно ли болтание меж двух берегов сравнивать с золотой серединой? Тогда и пофигизм к России сойдет за мудрость. Начинается с обещальщиков-краснобаев типа Керенского и Ельцина, а заканчивается "сладкими парочками" типа Ленин-Троцкий. Вот и выбирай, а потом все равно получишь очередного "плотоводца". Не пора ли задуматься, все ли так мы делаем?

"...Власть есть понятие не юридическое, но, в первую очередь, - религиозно-нравственное... Моральное право на власть дает не закон (он может быть несовершенен), не народ (его можно обмануть), не та или иная сословная, национальная, партийная, элитарная группировка (неизбежно зависимая от клановых интересов), но - приверженность властителя и его соответствие ясно понимаемым, традиционным святыням и ценностям нашей жизни.

...Целью власти является всемерное содействие воплощению... идеалов в жизнь - во всех проявлениях общественной и государственной деятельности. Только такими действиями может власть подтвердить свою нравственную легитимность, свое бескорыстие, свое соответствие требованиям современности.

...«Объединить» - не значит командовать. Настоящее, жизнеспособное, внутренне прочное объединение происходит не внешним, «организационным» путем, не под давлением силы или выгоды. Оно происходит только на основании общего мировоззрения и миропонимания, общего толкования понятий добра и зла, того, что «можно» и что «нельзя», что допустимо в общественной, личной, семейной и государственной жизни, а что - нет. Народ, спаянный единством мироощущения, живущий «единым сердцем», - неодолим. Так вот, Церковь может - и станет - опорой возрождающейся России, духовной основой объединения русского народа потому, что именно она наиболее полно, ясно и обоснованно выражает религиозное, нравственное, моральное, этическое и правовое мироощущение простого, душевно здравого русского человека, его понятия о справедливости и благе, добре и зле, чести и совести.

...Что касается власти - то она всегда от Бога, ибо Он - единственный источник власти во вселенной. Разница в том, что одна власть - по воле Божией, а другая - по попущению, для наказания и вразумления осуетившихся людей. Какая власть нынче, судите сами..."

Митрополит Иоанн (Снычев) ПОСОХ ДУХОВНЫЙ
16. Николай Петров - Павлов : Нынешние власти ВРЕМЕННО ПОПУЩЕНЫ Богом и не более того
2011-10-19 в 22:53

Вся власть от Бога, но: 1) есть власть, которая благословляется Господом Богом, 2) а есть власть, которая попускается Господом Богом. (Примерно пересказываю слова о.Димитрия Смирнова на эту тему).

Думаю, всем очевидно, что нынешняя власть Богом НЕ благословлена, а попущена как временная. Причем более временная, чем коммунистическая, продержавшаяся 70 лет.

Один факт, что Ленина так еще и не вынесли из мавзолея, означает ее посткоммунистический характер. Просто коммунизм - для олигархов, для избранной элиты, а для остальных - жесткие условия законов джунглей.

Но еще одно свойство нынешней власть - ее временность. Она сейчас пошла по стопам советской коммунистической, и по-видимому, в не таком уж далеком будущем разделит ее судьбу.

Царская власть и нынешняя (посткоммунистическая) власть - вещи разные. Нынешняя власть ближе к власти большевиков, чем к царской власти. Просто новыми большевиками будут не только Невзоровы, Броды какие-нибудь, но и люди с кавказа, с татарстана и прочих станов, из которых большей частью "ЕврАзЭС" и состоит. Слова "Россия", не то, что слова "русский", в названии "ЕврАзЭС" даже и не упоминается...

И если этот процесс будет продолжаться так, как он идет сейчас, то Россию и Православие ждет судьба Косова. И что же просто тихо сидеть, твердя как заклинание, что эта власть от Бога?
15. Сергий Агапов : Re: Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины
2011-10-19 в 17:46

Уважаемый помор, я не против исповедничества. Честь и хвала людям, обличающим всякое беззаконие. Но не в интернете и не под ником же обличал Максим-исповедник власть предержащих. Подвиг юродства также значим для нас. Обличение иерархов, впавших в ересь, тоже наша святая обязанность. Но обличать далеких, когда у самих под носом безобразия, это, мне кажется неверным. А вот обличать от полноты Церкви, обличать едиными со священноначалием устами – вот наша задача, вот к этому мы и должны стремиться. Помогай вам Бог. С неизменным уважением к вам Сергий.
14. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : 13. Тверитянин
2011-10-19 в 14:48

Христос остановит через нас, грешных. Время близко есть...
13. Владимир Успенский : "золотая середина" и поддакивание бесовскому режиму несовместимы
2011-10-19 в 14:07

В своём "ответе" протоиерей Пушкарёв в очередной раз развенчал себя как открытый
праповедник праведности, легитимности и
чуть ли не божественности нынешнего лютого тоталитарного либерал-олигарх режима с его циничной антихристианской бесовской идеологией разрушения, с его тюрьмами, где гноят православных патрио-тов и т.д.т.п. Позволю себе напомнить лишь происхождение этого(богоугодного)
режима.Сегодня изданы десятки книг, ста-
тей, воспоминаний, где весьма уважаемые
и солидные авторы документально доказыва-
ют, что режим сей установлен на ЛЖИ, ОБ-
МАНЕ, ПОДМЕНЕ, ВОРОВСТВЕ, УБИЙСТВАХ, РАС
ТРЕЛАХ, НАСИЛИИ И Т.Д. (всей гадосности и мерзности и не перечислишь).На что может расчитывать такой режим, в котором нет и не могло быть ни духовной основы, НИ НАДЛЕЖАЩЕГО КАМНЯ В ОСНОВАНИИ!. Такой режим обречён навсегда оставаться воров-
ским, лживым и т.д., пока не рассыпется
сам,да и нас с вами за собой не потащит, если МЫ ЕГО НЕ ОСТАНОВИМ...
12. Помор : Помор - Сергию Агапову
2011-10-19 в 14:02

Кстати, а какое благословение было у прп.Максима-Исповедника, когда он, не будучи иерархом, все же обличал впавших в ересь, хотя и имеющих высокие саны и положение в Церкви?

Пример свт.Марка Ефесского, подвергнутого аресту императором, тоже показателен.

Конечно, далеко не все должны дерзать на такую миссию, как обличение властительствующих. Но все же пастыри на то и поставлены, чтоб говорить пасомым(тем же нашим крещенным властительствующим) об их неправдах и беззакониях.
11. Помор : Помор
2011-10-19 в 13:47

Кстати, о.Вячеслав пишет: "Правление тандема началось без захватов и кровопролитий, конституционно и главное с личного благословения святейшего Патриарха - Возродителя Алексея Второго."

Насчет монархистов и монархии: Россия испокон веков под духовным водительством Православной Церкви зиждилась на иерархии спасительного послушания: дети слушались родителей, жена - мужа, муж был в послушании у Помазанника Божиего - Царя земного, а тот, в свою очередь, служил Христу - Царю Небесному.

А у вас, о.Вячеслав: "все было конституционно". Но по Божьи ли? Не первый ли президент пролил кровь народа и тех же избранников народа, расстреляв парламент из танков? А нынешний тандем просто ставленники первого президента по наследству. Это очевидно.

Дерзну посоветовать вам прочесть "Великую ложь демократии" митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна. Хотя, наверняка, вы эту работу читали.

А что вы скажете на слова пророчества святого праведного Иоанн Кронштадтского: «Если не будет покаяния у русского народа, Господь отнимет у него благочестивого Царя и пошлет бич в лице самозваных правителей, которые зальют землю кровью и слезами». Или митрополит Владимир(Богоявленский), как лучший святитель, убитый большевиками первым из иерархов, неоднократно повторял: «Священник-немонархист не достоин стоять у Святого Престола, священник-республиканец - всегда маловер: монарх посвящается на власть Богом, а президент получает ее от гордыни народной».

Катастрофа, произошедшая с Россией, имеет духовные истоки. Русские люди совершили страшное и богомерзкое деяние, подняв руку на Помазанника Божия - Царя-мученика Николая II, который ныне у Престола Господня вымаливает прощение своего народа. Наши предки в 1613 году клялись роду Романовых крестоцелованием и в соборной грамоте выразили предостережение, что нарушившего эту клятву ждет отлучение от Святой Троицы до скончания века.

А у вас о.Вячеслав все сие вменяется ни во что. Вы даже не упомянули об этом, как бы говоря, что все равно какая власть в стране. В свое время еще дореволюционный иерарх митрополит Петербургский Питирим, один из авторитетнейших иерархов Церкви, говоря, что слова "Несть власть иже не от Бога" следовало перевести как «всякая власть должна быть от Бога» - и тут же от себя добавлял: «Ну не от народа же ей быть». А вы о.Вячеслав как бы оправдываете беззаконие демократии-народовластия, хотя в современной, да и в греческой демократии, народ никогда не имел реальной власти. Так получается?

Я не призываю к бунту и к революции, т.к. понятно, что любая революция(а это озлобление и ненависть) приведет ныне к еще большему закабалению народа. Конечно нужна молитва за властительствующих и покаяние. Но на все деяния современных властей не может быть благословения Божия, как бы просто потому, что они власть. Русскому народу лишь надо понять, что современная власть послана Богом за его грехи богоотступничества в прошлом и нераскаянность нынешнюю, хотя и прославила Русская Церковь святых царственных страстотерпцев, и это конечно покаяние за грех цареубийства, но весь ли русский народ это воспринял или продолжает повторять расхожее навязанное мнение "о слабовольном, но тут же, якобы кровавом царе".


Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим пишет в одной своей работе:
"...Апостол Павел говорит, что «сущие же власти от Бога учинены суть». Что это значит? Это значит, что не признается властью власть, если она не от Бога, поскольку подлинные власти Богом учреждены! Слово же «сущий» означает в данном контексте «подлинный», «истинный», «настоящий» (вспомните выражение «сущая правда»), а вовсе не «существующий» или «всякий», как значится в современном переводе Священного Писания.
Мы, как православные христиане, обязаны де-факто полностью признавать эту «демократическую» власть, попущенную Богом для нашего исправления, подчиняться ее законам, даже сотрудничать с ней во благо Церкви и Отечества. Но мы, русские, свободны от духовного послушания этой власти. Русский народ, следуя данным Богу обетам, десять столетий духовно подчинялся только Царю - Помазаннику Господню, главе Православной Церкви. А сегодня, раз Царя нет, он должен подчиняться напрямую Христу и Святой Церкви Христовой - до той поры, пока Господь не простит нас и не снимет с России Свое наказание..."
10. Помор : Помор - Сергию Агапову
2011-10-19 в 13:44

Простите, но я конечно знаю о.Евгения лично и знаю его точку зрения на данную проблему, но я не о.Евгений.

Насчет вашего, как вы сказали, несколько развязного тона, то надеюсь, что вы все же не будете в дальнейшем переходить на развязность, т.к. ко всем надо бы относиться ровно и уважительно, несмотря на их положение в табели о рангах. Хотя и уважение к годам и сану надо иметь.
9. Сергий Агапов : "...Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас..."
2011-10-19 в 13:01

Мне очень понравился блестящий ответ отца Евгения. Действительно в статье есть огрехи, но, на мой взгляд, легко исправимые. Если батюшка уберет оттуда слово «гипер», почистит шероховатости, статья достойно представит его взгляд на обсуждаемую проблему. Кстати, отец Евгений, простите, я сразу не распознал вас в «Поморе», поэтому и несколько развязный тон в моих ответах к вам. Но все, же мне ближе позиция отца Вячеслава, несмотря на поддержку большинством православного народа противоположной точки зрения и, несмотря на горькую правду о наших нынешних начальниках и вельможах. Почему. Да потому, что отец Евгений выступает здесь не как простой гражданин, а как человек, обличенный священным саном. Но представьте себе. Наше священноначалие обнимается и целуется с нашими властями. Министр Фурсенко вместе со Святейшим Патриархом трудится рядышком за столом на Всемирном Русском Соборе, Церкви передаются государством храмы, здания, иконы, а мы будем клеймить и хаять государственные власти. Нет, отец Евгений ведет себя достаточно корректно. Но учитывая крайнюю степень озлобленности части нашего общества, вплоть до призывов к вооруженному восстанию и физического устранения властей, мне кажется позиция отца Владислава более взвешенной. И потом. Давайте не забывать, что право печалования перед властями о народе Святейший Патриарх, если я не ошибаюсь, не передоверял еще рядовым священникам. Мне кажется, что если священник берется критиковать государственные органы, неплохо бы предъявить модератору благословение на этот благороднейший и трудный подвиг. Нам заявлено, что священство политикой не занимается, а мы даже НАТО беремся указывать не то, что правительству. Даже на критику местных властей надо бы получать благословение, хотя бы благочинного. А то получится, благочинный выпивает и закусывает с местными меценатами (ну это предположительно, я уверен такого в нашей Церкви не существует), а в это же время батюшки с амвона громят их как местных толстосумов. Но по счастью у нас и этого нет. Одно дело смело обличать руководство страны, а другое местных нуворишей. Большая разница. Могут ведь и голову оторвать. Вы думаете, священник в станице Кущевской не знал о бесчинствах и убийствах в поселке? И что же, многих он обличил там? И правильно делал, что не обличал. Нет благословения, сиди и помалкивай. Правда, если чувствуешь силу пострадать до смерти за правду, тогда, пожалуйста. Итак. Мое мнение. Хочешь высказаться по поводу политической и экономической ситуации в стране? Возьми благословение и выступай от имени Церкви. Позиция Священноначалия кажется неверной? Тогда говори от своего имени и подчеркни свои разногласия с мнением церковного руководства. Или критикуй церковные власти и добивайся изменения их политики. А то какая-то пугачевщина получается. В первую очередь отношу это к себе бестолковому.
Огромная благодарность отцу Евгению и отцу Владиславу. Имея таких отцов, мы можем сохранять надежду на позитивный выход из сложнейших проблем нашего времени.
8. Помор : А они были неправы, обличая власть и предавая анафеме?
2011-10-19 в 12:45

Кстати, о. Вячеслав, Вы как-то странно обошли примеры в статье о. Евгения о том, как св. Амвросий Медиоланский самого императора заставил два месяца стоять на коленях у входа в собор и просить прощение у всех входящих, как обличал власть царя св. митрополит Филипп, как святитель Тихон в революцию предал власть анафеме, хотя многие из большевиков были людьми крещенными, даже сам В.Ульянов. Или Вы считаете, что святители были не правы? Или тогда было можно, а сейчас нельзя? Логику Вашу на данных примерах объясните, а то как-то все не сходится.
7. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : Re: Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины
2011-10-19 в 12:44

"Скорее всего ввиду наших природных богатств и резких погодных условий, некоторая часть народа русского выработала в себе три не очень хорошие черты - жить по своему хотению, спешить и завидовать".



Уважаемый отец Адександр! Не обратил на эти слова особого внимания в статье о.Вячеслава, когда читал. Но после вашего комментария перечитал их. Вы знаете, я полностью их разделяю. Именно эти 3 страсти, к сожалению, характерны для очень многих наших соотечественников.
Мне 43 года, в армии служил, если это важно.
И стоит ли оскорбляться от лица всего русского народа за то, что по мнению автора статьи "некоторая его часть" выработала в себе какие-то страсти? Неужели вы хотите сказать, что весь, без исключения, русский народ состоит из одних добродетелей?
6. Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии : Re: Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины
2011-10-19 в 12:03

Дорогой отец Вячеслав! Не буду дискутировать по поводу Вашей статьи, которая, признаться, в очередной раз подтвердила мои некоторые далеко не оптимистичные мысли.
Вместе с тем, позволю себе попросить Вас более расширительно прокомментировать Ваше утверждение: "Скорее всего ввиду наших природных богатств и резких погодных условий, некоторая часть народа русского выработала в себе три не очень хорошие черты - жить по своему хотению, спешить и завидовать".
Мне 52 года, я имею, не хвалясь, большой жизненный опыт, а также политической, военной, советской, хозяйственной работы, но я что-то не замечал в Русском народе черт, которые Вы называете. Я, русский, расцениваю Ваше утверждение, как клевету. Прошу объясниться.
И еще. Не сочтите за труд, скажите: сколько Вам лет, сколько времени Вы в сане, каковы Ваша национальность, образование, служили ли Вы в армии, имеете ли Вы опыт работы в трудовом коллективе.
Спаси Христос.
5. Сергей Житинский - вебмастер РНЛ : Благодарю, отец Вячеслав!
2011-10-19 в 10:54

Спасибо за точную расстановку акцентов и обозначение срединного пути в выработке своего отношения к властям!
4. patriot : Re: Во взаимоотношениях между Церковью и властями предержащими правильным будет держаться золотой середины
2011-10-19 в 09:38

хотелось бы поправить:
Пётр Первый и все последующие за ним православные царицы матушки (непосредственно правившие империей) занимались секуляризацией церковной собственности и разгромом монастырских вотчин, однако же не кто их в антихристы не заносит, хотя может быть и стоило бы это сделать в науку другим

во-первых, патриах сказал, что Петр I продал цивилизационные ценности России.
во-вторых, правильо писать "никто"; давайте писать по-русски правильно!

а вот это звучит крайне наивно:
Правители тоже люди и они могут сильно ошибаться, но всё же, все они до конца дней своих сохраняют желание угодить народу своему.
3. свщ Алексий Бачурин : Прошу разъяснить.
2011-10-19 в 07:29

Как это святой страстотерпец Государь Император Николай Александрович по своим делам ,,не прошёл бы'' во святые?
2. Любезный читатель : 1. Помор : Как-то неубедительно
2011-10-19 в 06:56

Верно - неубедительно, потому что шито белыми нитками.
Спасибо Помору! Достойный ответ!
Всё же форум нужная вещь. Каждый участник, как на ладони. Если через рентген видна оболочка сердца, то на форуме - её "сердцевина".
1. Помор : Как-то неубедительно
2011-10-19 в 03:33

Приведу слова иерея Сергия Карамышева, которые мне ближе, чем весьма натянутая логика о.Вячеслава Пушкарева, судя по словам которого, и власть антихриста можно будет оправдать по словам(а говорить тот будет красиво весьма и убедительно и логично), а не по делам("дерево судят по плодам"):

"...Одной из такой излюбленных цитат служат сейчас слова апостола Павла из Послания к Римлянам: «Несть власть, аще не от Бога» (Рим. 1, 13). Никому дела нет до того, что здесь апостол, во-первых, утверждает божественное происхождение самого принципа власти в противовес безвластию, а во-вторых, говорит о «сущих властех», т.е. современных жизни апостола, - а не о том, что всякий каким бы то ни было образом добившийся власти уже самим фактом властвования имеет своим покровителем Бога, ибо в таком случае и власть антихриста окажется «божественной». Или: когда два-три узурпатора грызутся за власть, то если следовать указанной «логике», «бог» обязан встать на стороне сильнейшего из них. Законы в таком случае вообще не нужны, или нужны лишь «для спокойствия совести» - чтобы она, не дай Бог, не проснулась. Об этом сказано древними богоборцами: «Сила наша да будет законом правды» (Прем. 2, 11). Так и Дзержинский говорил: «Сила рождает право».

С самой глубокой древности тираны стремились к тому, чтобы провозгласить свою власть божественной: с целью ее упрочить, сделать незыблемой. Они прикрывались именем Божиим во имя своекорыстных интересов. Сами будучи чужды страха Божия, они старались внушить его зависимым от них людям, с неизменной при этом «скромностью» ставя себя на место Бога.

В свое время воевода Ассирийского царя Сеннахирима Рабсак, осадив Иерусалим, говорил: «...разве я без воли Господней пошел на землю сию, чтобы разорить ее? Господь сказал мне: пойди на землю сию и разори ее». (Ис. 36, 10). Ассирийский воевода солгал. Вот Божий ответ Сеннахириму: «За твою дерзость против Меня и за то, что надмение твое дошло до ушей Моих, Я вложу кольцо Мое в ноздри твои и удила Мои в рот твой, и возвращу тебя назад тою же дорогою, которою ты пришел» (Ис. 37, 29).

В книге Иеремии такое определение Божие дано лжепророкам: «...они пророчествуют именем Моим, а я не посылал их; они говорят: «меча и голода не будет на сей земле»: мечом и голодом будут истреблены эти пророки...» (Иер. 14, 15).

В свое время у нас был венчан на царство Лжедмитрий лжепатриархом Игнатием; власть Керенского и его компании также была объявлена данной свыше. Однако вряд ли сейчас много, по крайней мере, среди русских, таких, что продолжают считать власть Лжедмитрия и Керенского ниспосланной Богом. Время все расставило на свои места...."



Насчет известной фразы: "Несть власть, аще не от Бога", т.е. и не власть в полном смысле, раз не от Бога и Бога и Его Заповедей не слушает, а дует лишь в свою дуду толерантного беззакония.


Одни правители богоугодны. Их Господь венчает и помазывает их на царство: пророк Давид, св. Константин Великий, Юстиниан, св.царица Пульхерия, св. великий равноап. князь Владимир и многие правоверные цари, благоверные князья и другие честные и достойные мужи. Других Он избирает для вразумления народов, впавших в тяжелые грехи. Такими бичами в руках Божиих были многие правители: Навуходоносор, Аттила, Чингисхан, Наполеон,... и многие жившие после них.


Надо и за эту современную толерантную власть(для которой все религии и веры равны) молиться на каждой службе, а не хулить. Это верно. И молимся и критикуем, но не подпеваем, что у нас все хорошо(хотя далеко не хорошо), лишь есть отдельные недостатки. И критика должна быть четкой, твердой обоснованной, хотя может она и кажется кому-то критиканством.

О.Вячеслав, кстати, меня покоробила фраза в статье: "Так например рассудил святой Собор русских епископов о государе Николае Втором. А иначе бы он не прошёл во святые страстотерпцы."

Словно сказано о кандидате, прошедшем по одномандатному округу в депутаты, а не о св.страстотерпце и мученике царе Николае, своим внутренним духовным подвигом стяжавшим Небесную славу.


Да и весьма странно, что о современных властителях вы говорите более доброжелательно, чем о наших святых князьях и благоверных царях(ваши слова:" Начиная от князя Владимира и до государя Алексея Михайловича ни один из русских православных правителей не удосужился построить школы и ввести в них Закон Божий, Пётр Первый и все последующие за ним православные царицы матушки (непосредственно правившие империей))... И тут же про двойные стандарты. Как так,о.Вячеслав? А вы сами? Чем вам так угодили современные властители, что вы их полностью оправдываете, а вот у православных царей и цариц походя поминаете их, как вам лишь кажется, ошибки или недочеты. Вас послушать, дак современные власти много лучше всех наших святых князей и царей с царицами. Тут или передергивание или, как вы сами говорите, двойные, а то и тройные стандарты. Живых ублажать, а ушедших в мир иной походя поминать? (Надеюсь, я не прав в своем предположении)


Еще хотелось бы еще сказать, что: "Не надо передергивать и навешивать ярлыки(гипер, уклонисты и т.п.) на собратьев православных, не согласных вашей позицией".


Несмотря на обилие цитат из Священного Писания трудно отделаться от впечатления, что не все они приведены к месту, и что не все акценты расставлены верно. Читая того же старца Паисия Святогорца и его переживания за родную ему Грецию, трудно воспринимаются ваши поучения о жизни безмятежной.

Бог всем нам в помощь и в вразумление.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме