Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Задачи русского движения Донбасса и Украины в контексте современных проблем российско-украинских отношений

Алексей  Мартынов, Русская народная линия

«Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» / 15.10.2011


Доклад на конференции «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» …

Текущая общественно-политическая обстановка, создавшаяся на Украине после трансформации «оранжевого» режима, требует активизации русского движения и его скорейшего превращения в мощную народную силу, которая по-настоящему, действенно, эффективно и патриотично будет отстаивать неотъемлемые права русско-культурного сообщества Юго-Восточной Украины. В этот ответственный исторический момент русское движение чрезвычайно нуждается в разработке и внедрении в жизнь прагматичной, патриотической и энергичной стратегии, которая должна стать путеводной звездой для всех патриотов Русского мира. Реализация этой исторической задачи одновременно должна сочетаться с развитием широкого антифашистского движения и стимулированием общественной дипломатии в российско-украинских отношениях. Укрепление русского движения как суммарного актива организаций российских соотечественников и их союзников будет способствовать удовлетворению и защите исконных интересов русско-культурного населения Украины и послужит мощным импульсом к процессам федерализации и модернизации нынешнего украинского государства. Вопреки измышлениям русофобских националистических сил, такая политика приведет не к дезинтеграции, а, наоборот, будет содействовать консолидации Украины как многонационального сообщества. Поскольку Украина является классической «страной Русского мира» (согласно определению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на III Ассамблее Русского мира в ноябре 2009 г.), логична интеграция украинского государства не в европейские и атлантические структуры, а в рамках Содружества Независимых Государств. Приоритетом деятельности русского движения Украины является содействие процессам инкорпорации украинского государства в Таможенный Союз, Единое экономическое пространство и Организацию Договора коллективной безопасности (ОДКБ). Данная задача отвечает интересам большинства граждан Юго-Восточной Украины и Автономной Республики Крым, что подтверждается данными социологических исследований последнего времени.


I. Стратегические задачи для русского движения Украины


В рамках общественной дискуссии, автор хотел бы предложить следующее видение приоритетных для русского движения задач, направленных на стабилизацию российско-украинских отношений:

1) установление справедливой, пропорциональной и социально ориентированной системы формирования регионального и государственного бюджета, распределения бюджетных средств по регионам и отраслям, введение экономического хозрасчёта (экономической автономии) регионов, принятие качественно новых принципов распределения дотаций и субвенций экономически депрессивным территориям и регионам;

2) федерализация Украины путем конституционных законодательных изменений на основании общегосударственного народного референдума, и как результат - образование Донецкой Автономной Республики и других субъектов Украинской Федерации с закреплением широкого спектра полномочий, гарантирующих автономный суверенитет региона;

3) защита, укрепление и развитие русского языка в русскоязычных регионах как родного языка для большинства населения данного региона и как языка межнационального общения, науки, культуры и коммуникаций; предоставление русскому языку статуса второго государственного, отмена административной «украинизации» русскоязычного населения;

4) законодательное признание положительной и прогрессивной роли русского народа в истории Украины и украинского народа в истории России, предоставление русским статуса второй государство образующей (второй титульной) нации;

5) формирование аппарата государственных служащих в регионе и государстве пропорционально национальному составу населения, с равномерной репрезентацией национальных групп конкретной местности и (или) региона в государственных и муниципальных учреждениях (при условии наличия профессиональной компетенции);

6) введение в паспорте гражданина Украины графы «национальность» и «вероисповедание» с правом добровольного заполнения данной графы владельцем паспорта (по усмотрению, в соответствии с мировоззрением личности), с целью предоставить желающим гражданам Украины право документально засвидетельствовать свою национальную и религиозную идентичность, а также национальное самосознание;

7) противодействие проявлениям национализма, русофобии и иных видов провокации межнациональной розни, недопустимость попыток реабилитации и популяризации нацистских пособников из числа формирований украинских коллаборационистов ОУН - УПА и 14-й дивизии ваффен СС «Галиция», а также чествования лидеров украинских коллаборационистов Степана Бандеры, Романа Шухевича и др.

8) сохранение исторической памяти народа Донбасса, в том числе научной правды о событиях Великой Отечественной войны; проведение исторических, политологических и социологических исследований с целью объективного постижения истории Донбасса и Русского мира, опровержения исторических фальсификаций;

9) поддержка деятельности канонической Православной Церкви Московского Патриархата как традиционной религиозной общины и важного фактора традиционной общественной морали и культуры, повышение авторитета Церкви и Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси, предоставление статуса юридических лиц приходам канонической Православной Церкви на территории Украины;

10) развитие и укрепление связей между организациями российских соотечественников Украины и Автономной Республики Крым между собой и с соответствующими интересам русского движения государственными и негосударственными структурами Российской Федерации (в рамках действующего законодательства Украины);

11) поощрение развития национальных языков и культур всех граждан Украины, независимо от этнического происхождения, языка, культуры и религии; взаимодействие с организациями национальных групп Украины с целью противодействия проявлениям национализма и ксенофобии, сохранения толерантности в обществе;

12) широкое общественное обсуждение (в рамках действующего украинского законодательства) всевозможных вариантов и проектов социально-экономической, гуманитарной, политической и военной интеграции Украины с Российской Федерацией, вплоть до мониторинга проблем и перспектив создания единого Союзного государства с Российской Федерацией и другими странами-участницами СНГ.

В целом деятельность движения российских соотечественников на Украине должно быть направлено на максимальное и всестороннее развитие региона как составляющей, неотъемлемой части Русского мира. Русско-культурным гражданам Украины следует отказаться от порочной практики делегирования своих представительских функций ненадежным и плохо контролируемым политическим посредникам. Патриотам единой и неделимой цивилизации Руси пришло время самим, после соответствующего организационного оформления, обеспечивать полноценную защиту насущных интересов русского и русско-культурного населения, а также общую гармонизацию отношений между Российской Федерацией и Украиной. Необходимо также помнить, что базисом для перспективного развития для любой цивилизации является молодежь, и русско-культурному сообществу Украины чрезвычайно важно сформировать «молодую команду» активных патриотов Русского мира, которые обеспечат дальнейшее развитие своей земли. Защищая свою региональную идентичность, российские соотечественники на Украине тем самым защитят и укрепят исторические позиции Русского мира на его юго-западном рубеже. Главной миссией русского движения на Украине (не выходя за рамки действующего законодательства Украины) является обеспечение национального самоопределения русского населения и удовлетворение всех без исключения интересов русско-культурных граждан, их интеграция в системе Русского мира. Вместе с тем русское движение должно налаживать взаимовыгодное и паритетное сотрудничество со всеми общественными силами на Украине, представители которых являются союзниками русско-культурного населения в части защиты его исконных интересов.


II. Разработка инструментов и форм поддержки российских соотечественников на Украине: общественная активизация и демографический фактор


Следует отметить, что особенностью современного украинского государства с момента его возникновения в 1991 г. является противоречие между политической надстройкой (европоцентризм, модернизированный украинский национализм, русофобия) и цивилизационным базисом Украины, которая является составной частью культурно-исторического пространства Руси. Украинское государство, с одной стороны, строится по принципу «Украина - не Россия» и является политтехнологической реализацией данного принципа, соответственно с 1991 г. на постсоветской Украине происходит сознательная искусственная дискриминация русско-культурных граждан по национально-политическому признаку. С другой стороны, без экономической эксплуатации промышленно развитых областей Юго-Востока, где преобладает русско-культурное население, Украина как государство существовать фактически не в состоянии, и экономическая эксплуатация дискриминируемого русско-культурного населения сочетается с его гуманитарной колонизацией. В связи с этим все ведущие политические силы Украины, чья власть над страной происходит из политического доминирования и экономической эксплуатации местных ресурсов и производительных сил, нацелены не на интеграцию с Российской Федерацией, а на обеспечение собственной политико-экономической автаркии. В связи с этим украинский национализм как идеология (пусть даже в своей умеренной версии) востребован даже центристскими псевдо элитами Украины, не говоря уже о правых псевдо элитах. Данная дихотомия постсоветской украинской государственности является одной из причин сохранения антироссийского национализма в жизни страны. Если присовокупить к этому тот очевидный факт, что украинский национализм после Второй мировой войны и после разрушения СССР является геополитической «пятой колонной» реакционных сил Запада, вполне очевидна эскалация неофашизма на Украине в настоящее время. Два десятилетия независимости Украины подтверждают правоту данной констатации.

Вне всякого сомнения, разрушения Советского Союза и образование независимой Украины, что в настоящий момент является признанным юридическим фактом, тем не менее стали огромной трагедией для русских и русскоязычных на Украине. Русские превратились в «московских оккупантов» и внутренних изгнанников на собственной территории проживания, уже двадцать лет подвергают национально-культурной дискриминации и не имеют возможности политическими методами защищать свои исконные интересы. Самоорганизация русских и русскоязычных жителей, поиск политических союзников являются приоритетной задачей современного русского движения Украины. И без поддержки Российской Федерации осуществить это будет невозможно.

Организации российских соотечественников в своей практической деятельности по защите интересов русско-культурного населения должны максимально использовать все формы и возможности в рамках правовых отношений, существующих между Российской Федерацией и Украиной, в первую очередь исходя из принципов Большого договора о дружбе и сотрудничестве 1997 г. В рамках российско-украинских межгосударственных соглашений и действующего законодательства Украины организации российских соотечественников должны разработать и реализовать комплекс мероприятий, направленных на удовлетворение гуманитарных и политических потребностей русско-культурных граждан. Осуществляя данную миссию, русское движение нуждается в активизации своего сотрудничества с соответствующими государственными органами Российской Федерации, как национального государства для российских соотечественников на Украине.


В рамках осуществления данной деятельности необходимо придавать особенно значение следующим актуальным факторам российско-украинских отношений:


1) повышение общественной активности российских соотечественников, использование ими всех доступных форм защиты своих национально-культурных и политических прав (например, создание инициативных и рабочих групп для взаимодействия с депутатами местных в рамках Законов Украины «О статусе депутатов местных советов» и «О местном самоуправлении в Украине»; продвижение представителей русского движения на должности помощников-консультантов депутатов Верховного Совета Украины с целью общественного контроля и содействия в обеспечении прав русско-культурных граждан).

В качеств примера региональной формы защиты гуманитарных интересов русско-культурного населения можно отметить проект Приграничного общественного совета российских соотечественников в рамках еврорегиона «Донбасс» с участием приграничных областных дум и администраций. Данная форма, несомненно, будет содействовать укреплению как приграничного российско-украинского сотрудничества, так и разрешению гуманитарных проблем российских соотечественников как минимум в регионе Донбасса.

К сожалению, оппортунистическая и безразличная позиция представителей украинской стороны - чиновников, от которых зависят конкретные мероприятия в рамках еврорегиона «Донбасс», гуманитарная составляющая оказалась полностью исключенной из предварительных совместных проектов между Донецкой, Луганской и Ростовской областями, образующими донбасский еврорегион. Чиновники Донецкой облгосадминистрации предложили вообще сосредоточиться на разработке канала «Северский Донец - Донбасс», принадлежащий кампании «Вода Донбасса», как будто не существует более значимых экономических и гуманитарных проектов, которые могут быть реализованы в еврорегионе. Помимо этого, вместо Приграничного общественного совета соотечественников чиновники хотят подключить к деятельности еврорегиона «Донбасс» оппортунистические Общественные советы при губернаторах, где присутствуют маргинальные для Донбасса украинские националисты и активисты прозападных «грантоедских» организаций. Таким образом, торможение реальных интеграционных процессов в рамках еврорегиона «Донбасс», замена их формальностями и сопровождение европоцентристской риторикой показывают истинное отношение региональных украинских властей к данной тематике.



2) консолидация и налаживание эффективной общественной и гуманитарной работы организаций российских соотечественников, установление нормального финансирования русского движения путем предоставления официальных грантов от Российской Федерации и т.д. Активизация и творческое использование потенциала русско-культурной молодежи, замена молодыми активистами конъюнктурных деятелей, спекулирующих на своей формальной принадлежности к организациям соотечественников.

Главными проблемами в вопросе активизации русского движения Донбасса и других юго-восточных регионов является отсутствие полноценного финансирования, профессиональных кадров и бюрократического лобби на местах, без чего полноценное функционирование и развитие организаций, представляющих и защищающих интересы российских соотечественников, в принципе невозможно. Весь малый и средний бизнес на региональном уровне либо контролируется действующей властью и представляющей его Партией регионов, либо же сам стремится лоббировать свои интересы через политические силы с «проукраинской», а не «пророссийской» риторикой. Крупный же бизнес в Донбассе и на Юго-Востоке Украины вообще составляет одно целое с действующей властью. В силу этих причин дотирование со стороны местного украинского бизнеса каких-либо гуманитарных проектов российских соотечественников, имеющих историческую либо языковую тематику, становится если не невозможным, то, во всяком случае, затруднительным.

Местные же власти (в данном случае речь идет о Донецкой области) либо ретранслируют гуманитарную политику официального Киева, продолжающего консервацию тенденций «оранжевой» эпохи, пусть и в более смягченной форме (губернатор и аппарат облгосадминистрации), либо же, представляя ту же Партию регионов, подчиняются по умолчанию индифферентному отношению, которое данная политическая сила демонстрирует в настоящее время по отношению к проблеме русского языка и интересам русско-культурного населения Украины (областной совет и другие местные советы Донбасса).

Таким образом, без оказания помощи со стороны своего национального государства - Российской Федерации через предоставление грантов и т.д., организации российских соотечественников объективно не имеют серьезных возможностей для проведения своей гуманитарной и общественной деятельности. Но даже в случае реализации грантов, например, при содействии фонда «Русский мир», такие мероприятия встречают бешеную критику украинских националистов и отчужденное отношение местных чиновников. При этом в том же Донбассе махровым цветом расцветают различные националистические, евро-атлантические и прочие прозападные структуры, получающие гранты из США и Европы. Следует отметить, что присутствие данных организаций в региональном информационном пространстве неизмеримо более значительное, чем может позволить себе русское движение, мероприятия которого подчас сознательно игнорируются местными СМИ.

Однако даже в случае нормального финансирования конкретных организаций соотечественников насущной является проблема устранения из этой сферы деятельности так называемых «профессиональных русских» - категории лиц, которые исключительно по эгоистическим и конъюнктурным мотивам время от времени или же постоянно подвизаются в русском движении. Как правило, это скомпрометировавшие себя личности, задачей которых является ли приобретение депутатского мандата на местных выборах под «русофильскими» лозунгами, либо же банальный дележ полученных из России грантов. Избавление русского движения от таких деструктивных «кадров» и наполнение организаций соотечественников действительно профессиональными активистами, глубоко понимающими интересы русско-культурного населения и механизмы реализации этих интересов, - важная и актуальная на сегодняшний день задача. Важно осознать, что русское движение только тогда будет иметь реальный авторитет на местах, когда его конкретные деятели будут заниматься конкретной, результативной и ощутимой деятельностью.

Стратегическая ставка в развитии и «запуске» русского движения должна делаться на русскую и русскоязычную молодежь, особенно в отношении замены молодыми кадрами тех «профессиональных соотечественников», которые в течение ряда лет приводят русское движение к политическому маргиналу и внутренним конфликтам. Возможно, есть смысл и необходимость создания новых организаций российских соотечественников, которые могли бы перевести само русское движение в качественный формат, составив здоровую конкуренцию тем деятелям и организациям, что в силу ряда объективных и субъективных причин давно уже впали в организационную «спячку», неадекватно воспринимают свои фактические возможности и при этом гиперболизируют собственные амбиции.


3) мониторинг и разработка путей решения демографической проблемы русско-культурного населения. Стимулирование демографического роста должно стать одним из основных инструментов поддержки российских соотечественников, как на Украине, так и на всем постсоветском пространстве.

Обеспечение количественного увеличения русского и русскоязычного населения к концу первой четверти XXI века является фундаментальной задачей, только этот фактор сможет полноценного обеспечить будущее укрепление Русского мира на его юго-западном рубеже. Российская Федерация, как национальное государство для российских соотечественников на Украине, должна в обозримом будущем разработать и практически реализовать меры по обеспечению демографического роста русско-культурного населения. Это здравая и обусловленная потребностями времени политика форматирования будущего, гарантия сохранения Русской цивилизации в рамках Украины как страны. Достижение положительного демографического результата может быть осуществлена тремя основными путями: 1) популяризация традиционного института русской многодетной семьи, обеспечение нравственной и духовной защиты материнства и детства, в том числе при участии православной культуры; 2) дотирование многодетных семей русско-культурных граждан на Украине из федерального бюджета Российской Федерации на основании специальной демографической программы для российских соотечественников (наряду с повышением народонаселения в самой России); 3) сохранение традиционной национально-культурной идентичности русского населения Украины, подъем его культурно-исторического и национального самосознания.

Разумеется, русско-культурные граждане и Российская Федерация, исходя из гуманистического мышления, руководясь принципом цивилизационного единства, должны быть заинтересованы и в демографическом росте украиноязычного населения.

Применительно к проекту дотирования многодетных семей российских соотечественников из федерального бюджета России следует добавить, что это, безусловно, потребует миллиардных вложений, однако, принимая во внимание насущную историческую необходимость, временные финансовые издержки ничто по сравнению с приумножением цивилизационного потенциала Русского мира на его юго-западном рубеже.


III. Проблема евро-атлантической интеграции Украины. Геополитика российско-украинских отношений на современном этапе


Российско-украинские отношения, как подчеркнул еще в 1996 г. американский геополитик Сэмюэл Хантингтон, имеют стратегическое значение для стабилизации Восточной Европы, так же, как франко-германские отношения - для Западной Европы. После 1991 г. руководство и постсоветские политические элиты Украины взяли курс на европейскую и атлантическую интеграцию, противопоставив западное направление украинской внешней политики проектам интеграции Украины в рамках Содружества Независимых Государств. По существу, в 1990-е годы и вплоть до настоящего времени власти Украины избрали западный вектор развития, доведя его до фактической конфронтации с внешнеполитическими интересами Российской Федерации. Примечательно, что значительная часть населения Украины, в первую очередь русско-культурные граждане Юга и Востока страны, в течение всего двадцатилетия украинской независимости выступают за ре-интеграцию Украины в рамках СНГ и негативно воспринимают проекты европейской и атлантической интеграции. Согласно социологическим данным последних лет, начиная со времен «оранжевой революции, ведущими социологическими службами (от Центра Разумкова до Research&Branding Group) зафиксировано негативное отношение большинства населения Украины, преимущественно на Юге и Востоке, к попыткам украинского руководства форсировать присоединение страны к блоку НАТО в противовес России.

Российско-украинские отношения и внутриполитическая ситуация на Украине осложняются также тем, что, начиная с 1991 г. в украинском государстве происходит рост антироссийского национализма и представляющих его политических сил, наряду с попытками реабилитации нацистских пособников ОУН - УПА и дискриминацией русского языка, что в целом характеризует внутриполитическое развитие Украины как трансформацию постсоветского украинского общества в русофобском ключе. Вплоть до настоящего времени происходит фактическая гуманитарная колонизация русско-культурных регионов Юга и Востока Украины, ограничиваются полномочия Автономной Республики Крым. Данная политика административной «украинизации» русско-культурного населения Украины противоречит положениям Большого договора 1997 г. о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной. Указанный договор легитимирует российско-украинские межгосударственные отношения и утверждает признание Крыма территорией Украины, а также гарантирование со стороны РФ независимости Украине при условии соблюдения интересов РФ и прав русскоязычного населения Украины в рамках договора. Таким образом, дискриминация российских соотечественников на Украине и попытки украинского руководства форсировать военно-политическое сотрудничество с НАТО в ущерб интересам Российской Федерации нарушает принципы Большого договора 1997 г.

Характерным явлением постсоветской действительности является военно-политическое противостояние между странами-членами НАТО и Россией, в которое вовлечена Украина, начиная с 1990-х годов. Нарушение блоком НАТО установленной «зоны ответственности» в 1990-е годы в результате интервенции в Югославию и расширения блока НАТО за счет стран Восточной Европы и Прибалтики, военное присутствие членов НАТО США и Великобритании на Ближнем Востоке с начала 2000-х годов (Афганистан, Ирак), установление системы ПРО в Европе вызывают озабоченность России и нарушают военно-стратегический паритет на континенте. В этих условиях Украина, интегрируясь с НАТО, по существу превращается в геополитический буфер на границах с Россией. С учетом того, что после присоединения к НАТО и ЕС стран Восточной Европы и Прибалтики на западном стратегическом направлении Российской Федерации сконцентрирована большая военная группировка сил НАТО и происходит развертывание системы ПРО, Украина оказывается уязвимым буфером на пограничье России и НАТО. В этих условиях, ввиду развертывания мощной натовской группировки в Европе и нестабильности в регионе Средиземного моря (как показывают последние события в Ливии, Египте и Сирии), Черноморский флот играет роль стабилизирующего военно-политического фактора на юго-западном стратегическом направлении Российской Федерации. Ареалом возможных действий ЧФ РФ является не только (вернее, не столько) Черноморский бассейн сам по себе, но прежде всего Средиземноморский бассейн и, при необходимости, регион центральной Атлантики. В условиях международных отношений первой четверти XXI века Черноморский флот должен быть максимально модернизирован и готов выполнять все те конкретные задачи, что могут возникнуть в Черноморском и Средиземноморском бассейнах, а также в Атлантике. Соответственно укрепление военно-технического и политического взаимодействия между НАТО и Украиной, что проявляется в ежегодных военных учениях и других видах сотрудничества, заставляет предполагать, что со стороны блока НАТО происходит разведка и изучение потенциального театра военных действий, поскольку территория Украины максимально близка условиям Европейской части России (Великой русской равнины, в терминологии западных геополитиков - Heartland, «сердце Евразии»). Усиление военно-политического сотрудничества между НАТО и Украиной, а также осуществление Украиной Плана по достижению членства (ПДЧ) в НАТО могут спровоцировать геополитический конфликт в районе Черноморско-Кавказской дуги (с учетом современных международных отношений), что грозит конфликтом на пространстве от Балтики до Черного моря. Следует отметить, что блок НАТО особенно заинтересован в активизации своей деятельности на Украине и закрепления своего военного присутствия в регионе после приостановления Россией в 2007 г. своего участия в Договоре об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), который ограничивал военно-стратегические возможности российских Вооруженных Сил в западных приграничных округах РФ. При такой оперативной конфигурации, рост военно-политического присутствия НАТО на Украине и развертывание сил НАТО на Востоке будет закономерно вынуждать руководство России к симметричному развертыванию своих Вооруженных Сил на западном и юго-западном стратегическом направлении.

В условиях отказа руководства Украины от интеграции с Россией в рамках СНГ и форсирования сотрудничества с НАТО, эскалации национализма и русофобии в украинском обществе, при перманентных осложнениях социально-экономической ситуации, Украина как страна может оказаться заложником геополитического противостояния между НАТО и Россией. В качестве заложников могут оказаться и миллионы русско-культурных граждан Украины, которые являются российскими соотечественниками согласно федеральному законодательству РФ. Данное обстоятельство налагает на Россию патронажные обязательства по защите российских соотечественников на территории Украины в случае эскалации военного конфликта по примеру событий в Абхазии и Южной Осетии в 2008 г. Таким образом, интеграция Украины в НАТО лишь усугубляет нестабильность в российско-украинских отношениях, способствует военно-политической экспансии НАТО на Восток, внутриполитическому кризису на Украине и в целом нарушает геополитическое равновесие в Черноморском регионе и Восточной Европе.

Проблема современной государственности Украины как раз заключается в противоречии политической надстройки страны её цивилизационному базису, поскольку в культурно-историческом отношении Украина принадлежит к восточнославянскому (или Русскому) миру. Поэтому вполне логична интеграция Украины в рамках Русского мира с Россией, Беларусью и Казахстаном, что обеспечит национальные интересы Украины, коллективную безопасность и геополитическое равновесие в регионе. Украина не должна быть «пешкой» НАТО на «великой шахматной доске», которую спланировал еще в 1990-е годы Збигнев Бжезинский. Российско-украинские интеграционные процессы являются действенным инструментом стабилизации и развития Украины, защиты интересов миллионов русско-культурных граждан на Украине. Прекращение интеграции Украины в блок НАТО и развитие союзнических отношений с Россией в рамках Таможенного Союза, Единого экономического пространства и Организации Договора коллективной безопасности сохранит военно-стратегическую симметрию и международный паритет на пограничье между НАТО и СНГ. Как свидетельствуют социологические исследования, большинство населения Украины поддерживает восточный, а не западный проект интеграции. В случае продолжения западного вектора своей внешней политики Украина рискует превратиться в объект геополитической напряженности в регионе и создает угрозы для своей безопасности. При теоретическом возникновении угрозы жизни и имуществу российских соотечественников на Украине (в случае эскалации конфликта, аналогичному событиям в Абхазии и Южной Осетии в 2008 г.), Российская Федерация останется единственным гарантом безопасности и соблюдения естественных интересов русско-культурного населения Украины. Авантюристическая внешняя и внутренняя политика украинских властей может спровоцировать модернизацию украинского государственного проекта.

Алексей Мартынов, аспирант кафедры всемирной истории Донецкого национального университета, зам. директора Центра политологического анализа и технологий (Донецк), сопредседатель Конгресса гражданской инициативы «Донбасс молодой»

РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме