14 октября после Литургии из главного храма Покрово-Тервенического монастыря крестным ходом вынесут чтимую икону Божией Матери. Тервенический образ обнесут вокруг храма, а затем на машине перевезут на подворье монастыря, в церковь святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии на проспекте Стачек. В 18 часов здесь состоится торжественная встреча иконы, будет совершён молебен с Акафистом. По традиции, Тервеническая икона будет находится на подворье почти три месяца - до праздника Рождества Христова.
По словам одной из двух насельниц подворья, инокини Вассы (Арефьевой), Тервеническую икону всегда встречает множество петербуржцев. Трижды в неделю, по средам, четвергам и воскресеньям, пред иконой будут служить молебны. Особенно много верующих приходит на водосвятный молебен, который совершается по воскресеньям в 18 часов. За каждым таким молебном прочитывается около двухсот записок о здравии. На середину храма выносят два стола, чтобы освятить как можно больше воды. По средам и четвергам молебны совершаются в 12 часов.
Тервеническая икона является списком с Касперовской иконы Богородицы, особо почитаемой в Одессе. История появления этого списка в северной земле чудесна. Вскоре после основания Покрово-Тервенического монастыря духовник обители, иеромонах Лукиан (Куценко), увидел в тонком сне Божию Матерь. Она стояла в воздухе над Тервенической землёй и указывала на лежащую у Её ног икону, из-под которой бил источник. Отец Лукиан воспринял это видение как ответ на его молитвы о даровании монастырю святынь.
Икона, которую отец Лукиан увидел во сне, вскоре была обретена в Одессе, в мастерской художницы Марии Барановой. Художница не смогла отказать просьбам отца Лукиана и насельниц и подарила икону Покрово-Тервеническому монастырю. 23 февраля 1992 года образ доставили в северную столицу, в храм святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. Две пожилые монахини, находившиеся тогда в Тервеничах, ничего не знали об этом событии. Они продолжали молиться о том, чтобы в монастыре появились свои святыни. Одна из монахинь во время ночной молитвы услышала женский голос, который трижды сказал: «Чем скорее Моя икона будет здесь, тем быстрее будет помощь монастырю». После этого икона была перенесена из Петербурга в Тервеничи.
Ещё находясь на подворье в Санкт-Петербурге, Тервеническая икона начала прославляться чудесами. О самых первых из них - спасении грудного младенца, обожжённого соляной кислотой, и исцелении страдавшей астмой женщины - можно прочитать на сайте Покрово-Тервенического монастыря (http://www.tervenichi.ru/). Матушка Васса рассказала ещё об одном, «домашнем» чуде, произошедшем по молитвам перед Тервенической иконой. «Был один почти забавный случай: старушка потеряла сумку с ключами и документами! Пришла сюда, плакала-плакала... Тогда свечница её к Тервенической иконе послала. Бабушка помолилась - и ей вернули и документы, и ключи! Нашли где-то на мусорке и каким-то образом эту старушку отыскали».
Поделилась матушка Васса и другим случаем: «Недавно наша старая прихожанка рассказала об исцелении, произошедшем по милости Божией Матери. Муж у неё отморозил ноги: они были совсем чёрные. К больному пришла наша матушка, фельдешер, с грустью осмотрела его и сказала: давайте попробуем воду из Тервенического источника! К счастью, вода на подворье была - её нам привозят в канистрах. Жена стала делать больному перевязки, смачивая бинты водой из источника - и буквально на глазах всё прошло, только шрамик маленький остался на память».
В 1997 году в храме Веры, Надежды, Любови и матери их Софии в течение трёх месяцев находились нетленные мощи святого Александра Свирского. Как рассказывают очевидцы, каждый день в храм приходили толпы народа. Открывали церковь в 6 утра, и до 11 часов вечера сюда шли паломники со всех уголков города, почти непрерывно совершались молебны. В книге «Святой преподобный Александр Свирский», изданной в Санкт-Петербурге в 2000 году, описано множество чудес, произошедших у мощей святого в это время - например, свидетельства об исцелении парализованной и поразительном улучшении состояния раковой больной. Матушка Васса добавила к этим рассказам ещё один.
«Больше всего поражает простота тех случаев, которые мы называем чудесами. В Евангелии такие события называются знамениями. Недавно после всенощного бдения подошла одна наша прихожанка и рассказала, что тоже приезжала на подворье к Александру Свирскому. После инсульта у неё отказала нога, и она приехала на костылях в сопровождении подруги. Они отстояли долгую очередь, затем болящая поставила костыли в уголок и пошла приложиться к мощам. Потом обошла другие иконы... Когда она уже стояла на трамвайной остановке и обменивалась впечалениями с подругой, вдруг вспомнила: «У меня же в руках что-то было!» И обе одновременно вспомнили: костыли! Они так и остались в храме стоять. Нынешняя игумения Введено-Оятского монастыря, матушка Иоанна, тогда была управляющей нашим подворьем. Она говорила, что там, где у нас сейчас щитовая, был целый угол отведён под забытые костыли и палки. Иногда люди замечают исцеления не сразу, потому что для человека это нормально - быть целым. Исцеление - это и есть возвращение к целостности, к норме».
Сейчас справа от Царских врат, на том месте, где находились мощи святого Александра Свирского, стоит аналой. На нём лежит небольшая икона преподобного с частицей его мощей. В мощевике в левой части храма находится ковчег, в котором хранится сорок частиц мощей разных святых. Их подарил подворью схиепископ Алипий из Святогорской Лавры. Когда-то он был клейником Святейшего Патриарха Алексия I, вместе с ним совершил немало путешествий и стал обладателем многих святынь. В отдельном мощевике хранится частица мощей святой Матроны Московской.
Здание храма святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии является памятником архитектуры середины XVIII века. Некогда на месте подворья находилась усадьба графа Воронцова, которая затем переходила из рук в руки. Каждый перестраивал здание по-своему, но больше всего ему досталось в советское время: здесь был и магазин, и склад, и строительное управление. Когда в 1991 году отец Лукиан (Куценко) взялся за восстановление этого здания, оно было изуродовано нелепыми пристройками и прикрыто весьма условной крышей. В то время отец Лукиан служил в храме Воскресения Христова у Варшавского вокзала. Вместе с прихожанами этого храма он и начал расчищать территорию.
Теперь среди новостроек Кировского района сияет белый храм с голубым куполом, обсаженный кустами разноцветных георгинов. Перед храмом стоит небольшой памятник работы Дмитрия и Виктории Вороновых. Он и трагичен, и торжественен одновременно. Это Вера, Надежда, Любовь и их многострадальная мама молятся Небесному Отцу. Возле ног мучениц - бессильный, поверженный меч.
Некоторые из тех, кто помогал отцу Лукиану созидать этот храм, стали монахами. Есть даже две схимницы, одна из которых живёт в Покрово-Тервенической обители, а другая - в монастырском скиту. Ведь храм - это не только брёвна, но и рёбра.
В этом году Покрово-Тервеническому монастырю и храму святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии исполняется двадцать лет.
Ольга Надпорожская, специально для РНЛ