Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

«И гордый внук славян...»

Александр  Щербаков, Русская народная линия

Русская цивилизация
«Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» / 10.10.2011


К разговору о русской идентичности …

Александр Илларионович ЩербаковВ пору моей литературной молодости наши наставники часто приводили нам фразу Б.Пастернака: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель». В качестве образца предельно точного художественного сравнения.

Чуть позднее образцовым стало и сравнение А.Вознесенским чайки в небе с плавками летящего ангела. Несмотря на очевидное кощунство. И молодые поэты должны были стремиться к чему-то подобному. Помню, мой коллега из местных сравнил колос ржи... с львиной лапой и очень гордился этим.

А когда я на одном семинаре встал и с крестьянским здравомыслием вопросил: «Допустим, Кавказ похож на постель, ну, и что? Чайка - на плавки, колос - на звериную лапу, ну, и что?», - меня обвинили в тупости и глухоте.

Но если задуматься, все эти сравнения, метафоры впрямь бессмысленны или, как минимум, самоцельны, ибо мало что дают уму и сердцу читателя, не трогая эмоций и не углубляя мысли. Однако многие «знатоки» поэзии и ныне выделяют авторов, склонных к похожим словесным игрушкам.

Между тем, классики в употреблении «сложных» метафор-сравнений весьма сдержанны. И если прибегают к ним, то не ради того, чтобы отметить внешнее сходство чего-то с чем-то, а ради более точного выражения чувства и смысла, ради одухотворения окружающего мира. У Александра Пушкина о буре: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». У Сергея Есенина о затурканных нуждой и смутой крестьянах: «Они, как отрубь в решете, средь непонятных им событий». У Николая Заболоцкого о старой супружеской чете: «И только души их, как свечи, струят последнее тепло» Без вычурности, просто, органично и весьма многозначительно, в добром смысле этого слова.

Но даже такие «явные» и скрытые сравнения у классиков довольно редки. Они для них далеко не главное средство художественной выразительности. А что же главное? Пушкин сказал прямо: «Поэта делает эпитет». То есть яркое, образное определение. Сам Пушкин следовал этому правилу неукоснительно. У него почти нет банальных или случайных эпитетов. Они, как правило, новы, точны и выразительны. Ко многим мы с вами просто привыкли, как к «постоянным эпитетам» из народных песен, былин и сказаний. Но попробуйте взглянуть свежим глазом и прислушаться свежим ухом: «От финских хладных скал...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Или, наконец, вот это, ради чего я горожу весь огород: «И гордый внук славян...»

Да, только так: «гордый внук славян». Не в смысле - обуянный гордыней, а в смысле - прямой, с чувством самоуважения и человеческого достоинства.

Думается, Пушкин перебрал не один десяток эпитетов, но остановился на этом «гордый», оказавшемся самым верным, на его взгляд. Единственно точным. А разве не так? Разве не эту черту, наряду с патриотизмом, удалью, нестяжательством и любовью к справедливости, отмечаем мы среди главных у наших национальных героев и просто ярких исторических фигур, запечатленных народной памятью? Вспомним того гордого, непокорного стрельца петровских времён, шагнувшего на эшафот со словами: «Отойди, Государь, здесь моё место!».

Вспомним «архангельского мужика» Михайла Ломоносова, сказавшего, что он не только перед вельможами земными, но и перед Воинством Небесным дураком и холопом представать не желает. Или того же Пушкина, прямо признавшегося самому Государю: «Я был бы с ними... на Сенатской площади». Вспомним Ивана Сусанина, боярыню Феодосию Морозову или Дмитрия Менделеева, величайшего русского учёного и горячего патриота, даже не избранного в Академию за этот «излишний» русский патриотизм.

Да, «гордый внук славян...» И если у неких народов родилась мудрость: «Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом» (зверь явно не из русского пейзажа), то у нашего в почёте другой нравственный выбор: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». И об этом знает весь мир. Недаром Бисмарк когда-то сказал, что «русского солдата мало убить, его надо ещё повалить». А вспомните казачьего есаула Филиппа Миронова, сперва смело бросившего царским вельможным карателям: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!», а несколько позже, уже в роли красного командира, с не меньшей «дерзостью» и советскому вождю: «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!». И это в тот момент, когда генерал Краснов обещал за его голову 400 тысяч рублей, а комиссар Троцкий призывал первых встречных пристрелить его, «как бешеную собаку». И оба - за веру в народ и приверженность к «народному самодержавию».

Да, «гордый внук славян» И, повторим, отнюдь не потому, что одержим греховной гордыней, самовлюблён и спесив, а потому, что превыше всего ставит честь, достоинство, справедливость. И что бы ни сочиняли ныне лукавые щелкопёры о «рабской душе» русских людей, как бы ни обзывали их «детьми Шарикова», косорукими «дармоедами» и «оккупантами», жив он, «гордый внук славян». Ему по-прежнему чужда сатанинская гордыня, он по-прежнему простосердечен и простодушен, но это не значит, что у него нет гордости. Да, согласимся, чувство это было искусственно принижено и частично придавлено в нём. Ведь семьдесят с лишним лет он без передыха тянул колымагу интернационализма, впоследствии, как оказалось, никому не нужную, «сидел» на постной соломе, уступая отборный овёс красовавшимся пристяжным, понатёр в пути плечи и растерял подковы, но его ещё рано списывать на живодёрню. Тут надежды вьющихся над ним оводов, слепней и прочего гнуса неоправданно оптимистичны. Он не загнанная кляча, а лишь укатанный на горках Сивка-бурка и утомлённый Холстомер, который при добром уходе ещё покажет свою летящую рысь, свою русскую иноходь.

Тому порукой - картина нынешнего дня. Ведь и сегодня, в «рыночные» времена, разве не он же, не русский, не славянский «коняга» тянет главную лямку на тощей пашне, редком заводе, в воинском строю на суше и на море?

Пока ушлые ребята из числа советников, экспертов и серых пиджаков «офисного планктона» с мушиной быстротой плодят сомнительные экономические прожекты, сводящиеся в основном к перераспределению дармовых, ранее созданных благ (да ведь и сам рынок - это вовсе не производительная сила, но лишь инструмент распределения продукта), рабочий, трудящийся человек, а в России это на 85 процентов русский человек, «доит, пашет, ловит рыбицу», куёт, строит, печёт и варит. И уже ясно, как день, что спасение наше придёт не от чудодейственных программ и указов, а именно от этого кропотливого, ежедневного созидательного труда. От мастерства и умения, которых не занимать россиянам, и не в последнюю очередь - «гордому внуку славян».

Кажется, это начинают понимать наши мудрые поводыри разных рангов, погрязшие, было, в политических сварах, дворцовых интригах и пустых, безответственных речах. Даже на самом верху озаботились вдруг дефицитом толковых инженеров, механиков и задались вопросом, как поднять престиж рабочих профессий. И уже звучат ответные предложения, что, может, стоит молодым ребятам, выбравшим рабочие специальности, давать отсрочку от армии. Или, например, возродить движение наставничества, какое было в советские времена. Что ж, неплохо, наверное, и поразмыслить и над этим.

Но главное, думается, надо срочно что-то менять в системе, так, чтобы она нуждалась не в бесправном и полуграмотном рабе, завезённом извне, готовом жить в скотских условиях и работать за гроши, а была прямо заинтересована в настоящем мастере. Своём, отечественном, русском Левше, знающем, смекалистом и умелом, который способен гарантировать качество самого высокотехнологичного продукта, но, конечно, требует и соответственного уважения к себе и к своему труду.

А без этого уважения, морального и материального, мы мастера-умельца не воспитаем, не удержим в стране, и все наши разговоры об инновациях-модернизациях останутся блефом. В том числе и - в сфере «оборонки», какие триллионы рублей не вколачивай в неё. Ведь если верны данные нынешних социальных опросов, согласно которым две трети призывников заявляют, что они не будут воевать с оружием в руках за «эту страну», то мы имеем дело просто с катастрофой. И корни её - в многолетнем унижении человека труда, рабочего класса, «гегемона», нагло превращаемого в посмешище рыночными властями и продажными борзописцами. Так что начинать придётся не только с закачки средств, но и с пробуждения национального самосознания народа, прежде всего - «гордого внука славян». С возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за свою страну. А возрождение этих чувств и черт неразрывно связано с воспитанием, привитием трудолюбия, тяги и уважения к мастерству. Ибо не зря говорят в народе, что мастер - везде властен.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 10

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

10. Серёжа : С праздником!
2012-01-19 в 21:00

Красивая статья... А всё-таки хочется немного поспорить. "Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом", - народ, создавший эту пословицу, вёл Маккавейскую войну. - за обычаи отцов. Русский народ такой войны никогда не вёл, но воевал исключительно против прямого уничтожения. Правда, не только за себя. «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!». Красиво. Сначала позабыть про присягу Царю, потом воевать за красных и так вот эффектно...

Красив язык Пушкина, слог Заболоцкого... Но в жизни-то освоили ли хоть уровень басен Крылова? Интересная подборка, выражающая основные черты Русского характера: Перун; Велес; Сварог; Чернобог. - Упертость; тяга к масштабности и тщеславию; умение (сварганивать могём); внешняя причина бытовых и политических неурядиц (Немцы, Жиды, Французы, масоны и.т.д.). Черты, получившие персонификацию в языческих божествах и сохранившиеся доныне...

Идеал Русского Славянства в поэмах А. С. Пушкина выражен бесподобно. Позднее его выразит поэт Юрий Кузнецов - человек, которого доселе подозревают в "богоборчестве", "язычестве" и Бог знает в чём. Глубину понять трудно; мысль зацикливается на кусочке формы
и кидается на неё... Но он намного выше и глубже Русофилов монархического толка.

Хочется сказать: Русский человек должен всё-таки развиваться нравственно и духовно. Достигнутый уровень - недостаточен. Нас тянет "во вся тяжкие".

В день Крещения Господня отошли в мир иной Н. Рубцов и В. Карпов - Русские писатель и поэт, выразившие светлые стороны России и Русского народа. Не символично ли? Не призыв ли к духовному просветлению и обещание Небесной помощи?
9. Строкомер : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-11 в 06:01

А ежели бить прямо в цель, а не только по воробьям, то совершенно искусственный, немотивированный материал, более характерный для времён перестройки, чем для наших дней. Нашим публицистам надо бы почаще бывать в гуще народа, а не только вертеться вокруг самодовольных чиновников, ублажая их визированными текстами.
Тогда, глядишь, и темы не будут высасываться из пальца. По крайней мере, на патриотических ресурсах.
Ролле прав. Пушкин совсем иное понятие вкладывает в эпитет "гордый". У автора с классиком явное расхождение.
8. Строкомер : Замшелый язык
2011-10-11 в 05:33

Н.Ролле: "вельможным карателям" - вот уж действительно "замшело" звучит. Нам бы надо как-то определиться, чтобы не было раздвоения личности.
То мы пишем, что жандармы хорошие, то "сатрапы" и "каратели". Обычно таковыми становились именно казаки, которых вызывали разгонять демонстрации.
7. АМ : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 23:37

Спасибо Александру Щербакову за эту очень умную статью. Она о многом заставила меня задуматься...
6. Строкомер : В одну телегу впрячь не можно
2011-10-10 в 16:36

В одном ряду и Сусанин, и боярыня Морозова. Определённо, у них разные задачи...
5. Галина : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 15:32

Автору спасибо от всей души!
4. дезинфектор : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 13:55

"сперва смело бросившего царским вельможным карателям: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!»,"
какой прелестный замшелый язык утраченнойь эпохи.
3. Евгений Пономарёв : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 09:49

«гордый внук славян» - гордый подвигами дедов, если уж быть точным, а не своими достоинствами, сам же он смиренный, если мы говорим об идеале русского самосознания
2. дезинфектор : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 00:37

"возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за свою страну. "

откуда? из этнографических музев? Я так поняла мысль автора статьи.
1. дезинфектор : Re: «И гордый внук славян...»
2011-10-10 в 00:36

в посмешище человек может превратить себя только сам...

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме