«И гордый внук славян...»

К разговору о русской идентичности

Русская цивилизация  «Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации» 
0
1204
Время на чтение 6 минут

Александр Илларионович ЩербаковВ пору моей литературной молодости наши наставники часто приводили нам фразу Б.Пастернака: «Кавказ был весь, как на ладони, и весь, как смятая постель». В качестве образца предельно точного художественного сравнения.

Чуть позднее образцовым стало и сравнение А.Вознесенским чайки в небе с плавками летящего ангела. Несмотря на очевидное кощунство. И молодые поэты должны были стремиться к чему-то подобному. Помню, мой коллега из местных сравнил колос ржи... с львиной лапой и очень гордился этим.

А когда я на одном семинаре встал и с крестьянским здравомыслием вопросил: «Допустим, Кавказ похож на постель, ну, и что? Чайка - на плавки, колос - на звериную лапу, ну, и что?», - меня обвинили в тупости и глухоте.

Но если задуматься, все эти сравнения, метафоры впрямь бессмысленны или, как минимум, самоцельны, ибо мало что дают уму и сердцу читателя, не трогая эмоций и не углубляя мысли. Однако многие «знатоки» поэзии и ныне выделяют авторов, склонных к похожим словесным игрушкам.

Между тем, классики в употреблении «сложных» метафор-сравнений весьма сдержанны. И если прибегают к ним, то не ради того, чтобы отметить внешнее сходство чего-то с чем-то, а ради более точного выражения чувства и смысла, ради одухотворения окружающего мира. У Александра Пушкина о буре: «То, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя». У Сергея Есенина о затурканных нуждой и смутой крестьянах: «Они, как отрубь в решете, средь непонятных им событий». У Николая Заболоцкого о старой супружеской чете: «И только души их, как свечи, струят последнее тепло» Без вычурности, просто, органично и весьма многозначительно, в добром смысле этого слова.

Но даже такие «явные» и скрытые сравнения у классиков довольно редки. Они для них далеко не главное средство художественной выразительности. А что же главное? Пушкин сказал прямо: «Поэта делает эпитет». То есть яркое, образное определение. Сам Пушкин следовал этому правилу неукоснительно. У него почти нет банальных или случайных эпитетов. Они, как правило, новы, точны и выразительны. Ко многим мы с вами просто привыкли, как к «постоянным эпитетам» из народных песен, былин и сказаний. Но попробуйте взглянуть свежим глазом и прислушаться свежим ухом: «От финских хладных скал...», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...» Или, наконец, вот это, ради чего я горожу весь огород: «И гордый внук славян...»

Да, только так: «гордый внук славян». Не в смысле - обуянный гордыней, а в смысле - прямой, с чувством самоуважения и человеческого достоинства.

Думается, Пушкин перебрал не один десяток эпитетов, но остановился на этом «гордый», оказавшемся самым верным, на его взгляд. Единственно точным. А разве не так? Разве не эту черту, наряду с патриотизмом, удалью, нестяжательством и любовью к справедливости, отмечаем мы среди главных у наших национальных героев и просто ярких исторических фигур, запечатленных народной памятью? Вспомним того гордого, непокорного стрельца петровских времён, шагнувшего на эшафот со словами: «Отойди, Государь, здесь моё место!».

Вспомним «архангельского мужика» Михайла Ломоносова, сказавшего, что он не только перед вельможами земными, но и перед Воинством Небесным дураком и холопом представать не желает. Или того же Пушкина, прямо признавшегося самому Государю: «Я был бы с ними... на Сенатской площади». Вспомним Ивана Сусанина, боярыню Феодосию Морозову или Дмитрия Менделеева, величайшего русского учёного и горячего патриота, даже не избранного в Академию за этот «излишний» русский патриотизм.

Да, «гордый внук славян...» И если у неких народов родилась мудрость: «Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом» (зверь явно не из русского пейзажа), то у нашего в почёте другой нравственный выбор: «Лучше умереть стоя, чем жить на коленях». И об этом знает весь мир. Недаром Бисмарк когда-то сказал, что «русского солдата мало убить, его надо ещё повалить». А вспомните казачьего есаула Филиппа Миронова, сперва смело бросившего царским вельможным карателям: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!», а несколько позже, уже в роли красного командира, с не меньшей «дерзостью» и советскому вождю: «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!». И это в тот момент, когда генерал Краснов обещал за его голову 400 тысяч рублей, а комиссар Троцкий призывал первых встречных пристрелить его, «как бешеную собаку». И оба - за веру в народ и приверженность к «народному самодержавию».

Да, «гордый внук славян» И, повторим, отнюдь не потому, что одержим греховной гордыней, самовлюблён и спесив, а потому, что превыше всего ставит честь, достоинство, справедливость. И что бы ни сочиняли ныне лукавые щелкопёры о «рабской душе» русских людей, как бы ни обзывали их «детьми Шарикова», косорукими «дармоедами» и «оккупантами», жив он, «гордый внук славян». Ему по-прежнему чужда сатанинская гордыня, он по-прежнему простосердечен и простодушен, но это не значит, что у него нет гордости. Да, согласимся, чувство это было искусственно принижено и частично придавлено в нём. Ведь семьдесят с лишним лет он без передыха тянул колымагу интернационализма, впоследствии, как оказалось, никому не нужную, «сидел» на постной соломе, уступая отборный овёс красовавшимся пристяжным, понатёр в пути плечи и растерял подковы, но его ещё рано списывать на живодёрню. Тут надежды вьющихся над ним оводов, слепней и прочего гнуса неоправданно оптимистичны. Он не загнанная кляча, а лишь укатанный на горках Сивка-бурка и утомлённый Холстомер, который при добром уходе ещё покажет свою летящую рысь, свою русскую иноходь.

Тому порукой - картина нынешнего дня. Ведь и сегодня, в «рыночные» времена, разве не он же, не русский, не славянский «коняга» тянет главную лямку на тощей пашне, редком заводе, в воинском строю на суше и на море?

Пока ушлые ребята из числа советников, экспертов и серых пиджаков «офисного планктона» с мушиной быстротой плодят сомнительные экономические прожекты, сводящиеся в основном к перераспределению дармовых, ранее созданных благ (да ведь и сам рынок - это вовсе не производительная сила, но лишь инструмент распределения продукта), рабочий, трудящийся человек, а в России это на 85 процентов русский человек, «доит, пашет, ловит рыбицу», куёт, строит, печёт и варит. И уже ясно, как день, что спасение наше придёт не от чудодейственных программ и указов, а именно от этого кропотливого, ежедневного созидательного труда. От мастерства и умения, которых не занимать россиянам, и не в последнюю очередь - «гордому внуку славян».

Кажется, это начинают понимать наши мудрые поводыри разных рангов, погрязшие, было, в политических сварах, дворцовых интригах и пустых, безответственных речах. Даже на самом верху озаботились вдруг дефицитом толковых инженеров, механиков и задались вопросом, как поднять престиж рабочих профессий. И уже звучат ответные предложения, что, может, стоит молодым ребятам, выбравшим рабочие специальности, давать отсрочку от армии. Или, например, возродить движение наставничества, какое было в советские времена. Что ж, неплохо, наверное, и поразмыслить и над этим.

Но главное, думается, надо срочно что-то менять в системе, так, чтобы она нуждалась не в бесправном и полуграмотном рабе, завезённом извне, готовом жить в скотских условиях и работать за гроши, а была прямо заинтересована в настоящем мастере. Своём, отечественном, русском Левше, знающем, смекалистом и умелом, который способен гарантировать качество самого высокотехнологичного продукта, но, конечно, требует и соответственного уважения к себе и к своему труду.

А без этого уважения, морального и материального, мы мастера-умельца не воспитаем, не удержим в стране, и все наши разговоры об инновациях-модернизациях останутся блефом. В том числе и - в сфере «оборонки», какие триллионы рублей не вколачивай в неё. Ведь если верны данные нынешних социальных опросов, согласно которым две трети призывников заявляют, что они не будут воевать с оружием в руках за «эту страну», то мы имеем дело просто с катастрофой. И корни её - в многолетнем унижении человека труда, рабочего класса, «гегемона», нагло превращаемого в посмешище рыночными властями и продажными борзописцами. Так что начинать придётся не только с закачки средств, но и с пробуждения национального самосознания народа, прежде всего - «гордого внука славян». С возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за свою страну. А возрождение этих чувств и черт неразрывно связано с воспитанием, привитием трудолюбия, тяги и уважения к мастерству. Ибо не зря говорят в народе, что мастер - везде властен.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

10. С праздником!

Красивая статья... А всё-таки хочется немного поспорить. "Лучше быть живым псом, чем мёртвым львом", - народ, создавший эту пословицу, вёл Маккавейскую войну. - за обычаи отцов. Русский народ такой войны никогда не вёл, но воевал исключительно против прямого уничтожения. Правда, не только за себя. «Именем революции требую прекратить политику истребления казаков!». Красиво. Сначала позабыть про присягу Царю, потом воевать за красных и так вот эффектно... Красив язык Пушкина, слог Заболоцкого... Но в жизни-то освоили ли хоть уровень басен Крылова? Интересная подборка, выражающая основные черты Русского характера: Перун; Велес; Сварог; Чернобог. - Упертость; тяга к масштабности и тщеславию; умение (сварганивать могём); внешняя причина бытовых и политических неурядиц (Немцы, Жиды, Французы, масоны и.т.д.). Черты, получившие персонификацию в языческих божествах и сохранившиеся доныне... Идеал Русского Славянства в поэмах А. С. Пушкина выражен бесподобно. Позднее его выразит поэт Юрий Кузнецов - человек, которого доселе подозревают в "богоборчестве", "язычестве" и Бог знает в чём. Глубину понять трудно; мысль зацикливается на кусочке формы и кидается на неё... Но он намного выше и глубже Русофилов монархического толка. Хочется сказать: Русский человек должен всё-таки развиваться нравственно и духовно. Достигнутый уровень - недостаточен. Нас тянет "во вся тяжкие". В день Крещения Господня отошли в мир иной Н. Рубцов и В. Карпов - Русские писатель и поэт, выразившие светлые стороны России и Русского народа. Не символично ли? Не призыв ли к духовному просветлению и обещание Небесной помощи?
Серёжа / 19.01.2012, 17:00

9. Re: «И гордый внук славян...»

А ежели бить прямо в цель, а не только по воробьям, то совершенно искусственный, немотивированный материал, более характерный для времён перестройки, чем для наших дней. Нашим публицистам надо бы почаще бывать в гуще народа, а не только вертеться вокруг самодовольных чиновников, ублажая их визированными текстами. Тогда, глядишь, и темы не будут высасываться из пальца. По крайней мере, на патриотических ресурсах. Ролле прав. Пушкин совсем иное понятие вкладывает в эпитет "гордый". У автора с классиком явное расхождение.
Строкомер / 11.10.2011, 02:01

8. Замшелый язык

Н.Ролле: "вельможным карателям" - вот уж действительно "замшело" звучит. Нам бы надо как-то определиться, чтобы не было раздвоения личности. То мы пишем, что жандармы хорошие, то "сатрапы" и "каратели". Обычно таковыми становились именно казаки, которых вызывали разгонять демонстрации.
Строкомер / 11.10.2011, 01:33

7. Re: «И гордый внук славян...»

Спасибо Александру Щербакову за эту очень умную статью. Она о многом заставила меня задуматься...
АМ / 10.10.2011, 19:37

6. В одну телегу впрячь не можно

В одном ряду и Сусанин, и боярыня Морозова. Определённо, у них разные задачи...
Строкомер / 10.10.2011, 12:36

5. Re: «И гордый внук славян...»

Автору спасибо от всей души!
Галина / 10.10.2011, 11:32

4. Re: «И гордый внук славян...»

"сперва смело бросившего царским вельможным карателям: «Готов снять чины и ордена, но жандармом не буду!»," какой прелестный замшелый язык утраченнойь эпохи.
дезинфектор / 10.10.2011, 09:55

3. Re: «И гордый внук славян...»

«гордый внук славян» - гордый подвигами дедов, если уж быть точным, а не своими достоинствами, сам же он смиренный, если мы говорим об идеале русского самосознания

2. Re: «И гордый внук славян...»

"возвращения ему чувства человеческого достоинства, самоуважения, самостояния и гордости за свою страну. " откуда? из этнографических музев? Я так поняла мысль автора статьи.
дезинфектор / 09.10.2011, 20:37

1. Re: «И гордый внук славян...»

в посмешище человек может превратить себя только сам...
дезинфектор / 09.10.2011, 20:36
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Щербаков
Нынче я помолюсь!..
Стихи
31.03.2023
На осеннем закате
Рассказ
14.09.2022
Тайна «Конька-Горбунка»
Ко Дню памяти свв. Равноап.Кирилла и Мефодия
24.05.2022
Девятого мая…
Рассказ о том, как за одно утро написать стихотворение о войне
06.05.2022
Все статьи Александр Щербаков
Русская цивилизация
История капитализма в России. Куда идем?
Генезис русского буржуазного человека
23.04.2024
Росс непобедимый
Святой праведный воин Феодор Ушаков и писатель Валерий Ганичев – 50 лет рядом!
22.04.2024
Маяк в развитии человека!
О проблемах миграционной политики России…
22.04.2024
Россия в борьбе с западным спрутом
Разрушение иллюзий о возможности европейского пути для России
20.04.2024
Суббота Акафиста
Чем наша цивилизация отличается от европейской
20.04.2024
Все статьи темы
«Русская идентичность и будущее православного мира в эпоху глобализации»
Все статьи темы
Последние комментарии