Как «Благодатный огонь» и «Фома» могут раскрыть объятья друг другу?

Проблемы церковной жизни 
0
1003
Время на чтение 11 минут

От редакции: Эту статью Андрей Рогозянский предложил для публикации сначала сайту газеты «Татьянин день», где и была опубликована анализируемая им статья Владимира Гурболикова.

Как сообщил нам автор, редакция ТД статью приняла, одобрила и ...не опубликовала. Непонятно: то ли испугался ТД репрессий со стороны Синодального информационного отдела, то ли решили не публиковать из соображений корпоративности и партийности. Как бы то ни было, мы все получили наглядный урок того, как выглядит «безпристрастность и непартийность» нашей нынешней церковной журналистики. Но не беда. На «Русской народной линии» ведь все равно все, кому нужно, прочитают эту статью Андрея Рогозянского.

* * * 

Первая реакция на материал В.Гурболикова, посвящённый критике журнала «Благодатный огонь», - ощущение диссонанса. Несколько позже понимаешь: главная пикантность в том, что ситуация касается не кого-нибудь, а Володи Гурболикова...

Сотня человек, возможно, могла высказаться на данном месте, как отрезать. Но христианнейший Гурболиков, который из голубя превращается в ястреба, пышет упрёками и, по крайней мере, три раза на страницу не произносит сакраментального: «да простят меня мои братья во Христе», - это воистину нужно видеть... Явление само по себе знаменательное и заслуживающее, чтобы о таковом думать и говорить. Так что со всеми нами происходит, в самом деле? Главред «Фомы» - пример во многом уникальный. Интроверт в журналистике, анархист в бурной молодости, для меня он всегда был примером парадокса, соединения силы и немощи, деятельности, совершаемой как бы исподволь и поневоле. Как человек непубличный, всегда избегал споров и чурался собраний «больше 50 человек», в которых «сразу начинает кружиться и болеть голова», легко уступая первенство и известность своему более честолюбивому собрату. Во всех рассуждениях - словно бы опаска оступиться. Особая дребезжащая, самоукоряющая интонация. С чьей-нибудь точки зрения, нарочитая и слезливая. Общая с Максимом Яковлевым и позже подхваченная Сашей Ткаченко, ставшая, если не визитной карточкой, то одним из характерных свойств «Фомы». Когда в начале 2008 г. разбился Бачинский, Володя воспринял это так близко и так терзался решением урезать текст последнего журнального интервью, что казалось невероятным, чтобы человек с такими оголёнными нервами нес бремя постоянной медиа-активности. Хотя, кому из смертных дано знать времена и сроки? Интервью же, правду сказать, оставляло желать много лучшего.

И вот, проведя десятилетия в размышлениях по поводу проблем журналистской этики и поседев в них, Владимир Александрович не находит ничего иного... да-да, не удивляйтесь - как призвать всю мощь административного ресурса! Тупик и обрыв, которые сами по себе могут сказать о многом, являясь, на мой взгляд, в истории с «Благодатным огнём» подтверждением некой более общей печальной тенденции. У Владимира Высоцкого есть строка: «Я ненавижу сплетни в виде версий». Но и Высоцкий с его диссидентскими куплетами выбирается Гурболиковым не от добра, а от какой-то потери происходящего. Так и хочется ответить на один диссидентский куплет другим диссидентским куплетом, припомнив собаку, которая бывает кусачей, но только от жизни собачьей. В первом, экзистенциалистском «Фоме» на повестке стояла «слезинка ребёнка». В последнем же акте трагикомедии можно реветь сивой белугой и испускать потоки слёз - ни один нерв не шевельнётся, ибо доподлинно известно: ружьё в виде соответствующих административных механизмов обязано выпалить, не зря оно вешалось на сцене; ничего же, кроме палить, ружьё, к сожалению, не умеет.

Я не имею нужды защищать «Благодатный огонь», не вхожу в число его авторов и даже в круг его постоянных читателей. Есть тема ответственности редакции, в данном случае, редакции «Благодатного огня». Есть не менее сложный вопрос о том, в каких границах Информационный отдел собирается применять свои санкции. Сейчас я бы предпочёл думать о втором. В другой раз, не в качестве эпитафии, я с удовольствием прочту разбор В.Гурболиковым слабых сторон чьей-нибудь редакционной политики.

В конце концов, провести однозначную причинную связь между утверждениями: «Я не согласен с подачей фактов в «Благодатном огне»» и ««Благодатный огонь» нужно закрыть», - тоже дело нехитрое и похожее на то, что сам В.Гурболиков определяет понятием «манипуляция сознанием». Информационный отдел воистину превзошёл самого себя. Если многие выражали недовольство «Благодатным огнём», то мечтал о «закрытии благогона» до сих пор разве что Кирилл Фролов. Простота вещей идеально подходит для ковбойских боевиков и колониальных кампаний. Плохие парни Билл, Муаммар или Саддам настолько «достали», что хорошие парни имеют полное моральное право выдернуть из кобуры кольт и нажать спусковой крючок. Для остальных жизненных ситуаций решение о применении силы выглядит куда более сложным. Этическая философия Гурболикова - не вестерн, конечно, но и не слишком далеко ушла от него. «Должен ли человек, ответственный перед Церковью, возражать против такого...?», - спрашивает он и отвечает утвердительно. Автору как бы невдомёк, что право сильного может накладывать свои моральные ограничения, а «возражать» по-христиански и по-человечески и «возражать» с применением должностных возможностей - это не одно и то же. Иначе, машинисту метро, который везёт В.Гурболикова, можно в любой момент, «возражая», остановить состав посередине тоннеля, а танкисту - начать греть двигатель своего танка.

Другой вариант: кто-нибудь станет решительно возражать против редакционной политики журнала «Фома». Тем не менее, в отличие от журнала «Благодатный огонь», в результате собирания досье на журнал «Фома», журналу «Фома, скорее всего...ничего не будет! Асимметрия возможностей явно бросается в глаза. Мнение с одной стороны, сколь бы ситуативным и проблематичным оно не являлось, всегда готово получить преимущество в официальной позиции, мнению же с другой никогда не выйти из положения частного, субъективного лепета. Сама эта асимметрия искажает видение и мешает прояснению истины в разных вопросах. Поневоле, по факту своего существования истеблишмент формирует особенную уверенность и фундаментализирует всё, с собой связанное. Поэтому при чутком руководстве из всех сил стараются не затоптать слабых ростков инакомыслия, не в смысле диссидентства, но предложений и подходов «другого розлива, не этой бадьи» - лишённых внутрикорпоративной унификации. Не нужно быть семи пядей во лбу, чтобы увидеть, что у Информационного отдела этого не получилось. По тону выступлений отчётливо ясно, что невыдача грифа «Благодатному огню» есть прецедент, настоящего значения которого там ещё так и не осознали. Смею предположить, что, в свою очередь, излишне резкая тональность материалов «Благодатного огня» проистекает во многом из упомянутого отъединения.

Натужно смотрится другой посыл Гурболикова: мол, для «Благодатного огня» ничего не стоит учесть критику, изменить образ и войти в ту же реку повторно. В действительности, будем откровенны: никто на сегодняшний день не поручится за то, что издание сможет пережить отказ в лицензировании, массированную волну критики, а редакция восстановит работоспособность после, скажем, годичного перерыва. Как главе большого коллектива и ответственному за действие постоянного издательского конвейера, Владимиру Гурболикову это должно быть понятно более, чем остальным. Для тематической церковной периодики, сходной с «Благодатным огнём», запрет на распространение смерти подобен! Но штука в том, что ни у В.Гурболикова, ни у Н.Шапорева, выступавшего ранее от имени Информотдела, нигде нельзя встретить сопереживания за судьбу издания. Не выражено даже единственной, дипломатической формулы по поводу желательности его сохранения. Общение укладывается в классическую бюрократическую схему: «вопросы задаю я» и «остальное - ваши проблемы». Рискну предположить, что, если «Благодатный огонь», не дай Бог, канет в лету, то с функционерской точки зрения от этого станет Только Лучше. Известно же: есть журнал или человек - есть проблема, нет журнала или человека - нет проблемы... Здесь я это говорю для того, чтобы каждый мог сравнить повседневное кредо с возвышенной риторикой. Налаживание мостов в подобном положении для «Благодатного огня», равно как и для других потенциальных отказников, становится делом весьма и весьма невероятным. О качестве же цензуры и будущем структуры, исполненной благих намерений, остаётся умолчать. Последствия первой открытой манифестации властных полномочий и корпоративной солидарности наверняка не замедлят сказаться.

Не думаю также, что Владимир Гурболиков верит в строгую безоценочность, внеидеологический и фактологический характер одних изданий, на фоне, как он выражается, сплетне-версий и обвинительной футурологии других. По мне, так исповедание кого-то внутри Церкви маргиналами, с «неразвитостью интеллектуальной деятельности головного мозга, компенсируемой многоразличными психическими явлениями» (свящ. А.Васютин, ОВЦС) ничуть не лучше исповедания оными своего священноначалия модернистами. Честно сказать, от лица Володи Гурболикова я бы хотел услышать пламенную отповедь о. Г.Митрофанову как автору афоризма: «Советую обратиться к психоаналитику на предмет скрытого садомазохизма». До сих пор журнал «Фома» устами другого интересного автора, о. П. (Мещеринова), постоянного гостя страниц, рекламировал о. Георгия как одного из самых выдающихся историков ХХ века. Таким образом, со строгими фактами плохо по разные стороны. Оценочность, как говорят, «рулит». Что же касается потребности в комментировании, истолковании информации и построении логических цепочек между фактами и событиями, то с нею не следует воевать! Потребности в комментировании поистине колоссальны! Предмет анализа может быть сложным или простым, качество анализа может существенно различаться, стилистика и артикуляция могут быть более или менее уверенные, однако элемент гипотезы, личной интерпретации и авторского опыта всегда имеет место в публицистике. Коренным образом мнения различаются тем, что одни стремятся быть респектабельными и строго придерживаются официального комильфо, привлекая на свою сторону людей т.н. позитивного образа мысли или оптимистов, другие же располагаются как бы в трещинах или за фасадом официальной парадной вселенной, акцентируют внимание на противоречиях и потому больше всего пользуются доверием людей, именуемых реалистами. Объективно ли то или другое? Ценным является одно либо другое? Я думаю, что большинство людей довольствуется общим объяснением действительности, без проникновения в сложную философию и связи. Хотя, задним умом помнят: вплоть до 17 августа 1998 г. телевизор продолжал обещать: «Дефолта - не будет! Девальвации - не будет! Лягу на рельсы».

Встречаются темы, безусловно трудные и плохо поддающиеся пониманию отдельного человека. В таковых анализ, интерпретация часто граничат с произволом и фантазией эксперта. На полянах мировой политики, экономического кризиса, внутрикремлёвской кухни пасутся стада истолкователей разной степени респектабельности и осведомлённости. Точного, безоценочного и фактологически безупречного представления происходящего в Кремле или процессов в мировой экономике нет ни у кого. Но сами-то процессы есть наверняка! И заставляют о себе думать - из-за влияния, существенного, на жизнь каждого. Нелюбимым, ругательным словом «конспирология» характеризуется неизбежное и во многом естественное состояние общества, не понимающего закономерностей, по которым им управляют. Всякий человек, начинающий размышлять на темы политики, управления и экономики, - уже конспиролог и подчиняет своё мышление в большой степени соответствующим идеологиям и мифологемам: от «всё хорошо, прекрасная маркиза» до «караул, всё пропало», от «вашингтонского лобби» до «общества среднего класса» и «экономики инноваций».

Бывают, несомненно, Короли Политологии, такие как Владимир Познер, Александр Проханов и Михаил Леонтьев. Интервью с последним как раз недавно опубликовал у себя один внеидеологический и принципиально-неконспирологический православный журнал - «Фома». В строгом смысле, критики Михаила Леонтьева должны расценивать его творчество как «сплетне-версии». И возмущаться кухонному уровню. И это справедливо, поскольку за свою карьеру данный человек нагородил поистине чудовищный объем околесицы, куда там журналу «Благодатный огонь»! Хотя, с другой стороны, раз всё неясно, то не всё ли равно?! Часть зрителей остаётся недовольна присутствием на 1-м канале Леонтьева, другая часть - Познера. Но, в конечном итоге, из подобного положения можно хотя бы что-то понять! В то время, как из программы «Время» вынести для себя что-либо практически невозможно.

Ситуация в церковном смысловом и медийном поле в целом близка к этому же. Экскурс в психологию массовых коммуникаций я предпринял затем, чтобы каждый мог провести свои аналогии. Итак, актуальным для православных является свой, церковный социум, вложенный в «большой социум» и отчасти выступающий из него. В нём есть управление, в последнее время ставшее более выраженным, со своими реалиями, присутствуют также дипломатия и политика. Стало быть, есть место и почва для конспирологии и аналитики! Аналитики и конспирологии, как официальных, пользующихся сентенциями: «теснее сплотимся и пр.» - которой поддерживаются положительные установки и настрой оптимистов. И аналитики-конспирологии проблемно-ориентированных, представленных неофициальными источниками и истолкователями. Объективно ли то или другое? Ценным является одно либо другое? Я думаю, без фасада не обойтись, хотя в ближайшем приближении разные стороны церковной жизни с точки зрения анализа могут быть проблемизированы.

Уровень аналитики может быть разным, степень проблемизации тоже может быть разной - аналогично тому, как в светском употреблении об отношениях России и США в один момент могут сказать, как о «перезагрузке»; в другой раз укажут на неспособность американской администрации избавиться от рецидивов мышления «холодной войны», но могут, как это сделал один высший руководитель, и прямо обвинить Соединённые Штаты в нечестной игре и экспансии. Самое интересное, что все эти три представления являются действующими, и все три консенсусно отражают разные аспекты социальной практики. Но ровно таким же образом устроен и дискурсивный слоёный пирог в части основных церковных проблем, например, по отношениям с католиками. Утверждение о том, что Ватикан поступает двулично и в отношениях с нами привычно склоняется к игре с нулевой суммой, возможно, смотрится прямолинейно и лишает изящества дискурс внешне-церковных сношений. Но в общем смысловом контексте таковое валидно и имеет право на существование, без того, чтобы непрерывно сталкиваться и конфликтовать с параллельным утверждением о том, что Русская Православная Церковь ведёт конструктивный диалог с римо-католиками. Одно не исключает и не обязано вытеснять второго, если мы хотим более полного понимания происходящего. Затруднение в том, что в Церкви только начинает усваиваться логика многоуровневого, полихронного представления, тогда как ранее объем социальных вопросов был относительно невелик, и над всем царствовало единомыслие в восприятии вопросов догматических и канонических.

Я не первый год наблюдаю за тем, как растёт нетерпимость в отношении изданий, придерживающихся консервативной линии. Чем-то она должна была логически завершиться. И завершилась - запрещением журнала «Благодатный огонь». Большинство, однако, вряд ли объяснит, почему ему не угодили формулировки вроде: «работа по внутреннему разрушению Церкви», «ересь экуменизма» и «идёт планомерная борьба против Православия, против России». Говорить о заговорах, внешней экспансии и потрясениях на сегодняшний день просто немодно, не комильфо! Между тем, у многих людей короткая память. Приведённые фразы взяты отнюдь не из антицерковных, радикалистских источников, а из вполне официальных документов и обсуждений, включая доклады Святейшего Патриарха Алексия II на ежегодных Епархиальных собраниях 1997 и 1998 гг. Дискурс «Благодатного огня», таким образом, является действующим и церковным, кто бы что по данному поводу не говорил.

Вместе с тем, подача «Благодатного огня» заострена, журнал конфликтует с официальной иерархией и, в частности, настаивает на персональной виновности некоторых лиц (впрочем, нечасто, а только в некоторых и, по большей части, абсолютно необязательных заявлениях). Желаемая многозначность, многоуровневость представления этим травмируется. Но главное - это, чтобы проблемизация церковных вопросов, таких, в частности, как реформа и экуменическая деятельность, считалась принципиально возможной! А официальные органы, с позиции сильного не стремились утвердить свою точку зрения в качестве исключительной и единственной. В конце концов, спорят между собой не плохие и хорошие парни, не православные разных сортов, не «мэйнстримовцы» с «маргиналами», не «отсталые» с «передовыми» и не конспирологи с легалистами, как то предполагает конфликтный сценарий. Оптимистическая парадигма только частично отражает действительность, нуждаясь в дополнительной проблемизации, которую на официальном уровне, без посредства церковной полноты бывает непросто достичь.

Можно подытожить: и «Благодатный огонь», и журнал «Фома», и «Церковный вестник», и «Радонеж» - каждый несёт на себе печать человеческих несовершенств и, с точки зрения Божественной справедливости, в полной мере заслуживает «невыдачи грифа». Эта, на первый взгляд, безрадостная констатация заключает в себя неожиданно Радостную Весть! Если сложно понять и принять друг друга от заслуг и достоинств, мнимых серьёзности, объективности, актуальности и правоты, то от осознания несовершенств и относительности собственного опыта нам проще раскрыть объятья и пойти навстречу.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

31. На № 23. Максиму Яковлеву

Уважаемый Максим Яковлев! Если Вы и вправду считаете решение СИНФО по журналу "Благодатный огонь" ошибкой с далекоидущими последствиями; если Вы хорошо знакомы с В.Легойдой и при этом уверены, что это глубоко порядочный человек; то пожалуйста - передайте ему просьбу читателей БО, не только мою, конечно, но и очень многих других (Вы можете зайти на сайт БО и почитать комментарии его посетителей): - пусть он вернет журналу гриф, а вместе с ним и право реализации в церквях. Пусть он вернет нам, читателям, наш журнал! Потому что изгнав "Благодатный огонь" из Церкви, он наказал прежде всего нас, его читателей. За что? Зачем? Разве БО можно обвинить в какой-нибудь неправде? - Нет. Ни у кого язык не повернется на такое обвинение. БО говорит своим читателям только правду и если его наказали за это, то как должны мы теперь относиться к наказующим? "Благодатный огонь" не может и не должен менять свою позицию, потому что она имеет поддержку в Заповедях Блаженства. Самим Иисусом Христом сказано: " - 8.Блаженны изгнаные за правду, ибо их есть Царство Небесное. - 9. Блаженны вы, когда будут поносить вас, и гнать, и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на Небесах." Разве хочет В.Легойда оказаться Гонителем правды? Неужели совсем не боится он гнева Божия? Уважаемый Максим, Вы совершенно правы, говоря, что последствия решения СИНФО будут далекоидущими. Оно может подорвать доверие православного народа к грифу СИНФО; к изданиям, имеющим гриф СИНФО; к самому СИНФО и даже к тем, кто дал СИНФО власть изгонять слово правды из Церкви! Вы представляете, к какому смущению народа Божьего все это может привести? Не нужно пренебрегать мнением верующих. Доверие терять нельзя, потому что восстановить его будет очень трудно. Дайте добрый, хороший совет В.Легойде - пусть вернет гриф "Благодатному огню". Это будет очень разумный поступок.
Галина / 09.10.2011, 22:27

30. Re: Как «Благодатный огонь» и «Фома» могут раскрыть объятья друг другу?

Максиму Яковлеву. Спасибо за позицию по БО. По Гурболикову и "Фоме" не сказано ничего обидного, наоборот, благоприятные, дружеские зарисовки, исключая ситуацию с последними заявлениями. Сергею Швецову. Я за то, чтобы Легойда и СИО возвышали свой голос против ЛЮБОЙ некорректности. Проблема, что одна некорректность подвергается единственно моральной обструкции, тогда как другая влечёт за собой также административное наказание.
А. Рогозянский / 09.10.2011, 18:04

29. Дело не в милости

Ева, да поймите вы, Христа ради, что любое православное издание направлено на церковных людей. А без грифа журнал лишается практически полностью этой возможности - распространения, или продажи, в церквах и церковных лаавках:без грифа егоникто не возьмёт. Вот и вся закавыка. "БО" - журнал частный, но в секулярном мире его читать не будут. Поэтому гриф нужен как воздух. Ну не пойдёт же Легойда к редактору "БО"! Неужели так трудно усвоить неписаные законы Церкви в МП? А.Р.
Александр Раков / 09.10.2011, 18:01

28. На 21. Александра Ракова

Скажите пожалуйста, это типичный разговор православного журналиста со своей читательницей?
Субъект / 09.10.2011, 17:39

27. Сельскому Бригадиру

Бригадирче, завязывайте с димедролом, ей-Богу, не смешно уже. Андрей Брониславович, может ты растолкуешь местным адептам, что я не Кураев? А то ко мне аж сам Н.Каверин (или С.Носенко?) на богослове как к "Андрею Вячеславовичу" обратился.<..>
С. Швецов / 09.10.2011, 17:06

26. 21. Александр Раков

"""Он как раз в раздумье: а не прикрыть ли форум, надоевший многим из-за вворачивание в разговор о серьёзных делах дилетантов с амбициями?""" Очень надеюсь,что не прикроет,просто введет некоторые правила.А Вы только рады будете,если форум прикроют.Чего Вам до простого народа,безграмотного и непрофессионального. До чего же Вы озлобленный, и дальше своего носа не видите. Неужели Вы всерьез думаете,что Лейгода в приватной обстановке смилуется? И почему собственно БО должен идти на какие-то уступки только ради того,что Лейгода чего-то "не догоняет"?
Ева / 09.10.2011, 16:13

25. На № 21. Александру Ракову

Успокойтесь, пожалуйста. Грубая брань с использованием нецензурных слов не соответствует Вашему положению, которое сами Вы считаете чрезвычайно высоким. Тем более, что я не являюсь Вашей подчиненной. Я - читательница, одна из тех, чье внимание и доверие Вы здесь пытаетесь привлечь к своей газете. Что касается моей низкой грамотности, так ведь я, будучи простой крестьянкой, не собираюсь тягаться с Вами в знании орфографии. Да и речь здесь идет не об этом. Так что давайте все же не отвлекаться в сторону от существа разговора. Хотя, раз уж Вы сами затронули эту тему, то осмелюсь Вам подсказать, что местоимение "Вы" следует писать с заглавной, а отнюдь не с прописной буквы, как это систематически делаете Вы, что скорее всего является следствием Вашего неуважения к собеседнику, а не недостатком образования. Так же есть и другие ошибки в Ваших текстах, но я не стану опускаться до их обсуждения. Я просто напоминаю Вам, что нельзя православному человеку пользоваться несчастьем своего коллеги для того, чтобы что-нибудь себе на этом выгодать, как Вы это делаете. И Вы сами виноваты в том, что я стала невольной свидетельницей Вашего некрасивого поведения. Как видите, я вовсе не даю Вам советов, как профессионалу, а только лишь как человек - человеку. Да вот еще. Вы сильно напугали меня ужасной новостью, касающейся форума РНЛ. Говорите, что его могут закрыть ради того, чтобы такие как я не мешали разговорам таких, как Вы? - Ну что же. Раз уж Вы так могущественны и обладаете столь сильным влиянием на главного редактора РНЛ, то видно делать нечего - придется всем нам остаться без любимого форума. Хотя об истинных намерениях человека лучше все-таки узнавать от него самого. Тем более, что А.Д.Степанов отнюдь не ограничивается общением только с такими высокопоставленными особами, как Вы. И несмотря на то, что руководит таким сайтом, как РНЛ, который вряд ли хоть в чем-то уступает газете "Православный СПб" (о которой я не слышала ни от кого, кроме Вас), он относится к своим читателям с полным уважением. Так что нужно будет спросить у Анатолия Дмитриевича, - а знает ли он сам о своих раздумьях насчет закрытия форума? А еще о том, что Вы, Александр Раков, находясь здесь, на этом форуме, позволяете себе говорить, что это - "...форум, надоевший многим...".
Галина / 09.10.2011, 14:47

24. &quot;Швецову&quot;

Хм, ну на воре и шапка горит.

Ой, куда то Вас постоянно заносит. Мелькает что-то у Вас в глазах, или бредите каким-то величием? Взгляните-ка на самого себя: что на Вас - двойной протодьяконский орарь, или перемётная сума, которая на Руси служила признаком отпетого мошенника?

23. Окончательное

Андрей, меня в твоей статье задел, во-первых, твой менторский тон, этакое поучительство; во-вторых, твоя обескураживающая язвительность и несдержанность в характеристиках (с чего бы?!); в-третьих, совершенно не оправданные для серьёзного разговора по существу конфликта разглагольствования о личности Вл. Гурболикова, о его биографии, об интонациях "Фомы" и проч. Всё это, по-моему, не профессионально, и не имеет убедительных оправданий. (К сожалению, я и сам повёлся на это, что и выразилось в той, так задевшей тебя фразе, за которую, как за следствие эмоционального перехлёста, приношу извинение). Что касается собственно моего отношения к ситуации с "Благодатным огнём", то я его выразил непосредственно в своём разговоре с Гурболиковым: считаю решение СИНФО ошибкой с далекоидущими последствиями. Откровенно говоря, до последнего надеялся на то, что Легойду подставили или заставили, но, увы, надежды не оправдались. Тем не менее, всё это никоим образом не скажется на моих отношениях к Гурболикову и к Легойде - ни с человеческой, ни с профессиональной стороны. Это глубоко порядочные люди, пусть и свойственными им заблуждениями, а у кого их нет?
Максим Яковлев / 09.10.2011, 10:57

22. Re: Как «Благодатный огонь» и «Фома» могут раскрыть объятья друг другу?

"маргиналами, с «неразвитостью интеллектуальной деятельности головного мозга, компенсируемой многоразличными психическими явлениями" "Топор – это почерк не киллера и не работника спецслужб. Топором действует "верующий" русский человек, он пришел защищать Церковь от врагов. Посторонитесь" А Вы отнесли это к себе? Хм, ну на воре и шапка горит.
С. Швецов / 09.10.2011, 07:08
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Брониславович Рогозянский
Первосвященник и Дева. Во Святом Святых иудейского храма
4 декабря - праздник Введения Пресвятой Богородицы
03.12.2024
Преображение Господне и наше
6/19 августа - праздник Фаворского света
18.08.2024
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Все статьи Андрей Брониславович Рогозянский
Проблемы церковной жизни
«Батюшка с Западной Украины»
Духовенство в западных епархиях Украинской Православной Церкви заражено униатством
19.02.2025
Никита Михалков про беснования вокруг Троицы:
«для них это не икона, а доска»
19.02.2025
«Вси уклонишася, вкупе непотребни быша»
К недавней полемике вокруг реплики Захара Прилепина
14.02.2025
Все статьи темы
Последние комментарии
Кому мешает генерал Карбышев?
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 19:42
«Шаг вперед, два шага назад»
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
21.02.2025 19:41
«На Донбассе нужно крепить русскую составляющую»
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 19:09
Дзержинск – новое название на карте России
Новый комментарий от Zakatov
21.02.2025 19:05
Залужный хуже Зеленского!
Новый комментарий от Владимир Николаев
21.02.2025 18:51
Предисловие к грядущему «мирному договору» между США и Россией
Новый комментарий от Константин В.
21.02.2025 18:32