Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы

0
834
Время на чтение 4 минуты

В связи с тем, что вышедший на экраны телефильм про раскол актуализировал тему, хотелось бы, пользуясь случаем, рассказать об одном эпизоде из жизни своих земляков, стародубских «раскольников».

Повествование о славной Полтавской победе Петра Алексеевича часто предваряется рассказом о том, что летучий отряд русских войск под командованием самого Петра разгромил у деревни Лесной корпус генерала Левенгаупта, который, в числе прочего, должен был доставить Карлу огромный обоз.

Шведы, оставшись без провианта, пытались было пополнить запасы у местного населения. Но жители Стародубья - так называлась местность в треугольнике Стародуб-Гомель-Чернобыль - не просто отказались кормить воинство нового друга гетмана Ивана Мазепы, но и устроили настоящую партизанскую войну.

Нынче, впрочем, иные историки преподносят это партизанство в лесах Стародубья в качестве «краеведческого мифа». Действительно, назвать избиение голодных шведов партизанской войной - является некоторым перебором, но факт остается фактом: интендантов Карла исправно отлавливали и сдавали куда следует.

Новозыбковские краеведы А.Ф.Караваев и В.Ф.Комовский в книге «Клятвы те считать не бывшими» приводят косвенные документальные свидетельства партизанской борьбы, развернутой «раскольниками».

«Адъютант Петра I, капитан-поручик Ф.О.Бартенев, находившийся в сентябре-октябре 1708 г. в основном в частях генерала Инфланта, в свое докладе писал о местных жителях:

«...Шведам продавать ничево не возят. А по лесам собрася конпаниями ходят и шведов зело много бьют и дороги зарубают».

Генерал князь Репнин доносил Петру:

«...Пеших шведов в лесах множество... токмо ж везде их здешние мужики грабят и ружье и платье отбирают».

«Конечно, - продолжают авторы историко-краеведческих хроник, - ни о каких отрядных партизанских действиях говорить не приходится. Их просто не могло быть. А вот побить то там, то тут десяток-другой оголодавших фуражиров, заехавших в Стародубскую глухомань, или отставших от войска и заблудившихся в лесу солдат, могли и местные: хоть православные казаки, хоть русские старообрядцы. Могли и в плен взять да русским войскам сдать. А что остается мужикам делать, если привалил в слободу небольшой шведский отряд за провиантом, солдаты голодные и озлобленные оттого, что им местные жители ничего не везут продавать, и им приходится рыскать самостоятельно. Селений кругом мало, да и те без людей, с приездом шведов народ разбегался по окрестным зарослям, а солдаты, пользуясь этим, выметали и грабили все подчистую, фактически обрекая местных жителей на голодную зиму. Разморенные от сытости фуражиры с обозом покидали деревню, а в ближайшем лесу на них с топорами и вилами нападали не мене озлобленные мужики, которые не хотели, чтоб их семьи пухли зимой с голоду. Скорее всего, многие из них гибли от солдатских пуль и штыков, но свое отбирали назад, и шведам тогда пощады не было. А тех, кто сдавался добровольно, не убивали.

Поздно правда, только в Указе от 6 ноября 1708 года из Глухова Петр таксу на пленных шведов установил: по 5 рублей за каждого рядового рейтара, солдата или драгуна, 2 тысячи за генерала, «а за иных офицеров за каждого против разчету против чина их». Да те ушли из Стародубья, а то, глядишь, шведские потери там были бы посолиднее».

***

В чем только не обвиняли и не обвиняют старообрядцев.

Не без язвительности высказался по этому поводу сто лет назад исследователь философии старообрядчества Ф.Сенатов:

«Почитаешь наших синодальных миссионеров, так складывается представление, будто раскольники - это некие невежды, которые верят в то, что колеса в паровозе крутит окаяшка, и что стоит только раскольников познакомить с катехизисом митр. Филарета, так и дело с концом».

Достается старообрядцам и за подрывную деятельность.

Положа руку на сердце, стоит признать, что старообрядцам, действительно, династию Романовых любить особенно не за что. Ну, вот представьте себе в качестве мысленного эксперимента, что приходит к нам некий президент, который обеспечит претворение в жизнь некие новины некоего «продвинутого» патриарха.

Как, интересно, будут реагировать наши обличители раскольников, если им самим завтра-послезавтра скажут примерно следующее:

«Так, отцы. С завтрашнего дня все осеняем себя крестным знамением как во всем цивилизованном мире - ладонью. (При этом рассказывается символика пяти крестных ран Спасителя и т.п.). Значит так, про масонство да про Третий Рим чтоб больше не болтали. Хватит уже мракобесия. Весь цивилизованный мир... ГРЕКИ! Все уже давно отвергли невежество.

Так, а кто не угомонится - под запрет и в дурдом. А детей - по приютам...» и т.д. и т.п.

Ну ладно, обличители раскольников, м.б. не в курсе того, что новины патриарха Никона воспринимались примерно так. Обличители нам расскажут про малограмотных переписчиков.

Но сейчас хотелось бы напомнить о том, что далеко не все старообрядцы мечтали о свержении династии Романовых.

И в трудную минуту униженные и оскорбляемые «раскольники» отбросили враждебное отношение к личности Петра Алексеевича. И не предали того, кого еще совсем недавно почитали антихристом, подмененным царем.

А ведь кто Петру в той войне только не изменял! Начиная от европейских наемников и оканчивая кавалером ордена Андрея Первозванного гетманом Мазепой.

А вот стародубские старообрядцы Петра Алексеевича не предали. И он не забыл этой верности.

После окончания Северной войны самодержец пересмотрел отношение к старообрядцам, «узаконив их слободы с льготными условиями проживания, оставив за ними права владеть окрестными землями, выделенными еще местными казачьими полковниками, и даже управляться особой администрацией».

Кроме того, появление на северной окраине Малороссии слобод, населенных великороссами, было - учитывая опыт измены части украинского казачества - весьма полезным в политическом отношении.

Интересно, что до сих пор на западе Брянщины можно столкнуться с тем, что старообрядческие церкви называют в народе «кацапскими церквями».

Украинское словечко «кацап» происходит от выражения «як цап», т.е. «как козёл». Намек на наличие бороды, которую малороссы - начиная от казачьей старшины и оканчивая последним гричкосием - исправно брили. Что же касается печально известного налога на ношение бороды, то с малороссийских старообрядцев по повелению Петра Алексеевича более не требовали ни ношения специального «раскольнического платья», ни платы за ношение бороды.

Конечно, не в бороде одной дело, хотя, со временем, действительно, для многих потомков ревнителей древлего благочестия старая вера свелась к вещам чисто внешним. И на смену исповедничеству пришло фарисейство.

Не лицемерие, нет. Но горделивое восприятие себя «особенными».

Однако из того, что в нынешнем старообрядчестве господствует дух сектантства - вовсе не следует того, что наши предки не приняли новин патриарха Никона в силу своей дремучести.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

5. Писарю

Дорогой Писарь! Ну а разве не прав этот самый Сенатов? Подавляющее большинство тех, кто не в теме, продолжают в качестве причин раскола преподносить басни про переписчиков. Я ни в коем случае не хочу сказать, что те, кто пошел отстаивать свое понимание Старой Веры - хорошие, а никониане, затем латиномудрствующие, затем - синодал - плохие. Просто чем больше начинаешь заниматься темой, тем больше понимаешь мотивы тех, кто забил на церковное благочестие старомосоквское и, дабы не присоединяться к лицемерам, искренне примкнул к птенцам гнезда Петрова. Т.е. избрал путь служения Отечеству. То, что это, в конечном итоге, привело к 1917-му, понятно. Но я говорю о мотивах. О том, что могу хорошо понять тех, кто пошел вслед за Петром. Хотя сейчас мы - что старообрядцы, что славянофилы - можем сетовать на секулярную культуру Петра и т.п.
Павел Тихомиров / 29.09.2011, 11:27

4. Re: Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы

Всё вокруг да около, а суть-то в том, что произошла небывалая трагедия в истории человечества, когда прозападные реформаторы-патриарх Никон и Петра первый -разделили Православный и русский народ,что и привело к сегодняшнему вырождению и вымиранию.
/ 29.09.2011, 09:40

3. новации

Хорошая новация для дискуссии - Каноническая Православная Церковь. А РПЦ где? А что, есть неканоническая - как официаальное самоназвание?
НовоГеоргий / 29.09.2011, 09:11

2. Re: Северная война и стародубские партизаны-старообрядцы

"...токмо ж везде их здешние мужики грабят и ружье и платье отбирают»." Нормальный ход! Раскольники - не раскольники...
дед пенсионер / 29.09.2011, 05:55

1. Павлу Тихомирову

Ув.Павел Тихомиров. Каноническая Православная Церковь никогда не утверждала и Бог Даст, не сподобится утверждать,что "предки не приняли новин патриарха Никона в силу своей дремучести". Подобное могут говорить,по моему скромному разумению,люди, вроде Ф.Сенатова,"язвительно" распостранявшие свои собственные,весьма поверхностные суждения,предметно фельетонного толка,выдавая их за позицию Канонической Православной Церкви.
Писарь / 28.09.2011, 20:07
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Павел Вячеславович Тихомиров
«Столыпин» без Столыпина
Новый телесериал противоречив и неоднозначен
13.11.2024
Трамп – воплощение эпохи новых-старых смыслов в политике
Приходит время исповедничества
07.11.2024
Могут ли десять тысяч корейцев превратить Суджу в новую Плевну?
«Нью-Йорк Таймс» готовит новое инфополе
05.11.2024
Хорватская Православная Церковь (1942-1945)
Сербская Православная Церковь во время гитлеровской оккупации Югославии. Часть 2
04.11.2024
Все статьи Павел Вячеславович Тихомиров
Последние комментарии
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от Фромназарет
15.11.2024 16:45
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 15:39
Негостеприимная третья столица России
Новый комментарий от Человек
15.11.2024 13:52
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
15.11.2024 13:51
2025 год объявлен годом политической теологии
Новый комментарий от Владимир Николаев
15.11.2024 13:29