Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Мы живем в православной стране

Родион  Часовников, Русская народная линия

28.09.2011


К вопросу об отделении Церкви от Государства …

Более двух десятилетий наша страна пребывает в среде невнятных и очень странных идеологических, смысловых конструкций, пришедших на смену прошлым парадигмам. И человеческого, душевного, духовного и нравственного в них меньше, чем когда-либо в нашей истории. С середины восьмидесятых заполнили нашу жизнь и начали размножаться удивительные слова: перестройка, ускорение, демократизация, толерантность, мультикультура, инновации, интеграция, денационализация, секуляризация, россияне. А в качестве положительной цели народного бытия - мифическое улучшение качества жизни в лучшем случае. И пустота...

Отказ от идеологии, как кредо современной России показал бессодержательность нашей жизни, вернее рабского стадного существования. «Пойдем туда, куда поведут - на водопой, на бойню, спать, развлекаться - все равно нет ясного направления. Нет и не надо и страшно искать».

Национальное достоинство, сверхзадачи, суверенитет, идеалы, духовные ценности? Обременения, да к тому же и государство эту «ересь» не поддерживает...

Полному распаду смысловых ориентиров препятствует только православная традиция и ее носитель - православный народ, Православная Церковь. И именно ее более всего опасаются зарубежные режиссеры обессмысливания нашей жизни.

23 года назад праздновалось 1000-летие Крещения Руси. И с тех пор не утихают голословные и очень агрессивные обвинения в адрес Русской Православной Церкви со стороны людей, не имеющих к ней отношения, но имеющих, как правило, отношение к реализации прозападных проектов по развращению, снижению численности и жизнеспособности российского населения (планирование семьи, половое воспитание, ювенальная юстиция, реформы образования и т.п.).

Обвинения чаще всего касаются якобы чрезмерной поддержки Церкви со стороны государства и стремления Церкви к слиянию с последним. Идеальной картиной для таких обвинителей стало бы превращение Русской Православной Церкви в атрибут музейной старины, поросший пылью, легендами и сомнительной правдоподобностью, отодвинутый на задворки общественной жизни.

При этом принято спекулировать на понятиях, связанных с правами человека, стремиться уровнять в правах и значении с Русской Православной Церковью все мыслимые и немыслимые религиозные организации, включая тоталитарные секты и деструктивные культы.

Мне довелось заниматься православной журналистикой с начала девяностого года прошлого века, когда это еще не было ни модно, ни почетно. Возвращаясь к старым интервью, я обнаружил ряд очень точных и достойных ответов на эти вызовы в адрес Церкви, и хотел бы привести их выборочно. Эти ответы не потеряли своей актуальности, потому что не изменилась к лучшему ситуация. Скорее наоборот.

Фрагмент интервью со Святейшим Патриархом Алексием II, записанного за три года до его кончины

- Ваше Святейшество! Означает ли отделение Церкви от Государства невозможность её участия в социальной жизни страны, невозможность выступать по вопросам, связанным с государственной политикой, невозможность присутствия Церкви в армии и системе светского образования?

Патриарх Алексий II и Р.Часовников- Нет, безусловно, не означает. Отделение Церкви от Государства должно означать, прежде всего, защиту Церкви от грубого вмешательства в ее дела со стороны государственной власти. В советский период нашей истории Церковь была отделена от государства еще по декрету 1918 года. Однако, советское государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь. Все мы помним институт уполномоченных, навязывавших епископам «ценные указания». Гонения, начавшиеся в 1917-м году, уже не прекращались, но обретали различные размах и форму. Кроме того, Церковь не может быть отделена от общества, от своего народа. И задачей Церкви остается необходимость давать нравственную оценку всем важнейшим событиям, в том числе и действиям государственной власти. Церковь волнует не только духовная жизнь нашей паствы, но и социальная защищенность, страдания обездоленных и многое другое...

- В чем видится Вам причина распространения сектантства в России? Как Вы относитесь к тезису о равенстве религиозных организаций?

- Большинство сект сегодня имеют внешнее, западное или восточное происхождение. Это, в значительной мере, осознанная политика некоторых стран, направленная на то, чтобы разделить наш народ еще и по вероисповедному признаку. Народ, утративший единые духовные ориентиры легче победить. Что же касается равенства, то равенство перед законом, не означает равенство по вкладу в историю, в становление российской государственности, в формирование народа. И в этом смысле, Русская Православная Церковь имеет совершенно особое историческое значение.

Фрагмент из беседы с митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне - Патриархом Московским и Всея Руси), состоявшейся в 2002-м году

- Досточтимый Владыко! В наши дни часто говорится о том, что Россия не является православной страной, что современный народ не является наследником православного народа прошлых веков, а стало быть, и претендовать на государственную поддержку, на особый статус в обществе Русская Православная Церковь не вправе. Как Вы прокомментируете эту позицию?

митрополит СмоленскиЙ и КалининградскиЙ Кирилл и Р.Часовников- Я твердо заявляю о том, что Россия - это православная страна, в которой присутствуют религиозные меньшинства: мусульмане, иудеи, буддисты, католики, протестанты. Это религиозные меньшинства. Все должны себя хорошо чувствовать. Никто не должен быть дискриминирован. Но совершенно очевидно, что внимание государства к интересам большинства должно быть особенным.

Хотя нужно в определенных случаях поддерживать и иных. И мы с полным пониманием относимся к поддержке, которую оказывает государство мусульманской части нашего населения, особенно в местах компактного проживания мусульман: Татарстан, Башкирия, Сев. Кавказ. А как же?! Это - религиозный выбор народа. И то, что государство поддерживает - слава Богу.

Вот поэтому я думаю, что все должно быть в соответствии с законом и целесообразностью. В соответствии с законом и целесообразностью должна Русская Церковь иметь поддержку со стороны государства. И другие традиционные религии России должны соразмерно её получать.

 

Из беседы с настоятелем храма святой мученицы Татианы при МГУ протоиереем Макимом Козловым

- Отец Максим, какими Вам представляются «идеальные» взаимоотношения Церкви и государства и какими эти отношения предстают сегодня?

Протоиерей Макимом Козлов и Р.Часовников- Руководствуясь таким современным документом, как «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и опираясь на многовековое предание вселенского православия, укажем сразу, что в нашей Церкви, в отличие от латинского католического Запада, не было тенденции к теократии - включению общества и государства всецело в церковную структуру.

Ответ Православной Церкви, выраженный в канонах и практике Православной Церкви на церковно-общественные и церковно-государственные отношения, выражается в принципе симфонии, то есть сотрудничества, соработничества Церкви и государства для достижения душеспасительных целей.

В древности император и патриарх Византии, царь и патриарх на Руси мыслились двумя главами единого церковно-государственного организма, каковым была священная империя. Патриарх печется о душах паствы, император или царь осуществляет все внешние попечения, а когда нужно он же был стражем веры и благочестия. Этот союз, как идеальная норма церковно-государственных отношений никогда не был отвергнут вселенским православием. Века христианизированного, просветленного христианством, исполненного нравственным содержанием государства были величайшей исторической победой Церкви.

С этим связан переход от рабства и разбоя к осознанному существованию, от языческой разнузданности к высокой нравственной норме.

Этот идеал не раз в истории нарушался со стороны светской власти. Равновесия не было, когда государство рассматривало Церковь, как служебный институт для своих целей. Так было, например, в синодальную эпоху. Но идеал, как образ, как вершина этих отношений сохранялся в представлениях наших предков. Этот идеал был разрушен в 20-м веке во всемирном масштабе.

Представительная демократическая государственность вытесняет церковь духом века сего все дальше и дальше, отводит ей место на периферии. Но идеал не снимается, как внутренняя мера нашего отношения. Только акцент смещается на союз Церкви и лучших сил общества.

Голос церкви раздается часто по важнейшим вопросам современности, но он бывает не услышан. И парадоксальна критика. Нас с одной стороны упрекают за то, что мы будто бы подстраиваемся под власти, а с другой стороны говорят о каком-то огосударствлении православия. На самом деле какой-то масштабной поддержки со стороны государства сегодня в адрес Церкви нет, выхода ей навстречу нет.

Разве государство требует от кого-то стать православным? Или требует справку о крещении? Или всегда действует на основе христианских принципов? Не нужно поддаваться мифам, создаваемым современными СМИ, мифам, направленным на снижение роли Церкви в современной общественной жизни.

Заключение

В.МахначВ завершение этой ретроспективной публикации хотел бы привести слова покойного ныне историка, православного писателя, политолога и выдающегося по чувству ответственности мирянина - Владимира Леонидовича Махнача, с которым мы записали более двадцати часов бесед и издали две книги под названием «Россия - последняя крепость». Махнач писал: «Ни государственной, ни национальной Церкви не бывает. А вот православная страна бывает. Православная нация бывает - вне всякого сомнения. И для православных любая страна, где большинство населения православное - эта страна православная... России, как государства, пока еще не существует, но, невзирая на это, ее очень многие побаиваются. Боятся ее исторического имени.... В Великом Повечерии на Рождество декларируется: «С нами Бог, разумейте языцы и покоряйтеся, яко с нами Бог».... И в самом деле, если всемогущий Бог - защитник не только души, но и земной жизни, неужели мы устрашимся безбожников, язычников, «прогрессивного человечества»?

Родион Часовников, член Союза журналистов России


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 25

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

25. ВВячеслав : RE
2011-10-01 в 23:23

Согласен, что поддержка должна быть соразмерной. А у нас сейчас непомерная поддержка ислама. Я уже не говорю про митинги-праздники с перекрыванием дорог в Москве, с демонстрацией расзрастающегося исламского единства. В центре Москвы - баннеры 3*6 "Конкурс чтецов Корана". Я себе представляю библейские чтения в Нальчике с рекламой на главных площадях...
24. ВВячеслав : Re комментатор
2011-10-01 в 14:45

Я не случайнео религиозность министров так распределил. Меннониты сегодня еще и пацифисты, сатанисты и вовсе нравственных проблем при своих решениях не знают, а свидетели Иеговы отказываются от медицинской помощи, не допускают переливания крови и т.п.
Список можно продолжить. Но вы не правы в одном, Вы называете религию - частью личной жизни. Для православного христианина (и не только) религиозность - это основа его жизни, а не часть, всей жизни - общественной, семейной, политической. Если религиозный выбор человека предполагает честность, то не только в личной жизни. Если человек является последователем какого-то учения, которое предполагает хищное отношение к другим или строгое тотальное подчинение заокеанскому центру, то и в работе на любом посту он будет следовать выбранной "религиозности".
23. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-10-01 в 03:11

2 пенсионер
вы еще не устали хамить, православный вы мой соотечественник?
взяточничество есть преступление, о какой честности вы тут плетете?
22. Субъект : Еленкe
2011-10-01 в 01:58

Вы вполне здравую идею предложили.
21. дед пенсионер : 18. комментатор : госчиновники должны быть не православными, а честными.
2011-10-01 в 00:39

Они честно,никого не обманывая берут мзду!
Они не торгуются - есть такса! Честно!
Куда честнее,придурок?
20. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-10-01 в 00:38

какое отношение религия (по сути часть личной жизни) имеет к госслужбе? я же сказал: надо быть честным.
19. ВВячеслав : Re: Мы живем в православной стране
2011-10-01 в 00:20

2 н.п.
это зачем еще?
госчиновники должны быть не православными, а честными.


К примеру, министр обороны - меннонитом, министр образования - сатанистом, а здравоохранения - Свидетелем Иеговы.
18. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-29 в 11:37

2 н.п.
это зачем еще?
госчиновники должны быть не православными, а честными.

2 дед пенсионер
вы почему дерзите, гражданин? человек всего лишь высказал свое пожелание (разумное, между прочим), так что нечего остроумием блистать.
17. дезинфектор : комментатор
2011-09-29 в 11:17

Верующие в праздник тоже не отжыхают.
16. н.п. : Мы должны жить в православной стране!
2011-09-29 в 10:19

В этом историческое предназначение современных православных людей - возродить в стране православие во всех сферах жизни, научить православию молодёжь, привести к православию все народы в России (они составляют абсолютное меньшинство).
А главное, чтобы в России все руководители были истинно православными, включая советников и помощников, других не избирать.
15. дед пенсионер : 12. Еленка :А я бы хотела...
2011-09-29 в 10:07

А хоти себе на здоровье твое, возбраняют тебе, что ли?
14. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-29 в 09:19

Ролле
нет. я работаю 6, часто 7 дней в неделю. на отдых времени просто нет.

2 Еленка
так и предлагают сделать некоторые общественные деятели.
13. дезинфектор : комментатор
2011-09-29 в 02:34

А у вас выходной и отдых - синонимы?
12. Еленка : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-29 в 02:25

А я бы хотела, чтобы все люди могли выбрать себе 2 или 3 дня в году ЛЮБЫХ и отдыхать в эти дни, и чтоб это было законодательно закреплено. Православные выберут Рождество и Пасху, мусульмане Байрам и Навруз, а атеисты пусть 8 марта с 23 февраля отдыхают, как привыкли.
11. Субъект : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-28 в 22:36

Идея объявить иноверческие, в частности - мусульманские, праздники общегосударственными - это антигосударственная и антирусская диверсия.

Вот вам татары (а также башкиры, калмыки, чеченцы, хакассы, буряты, крачаевцы и т.д.) и юрьев(сербов) день!
10. дед пенсионер : 8. комментатор : курбан байрам, пурим, асалха - с чего это надо отдыхать в эти дни?
2011-09-28 в 21:13

Бам-бам,комментатор, бйрам-бам-бам-пурим-бум-бум.комментатор - ба-а-альшой бум-бум,моя думай!
9. Георгий : 4. Юрий Серб
2011-09-28 в 18:01


Идея объявить иноверческие, в частности - мусульманские, праздники общегосударственными - это антигосударственная и антирусская диверсия.


Согласен. Этого нельзя допустить.
8. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-28 в 17:59

у меня простой вопрос: с какого перепуга религ.праздники вообще должны быть государственными? пасха, курбан байрам, пурим, асалха - с чего это надо отдыхать в эти дни?
7. НовоГеоргий : перл Юрия Серба
2011-09-28 в 17:34

нормальное продолжение деятельности всех организаций


Ну а это вообще перл - ВСЕХ-!!-организаций. И экстремистских, и фашистских, и гей-либерастических, и воинствующе-атеистических...?
6. НовоГеоргий : Юрию Сербу
2011-09-28 в 17:30

...Т.Е. речь не об исламе или буддизме как таковых, а о жизнеспособности государства.


О каком это Вы государстве изволите бяшить? Есть страна и есть государство, второе - часть первого, а не наоборот.
5. : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-28 в 17:25

Если в стране около 3% верующих,то и столько же православных,причем половина из них -это православные(староверы). Откуда будет Россия Православная,когда "духовенство" занимается светскими делами-политикой,сидят на форумах...
4. Юрий Серб : Мы живем в православной стране
2011-09-28 в 16:55

Идея объявить иноверческие, в частности - мусульманские, праздники общегосударственными - это антигосударственная и антирусская диверсия.
Законодательство, просто в интересах самосохранения государства, должно предусмотреть, что празднование религиозного памятного дня как нерабочего может разрешаться руководителем предприятия / организации только для сотрудников, исповедующих данную религию, но не означает прекращения деятельности самой организации.
Для исторически православных областей это означает на практике, что руководитель организации (фирмы), даже будучи мусульманином и собственником фирмы, не сможет сделать ее персонал преимущественно иноверческим (переселив в русские земли весь аул и приняв земляков "на работу"). Правда, для этого должны быть приняты законодательно ограничительные нормы.
Точно так же законодательно должно быть обеспечено нормальное продолжение деятельности всех организаций на территории "Татарстана", Башкирии, Бурятии, Калмыкии...
Т.Е. речь не об исламе или буддизме как таковых, а о жизнеспособности государства.
3. комментатор : Re: Мы живем в православной стране
2011-09-28 в 15:43

особенно православными гражданами нашей православной страны являются аварцы, буряты, жители калининградской области...
2. НовоГеоргий : Руины
2011-09-28 в 12:28

Так вообще-то назывался период украинской истории после гетмана Хмельницкого, НО ныне это касается России - мы живем не в православной стране, а на её либерасто-дерьмократических руинах.
1. Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига. : из истории вопроса
2011-09-28 в 11:03

Свод Основных Государственных Законов Российской империи:
"ст. 62. Первенствующая и господствующая в Российской Империи вера есть Христианская Православная Кафолическая Восточного Исповедания.
ст. 63. Император, Престолом Всероссийским обладающий, не может исповедывать никакой иной веры, кроме Православной.
ст. 64. Император, яко Христианский Государь, есть верховный защитник и хранитель догматов господствующей веры, и блюститель правоверия и всякого в Церкви святой благочиния."
Для примера - речь Императора Александра II в гор. Вильно 13 июня 1867г.
"Затем государь вышел и к крестьянам, наполнявшим дворцовый двор, и спросил, нет ли между ними принявших православие? По вызове вновь обращенных из толпы, он произнес, обращаясь к ним: «Очень рад вас видеть православными. Уверен, что вы перешли в древнюю веру края с убеждением и искренно; знайте, что раз принявшим православие Я ни под каким видом не позволю и не допущу возвратиться в католичество. Слышите-ли? Повторяю: рад вас видеть православными.»"
(Татищев С. С. «Император Александра II. Его жизнь и царствование». т. II. – СПб., 1903 – с. 24).

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме