В эти дни, когда Санкт-Петербург отмечает 200-летие Казанского собора, историю этого храма неоднократно сравнивали с историей человека и всего человечества. А о любом человеке можно рассказывать бесконечно - о его характере, красоте, внутреннем мире и делах в мире внешнем. Особенно если этот человек святой. И о Казанском соборе, как выясняется, можно говорить очень долго. Это подтверждает конференция «Казанский собор - храм и памятник российской воинской славы», которая началась в Александро-Невской Лавре 22 сентября.
На конференции среди докладов часто звучат простые, «ненаучные» слова, в которых выступающие пытаются выразить свои личные чувства к Казанскому собору. Наместник Александро-Невской Лавры, епископ Назарий (Лавриненко), например, вспомнил о том, как двадцать семь лет тому назад он приехал в Ленинград. «Очень долго, до самого факта передачи мощей преподобного Серафима Саровского и св.благоверного кн.Александра Невского, я ни разу не заходил в этот собор, потому что на нём была надпись - «Музей религии и атеизма». Потом, когда в обществе стали о чём-то задумываться, слово «атеизм» убрали, и надпись стала менее радикальной. Но, к сожалению, и новая вывеска не прибавила мне смелости зайти под своды этого собора. И я впервые попал в этот собор только в день передачи честных мощей свв.Александра Невского и Серафима Саровского. Только эти великие святыни, которые были вынесены в центр храма, напомнили тогда всем нам, что это всё-таки храм. И отсутствие креста на куполе, и те непотребства, которые творились в колоннаде и вокруг собора, - они не давали задуматься о том, что это собор. Хотя внешне, архитектурно всё оставалось на месте. Но ведь соборы, церкви становятся храмами только после того, как в них начинается молитва.
Слава Богу, что Господь призрел на народ наш! С момента сретения мощей преподобного Серафима Саровского в России начался покаянный период, который привёл к тому, что сегодня в соборе снова возносится молитва. А вчера, в день Рождества Пресвятой Богородицы, мы были свидетелями апогея этого периода: в честь 200-летия собора Святейший Патриарх совершил там Литургию. И я надеюсь, что больше никогда ни на Казанском соборе, ни на каком другом храме не появятся такие надписи».
Более далёкое прошлое и совсем по-другому вспомнил председатель Комитета по внешним связям Санкт-Петербурга Александр Владимирович Прохоренко : «Когда мы были детьми, мы часто гуляли у Казанского собора. Говорят, что камни не умеют говорить... Ии всё-таки их можно услышать. Возможно, те, кто создавал собор, те, кто служил в нём в первое столетие, сумели вложить в эти камни нечто, что передавало следующим поколениям, погружённым в суету, какое-то звучание и энергию. И, видит бог, у тех, кто учился со мной в школе и жил в этом районе, никогда и мысли не возникало пакостничать в колоннаде собора, отламывать что-то или писать на стенах... Собор после выглядел трагично. Он был изранен, он был нечист - не только нравственно, но и чисто физически. И только когда началось первое восстановление собора, постепенно начала проступать та благородная идея, которой был посвящён этот храм... Любой думающий, любой читающий, а особенно переживший войну и блокаду человек, останавливаясь перед этим храмом, невольно замирал в стремлении что-то узнать и что-то почувствовать - какие-то волны, исходящие от этих камней. И даже мы, маленькие, пытались слышать эти камни».
Сердцем Казанского собора всегда являлась чудотворная Казанская икона Божией Матери (Петербурский список). Рассказ об этом образе начал настоятель Казанского собора, протоиерей Павел Красноцветов. Отец Павел знает чудотворную икону не как искусствовед или историк, но лично, как священник, много лет служащий рядом с Божией Матерью.
«Перед войной Казанскую икону перенесли в Князь-Владимирский собор и поставили с правой стороны амвона в прекрасном напольном киоте. Там перед этим образом Акафист пели, поклонялись Божией Матери. Начинается война - страшное бедствие! Через два месяца уже окружён Лениград, горят Бадаевские склады, начинается блокада. Но люди и тогда молились перед иконой. Считалось, что, пока икона в городе, нога врага не ступит на его территорию. Храм не отапливался, и люди приходили к иконе в шапках, стояли, завязанные в платки. Голодные люди шли издали, пешком, потому что транспорта не было. Я застал очевидцев всего этого, которые в годы войны жили на Петроградской стороне.
Митрополит Алексий (Симанский) во время войны первое время жил в Князь-Владимирском соборе. Но потом в ризницу попал снаряд. Тогда он переехал в Никольский собор, и там прожил почти всю войну. На верхнем этаже были его покои. Владыка получал небольшое количество муки и кагора, которые раздавали по храмам. Из этой муки пекли просфорки, чтобы совершать Литургию и причащать людей.
В то время Казанская икона Божий Матери помогала людям, укрепляла многих, давала надежду. Страшное время многие люди пережили благодаря молитве и твёрдому упованию на Божию Матерь. И когда я в семидесятых годах пришёл служить в Князь-Владимирский собор, храм всегда был наполнен людьми.
Казанский собор временно передали Церкви в 1992 году, и там начали совершаться службы. Мы поместили в соборе другой Казанский образ Божией Матери, и люди сразу стали приходить туда молиться. Этот образ сейчас стоит у нас с левой стороны у пилона.
В 2001 году мы обратились к отцу Владимиру Сорокину, который был настоятелем Князь-Владимирского собора, и с его разрешения, с молитвенного благословения верующих перенесли чудотворную Казанскую икону в Казанский собор. Её поставили на законное место, где она помещена была в 1811 году. По-прежнему в среду вечером мы поём перед ней Акафист. Каждый день, с девяти утра до восьми часов вечера, люди вереницей идут к нашей, Санкт-Петербургской Казанской иконе Божией Матери. За то, что Казанский собор восстановился, мы благодарны Божией Матери».
Каждый, кто читал о чудотворной Казанской иконы Божией Матери, знает, что её история очень запутана. Например, с какой иконой ополчение Минина и Пожарского в 1612 году освободило Москву - с той, которая была явлена в Казани, или со списком? В дальнейшем появляются и другие списки Казанской иконы Божией Матери (в том числе Петербургский), многие из которых почитались как чудотворные. В литературе все они называются «чудотворной Казанской иконой Божией Матери», так что понять, о каком именно образе идёт речь, очень трудно. Наконец, непонятно, какова же всё-таки судьбы явленной иконы, утраченной в начале XX века.
На конференции в Лавре присутствовала Наталия Николаевна Чугреева, старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублёва. Наталия Николаевна может ответить почти на все вопросы, связанные с историей явленной иконы и её списков.
По её словам, икона Божией Матери, явленная в XVI веке, скорее всего, никогда не покидала Казани. В 1904 её похитил из казанского монастыря Рождества Пресвятой Богородицы Варфоломей Стоян (Чайкин). По словам Стояна, икона была ему не нужна, а нужен был только оклад и драгоценности, поэтому он сжёг чудотворный образ. В печи у него дома действительно были найдены кусочки левкаса, а также петли от иконы, которые были узнаны монахинями. Тем не менее, всегда существовало предание о том, что чудотворная икона уцелела. По одной из версий, она попала к старообрядцам и до сих пор находится в скитах. После 1904 года при участии Царской семьи долго велись поиски чудотворной иконы. Икону хотели отыскать к 300-летию Дома Романовых - но не нашли ни к юбилейному 1913 году, ни позже...
Сохранилась древняя шитая пелена конца XVI века с изображением Казанской иконы Божией Матери. По размеру эта пелена близка явленному образу (26,7 х 22, 3 см) и происходит из Казанского девичьего монастыря. Возможно, что некогда эта пелена висела над явленной иконой. А главное - по изображению Божией Матери на пелене можно судит о том, каким был лик Богородицы на явленном образе. Этот удивительный «грекофильский» лик непривычен для нашего взгляда и не воспроизводится ни на одном из многочисленных списков.
Один из самых известных списков с явленного образа - это Московская Казанская икона Божией Матери, написанная в конце XVI-начале XVII века. Она и была в ополчении Минина и Пожарского сначала в 1611, а потом в 1612 году. Затем она стояла в московском Казанском соборе, а в 1918 году была утрачена. Эта икона дошла до нас только в архивных фотографиях, и то сделанных после поновления.
Казанская икона Богоматери, которая в настоящее время находится в Елоховском соборе Москвы - список с Московской Казанской иконы, сделанный после её поновления, в конце XVII-начале XVIII века. Чудотворная Петербургская Казанская икона Божией Матери является ещё более поздним списком, сделанным в первой трети XVIII века. Наталия Николаевна считает, что эта икона исторически связана с царицей Прасковьей Фёдоровной.
Никита Сергеевич Крылов, главный специалист Российского исторического архива, более подробно рассказал о поисках утраченной явленной Казанской иконы Божией Матери. Внешне Никита Сергеевич и сам напоминает детектива. По его словам, существовала ещё одна версия исчезновения иконы: она могла была быть продана известной казанской купчихе-миллионерше. Он также надеется на то, что, несмотря на бесплодность поисков чудотворной иконы, она могла сохраниться и в своё время явится России. Никита Сергеевич внимательно изучает признаки, по которым можно будет отличить явленный образ от списков, сделанных «мера в меру». Например, у иконы, явленной в Казани, был отколот верхний уголок. Также известно, что икона была совсем потемневшей от времени и никогда не реставрировалась.
И Наталия Николаевна, и Никита Сергеевич убеждены в том, что Казанская икона Божией Матери, которая в 2004 году вернулась из Ватикана, не является образом, явленным в Казани в XVI веке.
Прозвучали в Лавре рассказы и о других чудотворных иконах Божией Матери. Например, епископ Назарий рассказал об одной из самых почитаемых в Петербурге икон, «Скоропослушнице» Невской. Ключарь новгородского Софийского собора отец Александр Ранне - об истории древнего чудотворного образа «Знамение», который удалось сохранить в советское время. Говорили также об иконах «Всех скорбящих Радость», «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), Тихвинской, Табынской и других.
23 сентября участники конференции собрались в Музее истории религии, чтобы поговорить о Казанском соборе как о памятнике российской воинской славы. А 24 сентября - в Доме книги, напротив Казанского собора. Прямо из окна Дома книги можно взирать на торжествующий собор, рассуждая о его архитектуре и истории.
Ольга Надпорожская, специально для РНЛ
2. мистика
1. Re: И камни могут говорить