Литературе не хватает «православного смеха»

Беседа с писателем и драматургом

0
1080
Время на чтение 5 минут

Сейчас в Православном драматическом театре «Странник» идут репетиции нового спектакля «Профессор держит слово» по пьесе петербургского писателя Дмитрия Орехова. Литературный путь Орехова начался в девяностые годы, когда в издательстве «Невский проспект» вышла серия его книг, посвящённых истории Православия. Эти недорогие, быстро рассыпающиеся книжки в мягком переплёте, с простыми названиями - «Святые иконы России», «Святые источники России», «Русские святые XX столетия» - пользовались большим успехом и заслужили одобрение Владыки Назария, наместника Александро-Невской Лавры. В те времена о Православии писали немногие, зато читать хотелось почти всем. Прошли годы. Теперь и церковные лавки, и «светские» магазины переполнены книгами о Церкви. К сожалению, эти книги далеко не всегда отличаются высоким качеством, да и читатели, похоже, не испытывают такой жажды, как прежде.

Но где теперь Дмитрий Орехов? За эти годы он успел попробовать себя в роли «светского» прозаика, публициста, а потом и драматурга. В этом году Орехов получил премию Сергея Нилуса за пьесу «Свидетель», поставленную в театре «Странник».

- Дмитрий, часто верующие актеры, режиссеры, драматурги постепенно отходят от театральной деятельности, двигаясь в сторону служения Церкви. Вы идёте в обратном направлении - от Церкви к театру. Почему?

Д.Орехов- Не сказал бы, что я куда-то двигаюсь от Церкви... Думаю, я просто в ней нахожусь. И при этом занимаюсь своим ремеслом. Точно также как любой другой верующий человек - инженер, физик, ювелир, садовник. Только у меня другая работа: публицистика, проза, драматургия...

- Но само словосочетание «православный театр» звучит странно. Вам самому оно слух не режет? Может ли вообще у искусства быть конфессиональная принадлежность?

- Когда-то и сочетание «христианская живопись» звучало странно. Но художники продолжали создавать фрески в катакомбах, и сейчас иконы никого не удивляют, как и картины Нестерова. Или, например, Рахманинов, Калинников... Они писали музыку для Всенощного бдения. Это была православная музыка, не правда ли? Получается, любой вид искусства может быть православным. И театр - не исключение. Кстати, зарождался театр на Руси именно как церковное явление: вспомним святителя-драматурга Димитрия Ростовского, епископов-театралов и постановки в монастырях.

- Тогда уж, пожалуйста, раскройте для нас содержание ещё одного термина - «православная комедия».

- А что, такой термин уже появился? Не слышал. Впрочем, разве «Ревизор» - это не православная комедия? Гоголь (между прочим, он был еще и автором книги о Литургии) обличал пороки и страсти именно как православный христианин, он показывал своих чиновников, порабощенных страстью стяжательства и гордыни, - дико, невыносимо, до слёз смешными людьми... Современной литературе, пораженной бациллами гламура и зависти к богатству, такого вот «православного смеха» очень не хватает. А вот в классике его было много. Как здорово высмеивал грех тот же Островский! Кстати, «Лес» - ещё одна гениальная православная комедия.

- Сейчас в театре «Странник» ставится ваша комедия «Профессор держит слово». Если вкратце, о чём она?

- Если вкратце - о толерантности. Мой герой, преподаватель Мякишев, столкнулся с очень большими проблемами, когда попытался применить в своей собственной семье те политкорректные «истины», которые он вдалбливал в головы студентов. Больше ничего не скажу: всё-таки лучше увидеть эту пьесу на сцене театра «Странник». Тем более, что роли профессора и его жены исполняют замечательные питерские актеры - Сергей Галустянц и Елена Станчиц.

- Дмитрий, вы часто бываете в театре на репетициях своих пьес. Зачем?

- Я хожу на репетиции, когда чувствую, что мой текст ещё «сырой», или когда он по каким-то причинам не совсем подходит конкретному актеру. Пытаюсь вникнуть, в чем проблема, и на следующую «репу» приношу новый вариант. Будь у меня больше времени, ходил бы, наверное, ещё чаще - на спектакли по Гоголю, Аксакову, Достоевскому... Тем более что сейчас, когда открылся новый уютный зал на две с половиной сотни мест, «Странник» совершенно преобразился.

- Столько лет занимаясь церковной темой, не чувствуете ли вы, что работаете в каком-то узком поле, а действительность - и шире, и ярче?

- Нет, не чувствую.

- После ряда популярных книг о Православии вы написали «Будду из Бенареса» - роман о буддизме. Многие - особенно те, кто эту книгу не читал - решили, что вам всё равно, о чём писать: о Православии ли, или о буддизме... Это не так?

- В каком-то смысле - так. Потому что христианской книгу делает не описание того, как герой ездил в поездку по святым местам, и не луковки храма на обложке. Это, скорее, вопрос смысла, который стоит за сюжетом. Вот, например, Леонид Пантелеев, один из авторов «Республики Шкид». Его рассказы - великолепный пример христианской литературы. Не верите? Перечитайте «Честное слово», «На ялике». Антураж в этих рассказах абсолютно советский, но вот смысл-то исключительно христианский! Тот, кто в детстве полюбил эти истории о детях, готовых умереть, но не сойти с места, легко поймет и жития христианских мучеников...

- Мне лично кажется, что в кульминационный момент «Будды из Бенареса» главный герой идёт против философии и логики буддизма потому, что его сердца касается Христос - хотя события и развиваются за несколько столетий до Его Рождества.

- Вы можете предложить и такое толкование, это ваше право. Я же свой текст комментировать не буду, потому что всё уже написано в книге. Cкажу только одно: «Будда из Бенареса» - это роман об исканиях человека в рамках «духовного плюрализма». И об опасностях, с которыми такие искания сопряжены.

- Дмитрий, вы окончили Восточный факультет. Как специалист по восточным религиям, что бы вы сказали человеку, который считает, что к Богу можно идти любым путём - и через буддизм, и через ислам, и через христианство? А может быть, просто воздевая руки к звёздному небу?

- Я бы сказал ему: не увлекайся, дружок.

- Я знаю, что вы следите за современной «светской» литературой. Вы можете предложить нашим читателям «список литературы», прочесть которую необходимо?

- Обойдемся без списка, просто назову книги, которые мне самому приглянулись. Отличная повесть получилась у Эргали Гера - «Кома». Очень хорош роман «Русский остаток» Людмилы Разумовской. Из публицистов зачитываюсь книгами Натальи Нарочницкой и Николая Старикова. Последний автор много пишет не только об истории, но и об экономике. Раньше я никогда не думал, что на такие темы как экономический кризис, кредиты, нефть, ВТО, курс доллара, государственные облигации и т. д. можно писать настолько увлекательно. В газете, где я работал, вся редакция читала Старикова.

- Раз уж мы начали разговор с темы театра и Церкви, не могу удержаться от вопроса об о.Иване Охлобыстине. Что вы думаете о его личности? Какого мнения о его «доктрине»? А о форме, в которой он её преподнёс? Я имею в виду шоу с восхождением на пирамиду...

- Я смотрел только один фильм с участием Охлобыстина - «Царь», где он сыграл шута. Фильм откровенно слабый и клеветнический. Что же касается шоу о.И.Охлобыстина в Лужниках... Я бы предпочел, чтобы о возрождении русской империи рассуждали более серьезные люди. Насколько честно о.Иван Охлобыстин всё это говорил? Не знаю. Судя по тому, что запрещение Синода баллотироваться на него подействовало, довольно честно. Иначе он бы никого не послушал.

- Дмитрий, а вы сами какого будущего желаете России?

- Горячо желаю России полностью вернуть свой суверенитет. Особенно в экономической, финансовой, культурной и информационной сферах. Пока до этого ещё далеко - в девяностые Госдеп США вырастил у нас множество «ливийских повстанцев» c московской пропиской... А по убеждениям я, конечно же, монархист. Но это совершенно не значит, что я не подам руки человеку других политических убеждений. Подам. Если, конечно, ему дорога Россия.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. комм. 2: "Человек без чувства юмора..."

Спасибо Вам, за информацию, уважаемый Леонид Евгеньевич. Но моя благодарность в адрес Дорогой Редакции была вызвана не тем, что вынесено в заголовок этого материала. Юмор смеху - рознь. Очень убедительно на тему второго написано на сс. 181-187 в книге "Бедлам" (подглавка "Всесмехливый ад"), которую написал небезъизвестный Вам автор. Нижеследующая мысль, высказанная им на одной из указанных страниц, думается, резюмирует (по большей мере) ее содержание: "Отношение к юмористике вообще - оселок для определения мировоззрения человека."
Александр Бутов / 14.05.2012, 17:08

2. Слышал от одного маститого Протоиерея

Он во второй половине 1980-х годов тесно сотрудничал с Митрополитом Питиримом (Нечаевым). Владыка иногда говорил: - Человек без чувства юмора не может быть вполне православным... :)
Леонид Болотин / 14.05.2012, 12:32

1. Re: Литературе не хватает «православного смеха»

Сердечно благодарю Дорогую Редакцию за этот материал. С уважением, А. Изгоев
Александр Бутов / 23.09.2011, 06:06
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Дмитрий Орехов
Теракт выявил у релокантов синдром Бовари
Если образ усвоен, он все время будет пополняться новым содержанием. Это значит, что факты будут причудливым образом отбираться и вкладываться в уже готовую матрицу. Если же новые факты схеме не соответствуют – тем хуже для фактов.
05.04.2024
Антиколониализм 2.0: мифы, которые мы выбираем
Доклад на специальной сессии Федерального центра гуманитарных практик на V Международном форуме муниципалитетов БРИКС+
13.11.2023
Все статьи Дмитрий Орехов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28