Комплексный учебный курс для общеобразовательных учреждений «Основы религиозных культур и светской этики» был введен во исполнение поручения Президента РФ от 2 августа 2009 года № Пр-2009 и Плана мероприятий[2] по апробации в 2009-2011 годах этого учебного курса (распоряжение Правительства РФ от 29 октября 2009 года № 1578-р). Для организации исполнения этого Плана мероприятий приказом Минобрнауки России от 24.11.2009 № 667 утвержден состав Межведомственного координационного совета по реализации плана мероприятий по апробации в 2009-2011 годах комплексного учебного курса, который 7 декабря 2009 года одобрил примерную программу указанного курса и структуру учебных пособий для школьников.
В этот комплексный (по сути - «кассетный») учебный курс вошли шесть предметов: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики». Апробация, также называемая её исполнителями «экспериментом», началась с апреля 2010 года в школах 19-ти российских регионов. Позже перечень регионов был расширен. Указанный учебный курс изначально (до искажений) был поддержан Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и лидерами других традиционных российских конфессий.
Однако в результате деятельности ряда чиновников Минобразования России, должностных лиц издательства «Просвещение» и еще ряд лиц по исполнению упомянутого поручения Президента России общество получило далеко не то, о чём говорил Президент России, так как исполнители настолько исказили существо поручения главы государства, что в итоге «эксперимент» по введению в школах указанного учебного курса стал характеризоваться весьма критическими недостатками, обуславливающих необходимость безотлагательного его приведения в соответствие с изначальным замыслом Президента России.
В числе этих критических недостатков следующие:
1. Грубые нарушения порядка предоставления родителям информации о содержании указанного комплексного учебного курса и о возможности выбора одного из предметов, его составляющих, откровенные фальсификации с фиксацией выбора родителей (как это было, к примеру, в Пензенской области[3] и еще в ряде субъектов Российской Федерации).
Представители Минобрнауки России и представители органов управления образованием ряда субъектов Российской Федерации откровенно дезинформируют общественность, что препятствует адекватной оценке и осознанию руководством Русской Православной Церкви серьезности критической ситуации с преподаванием в школе основ православной культуры и проведением этого эксперимента[4].
2. Неадекватность содержания и совершенно неудовлетворительное качество учебных пособий для учреждений системы повышения квалификации - для подготовки школьных учителей к участию в преподавании предметов в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Так, в учебном пособии «Основы исламской культуры»[5] для учреждений системы повышения квалификации (то есть для школьных учителей), изданном в рамках указанного эксперимента, почему-то рассказывается о внутреннем убранстве буддистских храмов (стр.15), про Тору (стр.9) и Шабат (стр.6). Как обоснованно возражают российские мусульмане: «Какое все это имеет отношение к исламской культуре? Мы с уважением относимся к указанным религиям буддизма и иудаизма и их верующим, но такая странная содержательная пересортица нас не устраивает»[6].
Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры»[7] (подчеркнем - по основам православной (!) культуры) переполнено заданиями типа:
«... по желанию (дополнительное задание на дом) прочитав (адаптированные или оригинальные) фрагменты текстов Библии, Корана, Талмуда о Втором пришествии на землю Христа,..., дети будут содержательно готовы к обсуждению сложнейших понятий и категорий» (с. 14, левый столбец);
«Работу над терминологией можно проводить также в виде упражнений логического характера, например, предложить детям продолжить цепочку слов: а) Масленица, Троица... б)Талмуд, Коран...» (с. 15, левый столбец);
«Задание на дом (на выбор): 1) расскажи членам семьи и друзьям о православных таинствах; 2) выучи наизусть стихотворение О.Э. Мандельштама...» (с. 41, левый столбец, урок 21, задание 11).
Урок 7 на с. 12 называется «Священные книги. Тора, Библия, Коран». Согласно теме урока, дети на нём будут изучать «священные книги иудаизма и христианства» (с. 12, правый столбец).
Как следует из этого пособия, которое, как заявлено «предназначено для оказания методической помощи учителю в организации и проведении уроков по курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» для учащихся 4-5-х классов... Материалы носят практико-ориентированный характер и могут представлять интерес как для системы дополнительного профессионального педагогического образования, так и для директоров школ и педагогов» (с. 2), православные дети в рамках предмета «Основы православной культуры» (!) смогут познать разные мудрые мысли из «Иерусалимского Талмуда «Берахот»» и из собрания изречений Мо-Цзы (с. 49, левый столбец), узнают, «что такое синагога и как молятся иудеи» (с. 19, левый столбец, первый абзац сверху), что «свое Священнее Писание иудеи называли Танах» (с. 12, правый столбец), что «мусульмане верят, что Бог посылал к людям посланников, и каждый посланник получал от него Писание, чтобы передать его людям. Источник всех этих Писаний - Мать Книг, которая хранится под Престолом Всевышнего. Мухаммад получил от Бога Коран, который в течение более чем десяти лет ему передавал ангел Джибриль» (с. 13, левый столбец), что «Коран разделен на 114 частей, которые называются сурами. Суры состоят из различных отрывков, рассказов» (там же), что «у одной из стен зала для молитвы ставят специальный ларец, в котором хранится свиток Торы» (с. 19, левый столбец), а «над шкафом располагается светильник - менора, в котором всегда должно быть семь фитилей» (там же). На с. 19 предусматривается изучение внешнего облика и внутреннего убранства синагоги.
Совершенно очевидно, такое активное и насильственное навязывание иудаизма православным и мусульманам (чего, отметим, никогда не просили организации российских иудаистов) может с высокой вероятностью вызвать крайне нежелательные, негативные социальные последствия в виде всплеска неприязненного и враждебного отношения к верующим иудаистам. Логично возникает вопрос: для чего Министерству образования и науки РФ потребовалось провоцирование неприязненного отношения к иудаизму и иудаистам? Эта ситуация реально угрожает России всплеском межрелигиозных проблем, экстремистских настроений, как ответной реакции на грубейшие посягательства на свободу совести, допущенные при реализации «эксперимента».
Пособие «Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справочные материалы для общеобразовательных учреждений»[8]. реализует вульгарно-атеистическое псевдонаучное религиоведение, о котором Патриарх Московский и всея Руси Кирилл не раз говорил как о серьезнейшей угрозе российской культуре, российской школе. «Книга для учителя» внушает воинствующе атеистические установки о противостоянии «церковных обскурантов» и «свободомыслия» (с. 17), о выступлениях церковных иерархов против «наследия... реформационных, антиклерикальных движений» (с. 22), о «конфликтах между церковью и писателями, поэтами, композиторами, протестовавшими против духовной цензуры» (с. 22), о том, что «все Евразийские и восточные деспотии имели во многом религиозную основу» (с. 24-25), об «освобождении науки от диктата церкви» (с. 17). Неслучайно учителя адресуют к широкому кругу «атеистической литературы, включающей сочинения отечественных авторов» (с. 16). Имеются в «Книге для учителя» и откровенно оскорбительные, направленные на унижение человеческого достоинства верующих высказывания. Так, с совершенно неубедительной ссылкой на неадекватное мнение «убежденного христианина» (известный манипулятивный прием, направленный на снятие с себя ответственности за сказанное) вероучение Русской Православной Церкви оскорбительно названо «проявлением идолопоклонства» (с. 22). Русской Православной Церкви ложно приписан некий «православно-языческий синкретизм» (с. 14-15). Заявлено, что «современная церковь стремится придать своим обрядам большую помпезность» (с. 23). Богослужебное пение в Римско-католической церкви оскорбительно оценено как характеризующееся «приторно-слащавым стилем итальянской школы» (с. 23).
Сказанное выше дает необходимые и достаточные основания для вывода о том, что указанный «эксперимент», благодаря использованию таких пособий, обладает потенциалом провоцирования религиозной ненависти и вражды.
Отметим, такое стало возможно вследствие категорической изоляции представителей религиозных организаций не только от подготовки учебных пособий для учителя в рамках обозначенного эксперимента, но и от подготовки учителей, проводившейся в Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования.
3. Неадекватность и совершенно неудовлетворительное качество учебных пособий для школьников в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Учебные пособия крайне тенденциозны, идеологизированы и, как следствие, антиисторичны и антикультурны.
Так, «Учебное пособие для обучающихся «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы»[9] начало духовной истории России проводит от Хазарского каганата, а не от Киевской Руси (с. 94, в материале урока 30, написанного в указанном пособии А.Я. Данилюком), что крайне оскорбительно для русских православных людей.
Историю ислама пособие проводит не от времени добровольного принятия ислама людьми на территориях, ныне входящих в состав России, а от даты военного набега на Дербент (с. 30).
Формат настоящей справки не позволяет дополнительно привести развернутые примеры, но таковых еще может быть названо весьма много.
4. Внедрение в образовательный процесс методов психологического насилия над детьми, грубейшего вторжения в их сознание, в том числе сопряженного с грубейшими противоправными посягательствами на свободу совести.
Авторы указанного комплексного учебного курса цинично позволяют себе внедрять в образовательный процесс явно противоправные методы психологического насилия над детьми, грубейшего вторжения в их сознание.
Так, в учебном пособии для учреждений системы повышения квалификации «Основы православной культуры»[10] сказано: «Ребенок должен иметь возможность «примерить» на себя как можно большее количество коммуникативных ролей» (с. 7), дети должны будут «играть» в «симулирование» (с. 56), «вживаться» в заданные роли (с. 56), «проживать» связанные с религиозным опытом ситуации (с. 56). Помимо этого, в Пособии указывается на задействование таких механизмов, как: «переживание эмоционального состояния, в котором находится другой; активность по реконструкции чувств другого человека с помощью воображения;... принятие роли» (с. 45). Таким образом, Пособие прямо предусматривает, что малолетний ребенок, невзирая на его желание, даже вопреки его воле, и невзирая на мнение родителей и религиозную принадлежность его семьи, будет насильственно вовлекаться учителем в «примерку на себя роли» верующего других религий - иудаиста, буддиста, мусульманина, понуждаться к «симулированию» их, проживанию их эмоциональных состояний, «реконструированию» с помощью воображения их чувств. Фактическое навязывание в соответствии с Пособием учителем ребенку невостребованных им и его семьей знаний и практического опыта «переживания эмоциональных состояний» представителей разных иных (помимо православия) религий будет способствовать обесцениванию, нивелированию у ребенка его собственной культурной идентичности, формированию у многих школьников критически-неуважительного отношения к религиозным культурам и религиям и долговременной глубинной установки на отторжение духовных ценностей православного христианства. Такие действия учителя очевидным образом являются запрещенным законодательством Российской Федерации насильственным погружением ребенка в религию, и не в одну, а в несколько религий!
Вывод.
Необходима серьезная ревизия состояния дел с возвращением проведения эксперимента в русло первоначального замысла Президента России, одобренного представителями крупнейших конфессий России.
Игорь Понкин, член экспертного совета при Комитете по делам общественных объединений и религиозных организаций Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, доктор юридических наук
20.09.2011
[1] Подробнее см.: Как исказили инициативу Президента России. Перверсивное религиоведение вместо религиозной культуры: Сборник материалов. – М., 2010. – 166 с.
[2] Письмо Министра образования и науки А.А. Фурсенко № МОН-П-612 от 19.03.2010; письмо начальника Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России И.М. Реморенко от 30.04.2010 № 03-831 руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования.
[3] < http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=88407&message=3378535>.
[4] 1 апреля в школах начнут преподавать основы религиозных культур // <http://www.regions.ru/news/2279061/>. – 23.03.2010.
[5] Основы исламской культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации. – М.: АПКиППРО, 2010. – 52 с.
[6] Цит. по: Заявление религиозного общества мусульман «Майт-Аллах» (г. Москва) №63 от 13.09.2011 Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву.
[7] Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010.
[8] Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4–5 классы: справ. материалы для общеобразоват. учреждений / Б.X. Бгажноков и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2010. – 239 с.
[9] Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4–5 классы: Учебное пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2010. – 95 с.
[10] Йоффе А.Н., Мишина Е.А., Обернихина Г.А. Петрова Е.Н., Плотникова А.Ю., Яковлева С.Г. Основы православной культуры: Учебное пособие для учреждений системы повышения квалификации / Рук. проекта А.И. Рытов; Науч. рук. проекта Э.М. Никитин. – М.: АПКиППРО, 2010. – 60 с.