От редакции. Этот материал мы получили по почте со следующим сопроводительным письмом. «Уважаемая редакция, вы уже публиковали мои статьи на вашем сайте. У меня есть благословение от нашего правящего архиерея заниматься вопросами ювенальной юстиции. Много статей на эту тему в СМИ, но нигде я не встречал подробного анализа этой системы. Поэтому с Божией помощью я попытался сделать такой анализ. Думаю, нужно как можно более широко опубликовать эту статью, так как для того, чтобы бороться в врагом, нужно хотя бы знать, что он из себя представляет. Высылаю вам статью, которая опубликована пока только на моем сайте».
В настоящее время в России широко обсуждается возможность введения ювенальной юстиции. Но на самом деле собственно ювенальная юстиция - это только вершина айсберга. Более правильно говорить о ювенальной системе или системе ювенальной юстиции. Для того, чтобы рассмотреть детально ювенальную систему, сначала приведем определения, данные юристами.
Ювенальная юстиция (Juvenile Justice) - в переводе с англ. правосудие для несовершеннолетних».
Вместе с тем именно ювенальная юстиция породила целый комплекс несудебных, даже неюридических органов, которые призваны ее обслуживать, имеют вспомогательные функции и нередко в ходе исторического развития ювенальной юстиции начинали активно вытеснять суд как орган правосудия[1]. Все это называется ювенальной системой.
Вот несколько определений ювенальной системы или системы ювенальной юстиции.
Система ювенальной юстиции - это совокупность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, должностных лиц, неправительственных некоммерческих организаций, осуществляющих на основе установленных законом процедур действия, нацеленные на реализацию и обеспечение прав, свобод и законных интересов ребенка (несовершеннолетнего)[2].
В состав ювенальной системы входят уполномоченные по правам ребенка, институт ювенального суда с сопутствующими органами ювенальной юстиции, инфраструктура социальных учреждений и институт социальных работников[3](комиссии по делам несовершеннолетних, органы опеки, телефоны доверия со штатом своих работников, другие организации - прим.).
Ювенальные технологии - комплекс мер, нацеленных на реализацию и защиту прав, свобод и законных интересов несовершеннолетних... Считается, что ювенальная юстиция является частью ювенальных технологий[4].
В чем опасность ювенальной системы?
Ювенальные суды. На Западе во многих странах ювенальные суды действуют закрыто, быстро (в течение нескольких дней) принимают решения об изъятии детей, без адвокатов, не подчиняясь общей системе юстиции. Все это напоминает действие троек ВЧК, которые нашей стране так же в 30-е годы быстро, тайно, без адвокатов и открытого судебного процесса вершили судьбы людей.
Права детей получают приоритет над правами всех остальных категорий граждан, что делает последних совершенно бесправными. Это оборачивается разрушением семей и горем родителей и детей. Кроме того существует практика полной отмены наказаний несовершеннолетних даже за уголовные преступления, что делает невозможным справиться с детской преступностью. Ни в одной стране мира ювенальная юстиция не привела к уменьшению детской преступности, наоборот, по статистике в спокойных скандинавских странах с развитой ювенальной системой детская преступность за последние годы выросла в 20 раз.
Права детей понимаются в совершенно извращенном виде, в том смысле, что детям разрешено все, а любые попытки воспитания и наказания их родителями рассматриваются как нарушение их прав и преступление, что влечет за собой лишение родительских прав и наказание (вплоть до уголовного) родителей. «Преступлением» является даже материнская любовь, за которую у русской актрисы Натальи Захаровой во Франции изъяли дочь.
Комиссии по делам несовершеннолетних (КДН). Когда на Западе начала вводиться ювенальная система, и в нашей стране во время правления Н.С. Хрущева были переняты с Запада и введены Комиссии по делам несовершеннолетних. В то время Советское государство сделало их орудием борьбы с верой: у верующих родителей отнимали детей и помещали их в детские дома. В последующее время такая практика прекратилась и работа КДН стала носить плодотворный характер. Они стали заниматься трудными подростками и, думается, принесли немало пользы. Но если внедряемое с Запада понимание «прав» детей будет применяться у нас в стране, существует опасность повторения того, что было в хрущевские времена. И в некоторых регионах эти опасения уже подтверждаются, причем в самой худшей форме: детей изымают по любому поводу, как не сказочно это звучит, но даже за немытый пол, неуплату за квартиру, разбросанные игрушки, крошки на полу, не говоря уже о случайном синяке у ребенка. Так, в Екатеринбурге проводилась операция «Малыш», где детей изымали за бедность. Христос учит помогать нуждающимся, а его обезьяна - сатана учит добивать их. Поэтому с духовной точки зрения понятно, кто за этим стоит. С точки же зрения христианства: Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище (Прит. 15, 16). И еще: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие (Лк. 18, 25). И еще: утучнел Израиль, и стал упрям; утучнел, отолстел и разжирел; и оставил он Бога, создавшего его (Втор. 32, 15). А с точки зрения светских понятий, «бедным запрещено размножаться» - это фашистская идеология, ставящая бедных в положение людей второго сорта, недочеловеков. Действуют КДН в этих операциях по изъятию детей совместно с органами опеки и попечительства.
Органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства вправе изымать детей у любых лиц, включая родителей, для защиты жизни и здоровья ребёнка, выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляют устройство таких детей в семьи или специализированные учреждения. Органы опеки и попечительства дают гражданам заключения о возможности быть усыновителями, опекунами, приёмными родителями, патронатными воспитателями[5].
История опеки неразрывно связана с необходимостью устройства детей, оставшихся без попечения родителей. Правовое регулирование опеки можно найти начиная с древней православной Руси. Издревле при подборе опекунов главенствовал принцип "кто детям ближе буде". Ими могли быть ближайшие родственники и порядочные высоконравственные люди. Основные принципы опеки и, в частности, принцип сословности оставались неизменными долгие годы. В конце XIX в. число видов опеки превысило 20.
Сословный характер опеки был упразднен после Октябрьского переворота 1917 года. Опека приобрела государственный характер. Учреждениями, ведающими всякой опекой, являлись в те времена губернские отделы социального обеспечения. Специфика послереволюционного периода связана со стремлением устроить ребенка в детские дом, а не в семью. Это объяснялось господствовавшей в то время идеологией приоритетности государственного воспитания. Зачастую опека вводилась при живых родителях по классовым соображениям, если эти родители были противниками идеологии социализма. Данная направленность в правовом регулировании института опеки господствовала на протяжении 50 лет и претерпела существенное изменение только после принятия КоБС РСФСР 1969 г.[6]
Веяния с Запада в 90-е годы ХХ века снова привели к кардинальному изменению законодательства в нашей стране. Новые права органы опеки получили со внесением существенных изменений в семейное законодательство Законом СССР от 22 мая 1990 г. Данный закон предоставлял детям право самостоятельно обращаться за защитой своих прав и интересов в органы опеки и попечительства. Был введен институт немедленного отобрания детей у родителей этими органами с последующим предъявлением иска в суд о лишении родительских прав[7].
В современной практике во многих регионах вместе с извращенным пониманием прав детей, происходит дальнейшее деформирование деятельности органов опеки. Вместо защиты и сохранения семьи часто органы опеки выступают инициаторами вмешательства в семью, разрушения воспитания детей, разрушения семей и изъятия детей под видом защиты их «прав», что ведет к горю и неисчислимым страданиям как детей, так и родителей, то есть опять возвращается тенденция обобществления детей и разрушения семьи. Способствуют этому и различные учебные пособия, которые издаются для обучения работников этих органов. Например, в таком пособии: Цымбал Е.И. «Жестокое обращение с детьми», жестоким обращением с детьми считается неполноценное питание, несвоевременные медосмотры, плохое состояние зубов и так далее, и этого, как пишется в этой книге, ребенка может быть достаточно для вмешательства в семью вплоть до изъятия детей у родителей. Нужно признать изъятие ребенка по этим принципам проявлением фашизма и садизма, а такие пособия человеконенавистническими.
Уполномоченные по правам ребенка (омбудсмены). Призваны они защищать права детей. Это еще одна ювенальная технология принесенная к нам с Запада. Но выделение и противопоставление прав детей правам остальных категорий граждан, а особенно родителям, ведет к противоборству вместо послушания и нарушению одной из главнейших заповедей Божиих о почитании родителей и разрушению семьи. То есть здесь опять мы видим истинного зачинщика ювенальной системы - врага рода человеческого. Приоритет же прав детей ведет к полному бесправию перед «защитниками детей» всех остальных.
9 ноября 2010 г. прошла конференция Совета Европы совместно с омбудсменами и фондом ЮНИСЕФ, где говорилось, что насилие над ребенком - это любое нарушение его «прав» (делать все что угодно, любой грех), а главный источник насилия над ребенком - семья. Продолжением этой конференции был закрытый семинар омбудсменов в Санкт-Петербурге. Поэтому на самом деле омбудсмены призваны разрушать семью и защищать зло, которое делают дети, под видом их прав, чтобы и дети забыли заповеди Божии, забыли Бога. Так в Москве в некоторых школах уже ввели посты уполномоченных по правам детей. Результатом их деятельности стало то, что дети перестали слушаться родителей, предъявляют им свои претензии и даже требуют денег за домашний труд.
Телефоны доверия. Эта ювенальная технология способствует тому же - доносительству детей на своих родителей, что можно назвать так же и предательством. Если обратиться к Священному Писанию то, примерно то же самое в свое время сделали Хам и Иуда Искариот. Проклят злословящий отца своего или матерь свою! (Втор. 27, 16), злословящий отца или мать смертью да умрет (Мк. 7, 10). Так говорит закон Божий. Но здесь нужно заметить, что бывают случаи действительной прямой угрозы жизни и угрозы сексуального насилия детей. В этом случае такой телефон доверия мог бы помочь защитить детей, но тогда должны быть выработаны строгие правила, чтобы кроме этих случаев, вмешательства в семью не было, а позвонившему ребенку объясняли, что если его наказывают родители, нужно просить у них прощения, исправляться и по таким поводам не звонить по этому телефону, так как это есть предательство своих родителей. Но такого подхода вряд ли стоит ожидать.
Современное законодательство. Существует международная конвенция прав детей, где прописано приоритетное право детей воспитываться в семье и есть еще много хороших положений. Но здесь же стоит приписка: если это не противоречит интересам ребенка. Так как в настоящее время семья и родители на Западе и многими «правозащитниками» у нас в стране стали считаться потенциальной угрозой для детей, а дети сами еще своих прав не знают и защищать себя не умеют, то защищать эти интересы ребенка берутся все вышеперечисленные организации и вопреки воле детей и их родителей изымают детей за все, что кажется работникам этих организаций нарушающим права детей.
В настоящем Российском законодательстве существует 77-я статья Семейного Кодекса, позволяющая органам опеки отбирать детей без суда в случае угрозы жизни с последующим обращением в суд о лишении родительских прав. Есть в правовой системе «Гарант» комментарии на эту статью, где написано: «Это может выражаться в физическом или психологическом воздействии на ребенка в виде оставления родителями ребенка без присмотра, питания... грубого, пренебрежительного, унижающего человеческое достоинство обращения с ребенком, его оскорбления или эксплуатации и т.п.». То есть основанием применения этой статьи по этому комментарию может быть все что угодно. И во многих регионах эта статья именно так и применяется. Кроме того в последнее время участились попытки введения новых ювенальных поправок к федеральным и местным законам, позволяющие чиновникам все более вторгаться в семью и изымать детей.
Все это создает систему произвола, насилия над родителями и детьми, разрушения воспитания детей, разрушения семьи, а с духовной точки зрения - это хитрое изобретение диавола созданное для гибели в вечной муке душ детей и их родителей.
Детские дома и приюты. С одной стороны они необходимы, так как есть дети-сироты и дети, оставленные родителями. И бывает, что работники этих учреждений, честно трудятся, по мере своих сил заботясь о детях. Но совершенно другое дело, когда идет речь об изъятии детей из семьи. «Практика показывает, что в государственных приютах, особенно крупных, дети гораздо более несчастны, чем даже в семьях, где есть проблемы. Это учреждения-монстры, в которых содержатся сотни детей, и царят элементы криминальной «культуры», жестокость, насилие, утилитарный подход к детям. Вот почему из этих детских домов дети так часто пытаются убежать. И стремятся вернуться даже в самую «трудную» семью»[8].
В некоторых кругах считают, что лучше всего детей воспитают не родители - «некомпетентные» и «непросвещенные» - а государство или структуры, руководимые педагогической элитой. С таким подходом согласиться никак нельзя. Родители, согласно Конституции РФ, российским законам и международному праву, да и здравому смыслу, наконец, должны иметь определяющее влияние на образ жизни своих детей, на их мировоззрение. Грубое вмешательство чиновников в воспитательный процесс является ничем иным, как явным отходом от этих правовых норм[9].
Как совершенно справедливо отметила председатель комитета Государственной думы по вопросам семьи, женщин и детей Елена Мизулина, суть ювенальных технологий состоит в отобрании ребенка из семьи и подмене института семьи государственными институтами, а не в чем-то другом.
С духовной точки зрения детей дает родителям Господь Бог, семья - это основа миропорядка, созданного Богом, и разрушение ее и изъятие детей без самой крайней нужды - это очередное восстание на Бога. Как сатана восстал на Отца Небесного - Творца Неба и земли и был низвергнут с Небес, также он хочет, чтобы дети вместо послушания родителям, восставали на них, предъявляли им свои «права», чтобы они как хамы открывали недостатки своих родителей, чтобы как иуды предавали их и доносили на них ювенальным органам, чтобы подготовить поколения людей, которые к концу времен с радостью встретят приход антихриста.
Статья впервые опубликована на сайте omiliya.ru:
http://www.omiliya.ru/chto-takoe-yuvenalnaya-yustitsiya
[1] Конституционное (государственное) право Правовые основы системы ювенальной юстиции. Учебное пособие. Исмаилов Б.И. (Ташкент) - 2002. http://www.allpravo.ru/library/doc117p0/instrum5783/item5790.htm
[2] Черчага С.В. Становление ювенальной юстиции: вопросы гражданско-процессуального законодательства РФ (опыт Ростовской области) http://juvenilejustice.ru/files/attachements/documents/261_389.doc
[3] Пронин А.А. Ювенальное право. Ростов-на-Дону., 2011 - С.143
[4] http://ru.wikipedia.org/wiki/ Ювенальные_технологии
[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/ Органы_опеки_и_попечительства_в_Российской_Федерации
[6] Энциклопедия юриста. 2005. Опека. http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_law/1448/%D0%9E%D0%9F%D0%95%D0%9A%D0%90
[7] Семейное право: вопросы и ответы http://www.studfiles.ru/dir/cat25/subj212/file11469/view122005/page2.html
[8] Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. «Детская болезнь» юстиции. Газета Благовест (Рязань), №3/2011
[9] Протоиерей Всеволод ЧАПЛИН. «Детская болезнь» юстиции. Газета Благовест (Рязань), №3/2011
17. Ответ на 16., Oксана:
16. Нечестно приводить только негативные примеры!
15. ответ
14. Re: Что такое ювенальная юстиция
13. ответ
12. Re: Что такое ювенальная юстиция
11. Ответ
10. Ответ на 5., комментатор:
9. Re: Что такое ювенальная юстиция
8. Ответ на 4 и 7 комментарий