Многоуважаемый Дмитрий Анатольевич!
Позвольте выразить Вам свое уважение и благодарность за Ваше старание по пути национального согласия, и усердие в борьбе с коррупцией во многих сферах нашей страны: полиции, прокуратуре, суде, таможне, образовании, транспорте и других сферах нашего Отечества.
Позвольте обратиться к Вам со следующими предложениями.
Позитивность самой идеи формально организованного с середины июля сего года очередного обсуждения на официальном интернет-ресурсе Минобрнауки России очередной по счету редакции проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (http://mon.gov.ru/dok/proj/7786/), к сожалению, была сведена на нет саботажем ответственными должностными лицами многих направляемых им важных предложений о поправках. Между тем, такие предложения не раз озвучивались руководством российских централизованных религиозных организаций исторически представленных в России религий, обосновывались авторитетными специалистами как отвечающие публичным интересам Российской Федерации и сформировавшемуся социальному образовательному запросу. В законопроекте не учтен и ряд вопросов, которые не раз уже поднимались руководством страны.
Мы имеем в виду отсутствие в законопроекте должных гарантий сохранения существующего статус-кво в отношениях между государством и религиозными организациями в сфере образования и развития таких отношений.
Формулировка части 2 статьи 49 законопроекта полностью уничтожает все и любые формы религиозного образования, в том числе профессионального, вводя жесткий антирелигиозный режим в системе образования. Данная статья вводит запрет «педагогическим работникам использовать образовательный процесс в целях религиозной пропаганды». Но отсутствие четкого определения понятия «пропаганда» однозначно приведет к тому, что любой чиновник станет трактовать эту норму по своему усмотрению. И под запрет попадет практически все преподавание религии в теологических вузах, добровольное изучение религиозной культуры в школе, образовательная деятельность медресе и других духовных учебных заведений.
Статья 89 «Особенности получения религиозного образования и реализации образовательных программ организациями профессионального религиозного образования (духовными образовательными организациями), образовательными организациями религиозных организаций» законопроекта написана людьми, которые или совсем мало что смыслят в предмете, или намеренно постарались создать максимум проблем религиозным организациям своими законотворческими новациями.
Авторы законопроекта, словно в насмешку, в части 1 указанной статьи «разрешают» духовным образовательным организациям «на основании лицензии реализовывать образовательные программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами» (ФГОС), но полностью игнорируют необходимость закрепления также и правовых последствий такой реализации указанных стандартов. А без закрепления правовых последствий в виде или 1) наделения правом выдавать дипломы государственного образца, или 2) признания государством выдаваемых дипломов предложенная авторами законопроекта норма лишена смысла.
Действующая редакция Закона РФ «Об образовании» от 10.07.1992 N3266-1 ныне дает исчерпывающий ответ на этот вопрос в пункте 2 статьи 27, содержа более адекватную и четкую формулировку. Еще более определенно звучали предыдущие варианты норм, регулировавших эти вопросы.
Как известно, эти ныне действующие законодательные положения, создавшие правовую возможность государственной аккредитации духовных учебных заведений в части реализации ФГОС, изначально были приняты по требованию Президента России. И вот теперь некоторые чиновники Минобрнауки позволяют себе «отменять» инициативы руководства страны.
Позвольте известить Вас о деле, не касающемся Закона «Об образовании».
Мы, мусульмане как юридические так и физические лица, систематически сталкиваемся с неисполнительностью подчиненных Вам должностных лиц, затягивающих исполнение поручения руководства страны, и в других сферах, как это, к примеру, было с нашим обращением относительно строительства мечетей. Но ответ на наше обращение, по нашим наблюдениям, оказался затянутым под предлогом «тщательного поиска подходящего участка». Религиозное общество мусульман «Байт-Аллах» с 2000 года просило участок под мечеть и возобновило обращение при Правительстве нового мэра Москвы Собянина С.С с 15 мая, известив Вас подтверждением 100 подписями жителей Москвы. РОМ «Байт-Аллах» утеряло контроль над мечетью «Исторической» благодаря вмешательству Лужкова М.Ю. и духовного лица Гайнутдина Р., который, не достроив новую мечеть, успел снести Соборную мечеть, не считаясь с её статусом с 2008 года как памятника архитектуры.
Пункты 2-4 статьи 89 законопроекта ничего не разъясняют, а создают правовую неопределенность на будущее. Пункт 2 статьи 89 говорит о конфессиональных компонентах и особенностях их утверждения, пункт 3 указанной статьи - о возможности установления дополнительных условий и требований, «вытекающих из внутренних установлений религиозных организаций», пункт 4 статьи 89 касается лишь процедурных моментов и говорит, что государственная аккредитация реализуемых указанными образовательными организациями в соответствии с ФГОС образовательных программ «осуществляется в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом с учетом следующих особенностей», а к числу «особенностей» отнесены конфессиональные представления и вопросы, связанные с помещениями.
Ничего не сказано именно про правовые последствия государственной аккредитации духовных учебных заведений в части реализации государственных образовательных стандартов. Надеяться на то, что «и так все само собой разумеется», нам не представляется возможным, так как мы нередко сталкиваемся с произволом отдельных атеистически (или просто антимусульмански) настроенных чиновников.
Таким образом, даже имеющиеся сегодня законодательно минимально установленные основы конструктивного взаимодействия государства и религиозных организаций традиционных религий были выхолощены разработчиками проекта.
Но главное, в проекте такого важного акта, каким явится федеральный закон, регулирующий образование в нашей стране и, тем самым, определяющий ее будущее, не появились необходимые нормы, обеспечивающие инициативы руководства России в сфере развития отношений с религиозными организациями.
Как следствие, все те огромные ресурсы и усилия Российского государства, которые, в соответствии с целым рядом поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ, с Распоряжением Правительства РФ от 14.06.2007 N775-р; Комплексной программой содействия развитию сферы религиозного образований на 2005-2015 гг., и мн. др. документами, были направлены на государственную поддержку, стимулирование мусульманского образования в России с опорой на внутренние российские мусульманские традиции оказываются так же лишены смысла в долгосрочной перспективе. Без должного законодательного обеспечения всё это рано или поздно выродится в средство распределения между собой и потребления узким кругом чиновников выделяемых на это направление бюджетных средств. Поэтому мы убеждены, что в обсуждаемом законопроекте максимально должны быть закреплены формы, гарантии и механизмы взаимоотношений между государством и религиозными организациями, причем на новом, более продвинутом уровне. Это очень важно и для сокращения дискреционных полномочий чиновников (зависящих от их личного произвольного усмотрения) и их произвола, для изначального снятия коррупционных рисков в сфере образования.
Мы считаем неправильным, что в законопроекте ни слова не сказано о механизмах реализации изучения религиозных культур в школах. Эксперимент по введению «Основ религиозных культур и светской этики» проводится с многочисленными погрешностями, каковых можно было бы избежать на будущее, если бы мы закрепили необходимые нормы на этот счет в законопроекте. Приведем наглядный пример: в учебном пособии «Основы исламской культуры» (Москва, АПКиППРО, 2010, 52 стр.) для учреждений системы повышения квалификации (то есть для школьных учителей), изданном в рамках указанного эксперимента, почему-то рассказывается о внутреннем убранстве буддистских храмов (стр.15), про Тору (стр.9) и Шабат (стр.6). Какое все это имеет отношение к исламской культуре? Мы с уважением относимся к указанным религиям буддизма и иудаизма и их верующим, но такая странная содержательная пересортица нас не устраивает.
Мы считаем неправильным, что в законопроекте ничего не сказано о гарантиях введения ученых степеней по теологии в российской государственной системе аттестации научных работников. Существует ряд поручений Президента РФ и Председателя Правительства РФ положительно решить этот вопрос. Правовая возможность включения отдельной укрупненной специальности «Теология» в Номенклатуру специальностей научных работников и последующего введения ученых степеней по теологии в государственной системе аттестации научных работников убедительно подтверждена и обоснована десятками детально аргументированных заключений авторитетных российских правоведов. Но Минобрнауки России много лет упрямо саботирует и искусственно затягивает решение указанного вопроса, прикрываясь манипулятивными отговорками и откровенными вымыслами. Россия в рамках Болонского процесса признает дипломы докторов теологии, выданных государственными университетами других стран, но упорно дискриминирует своих теологов. Мы убеждены, что в законопроекте обязательно должны быть закреплены гарантии защиты и развития теологического образования и теологической науки в России.
Мы считаем значительными недостатками законопроекта то, что в нем ничего не сказано про иные формы признания государством дипломов конфессиональных образовательных учреждений и что отсутствуют гарантии государственной поддержки конфессиональных образовательных учреждений. Решение этих вопросов давно назрело.
Нет ни слова о кадетском образовании, крайне неудовлетворительно закреплены гарантии и механизмы гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания школьников. Не нашли должного места в законопроекте гарантии изучения русского языка и русской литературы, как объединяющих все народы России и, что особенно печально, отсутствуют гарантии сохранения системой образования культурного наследия народов России, гарантии изучения в школах культур и языков небольших народов России. Принцип государственно-общественного характера образования в России выродился в законопроекте в откровенную фикцию. Представляются намеренно размытыми и неудовлетворительными по минимуму имеющиеся в законопроекте гарантии бесплатности школьного и впервые получаемого (на конкурсной основе) высшего образования, что недопустимо в условиях беспрецедентного роста коррупции в некоторых вузах и поборов в школах, о чем систематически сообщают СМИ (см., например, сюжет программы «Максимум» (НТВ, 03.09.2011, 20-10 - 20.25) про коррупцию в московской системе образования).
Складывается ощущение, что разработчиков законопроекта заботили исключительно пути интенсивной коммерциализации российского образования и создание под самих себя разных финансовых возможностей в системе образования на будущее.
Обращаемся к Вам с просьбой лично вмешаться в сложившуюся, реально критическую, ситуацию, приостановить продвижение законопроекта и взять под личный контроль его доработку на предмет решения выше обозначенных проблем.
С глубоким уважением, добрыми молитвами за успех Ваших стараний
Глава, предстоятель РОМ «Байт-Аллах», казы Имам шейх Махмуд Абдулхак Велитов