Где-то с месяц назад уважаемые священнослужители, по просьбе редакции РНЛ, высказали свои мнения о нынешнем состоянии села, его экономики и, конечно, духовно-нравственного здоровья селян, о котором они осведомлены более кого бы то ни было. С их невесёлыми выводами трудно не согласиться. Только иные суждения, возможно, в силу заданной краткости, показались мне несколько общими. Захотелось дополнить их живой конкретикой, свидетельством человека если не от сохи, то уж, несомненно, от земли, от почвы. Именно таковым предстал передо мной, к примеру, Анатолий Букатов, глава Идринского района Красноярского края, с которым меня свели писательские дороги.
Он из опытных хозяйственников. Возглавлял совхоз, потом районный Совет, а нынешними депутатами райсовета избран его председателем и главою района. Так что сельские проблемы знает изнутри и весьма основательно. Я попросил Анатолия Гавриловича поделиться мыслями о положении и реальных, на его взгляд, путях возрождения, развития села. Рад предложить внимаю заинтересованных нашу беседу.
- Все местные проблемы так или иначе замыкаются на райсовете, на главе района, это аксиома, - для начала подчеркнул Букатов. - Надеюсь, понятно и насколько нелегка «шапка» главы, а ныне - особенно. Неизбывны думы о том, как быть селу, как ему выжить. Не секрет, что оно переживает не лучшие времена. Продолжается отток населения. И как бы мы ни изощрялись, надо признать: пока не обустроим глубинку, не создадим современную социальную инфраструктуру, проще сказать, не обеспечим нормальных условий для жизни людей, никого в селе не удержим, одной «природой» туда не заманим. Это не только мои мысли и чаяния, так вам скажет любой сельский житель: нужны серьёзные вложения в село, остальное - иллюзии. Мы ведь многое из этого «остального» уже проходили: то укрупняли, то разукрупняли хозяйства, колхозы делали совхозами, внедряли хозрасчёты и самофинансирования, теперь вот новая мода на дворе - капитализация всего и вся. И в итоге селяне остаются по сути без больниц, малых школ, дорог, водопровода. А это приведёт к исчезновению села и самого понятия сельский житель.
Тенденция общая для страны, для края и района. У нас, к примеру, уже нынче в селеньях Октябрьском и Средней Салбе прикрыты ФАПы, в силу малой численности населения, отсутствия кадров. Мы, конечно, людей без медпомощи не оставили, есть выездные бригады медиков, «скорая». Но когда всё ставится на колёса (врач приехал-уехал, детей в школу привезли -увезли), это ведь не решение вопроса. Всё на живульку. «Сверху» нам говорят: надо развивать производство, открывать рабочие места, расширять налоговую базу. Верно говорят. И мы понимаем: надо. Но как это делать и с кем? Никто не знает, не подсказывает. А крайними остаются муниципалитеты.
Поймите меня правильно, я не жалуюсь, не оправдываюсь. Просто делаю вывод из практического опыта: нужны весомые капитальные вложения. Пусть уже не в каждую деревушку, где впрямь трудно удержать водопровод, школу, дорогу, но в средние, в крупные села, пока не поздно, пока там живут и хотят жить люди, вкладывать необходимо. Ради их сохранения. Конечно, это не новость. Всё это известно и старо, как мир. Кстати, два десятилетия назад, когда я был директором совхоза, к нам люди ехали из города, потому что была по тем временам приличная зарплата, были квартиры. Мы сами строили жильё. Работала программа: 20 квартир в год на хозяйство, и она выполнялась. Но сегодня подобную программу муниципалитету не потянуть. Он нищ. Бюджет района дотируется на 90 процентов. И даже краю одному
не потянуть. Нужна программа всероссийского масштаба. Это моё глубокое убеждение. Будет такой подход, можно всерьёз говорить о подъёме села.
Сегодня же мы, «власти предержащие», видим только центнеры зерна с гектара да литры молока от коровы, а человека не замечаем. О нём, мол, потом. Увы, такого чуда - производства без человека - не было и не будет. Сначала люди - потом экономика. Вот если так выстроить логику, тогда сдвинется дело. Конечно, и сегодня в наших 36 селеньях люди не сидят сложа руки, но они не живут, а выживают, в силу созданных им условий.
- И особыми природными богатствами район вроде не располагает.
- Почему же? Есть лес, посевные площади, дойное стадо. Последние, правда, поубавились по вышеназванным причинам, но их можно возродить, если повернуться лицом к деревне. Притом я реалист и понимаю, что этого не сделать в одночасье, понадобятся годы и годы, но надо начинать, и -именно с социальной сферы. Урожаи, надои поднять проще, чем вернуть и обустроить людей. Но этот истинный капитал пока, да простят меня оппоненты, у нас в забвении, отставлен куда-то на вторые, третьи места. На словах вроде бы печёмся о нём, предпринимаем то да сё, но на деле качество жизни селян остаётся низким. Я сам тридцать лет живу и работаю в местных идринских сёлах и говорю это со знанием дела. Примеры стоят перед глазами.
Вот небольшое сельцо. В нём есть водопровод. По нынешним законам, он должен содержаться за счёт сборов с населения. Но они непосильны для селян. Тем более, в системе часты поломки, то сгорел мотор, то лопнул насос, и для замены нужны 20-30 тысяч рублей разом, что неподъёмно ни для бюджета села, ни для его обитателей. В нашем крае существует программа поддержки водопроводных сетей «Чистая вода», и она порой выручает, но возможности её тоже ограничены. К тому же действует она «точечно», как и многие другие, а системного подхода к проблемам нет. Живём от провала до провала: ныне «полетел» водопровод, завтра встали автобусы, там ещё что-то.
И люди в сёлах по сути держатся на энтузиазме, на любви к родной земле, привычке к сельской жизни. Да и, по большому счёту, никто нас, селян, нигде не ждёт с готовыми квартирами и рабочими местами. Поэтому, повторю, пора всерьёз обустраивать село ради сохранения его и как образа жизни, и как цеха по производству сырья и продовольствия.
Что до рыночных веяний, подчеркну главное: за годы капитализации так и не был устранён диспаритет цен, делающий производство иных продуктов бессмысленным. Скажем, чем больше поставишь мяса, тем больше получишь убытков. А чтобы стало оно рентабельным, надо закупать его у крестьян не по 130 рублей за килограмм, а по 250-300. Но в какие цены это выльется на прилавке? И кто такое мясо купит? Между тем издержки крестьян всё растут: нынче снова подскочили цены на ГСМ, на уголь, электроэнергию, что опять бьёт по карману селян и по нашему бюджету. Притом больно. Приходится идти «с шапкой» по краевым инстанциям. К примеру, у нас в казне на плату за киловатт отпущено (условно) 2,8-3,2 рубля, а счета в бюджетные учреждения идут по 3,9, а то и 4,1, в зависимости от аппетитов поставщика. И, спрашивается, чем нам рассчитываться? Конечно, мы надеемся, что с помощью правительства, губернатора края проблему как-то скорректируем, но сам факт таких «разрывов» угнетает. Они не единичны, их масса, что указывает на отсутствие системы в решении подобных коллизий.
- Всё с большей тревогой говорят в руководстве страны о кадровой проблеме: юристов, экономистов «наклепали» много, а вот инженеры, конструкторы, да и те же сельские механизаторы - в дефиците, так?
- Да, за годы невнятных реформ кадры мы подрастеряли. Молодые поуехали в первую очередь, где-то как-то пристроились. Хотя, встретишь в городе, говорят: мы бы вернулись в район, будь там работа, зарплата... То есть снова вопрос в обустройстве. И мы что-то пытаемся делать для этого. Скажем, у нас побывала целая бригада профессуры Красноярского педагогического университета имени В.П.Астафьева, во главе с ректором Н.И.Дроздовым, совместно провели педагогический форум, подписали взаимный договор о помощи абитуриентам и выпускникам, что пожелают к нам вернуться. Молодые учителя нужны. Правда, есть и краевая программа поддержки молодых специалистов, но всё же и это полумеры. Как выше сказано, селу нужна инфраструктура: жильё с удобствами, дороги, детсады.
В общем, какую программу не выхвати, невольно упрёшься в повышение качества жизни. И для муниципалитета оно тоже первостепенная задача. По крайней мере, мы стремимся к её решению, не паникуем, ищем выходы, хотя понимаем, что наших силёнок маловато. Люди со своими бедами идут не к президенту, не к губернатору, а к нам, однако возможности местной власти весьма ограничены, и прежде всего- скудным финансированием. Закон 131-й о местном самоуправлении наделяет нас огромными полномочиями, числом аж за сорок, но к реальному исполнению финансируется немногое. И мы «крутимся» в пределах возможного.
- Этот многострадальный закон латали много раз, но, похоже, проблем вокруг него меньше не становится. На что бы Вы, человек из глубинки, с незаёмным опытом работы в местной власти, ещё обратили внимание руководства страны, федеральных законодателей?
- Думцы и сенаторы в общем-то немало сделали для улучшения закона. Но всё же, на мой взгляд, многое в нём прописано слишком общо. Нам на местах хотелось бы больше конкретики. Скажем, более чёткой прописи полномочий с соответственным финансовым сопровождением. Тогда можно и спрашивать с муниципалитета по полной. А пока... Допустим, мы отвечаем за транспорт, образование, за медпомощь. И существуют надзорные службы. Они приходят к главе поселения, предъявляют претензии и налагают штрафы. За что угодно: за сомнительную пожарную безопасность в деревянной школе, за «самодельный» пищеблок, за нехватку площадей в ФАПе. Штрафы в десятки, сотни тысяч. Таких денег у главы нет. Начинаются войны, судебные тяжбы. Это оскорбительно для местной власти. Никто ж не против, чтобы в школе был пищеблок с горячей водой, в ФАПе - требуемые площади и медицинские инструменты, на скотомогильнике - порядок по инструкциям. Но, извините, где финансы под их обеспечение? Вроде в одном государстве живём-работаем, зачем же перетягивать рубли туда-сюда? Несерьёзно как-то.
Снова скажут: пусть муниципалитет зарабатывает. Стараемся. Но пока это трудно делать в районе, удалённом от краевого центра на 560 вёрст, с 15-тысячным населением, с пятью оставшимися крупными хозяйствами, где люди работают за 3-4 тысячи рэ, фактически за «минималку». И движения вперёд не видно. Рынок не отрегулирован. И выход нам невольно видится в государственном управлении сельским хозяйством. Хотя бы временном, до его становления. А покуда в 363 миллионах районного бюджета лишь 36 от собственных сборов, остальное дотации. Да, сборы понемногу растут, но и цены не отстают, а потому удельный вес собственных средств остаётся прежним. Где выход из этого порочного круга? Читайте беседу с начала.
Беседовал Александр Щербаков
17. Георгий
16. 12
15. Re: Люди важнее прибылей
14. 9. Н.Ролле
13. 12. Субъект
12. Как обеспечить хотя бы рентабельность
11. Re: Люди важнее прибылей
10. Re: Люди важнее прибылей
9. Георгий
8. На 5. Н.Ролле : отчего у них ничего не вышло?