«Русская религиозная философия» - как благозвучны эти слова, какая в них сила духа, как смущается ум перед их тайной, какой блистательный перечень имен воскресает в нашей памяти! Как вместить, понять и прикоснуться? Подхожу к книжному шкафу, касаюсь корешков книг, читаю имена и склоняюсь перед ними в своем незнании и немощи. Сколько веков вызревал этот хор вдохновенных мыслителей, сколько времени потребовалось России и матери-Церкви, чтобы в их сокровенной глубине бытия окрепли голоса, удивившие и поразившие мир! На каком камне строили они дом своей мудрости, и почему свет этой мудрости так не похож на свет «естественного разума»? Чем объяснить почти тысячелетнее молчание русской философии?
Понимаю, что своими силами невозможно ответить и на самые простые вопросы. А вопросов все больше и больше, и чтобы разрешить их, необходимо найти в глубине веков тот источник, тот родник животворной мысли, который напоил русских философов живой водой. Нужно увидеть, услышать и понять тех людей, которые на протяжении многих веков вели духовную брань, и, преодолевая хитросплетения пораженного первородным грехом естественного разума и эллинских мудрований, сохранили этот родник в первозданной чистоте. И прежде чем мы откроем книгу русской религиозной философии, с Божьей помощью и с помощью провожатых попытаемся найти ее основы.
Зарождение русской религиозной философии произошло в первой половине XIX века в условиях, когда все возникавшие в то время вопросы рассматривались в свете исторической противопоставленности России и Европы. Поиск причин такого противопоставления, имеющего религиозную основу, позволяет установить истоки русской религиозной мысли, а соответственно, особенности образования и культуры России и Европы. С этой целью необходим экскурс в историю философских и догматических споров, происходивших в христианском мире на протяжении последних двух тысячелетий.
Иван Киреевский и Алексей Хомяков являются основоположниками самобытной традиции в русской философии. Н. Бердяев писал: «Русская философия имеет характер онтологический по преимуществу; в ней гносеология всегда занимает подчиненное место, а проблемы логические не разрабатываются специально. Конкретное сущее - вот к чему устремляется славянофильская и русская философия. Но может ли существовать национальная философия, не должна ли философия стремиться к тому, чтобы быть истинной, а не национальной? Конечно, к истине должна стремиться философия, в любви к мудрости пафос ее. Но истина не бесплотно и не бескровно раскрывается в человечестве. В великом деле раскрытия истины, всегда единой, могут быть разные миссии и назначения. Разным нациям в разные эпохи поручено раскрывать разные стороны истины. Это связано с умопостигаемой волей нации, с основным устремлением ее духа. Умопостигаемая воля русского народа, целость духа его направлена на раскрытие тайны сущего, ставит русской мысли задачи онтологические. Религиозная природа русского народа ставит перед русским сознанием задачу создания синтетической религиозной философии, примирения знания и веры, в эту сторону направляет творческую мощь нашу. Онтологическое и религиозное устремление русской философии не есть подчинение истины национальности, а есть раскрытие нашей национальностью онтологической и религиозной стороны истины». [1]
Русская философия есть философия цельного духа, в ней преодолеваются отвлеченные начала. Вся русская философия, как отмечал Бердяев, борется с индивидуализмом, с падшим разумом за соборность сознания.
К представителям старого классического славянофильства можно отнести единомышленников и учеников А.С. Хомякова - А.И. Кошелева, Ю.Ф. Самарина. Последним представителем этого направления был И.С. Аксаков.
Особое место в истории русской философии занимает К.Н. Леонтьев, уделявший большое внимание Византии, ее государственности, культуре, аскетике и монашеству.
Славянофильское сознание более всего развилось в творчестве Ф.М. Достоевского. Многие темы своей философии получил от славянофилов В.С. Соловьев. В первую очередь это религиозная направленность его философии и вера в особое призвание России. В отношении к католичеству он ближе к Чаадаеву. По замечанию Бердяева, в Соловьеве встречаются два антипода - Чаадаев и Хомяков. Соловьев и Достоевский внесли в русскую философию пророческий дух.
В начале XX века религиозно-философские собрания, на которых встречались церковные иерархи и интеллигенты, показали религиозное бессилие последних, их способность ставить вопросы, но не решать их. Но все же это было началом новой религиозной эпохи, новым возрождением русской религиозной философии. Русские религиозные философы унаследовали от Киреевского и Хомякова православное направление мысли, национальное сознание, свободу в постановке и решении философских и богословских проблем и главное - церковный образ жизни, вплоть до принятия священнического сана Сергием Булгаковым и Павлом Флоренским, Георгием Флоровским и Василием Зеньковским. Многие работы этих мыслителей смущают своей смелостью и кажущейся несовместимостью с догматами Церкви. Но только Божественной мудростью можно объяснить отношение Церкви к их творениям. Церковь различала богословие и религиозную философию и оставляла за второй свободу творчества, направленную на продолжение национальной традиции в русской духовной культуре.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
Литература
1. Бердяев Н.А. Собрание сочинений. Т. 5. - Париж: YMKA PRESS, 1997. - С. 114.
1. Re: Самобытность русской философии