По-разному люди приходят к пониманию промысла Божиего. Один мой знакомый, всю жизнь имеющий проблемы в браке, рассказывал, как он недавно встретил бывшую однокурсницу института. Сейчас она руководит Воскресной школой при храме. Он вспомнил, что когда-то она была влюблена в него, но тогда она казалась ему не такой яркой, модной, как ему желалось в юности. И вот теперь он удивлялся, как все-таки Господь заботился о нем, любил его, хотел ему блага, что послал когда-то ему все для будущего счастья. Просто он сам это не взял! «Господь дает, - мы не берем!» - все удивлялся он. «Почему я прозевал невесту? Не туда, не на то глядел!» - безжалостно каялся мой знакомый.
Прочно оккупировали либералы политический Олимп в России. Партия власти, используя свое положение, кажется, все ходы и выходы перекрыла для оппозиции. Решение о создании Национального фронта еще более привело в уныние тех, кто имел надежду на выход из либерального тупика. Судьба будущих президентских выборов в сознании обывателя предрешена: Путин (Медведев) с Единой Россией. Все вокруг разводят руками: ничего уже не сделать, поздно, бесполезно, нереально…
Здравомыслящие люди видят: в России есть немалые национально-патриотические силы - русские, державные, традиционалистские, консервативные, православные... И в то же время все не перестают удивляться тому, что патриоты так и не выдвинули настоящего лидера. Огромное войско осталось без главнокомандующего. Оно в унынии, растерянности и рассеянности.
Все понимают: Жириновский, Зюганов, Прохоров и т.п. – это так, для поддержания игры в либерализм. Огромная государственная либеральная машина, подталкиваемая западным локомотивом, на будущих выборах, кажется, сомнет все и вся, потому что нет того, кто этому сможет противостоять. Кажется, всех уже соблазнили, отстранили, оклеветали, заглушили, отодвинули.
Но это только кажется…
Выход всегда существует. Господь по-прежнему любит нас, вот только мы сами туда ли глядим, то ли ищем? Возьмем ли мы то, что нам дает Господь? Увидим ли, поймем ли, примем ли, воспользуемся или отвергнем помощь Божию?
Так и хочется сказать, как тот мой знакомый: а может быть, нам было дано, но мы не туда смотрели!
Еще лет восемь назад году я услышал на Рождественских чтениях депутата Н.А. Нарочницкую, и был удивлен...
Наталия Алексеевна Нарочницкая (1948 г. рождения) – политический и общественный деятель, доктор исторических наук, политолог, философ, специалист в области международных отношений, депутат Госдумы IV созыва, автор заявлений в защиту неделимости России, в поддержку Русской Православной Церкви, действий Российской армии в Чечне, против расширения НАТО и агрессии в Югославии, великий русский патриот, самоотверженный, горячий борец за Россию и Русский народ. Автор нескольких книг, в том числе «Православие, Россия и русские на пороге третьего тысячелетия». Владеет английским, немецким, французским и испанским языками.
Окончила с отличием МГИМО, специалист по США, Германии и общим проблемам и тенденциям международных отношений. В 1982–1989 гг. работала в Секретариате ООН в Нью-Йорке. Старший научный сотрудник Института мировой экономики и международных отношений Российской Академии Наук, руководитель Парижского отделения российского Института демократии и сотрудничества, заместитель председателя Комитета по международным делам Госдумы РФ, глава комиссии Госдумы по изучению практики обеспечения прав человека и основных свобод, контролю за их обеспечением в иностранных государствах. С 2009 г. член Комиссии по противодействию попыткам фальсификации истории в ущерб интересам России.
Нарочницкая - выдающийся современный русский мыслитель, замечательный государственный и общественный деятель и, наконец, удивительно обаятельная женщина. 3 ноября 2008 г. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II вручил Наталии Нарочницкой орден княгини Ольги III-й степени – в связи с юбилеем и за труды по укреплению православного единства.
Нарочницкая - одна из сопредседателей I и II Всемирных Русских Соборов, соавтор его основных фундаментальных документов, в том числе «Акта о единстве русского народа», провозгласившего русских разделённым народом, имеющим право на воссоединение (принят Вторым Русским Собором в Свято-Даниловом монастыре в феврале 1995 г.).
Нарочницкая - автор ряда разработок по проблемам взаимоотношений между русским национально-государственническим сознанием и философией западноевропейского либерализма, автор нескольких книг, изданных в том числе и за рубежом.
Считает непременным условием успеха внешней политики России в современной обстановке возвращение к её традиционным основам, противодействие диктату США и НАТО.
Нарочницкая - сторонник возрождения православных традиций, «разумный консерватор» и один из основателей партии «Родина». С Нарочницкой можно не соглашаться, но даже оппоненты восхищаются ее широкой эрудицией, блестящей аргументацией, умением вести дискуссию и находить неожиданные грани самых, казалось бы, общеизвестных тем.
В знании и глубине понимания истории России последних двух веков, причин ее трагедии и ее роли на международной арене мало найдется на сегодня равных Нарочницкой Наталии Алексеевне.
В Нарочницкой мы видим редкое сочетание понимания духовной основы государственности с глубоким научным знанием современных международных проблем. Редчайшее сочетание богословия и политики. Это чуть не единственный политик такого масштаба, признающий христианские ценности в истории и политике.
Чудом сохранилась она в политической элите, незамечено возрастая и укрепляясь среди самонадеянных и узкомыслящих мужчин.
Увы, на сегодня ей перевалило за шестьдесят, а по Конституции кандидатом в Президенты можно быть до 60 лет...
Но где мы были раньше?
Наша ошибка в том, что мы сами поддались на либеральные условия выдвижения кандидатов и ждем, когда лидер проявит себя на самом высоком уровне: партийном, чиновничье-государственном, политическом. Но либерально-демократическая система так устроена, что она отсекает всякую попытку оппозиции укрепиться на верху, а тем более в СМИ. Поэтому ждать на телеэкранах лидера, равновесного кандидату власти, – неразумно и наивно: власть этого не допустит. Необходимо вырваться из этого порочного круга либеральных выборов, когда победитель заранее определяется, а все остальные вежливо отодвигаются в сторону. Гордиев узел не надо развязывать, его надо разрубить.
Пора иначе посмотреть на сам принцип выборов.
Первое. Не все то золото, что блестит. Чем человек больше о себе говорит и всюду себя рекламирует, тем больше вероятность того, что он имеет корыстные цели. На политический Олимп забрались все любители высоких и сладких вершин, но не те, кто готов жертвовать ради своего народа: они туда не стремились, толкаясь локтями.
Помню, когда я приходил к вере, я был просто поражен несоответствием широчайшего почитания на Руси Пресвятой Богородицы и количеством тех мест в Евангелие, которые Ей посвящены. Прошли годы, прежде чем я понял: не всегда роль в жизни и истории определяется общественным звучанием; не все, кто громко говорит и суетится, велики. Величие - в тишине и молчании.
Такое же удивление ждало меня, когда я узнал о прп. Серафиме Саровском. Тысячи людей в Дивееве, и ничтожная доля информации в СМИ.
Мы так привыкли к дерзкому завоеванию теплых мест под солнцем в науке, искусстве, СМИ, политике тех, кто умеет толкаться, что не представляем иного пути в демократическом обществе. Даже термин для этого родился – пиар. Но пиарщики не могут быть героями нации.
Если честно говорить, оба наших последних руководителя страны свалились на нас, простых граждан, избирателей, из ниоткуда, предложенные и выдвинутые уже кем-то. До этого они себя для нации ничем не проявили. А появились и закрепились только благодаря закулисной поддержке влиятельных и богатых сил. Неужели нельзя сломать эту систему, неужели Русь оставлена Богом до такой степени, что нет вариантов вернуть преданных ей и любящих православные традиции вождей? Не верю!! Не может Господь до такой степени нас оставить. Всегда дает Он нам шанс – вот только увидим ли мы его?
Итак, не все те, кто о себе громко заявляет, могут быть лидерами нации. И наоборот, молчание в пиаре не означает еще неспособности повести за собой народ.
Разве Кутузов забросал Императора прошениями о том, чтобы возглавить войско в 1812 году? Конечно, нет. Скромно сидел в деревне, к нему пришли и упросили. Поэтому и выиграл Отечественную войну. Разве Суворов желал наград и славы и мечтал быть генералиссимусом? Нет, сидел в деревне. Пришли, воззвали к его совести, он пошел и победил.
И, конечно же, логично вспомнить схожую с сегодняшней ситуацию 1613 года...
Католики в Москве, чужеземцы наконец-то дорвались до лакомого куска богатой страны, бояре подкуплены, Россия ослаблена до полумертвого состояния, государства как такового нет. Но в Нижнем Новгороде выходит на площадь торговец и призывает возлюбить православное Отечество до такой степени, что продать жен и детей, но спасти Россию от иноземных ее любителей. И дело не в гениальности скромного торговца мясом, а в том, что соотечественники его дружно поддержали.
Кто до этого знал Пожарского? Но пришли, упросили, он возглавил ополчение, и Россия неожиданно воспрянула. Сам же князь Пожарский не бросался издавать листовки, чтобы послали именно его спасать Россию. Не был инициатором создания Национального фронта, своим авторитетом заставляя князей выбирать его. Не занимался самовыдвижением, - его выдвинуло ополчение, народ.
А как мы ставили Царя?
Разве Михаил Романов рвался во власть, пиарил, доказывал всем, что только с ним Россия выйдет из кризиса?! Конечно, нет. Все с точностью до наоборот. Он и его мать долго отказывались. Мать плакала и категорично защищала сына: «Нет!» Принимал решение о его правлении не он сам, обратите внимание, а Земский Собор! И что же? 300 лет славного правления Дома Романовых сделали нашу Русь величайшей державой.
Эту же систему прекрасно осознавал и понимал в отличие от наших либералов Николай II, когда отрекался от Престола. Только он явился свидетелем обратного процесса: народ «отозвал» своего избранника, и Государь не пошел по либеральному пути сохранения власти любым путем: хитростью, популизмом, авторитетом, подкупом, силой. Раз народу он стал не нужен, он честно ушел. Потому что не Царь порабощает народ, как нам внушали сто лет, а народ живет верой в Царя.
Итак, братья и сестры, не подобаем нам, сидя на печи да на диване, искать в газетах и на телеэкране лидера. Для нелиберального пути развития нужен и нелиберальный подход к выборам лидера.
Нужно, в первую очередь, осознать опасность нашего равнодушия к своей Отчизне, политой потом и кровью наших предков, чтобы отдать ее на разграбление жадным до ее богатств соседям и их ставленникам.
Во-вторых, нужно самим найти того, кто готов пожертвовать собой во имя народа и просить его стать нашим избранником, представителем, вождем, как в 1613 году. Встать на колени и слезно попросить вывести нас из либеральной нравственной разрухи.
В-третьих, отсутствие широкой известности - это не слабость, а преимущество кандидата. Это должны понять мы сами прежде всего. Потому и не видно было так широко Нарочницкую, что никогда не искала она своей выгоды, не торговала своими принципами ради карьеры, не поддакивала властьимущим, не прогибалась, не пиарила, не «искала своего» (см. 1 Кор. 13:5). Этим наш кандидат в Президенты продолжит традицию наших национальных героев: Кутузова, Суворова, Пожарского, Столыпина, Николая II и многих других. Это и гарантия того, что, став на такой высокий пост, наш кандидат не соблазнится на корысть, а продолжит служение великих предков и жертвенно послужит возрождению великой России. Так что эта незаметность в СМИ – это несомненный плюс. Но мы это не заметили...
Наталия Алексеевна – верующий православный воцерковленный человек. Это значит, что она осознает долг служения, понимает власть как собственную жертву ради ближних своих.
Именно такие люди, когда встанет перед ними ответственная задача, все силы, всего себя, жизнь свою отдадут служению Отечества. Они сейчас в тени, но это не означает их слабости. Их силы удесятеряются, когда приходит осознание ответственности за великое дело служения истории и народу. Так было в нашей истории не раз. Так произошло бы, я уверен, и в наше время, если бы только мы...
Четвертое. Вы скажете: у власти - деньги, СМИ, государственные структуры, чиновники; и противостоять этому невозможно. У нас этого нет, но у нас есть скрытая доселе сила: вера и правда. «Не в силе Бог, а в правде», - говорил святой Александр Невский, оказавшийся в подобной ситуации. Да, спящий русский медведь производит впечатление бессильного, безобидного лежебоки. Но это пока его не трогают. Если встретятся эти две стороны России – вера русских в правду и сильный лидер, - они непобедимы! Миллионы русских людей в последние годы перестали ходить на выборы по той простой причине, что голосовать абсолютно не за кого. 50% русских людей на выборы не ходят. Но если бы мы сами избрали себе лидера и склонили перед ним головы, как 400 лет назад перед Михаилом Романовым, - откуда что возьмется. Наша вера, надежда, наш энтузиазм перекрыли бы все деньги отрабатывающих зеленые бумажки «агитаторов». Они агитируют за деньги и за свое кресло, мы – от души и за Правду, за традиции, за великую Россию, за будущее своих детей. Наше дело правое, победа была бы за нами!
Тысячи и тысячи энтузиастов, уставших от засилья вседозволенности и разврата, вдруг выступили бы на несвойственное им поприще агитации. Разбуженный русский медведь показал бы свою силу тем, кто уже похоронил его.
Все общественные организации на некоторое время весь свой людской и материальный потенциал направили бы на выборы, осознавая, что перемена курса страны и есть главная задача для их деятельности: семейной, спортивной, культурной, педагогической…
Как только они себе представят, что еще 12 лет будут продолжаться эти потуги угодить Западу, построить нужное глобализаторам толерантное общество потребления, - они воспрянут и сделают невозможное. Еще 12 лет либерализма Россия не выдержит, - это понимают очень многие, прекрасно осознавая, что еще более усилятся все либеральные новшества: развал семьи, разграбление ресурсов, права извращенцев, заселение иноземцев, обнищание деревни, разрушение нравственности, образования, науки… Взяточничество, наркомания, самоубийства, отток за границу, дети-сироты, развращение молодежи, разгул пошлости в СМИ и т.п. и т.п. – все это без кардинального слома идеологической системы в государстве не преодолеть. Вся наша борьба с ювенальной юстицией, с вступлением в ВТО, с коррупцией, извращениями, с торговлей органами, с развалом образования малоэффективна, потому что это все закономерные стороны либеральной идеологии. Все это лишь укрепится, если мы не объединимся вокруг того, кто это хорошо понимает, глубоко осознает пропасть нынешних реформ и крепко стоит за наши русские православные традиции. Наталия Алексеевна понимала это, как никто другой. Но вот мы это ее понимание не увидели...
Н.А. Нарочницкая, конечно, не думала идти на выборы и правильно делала. Трезвомыслящий человек не согласится пойти в одиночку против Медведева. Это не реально. Но она, конечно, не могла не согласиться, когда ее бы попросила об этом вся патриотическая Россия. Потому что она патриот и всю свою жизнь и деятельность посвятила любви к Отчизне. Потому что она христианка и понимает, что путь к воскресению идет только через Голгофу. Кто-то должен... По этой причине согласился когда-то Михаил Романов.
Она могла согласиться только при условии, когда все мы объединимся, смиримся перед единой кандидатурой и возьмем на себя ответственность, а не свалим ее на хрупкие плечи новой Жанны дАрк.
Дело не в лидере, а в том, является ли он лидером для нас! Вот в чем главная проблема. Царя играет свита. Вся сила нации - в соборности. Чем крепче и дружнее объединяемся – тем больше вероятность успеха. Поэтому ситуация интересная: мы жалуемся на отсутствие лидера, а оказывается, лидер всегда есть рядом, нет пока нашего единства в признании его.
А в объединении главным является смирение. Необходимо смириться перед единым, избранным всеми лидером, оставить наконец свои мелкие амбиции, претензии, упреки, осуждение… Забыть о мелком и преодолимом ради важнейшей задачи спасения Отечества. Ради главного – пожертвовать мелочами. Никогда и никто не найдет вождя, удовлетворяющего требованиям всех групп общества. Но тем и сильно христианство, что оно учит иерархии ценностей. «Наипаче ищите Царствия Божия, и это все приложится вам» (Лк. 12:31). Если мы последуем этому христианскому принципу и переступим через свои мелочность, самонадеянность, самомнение, вождизм ради спасения положения в стране, - мы непобедимы! Наша сила – в единстве! В единстве объединения вокруг одного лидера. Надо довериться ему, поддержать, помочь…
Наталия Нарочницкая была, на мой взгляд, таким лидером, который мог бы удовлетворить большинство наших патриотических организаций. Она человек, который в главных, основных идеях стоит на позициях всех патриотов. Расхождения могут быть только в деталях, которыми и необходимо поступиться ради общей победы над либерализмом.
У каждого времени - особый национальный лидер. Отстала экономически Россия – Господь послал Царя - строителя верфей. Необходимо было вобрать культуру Европы – появилась Екатерина. Александр III – Миротворец. Николай II – страстотерпец. Сегодня, вполне возможно, России нужен особый дар от ведущего ее: глубину понимания исторических вопросов, нужен, так сказать, философ. Тот, кто смог бы осмыслить прошедший опыт, определить место России в мировой истории и дать ей новые верные ориентиры на будущее. На это неспособны нынешние хозяйственники, зато этот потенциал мы наблюдаем у Нарочницкой. Мужчин-хозяйственников у нас много, а вот глобально мыслящих – увы, реденько. Немало также и обличителей, а вот занятых позитивным делом для укрепления России ничтожно мало. Нарочницкая не критиканствовала, она тихо делала нужное для России дело – защищала интересы русских перед Западом.
Но хватит о дне вчерашнем: этот поезд ушел...
Вывод из всего вышесказанного тот же, о котором мы говорили в начале статьи: все дело не в условиях, а только в нас самих! Как видим, Господь посылал нам шанс, но мы не сделали никаких попыток его использовать.
Возможно, даже если бы ее кандидатура и подходила сегодня, мало кто решился бы ее выдвигать. И вот это опасная тенденция.
Меня всегда удивляло в Евангелие, как так получилось, что тысячи и тысячи людей, мимо которых проходил Господь, так и не увидели в Нем Мессию, так и не приняли Истину, но остались жить в своих иллюзиях. И Господь со слезами говорит жителям Иерусалима: «О, если бы и ты хотя в день сей узнал, что служит к миру твоему! Но это сокрыто ныне от глаз твоих, ибо придут на тебя дни, когда... стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего» (Ин. 19:42-44).
Думается, все сказанное было реально. Но, правда, только при одном условии – нашем единении вокруг выбранного нами кандидата. Если мы не переступим через свои амбиции, вина за дальнейшую вакханалию растаскивания России, разрушения традиционных ценностей и апофеоза разврата будет на нашей с вами совести, господа патриоты! С каждого свой спрос. Крестьянин работал в поте лица, ученый мудрил над формулами, учитель отдавал себя детям… Что сделали мы, избравшие политическое и общественное служение? Мы говорили и рассуждали, а народ остался во власти жадных до денег и удовольствий новых хозяев. «В деревне бабушка ковыляет к колодцу, а в богемном мегаполисе «либертаристы» живут по принципу «греха нет, и все позволено»« (из статьи Нарочницкой). Настало время собирать камни, делать реальное дело для возрождения духовных основ нации и социальной справедливости.
Как говорит Нарочницкая, «помогает Бог тому, кто сам ищет дорогу к Храму».
Сама она твердо верит в Россию. Вновь процитирую Наталию Алексеевну:
«Пушкина помните: «…война и мор, и бунт, и внешних бурь напор ее, беснуясь, сотрясали. Смотрите, все ж стоит она!» Мы выстояли во все времена и сейчас выстоим!»
Почему мой знакомый в молодости прозевал шанс, данный ему промыслом Божиим? Потому что не молился! Почему мы на прошлых выборах о Нарочницкой даже речь не вели? По этой же причине...
Братья и сестры! Помолимся святому князю Владимиру. Не затем он крестил Русь, чтобы мы, потомки, так легко отдали ее в объятия безбожной идеологии либерализма. Помолимся святому князю Димитрию Донскому, который бился за Русь как Дом Пресвятой Богородицы. Святому князю Александру Невскому, который на грани катастрофы выбрал путь сохранения прежде всего православного миропонимания, - и Русь воскресла из пепла. Святому страстотерпцу Николаю II и всем новомученикам российским, которые жизнью своей доказали любовь к Богу и Отечеству. Как когда-то первые святые земли Русской Борис и Глеб помогли святому князю Александру Невскому, так и в нашем благородном деле возвращения России на путь национальных традиционных ценностей помогут наши святые покровители Святой Руси.
Помолимся и смиренно склоним голову перед тем, кто сам умеет склонять голову перед Святой Истиной.
Лобастов Николай Алексеевич, редактор газеты «Свет Православия», Нижегородская область
Из выступлений и интервью Н.А. Нарочницкой
- Если мы несем бремя грехов, падений и одновременно взлетов, достижений своей державы, своей нации, своей православной культуры, тогда мы имеем право на будущее.
- Предреволюционная интеллигенция «разрушила Россию», захотев как кальку пересадить конструкции западных демократий на русскую почву, забыв о том религиозном основании, которое лежало в основании русской власти. Но она нуждалась в модернизации на собственном материале, а не на грубом растаптывании этого основания, которое совершила интеллигенция.
- Спор сегодня в политике идет все о тех же революционных проектах, а о предреволюционной России вообще речь не идет.
- Россия родилась не в 91-ом, и не в 17-ом.
- Необходимо остановить одичание нации, которое связано и с деинтеллектулизацией, и с падением общей гуманитарной эрудиции – это катастрофа страшнее экономической. Бросается в глаза тот факт, что за все последние годы главными организаторами антихристианской, прежде всего антиправославной кампании, наиболее активными оппонентами законам, регламентирующим деятельность сект и иностранных религиозных объединений, являлись те общественные силы и политики, которые, будучи сами атеистами, принадлежат к крайне либерально-западническому крылу. Они не раз доказывали свое нигилистическое и презрительное отношение к исторической России и русскому духовному наследию.
- Потребительская философия – это совсем не простой интерес к покупке новой и действительно необходимой стиральной машины, которую всем желаю иметь! Это отношение к жизни как к источнику наслаждения. Вот где большая беда, которую у нас совершило телевидение.
- Разве не видно, что наши отъявленные либералы являются фантасмагорическим сплавом большевизма и сегодняшнего западного либертаризма, да еще в постсоветском убогом варианте? Они оторваны в полной мере от подлинных основ как западной культуры, так и русской православной культуры. Для них Запад – прежде всего банки.
- Либерализм - детище философии прогресса, двоюродный брат коммунизма. Конечная цель - всемирное глобальное безрелигиозное общество.
- Соединенные Штаты возомнили себя господином мира.
- Совет Европы - это самопровозглашенный «IV либертарный Интернационал», раздающий дипломы на цивилизованность.
- Установка демократии - это внутреннее дело страны, и если страна не угрожает соседям, то никто не имеет права насаждать в ней демократию.
- У всех кавказских войн немусульманские режиссеры.
- Русское национальное самосознание, подвергшееся в последние годы невиданному после двадцатых годов глумлению, по-прежнему находится под бдительным контролем. Любым истинным проявлениям национальных чувств и серьезному обращению к вере сразу придаются уродливые и «опасные» значения. Эта уловка маскирует страх перед возрождением православного мышления, воцерковлением России и последовавшем бы незамедлительно новым укреплением российской государственности. Но противники прекрасно понимают, что именно лишенная подлинного национального, прежде всего духовно освященного наследия нация люмпенизируется и способна только на социально опасные проявления национальных чувств.
- Со времен Грибоедова никогда еще вроде бы лучшие умы, лица и кошельки государства не были до такой степени подвержены заграничному влиянию.
- Сейчас в политической жизни происходит много негативных явлений. Одно из них я называю КПСС-изацией политической жизни – сращиванием партийных структур с государственными.
- Бесконечной перетасовкой чиновников мы коррупцию не победим, потому что корень её - в упадке морали. То, что мы сегодня имеем, - результат разнузданной пропаганды богатства без чести, вседозволенности и презрения к долгу. Кропотливый путь восстановления надо начинать с детсадов - учить видеть разницу между плохим и хорошим, порядочным и непорядочным. Этому учат, к примеру, старые русские сказки, и нечего ждать изменений, если дети воспитываются на американских мультфильмах, где героем является удачливый нахал.
- Если мы согласимся на новый образовательный стандарт, то это будет гибель для нашей страны. Грядет одичание, наркотики, поножовщина, апатия или агрессия, еще большее огрубление нравов, мат. Все «дно», которое в фильмах выглядит как гротескная антиутопия, станет реальностью для значимого процента населения. Если мы хотим выжить, то на это надо обратить внимание прежде всего. Духовное, нравственное, культурное состояние нации важнее, чем количество денег.
- Свобода неотделима от нравственной системы ценностей!
- Те, кто защищал свободу, перевернулись бы в гробу, если бы узнали, что символом свободы станут гей-парады.
- История без нравственного целеполагания – это и есть философия «конца истории».
- Там, где утрачено понятие греха, не может удержать человека и полицейский, т.к. сам полицейский тоже утратил понятие греха.
- Горе тому государству, где удерживает от преступления только страх перед уголовным наказанием.
- У Византии были наследники – Москва православная. У Москвы уже нет никого, и если она предаст это, она будет неизбывно виновата перед Господом и людьми за утерю истинной веры.
- В либертаристской доктрине нет места православной России.
- Православное мышление освобождает человека от греха национального высокомерия, ибо сущность православного нравственного поиска – в преодолении соблазна собственной гордыни, в нем нет места чувству превосходства одной личности над другой и одной нации над другой.
Напрашивается вывод, что за демагогическими утверждениями о частном характере религиозных воззрений в жизни общества и необходимости уравнения всех религий и сект, сведения их роли в обществе к роли прочих объединений по интересам, на самом деле скрывается вполне конкретное стремление всемерно ограничить влияние именно Православия и Русской Православной Церкви как духовного стержня нашего исторического и государственного развития и максимально обеспечить влияние других религиозных и псевдорелигиозных убеждений. Очевидно, что эти силы, маскирующиеся под поборников демократии и свободы совести, прекрасно осознают ту фундаментальную роль, которую вера вообще играет в формировании национального и общественного сознания. Этим силам очевидна роль Православия в истории русского народа и России, а также его потенциал. Ясно и то, что они глубоко враждебны целям и ценностям русского национального бытия, возрождению и полнокровному развитию которых они всемерно противодействуют. Опыт русской православной жизни является препятствием для осуществления их проектов, для которых необходима «мутация русского духа».
- Не пора ли вернуть идею справедливости туда, где она впервые возникла – в христианское русло.
- Для мобилизационной стратегической инициативы нужна в первую очередь внутренняя солидарность, а она достигается только справедливостью и ощущением каждого человека, что он нужен государству. А где оно, это ощущение?
- Идея социальной ответственности власти – ответственности сильного по отношению к слабому, а это и есть социальное государство. Простыми словами – это смешанного типа экономика: рыночная, но с сильным участием государства, с сильными налогами, с сильным рентным пользованием ресурсов. ХХ век дал нам бесценный опыт – и советский «социализм» со всеми его грехами, минусами и достижениями, и дикий капитализм 90-х, пора извлекать уроки!
- Я считаю, что будущее мира и общеевропейской христианской цивилизации, к которой мы принадлежим как самобытная православная часть, безусловно, в социальном христианском государстве.
- Это должно быть, безусловно, социальное государство с христианскими отношением к жизни и к человеку, иначе мы не сможем совладать с теми вызовами, который грядущий век нам готовит – геополитика, климат, экономика, борьба за наши ресурсы, демография. Новый «изм» должен иметь внутренний духовный стержень, именно такой социализм – веление времени, и он ничего не имеет общего ни с демонами индивидуализма, ни с бесами принудительного коллективизма.
Мне кажется, что общество и в Европе постепенно пробуждается к новому осмыслению тех идей и экспериментов, которые само над собой испробовало в ХIХ-ХХ вв. Нет-нет, да встретишь все чаще мысль, которая выделяется по глубине поиска из традиционной либеральной идеологии. Но именно у России есть шанс первой соединить некогда разъединенные понятия – свободы и ответственности, справедливости, гармонии индивидуального и всеобщего.
- Я так бы хотела перенаправить энергию и протест в конструктивное русло.
- Если не застучат стройки, не будет программы почти бесплатных квартир молодым семьям, если не прощать полностью кредиты на жилье по рождении третьего ребенка (так было в Польше при социализме) – не будет ничего.
- Если развивать нашу глубинку, то Москва как раз перестанет испытывать напряжение, не будут туда стекаться все таланты и пороки, все капиталы и возможности, и начнется более равномерное развитие.
- Для россиян, согласно формулировке святителя Филарета Московского, государство в идеале - это общество семейного типа, когда нация представляет собой одно большое семейство, а власть несет моральную ответственность, думает не только о рациональном и правильном, но и о праведном и должном как истинный библейский отец.
Тем не менее, в начале ХХ века в идейном споре о том, какой модернизационный проект предпринять – свой или заимствованный, «славянофильство» на целый век проиграло западничеству, которое нам сначала явило «бесов социальности», затем, когда от тех устали – гримасу «демонов индивидуализма» в лице наших постсоветских либералов. Максималисты и доктринеры, они сочли, что высшая доблесть «подлинного демократа» - потирать руки от неудач своего правительства, топтать собственную историю и оскорблять жизнь и подвиг отцов. И все это вместо смиренного преодоления заблуждений, их осмысления.
- На самом деле, по всем экономическим и макроэкономическим показателям для инвентаризации ресурсов и инструментов выживания можно было бы, без всякой идеологии, руководствуясь лишь здравым смыслом, частично и «закрыть» страну на время, чисто ситуационно. Просто, чтобы сформировать некую стратегию будущего, а потом уже постепенно открываться. Кстати, о подобном задумываются сейчас и в некоторых европейских странах. Но кто у нас к такому готов психологически, когда столько лет совсем иное вдалбливалось в наше сознание? На всех экономических форумах только и ждут подтверждения и обещания не проводить протекционистской политики. Попробуй ограничь частный вывоз национального достояния, - такой визг поднимется! А сколько всего сегодня уходит из страны!
- Провозглашать себя великой державой – это не крепить блестящую мишуру на национальное платье, которое можно одевать по праздникам и потом убирать в сундук. Это очень большая ответственность, если хотите, - Богом данная миссия. Она определена и размерами территории, и масштабом истории, и теми катаклизмами, которые суждено было государству пережить. И вряд ли мы справились бы со всеми испытаниями, если бы не обладали тем самым объединяющим нас державным сознанием.
- Помогает Бог тому, кто этого достоин, кто сам ищет дорогу к Храму, молится и трудится, честно выполняет свой долг. Церковь, что бы ни писали, - это институт, пользующийся наибольшим авторитетом в обществе, не стопроцентным, конечно, но большим, чем все другие, и он будет только увеличиваться.
- Власть - это служение.
- Сегодня, на новом витке человеческого развития, особенно на фоне экономического кризиса, по моим ощущениям, бродит призрак того, что близко к христианскому социализму. И Россия может быть здесь первой. Нигде так не сильны одновременно ностальгия по социальному устройству государства и тяга к вере, к Церкви, к традиционным ценностям.
37. Эрику Лямпе
36. 33. Эрик Лямпе :
35. Президент - для России? Опомнитесь!
34. русским патриотам на заметку
33. Артуру о поголовном истреблении казачества
32. Re: Президент, которого мы не избрали
31. Эрик, спасибо за "баварское", но не надо.
30. На № 22. Эрику Лямпе
29. 28. Эрик Лямпе :
28. Re: Президент, которого мы не избрали