Как уже сообщала «Русская народная линия», 1-3 сентября 2011 года в Стамбуле прошла встреча Предстоятелей Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского Патриархатов, а также Кипрской Православной Церкви, так называемой «Пентархии». В Русской Православной Церкви удивлены как самим фактом созыва органа, представляющего всего десятую часть православных во всем мире, так и опосредованной критикой роли РПЦ в межправославных отношениях. Об этом, в частности, заявил в интервью «Известиям» председатель ОВЦС митр. Иларион (Алфеев).
О хитросплетениях греческой церковной политики в интервью РНЛ размышляет наш постоянный автор, аналитик Андрей Рогозянский.
- Андрей Брониславович, в чем главный нерв происходящего вокруг встречи 1-3 сентября в Фанаре? К чему вся эта шумиха вокруг мероприятия, которое, по сути, ничего не решает?
- Любопытна кинетика того, что в последние 20 лет происходит между Московской Патриархией и двумя центрами религиозной глобализации: Ватиканом и Фанаром. Движение переговоров - возвратно-поступательное: «шаг назад, два шага вперёд». Сценарий один и тот же: на РПЦ оказывают нажим, Ватикан или, в другом варианте, Константинополь открыто безобразничают, пользуясь политическим прикрытием, идут на обострение, решают в свою пользу спорные вопросы, отнимают собственность и территории, после чего риторически раскрывают объятья: чего нам делить, давайте жить дружно! На переговорах продолжается то же самое. В соглашения вписывают заведомо неприемлемые пункты, наши дорогие друзья не гнушаются шантажом, в конце концов, доводя переговоры до срыва и вынуждая делегацию РПЦ уйти. После чего снова возобновляется политика разноплановых пакостей - будь то создание в России новых католических епархий или, скажем, двусмысленные заявления Константинополя по Украине - с тем, чтобы принудить дипломатию РПЦ в очередном раунде вернуться за стол переговоров и быть более покладистой. Одним словом, прессингуют, как могут.
Сейчас эта же логика ярко проявлена в истории с т. наз. собором древнейших Церквей или Пентархией. Время созыва этой «Пентархии» не менее интересно, чем сама «Пентархия». Год-полтора, как официальные собеседования зашли в тупик. РПЦ демонстрирует выдержку. Сперва, вопреки ухищрениям Константинополя, в Вене на католическо-православных переговорах не удалось протолкнуть т. наз. «Критскую унию» с признанием примата Римского папы в первом тысячелетии. Кое-кому данный вопрос виделся уже решённым, на пресс-конференции сопредседатель с католической стороны, кардинал Курт Кох, даже сорвался на русских. Для взаимопонимания с ними, по его словам, необходимо «сесть и выпить стакан водки»[1]. Что из уст спикера сверхполиткорректного Ватикана - прямо скажем... Из ряда вон... Не знаю, кто у нас из делегации пьет стаканами водку, католический архипадре, возможно, также заработался и переоценил свои способности.
В феврале же с. г. православные юрисдикции не смогли договориться по повестке того, что именуется «Всеправославным Великим и Святым Собором». Формальных поводов для несогласия несколько, но важна готовность представителей Русской Православной Церкви использовать вето, и пустить таким образом насмарку великолепную домашнюю заготовку Фанара с Госдепом. «Всеправославный Великий и Святой Собор», я подозреваю, и нужен-то только затем, чтобы перед таким вельможным собранием Москву было легче «подписать» на некоторые механизмы «выработки общеправославных решений» - внешнего управления.
Таким образом, «Пентархия» стала «страшной местью» со стороны Константинополя и шагом вспять от того благодушия, которое источали в последнее время дипломатические инстанции. Ну, кто знает, может, оно и лучше.
- В чем тогда смысл совещания глав пяти Патриархатов 1-3 сентября, если таковое лишь подрывает достигнутые ранее договоренности - плод многолетних усилий Фанара?
- Никакие «Пентархи» не могут пересмотреть принцип консенсуса и право вето, заменив их голосованием простым большинством. Обсуждая данный вопрос вне присутствия остальных 9 поместных Церквей, они тем самым делают его абсолютно непроходным.
Я бы расценил сбор «Пентархии»как мероприятие с дальним прицелом. Пока что без участия Москвы решения принимать невозможно. Да это и не имеет смысла, поскольку весь «межправославный диалог» имеет целью приручение РПЦ. Но некоторые считают, что вес и влияние РПЦ в Восточной Европе - явление временное, связанное с недораспадом Российской Империи и СССР. В событиях «ближневосточной весны» видится перспектива дестабилизации на постсоветском пространстве и решимость Запада избавляться от геополитических оппонентов. Если так, средиземноморская «Пентархия» и Вселенский патриархат оказываются основными выгодополучателями по религиозной линии, «бенефициарами» процесса отпадения от Московского Патриархата окраин и территорий. Украина, Молдова, Белоруссия, Прибалтика и, теоретически, мифические государственные образования, выделившиеся из России в результате цветной революции, могут начать собственную религиозную политику, ориентированную на Фанар. При таком развитии событий Константинополь оказывается близок к мечте - обретению фактического, а не титулярного «Вселенского» статуса. Именно этот «мессидж» пытаются сейчас довести до митр. Илариона и ОВЦС. Если РПЦ не хочет идти на уступки и выходить на Всеправославный Соборсейчас, в нынешнем статусе крупнейшей православной юрисдикции, ей в перспективе 3-5 лет, возможно, придётся испытать разочарование и довольствоваться меньшими представительными возможностями.
Пока это, разумеется, чистые гипотезы и желание, как говорят, «взять на слабо». Но само существование такого органа, как «Пентархия», должно нервировать Чистый переулок, убеждая его в скоординированности наступления, не только по линии политики и экономики, но и по церковной линии. В условиях общей неопределённости «Пентархия», возможно, попытается основать новую совещательность и легитимность на основе «прав древнейших по времени основания патриархатов».
Не исключено, что любое осложнение геополитической ситуации вокруг России будет сопровождаться демаршами «Пентархии», опубликованием заявлений и прочим. Всё это неприятно и рано или поздно может заставить с собой считаться.
[1]Католики и православные сообщают о многообещающем прогрессе на пути к единству. Сибирская католическая газета. 26 сентября 2010 г.
3. Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее
2. Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее
1. Re: «Пентархия» - инициатива с прицелом на будущее