«Блокада. Салют и реквием». Так назвал одну из своих книг[1] выдающийся исследователь блокады Михаил Иванович Фролов. Действительно, ленинградская блокада явила миру невиданную прежде стойкость русского духа, умение русских людей сражаться, выживать и при этом оставаться людьми. Значение битвы за Ленинград огромно. В случае его падения участь Москвы была бы решена. И напротив, осенью 1941 г. Москва была спасена в значительной мере благодаря стойкости тех, кто оборонял город на Неве и связывал многочисленную группировку Фон Лееба. Горячим летом 1942 г. Ленинградский и Волховские фронты связывали резервы немцев, не давали их перебросить на юг и развить успех под Сталинградом и на Северном Кавказе. И вместе с тем это - страшная трагедия, невиданное испытание - голодом, огнем и железом. В блокаду от голода, холода, бомбежек, артобстрелов погибло около миллиона мирных граждан. На Ленинградском и Волховском фронтах погибло в общей сложности полтора миллиона солдат и офицеров, оборонявших Ленинград, либо пытавшихся его деблокировать.
Некоторые недалекие люди спрашивают: зачем было все это? Не лучше ли было сдать город, тогда он стал бы вольным городом типа Парижа? Подобные вопросы, к сожалению, свидетельствуют либо об отсутствии, либо об атрофии исторического знания. Вот что нам грозило бы в случае взятия Ленинграда:
«Фюрер принял решение стереть город Ленинград с лица земли. После поражения Советской России дальнейшее существование этого крупнейшего населённого пункта не представляет никакого интереса... Предполагается окружить город тесным кольцом и путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежки с воздуха сравнять его с землёй. Если вследствие создавшегося в городе положения будут заявлены просьбы о сдаче, они будут отвергнуты, так как проблемы, связанные с пребыванием в городе населения и его продовольственным снабжением, не могут и не должны нами решаться. В этой войне, ведущейся за право на существование, мы не заинтересованы в сохранении хотя бы части населения». [2]
Генерал Иодль на Нюрнбергском процессе показывал:
«Во время осады Ленинграда фельдмаршал фон Лееб, командующий северной группой армий, сообщил ОКВ, что потоки гражданских беженцев из Ленинграда ищут убежища в германских окопах и что у него нет возможности их кормить и заботиться о них. Фюрер тотчас отдал приказ (от 7 октября 1941 года № S.123) не принимать беженцев и выталкивать их обратно на неприятельскую территорию». [3]
Все ясно и очевидно. Война на уничтожение. Проще говоря - геноцид. И в него свою долю внесли не только немцы... С легкой руки маршала Маннергейма пошел гулять миф о том, что добрые финны остановились на старой границе 1938 г. и не стали штурмовать Ленинград из гуманности. На самом деле, они остановились только потому, что их остановили советские войска на Сестрорецком оборонительном рубеже. Отношение финского руководства к Петербургу ярко иллюстрируют слова финского президента Рюти, сказанные 11 сентября 1941 г.:
«Если Петербург не будет больше существовать как крупный город, то Нева была бы лучшей границей на Карельском перешейке... Ленинград надо ликвидировать как крупный город». [4]
И немцы и их союзники не щадили никого и ничего. Можно многое рассказывать о их зверствах и преступлениях. Приведу всего два факта. В Вырице ими был устроен детский концлагерь, где у детей брали кровь для раненых немецких солдат. Обычно, больше двух сдач не было, после второй ребенок как правило погибал...
А вот их отношение к народным святыням. Самая страшная бомбежка Князь-Владимирского собора произошла 4 апреля 1942 г. В Великую Субботу, когда верующие ленинградцы понесли святить «куличи» - чаще всего кусочки хлеба. И били они по собору не вслепую. Знали.
Иными словами, про битву за Ленинград можно было сказать:
Бой идет святой и правый,
Смертный бой - не ради славы,
Ради жизни на Земле.
В чем духовный смысл блокады? Стоить вспомнить, что началась она в день Сретения Владимирской иконы Божией Матери. Этот праздник был установлен в честь чуда, произошедшего в 1395 г., когда по молитвам русских людей перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы остановилось нашествие на Русь безжалостного и беспощадного «железного хромца» Тамерлана. Нечто сходное произошло осенью 1941 г. Это была милость Божия, что град св. Петра не пал перед новыми Тамерланами. Но это милость была получена благодаря кровавому подвигу русских солдат и слезным молитвам верующих русских православных людей. И второе: блокада была прорвана в канун Крещения Господня, а снята в его отдание. И воистину, блокада явилась духовным крещением нашего города, его духовным очищением. Немногие оставшиеся в живых блокадники вспоминают особую духовную атмосферу - единства, поддержки, взаимопомощи, благодаря которым во многом и выживали петербуржцы.
Верующие петербуржцы вспоминают и другое - чудеса и явственное вмешательство промысла Божия. В книге «Спаси и сохрани» приводится потрясающий рассказ про одного верующего шофера, перевозившего людей и грузы на Дороге жизни. Он молился всякий раз перед рейсом. И однажды во время рейса он увидел на воздухе величественного вида Женщину, которая остановила его машину и знаком запретила ехать дальше. Этот шофер остановил всю колонну, несмотря на упреки и брань своих товарищей. Только когда они увидели вдалеке прошедшую как раз перед ними колонну прорвавшихся немецких танков, они поняли, от чего спасла их Пресвятая Богородица.
В неявном виде чудеса проявлялись в жизни очень многих участников войны и блокадников. Участник Таллинского перехода ветеран войны Михаил Федорович Худолеев вспоминает: после того, как немцы разбомбили его танкер, он два часа плыл среди мин и разрывов немецких бомб, пока не доплыл до о.Гогланда. Некоторые спасались тем, что часами плыли, держась за немецкие мины.
Но самым большим чудом явилось спасение нашего города и всей России в эти страшные годы. Помолимся же об усопших блокадниках в эти дни, воздадим благодарность немногим живым участникам и свидетелям этих событий. И будем помнить, что судьбами России управляет Божий промысел - наказующий, исцеляющий и милующий. Будем же проводить свою жизнь так, чтобы быть достойными Божественной милости.
Примечания:
1 - Фролов М. И. Салют и реквием. Героизм и трагедия ленинградцев 1941-1944 гг. Изд. 4-е. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2004.
2 - Директива начальника штаба военно-морских сил Германии об уничтожении Ленинграда, 22 сентября 1941 г.
3 - Картье Раймонд. «Тайны войны», глава XVI. Что Гитлер хотел сделать из России. Цитата из приказа: «Фюрер решил, что капитуляция Ленинграда, как и позднейшая капитуляция Москвы, не будут приняты, если даже неприятель будет о ней просить. [...] Всякий, кто будет пытаться покинуть город, перейдя через наши линии, будет огнём принуждён к возвращению».
4 - Барышников Н. И. Блокада Ленинграда и Финляндия. 1941-1945. СПб.; Хельсинки, 2002.