Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности

Проблема богатства и бедности - «болевая точка» современного христианства

0
1699
Время на чтение 12 минут

Духовно-просветительское сообщество «Переправа» приняло активное участие в подготовке и проведении праздника Донской иконы Божьей Матери, который каждый год проводится в Донском монастыре. Один из пунктов праздничной программы - встреча редакций и авторов журналов «Переправа» и «Наше дело» со своими читателями. Оба журнала издаются обществом «Переправа» (руководитель сообщества - А.И.Нотин) и ставят своей задачей духовное просвещение молодежи и казачества.

О профиле первого из названных журналов можно судить по названиям его рубрик: «Экология души», «Апология веры», «Литературная страница», «Поэзия» и т.п. Главный редактор журнала «Переправа» - протоиерей Михаил Ходанов; заместитель главного редактора к.ф.н. А.А.Замостьянов

Второй журнал посвящен вопросам экономики и предпринимательства (рубрики «Анатомия современной экономики», «Деньги и церковь», «Вопросы теории», «Зарубежье» и т.п.). Главный редактор журнала «Наше дело» - проф., д.э.н. В.Ю.Катасонов.

На встрече с читателями журналов А.И.Нотин, прот. Михаил Ходанов, В.Ю.Катасонов, А.А.Замостьянов рассказали о планах журналов и ответили на вопросы читателей. Были представлены последние номера обоих журналов, выпуск которых был специально приурочен к празднику в Донском монастыре. Завязалась дискуссия по поводу материалов последнего номера «Переправы»: «Страшнее всего - теплохладность» (интервью с профессором МДА А.И.Осиповым); «Оправдайте веру в вас - настал момент» (обращение православной матери А.Ф.Пантелеевой к Президенту РФ Д.А.Медведеву); «Встать из окопа» (интервью с протодьяконом-фронтовиком Николаем Поповичем); «Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности» (статья В.Ю.Катасонова), «Два лишних гроба» (рассказ Василия Ирзабекова) и др.

Также было проведено обсуждение статей из «Нашего дела»: В.Ю.Катасонова «Тайны банковского бизнеса, или эзотерика секты ростовщиков», О.Н.Четвериковой ««Оккультизм в массы: секты как партнеры ТНК», Н.В.Сомина «Раздаточная экономика» и др.

Было высказано пожелание увеличить частоту выпуска обоих журналов (сейчас, к сожалению, они выходят один раз в два месяца), увеличить объем журнала «Наше дело» (он оказался интересным в первую очередь молодежи), а также проводить подобные встречи с читателями на регулярной основе.

Предлагаем читателям «Русской народной линии» ознакомиться с обсуждавшейся на встрече статьей В.Ю.Катасонова «Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности».

* * * 

В наше время уже имеется достаточно большое количество книг религиозно-нравственной направленности, в которых с православной точки зрения объясняется, что такое богатство и бедность, как к ним относиться и к чему православному верующему человеку стремиться. Книги написаны нашими батюшками и учеными-богословами. Также имеются сборники высказываний на этот счет Святых Отцов Церкви - Иоанна Златоуста, Василия Великого, Симеона Нового Богослова и многих других. Большинство из тех, кто познакомился с этой литературой, прочитанное, как правило, резюмируют примерно такой фразой: «Богатство и бедность сами по себе не являются ни злом, ни добром. Главное - как к ним относиться, как по отношению к ним настроено сердце человека». А далее за этим обычно следует добавление: «Богатство не вредит человеку, если к нему не привязываться сердцем».

Это такое добавление, которое у нас с чьей-то легкой руки стали называть «оговоркой по-Фрейду». Но такая оговорка в наш век царства мамоны действительно оказывается не случайной. Поверьте мне: я этот вопрос проговаривал с десятками людей, которые считают, что они - «в теме». Сходность ответов поразительная! Никто не сказал, например: «Бедность не вредит человеку, если к ней не привязываться сердцем». Или: «Бедность для человека более спасительна, чем богатство». Бедности боятся как чумы, и о ней как о духовном идеале никто не заикается (о бедности в наше время принято лишь жаловаться).

Современные люди (я, в первую очередь, имею в виду людей православных и даже «воцерковленных») сегодня в духовной литературе находят то, что им хочется найти. Хочется им найти оправдание своему богатству и своей неустанной деятельности по прибавлению богатства, и они ее находят в творениях Святых Отцов. Вернее, им кажется, что они находят. А ведь там однозначно говорится о духовном вреде богатства для человека (негативные социальные последствия процесса накопления богатства мы вообще оставляет за скобками). И о том, что бедность для человека более спасительна, чем богатство. Впрочем, Святые Отцы и не могли говорить иначе. В Евангелии ведь постоянно говорится о том, что богатство - почти непреодолимый барьер для спасения человека. Иисус Христос говорил, что легче верблюду пролезть через игольное ушко, чем богатому попасть в Царство небесное. Также можно вспомнить притчу о богаче и Лазаре и т.п.

Вопрос богатства и бедности - один из ключевых для понимания того, в каком обществе мы сегодня находимся, как нам в нем жить, какое общество могло бы быть для православных людей более приемлемым, чем нынешнее, как нам менять свои стереотипы мышления и поведения в сфере имущественных (экономических) отношений с другими людьми и т.п. Некоторые наши нетерпеливые соотечественники предлагают проекты создания в России новой социально-экономической системы под разными названиями: «христианский социализм», «третий путь», «общинная экономика» и т.п. Но нам, православным людям, прежде чем замахиваться на такие глобальные проекты, было бы не худо разобраться в том, как мы должны относиться к материальным благам, которые дает (или, наоборот, не дает) нам Бог. Естественно, рассматривая проблему с точки зрения спасения нашей души. Иначе все эти проекты останутся «прожектами».

О добровольной бедности

             Невозможно на нескольких страничках изложить все мысли Святых Отцов о бедности и богатстве. По сути, они составляют целостное учение, которое не вместилось бы даже в формат толстой книги. Рассмотрим лишь один отрывок из Иоанна Златоуста, который не часто приводят в наших православных публикациях: «Не стыдно ли нам добродетелей отцов наших? Тех трех тысяч, тех пяти тысяч человек, которые имели все общее?(речь идет о первой апостольской общине, упоминаемой в Деяниях Святых Апостолов - В.К.). Что пользы в настоящей жизни, если мы не можем купить ею жизни будущей? Доколе не поработите себе поработившего вас мамону? Доколе будете рабами денег? Доколе не возлюбите свободы и не расторгнете уз сребролюбия? Когда вы находитесь в рабстве, тогда решаетесь на всё, лишь только бы кто-нибудь обещал вам свободу. А будучи пленниками сребролюбия, вы и не думаете освободиться от этого горького рабства. То рабство ещё не так тяжко; а это самое несносное иго... Поэтому рассмотрим, отчего эта пагубная страсть сделалась нам любезною? Итак, отчего? Отчего она нам стала любезна? От того, говоришь ты, что она доставляет славу и безопасность. Но, скажи мне, какую безопасность? Конечно, ту, что мы надеемся при деньгах не терпеть ни голода, ни стужи, ни вреда, ни презрения. Итак, если я обещаю тебе такую безопасность, - перестанешь ли ты желать богатства? Если богатство только потому тебе любезно, то, когда и без него можно быть безопасным, какая еще тебе в нем нужда? Но как возможно, говоришь ты, без богатства достигнуть этого? Напротив, как это возможно для богатого? В самом деле, он должен по необходимости многим льстить, как начальникам, так и подчиненным, иметь нужду во многом, до низости раболепствовать, бояться, трепетать, предполагать завистников, страшиться клеветников и алчности других корыстолюбцев. А в бедности не бывает подобного, но совершенно тому противное. Это убежище безмятежное и безопасное, тихая пристань, училище любомудрия, образ жизни ангельской. Услышьте это вы, бедные, а еще более вы, желающие быть богатыми! Не бедным быть худо, но худо не хотеть быть бедным...».

Большую часть этого отрывка я предлагаю для ознакомления наших читателей и оставлю без комментариев (по причине ограниченности формата моей публикации). Обращу ваше внимание лишь на следующие слова Святого Отца: «худо не хотеть быть бедным...». Сколько раз я встречал в разных православных книгах простую и, впрочем, уже ставшую уже достаточно привычной мысль о том, что бедным быть не худо. Но в приведенном тексте совершенно другой акцент, другой ракурс: «худо не хотеть быть бедным...». То есть речь идет не о той бедности, в которую человек попадает по стечению обстоятельств (впрочем, православные понимают, что ничего «случайного» в нашей жизни не происходит), а о бедности, которую он устраивает сам. Здесь вынужденной бедности противопоставляется добровольная бедность. Первая хорошо известна миллионам граждан современной «демократической» России, вторая - неизвестна, непонятна и даже пугает. Ведь вопрос стоит ребром: если ты по-настоящему христианин, значит, ты должен желать добровольной бедности. И наоборот: если ты не желаешь добровольной бедности, значит, ты не христиан, а лишь имитируешь свою принадлежность к христианству, обманывая других, а, главное, - самого себя.

Кстати, все мы хорошо помним следующее место из Евангелия: «И Он, возведя очи свои на учеников Своих, говорил: «Блаженны нищие духом, ибо ваше есть Царствие Божие» (Лк. 6:20). Примечательно, что в греческом тексте этот фрагмент звучит так: «Блаженны нищие, ибо ваше есть Царствие Божие». То есть в русской версии к слову «нищие» добавлено «духом». Это дает дополнительное понимание смысла всей фразы. В толкованиях к этому месту говорится, что речь идет не просто о «нищих», которые таковыми стали по стечению обстоятельств и тяготятся этим своим положением, а именно о тех, кто сознательно выбирает путь нестяжательства, т.е. добровольную нищету. Таким образом, «нищие духом» - те, кто следует путем нестяжательства, кто руководствуется наказом Спасителя: «блаженнее давать, чем принимать» (Деян. 20: 35). В этих и многих других местах Нового Завета звучат слова Спасителя и Апостолов, призывающих к добровольной нищете. Понятие «добровольная нищета» - не количественное (такой-то допустимый уровень имущества и/или доходов), а качественное, определяющее настрой души человека и результирующий вектор его взаимоотношений с окружающими (вектор «давать» превалирует над вектором «принимать»).

Ярчайший пример добровольной нищеты - Христос. Он говорил: «...лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Мф. 8:20). Если бы Христос считал бы идеалом богатство, разве не мог бы Он показать пример богатой жизни? Он - Бог, следовательно, - и Творец. Создать что-либо материальное или преобразовать материальное (например, камни в хлеба, как этого добивался дьявол от Него в пустыне) для Иисуса Христа не представляло никакого труда. Он это делал иногда, но не для того, чтобы получить славу или богатство, а лишь тогда, когда в этом действительно нуждались окружающие Его люди. Мы помним, что Он два раза накормил несколькими хлебами по несколько тысяч людей. Мы помним, что Он обратил воду в вино на свадьбе в Капернауме. Мы помним, что после того, как Он сказал Своим ученикам закинуть сети, они поймали 153 большие рыбы. Но Христос никогда не творил таких чудес для того, чтобы накормить или напоить лично Себя.

О добровольной бедности в современной России

 Судя по всему, даже во времена Златоуста, когда вера людей была несравненно крепче нашей, приведенная выше постановка вопроса Святым Отцом о добровольной бедности была крайне острой, а реакция на него со стороны тогдашних христиан была достаточно болезненной (святитель постоянно обличал увлечение богатством среди христиан его времени). Впрочем, даже во времена Христа подобная постановка вопроса Спасителем («удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» - Мф. 19:24) оказалась шокирующей для Его учеников: «Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?» (Мф. 19:25). А ведь Его ученики были не богачи, а бедные рыбаки, правда, их бедность на момент встречи со Спасителем была вынужденной. Судя по ряду мест из Евангелия, даже за время пребывания с Учителем ученики из вынужденных бедняков еще не успели полностью превратиться в добровольных (это сугубо духовное преображение произойдет позднее, когда на них снизойдет благодать Духа Святого на Пятидесятницу).

А теперь представьте, что сегодня к каждому из нас напрямую обращается сам Спаситель (как Он две тысячи лет назад обратился к богатому юноше) со словами: «если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною» (Мф. 19: 21). Думаю, что реакция для большинства из нас была бы настоящим шоком.

Сегодня, в эпоху капитализма все стремятся, наоборот, накопить имущество, приумножить его. И не важно, сколько у тебя этого имущества на данный момент: на 100 миллиардов долларов или на 1 миллион долларов. Или даже на 1 миллион рублей. Ты можешь не пойти за Ним даже тогда, когда тебе вообще нечего продать и раздать. Даже тогда, когда твои пассивы превышают активы, и ты находишься в «минусе» (кстати, многие «крутые» современники только называются «богатыми», а реально у них сплошные «минусы»; иллюзию «богатства» создают некоторые внешние атрибуты - типа «мерседеса», взятого напрокат). Принципиально то, что ты уже привык поклоняться мамоне. Ты уже привык тратить все свои физические, душевные и духовные силы на то, чтобы быть в «плюсе», причем непрерывно растущем. Это и понятно: двигателем обогащения является гордыня, а эта страсть (как и любая другая страсть) не имеет пределов.

Поэтому многие наши современники подобно евангельскому юноше, скорее всего, отошли бы от Христа. В Евангелии сказано, что «юноша отошел с печалью» (Мф. 19: 22). Думаю, что они отошли бы от Него не с «печалью», а с недоумением или даже раздражением. А некоторые бы назвали предложение Христа безумным. Увы, таково понимание и состояние христианства в век «победившего» капитализма. Капитализм утверждается не только в экономике, но и в душах людей. О предупреждении Христа, что нельзя поклоняться Богу и мамоне, многие начинают забывать. У современного «среднестатистического» христианина в России наблюдается шизофреническое «раздвоение личности»: в воскресенье он ходит в храм и поклоняется Богу, а все остальные дни недели поклоняется мамоне. Но, справедливости ради, стоит сказать, что на Западе 99% людей поклоняются мамоне семь дней в неделю и 365 дней в году. У нашего соотечественника еще сохраняется шанс на спасение.

Напомним, чем кончается история о богатом юноше. На недоуменный вопрос Своих учеников: «так кто же может спастись?» Господь отвечает: «человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19: 26). Святые Отцы говорят, что человек по своей духовной немощи не может в полной мере выполнить ни одной заповеди Бога. В том числе и заповеди оставить свое богатство. Человеку дано лишь ощутить свою греховность и глубину духовного падения, пытаться себя исправить, каяться после каждой неудачной попытки и, в конечном счете, уповать на милость Божию.

Во времена раннего христианства достаточно часты были случаи оставления богатыми людьми своего богатства, его раздачи нищим и ухода из шумного и суетного мира соблазнов и искушений (на память приходят в первую очередь святители Василий Великий и Григорий Богослов, блаженный Августин). Чем ближе к сегодняшнему времени, тем таких случаев все меньше. На память приходит лишь Серафим Вырицкий, который еще в начале прошлого века был преуспевающим купцом. Он нашел в себе силы оставить свое богатство и суетный мир, став по истине духоносным старцем, вокруг которого спасались тысячи. Может быть, и сегодня в России есть свои Серафимы Вырицкие, но это мне не известно.

О «богатых юношах» в России и принудительной бедности

 Но вернемся к словам Спасителя: «человекам это невозможно, Богу же все возможно». Любящий Господь видит, что слабый и немощный человек не можешь самостоятельно избавиться от уз мира сего, и помогает этому слабому человеку спастись, посылая ему скорби и испытания. Чаще всего в православной литературе в качестве таких спасительных скорбей и испытаний называются телесные болезни или смерти близких людей.

А вот в случае духовных болезней, которые условно можно назвать «болезнь богатого юноши», Господь посылает другое лекарство: принудительное освобождение от богатства. Мы до сих пор не можем до конца понять и пережить события почти столетней давности, когда к власти пришли большевики и лишили русских «богатых юношей» их имущества. А ведь это было попущение Бога. Причем Бога любящего: многие «богатые юноши» в России были людьми, которые еще оставались в лоне Православной Церкви и не окончательно спалили свою совесть. В отличие от западных «богатых юношей», которые глубоко пропитались «духом капитализма» и полностью стали поклоняться мамоне, забыв о Боге (придумав в свое оправдание и успокоение «религию» под названием «протестантизм»).

Кстати, мы не знаем дальнейшей судьбы евангельского богатого юноши. Но мне кажется, что Господь его не оставил. Почему? Потому, что в этой истории есть такие слова: «Иисус, взглянув на него, полюбил его...» (Мк. 10: 21). Мне почему-то кажется, что наш евангельский герой не мог забыть слова Спасителя, они продолжали звучать в его памяти, они дали ему толчок к внутренней духовной работе. Юность (время искушений и соблазнов) могла быстро пролететь и смениться различными скорбями и испытаниями. Так что я не исключаю, что наш герой мог вполне исполнить совет Спасителя, но позднее. Может быть, - даже присоединиться к первой христианской коммуне, о которой кратко сказано в Деяниях Святых Апостолов. Но даже если он и не выбрал путь «добровольной» бедности, Спаситель мог помочь ему каким-либо способом утратить свое богатство и дать, таким образом, дополнительный шанс для спасения.

«Богатые юноши» современной России должны понимать: если у них не хватит духовных сил и мужества исполнить заповедь Христа об «оставлении своего имущества», то они должны быть готовы к тому, что оно будет у них отобрано принудительно. Конкретных способов для этого много: Бог может попустить: пожары, наводнения, экономические и финансовые кризисы, банкротства, войны, восстания и революции, нашествие воров или «рейдеров» и т.д. И вместо «добровольной» нищеты наступит нищета «вынужденная», или «принудительная». Как это уже было в истории России. Сценарии такой «экспроприации» давно уже нарисованы нашими политологами, социологами и экономистами. Однако духовной подоплеки таких сценариев (с моей точки зрения, вполне реальных) при этом не раскрывается. Атеисты воспримут реализацию любого такого сценария как «несправедливость» или «очередной беспредел», а маловеры - как «излишне жестокое наказание». Но по меркам вечности, это будет единственно верным и справедливым выходом из сегодняшних «тупиков» нашей жизни. Господь прибегнет к сильному, но эффективному «лекарству», необходимому для спасения наших «богатых юношей», а вместе с ними - и тех миллионов наших сограждан, которые мечтают попасть в их компанию. Ибо, мне кажется, что, несмотря на все их падения и увлечения мамоной, Бог их все еще любит. Также, как две тысячи лет назад Он полюбил евангельского юношу.

Впервые опубликовано в журнале «Переправа», N5, 2011

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

54. комментатор

Вы для меня являетесь хагадкой. Ваши вопросы - риторические? Или Вы правда интересуетесь? Или Вам хочется доказать, что верующие - дураки? В этом случае Вам нужно самому разобраться и узнать. как Цекрвоь учит об этих вещах. То, что Вы спрашиваете, скажем, у Дениса, имеет ответы и для верующих они очевидны. Но раз все видят, что Вы ничего этого не знаете, то и не отвечают.
дезинфектор / 09.09.2011, 08:55

53. Время требует одухотворения.Духовного обновления.

Сам факт Второй мировой войны ,в том,что весь мир был втянут,а перед этим в Первую мировую ,а потом еще и революция...все это свидетельствует,о невероятной мощи воздействия на ум материалистического образа мира. Это некий "заговор духов".И привел мир к Армагеддону 20 века.Немыслимо было обуздать шествие материализма. Но начался "заговор духов" ранее - в 17 веке.А может и еще раньше,например в темные века. Но ,после Победы 1945 года,была одержана Победа Духа над этим "заговором духов зла". И сегодня мы имеем возможность сказать слово:материя - дух,чтобы признать духовное торжество зла поверженным. Во все времена ранее ,не было необходимости говорить так глубоко о мире,да и знаний не было . Теперь не только можно (благодаря победе над магией зла),но и нужно. Материя - дух! Это слова эха Победы !Духовной победы советского народа над злом мира. Но начинаем понимать ,философски,только сегодня. Начинаем... Но,что делать? Осмелимся ли мы говорить новое ,то,о чем уже высказались отцы.Расширим ли смысл современными знаниями.Очевидно,что да.
Бондарев Игорь / 09.09.2011, 06:52

52. Новое?Или забытое старое?

Насчет поэзии - попали в яблочко!Наука должна зазвучать как поэзия.Научная поэзия бытия. И насчет материи - точно сформулировали - в падении нет логики.В безнравственном нет логики,потому что есть только ассимиляция смысла с аннигиляцией:зияние пустоты духа,смерти -тьмы.Не зря же дети боятся "черной комнаты"и "черной руки " рассказы.Есть ложь - "нет не умрете":абсурд тройного отрицания ;не это ли коннотация духа материи. Книга "Бытия" поэтична.Поэтому и наука должна прийти к научному звучанию поэзии бытия,а не как материалисты - Большой Взрыв ... Но ,из ничего - духовный свет,мир,человек и...падение ,материализация-искажение-свертывание духовного мира в образ Большого Взрыва ,инволюции видов (эволюция по Дарвину)...Потоп и начало Истории... Неоднократно приводил примеры изменения семантики в статьях словарей материализма(инверсия) и постмодернизма. А из доказательств в пользу примата духа над материей возьмите любое чудо.И проанализируйте :одна ли у них природа или ...и увидите что вопрос чуда находится в нашем сознании .Это решение антиномии материя - дух в пользу удивления.Удивления вдруг понятого ,что материя духовна. Например,когда плывет камень,а на нем святой.Примеров много. Но ,Вы правы ,никто не заявлял,что материя суть дух.Хотя я уже настолько привык к тому ,что все знания известны,только хаотически разбросаны,что не уверен,может кто и говорил,что материя - дух мирового падения. Будет возможность - скажу чуть шире! С уважением к Вашему вниманию!
Бондарев Игорь / 08.09.2011, 22:04

51. Как назовешь корабль...

Материя это не только вещество.Материя - это появление хищников и жертвы.Это планета Земля ,затерявшаяся где-то в закаулках Вселенной,а раньше была в центре Вселенной и космос вращался вокруг нее,и звезда от звезды отличалась славой духа .Земля была лицем Вселенной и все звезды светили на Землю.Но свет был духом,и не жег,но творил траву ,деревья,животных .А из сути (прах)Земли духовной(прах,так как это подходит к слову ,обозначающему отсутствие чего-либо,то есть косвенно говорит об отсутсвии материи,о которой не было термина ,как сегодня - материя),которая есть суть Вселенной(дух) и происходит состав человека ,но Дух в человека входит от Бога. Главное ,что во времена патристики не было необходимости изучать тонкости строения материи и ее философию,подобно как сегодня,в эпоху материализма(преходящую).Тогда это было не существенно.И для нас главное - не философия о материи,главное - стать нравственным в Боге человеком,в Духе Святом.Но для нашего времени актуальна философия о первенстве духа,чтобы выйти из эпохи материализма.Поэтому и возникает потребность признать материю духом против воли Духа Бога ,созданную грехопадением человека.Важно начать с правильного тезиса ,а именно,что материи до грехопадения не было.И далее...
Бондарев Игорь / 08.09.2011, 19:53

50. 48. Бондарев Игорь

материя суть дух.Но дух по своему качеству - наоборот к Духу Бога.

Простите, но Ваш догмат не имеет никаких оснований в Священном Писании. Он не имеет вообще никаких оснований. В нем нет внутренней логики. Словосочетание "качесво духа" лишено смысла. Попробуйте вдуматься в значения слов, которые используете. Например, что Вы подразумеваете под материей? Когда оперируешь философскими понятиями не обойтись без определений. Такое впечатление, что Вы как поэт заботитесь о красивом звучании фразы, а не о ее смысле. Кстати, слово "суть" - это множественное число 3-го лица глагола "быть". В данном случае Вы употребили его не правильно. Буду рад, если я чего-то не понимаю и кто-то из святых отцов Церкви учит как Вы. В этом случае дайте ссылку. С удовольствием прочитаю.
Денис К. / 08.09.2011, 16:42

49. 48 добавление.

Вы наверное заметили,что в стремлении соблюдения заповедей Христа приходится сталкиваться с внутренним толчком сопротивления.Буквально - волевой импульс протеста,мотивированного весьма и весьма умными доводами . Это - змей,тот же самый ,что был и при Адаме.Он тоже дух.Но - свой .На самом деле он конечно враг.Но это - в теории.А в практике реальности этот дух лжи выдает себя за истинное "я" человека. Представим теперь власть в России сегодня,и общество ,которое теоретически находится в материализме,то есть умом не может не верить (в общем,большенстве)в ложь (змея ).То есть внешне вроде и не верит,мол - не язычники.Ну, а внутри - тот же змей:естество и ему служение.Ведь материя вечна.И если ее создал Бог,то просто соедините материализм с Евангелием.Абсурд. Но ,пусть будет в обществе философия строго признающая (в категориях,понятиях,терминах научного аппарата)примат духа над материей.И деньги в таком обществе будут распределяться в соответствие с приматом духа человеческого поведения(нравственного).То ,что было так ценно в советской истории.И следить за этим будет система своей машиной государственной бюрократии.Не это ли картина из ближайшего будущего,не к этому ли стремимся. Но , реально действуют толчки собственного сопротивления воли ,естества,которая не ведает правды.Каждый по отдельности ,может и ведаем .Так ,а если объединится? А кто мешает? - собственный ум.А почему? Потому что говорим о духе,а верим в материю.То есть заблуждаемся ,ум в абсурде. Решим абсурд - вот и духовное расцвет России. С уважением!
Бондарев Игорь / 08.09.2011, 16:20

48. 43 Денис К.

Мы так привыкли к материализму,к добыванию денег по" законам дарвинизма"(законам джунглей),что поверить в то , что что-то может быть не материальным и нормальным - не можем.Значит это либо призрак ,либо утопия. Бог есть дух. Я сам долгое время понимал мир не иначе,как через материю.И Евангелие изучал в этом понимании. Но мозаика смыслов все время рушилась. До тех пор,пока не признал,что материя суть дух.Но дух по своему качеству - наоборот к Духу Бога. Тогда -то смыслы соединились. В раю,то есть до падения ,мир был духовным.И трава,и зелень,и дерева,и скот,и звери,и человек.В том же теле без тленности греха (смерти) ,в каком был Господь по воскресении. В моем понимании это аксиома,то есть то,что до падения мир был духовен.Еще раз:пример - тело Господа по воскресении. Да и все чудеса свидетельствуют о духе истины первенствующим над материальностью ,с которой неразрывно связан дух греха. Более того,понимание того,что до падения была материя ,(сегодня особенно)утверждает дарвинизм и деизм в их теориях,как-бы внешне с ними не спорили.То есть,если материя существует до падения,значит права теория эволюции в утверждении борьбы за существование.Спорить с Дарвиновской теорией ,с позиции логики - бессмысленно:теория прекрасно держится.Более того - естественна.То есть зло сильнее добра.Точка. Но,признавая ,что материя возникла вследствие грехопадения ,- значит зло возникло как ошибка.То есть борьба - ошибка.Но уход от греха,который толкает к борьбе - вот где развитие(покаяние)и возвращение к духовной истине. Сегодня России нужна именно вера в Дух.Безусловная.Нужна философия могущая говорить строго о примате духа.И объяснить множество вопросов,которые последуют со стороны не только материалистов атеистов ,но и материалистов верующих.Так что доктрина нужна.И ее надо делать сообща.Со всех сторон и под разными углами мысли. С уважением!
Бондарев Игорь / 08.09.2011, 13:24

47. 46. комментатор

Ну и что? Вы хотите сказать, что вот мол попы - жулики. Не удивили. Я и похуже истории знаю.
Денис К. / 08.09.2011, 13:01

46. Re: Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности

2 Денис К. обратите внимание на 29 комментарий.
комментатор / 08.09.2011, 11:36

45. Re: Нашим «богатым юношам»: кое-что о бедности

у святителя Игнатия нет упоминания об искажениях в самом Евангелии. Он говорит о нестроениях в самой Российской Церкви. О том что она находится в состоянии "значительного уклонения" от духа евангельского. "В течение двух столетий положение Российской Церкви не рассматривалось и не поверялось Собором. С последних годов ХVII-го столетия Западным ветром нанесено много грязной пыли в недра Церкви и в недро государства ко вреду для веры, нравственности и народности. Неведение Православной веры, взгляды на нее и на Церковь из идей, доставленных развратом, протестантизмом и атеизмом, были причиною, что вкрались и насильно внесены в Православную Церковь посторонние, чуждые и враждебные духу Церкви постановления, противные правилам и учению Православной Церкви. Вследствие этого раздаются обвинения на Всероссийскую Церковь, раздаются обвинения столько сильные, что опровержения против них слишком слабы [3]. Обвинения раздаются не только из среды старообрядчества, не только из среды иногласных исповеданий, но и из уст первых святителей Православного Востока; между чадами Православной Российской Церкви, знакомыми с учением и преданием Православия, слышится ропот, выражается неудовольствие на настоящее положение Церкви, недоверенность к нему. Церковь Российская так долго пребывала изолированною, отсеченною от прочего Православного Востока, что немедленное созвание Собора, на котором непременно должны быть уполномоченные представители Восточных Патриархов, представляется даже не безопасным и в том отношении, что Восточные неминуемо потребуют значительного возвращения от уклонений, возвращения, необходимого для восстановления во Всероссийской Церкви духа Церкви Вселенской, от которого она уклонилась преимущественно в своем Синоде, тщетно именуемом Святейшим, и в своих духовных училищах, производящих почти наиболее протестантов и атеистов" "2) Уничтожение касты так называемого духовного звания, как неправильности, которая вкралась сама собою, в противность правилам Св. Апостолов [6]. Восстановить древнейший обычай Церкви: епархия да избирает для себя архиерея, а приход иерея, диакона и причетника, свидетельствуя о их благочестии. Чтобы доставить возможность благочестивым людям всех сословий приготовить себя к иерархическим степеням, должно составить: а) богословие не в характере школьном, а в характере общепонятном, в полном согласии с богослужением Православной Церкви, чтоб познания, оглашаемые богослужением всенародно, были возвещаемы и богословием; б) подробнейшую Священную и Церковную историю, которая ознакомит, во-первых, подробно с учением Православной Церкви. Это учение тем яснее понимается, чем подробнее излагается борьба Церкви с многочисленными, восстававшими против нее ересями. Во-вторых, подробная Церковная история ознакомит с характерами и действиями святых мужей. Известно, что характер и правила читателя образуются по тем образцам, которые представит ему история подробно и живописно. 3) Отречение для всех служителей алтаря от почестей и занятий мира сего, а для монахов, в каких бы они не были церковноиерархических степенях, от всякого излишнего имущества, даже денег. Оставшиеся деньги и имущество после монахов должны быть собственностью монастырей, - никак не родственников по плоти. Любы мира сего вражда Богу есть: иже бо восхощет друг быти миру, враг Божий бывает (Иак. 4, 4), - научает нас Св. Писание. В Иудейской церкви фарисеи, в латинской вообще все духовенство этой церкви, а наиболее иезуиты опытно доказали всю справедливость слов Писания. Посему правила Святых Апостолов повелевают: “Епископ, или пресвитер, или диакон да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен” [7]. “Не подобает Епископу или пресвитеру вдаваться в народные управления, но неупустительно быть при делах церковных. Или да будет убежден сего не творити, или да будет извержен. Ибо никто же может двум господам работать, по Господней заповеди” [8]. Епископ, или пресвитер, или диакон, в воинском деле упражняющийся и хотящий удержати обоя, то есть, Римское начальство (кавалерство) и служение священства: да будет извержен из священного чина. Ибо кесарева кесареви и Божия Богови [9]. Для всех вообще служителей Божиих пагубно миролюбие и никак не может совместиться со служением Богу: Не любите мира, ни яже в мире. Аще кто любит мир, несть любы Отчи в нем [10]. Необходимо для всего духовенства устранение от спекуляций и всех происков к обогащению, необходимо отречение от всех суетных почестей, необходимо удаление от роскоши, необходима скромность, а для монахов - нестяжание." О необходимости Собора по нынешнему состоянию Российской Православной Церкви Записки епископа Игнатия Брянчанинова 1862-1866 гг. http://www.pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=464
Олег из Барнаула / 08.09.2011, 09:34
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Валентин Юрьевич Катасонов
Выйдут ли США из НАТО?
Еще во время первого президентского срока Трамп был возмущен тем, что союзники по альянсу «обманывают» Америку и настаивал на том, чтобы переписать Североатлантический договор
14.11.2024
Чёрная метка Трампа. Кто кормит систему США.
Мировые кукловоды и Deep state
13.11.2024
«Первый сионистский президент Америки»
О любви Дональда Трампа к Израилю
12.11.2024
Все статьи Валентин Юрьевич Катасонов
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45