Уважаемый господин Президент!
Вам пишет, по просьбе педагогов, обеспокоенных проблемами в области образования, Рязанский комитет православных учителей «Верую». Для нас, учителей, тревога за настоящее и будущее наших детей - реалии нашей ежедневной жизни, потому что мы работаем с детьми в духовно больном настоящем, мы их воспитываем и готовим для будущего, которое светлым не назовешь. По какому пути развития пойдет наше государство, будет зависеть только от тех, кто сегодня учится в школе. Школа - тот государственный институт, который работает на будущее: те, кто сегодня в руках учителя, завтра возьмет в свои руки страну.
Вхождение системы образования России в третье тысячелетие было ознаменовано принятием трех программ: «Программы развития воспитания в системе образования России на 1999-2001 годы», «Государственной программы патриотического воспитания граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы» и Федеральной целевой программы «Молодежь России (2001-2005 годы)». Принятие названных документов возвестило о возвращении воспитания в сферу образования.
«Программа развития воспитания в системе образования России» начинается со слов: «Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества, государства». Отечественные традиции были названы одной из основ обновления содержания и структуры воспитания. По-новому оценивалась роль религии в истории России и признавалась ее большое влияние на духовно-нравственное развитие человека.
Мы радовались, думая, что наконец-то возвращается та школа, в которой учились когда-то мы сами, когда воспитание человека стояло на первом месте, когда не было гонки за европейским образцом образования, но не тут-то было. Одно дело принять документ, а другое - его реализовать.
Что сделано за это время, продвинулись ли мы в области духовно-нравственного воспитания в частности и воспитания вообще? Как чувствует себя учитель в новой ситуации, когда воспитательный и образовательный процесс признан за образовательные услуги? Кого мы готовим в школе: меркантильного, способного на любую подлость ради денег, человека, либо патриота, живущего во имя любви к ближнему, способного не просто на высокие слова, а на поступки.
В сегодняшней школе все большее количество учителей, воспитателей понимают, что школьное образование призвано не только обеспечивать трансляцию научных знаний и представлений новым поколениям, но и формировать ценностные идеалы и ориентиры, утверждать в сознании и душах учеников базовые мировоззренческие понятия с учетом нашего исторического опыта и отечественной культурной традиции, складывающейся на протяжении многих веков.
Но тот, кто обеспечивает этот процесс оказывается совершенно незащищенным, более того, профессия педагога по достоинству не оценивается. Складывается абсурдная ситуация, когда школы как-то модернизируются - ставится оборудование, компьютеры, а учителя получают мизерную зарплату и не в состоянии прокормить семью. Учитель вынужден подрабатывать, заводить животных, которые давали бы продукты питания (коровы, козы, утки и т.д.), сажать огород, искать дополнительную работу, работать в свой отпуск и т.д.
Отношение к учителю как к обслуживающему персоналу уже успело сказаться на некоторых из них. В школах нашего города учителя вынуждены увольняться из-за неадекватного поведения родителей, не находя защиты ни у руководства школы, ни в управлении образования. Такое отношение родителей к учителям порождает соответствующее отношение учеников.
Учитель ОПК чувствует себя в коллективе как «белая ворона», не находя поддержки своей работы, хотя именно его работа должна быть поставлена во главу угла в связи с целями и задачами объявленных программ.
Необходимые условия для духовно-нравственного становления личности учащегося в школе не созданы. Прежде всего, учитель в этом отношении не подготовлен и малокомпетентен. На курсы при епархии приходят учителя уже достаточно ориентированные в вопросах православия, но ведь духовно-нравственное воспитание нельзя ограничить только лишь уроками ОПК. Необходима целостная система, в которой были бы задействованы весь коллектив школы. В этих условиях целенаправленной работы по духовно-нравственному воспитанию учащихся на основе взаимосвязи идей светской и православной педагогической культуры не происходит. Уроки ОПК заменяются уроками по подготовке к ЕГЭ повсеместно. Заменяем настоящее образование «дрессировкой», препятствуя развитию творческих способностей, воспитанию людей, способных думать и анализировать. Почему никто не прислушивается к общественному мнению, когда большая часть населения России считает возможным ЕГЭ только на добровольной основе и предпочитает традиционные формы экзаменов?
С 1 февраля 2011 года началось обсуждение проекта Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», серьезного документа, от которого зависит будущее развитие Российского образования. Но как можно за два месяца обсудить, создать то, что будет работать не один год, а десятилетия, на чем будет воспитываться не одно поколение российских школьников
Мы рушим своими руками то, что только-только начало оформляется. Когда ставят эксперимент, то просчитывают возможные минусы и плюсы. Школа есть живая лаборатория человеческих судеб - личных и народных и поэтому прикасаться к ней необходимо осторожно.
Действующий ныне «Закон об образовании» был признан в 1992 году международной организацией ЮНЕСКО одним из лучшим правовых актов в мире. Если закон нуждается в корректировке, то необходимо учитывать, что образование - это живой организм, и он может меняться в соответствии с социально-экономическими условиями развития государства. Без учета этого уровень образования, как правило, снижается. Попытки своевременного реформирования Российского образования привели к ухудшению и разрушению нашего когда-то признанного международным сообществом уровня образования.
У нас к Вам есть вопросы, на которые мы хотим получить вразумительные ответы. Учитель всегда думает о своих учениках, но кто подумает о нем самом? Сегодня учитель - заложник современной системы образования, а нам очень хочется выяснить, кого мы сегодня воспитываем с помощью думающих о хлебе насущном людей.
Испокон веков на Руси были люди, которым кланялись в пояс: это учителя. Судьба учителя связана с судьбой своей семьи., семьями своих воспитанников, с судьбой своей Родины. Каких мы детей воспитаем, такой и быть нашей родине.
Вручая своих детей учителю, мы надеемся на вдумчивого учителя, талантливого педагога, ответственного преподавателя. Но 2.600 рублей в месяц - это жалкая жизнь нищего, а не человека с высшим образованием, элегантного, стоящего с достоинством около доски, передового ученого, а именно таким должен быть сегодня учитель.
Одной из важнейших причин, представляющей собой вполне определенный и мощный «тормоз» в развитии процесса духовно-нравственного воспитания обучаемых, на наш взгляд, является содержательная сущность аттестации учебных заведений и отдельных педагогов. Этого нельзя допускать. Учитель, который воспитывает в детях целомудрие, чистоту, послушание, трудолюбие, патриотизм заслуживает уважения, если не почитания, понимания и поощрения со стороны администрации, родителей, управления образования. А сегодня действующая рейтинговая система подталкивает учителя к собиранию баллов ради зарплаты. Каждый уважающий себя учитель никогда не работал ради баллов, грамот, похвалы, он работал и работает ради учеников, но благодаря нынешней системе создаются условия, при которых учителю просто не прожить на ту зарплату, которую он имеет.
Высокие духовные ценности, на которых покоится благополучие любого государства, такие, как любовь к Отечеству, доброта, долг, совесть, ответственность и неспособность к насилию, которые зарождаются именно в школе, оказываются подорванными. Учителя отмечают истерики у детей манипулирование родителями и учителями, инфантильность, дети начали думать на иностранном языке, а в школу вводят арабские, шведский языки, но сокращают часы, отведенные на русскую литературу, на русский язык. Из учебников «Литературное чтение» для начальной школы исключены все тексты по истории России и Великой Отечественной войны и т.д.
Самая читающая страна в мире превращается в страну, не знающую своего собственного языка. Ныне на словах часто провозглашаются красивые лозунги, созываются конференции, формируются советы по защите русского языка. Однако слова влиятельных кругов со всеми их советами, соборами и лозунгами сильно расходятся с реальными делами. Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на плоды деятельности некоторых учреждений, в ведомстве которых оказался сейчас русский язык.
Министерство образования целенаправленно сокращает преподавание русской словесности и русского языка в средней школе. Русскому языку школьников учат лишь до девятого класса, при том, что вузы имеют в качестве вступительного экзамена сочинение, показывающее умение мыслить и писать по-русски. Двухлетний разрыв между последним уроком по русскому языку и вступительным сочинением в вуз приводит к тому, что высшее образование становится недоступным многим русским абитуриентам из-за их недостаточной грамотности. Безъязыкость многих наших детей уже вынудила ряд университетов заменить вступительное сочинение простеньким диктантом. Так языковая деградация школьного образования распространяется на образование высшее.
У наших детей даже в начальной школе, где закладываются основы разумной речи, всего четыре урока чтения в неделю (три года назад было шесть). Нетрудно подсчитать, что если в классе тридцать учеников, то каждый ребенок читает под приглядом учителя не более четырех минут в неделю.
Что Вы делаете, чтобы сохранить язык от иноземного произвола, от его осквернения, как гарантируете государственную поддержку развития русского языка?
Мы теряем своих детей. Тема духовного воспитания должна занять достойное место на всех занятиях гуманитарных и естественных дисциплин. Предметы, праздники, которые несут чуждые ценности, разрушают основы духовно-нравственного воспитания, следует признать растлевающими внутренний мир ребенка и исключить их из образовательного пространства. Россия сегодня заражается западной бездуховностью, растлевающей душу человека массовой культурой, допускает попрание святынь и разложение семьи, оправдывает аборты - убийства младенцев, безответственность и духовную глухоту. Массовая культура навязывает молодому человеку ценностные ориентации крайне низкого порядка, основанные на потребительском отношении к жизни и вопиющем эгоизме: «Бери от жизни все», «Не дай себе засохнуть», «Ведь я этого достойна».
А мы свое внимание и внимание родителей направляем на проблему, искусственно созданную, проблему со зданиями школ. Где будут учиться наши дети через несколько лет? Неужели здания школ постигнет та же участь, что и детские сады, и при увеличении рождаемости детей школьникам негде будет учиться?
Как будет обеспечено положение проекта Федерального закона «Об образовании», где обозначен уровень заработной платы педагогических работников не ниже средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики? Каждый понимает, что если не указан источник финансирования, то это будет решаться за счет учителей - их сокращения или сокращения учебных заведений. Таким образом, снижается уровень внутренней мотивации учителя, разрушается структура педагогической деятельности, нарушаются статьи Трудового Кодекса РФ, а статья 37 ч.3 Конституции РФ, где записано, что каждый имеет право на вознаграждение за труд... не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда», просто игнорируется, и учитель живет за чертой бедности. Действие Федерального закона № 54-Ф3 от 20 апреля 2007 г. позволило нивелировать понятия «вознаграждение за труд» и «минимальный размер оплаты труда», что повлекло за собой нарушение права человека на достойную жизнь.
Неужели права и свободы человека перестали быть высшей ценностью для нашего государства?
Кроме того, за мизерную заработную плату, учитель должен как-то пополнять материально-техническую базу кабинета, участвовать во всевозможных конкурсах, ремонтировать кабинеты, приобретать расходные материалы для копировальной техники. Продуктивность работы учителя снижается, потому что все силы уходят на заполнение каждодневных отчетных документов, которых с каждым годом становится все больше. Кому нужны эти бумаги, зачем мы тратим бездарно время, которое могли провести со своим классом или прочитать дополнительную литературу?
Непонятным и удивительным остается факт сокращения ставки педагога-психолога во многих школах города. В последние годы возросло количество проблемных детей, нуждающихся в психологической помощи. Группу риска составляют дети не только из неблагополучных семей, родители которых не в состоянии оплачивать услуги психолога, но и дети из обеспеченных семей с одним ребенком, где возникают перекосы в воспитании по разным причинам.
Нам непонятно каков возраст перехода на пенсию у педагогических работников?
Образование - это общее дело и касается каждого гражданина РФ, нельзя допустить падения качества отечественного образования! Мы настаиваем на всенародном обсуждении закона об образовании и надеемся на вашу поддержку как гаранта Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина. Считаем необходимым существенную доработку законопроекта «Об образовании» предложенным нынешним министром Фурсенко, учет в нем поправок, предложенных М. Кузнецовым и И. Понкиным, а так же немаловажно внесение в него важнейших положений о финансировании образования и гарантиях учителям из альтернативного законопроекта, предложенного О. Смолиным.
Наталья Вячеславовна Калинина, Председатель Рязанского комитета православных учителей «Верую»
1. Не сдаваться и не сдавать!