«...И исповедает над ним вся беззакония сынов Израилевых и все преступления их и все грехи их, и возложит их на голову козла, и отошлёт с нарочным человеком в пустыню. И понесёт козёл на себе все беззакония их в землю непроходимую...» /Лев.16.21,22/
«Вот пусть эти чубайсы и березовские, все эти воры, накравшие целые состояния, пусть они идут в церковь и каются в своих грехах, а нам нечего читать морали, мы люди честные: всю жизнь работали, детей растили, ничего плохого не делали, нам каяться не в чем!» Приблизительно так говорит сегодня кое-кто из тех, кто слышит церковную проповедь, в которой звучит тема покаяния. Немногие говорят это открыто, больше - держат эту мысль про себя. Именно в таинстве покаяния заключается самый большой соблазн для людей, не понимающих смысла Христовой проповеди - но без этого таинства наша вера бесплодна. Чтобы понять, почему это так, давайте откроем Священное Писание, и посмотрим, что об этом говорится там.
Там рассказывается, как Господь с самого первого момента создания человека - сначала Сам, а потом через Своих пророков - указывал ему путь к Вечной Жизни и строго предупреждал о том, что может случиться с ним, если тот не послушает слов любящего его Отца, указывал ему на его неправду и ожидал покаяния. С ветхозаветных времён истинно верующие люди принимали пророческие обличения как совет Бога своим неразумным детям, как лекарство для больных душ, а нежелающие слышать Слово Божие гнали и убивали этих святых людей, прибавляя одно преступление к другому. Ветхозаветное покаяние не спасало от вечной смерти, но было обещанием будущего пришествия Спасителя. Наконец, времена настали: Бог, явившийся во плоти, заключил со Своим народом спасительный Новый Завет. В первых же строках этого Нового Завета мы читаем самое первое слово проповеди Иоанна Крестителя, Предтечи Господня: «ПОКАЙТЕСЬ!» Затем слышим первое слово, которое произнёс, выйдя на своё общественное служение, Сам Господь и Бог наш Иисус Христос: «ПОКАЙТЕСЬ!» С тех пор и до сегодняшнего дня все Христовы ученики: святители, священники и просто православные люди несут миру радостную весть о том, что больше никому не нужно умирать, что теперь у нас есть лекарство от смерти. Это - наша вера в Господа Иисуса Христа и очищение души от греха. Иными словами, призыв к покаянию это - дело Любви Божией. Почему же человек так часто не принимает предложение Любви?
Потому, что, чтобы весть о лекарстве радовала человека, ему необходимо понять, что он нездоров и нуждается в лечении. А пока человек не ощущает своей болезни, всякое слово о покаянии воспринимается им как вторжение в его внутреннюю жизнь, как агрессию - и вызывает ответную агрессивную реакцию. Конечно, если угодно, можно в этом винить духовное несовершенство проповедника, его недостаточную любовь к людям. Что и говорить: хорошо бы нам уметь благовествовать совсем без слов. Хорошо бы одним своим видом, взглядом, идущим от сердца, исцелять души - но это не всем дано Богом, а иногда и это не помогает. Такие любящие сердца имели наши российские новомученики, но и их любовь и страдания немногих вразумили в годы коммунистического беснования, но многих - озлобили, и озлобляют даже и до сих пор. Не было на земле сердца более любящего, чем сердце Самого Иисуса Христа - но иногда и Он не мог совершать Своих чудес из-за неверия окружавших его. Упорство во грехе слепо и глухо к голосу Любви.
У кого из нас есть возможность попасть в гости к Чубайсу или к Березовскому? Каждый служитель Престола Господня сначала идёт к тем людям, которых явным образом поручил ему Господь. Это - прихожане храма, это те, кто приглашает священника для совершения Таинств, чтобы посоветоваться с ним по своим житейским вопросам. Если священника позовут к олигарху - он пойдёт к олигарху, если к бомжу, умирающему в больнице - пойдёт к бомжу. Но везде он будет говорить об одном и том же: о Благой Вести, о том, что Христос распялся за нас и что мы теперь можем искренним покаянием очистить душу от грязи. Кто считает себя безгрешным? На словах - никто. А на исповеди многие, не видя состояния своей души, говорят одни и те же два слова и всегда почему-то во множественном числе: «Грешные мы, грешные!» Господь смотрит на человека и ждёт, что он расскажет о себе, а он говорит про «нас». На любом производстве или в обществе благоразумный руководитель никогда не допустит того, чтобы виновник аварии оставался неузнанным и ненаказанным. Некогда всесильный «хозяин» нашего государства изрёк чеканную формулу: «У каждой ошибки есть своя фамилия, имя и отчество». То же самое и в Царствии Божием. Но если в наших земных, часто неправедных, судах, тщательно выясняются обстоятельства дела и степень вины каждого, тем более - там, где царит Праведный Судья. «Я пришёл призвать не праведных, но грешных на покаяние». Одно, кардинальное, отличие: здесь судопроизводство ведётся с целью наказания, там - с целью прощения. Зачем же нам скрываться от Того, Кто пришёл к нам, чтобы простить нас и согреть любовью?
Без сомнения, не найдётся на земле человека, который бы за свою жизнь не сделал бы ни одного доброго дела. Но Святая Церковь учит нас, что все добрые дела, которые делаются не Бога ради, а ради самих этих дел - мерзость перед Господом. Известна совсем недавняя история одного резчика по дереву, очень хорошего мастера, который за годы своей жизни много потрудился для Церкви, для храмов Божиих - к нему во сне явилась Богородица и, показав все его прекрасные работы, валяющиеся в яме под ногами людей, сказала: «Мы ждали от тебя покаяния, а ты пришёл к нам с ЭТИМ?» Это было сказано монаху, всю жизнь посвятившему служению Церкви. А мы с вами чему посвятили нашу жизнь от юности до последнего дня? «Человек - это звучит гордо!» Вот именно. Какая безумная гордыня, бывает, сидит в нас, таких старых, малоимущих, живущих в каком-нибудь провинциальном городишке на свою скудную зарплату или пенсию! Мы не можем потерпеть ни мужа (или жену) ни старых родителей, ни взрослых детей, ни юных внуков. Гордость и превозношение наше - хуже всякого грабежа, насилия и убийства, на которые так негодуют многие, потому, что гордость ведёт к насилию над своею душою, её ограблению от вечности, к смерти. А нам об этих «пустяках» и вспоминать не хочется - после великих и славных трудов, нами поднятых.
Господь наш в Своей первосвященнической молитве молился Своему Отцу: «Не о всём мире молю, но только о тех, которых Ты дал мне». Олигархи, наркодельцы, бандиты, взяточники - какое отношение они имеют к Божьей Правде? Они бесчинствуют, не боясь Бога, слово «покаяние» является для них пустым звуком, а Бог не велит «метать бисер перед свиньями», ни «давать святыню псам» - не потому, что они хуже нас, а потому, что они находятся вне Церкви. Нам, в подражание Господу, заповедано молиться только за своих. Таким образом, призыв к покаянию - напоминание нам, что мы не чужие Богу, то есть, это СВИДЕТЕЛЬСТВО НАШЕЙ СВЯТОСТИ. Ведь слово «святой» означает не «безгрешного» человека, как мы привыкли понимать, а члена Христовой церкви, человека посвящённого Богу. В этом смысле употребляет его Апостол, говоря в своём послании: «поклон всем святым!» Участвуя в таинствах Церкви, мы становимся людьми Божиими, причастниками Вечной Жизни. Зачем же мы хотим это драгоценное достояние, дарованное нам Господом отдать тому, кого считаем своим врагом? Причины этого заблуждения всегда одни и те же: неверие в существование Бога и желание жить по своей воле. Неверие закрывает от нас Вечность, замыкает нас в рамках временной жизни. А если нет Вечности, значит нам, здесь живущим, никто не поможет, кроме нас самих. Тогда жизнь превращается в суетливое «существование», в гнилое болото, из которого нет выхода. Там нет ничего святого, ничего вечного - нет Жизни, только на поверхности этого болота надуваются и лопаются зловонные пузыри нашего тщеславия.
Один из этих пузырей - идея социализма, вот уже больше века терзающая наше национальное сознание и всю нашу общественную и духовную жизнь. Академик И.Р.Шафаревич говорит о социализме, как об «инстинкте смерти человечества». Я бы сформулировал по-другому: в душу человека, созданную для Вечности, вложен Богом инстинкт цели его земной жизни. Поэтому, если в душе человека почему - либо отсутствует в качестве цели Вечная Жизнь, то это место обязательно занимает, как цель, вечная смерть. Век за веком в разных народах она упорно воспроизводит мрачную идею устроения рая на одной, отдельно взятой, планете. В духовном пространстве этой идеи место Любви занимает так называемая «справедливость», понимаемая каждым по-своему, то - как социальная, то - как национальная... Снова заглянем в Евангелие. «Вот, оставляется вам дом ваш пуст!» - сказал Господь ветхозаветным иудеям, не принявшим Слова Любви. С этого момента евангельские «псы» и «свиньи» превратились в душах, исповедающих пустоту, в ненавистных «псов и палачей», которых нужно насильно привести к «покаянию» - или уничтожить. В разное время эти виновники всех несчастий народа, враги, которым - и от которых - необходимо очиститься, носили разные имена, но всегда одно было и остаётся неизменным: это всегда НЕ Я.
Самые впечатляющие ритуалы социалистического Антипокаяния - грандиозные судебные процессы, где их участники, будучи убеждёнными коммунистами, вполне сознательно приносили невинных людей в кровавую жертву. Организованные народные толпы требовали совсем не справедливости или правосудия, но именно ЖЕРТВЫ. «Стереть с лица земли!» - было написано на кумачёвых тряпках. Вдумаемся в эти слова. Вспомним эти события. Во всём этом отчётливо просматривается ветхозаветный ритуал изгнания козла, нагруженного грехами народа, в «землю непроходимую», то-есть в смерть. Каяться должен не я, а - «враги народа», олигархи, моя жена, мой сосед-пьяница... Грешные-то мы грешные, (это-то мы, когда-то крещёные, помним!), но всё равно - умереть должен другой. Нет, это не возврат к перво-христианству, как считают некоторые, не древнее примитивное язычество. Это упорное, сознательное АНТИХРИСТИАНСТВО. Иногда - изуверское, кровавое, иногда - велеречивое, профессорское, иногда - вонюченькое, домашнее. «Ты земля есть, и в землю возвратишься» - сказал Господь согрешившему Адаму. С тех пор всякая тварь, исчерпав данные Богом внутренние силы, возвращается, замыкая круг жизни, к своим истокам. Но, подобно тому, как старый человек иногда впадает в «детское» слабоумие, которое, впрочем, совсем не детское, но - старческое, достойное сожаления, так повреждённая страстями, потерявшая соль христианская душа тяготеет к ветхому «пустому дому», который, однако, совсем не пуст, потому что «свято место пусто не бывает». Пустота имеет свою, фальшивую, сущность. Где нет Бога, там всегда есть некто другой: враг Божий.
Приходится говорить об этом, потому что сегодня снова - то там, то здесь - сгущается некий призрак, желающий обрести плоть. То и дело слышишь: «Насчёт Церкви - это, конечно, была ошибка, а всё остальное было тогда очень хорошо и правильно». На площади стоят две фигуры: благоверного Князя и - Вождя Мирового Пролетариата и одинаково протянутыми руками показывают в разные стороны... «Не троньте - это наша История!» Что это, как не социальная шизофрения? Такое ощущение, что на горле еле живого народа смертельной хваткой висит бульдог, который при каждом движении перехватывает прикус, упорно добираясь до главной артерии. И без того у нас много реальных врагов, и внутренних и внешних, они наваливаются на нас, не давая сделать шага. Если бы нам удалось вздохнуть полной грудью - мы бы справились с ними, как всегда справлялись раньше. Но сегодня мы сами душим себя собственными греховными фантазиями. Можем и совсем задохнуться ими, если вовремя не стряхнём с себя этого Зверя. Дело не в сталинах, троцких или чубайсах - это всё только сгустки тьмы, призраки, материализованные нашими дурными страстями, дело в нас самих. Нужно не сталинизироваться или десталинизироваться, надо ВОЦЕРКОВЛЯТЬСЯ, потому что всё дело в нашем тяготении к смерти, а не к Жизни. «Сын Человеческий придя, найдёт ли веру на земле?» - это зависит и от нас тоже.
На исповеди христианин рассказывает не о чужих, а только о своих собственных безобразиях - так делаю и я, исповедуясь своему духовнику. Однако, когда священник в проповеди говорит о грехах, он всегда говорит «мы», не отделяя себя от людей, к которым обращается, тем самым не боясь напоминать себе и другим о своём недостоинстве. А когда настоятель выносит из Царских врат Чашу для причащения верующих, он вслух всех произносит молитву, где сказано: «...грешников, из которых первый есть - я.» Почему я напоминаю сейчас об этом? Потому, что иногда в адрес того или иного священника приходится слышать: - И какое же право имеет этот, с позволения сказать, «батюшка», читать нам морали, призывать к покаянию? - Отвечаю за себя: НИКАКОГО! Вообще - рассуждать о своих «правах» в Церкви неблагочестиво и неприлично. Я лучше других знаю, что, по многим и тяжким моим грехам, я никакого права не имею проповедовать и учить кого-либо. Права не имею, но - ОБЯЗАН это делать и, если Бог даст, делать это буду до последнего дня моей жизни, потому, что к этому призвал меня Господь в моём священническом рукоположении.
Два апостола из первой христианской общины согрешили больше других перед Господом, один - предав Его, другой - жестоко преследуя верующих в Него; имена их: Пётр и Павел. Оба они до конца своей жизни не могли сдержать слёз, вспоминая о своих преступлениях перед Богом. И оба они Святой Церковью названы среди Апостолов Первоверховными, в то время как, по человеческому разумению, должны бы быть навсегда извержены из Церкви. Но одно дело - суды человеческие, а другое дело - праведный суд Божий. Сказано Господом Петру: «Что тебе за дело? - ты за мной иди!» Сказано Господом Антонию Великому: «Антоний! Себе внимай!» Никому не полезно уподоблять себя великим, но мы должны знать: что сказано Господом им - сказано Господом всем нам. Тот же, кто не понимает этого, кто выискивает и подсчитывает грехи брата своего, уличает и судит священника, епископа, патриарха, требует покаяния от других, тем самым сам о себе свидетельствует, что он даже ещё и не переступал порога Храма, несмотря на то, что, может быть, очень много и умно рассуждал о православии и много поучал других. Пора входить, братья, довольно топтаться на пороге! В лютый мороз можно замёрзнуть и на крыльце собственного дома, если не потрудиться открыть дверь и войти в тепло, сохраняющее жизнь. Наше время идёт и проходит, Господь не будет ждать вечно.
106. на 64
105. Крыж
104. Не хочу
103. Крыжу
102. Что же делать!
101. Екатерина Домбровская
100. Re: Антипокаяние
99. Крыж
98. Кстати сказать.
97. Только что посмотрел фильм про Святителя Луку,