Необычны и привлекательны для нас, жителей больших городов, узкие улочки старой Риги: здесь в средневековье торговали селедкой и пивом, трудились ремесленники, а в советское время снимали эпизоды фильма «Семнадцать мгновений весны». К своему стыду, я не могла вспомнить ни одного знаменательного события, связанного с Латвией, в голове крутилось только одно: латышские стрелки...
На центральной площади Риги возвышается памятник Свободы, напоминающий известную статую в США. Недалеко от нее необычное по архитектуре здание ратуши.
Домский собор, в котором я была впервые, поразил своими размерами. Мрачный, строгий, с украшенной резьбой кафедрой, напоминающей кафедру в нашем Петропавловском соборе, не производит впечатления церкви. Здесь нет ни красоты православного храма, ни блеска иконостаса, ни благодатных икон. Вспомнились посланцы, вернувшиеся к князю Владимиру после посещения церквей различных конфессий и их восторг перед православным богослужением. Здесь одно - удобство сидеть на широких скамьях.
Синод Рижской Православной Церкви, приславший мне вызов на работу в архиве, местные жители называют просто «офис». Его я нашла с большим трудом: обычное здание с магазином на первом этаже, а на втором этот «офис».
Главная улица, которая раньше называлась то ли Николаевская, то ли Александровская, после революции носила имя пролетарского вождя, а во время Великой Отечественной войны - Гитлер штрассе, сейчас переименована...
Недалеко от нее находится старое Покровское православное кладбище. В центре его действующий храм Покрова Божией Матери. Ранним утром кладбище было пустынным и казалось заброшенным. Но православные часто приходят сюда помолиться на могиле митрополита Сергия (Воскресенского), которого весьма почитают в епархии. Митрополит возглавлял Православную Миссию в годы Великой Отечественной войны и был убит в 1944 году.
С правой стороны от алтаря находится часовня с большой иконой прп. Иоанна Крестителя. Эта часовня была построена над могилой умученного в 1934 году архиеп. Иоанна (Поммера), причисленного к лику святых мучеников, мощи которого, после торжественного обретения, находятся в кафедральном соборе Риги.
В самом центре кладбища находится могила замечательной актрисы Вия Артмане, принявшей крещение в Православной Церкви с именем Елизаветы.
Справа от нее в нескольких шагах - братская могила русских воинов, погибшим, защищая Ригу, в Первую мировую войну.
Здание бывшего Государственного архива, ныне Национальный Архив Латвии, который и являлся целью моей поездки, найти тоже удалось не без усилий: все послевоенные криминальные дела архива разместили в здании бывшего радиозавода, о котором сейчас почти никто ничего не знает, поскольку все советские предприятия ликвидированы и забыты.
Дела для исследователей открыты полностью: агентурные сведения, и служебная переписка, которые, надо полагать, изымаются из других архивов, доступны. Здесь я впервые увидела «наблюдательные дела» арестованных, собственноручную расписку священника о согласии сотрудничества с НКВД, акты экспертизы почерка арестованных.
Отработав в архиве, я направилась в Музей оккупации Латвии (1940-1991).
Музей был создан летом 1993 года при поддержке находящихся за границей латышских организаций и частных лиц. Он расположен в продолговатом здании темного цвета и занимает большое пространство. При посещении его с вас не возьмут деньги, он существует «на пожертвования». Однако с 1997 года правительство Латвии выделяет средства для содержания здания музея и финансирует отдельные его проекты.
Цель музея: «напомнить миру о нанесенном тоталитарными режимами уроне Латвийской земле и народу». Экспозиция рассказывает о том, что в результате заключения пакта 23 августа 1939 нацистская Германия способствовала выезду прибалтийских немцев из Латвии, и из нее выехало еще 10900 человек - в том числе латышей, которые использовали эту возможность, чтобы избежать коммунистических репрессий.
Фотографии, документы и предметы, свидетельства очевидцев рассказывают «о терроре чужих властей против жителей Латвии и об участниках сопротивления». Лишь несколько стендов посвящены оккупации фашистской Германией, а вся остальная экспозиция - оккупация первого советского периода 1939-1940 и второго 1944\1945-1991. Комментарии даны на 5 языках. Вот некоторые из них:
«Выставка «Трагедия Латвии 1941» организована Музеем оккупации Латвии и музеем «Евреи в Латвии» для способствования формирования у латвийского общества единого сознания истории» «Непостижимым было уничтожение латвийских и привезенных из других стран евреев». «После окончания борьбы национальных партизан в 1960 годы сопротивление оккупации продолжается. Распространяются антисоветские листовки, вывешивают флаги Латвии и срывают флаги СССР и ЛССР. Народ выражает протест против оккупационного режима в День поминовения усопших на Братском кладбище в Риге и у памятника первого президента Латвии Я. Чаксте». И все остальное в таком же духе... Как говорится, комментарии излишни. Экспозиция естественно завершается фотографиями Горбачева и Ельцына. Необходимо добавить, что сотрудники музея проводят занятия со школьниками, семинары для учителей, участвуют в конференциях, издают научные сборники (на латышском языке). Музей к тому же включен в Государственный дипломатический протокол Латвии и его обязаны посещать все государственные деятели иностранных государств и дипломаты.
Экскурсовод в музее плохо говорит по-русски, а консультант вообще не понимает русского языка. Рижский батюшка так объяснил мне это явление: латыши - народ гордый. Но ведь очевидно, что именно отказ от русского языка сделал латышскую молодежь неконкурентоспособной по сравнению с русской, поскольку русские помимо английского, знают латышский.
Основная деятельность в Риге - сфера обслуживания, основные туристы - русские, в которых так нуждается страна в связи с притоком капитала, и без русского языка здесь не обойтись. Вот почему везде я встречала западноевропейскую приветливость и русский язык. В Риге действительна только национальная валюта, которая в два раза превышает доллар. Страна, полностью принимая европейский образ жизни, приветствует и закон на однополые браки, и гей-парады и все установления, что с такой силой хлынули с Запада. Все это вызывает не только скорбь православного духовенства, но и трудности в жизни их паствы. Православные люди, волею судеб вплетенные сегодня в историю России и Латвии, живут здесь как бы независимо от лабиринтов высокой политики. Дай Бог, чтоб к нам пришло понимание начать создавать новый музей оккупации - «Музей оккупации Западом».
Лидия Соколова, секретарь Комиссии по канонизации СПб епархии