Дети растут, и наступает момент в семье, когда их надо учить. В идеале должна быть единая цепочка: Церковь, семья, школа. Если дома говорят одно, а в школе - другое, то происходит раздвоение личности. У ребенка очень большое доверие к учителю, особенно в начальный период. И если учитель говорит совершенно противоположное тому, что говорили ему родители, - это может разрушить все то, что родители создавали предыдущие семь лет. Такова проблема секуляризованной школы, когда педагоги не желают видеть детей православными, христианами, духовными, чистыми, целомудренными, а школа по содержанию сейчас выдает худшие образцы материализма. Поэтому правильно ориентированная школа - та, в которой дух, содержание преподавания не противоречат Православию.
Нужно знать учителя, к которому собираешься вести ребенка. Важно, чтобы учитель не был атеистически настроенным и материалистом, а был бы культурным человеком. Поэтому надо заранее сходить в школу и познакомиться. Или хотя бы собрать информацию об этой школе, спросить других родителей. Православие - это не только церковность; в школе Православие - это дух, это отношение миролюбия, любви, нравственности, научной объективности. Надо выбирать такие школы, где детьми занимаются. И родители должны контролировать процесс образования, бывать на уроках, встречать, провожать своих детей, стараться ограждать их от дурного влияния, а не так, чтобы отдал на весь день и не известно, кто с ним занимается и чем. Родители должны участвовать в школьной жизни.
В наши дни многие дети не имеют интереса к учебе. Время сейчас такое, что ценности изменились и образование стоит далеко не на первом месте. Интерес к учебе бывает тогда, когда образование ценится, ценится профессия. Все опять от семейного воспитания зависит.
Школа не может закладывать интерес к учебе, если этого нет в семье. Атмосфера в семье все-таки является определяющей - то, насколько родители образованные, насколько ценят образование. Если в семье создана атмосфера труда, почитания книги (образование ведь на книге построено), то, как правило, и у ребенка есть интерес к учебе. Современные дети, к сожалению, отвыкают от книги. Они привыкают к телевизору, компьютеру. А при чтении особый способ мышления вырабатывается. Молодежи все труднее учиться, потому что она от книги отпадает. Если в семье сохранилась любовь к книге, к чтению, в этих семьях детям легче стать образованными. Человеку, которого не приучили читать, конечно, очень трудно учить уроки.
Причины плохих оценок у детей могут быть разные. Поэтому нужно сначала причину выяснить. Одно дело, если ребенок не может учиться лучше. Из жития преподобного Сергия Радонежского мы знаем, что ему грамотность не давалась. По молитвам монаха-схимника Господь открыл его разум для познания книжной мудрости. То же самое было со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Он со слезами молился, чтобы Господь помог ему в учении. Жития святых подтверждают, что все в руке Божией. Поэтому нужно молиться за детей и не бранить за плохую успеваемость по причине неспособности. Другое дело, когда по лени дети плохо успевают. Бывает, что плохие оценки появляются из-за конфликта с учителем. То есть причина оценки разная, нельзя сказать, что она всегда отражает уровень знаний ребенка. Нужно смотреть, как по отношению к себе трудится, работает ребенок, а не сравнивать его с другими, потому что мы все разные. Главное, чтобы он учился в меру своих возможностей, не ленился.
Не нужно подогревать у ребенка стремление быть первым. Ни перед кем не нужно себя утверждать. Во всем должно быть смирение, отсутствие азарта. Если ребенок достиг успеха - не следует говорить, что он лучше всех. Должны быть другие характеристики: хорошо или плохо он сделал, полезно это или не полезно. Он должен понимать, что любое дело нужно делать хорошо. А успехи его и неуспехи надо соотносить с его возможностями. Иногда даже «тройки» получает, но он старается, лучше не может. Для него это успех. А для некоторых «четверка» - не успех, а лень. Святитель Феофан Затворник говорит, что оценивать ребенка нужно не по учебным успехам, а по благочестию, по старанию, по духовным дарованиям, которыми ребенок обладает. Почему-то у нас привыкли оценивать по количеству знаний, по оценкам, а что при этом в душе творится, каков нравственный облик ребенка - этого не замечают. Душевный ли ребенок, смирный, покладистый, любвеобильный - вот это самый главный успех воспитания, школьного и семейного. А все остальное приложится, все остальное - это таланты, которые кому пять, кому - два, кому - один. По ним оценивать особенно не нужно. Это не твое достижение, это Господь дал.
Старцы говорят: «Не ищи, чадо, мудрости, а ищи кротости, найдешь кротость - получишь мудрость. Мудрый не тот, кто много знаний имеет, а тот, кто много добра творит». Нужно понимать, что есть образованность, а есть мудрость. Подлинная мудрость приходит через кротость. Знания надмевают, говорят святые отцы, ими питается гордость. Когда человек понимает свое несовершенство, он движется постепенно и таким образом постоянно развивается. Главное - рост должен быть постоянным до конца жизни. Если человек в гордость впадает - он останавливается.
Есть еще один важный момент в образовании детей. Все больше наших более или менее обеспеченных людей посылают детей учиться за границу. Надо знать, с какого возраста это безопасно. В 20 лет - пожалуйста, а в 14 лет ребенка лучше не отправлять. Как раз в возрасте 14-15 лет происходит социализации личности - вхождение ее в социальные отношения. Если ребенок в этот момент учится за границей, то он входит в социальные отношения той страны, где он учится, - Англии, Франции или Америки. Ему именно это общество становится родным и привычным. И когда он возвращается на родину, то оказывается, что жить в России уже не может: ему многое не понятно, у нас все не так, как он привык, все ему чуждо. Т.е. есть большой риск, что дети уже никогда не вернутся в Россию, останутся за границей и будут как бы потеряны для живущих здесь родителей. А уж внуки и вовсе будут иностранцы. Многие родители так отправили детей, а теперь плачут. Поэтому необходимо детей сначала учить в России, как у нас и было принято: первое высшее образование получать на родине, а уж второе - где угодно, в любой стране мира. Тогда наши дети могут спокойно жить и работать и в России, и за границей.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
4. Re: Перед школой
3. Эрик Лямпе
2. Re: Перед школой
1. Re: Перед школой