Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет,
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Пьер Жан Беранже
Да, тогда ещё очень хорошо строили, надолго. Навечно. Вечность была рядом, совсем рукой подать. Вот только ещё одно усилие, ещё одна великая победа, ещё и ещё один перевыполненный план - и она наступит, земная вечность, где каждый будет трудиться по способностям, блага выдавать будут по потребностям, а в дальнейшем научным способом обеспечат каждому личное бессмертие. И, как отблеск этой грядущей бессмертной жизни, по всей стране из суетливой черноты будней вырастали талантливые, прекрасные здания: министерств, университетов, выставочных павильонов, дворцов культуры, увенчанных окаменевшими фигурами мужчин и женщин, пришедших к нам из того самого бессмертного будущего.
Москвы" title="Каравелла на шлюзе Канала имени Москвы" width="400" height="325" align="right" />Или, вот как здесь - на зданиях шлюзов Канала имени Москвы - сказочными каравеллами, готовыми подхватить нас и унести сквозь закатное небо в страну за заветной дверцей в золотой стене. И эта будущая бессмертная жизнь, просвечивая в общей продуманности проектов и в малейших архитектурных деталях, в каждом оконном переплёте, в каждом повороте тропинки, ведущей ко главному входу, в красивой, прочной ограде вокруг этих строений, делала их не просто утилитарными сооружениями и даже не просто дворцами, но Храмами Вечной Державы Будущего. Да, вы - «простой советский человек», вы беззащитны перед шестернями государственного механизма, вы работаете почти задаром, вы молчите и трепещете во время чисток и кампаний борьбы с «врагами народа», иногда - умираете с именем Вождя на устах, но вы - строитель грядущего бессмертия, поэтому и сами бессмертны. Каким образом? Это - великая тайна. Есть что-то великое и страшное за задёрнутой завесой времени, к которой неуклонно приближаетесь вы, ваши товарищи, сослуживцы, ваши мудрые вожди - и вся страна в целом. Когда-нибудь эта завеса откроется и... Это - мистическая идея. Это - религия. Помните, как сказал некогда Евгений Евтушенко? - «Я твой усталый сон благословляю, наш непростой советский человек!» Вот и он тоже - о сне. И о благословении. Неожиданно и очень точно. Хоть я, грешен, никогда не любил Евгения Александровича за его отчётливо выраженную советскую номенклатурность, но - ничего не скажешь: Поэт! А в России Поэт (как всем известно) больше, чем поэт; поэтому и благословляет, кого захочет, а кого не захочет - не благословляет. Но - о сне сказал и ещё некто: «Сон разума рождает чудовищ».
Когда войска Тита ворвались в измученный осадой Иерусалим и, с лёгкостью раздавив последнее сопротивление левитов, охранявших Храм Живого Бога, вошли сначала - во Святое, а потом - во Святое Святых, простые солдаты-язычники поразились: там, внутри, за самой последней завесой, НИЧЕГО НЕ БЫЛО! Кто-то из них рассмеялся, кто-то был испуган, а кто-то, наверное, задумался о том, что произошло в этот день в его жизни. Непонятное, необъяснимое всегда делает жизнь иной, придаёт ей ещё одно - самое главное - измерение. Страшна тайна перевоплощения: только что ты был как все - простым человеком, имел своих родителей, имел свою родину с её славной историей, свою, богами данную твоему народу, истинную (так ты считал) веру. И вдруг с неба на тебя излился ярчайший, никогда не виданный, невыносимый свет, ты услышал неслыханный доселе голос и ты слепнешь, глохнешь, теряешь интерес ко всему, что только что составляло смысл твоей жизни. Бог говорил с тобою! Он призвал тебя! Ему нужна твоя жизнь! С этого момента ни родители, ни родина, ни родной твой народ не имеют для тебя никакого значения, всё это теперь измеряется только одним: отношением к Вечности, открывшейся тебе. Кто отведал этой тайны, тот уже никогда не вернётся обратно, не сможет снова стать таким, каким он был до этого рокового момента. Во что же мы верим?
В далёком семнадцатом году, сразу после того, как разнеслась весть об отречении Государя-Императора, внезапно опустели православные храмы - будто ураганный ветер выдул все мусорные бумажки из святых мест; вместо царских кокард, вместо боевых орденов - на фуражках, френчах, гимнастёрках - заалели тряпочки кровавого цвета. Ярчайший, невиданный, невыносимый свет залил митингующие улицы и площади. Но не тот Божественный свет, который ослепил и просветил Савла, а совсем другой, родственный чудовищной вспышке при взрыве атомной бомбы, когда внезапно сквозь живую плоть становятся видны кости скелетов живых людей. Сатанинский свет, сжигающий души. Ослеплённые этим светом радостно улыбались в объективы камер, махали шляпами и фуражками, будто какая-то тяжесть внезапно свалилась с их плеч, будто они внезапно освободились от какой-то химеры, угнетавшей их сознание. «Я освобождаю вас от химеры совести!» - скоро провозгласит своим солдатам Великий Вождь другой, сопредельной нам, державы. Нет, мы никогда так откровенно не формулировали вслух символ нашей веры, мы были молчаливы и замкнуты в немногих словах и фразах, как и подобает по-настоящему верующим людям. «Наши враги говорят нам - Вы хотите создать новую религию! - они ничего не понимают: ОНА УЖЕ ЕСТЬ!» Нет, это тоже не наше, мы не были так болтливы - тем сложнее было нас правильно понять, тем дольше можно было хранить тайну нашего бессмертия, как кащееву иголку в сундуке за тридевять морей. Тем дольше можно тому, кто «живее всех живых» оттягивать срок своей окончательной смерти, который должен же обязательно когда-нибудь наступить - даже и для «бессмертного».
Мы, «простые советские люди», без конца клялись в верности своему трудовому народу, искренно считали себя патриотами своей родины, твердили друг-другу и самим себе о том, как мы любим её, как мы жизни отдадим за неё. И - отдавали! Но вдруг, однажды, на Красной площади, над мавзолеем, над толпами народа, над флагами и портретами, вещим голосом Иосифа Кобзона прозвучало: «Наша родина - революция, ей единственной мы верны!» И мы выслушали, подхватили, пропели, промаршировали. Никто не отвратился, не испугался, не задумался: что же это было нами сказано, такое странное и страшное. А не отвратились мы потому, что всегда тайно, в самой глубине души, этим и жили. Ох, уж, этот непростой советский человек! «От слов своих осудишься, и от слов своих оправдишься» сказал Господь через Своё Писание. Так оно и будет тогда, когда мы предстанем перед главным Судьёй.
Что же случилось с нами, с русскими людьми, как это мы, незаметно для себя, попали в страшную неразбериху, в путаницу слов «русский» и «советский»? И не столько слов, сколько ими сопровождаемых мыслей, идей, понятий, поступков. А прежде всего в путаницу духовную, потому, что «от избытка сердца говорят уста». Известно, что Самозванца, торжественно вступавшего в Москву, впервые определили как самозванца сопровождавшие его люди, когда, он, крястясь и кланяясь на московские храмы, нарушил вековой порядок, субординацию чести, не зная, какой храм главный, на чей колокольный звон надо прежде перекреститься, на чей - после. Как внимательны были наши предки, как небезразличны к словам и делам! А мы будто спим смертельным сном, как богатырь из сказки Салтыкова-Щедрина: все долго ждали, что он вот-вот проснётся, поднимется, всех защитит, спасёт Русь Православную - а он уж давно не только храпеть, но и дышать перестал, уж у него и туловище-то давно мыши съели... Как же, когда - из простых русских «хрестьян», мы стали непростыми «советскими» людьми? Задолго до того, когда из уст преданного нами Царя вырвались горькие слова о том, что он видит вокруг себя, предмет веры, любви и надежды нашей уже давно был совсем в другом: «А мы, было, надеялись, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля...» Избавить от гнёта иноземцев, от позорного плена, от несправедливости судей, от голода, болезней, от самой смерти. Нам подавай хлеб: много хлеба, много славы, много справедливости; нам нужен Царь - великий и ужасный, чтобы трепетали все лихоимцы, лиходеи, мироеды, а заодно и все несогласные с нами народы. А если не так, то: «Распни Его!» Да русские ли мы?
Недавно, во время горячей дискуссии, была кем-то произнёсена поразившая меня фраза: «советские обычаи русского народа». Это всё равно, что сказать: «иудейские обычаи нашего православия». Таких нет - и быть не может. Многие из нас родились в сороковые-пятидесятые годы прошлого века, а это значит, что по рождению и воспитанию, по всем привычкам, мы советские люди, сталинисты. Все мы в детстве клялись в верности делу Ленина-Сталина. Это потом мы разошлись в разные стороны, разному учила нас жизнь. Теперь я про себя точно знаю: ровно настолько, насколько я ещё «советский» - я и не русский. Ровно настолько, насколько я ещё «сталинист» - я и не православный. Пока наш народ был действительно русским, он никогда не подчинялся тиранам, главарям, паханам, но всегда управлялся князьями и Царями, законными хозяевами земли русской. Никогда разбойничьему атаману не удавалось на Руси стать царём. Единственный православный Царь, позволивший себе в отчаянной борьбе с врагами государства перейти неписаную грань дозволенного, это - Иоанн IV Васильевич Грозный и именно вокруг его имени до сих пор ломаются копья историков и патриотов, которые никак не могут сойтись в оценке его деятельности. Сознание многих русских православных людей никак не могло примириться с теми методами, которыми Иоанн Васильевич защищал Отечество и православную веру - а в начале двадцатого века изменившееся сознание людей, стремительно терявших свою «русскость», уже именно таких методов и ожидало от Николая Александровича, в разочаровании называя его «спящим Царём».
Ещё одна - смешная - деталь на тему «русскости»: насчёт «умницы Троцкого»! Человек по-настоящему русский никогда слово «умница» не примет за похвалу, оно всегда в его сознании будет иметь иронический, или даже просто отрицательный смысл. Был бы «умник», или «умничка» - было бы ещё ироничнее и ещё отрицательнее. Если не так, то назовите мне хоть одну русскую народную сказку про Иванушку-Умницу! Так что, спи спокойно, дорогой товарищ Бронштейн, умница Лейба Давидович: ты, со своими соратниками, друзьями-врагами, хорошо сделал порученное тебе дело: целые армии «товарищей» до сих пор спят мёртвым сном - и не хотят просыпаться. Из своего священнического опыта знаю: бывает, отпеваешь умершего человека, он лежит в гробу и улыбается, а вокруг стоят люди со свечками в руках, некоторые - много мертвее покойника. Так иногда и говорят о неверующих людях: «ходячие трупы». А труп национальности не имеет. Так же бывает и с нами самими: мы думаем, что живы, а мы - мертвы. Думаем, что свободны - а мы в плену греха, под каменными сводами ГУЛАГА. В небе над нами железные, крашеные под золото, каравеллы издевательски изображают полёт в светлое будущее, а на километры вокруг канала и шлюзов безымянные могилы застреленых, уморенных голодом, затравленных собаками, по-настоящему русских людей. Вот он - «золотой сон», навеянный нам безумными умниками, о которых говорит стихотворение Беранже; имена их - в наше вечное научение! - выбиты на стеле, стоящей в сердце бывшей православной России, в Александровском саду, возле кремлёвской стены. Эти коммунистические пророки и предтечи сделали всё, что могли, для того, чтобы мы с вами никогда «...к Правде святой дорогу найти не умели». А что раньше, до кровавого ужаса семнадцатого и последующих годов, было изображено на этом камне, чьи там были имена, стёртые ненавидящей рукой - узнайте сами, если хотите, если действительно дорога вам прошедшая и будущая история вашей Родины.
ГУЛАГ - это символ и плод НЕСВОБОДЫ. Той несвободы внутренней, духовного рабства, в которое человек погружает себя сам. Сначала рабства страстям, потом - своевольным мыслям, потом - своевольным поступкам. Кажется, что вольнице этой конца не будет, но вдруг, в тот момент, когда мы начинаем считать себя наконец-то абсолютно, совершенно свободными, когда мы безнаказанно безумствуем на митингах, в ревтрибуналах, в кровавых подвалах, над нами внезапно смыкаются каменные своды ГУЛАГА, как материальное воплощение нашего внутреннего рабского состояния, которое до того мы совершенно не ощущали. «Мы никому рабами не были...» И - через две тысячи лет опять: «Мы - не рабы, рабы - не мы!» Где же здесь Россия? Где Христос? Где православие? Ветхозаветное самоощущение, мораль, ветхозаветное рабство... Вы любите политику? Политика, как и всё остальное, вытекает из сердца человека. Политика обслуживает веру, материальные нужды и страсти людей, составляющих единый народ. Одолеем страсти - Господь пошлёт во власть человека с чистым сердцем, боящегося Бога, руками которого Он вернёт и славу и величие нашей стране. Захотим славы и величия во что бы то ни стало, какой угодно ценой, чтобы царство - православное ли, коммунистическое ли, демократическое ли - опять царило «на славу нам», опять пошлёт Царя-Ирода, который, как языческое чудовище Кронос будет пожирать своих детей - и окончательно погубит и себя и нас. Этого нельзя допустить - БОГОРОДИЦА НЕ ВЕЛИТ.
P.S. Один человек сказал в мой адрес недавно, дескать: «поток сознания». Это совсем не так, но, даже если и так, то и это - не так уж мало. Если есть «поток сознания», значит, есть пока и сознание. Как любил с юмором отвечать мой духовник (Царствие ему Небесное) на вопрос: «Как Вы себя чувствуете?» - «Спасибо, чувствую!» Пока мы думаем, что живы - даже если мы умираем - у нас есть возможность стряхнуть с себя смерть и вернуться к Жизни. Пока мы думаем про себя, что мы русские - мы можем ещё, потрудившись, вернуться из умственных и сердечных блужданий в настоящую Россию. Помогай нам в этом Бог!
299. На всякий случай
298. Очевидно, дорогой отче, что Вы не знаете историю своего Отечества.
297. 296. свщ Алексий Бачурин :
296. Старому знакомому на 291.
295. Голос трамвайного сумасшедшего.
294. Венцеслав Крыж – 291 : О любви к Родине
293. На 292. Ролле, вставьте челюсть.
292. дед пенсионер
291. О любви к Родине
290. Кстати сказать, маловерным либералам: