К 1150-летию Смоленска многие памятные места города получат новую жизнь. Стройки и ремонтные работы идут по всему городу. Смоляне, чей каждодневный путь проходит мимо техникума электронных приборов, могут видеть чуть ниже здание храма в лесах - свидетельство второго рождения Авраамиевского монастыря. В скором времени монастырь отметит десятилетие со дня возрождения.
Об истории обители рассказывает архимандрит Аркадий, в прошлом - строитель храма Новомучеников и исповедников Российских, а сейчас - настоятель древнейшего в Смоленске Авраамиевского монастыря.
- Отец Аркадий,расскажите немного о себе, как Вы стали монахом?
- Родился я на Кубани в станице Крымская, там прошло мое детство, получил образование. С восьмого класса я помогал в храме Архистратига Божия Михаила. По завершении средней школы я пытался поступить в вуз, но не смог и счел это для себя промыслом Божиим. В это же время я обратился в Московскую духовную семинарию, прошел собеседование с помощником инспектора, которые рекомендовал сначала пройти службу в армии, поскольку учеба в семинарии не исключает воинскую обязанность.
Вернувшись домой, я устроился на работу в строительную организацию, через год я перешел на мебельную фабрику, где работал в сборочном цехе. В этот период уже была возможность более свободно посещать храм, смог самостоятельно заниматься изучением Закона Божия и церковнославянского языка, принимал участие в клиросном пении. Через год выразил желание послужить Церкви и поступить в семинарию.
Архимандрит Никон (Мозговой) рекомендовал меня в качестве послушника архиепископу Краснодарскому и Кубанскому Гермогену (Орехову). Встреча с ним сыграла большую роль в моем духовном становлении как христианина, как человека, желающего посвятить свою жизнь Богу в сане священника. Пройдя девять месяцев послушания, я был призван в армию. Служил под Ленинградом. Служа в армии, я посещал храм в Ленинградской духовной академии во время своих увольнительных. Там я познакомился с бытом жизни семинаристов, были знакомые иподьякона из Кубани у владыки Владимира, нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.
После армии я поступил в Ленинградскую семинарию по рекомендации архиепископа Владимира (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского).
На третьем курсе семинарии нас вызвал ректор, епископ Выборгский Кирилл и спрашивал о дальнейших планах на жизнь. Кто из нас станет монахом, а кто женится и станет священником? Я принял решение о монашестве и по благословению архиепископа Кирилла я приехал в Смоленскую епархию.
Здесь в Смоленске, в дни Великого поста, происходит рукоположение в сан диакона, а потом в сан священника (целибат), а через год я принимаю постриг с именем Аркадий, в честь преподобного Аркадия, Вяземского чудотворца.
Далее мое послушание проходило под руководством владыки Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха. Я получил назначение в Спасо-Окопную церковь г. Смоленска. Должность настоятеля в этом храме я совмещал с работой секретаря епархиального управления. В августе 1986 года стал исполнять обязанности настоятеля первого православного храма на Калининградской земле в честь святителя Николая Мирликийского. Это был перестроенный из лютеранской кирхи православный храм. За период с 1986 по 1994 год в Калининградской области было открыто 16 храмов, тогда же я стал благочинным.
Получил новое назначение благочинным в Вязьму, где был настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора, а также настоятелем возрождающегося Иоанно-Предтеченского монастыря. Это послушание я нес в течение пяти лет. Год я служил в селе. А потом был назначен строителем храма Новомучеников и исповедников Российских. При мне был построен сначала деревянный, а потом уже каменный храм.
С 2001 года получил новое послушание - настоятелем древнейшего в Смоленске Аврааамиевскго монастыря.
- Отец Аркадий, как возник монастырь?
История обители начинается с XIII века. Епископ Смоленский Игнатий покупает участок земли, который использовался под огороды, где он хочет основать небольшую общину и богадельню, чтобы провести там свои последние дни. На этом месте строится первый храм во имя Игнатия Богоносца. Потом происходит встреча Игнатия с Авраамием Смоленским, который получает от епископа благословение на игуменство.
При Авраамии строится первый каменный храм во имя положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, с тех пор монастырь стал именоваться Богородичный Ризположенский мужской монастырь. Такое название он носил до канонизации преподобного в 1549 году на Московском Стоглавом Соборе. Кстати, Авраамий стал первым смоленским святым. Память его совершается 3 сентября по новому стилю.
- Расскажите о земном пути преподобного Авраамия.
Его рождение приходится на время правления святого благоверного князя Ростислава. Родители Авраамия Семен и Мария имели двенадцать дочерей, но ни одного наследника. Подобно прародителям Иоанна Крестителя, они жертвовали на обители, во время молитв давали обет, вели богоугодную жизнь и надеялись, что Господь пошлет им утешение. Так у них родился сын, которого нарекли Авраамием.
Первоначально Авраамий служил в Богородицком Успенском монастыре в Селище, был назначен начальником скриптория, где переписывались книги. Впоследствии стал настоятелем монастыря. Он был очень образованным, знал много языков, был прекрасным иконописцем, замечательным проповедником. Все это засвидетельствовано в житии святого, составленном учеником Авраамия преподобным Ефремом.
Позднее Авраамия перевели в Смоленск в Кресто-Воздвиженский монастырь, куда стекались сотни людей, чтобы послушать его проповеди. У Авраамия появилось много недоброжелателей. Церковное начальство учинило проверку в отношении преподобного, в его келье были найдены европейские книги. Вот за знание европейской литературы, нового течения зороастризма Авраамию и предъявили обвинения в ереси, пророчестве и чтении запрещенных книг.
Он был подвергнут суду епископскому и княжескому, который продолжался два дня. Авраамию запретили проводить священнослужения и отправили под строгий присмотр в Селищенский монастырь.
Через некоторое время после заточения преподобного город постигла небывалая засуха. Епископ Игнатий совершал вокруг города крестные ходы со святынями, служились молебствия, но засуха не собиралась отступать, к ней добавилась эпидемия.
В этот тяжелый момент для Смоленска Лазарь (будущий смоленский архиерей) и другие сторонники Авраамия обратились к епископу и князю с просьбой отпустить святого, поскольку он был осужден неправедно и за это город терпит большие бедствия. Епископ и князь пересмотрели дело Авраамия и приняли решение отпустить его.
Епископ Игнатий позвал к себе Авраамия и попросил у него прощения. После того как они совершили совместную молитву, засуха и болезни оставили город.
Тогда, как я уже упоминал, Авраамий был благословлен на игуменство в монастыре. Он был благочестив и внимательно относился к проблемам людей и благодаря этому снискал любовь простого народа. Его духовный опыт отмечен удивительным сочетанием высокого подвижнического аскетизма и праведности. Ведь монашество - это не развлечение - это серьезное испытание, в какой-то степени подвиг отказа от мирских услад.
Он стремился внести в мир духовное обновление и свет знаний. Сам писал книги. Но сохранилось лишь одно его сочинение «Слово о небесных силах», обнаруженное уже в 19 веке в библиотеке Волоколамского монастыря.
Архимандрит Авраамий много сил отдавал благоустройству обители, поучениям и наставлениям братьев, а также личному духовному совершенствованию. В монастыре Авраамий провел остаток своей жизни и около 1219 года после непродолжительной болезни закончил свой земной путь.
- Какова судьба монастыря после смерти настоятеля?
В XIII-XIV вв. монастырь становится центром культуры города. Но уже после нашествия поляков в 1611 году приходит в запустение: после падения города поляки подвергли монастырь разграблению, исчезла главная святыня монастыря - мощи преподобного Авраамия. Монастырь стал доминиканским, а в 1634 году и вовсе был закрыт.
По распоряжению царя Алексея Михайловича место было выкуплено и на нем построена деревянная церковь, возобновлен монастырь под именем Авраамиева. В 1728 при нем была открыта семинария, монастырь приобрел название училищного, а его настоятели были лекторами семинарии.
В 1765 году на пожертвования купца Бориса Пискарева построена каменная соборная церковь Спаса Преображения. В ней находились престолы во имя Преображения Господня, в память преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского.
В 1773 году недалеко от главного храма была построена каменная Введенская церковь. Территория монастыря была обнесена каменной оградой, украшением которой являлись ворота, расположенные на одной оси с собором и увенчанные тремя башенками.
В годы французского нашествия монастырь был разграблен, в обители утроили лазарет и хлебный магазин. В конце 19 века здесь проживали всего семь человек.
После революции монастырь был закрыт, в нем открыли концентрационный лагерь. Настоятель монастыря архимандрит Иосаф (Алмазов) с немногочисленной братией был репрессирован. В обители был расположен склад различной церковной утвари, изъятой из храмов Смоленска.
В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В том числе Введенская церковь. Ничего не осталось и от каменной ограды. После войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища. В соборном храме монастыря до 2008 года размещалось книгохранилище областной универсальной библиотеки.
В настоящее время ведутся работы по возрождению нашей обители, создан попечительский совет, в этом году планируется передача исторических зданий нашей обители: настоятельского корпуса, келейного корпуса.
- Какова современная жизнь монастыря?
На данный момент в составе монастыря архимандрит Аркадий, схииеромонах (Иоанн) Балышев, протоиерей Валентин, иерей Геннадий Прокофьев, иерей Георгий Чернов, дьякон Виктор Романов.
В этом году будет 10 лет, как я являюсь настоятелем этой обители, три года назад мы обрели полный храм. Первоначально приходилось ютиться под колокольней в маленьком помещении.
Сейчас у нас сформировалась хорошая община. Показатель - это воскресный день, когда семьи с детьми приходят на причастие, прихожане участвуют в жизни обители.
Среди святынь нашего монастыря - частицы мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского, преподобного Герасима Болдинского и других святых. Также есть много старинных икон.
Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь является настоящей православной жемчужиной г. Смоленска.
С архимандритом Аркадием беседовали Константин ЗАБЕЛИН, Ульяна СПОРЫХИНА
Фото Николая Деменьева
Желающие помочь обители могут вносить свои пожертвования на счет обители:
Р/счет 40703810000630000126 в ОАО СКА-банк г. Смоленск,
БИК 046614757, к/с 30108106000000000757,
ИНН 6371038787, КПП 63701001
214014, г.Смоленск, ул. М.Жукова 22
Тел.+7(4812)389876, E-mail: spas_avraamiev67@mail.ru