Жемчужина Смоленска

К десятилетию возрождения Спасо-Преображенского Авраамиевского монастыря в Смоленске

0
727
Время на чтение 7 минут

К 1150-летию Смоленска многие памятные места города получат новую жизнь. Стройки и ремонтные работы идут по всему городу. Смоляне, чей каждодневный путь проходит мимо техникума электронных приборов, могут видеть чуть ниже здание храма в лесах - свидетельство второго рождения Авраамиевского монастыря. В скором времени монастырь отметит десятилетие со дня возрождения.

Об истории обители рассказывает архимандрит Аркадий, в прошлом - строитель храма Новомучеников и исповедников Российских, а сейчас - настоятель древнейшего в Смоленске Авраамиевского монастыря.

- Отец Аркадий,расскажите немного о себе, как Вы стали монахом?

- Родился я на Кубани в станице Крымская, там прошло мое детство, получил образование. С восьмого класса я помогал в храме Архистратига Божия Михаила. По завершении средней школы я пытался поступить в вуз, но не смог и счел это для себя промыслом Божиим. В это же время я обратился в Московскую духовную семинарию, прошел собеседование с помощником инспектора, которые рекомендовал сначала пройти службу в армии, поскольку учеба в семинарии не исключает воинскую обязанность.

Вернувшись домой, я устроился на работу в строительную организацию, через год я перешел на мебельную фабрику, где работал в сборочном цехе. В этот период уже была возможность более свободно посещать храм, смог самостоятельно заниматься изучением Закона Божия и церковнославянского языка, принимал участие в клиросном пении. Через год выразил желание послужить Церкви и поступить в семинарию.

Архимандрит Никон (Мозговой) рекомендовал меня в качестве послушника архиепископу Краснодарскому и Кубанскому Гермогену (Орехову). Встреча с ним сыграла большую роль в моем духовном становлении как христианина, как человека, желающего посвятить свою жизнь Богу в сане священника. Пройдя девять месяцев послушания, я был призван в армию. Служил под Ленинградом. Служа в армии, я посещал храм в Ленинградской духовной академии во время своих увольнительных. Там я познакомился с бытом жизни семинаристов, были знакомые иподьякона из Кубани у владыки Владимира, нынешнего митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского.

После армии я поступил в Ленинградскую семинарию по рекомендации архиепископа Владимира (ныне митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского).

На третьем курсе семинарии нас вызвал ректор, епископ Выборгский Кирилл и спрашивал о дальнейших планах на жизнь. Кто из нас станет монахом, а кто женится и станет священником? Я принял решение о монашестве и по благословению архиепископа Кирилла я приехал в Смоленскую епархию.

Здесь в Смоленске, в дни Великого поста, происходит рукоположение в сан диакона, а потом в сан священника (целибат), а через год я принимаю постриг с именем Аркадий, в честь преподобного Аркадия, Вяземского чудотворца.

Далее мое послушание проходило под руководством владыки Кирилла, нынешнего Святейшего Патриарха. Я получил назначение в Спасо-Окопную церковь г. Смоленска. Должность настоятеля в этом храме я совмещал с работой секретаря епархиального управления. В августе 1986 года стал исполнять обязанности настоятеля первого православного храма на Калининградской земле в честь святителя Николая Мирликийского. Это был перестроенный из лютеранской кирхи православный храм. За период с 1986 по 1994 год в Калининградской области было открыто 16 храмов, тогда же я стал благочинным.

Получил новое назначение благочинным в Вязьму, где был настоятелем Свято-Троицкого кафедрального собора, а также настоятелем возрождающегося Иоанно-Предтеченского монастыря. Это послушание я нес в течение пяти лет. Год я служил в селе. А потом был назначен строителем храма Новомучеников и исповедников Российских. При мне был построен сначала деревянный, а потом уже каменный храм.

С 2001 года получил новое послушание - настоятелем древнейшего в Смоленске Аврааамиевскго монастыря.

- Отец Аркадий, как возник монастырь?

Авраамиевский монастырьИстория обители начинается с XIII века. Епископ Смоленский Игнатий покупает участок земли, который использовался под огороды, где он хочет основать небольшую общину и богадельню, чтобы провести там свои последние дни. На этом месте строится первый храм во имя Игнатия Богоносца. Потом происходит встреча Игнатия с Авраамием Смоленским, который получает от епископа благословение на игуменство.

При Авраамии строится первый каменный храм во имя положения ризы Пресвятой Богородицы во Влахерне, с тех пор монастырь стал именоваться Богородичный Ризположенский мужской монастырь. Такое название он носил до канонизации преподобного в 1549 году на Московском Стоглавом Соборе. Кстати, Авраамий стал первым смоленским святым. Память его совершается 3 сентября по новому стилю.

- Расскажите о земном пути преподобного Авраамия.

Его рождение приходится на время правления святого благоверного князя Ростислава. Родители Авраамия Семен и Мария имели двенадцать дочерей, но ни одного наследника. Подобно прародителям Иоанна Крестителя, они жертвовали на обители, во время молитв давали обет, вели богоугодную жизнь и надеялись, что Господь пошлет им утешение. Так у них родился сын, которого нарекли Авраамием.

Первоначально Авраамий служил в Богородицком Успенском монастыре в Селище, был назначен начальником скриптория, где переписывались книги. Впоследствии стал настоятелем монастыря. Он был очень образованным, знал много языков, был прекрасным иконописцем, замечательным проповедником. Все это засвидетельствовано в житии святого, составленном учеником Авраамия преподобным Ефремом.

Позднее Авраамия перевели в Смоленск в Кресто-Воздвиженский монастырь, куда стекались сотни людей, чтобы послушать его проповеди. У Авраамия появилось много недоброжелателей. Церковное начальство учинило проверку в отношении преподобного, в его келье были найдены европейские книги. Вот за знание европейской литературы, нового течения зороастризма Авраамию и предъявили обвинения в ереси, пророчестве и чтении запрещенных книг.

Он был подвергнут суду епископскому и княжескому, который продолжался два дня. Авраамию запретили проводить священнослужения и отправили под строгий присмотр в Селищенский монастырь.

Через некоторое время после заточения преподобного город постигла небывалая засуха. Епископ Игнатий совершал вокруг города крестные ходы со святынями, служились молебствия, но засуха не собиралась отступать, к ней добавилась эпидемия.

В этот тяжелый момент для Смоленска Лазарь (будущий смоленский архиерей) и другие сторонники Авраамия обратились к епископу и князю с просьбой отпустить святого, поскольку он был осужден неправедно и за это город терпит большие бедствия. Епископ и князь пересмотрели дело Авраамия и приняли решение отпустить его.

Епископ Игнатий позвал к себе Авраамия и попросил у него прощения. После того как они совершили совместную молитву, засуха и болезни оставили город.

Тогда, как я уже упоминал, Авраамий был благословлен на игуменство в монастыре. Он был благочестив и внимательно относился к проблемам людей и благодаря этому снискал любовь простого народа. Его духовный опыт отмечен удивительным сочетанием высокого подвижнического аскетизма и праведности. Ведь монашество - это не развлечение - это серьезное испытание, в какой-то степени подвиг отказа от мирских услад.

Он стремился внести в мир духовное обновление и свет знаний. Сам писал книги. Но сохранилось лишь одно его сочинение «Слово о небесных силах», обнаруженное уже в 19 веке в библиотеке Волоколамского монастыря.

Архимандрит Авраамий много сил отдавал благоустройству обители, поучениям и наставлениям братьев, а также личному духовному совершенствованию. В монастыре Авраамий провел остаток своей жизни и около 1219 года после непродолжительной болезни закончил свой земной путь.

- Какова судьба монастыря после смерти настоятеля?

Авраамиевский монастырьВ XIII-XIV вв. монастырь становится центром культуры города. Но уже после нашествия поляков в 1611 году приходит в запустение: после падения города поляки подвергли монастырь разграблению, исчезла главная святыня монастыря - мощи преподобного Авраамия. Монастырь стал доминиканским, а в 1634 году и вовсе был закрыт.

По распоряжению царя Алексея Михайловича место было выкуплено и на нем построена деревянная церковь, возобновлен монастырь под именем Авраамиева. В 1728 при нем была открыта семинария, монастырь приобрел название училищного, а его настоятели были лекторами семинарии.

В 1765 году на пожертвования купца Бориса Пискарева построена каменная соборная церковь Спаса Преображения. В ней находились престолы во имя Преображения Господня, в память преподобного Авраамия и Меркурия Смоленского.

В 1773 году недалеко от главного храма была построена каменная Введенская церковь. Территория монастыря была обнесена каменной оградой, украшением которой являлись ворота, расположенные на одной оси с собором и увенчанные тремя башенками.

В годы французского нашествия монастырь был разграблен, в обители утроили лазарет и хлебный магазин. В конце 19 века здесь проживали всего семь человек.

Авраамиевский монастырьПосле революции монастырь был закрыт, в нем открыли концентрационный лагерь. Настоятель монастыря архимандрит Иосаф (Алмазов) с немногочисленной братией был репрессирован. В обители был расположен склад различной церковной утвари, изъятой из храмов Смоленска.

В годы Великой Отечественной войны часть монастырских сооружений подверглась разрушению. В том числе Введенская церковь. Ничего не осталось и от каменной ограды. После войны были ликвидированы остатки монастырского кладбища. В соборном храме монастыря до 2008 года размещалось книгохранилище областной универсальной библиотеки.

В настоящее время ведутся работы по возрождению нашей обители, создан попечительский совет, в этом году планируется передача исторических зданий нашей обители: настоятельского корпуса, келейного корпуса.

- Какова современная жизнь монастыря?

На данный момент в составе монастыря архимандрит Аркадий, схииеромонах (Иоанн) Балышев, протоиерей Валентин, иерей Геннадий Прокофьев, иерей Георгий Чернов, дьякон Виктор Романов.

Мощи св. блгв. князя Андрея Смоленского, преп. Герасима БолдинскогоВ этом году будет 10 лет, как я являюсь настоятелем этой обители, три года назад мы обрели полный храм. Первоначально приходилось ютиться под колокольней в маленьком помещении.

Сейчас у нас сформировалась хорошая община. Показатель - это воскресный день, когда семьи с детьми приходят на причастие, прихожане участвуют в жизни обители.

Среди святынь нашего монастыря - частицы мощей святого благоверного князя Андрея Смоленского, преподобного Герасима Болдинского и других святых. Также есть много старинных икон.

Спасо-Преображенский Авраамиев мужской монастырь является настоящей православной жемчужиной г. Смоленска.

С архимандритом Аркадием беседовали Константин ЗАБЕЛИН, Ульяна СПОРЫХИНА

Фото Николая Деменьева

Желающие помочь обители могут вносить свои пожертвования на счет обители:

Р/счет 40703810000630000126 в ОАО СКА-банк г. Смоленск,

БИК 046614757, к/с 30108106000000000757,

ИНН 6371038787, КПП 63701001

214014, г.Смоленск, ул. М.Жукова 22

Тел.+7(4812)389876, E-mail: spas_avraamiev67@mail.ru

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Об Иване Ильине sine ira et studio
Новый комментарий от Анатолий Степанов
26.04.2024 22:24
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:40
Победи себя – будешь непобедим!
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:35
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:21
Великий перелом
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:17
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Русский Иван
26.04.2024 19:04