Именно с середины в данном конкретном случае имеет смысл начать разговор о русской имперскости. Русской - ибо нет имперскости вообще; нет некой константы, или универсалии имперскости. Имперскость есть всегда особая ментальная вещь в себе. Первична: ментальность или имперскость? И вот здесь крайне важно не впасть в плоский линейный ряд рассуждений, не впасть в софизм.
Итак, вспомним ныне почти забытый, а некогда востребованный термин «витрина социализма». Под таковой обычно понимались и числились республики советской Прибалтики и ГДР. И в качестве составной части СССР (Прибалтика), и как сателлит и член Варшавского договора (ГДР) - это были зоны слияния, почти гармонии разноуровневых горизонтов жизни: зажиточности, обустроенности и устойчивости обыденной жизни и имперской значимости бытия отдельного Гражданина и Государства в целом.
Именно Россия как государствообразующая сердцевина СССР дала возможность всегда провинциальному, всегда хуторскому менталитету прибалтов подтянуться и приобщиться к возвышающему обыденную гражданскую жизнь имперскому миропониманию и мироощущению. К традиционному «погребному идеалу» в виде бессчетных свиных окороков, бочонков с сельдью и капустой Россией добавились: первый полет Гагарина в космос; запредельная военная мощь ядерной сверхдержавы; мощь и широта геополитических притязаний и возможностей. О ГДР можно высказаться предельно лаконично: это была десятая экономика мира, подпертая русским ядерным штыком. Штык этот был направлен против НАТО, против, прежде всего, США. Как оценивали этот статус-кво сами восточные немцы - это целиком их вопрос; вопрос, лежащий в сфере выработки их адекватной ментальности в конкретных исторических условиях. Но и для прибалтов и для немцев ГДР - это была неповторимая и невероятная по высоте земного бытия лебединая песня. Ныне всё для них низверглось с высоты идеала - к высоте потолка. И потолок этот: только «капуста», только «окорока», только «сельдь». И овеществленные новые подстановки в эти хуторские примитивно потребительские рубрики ничего не меняют по существу. Пылесосы и мерседесы; джинсы и кинокамеры; загрантуры и свободный обмен валюты; - без масштабного имперского плана гражданской жизни - это прозябание в комфортабельном подполье.
Стоит упомянуть и Грузию.
И Божья благодать сошла
На Грузию! Она цвела
С тех пор в тени своих садов,
Не опасаяся врагов,
За гранью дружеских штыков.
Собственно и говорить нечего; Лермонтов всё сказал. Добавим всего лишь штрих. Расхожее мнение в конечном итоге есть точнейший индикатор реальной жизни: ещё недавно были целые сборники анекдотов «Грузия - страна миллионеров»; а все сельские дома в Грузии были под железными крышами. Примитивный анекдот - это предел житейской достоверности. Анекдот, несомненно, есть тот низший жанр бытописательства, который наиболее достоверно, лаконично, грубо и зримо свидетельствует об образе жизни народа.
А что же срединная Россия? Нехватки во всем; во всем недостаток; откровенная бедность, почти нищета. С поправкой на время, на условия жизни, на уклад обыденной жизни, - это почти то же, что практика ночевки монголов во времена их вторжения на Русь. Нагольный тулуп и сугроб вместо крыши и одеяла - и всё. Для алчных захватчиков чужой страны, пришедших паразитировать на богатствах Земли Русской, это есть констатация реального факта, и более ничего. Но в случае с Россией и Русским Народом мы имеем нечто из ряда вон выходящее. Века и десятилетия «ночевал в снегу» сам имперский народ, в центре своей Империи! Имперский русский народ века и десятилетия жил беднее и труднее всех других народов в своей собственной Империи! И не нацменьшинства были абсолютным большинством населения государства в государстве, имя которому ГУЛАГ. Проект СССР, равно людоедский и равно имперский, - посуху тащил на себе сам имперский русский народ! Такого феномена самоуничтожения в истории никогда и нигде не было. Причем поистине фараонский по размаху и по форме осуществления проект ГУЛАГ являл собой запуск процесса контролируемого (!) масштабного самоуничтожения. Ни в модели «Британская империя», ни в модели «Римская империя», ни в каких-либо других имперских моделях никогда ничего подобного быть не может. И не было! Поскольку всегда формировалась и выстраивалась имперская иерархия господства: элита есть элита. Имперская элита есть имперская элита. Народ, ведомый и руководимый имперской элитой во имя создания империи, есть субэлита империи. В силу ряда причин настоящий текст сам себя сделал как первичный фрагмент «концептуального трансформера» по заданной, без преувеличения, великой теме бытия великого народа. Вдумчиво вплетая затем каждое лыко в строку, можно надеяться на создание в будущем полномасштабного русского имперского автопортрета.
Сейчас, на мой взгляд, важно четко указать на абсолютную уникальность русской имперскости. Всё познается в сравнении. Весьма поучительно наше сравнение себя с Японией. Ибо в плане природы и сущности феномена имперскости, японская имперскость является абсолютным антиподом нашей русской. Сущностная итоговая цена японской имперскости наглядно явлена. Японский монарх вопреки всем историческим и языковым традициям и реалиям именуется императором. Вместо положенного и необходимого в этом случае наличия метрополии и внешних территорий (колоний), - есть только гряда японских островов. Вместо факта наличия - присутствует претензия. Японский менталитет в общем и целом зиждется на агрессивной экстравертной обиде на историческую судьбу. И это есть в чистом виде запредельная тщательно культивируемая гордыня. Со всеми вытекающими отсюда бытийными, в том числе геополитическими и геофизическими последствиями. (Причем: ссылка на языковые и исторические различия и особенности несостоятельна. Ибо согласие японцев с вариантом перевода именно «император» и есть их неопровержимое свидетельство о самих себе, о сущности собственной ментальности).
Подлинная русская политическая элита есть всегда элита имперская. И эту имперскость ментально в ней созиждет, почти провоцирует, врожденная бытийная соборность русского народа. (Ничего общего с коллективизмом не имеющая). «Живи как все. И даже хуже вобранных в себя, впущенных и принятых Россией народов». Это - чисто русское кредо народа, ментальный горизонт которого потенциально гораздо выше, чем он сам о себе думает. И миссия подлинной русской элиты состоит в том, чтобы, поняв это для себя, - делом дать понять это народу русскому. Именно - делом. Поэтому алгоритм бытия русского народа в общем-то прост: или строй Империю и жив будешь - или умрешь. Каждому - своё. Еврей без денег не еврей, никто и ничто. Русский человек никто и ничто без Империи. Неимперия - это просто не Россия. Аминь.
Святое Евангелие вооружает нас знанием об упразднении всякого знания. То есть: знание относительно, ибо преходяще; и преходяще, ибо относительно. Сложная хирургическая операция на практике есть реализация знания о правильных рассечениях и отсечениях тканей. Накладывание швов, в сравнении с самой операцией в целом, есть наиболее простая заключительная её фаза. И над всем этим нашим человеческим «знанием» возвышается всегда замалчиваемый нами Пик Незнания:
Мы не знаем и не узнаем, что понуждает рассеченные ткани к тому, что мы условились называть их заживлением и сращиванием. Мы знаем, Кто создал механизм и процесс регенерации тканей. Мы знаем о результате этого процесса. Но при этом мы очень редко признаем, что в основу всей хирургии Он положил то, не знаем что. Это текстовое отступление важно, ибо оно необходимо. Мы не знаем, почему русская ментальность заведомо и изначально есть ментальность имперская. Но - по факту, по конечному геофизическому итогу, мы это видим и потому знаем. Почему-то именно мы, русские такие-сякие-немазанные, господствуем на своей имперской территории и владеем 1/7 частью всей суши. И если бы Господь Бог имел замысел разделить глобус поровну, то кроме русского народа на Земле жили бы ещё шесть иных народов.
Богоизбранный Израиль главным вечным сюжетом своего земного бытия почему-то всегда имеет предстоящее будущее обретение своей территории. Сам факт существования современного Израиля с точки зрения самих ортодоксальных евреев есть вызов против Бога. Каждый третий житель Земли китаец. А между тем, вся история Китая есть достоверное свидетельство полного и абсолютного отсутствия у него имперского проекта.
Все крупные государства американского континента суть эмигрантские анклавы эпохи второго великого переселения народов. Это - по попущению Божьему территории, находящиеся вне сферы сакральной имперской власти.
Таким образом, мы приходим к неизбежному выводу о предопределенности для России имперского плана её бытия. И доступная объяснению причина заключена в том, что словесно имеет вид тавтологии: русская имперскость есть самая имперская имперскость. К ней, точнее к её объективному наличию, данным Богом, почти механически прилагается огромная многонациональная Империя. Точно также как к данной Богом генерации ткани прилагается хирургия. Иерархический порядок соподчинения именно таков.
И в этом смысле отличие моделей Британской и Римской империй от Русской имперской модели есть отличие очевидное и кардинальное. Латиняне и бритты наделены «островным менталитетом»: границы личности, как таковой, в этом случае, условно говоря, представляют собой две вписанные окружности. Малая - это собственно Я (брит, римлянин), на своей земле. Большая - это «территориальное продолжение» меня во вне, за пределы собственно меня (бритта, римлянина). Геофизически такого рода ментальность дает классическую картину: метрополия - провинции (колонии). Русская ментальность пространственно вбирает в себя весь евразийский континент изначально, как единое целое; как одну огромную окружность вокруг точки Я (русский), как точки отсчета и как центра этой грандиозной окружности. И потому проблема русской ментальности принципиально иная. Это поиски, где именно «провести» малую окружность, или русскую окружность - внутри прежде заданного Большого Имперского Круга. То есть удивительным образом типичный русский человек сначала «имперский», и лишь потом «русский». Именно с таким жертвенно-соборным имперским народом можно, нужно и предопределено Создателем творить Срединную Вселенскую Империю.
И наша геофизическая, геополитическая и ментальная "Троица в единице" имеет вид кольца: имперский - русский - православный. И потому наши схоластические споры о русскости - это споры о том, где у кольца начало и где конец. Само это кольцо - русское и только русское. Разве не довольно? И в заключение: простая ментальная аксиома. Россию можно именовать как угодно: Российская Империя, СССР, Российская Федерация, соединенные штаты России, и т.д. - но это всегда по факту будет Русская Империя. Если - вообще будет. Иной формы земного существования у России, кроме имперской, просто нет. Да и нужно ли? Слава Богу за всё!
2. Русская имперскость
1. Re: Русская имперскость