Впервые участвую в работе секции по психологии, я вижу, что психологи столкнулись с такой же проблемой, как и педагоги. Мы два-три года решали задачу преподавания педагогики в духовных школах. Обсуждение начиналось с того, существует ли вообще православная педагогика, как она соотносится с научной, со светской педагогикой. Примерно такие же вопросы о психологии мы сейчас слышали и пытались решить. Но мы, педагоги, их решили достаточно просто. Мы определили, и на протяжении ста лет это доказано, что так называемая научная педагогика является не научной, а национальной немецкой педагогикой. Мы наконец-то задумались: зачем нам немецкая педагогика, если мы не немцы? Мы живем в России, мы не гегельянцы.
Нет понятия просто философии, психологии, педагогики. Есть, например, античная философия - это богословие, если можно так назвать, языческого мира. Есть классическая немецкая философия - это попытка создать свою немецкую религиозную философию. Мы, наконец, отошли от убеждения гегельянской школы в том, что существует единая цивилизация. Нет единой цивилизации в этом мире. Мы остановились на позиции Данилевского: существует многообразие цивилизаций культурно-исторических типов. Существуют, например, Западноевропейская цивилизация, Православная Восточно-Византийская цивилизация. Мы постановили считать, что православная педагогика - это педагогика Православной цивилизации. Она и есть научная педагогика для Православной цивилизации, в которой мы живем. Для нее надо разрабатывать свой аппарат, свои представления. Поэтому совершенно справедлива поговорка: то, что русскому за счастье, то немцу - смерть, и наоборот.
На сегодняшний день подобную проблему для психологии мы еще не решили. Игумен Феофан (Крюков) предложил идею психологии Православной цивилизации. Такой подход значительно отличается от других направлений. Я согласен с тем, что в духовных учебных заведениях мы имеем право преподавать все направления, все школы, но в рамках истории психологии. Необходимо разделить психологию и историю психологии. Следует историю психологии преподавать с христианской, богословски осмысленной, критической точки зрения. И это будет именно история психологии. Это не психология нашего народа, не психология нашего человека, не психология нашей цивилизации.
А психология нашей цивилизации - это доминантная психология, как ее назвал отец Феофан. Она есть уже у А.А. Ухтомского. Ее надо обобщить, систематизировать, создать направление. Эта психология православна, поскольку Ухтомский был не только монах, но и тайный епископ, как мы сейчас знаем. Доминантная психология - психология целостности человеческого существа, психология иерархичности. Но это еще и психология поступка. В России поступок всегда ценился выше поведения. Есть психология поведения, и есть психология поступка. Когда у нас имеется время подумать, как поступать, то мы почти всегда поступаем нравственно. Но если времени на это нет, мы поступаем так, как нас к тому призывает доминантное поведение, и тогда мы можем стать или героями, или наоборот - великими грешниками. Поступок - это духовный акт в отличие от акта рационального, иногда внешне даже нравственного.
Полагаю, что психология для духовной школы должна состоять из двух разделов. Первый раздел - история психологии, второй раздел - психология нашей цивилизации, можно ее назвать православной, христианской - это уже вопрос наименования. И, конечно же, многие моменты возрастной психологии должны найти отражение. Потому что в возрастной психологии самый скрытый момент для психологов - это кризисный момент. Эволюционные моменты психология расписывает подробно, а что происходит в кризисный момент, - возьмите систему Выгодского, - там ничего не известно, что происходит. Но именно кризисные моменты определяет жизнь человека. Их описал святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению». Фактически, уже есть учебник возрастной психологии Феофана Затворника, который рассказывает, что такое кризисный возраст - это борьба страстей за возрастающие силы ребенка. Именно в этот момент страсти, изгнанные крещением, пытаются где-то обосноваться. Без таинств церковных, без душеспасительной атмосферы мы не сможем одержать победу в период кризисного возраста.
Психология должна рассматриваться в рамках церковной жизни - мистической, духовной жизни. Например, такую важную проблему как депрессия невозможно уяснить без осмысления духовных вопросов. Депрессия - это родная сестра гордости, самой страшной страсти и наклонности. Гордый человек - это не просто человек, который ведет себя вызывающе, это может быть человек внешне тихий-тихий, но он все время хочет, что бы все было по его в этой жизни, он всегда старается добиться своего. Но в жизни не бывает, чтоб все было по-твоему, поэтому такой человек всегда впадает в уныние, отчаяние, депрессию. Понимая это, И. Ильин говорил, что мир не может стоять без смирения, терпения и жертвенности, - вот характеристики, которые мы должны рассматривать как основные, а также - целомудрие, стыд, целостность. Главное, мы должны перейти к психологии внутреннего мира. Психоанализ пытался этим заниматься, западная психология безуспешно пыталась заниматься.
Меня долго волновал вопрос, почему мы не можем совершать такие аскетические подвиги, как верующие в первые века христианства. И только в аскетической литературе современных старцев Афона дано этому объяснение. Дело не в том, что мы стали слабее. В первых веках христианства не было разработано учение о внутреннем делании, об умной молитве, о трезвении, о борьбе с помыслами, а были учения о внешней аскетике. Человек через внешние подвиги шел к внутреннему спасению. Только уже в период с X-XI веков и кончая спорами Григория Паламы, сложилось православное богословское обоснованное учение о внутреннем делании и трезвении. Оно стало более важным, чем внешний подвиг. В свете этого психология должна сегодня переходить от внешнего рассмотрения психофизических процессов к сочетанию их с духовно-нравственным ростом. Это две линии в жизни человека. Психофизическое развитие человека не коррелирует духовно-нравственный рост, духовно-нравственное становление человека, вертикальное становление, но оно происходит в условиях духовно-нравственного роста. Психофизическое развитие человека, развитие его качеств является плодоносящей нивой, почвой для духовно-нравственного роста. Есть две линии в жизни человека: одна определяется развитием, а другая - церковным бытием человека. Их нужно связывать в психологии. Думаю, что доминантная психология это есть психология, которая может ответить на эти вопросы.
Студентам духовных школ психологию преподавать необходимо. Они должны знать психологию как она есть. При этом следует включать в образовательное пространство и православный святоотеческий опыт как особое, специфическое направление в психологии, ни в коей мере не претендующее на замену ныне существующей психологии.
Педагогическая деятельность психолога в духовной школе имеет свои особенности. Приведем некоторые из них:
1. У студентов сформированы определенные антропологические представления;
2. Большинство изучаемых предметов включают в себя как теоретические психологические знания, так и практический опыт, и практические навыки;
3. Необходимо учитывать потребность в психологических знаниях, которые определяются будущей пастырской деятельностью (работа с наркоманами и алкоголиками, изучение основ патопсихологии, основ психиатрии, методики преподавания психологии, знание различных направлений и теорий как в зарубежной, так и в отечественной психологии и их анализ с православной точки зрения, миссионерская и просветительская деятельность в среде педагогов и научных работников);
4. Следует учитывать психологические особенности студентов духовных школ, их представления о мире и социальном служении;
5. Необходимы практически ориентированный характер преподавания психология и включение студентов в научно-исследовательскую деятельность.
Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары
1. зачем психология православным?