Особенности преподавания психологии в Духовных школах

Выступление на XII Ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета

0
463
Время на чтение 5 минут

Впервые участвую в работе секции по психологии, я вижу, что психологи столкнулись с такой же проблемой, как и педагоги. Мы два-три года решали задачу преподавания педагогики в духовных школах. Обсуждение начиналось с того, существует ли вообще православная педагогика, как она соотносится с научной, со светской педагогикой. Примерно такие же вопросы о психологии мы сейчас слышали и пытались решить. Но мы, педагоги, их решили достаточно просто. Мы определили, и на протяжении ста лет это доказано, что так называемая научная педагогика является не научной, а национальной немецкой педагогикой. Мы наконец-то задумались: зачем нам немецкая педагогика, если мы не немцы? Мы живем в России, мы не гегельянцы.

Нет понятия просто философии, психологии, педагогики. Есть, например, античная философия - это богословие, если можно так назвать, языческого мира. Есть классическая немецкая философия - это попытка создать свою немецкую религиозную философию. Мы, наконец, отошли от убеждения гегельянской школы в том, что существует единая цивилизация. Нет единой цивилизации в этом мире. Мы остановились на позиции Данилевского: существует многообразие цивилизаций культурно-исторических типов. Существуют, например, Западноевропейская цивилизация, Православная Восточно-Византийская цивилизация. Мы постановили считать, что православная педагогика - это педагогика Православной цивилизации. Она и есть научная педагогика для Православной цивилизации, в которой мы живем. Для нее надо разрабатывать свой аппарат, свои представления. Поэтому совершенно справедлива поговорка: то, что русскому за счастье, то немцу - смерть, и наоборот.

На сегодняшний день подобную проблему для психологии мы еще не решили. Игумен Феофан (Крюков) предложил идею психологии Православной цивилизации. Такой подход значительно отличается от других направлений. Я согласен с тем, что в духовных учебных заведениях мы имеем право преподавать все направления, все школы, но в рамках истории психологии. Необходимо разделить психологию и историю психологии. Следует историю психологии преподавать с христианской, богословски осмысленной, критической точки зрения. И это будет именно история психологии. Это не психология нашего народа, не психология нашего человека, не психология нашей цивилизации.

А психология нашей цивилизации - это доминантная психология, как ее назвал отец Феофан. Она есть уже у А.А. Ухтомского. Ее надо обобщить, систематизировать, создать направление. Эта психология православна, поскольку Ухтомский был не только монах, но и тайный епископ, как мы сейчас знаем. Доминантная психология - психология целостности человеческого существа, психология иерархичности. Но это еще и психология поступка. В России поступок всегда ценился выше поведения. Есть психология поведения, и есть психология поступка. Когда у нас имеется время подумать, как поступать, то мы почти всегда поступаем нравственно. Но если времени на это нет, мы поступаем так, как нас к тому призывает доминантное поведение, и тогда мы можем стать или героями, или наоборот - великими грешниками. Поступок - это духовный акт в отличие от акта рационального, иногда внешне даже нравственного.

Полагаю, что психология для духовной школы должна состоять из двух разделов. Первый раздел - история психологии, второй раздел - психология нашей цивилизации, можно ее назвать православной, христианской - это уже вопрос наименования. И, конечно же, многие моменты возрастной психологии должны найти отражение. Потому что в возрастной психологии самый скрытый момент для психологов - это кризисный момент. Эволюционные моменты психология расписывает подробно, а что происходит в кризисный момент, - возьмите систему Выгодского, - там ничего не известно, что происходит. Но именно кризисные моменты определяет жизнь человека. Их описал святитель Феофан Затворник в книге «Путь ко спасению». Фактически, уже есть учебник возрастной психологии Феофана Затворника, который рассказывает, что такое кризисный возраст - это борьба страстей за возрастающие силы ребенка. Именно в этот момент страсти, изгнанные крещением, пытаются где-то обосноваться. Без таинств церковных, без душеспасительной атмосферы мы не сможем одержать победу в период кризисного возраста.

Психология должна рассматриваться в рамках церковной жизни - мистической, духовной жизни. Например, такую важную проблему как депрессия невозможно уяснить без осмысления духовных вопросов. Депрессия - это родная сестра гордости, самой страшной страсти и наклонности. Гордый человек - это не просто человек, который ведет себя вызывающе, это может быть человек внешне тихий-тихий, но он все время хочет, что бы все было по его в этой жизни, он всегда старается добиться своего. Но в жизни не бывает, чтоб все было по-твоему, поэтому такой человек всегда впадает в уныние, отчаяние, депрессию. Понимая это, И. Ильин говорил, что мир не может стоять без смирения, терпения и жертвенности, - вот характеристики, которые мы должны рассматривать как основные, а также - целомудрие, стыд, целостность. Главное, мы должны перейти к психологии внутреннего мира. Психоанализ пытался этим заниматься, западная психология безуспешно пыталась заниматься.

Меня долго волновал вопрос, почему мы не можем совершать такие аскетические подвиги, как верующие в первые века христианства. И только в аскетической литературе современных старцев Афона дано этому объяснение. Дело не в том, что мы стали слабее. В первых веках христианства не было разработано учение о внутреннем делании, об умной молитве, о трезвении, о борьбе с помыслами, а были учения о внешней аскетике. Человек через внешние подвиги шел к внутреннему спасению. Только уже в период с X-XI веков и кончая спорами Григория Паламы, сложилось православное богословское обоснованное учение о внутреннем делании и трезвении. Оно стало более важным, чем внешний подвиг. В свете этого психология должна сегодня переходить от внешнего рассмотрения психофизических процессов к сочетанию их с духовно-нравственным ростом. Это две линии в жизни человека. Психофизическое развитие человека не коррелирует духовно-нравственный рост, духовно-нравственное становление человека, вертикальное становление, но оно происходит в условиях духовно-нравственного роста. Психофизическое развитие человека, развитие его качеств является плодоносящей нивой, почвой для духовно-нравственного роста. Есть две линии в жизни человека: одна определяется развитием, а другая - церковным бытием человека. Их нужно связывать в психологии. Думаю, что доминантная психология это есть психология, которая может ответить на эти вопросы.

Студентам духовных школ психологию преподавать необходимо. Они должны знать психологию как она есть. При этом следует включать в образовательное пространство и православный святоотеческий опыт как особое, специфическое направление в психологии, ни в коей мере не претендующее на замену ныне существующей психологии.

Педагогическая деятельность психолога в духовной школе имеет свои особенности. Приведем некоторые из них:

1. У студентов сформированы определенные антропологические представления;

2. Большинство изучаемых предметов включают в себя как теоретические психологические знания, так и практический опыт, и практические навыки;

3. Необходимо учитывать потребность в психологических знаниях, которые определяются будущей пастырской деятельностью (работа с наркоманами и алкоголиками, изучение основ патопсихологии, основ психиатрии, методики преподавания психологии, знание различных направлений и теорий как в зарубежной, так и в отечественной психологии и их анализ с православной точки зрения, миссионерская и просветительская деятельность в среде педагогов и научных работников);

4. Следует учитывать психологические особенности студентов духовных школ, их представления о мире и социальном служении;

5. Необходимы практически ориентированный характер преподавания психология и включение студентов в научно-исследовательскую деятельность.

Архимандрит Георгий (Шестун), доктор педагогических наук, профессор, академик РАЕН, заведующий межвузовской кафедрой православной педагогики и психологии Самарской Православной Духовной семинарии, наместник Заволжского монастыря в честь Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель Троице-Сергиева подворья г. Самары

 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

1. зачем психология православным?

Психология — это область научного знания, исследующая особенности и закономерности возникновения, формирования и развития (изменения) психических процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение), психических состояний (напряжённость, мотивация, фрустрация, эмоции, чувства) и психических свойств (направленность, способности, задатки, характер, темперамент) человека, т.е. психики как особой формы жизнедеятельности, а также психику животных. Впервые науку о душе назвал психологией Рудольф Гоклениус в 1590г., затем, его современник, Оттон Касман, применил слово психология в научном смысле. А мне кажется, что для православных достаточно знать и исполнять две Заповеди Нового Завета. Этим и должны заниматься (т.е. нести благую весть) выпускники православных школ.
н.п. / 12.08.2011, 06:04
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Архимандрит Георгий (Шестун)
Чему мы призваны научить наших детей
Выступление на секции XXIII ВРНС «Защита материнства и детства – фундамент народосбережения России», 17.10.2019 г.
26.10.2019
Мы наблюдаем возрождение православной России!
О прогнозе о.Кураева, согласно которому наша страна вслед за Западом неизбежно пойдет по пути секуляризации
27.03.2019
«Это был интереснейший человек, оптимист, мудрец и настоящая монахиня»
На 60-м году жизни после тяжелого заболевания скончалась известный ученый и педагог монахиня Александра (в миру Марина Владимировна Захарченко)
01.02.2019
Все статьи Архимандрит Георгий (Шестун)
Последние комментарии
Зачем Дерипаска восстанавливает хазарскую синагогу в Тамани?
Новый комментарий от Александр Невский
20.11.2024 13:50
Россия может оказаться перед угрозой голода
Новый комментарий от Кожухевич
20.11.2024 13:39
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от seaduck
20.11.2024 13:32
Для выживания России нужны радикальные меры!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:09
Бабъёжество? Спаси Бог, не надо!
Новый комментарий от Сергей из НН
20.11.2024 13:01
«Мигранты в законе»: азербайджанская диаспора
Новый комментарий от Рабочий
20.11.2024 13:00
Победа православной общественности!
Новый комментарий от катин
20.11.2024 12:40