30 июля 2011 года скончался настоятель одного из древнейших храмов Смоленска во имя Михаила Архангела протоиерей Михаил Каденков. Он также возглавлял епархиальный Отдел по социальному служению и милосердию.
Его трудами древний храм XII века была возрожден, открыта воскресная школа, построен приходской дом.
В 2007 году за усердный и ревностный труд на благо Русской Православной Церкви отец настоятель был награжден Орденом Даниила Московского.
При содействии о.Михаила был открыт храм в честь святого целителя Пантелеимона в геронтологическом центре для пожилых людей и инвалидов «Вишенки», открыта комната православной культуры в детском доме семейного типа «Гнездышко», подготовил строительство храма в честь святого Иоанна Кронштадтского в детском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями «Вишенки».
1 августа 2011 года председатель отдела по благотворительности и социальному служению епископ Смоленский и Вяземский Пантелеимон совершил заупокойную литургию и отпевание новопреставленного протоиерея Михаила Каденкова. Владыке сослужили представители всех благочиний епархии, Владыка Пантелеимон произнес проникновенную проповедь:
«Сегодня, дорогие братья и сестры, Русская Православная Церковь празднует память одного из самых великих своих сынов - преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского. В этот день во всех храмах обычно совершается Божественная литургия, множество прихожан сегодня собралось в Дивеево, где почивают мощи преподобного Серафима.
Сегодня в нашем храме большое стечение народа, собрался собор священнослужителей нашей епархии. Но не только память преподобного привела нас сегодня сюда. Мы собрались не вокруг мощей Серафима Саровского, как в Дивеево. Мы собрались вокруг гроба безвременно почившего нашего собрата, служителя, вашего духовного отца, много сделавшего для Церкви на Смоленщине, восстановившего этот замечательный древний храм, служившего людям, совершавшего дела любви и милосердия, - вокруг гроба с останками отца Михаила.
Конечно, когда такое известие посещает нас, трудно бывает, особенно близким, удержаться от слез, не сразу можно примириться с этой утратой. Но, тем не менее, каждая смерть, которая приходит к нашим близким, напоминает нам о временности нашей земной жизни.
Отец Михаил, как говорится, ушел в путь всей земли. Этим путем до него ушли миллионы людей, мы с вами когда-нибудь пойдем этим путем. Когда это произойдет с нами, не знает никто, только Бог. Святым Господь иногда открывал время их кончины. Преподобный Серафим говорил, что его кончина откроется пожаром. Отец Михаил был также как бы предупрежден Богом осенью прошлого года о том, что его больное сердце, больные легкие нуждаются даже в замене. И он, наверное, знал, что недолго ему оставалось жить, но он жил так, как будто ничего не грозило ему. Он себя не жалел, много трудился, много доброго делал.
Из всех священников, с кем я познакомился здесь, на Смоленщине, с ним я встречался очень часто, как с немногими, наверное, здесь. Он меня подвозил на своей машине, мы с ним вместе посещали больницы и другие социальные учреждения. Он не жалел себя, продолжал жить так, как будто ему ничего не грозило, хотя пережил очень трудные дни, месяцы, когда находился на излечении.
Мы с вами не знаем, когда и что будет с нами - вроде бы здоровые, чувствуем себя хорошо. Но час смерти человека в руках Божиих, Господь нас призывает тогда, когда хочет - он волен над жизнью, над смертью. И поэтому эту безвременную кончину, неожиданную для нас, мы должны принять. Не роптать на Бога, не думать, почему это произошло, не осуждать скорую помощь за то, что она не приехала, не думать о том, что, если бы было все по-другому, он был бы еще жив. Смертью человека распоряжается только Сам Бог.
И вот сегодня, встречаясь с этой смертью (видите, священнослужители оделись в белые одежды, храм наполнился светом Божественным через эти белые одежды, через такое количество священнослужителей), мы с вами, если мы называем себя христианами, должны правильно относиться к смерти. Мы расстаемся с отцом Михаилом с таким, каким его знали, расстаемся с ним как с пастырем, как с человеком, созданным по образу и подобию Божиему. Хотя он сегодня с нами не совершает Божественную литургию, мы верим и надеемся, что его душа предстоит сегодня у Престола Божиего, на котором приносится служба за весь мир, и он находится здесь, среди нас, в нашем кругу.
Отец одного известного проповедника и подвижника 20 века - митрополита Антония Сурожского, - говорил, что смерть нужно ожидать как невесту. Смерть для человека - это не только разлука с родными - это конец страданиям, конец земной суете, непосильным трудам, несправедливости, конец зла, которое нас здесь на земле подстерегает повсюду - и внутри, и снаружи. Если человек жил с Богом, служил ему, то смерть для него - это встреча со Христом.
Будем сегодня на этой литургии, дорогие братья и сестры, молиться об упокоении его души, молиться о том, чтобы Господь сподобил его участи святых и праведных. Будем молиться о том, чтобы его душа, потрудившаяся здесь, собравшая такую большую общину, подготовленная страданиями, болезнью ко встрече со Христом в кончине этой земной жизни, - чтобы душа упокоилась в Царстве Небесном, чтобы он там предстоял у Престола, продолжая священническое служение. Аминь».
По окончании Божественной литургии состоялось отпевание покойного. Похоронили о. Михаила возле храма, в котором он служил.
* * *
Предлагаем вниманию читателей воспоминания об отце Михаиле его духовного собрата, иерея Михаила Никитенкова
Памяти настоятеля храма Михаила Архангела
в городе Смоленске протоиерея Михаила Каденкова
О. Михаил создал дружный приход, каждому там нашлось место. Каждого принимали с любовью. Многие священники служили в том храме, многие молодые девчата - регента пели, помогали и семинаристы. Священник, который восстанавливает древний храм, в столь трудные для экономики времена вызывает уважение, а для семинаристов является примером. Помню, как после окончания летней сессии в семинарии 1996 года пришёл петь на клирос. Был певцом, чтецом, уставщиком, очень хотелось помочь батюшке в алтаре, когда алтарников не было, но о. Михаил всегда отправлял на клирос, «Сам справлюсь, а ты на клиросе нужен», - говорил он в таких случаях.
Богослужения оставляли радость и теплоту в сердце. Обычно мы всем хором по пути домой обсуждали прошедшее богослужение. За эту помощь о. Михаил всегда давал небольшое денежное вознаграждение, которое я тратил на поездки в деревню к другу. Так и жил в субботу приезжаю с деревни, в воскресенье уезжаю из душного города. Это было светлое и радостное время. Став священником, зная как трудно заботиться о благолепии построенного храма, стал более понимать о. Михаила. Ему пришлось восстанавливать памятник архитектуры 12 века. Хотелось сделать одно, архитектор требовала другое. Так он и жил между требованиями епархиального начальства и требованиями государства. И вот что удивительно он смог восстановить храм и никаких нареканий не получил ни с той, ни с другой стороны, нашёл золотую середину. Только опытный священник мог так сделать. За такую малую жизнь успеть сделать столь многое - такой священник достоин уважения. И это уважение проявилось в различных церковных наградах, в ответной любви паствы. И памятником его трудам останется возрождённый из руин храм Архистратига Михаила, у стен которого и обрёл вечный покой первый его настоятель протоиерей Михаил Каденков. Вечная память.
Иерей Андрей Никитенков, настоятель Свято-Успенского храма поселка городского типа Монастырщина, Смоленской области специально для «Русской народной линии»
Фото Константин Забелина