Красавица сквозь чудовище

Елена Ваенга как явление русской души

0
3059
Время на чтение 5 минут

Когда я впервые услышал Елену Ваенгу («в миру» Елена Владимировна Хрулева), то был восхищен в первую очередь отнюдь не музыкальными, вокальными или хореографическими достоинствами певицы. Все это пришло позднее. Меня резануло по нервам и уверенно взяло за душу достаточно уникальное для нашего времени ощущение, некое экзистенциальное чувство, совсем уж немыслимое в контексте современной эстрады и шоу-бизнеса. Эта исконная, потаенная и вдруг вырвавшаяся наружу русская мощь, непобедимая сила естественной, органичной жизни, без малейшего намека на рефлексию преодолевающая любые преграды. Мощная органичная стихия, своенравно бунтующая против любой «школы», многолетней сценической выучки, порой выкидывающая такие коленца, что изумленному зрителю остается лишь смиренно предаваться ее воле, поражаясь неистребимости такой битой и убитой, униженной и растоптанной, почти, казалось бы, умершей - и при этом, как выясняется в самый «неподходящий» момент - столь своеобычной, живой и сильной страны. Прущая вперед и вверх, во все стороны органика, стихийная сила жизни, с которой сама певица справляется порой с тяжким трудом, вплоть до недавнего обморока на сцене - вот что поразило меня, когда я в первый раз услышал знаменитую «Тайгу». И вопреки всему «позитивному» и отнюдь не радостному знанию о России сегодняшней, вопреки рождающему стойкий пессимизм «аналитизму» подумалось нечто совсем странное, несообразное сегодняшнему грустному моменту в нашей российской истории: «Что за страна такая! Били-били, добивали-добивали, все вроде планомерно истребили и заасфальтировали, - откуда этот не «родник», о котором столь грустно-проникновенно написал иеромонах Роман, но просто какой-то водопад?» Нет, все-таки некоторые люди на Западе умнее нас. Недаром те, кто претендует ныне на абсолютную мировую власть, на то, чтобы неопределенно долго «рулить» мировыми процессами, с презрением наблюдая нынешнее жалкое состояние когда-то великой страны, продолжают ее бояться. Не ее армии, народа и уже тем более не «элиты». С некоторой натяжкой, используя ничего не значащий, избитый пошлый штамп, можно сказать, что «загадочной русской души». Они боятся неизвестно чего, мифологической сказочной силы былинного русского богатыря, которая может вдруг не то чтобы воскреснуть, но - совершенно неожиданно вновь взяться «ниоткуда».

Странные богемные тусовщики, называющие себя музыкальными критиками, до хрипоты спорят, изображая «профессионализм», чего в ней больше - «попсы», «шансона» или авторской песни. Это все совсем не о том. Ибо в ней больше - той самой русской души, которая при всей изломанности, как бы человек не грешил, всегда ощущает себя перед лицом Бога, в своем переживании трагедии жизни щедро истрачивая себя всю и не мысля жить иначе.

Диапазон ее творчества столь же широк, как и возможности самого голоса: от проникновенного лиризма, щемящей незащищенности («Папа, нарисуй»), игривого шарма и «традиционной» попсово-любовной романтики («Аргентина» и др.), сквозь которую пробивается чисто народная русская мощь, фривольности «на грани», которая тем не менее никогда не переступается («Абсент»), неожиданного, стихийно-своенравного всплеска язычества («Монашенки») до жестокой самоистребляющей страсти («Косолапая любовь»), сквозь которую уже просвечивает не менее «страстное» покаяние («Горе мне» на стихи иеромонаха Романа). Его песни до нее никто так не пел. Это не натужно выжатое из себя, во многом литературное «покаянное чувство», игра с Богом и жизнью, столь свойственная нашей «воцерковляющейся» образованщине, не вгоняющий в непреодолимую тоску и меланхолию плач по «России, которую мы потеряли», но все тот же, что и во всем у нее, коренной, стихийный, нутряной, непреодолимым водопадом извергающий жизненную силу поток, отчаянная жажда Бога, буквально затопляющая душу очистительным, каким-то поистине ветхозаветным воплем. Перед нами не ригористка, в уже достаточно солидном возрасте вознамерившаяся со сцены проповедовать евангельскую мораль и сразу во многом растерявшая свой незаурядный творческий дар, но грешница, с великим трудом добывающая неземное просветление неотмирной благодатью. Русская душа, знающая глубокие падения, но страстно, не жалея и ломая себя рвущаяся к этому неземному свету, просвечивает здесь в каждом жесте. В этой такой для нее естественной, не всегда осознаваемой устремленности - разгадка ее силы, завораживающей и выворачивающей зал наизнанку.

Пожалуй, только еще Татьяна Петрова и местами Алла Баянова способны так же «вывернуть» любую аудиторию, получив ее в свою полную власть. И - как подлинно великий артист, превратить в шедевр самый заезженный и опошленный от частого и неуместного употребления шлягер. (Как это делает Татьяна Петрова с, пожалуй, самым опошленным городским романсом «Шумел камыш»...)

Пресловутый «шансон» с его почти ресторанными интонациями в исполнении Ваенги вдруг начинает играть ранее немыслимыми, прекрасными гранями, напоенный и оплодотворенный истинно народным духом.

При всей фривольности, при всем своем нерастраченном женском шарме она очень целомудренна, всегда находясь «по эту сторону» обязательной для подлинного искусства скромности и высокого вкуса. Ее очень своеобычная, порой какая-то косолапая угловатость, время от времени побеждающая природную и воспитанную артистической школой пластику - это не та, привычная для нашей сцены угловатость пронаркотиненных извращенцев, рождаемая полным отсутствием живой, органичной связи с естественной, природной жизнью (что навязывается всей мощью медиаиндустрии и шоу-бизнеса). Это неловкость, происходящая от силы чувства и целомудренной догадки о своем недостоинстве перед Богом, что невольно «покупает» зрителя лучше любых, самых выверенных и виртуозных артистических приемов.

И при этом - ей свойственна необычайная целостность, единство слова, звука и жеста. Ее обязательно надо не только слышать, но и видеть, как она проживает на сцене каждую песню, превращая ее в маленький и сильный спектакль. Видеть ее жесты, впитывать выражение глаз и незащищено-детскую интонацию голоса, вдруг силой артистического дарования превращаемого в мощный оркестр.

У ее ног - простые люди, благодарные за чудо преображения и самоузнавания, давно признавшие ее народной певицей России. Но и - избалованная и ищущая все новых развлечений новорусская Рублевка, готовая платить немыслимые деньги за билеты, что тоже жаждет «прислониться» к неизгаженной масскультом, такой живой и естественной русской силе.

Она впитывает Россию отовсюду, буквально из воздуха, щедро излучая ее на окружающих всем своим существом. Но ее Россия все еще очень далека от Святой Руси. Какая-то как нельзя более актуальная ныне разбойничья удаль, все еще органичная и очень русская, есть в рождаемом ею образе России. И это - глубоко не случайно и добавляет популярности ее сценическому образу, добавляет народной любви. Это все о том же. Ведь Россия переживает все же далеко не лучшие времена, а еще Лосев говорил, что разбойная стихия, бандитский разгул - есть православный психотип в состоянии своего вырождения, деградации, что в принципе не исключает возможности нового обретения своего подлинного высокого образа, возможности возрождения.

Имея обыкновение никогда не «зацикливаться» на патетике и восхвалениях, скажем все же и том, что не может не беспокоить. Явление Ваенги в условиях нашего сегодняшнего «места и времени» - это безусловное чудо. Но ее сценический успех не объяснить лишь достоинствами певицы и народной любовью. Безжалостная машина шоу-бизнеса с его, говоря мягко, совсем иными, антиценностными установками не знает осечек. Как знать, ценой каких компромиссов, каких порождаемых ими душевных страданий достигнут ее нынешний успех? История (в том числе и вполне недавняя) знает немало примеров, когда незаурядные таланты ради сиюминутного успеха и потока связанных с ним всевозможных жизненных благ быстро деградировали, скатываясь в немыслимую пошлость. Примеры эти у всех на виду. Можно ли в полной мере сохраниться в круговерти коммерческих гастролей и выгодных контрактов, да еще в нынешних российских условиях - остается вопросом по меньшей мере открытым.

Но пока - она еще в высшем смысле жива, энергична и полна своей таинственной творческой силы. Поведет бровью, притопнет, разомнет связки - и куда-то улетучивается, исчезает «аналитизм», разумность и «трезвый взгляд». Россия все еще жива. Или, быть может, уже - преодолела смерть?

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

73. Ответ на 70., Старый:

У нас есть несоизмеримо более талантливые и исполнители и личности

- надеюсь, Вы не здесь и не сейчас откроете сезон выяснений по поводу того - кто талантливее и кто кого продвигает?
Пестерев Егорий / 22.08.2012, 07:41

72. Re: Красавица сквозь чудовище

Песни Ваенги - та же попса, слегка приправленная псевдоцыганскими мотивами.

71. Странно... Это наивность такая? Или что?

Это ни для кого сейчас не секрет, что для продвижения Е Ваенги понадобилось несколько миллионов $ циганских денег. Она пользуется услугами композитора Виктора Дробыша (фабрика звезд) клиентами которого являются те, кто в состоянии выложить шестизначные суммы. Поинтерисуйтесь расценками 1го канала ТВ, сколько и для кого стоит съемка и показ концерта. У нас есть несоизмеримо более талантливые и исполнители и личности, такие как Ольга Кормухина. Но таким вход в это медиа-пространство навсегда закрыт. По настоящему талантливый человек в эти игры играть не будет
Старый / 09.01.2012, 23:49

70. автору

Наверное, все подобные обсуждения похожи, нравится-не нравится. Насчёт рафинированности - не угадали, напротив, я даже сахар с маслом не употребляю рафинированные, только натуральные. Хлор, которым их отбеливают, природу загрязняет, и для здоровья вреден. Сахар в малых количествах полезен коричневый, тростниковый, масло - холодного отжима.Лучше меньше, да лучше. В культуре то же самое: лучше одна настоящая песня, чем 800 кой-каких.Разборчивость никому не повредит. Про интеллигентские мифы почти ничего не знаю, а старообрядцы современные городские и те, кто, раскулаченные, войну выиграли - две большие разницы. Речь о том, что крестьянская культура подлинной была, никто там ни у чьих ног не лежал, пели все, кто лучше, кто хуже. В Усть-Цильме живы пока ещё горки, я давно не была, а подруга ездила в прошлом году, нарядилась в парчовый сарафан, поводила хороводы, попела.Она на клиросе поёт. Не такая уж проблема съездить туда, не дороже билета на Ваенгу. В Беларуси у нас проводится конкурс "Песни нашай краiны", любо-дорого смотреть на исполнителей из народа. "Иван Купала" там как-то выступал, вполне органично смотрелся, отличная идея - голоса бабуль с современной аранжировкой соединить. Пушкинский дом, кстати, совместно с "Мелодией" большими тиражами пластинки выпускал традиционной русской песни, записанные в экспедициях. Коробку с двумя пластинками свадебных песен просто обожала я. Очень жаль, что сейчас днём с огнём не найти их на дисках.Растеряев с гармошкой мне нравится. Да вообще не проблема найти настоящую народную музыку и сейчас, только знать надо, где искать. Не на Евровидении с Кремлём. Хотя Ваши личные предпочтения - Ваше личное дело, мне кажется, просто (по себе сужу) почитательницам Вашего пера стало обидно за Ваш далеко не лучший выбор, только и всего.

69. Наталья Чернавская 66

Вы рафинированный интеллигент, таких мало очень. Да и Корнилиев таких раз два и обчелся. Старообрядчество сейчас превращается в интеллигентский миФ во многом. Обсуждение пора прекращать, повторяемся. Здесь кто-то уже говорил, чуть ли не Вы сами: нужно уметь видеть душу России в реальном народе, падшем, но живом и стремящемся к свету.
В.Семенко / 15.08.2011, 22:01

68. Швецов 64

Для вас исключение. 1. Я вел пресс-конференцию Понкина и Кузнецова, на которой они представляли свою книгу против Бычкова. Как журналист он, на мой взгляд, полный ноль: ни одного реального расследования не провел. Только все повторял как мантру про "табачного митрополита". А Лев Львович, что ж, достойнейший человек. Хотя в экклезиологии у нас с ним серьезнейшие расхождения. 2. Обеспечьте мне возможность публиковаться на "Патриархии.ру" и других официальных ресурсах РПЦ, и я не буду публиковаться в "Завтра". Честное православное!.. Что до фактов, то священники, у которых я исповедуюсь и общины, в которых причащаюсь, меня хорошо знают. Как и мои "взгляды на жизнь". Все они принадлежат к РПЦ...
В.Семенко / 15.08.2011, 21:14

67. автору

Прочитала Инонию с комментариями, но на поставленный вопрос ответить не смогу. Не знаю, что можно к Шаламову добавить, у него ведь там подробно всё расписано. Одним словом если: хулиганство это, а не искусство. Даже не знаю, благодарить ли Вас за такую ссылку: я из вежливости прочитала, но наискосок, как на курсах скорочтения меня учили. Потому как в грязи застрять - не выберешься, засосёт, бегом надо. Мне кажется, всё это элементарные правила духовной безопасности - на уровне прилога отсекать.Точно не помню, но вполне возможно, что прп. Нила Сорского ещё до крещения я читала(крестилась после университета, а специализировалась по древне-русской литературе). Выбрала по эстетическим соображениям после того, как на первом курсе к старообрядцам в экспедицию съездила. Почему-то никакие декаденты с имажинистами так, как старики-старообрядцы, меня не впечатлили.Вот счас вспомнился дед один из Медвежки, это рядом с Пустозерском, где Аввакума сожгли. Корнилием звали, герой войны. Вот уж он-то "Горе мне великое" как пел! Дошёл до Берлина, увидел в Европе храмы, и про себя говорил: Живём, как собаки, без церкви... На Печоре беспоповцы живут. Ну, можно разве сравнить деда Корнилия с Ваенгой. В Корнилии-то уж точно русская душа плакала и пела. А как попадёт она, душа, в город - так и пропадёт. Есенина жалко, за 2-3 песни, которые останутся, можно прочее, вкупе с Инонией, простить ему - но завидовать, как говорится, нечему. Не говорю уже про наши "окаянные дни". Когда вместо рыбы -змея, и вместо хлеба - камень.Счастливые люди были печорские старики, всё у них было настоящее: жизнь и смерть, война и любовь, дети и деды, сёмга и морошка... И мне не только Бах, ансамбли Дм. Покровского или "Сирин", например, тоже по душе. Теоретически можно представить себе, что молодая певица с сильным голосом попробует аутентично духовные стихи, например, петь. Ю. Шевчук (ДДТ), кстати, красиво пел духовный стих один, "О человече грешный..." Много ль эта певица народу и денег соберёт? Не думаю. Приходится выбирать - деньги или подлинное, настоящее, двум господам не получается служить. Странно, как можно этого не видеть, пошлости не замечать, увлекаться ею...

66. Re: Красавица сквозь чудовище

Ну хорошо что вы, наконец, умирились)) Приятного поста и вам) Только я экспресс газету не читаю. Фото было в толстушке Комсомолке, скорее всего, и при этом в бумажном варианте, поэтому и ссылку дать не могла, а макулатуру не собираю, а то бы специально для вас отсканила)
Анна Фёдоровна / 15.08.2011, 09:55

65. 61. В.Семенко

Владимир Петрович, позвольте еще самую малость повизжать? То что Вам не дают покоя лавры Регельсона и Бычкова - давно понятно, но чтобы таковые обрести, нужно суметь сказать хоть что-то принципиально новое после них. А так. Эпигонство, Владимир Петрович, эпигонство. Если вы считаете газету "Завтра" подходящим местом для богословских статей - это действительно весьма оригинально, но я бы советовал журнал Крокодил. Или даже Советский Спорт. Рубрику, посвященную боям без правил. На раскол я Вас не провоцирую за ненадобностью, я все пытаюсь факт установить, но Вы очень хитрый человек. Вы мне нравитесь, Владимир Петрович, с Вами приятно иметь дело.
С. Швецов / 15.08.2011, 08:26

64. Анна Федоровна 56

Я вот все думал: почему же это вы фото упоминаете, а ссылку не даете? Но я это фото все-таки самостоятельно отследил. Во-первых, оно все-таки концертное. Во-вторых (что самое главное), взято оно из ЧИСТО БУЛЬВАРНОГО, ВПОЛНЕ ЖЕЛТОГО ИЗДАНИЯ - "Экспресс-газеты". Вам осталось пойти до конца и привести все сплетни о ее личной жизни, которыми упиваются желтоперые журналюги, со всеми их интонациями. Все, хватит заниматься этой дамой. Всех с началом Успенского Поста! Со всех форумов ухожу до Успения.
В.Семенко / 14.08.2011, 23:19
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Петрович Семенко
Все статьи Владимир Петрович Семенко
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 23:14
«Путь России — собирание народов и земель»
Новый комментарий от Дмитриев
21.11.2024 21:51
Максим Горький и Лев Толстой – антисистемщики?
Новый комментарий от иерей Илья Мотыка
21.11.2024 19:14
Дьявольская война против России
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:16
Наша идеология – Русская Мечта о великой гармонии
Новый комментарий от Рабочий
21.11.2024 17:11
«Православный антисоветизм»: опасности и угрозы
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
21.11.2024 17:07