Почему Бог иногда умирает в нас?

0
818
Время на чтение 7 минут

Душным летним днем в селе умирает человек...

Он - семидесятилетний старик. Лицо у него заржавело, стерто, съедено страданием, тяжелое редкое дыхание мертвенным хрипом вырывается из пересохшего рта, только выцветшие болезненным зноем глаза живут последней надеждой.

Все мы призваны таинственной смертью победить смерть, вечно и необоримо претворяя мертвое в живое, все идут смертными путями к бессмертию - так я думаю об этом жилистом человеке, который прошел по жизни в трудах о том, чтобы мертвое превратилось в живое. В дверь темной клетушки смотрит заплаканное лицо его супруги, а в маленькое окно - яркий солнечный луч.

- Такой хороший человек, сделайте что-нибудь... - шепчет женщина, жалобно глядя на высохшее тело умирающего мужа.

И, точно читая книгу, невидимую мне, она тихо и просто рассказывает историю о жизни его. Когда-то в далекой молодости он, сержант Советской Армии, испытывал термоядерные заряды на Новой Земле. Опасная служба дала себя знать - он неизлечимо заболел лейкемией, но - отчаянно сбежав в ожидании неминуемой смерти от расслабляющего тело и душу комфорта городской жизни, внезапно исцелился - как она считает, ключевой водой из местного источника. В шестьдесят лет, оглянувшись на свою извилистую жизнь, крестился в городском храме...

- Золотую свадьбу хотели осенью отгулять, да и повенчаться на старости! Доброты в нем, как в воды в ручье, неистребимо много! Ко всему, ко скоту, к соседям, ко мне!

Из маленьких тусклых глаз текут мелкие слезы, тают в припухших морщинах оплаканных щек. Маленькая голова трясется, как увядший лист осенью - невозможно смотреть в это кроткое лицо, измятое старостью и печалью. Я ищу в душе - что бы сказать утешительного этой славной женщине.

- Надобно причастить, - говорю я, смущенный.

Ее встречное движение торопливо - неверной рукой она шарит в юбке, и сухие губы ее безмолвно шевелятся.

- Не надо денег, батюшка так придет...

Я стою на краю села, но уже на другом, противоположном краю; передо мной за невысокой железной оградой на каменных столбах - церковь. Темнеют деревья, возвышаясь над забором густой тучей, здесь у храма тает шум дневной работы, мягче звуки, задумчивее жизнь. Стены сельской церкви заботливо оштукатурены светлой известью. Небо над крышей столь же заботливо оштукатурено светлыми облаками, между ними глубокие синие ямы и оттуда льется в душу тоска. Разморенные жарой, ворчливо кряхтят куры. На крыльцо низенького церковного дома выходит пожилая грузная женщина, смотрительница храма, недовольно хмурит брови и неожиданно резко отсекает мою просьбу:

- Батюшка занят в городе, не беспокойте его - денег не надо!

Напоминаю, что пастырь всегда должен быть готовым явиться к больному для напутствия его Святыми Тайнами: «Буди страж день и нощь с Крещением, Покаянием и Причастием» - и вызываю еще большее раздражение хозяйки храма.

- А запасные Дары в алтаре есть? - спрашиваю подчеркнуто кротким тембром, вспоминая, что в Древней Церкви в случае болезни Святое Причастие к больному приносил на дом диакон.

- Наш батюшка Дары никогда не заготавливает - ждите до выходных!

Отворачиваюсь, чтобы не выпалить сгоряча неуместного ругательства, и крещусь на храм. Слава Богу, что нашлись местные доброхоты, которые построили эту небольшую, но красивую и добротную церковь. Одна только беда - периодически наведывающийся священник никак не прилепится душой к деревне - побыстрее бы отслужить, приношения собрать, кружку снять, и - обратно в город.

Медленно и уныло бреду назад, раздумывая - какой же молитвой удержать занесенную косу смерти. Хочется спросить у Бога: почему рождается такое бездушие? Кто смеется над людьми, искажая их душу? Хочется сгореть от какого-то невыносимого, мучительного стыда. И становится еще тяжелее, когда вспоминаешь последние глаза умирающего.

В спину мне упираются жаркие лучи солнца и словно толкают быстрее к смертному ложу. На крыльце давно уже ждет заплаканная женщина.

- Будет батюшка? - спрашивает она и почтительно заглядывает в лицо мне.

Чувствую, как от стыда и смущения, невидимо в полумраке прихожей, кровь приливает к лицу:

- Болеет он, в городе сейчас, - пытаюсь соврать, неуклюже охраняя священническое достоинство.

Глаза ее наполняются влагой и смотрят жалобно.

- Ничего, я сам отходную почитаю, - торопливо успокаиваю, стыдясь чужой немощи.

У ложа умирающего мы точно погружены глубоко в черную пустоту, где нет жизни, и наша доля - начать новую жизнь. Зажигаю толстую свечу из пасхального трехсвечника - огарок, опаленный Святым Иерусалимским Огнем. Теперь полумрак не кажется туго натянутой тканью тяжелого завеса, но, поредевший от света свечи, стал прозрачнее и враждебно смотрит на меня из угла слепым темным глазом. Мирно-печально читаю отходную молитву под большими бумажными иконами. Редко потрескивает свеча - сердце человека медленно умирает под ее мерный треск:

Не осуждая, тихо помолюсь

За невзлетевших, не познавших Неба,

За всю мою поруганную Русь,

Что для людей Святого просит Хлеба.

Прости его, как Ты прощаешь всех,

Над неразумным суд верша не строго,

И не вмени молитвы сей во грех

Душе моей, рыдающей пред Богом.

Закончилась молитва. Умирающий судорожно делает затяжной последний вздох - свеча гаснет. В маленькое оконце сияет полуденное солнце, как бы вeщая ласково: «Все прощается тебе - живи вечно!» Супруга покойного широко крестится:

- Отмучился, дорогой, спи спокойно, - и припадает к остывающему телу мужа.

Я отхожу, оставляя их наедине:

- Теперь готовьте все положенное - батюшка приедет, отпоет...

А через несколько дней вновь слышу надорванный безутешным горем голос вдовы - телефонная трубка влажна от слез:

- Батюшка отказался отпевать, так как не помнит, чтобы муж у него причащался...

Хорошо чувствую ее состояние - все родные ждут сейчас от священника соучастия, подвига, усилия, и вдруг оказывается, что эти драгоценнейшие евангельские слова о любви к ближнему покрыты толстым слоем человеческого равнодушия, лени и лжи...

- Успокойтесь, сестра! Можно отпеть заочно, а на кладбище при погребении я краткую заупокойную литию совершу...

Село и кладбище!...

Где съёжилось... ушло,

Всё явственней,

Само в себя село!..

А кладбище расширилось...

Раздалось!...

Заняв за это время

Пол-села!..

И торжествует Тьма!..

И Света,- малость!..

И Смерть, как кажется,

Живое превзошла!?

...Будний день. На деревенском погосте ничто ничему не мешает, связанное всё поглощающей тишиною окраины села, пустотой широко развернувшегося вокруг кладбища поля - все прикрыто душным, ярко-синим пологом неба. Кладбище - точно остров среди моря. Масляный блеск сочных трав здесь погас - все стало матовым, воздух густо насыщен пряным запахом намогильных цветов. Я стою меж могил и пою песнь Ему, Владыке Вечной Жизни. Высоко над крестами разносится мой одинокий звук, нарушающий тишину кладбища:

- Ве-е-ечна-ая - ппа-а...

На могильном песчаном холмике ставят простой деревянный крест. Что-то надо утешительное сказать им, оставшимся. И - говорю просто от души:

- Не забывайте ушедших!

И еще говорю, что надо сдвинуть людей теснее в молитве, что кладбище должно знаменовать не силу смерти, а победу жизни. Что Церковь действительно свята и непорочна, но эта святость невидима и непостижима - это и есть самое трудное для искреннего, но не умудренного словом Божиим сердца! Рассказываю, что святость Церкви живет в отдельных людях, сколько бы их ни было - «двое или трое, собранные во имя Мое».

А сам сокрушенно думаю:

- Вхожу ли я сам в число двух или трех? Ищем ли мы благодати Святого Духа, освящающей нас - делающей нас святыми? Почему же иногда нам, служителям Церкви, не только сам подвиг, но даже само это слово вдруг становится чуждо? Почему мы так слепо принимаем все, что передает нам наша смутная эпоха, не различая внешнего от внутреннего, условного от безусловного? Почему мы зачастую принимаем христианство либо как философскую теорию, либо как средство материального существования, не погружаясь полностью в него, как в трудную жизнь Церкви? Почему в лице своих представителей Церковь так часто теряет свою святость, и поэтому человек все меньше в нее верит, и она все меньше значит для мира?

И все же, несмотря на лихолетья безбожия, русский человек интуитивно чувствует, что спасти его может только Бог, спасти святостью, которую любовью и подвигом должны воспринять люди. Но, не имея настоящей веры и из-за этого не ощущая собственной греховности, оказываются они не в состоянии осознать себя ниже всяких соблазнителей - и Бог умирает в них. Поэтому так страшно оскудение святости в мире и в Церкви.

Моя завершающая пауза вдруг прерывается принципиально не сдающим партбилет пенсионером-орденоносцем, который, прищурив глаз, но не глядя на меня, широким жестом, как-то удлинившим его жилистую старческую руку, веско указывает в сторону церкви:

- Не нужны мы там - только грязь им носим. Священник должен быть другом людей - он обязан им всем, что есть у него и в нем. Поэтому и не ходим...

- Хороший вы человек, - говорю я, - и хорошо, честно жили и воевали, должно быть...

И цитирую на память слова святителя Киприана о Церкви:

- В великом дому Церкви Божией есть не только сосуды золотые и серебряные, но и деревянные, и глиняные. Будем же сосудами золотыми или серебряными. А право сокрушать глиняные сосуды предоставлено единому Господу...

И, ощущаю, как душа наполняется молитвенным состраданием к этим добрым, но не ведущим образа святости селянам - чтобы нашли они свою верную дорогу в Царствие Божие:

- Господи! Пусть не наемники придут к этим бедным людям, а лучшие из лучших, имеющие от Бога бесценный дар - зажигать веру в сердцах людей. Пусть на смену ленивым в молитве и в высшем творческом труде придут отважные, простые и мудрые пастыри живой, искренней веры и доброго сердца, люди того же духа, что и новомученики и исповедники ХХ века....

И знаю, что эти простые люди помогли бы и дом священнику возвести, и детский приют, и лечебницу, и места окрестные благоустроить: нужен им только зримый источник святости в лице конкретного батюшки - соучастника их благого позыва, который бы сказал им с великой любовью: "Не бойся, малое стадо, ибо Отец ваш благоволил вам дать Царство!"

И терпеливо ждут они не расчетливого наемника, а пастыря доброго, который все, до последней копеечки, до последнего удара сердца, раздаст просящим, нищим, больным, страждущим, сирым, калекам и странникам. Чтобы полюбил он эту страдающую землю, полюбил так же крепко, как любит ее простая многодетная русская женщина, измотанная нищетой, тяжелым трудом и безумием спивающегося от отчаяния мужа. А достойные-то есть, таковых на Руси немало. Господь знает имена, и верным Его они тоже открыты. И рано или поздно свои придут ко своим, и отделится стадо овчее от козлищ, и снова, как и заповедано нам, будет одно стадо и один Пастырь.

Ветер тихо вздохнул, наклонил соцветия трав в сторону катящегося от полудня солнца, стало тихо. Вокруг зенита невидимо и высоко плавал ястреб, а по камню памятника, напротив нас, ползла бледная тень птицы, то соскальзывая за угол камня, то снова являясь на нем. И хотя всё было неподвижно, но казалось насыщенным живой душной влагой, даже на остриях и метелках трав дрожала, светясь, липкая летняя пыль. Тени понемногу становились гуще, длиннее. Где-то в деревне истерично взвизгивала бензопила. Тракторист у сельмага пьяным голосом поливал собутыльника отборной звонкой руганью, томимая жаждой, трубно мычала корова, и, словно утешая ее, озабоченно кудахтали куры.

Следить за этой незатейливой деревенской жизнью странно приятно. Всё поучительно, всё полно глубокого Божьего смысла...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

3. Re: Почему Бог иногда умирает в нас?

Что я узнал из этой статьи, чем обогатил мой дух? Все содержание можно свести к двум фразам. «Попы бывают плохие. Хорошие батюшки возмущены их поведением, но никто не смеем судить плохих батюшек, так как Бог их осудит Сам». Кроме лишнего раздражения верующих и камней в руки атеистов эта статья мало что дает. Все, что описано в статье об этом батюшке и ему подобных, народ видит и сам, а вот что делают священнослужители, чтобы этого не было, мы не знаем. Было бы более правильно прежде, чем выносить сор из избы и критиковать, побеседовать автору с плохим батюшкой и написать статью про это. Написать статью, в которой показать, как внутри церкви в результате взаимного общения священнослужителей решаются вопросы нарушения ими заповедей Божьих о любви к людям. Прежде, чем хвататься за критическое перо, автору надо было сходить к батюшке, поговорить с ним о том, что своим поведением тот позорит православных, наносит вред церкви. Если тот не захочет ничего менять, то следует предупредить его, что автор вынужден будет решать этот вопрос с начальством. Возможно, что достаточно было бы просто поговорить с батюшкой и тот бы все понял. И тогда не пришлось бы всенародно ругать и возмущаться плохими попами. От этого они лучше не станут, а зло и возмущение против церкви распространится дальше.
Юрий Ш-н / 20.12.2011, 20:28

2. Re: Почему Бог иногда умирает в нас?

С другой стороны: "Батюшка отказался отпевать, так как не помнит, чтобы муж у него причащался..." - так значит, главное для него - вовсе не "отслужить, приношения собрать, кружку снять" - тогда отпел бы без вопросов, главное - платить? Впрочем, несчастья наши не исчерпываются духом стяжательства...
Филимонов / 01.08.2011, 06:05

1. Всё поучительно, всё полно глубокого Божьего смысла...

Замечательно!
Ник Ликашин / 01.08.2011, 04:17
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Сергий Шалберов
«Воскреснет Святая Русь и народ наш»
В адрес редакции РНЛ поступают поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения
15.04.2023
Предпримем особые усилия к исправлению нашей жизни
Будет ли в наступающем году достигнуто дно и сможем ли потом как-то переродиться?
02.01.2023
«Люди сегодня ищут чудес, как развлечений»
А было ли явление святого праведного Иоанна Кронштадтского на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге?
30.03.2021
«Почему же "потерялся" о.Андрей?»
О лишении сана протодиакона Андрея Кураева
01.01.2021
Все статьи Протодиакон Сергий Шалберов
Последние комментарии
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Александр Волков
26.04.2024 08:00
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Сергей Швецов
26.04.2024 07:52
К 305-летию выхода Робинзона Крузо
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
26.04.2024 02:37
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
26.04.2024 00:27
История капитализма в России. Куда идем?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:57
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
25.04.2024 23:44