Алая чума

0
3036
Время на чтение 8 минут

«У них не слова, а крапленые карты…»

О.Э.Мандельштам

Слова, вынесенные мною в эпиграф, были произнесены в те, по-своему, замечательные времена, о которых уже так много сказано, написано и спето: в двадцатые годы прошлого века,  в годы широкой поступи, барабанного боя, громких песен, белозубых улыбок, в то время, когда многие единоплеменники Осипа Эмильевича заняли самые высокие руководящие места в новом обществе. Казалось бы: о чём брюзжать, на что жаловаться? Но он не жил интересами племени, клана, партии – он был настоящим живым человеком, обладал тонким слухом и чуткой душой (что и всегда было большой редкостью), он видел настоящую сущность этой энергичной мышиной суеты, прикидывающейся живой жизнью. Фальшивые хозяева страны, фальшивые флаги, фальшивые лозунги, фальшивые бодрость, сила, энергия – всё то, что уже в совершенно пародийном виде мы видим сегодня вокруг себя – всё это поразило живую душу поэта. Он не был аналитиком и не делал из того, что видел, далеко идущих выводов; мы – обязаны их сделать, хотя бы из простого чувства самосохранения, глядя в грядущую историческую перспективу, очень похожую на ту, давно ушедшую, чтобы избежать повторной вспышки смертельного заболевания, и без того уже поломавшего всю нашу жизнь. 

Что же это за жизнь была такая – в те бесконечно далёкие времена? Увы, мы этого уже никогда душой не узнаем, как никогда не почувствуем вкуса чистой речной воды, не вдохнём воздуха, незнающего бензиновых примесей, как в живой тишине никогда не услышим звуков чистой русской речи, русской песни… А в те времена, в начале прошлого века, всё было ещё совсем не так: тогда ещё смерть не обрела той силы, которой обладает сейчас, тогда солнце не сжигало, тишина не утомляла, вода не отравляла, тогда каждый мог петь, не фальшивя и говорить, не лукавя. Мог, если хотел. Тогда ещё можно было сразу определить неверный тон, фальшивую ноту, услышать, отвратиться от неё, отделить её от себя. Поэт смог это сделать. Он хотел чистоты и правды и страдал от их оскудения, происходившего у него на глазах. Теперь уже всё ушло, закончилось, умерло, сегодня мы питаемся тенями, отзвуками, отрыжками, один раз уже выпитой водой, вторсырьём разного рода. То же касается и смысла слов, понятий и идей. В наше время, когда, кажется, можно всё, что угодно говорить и делать, мы во многом потеряли способность отличать правду от лжи, человека от манекена, жизнь от смерти. Только человеческая кровь остаётся той же самой, настоящей, горячей, по-прежнему несущей жизнь, по-прежнему вожделенной для хищников. И каждая душа человеческая остаётся созданной по образу своего Создателя и в каждой по-прежнему звучит Его голос, который она призвана расслышать и отозваться. Как это называется теперь? – «постмодерн»? Ну, почему бы и нет – можно и так. Или, если угодно, ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ.

Когда я впервые вздумал поделиться с читателями Русской Народной Линии своими воспоминаниями, я совершенно не представлял себе, какая реакция может последовать моим скромным четырём листочкам формата А4. Мне хотелось предостеречь людей от совершения духовных ошибок на примерах своей собственной жизни. Лучше ведь учиться на чужих ошибках, чем на своих – не правда ли? Так я часто делаю в беседах с самыми различными людьми (молодыми или старыми – не имеет значения): я рассказываю о себе, желая этим подтолкнуть их к осмыслению своих ошибок и падений, чтобы они имели возможность увидев их и покаявшись перед Богом, очистить свои души. Ведь жизнь такая короткая и срок конца нам неизвестен. Но – странно! – я совсем не принял в расчёт уже имевшийся у меня опыт, который должен был бы предостеречь об опасности, поджидавшей меня. А ведь такое уже было, и было не один раз. Иногда, во время моих встреч с пожилыми людьми в домах престарелых, некоторые, внимательно слушая, что я им рассказываю о себе и вообще о жизни, начинают задавать вопросы, совершенно не имеющие отношения к теме разговора: всё больше о ворах, которые стоят со свечками в церкви, о дороговизне отпеваний, а один раз мне задали и вовсе замечательный вопрос: чем отличается священник от олигарха? Тогда я терпеливо (так мне кажется) начинаю объяснять этим бедным старым людям, что я не олигарх потому, что приехал к ним на своей старенькой «Оке» в свободное от служб время, чтобы ответить на их вопросы, что мне за это никто не платит, потому, что это является моим священническим долгом, что свечка, которую они приобретают в храме… да что я буду сейчас снова пересказывать вам, братья и сёстры, всё то, что вы и сами, думаю, прекрасно знаете – некоторые, может быть, даже лучше меня. Дело-то не в этом. Дело в том, что, как я замечал, душа некоторых людей совсем даже не интересуется этими вопросами, не ждёт ответов. Просто такая душа протестует, не хочет ничего слышать о покаянии, иногда не хочет даже видеть перед собой священника (некоторые, бывает, засыпают прямо передо мной посреди жаркой беседы). Душа не хочет каяться! Ей хорошо, комфортно, привычно ощущать себя всегда правой, всегда жертвой – воров, предателей, нахалов, пьяниц,  всегда стоящей за правое дело и всегда  страдающей за этот свой подвиг. Вернее, конечно, так ощущает не сама душа, а нечто чужеродное, враждебное ей, сидящее у неё внутри и не допускающее её до покаянной памяти о грехах.

Вот и здесь произошло то же самое – в ответ на вопрос: «Где совесть наша?» поднялась буря возмущений людей, совершенно не ожидавших того, что в их адрес может быть задан этот прямой вопрос. Я иногда вспоминаю забавный (если его можно так назвать) случай. Некогда был у нас с женой один знакомый: давно теперь умерший Володя Левин, неплохой поэт, сын известного литературного деятеля – конечно, демократ, конечно, либерал – и вот, самое начало перестройки, идут какие-то выборы, бушуют политические страсти, споры, обсуждения… среди разговора, не помню по какому поводу, мы говорим Володе: «Главное, чтобы совесть была». Ответ был молниеносный и обескураживающий: «А-а-а! Значит, вы за генерала Макашова?» При чём здесь был генерал Макашов и что он тогда говорил о совести я до сих пор не знаю, знаю только, что тот, либеральный, демократический лагерь уже давно и принципиально отказался принимать во внимание это опостылевшее ему понятие. Так вот, в последнее время я наблюдаю интересное явление: слово это как-то незаметно исчезло и из арсенала патриотически настроенных деятелей. Место совести заняла статистика. Мы разговариваем и ломаем копья в спорах об удачных политических шагах и досадных провалах, о тоннах некогда выплавленной стали, о том, правильно или неправильно были рассортированы на станциях вагоны со станками, снарядами, правильно или неправильно тот или иной генерал был награждён (или наказан) – ну совершенно о чём угодно, только не о самом главном: ради чего всё это делалось? Вспоминаю ещё один разговор (не исповедь! – говорю специально для строгих ревнителей священнического благочестия), который у меня произошёл с женщиной, ветераном тыла, многолетней активисткой ветеранского движения. Она рассказывала мне, что во время войны муж её служил в армии по какой-то специальности, которая позволяла ему часто бывать дома, что они несколько раз переезжали из города в город и, между прочим, сообщила, что за время войны она сделала несколько абортов, при этом совершенно спокойно добавив: «Никак по-другому нельзя было». После этих её слов у меня как-то голова пошла кругом: я не мог взять в толк – как  взрослый, умудрённый жизнью человек, ветеран войны, бабушка, прабабушка, до сих пор не понимает чёрного абсурда этой ситуации и  ужаса содеянного ею? Ну, хоть бы она сказала, что, дескать, была дурой, не понимала, какой ужас творю, теперь, дескать, раскаиваюсь – нет! – опять всё то же самое, до боли знакомое: «Так надо было!»  В то время, как муж на фронте защищал от врагов светлое будущее своих детей, его жена одного за другим убивала этих самых детей в своём собственном чреве. Милые мои, да ведь это образ всей нашей жизни и труда на великих стройках коммунизма! Логика, перевёрнутая с ног на голову, слова-оборотни, говорящие о чём угодно, только не о Правде Божией! Те самые крапленые карты, которые так прозорливо разглядел поэт в громадье большевистских планов и в речах народных вождей.

Победоносные наркомы, генсеки, маршалы, генералиссимусы – великие организаторы и вдохновители – и в то же время истребители целых сословий общества, поядающие свой собственный народ… Герои, героически выполняющие преступные приказы… По всей огромной стране – целые города за колючей проволокой, то там, то здесь – чудовищные рвы, заполненные останками замученных людей… А нам это всё – как с гуся вода: «Позвольте, позвольте, ваши цифры неточны – не сто двадцать тысяч, а всего лишь шестьдесят, или, даже, тридцать пять!» Ах, значит, вот как! Не сто двадцать пять тысяч убитых священников, а всего лишь тридцать пять тысяч убитых священников? И вы уже изволили простить всех их убийц? Или – пока – только одного? Того Самого?  А вы, товарищи, не имеете никакого права на это. Никаким производством лучших в мире танков и самолётов вы не откупитесь от ответственности за страдания и смерть невинных людей.  Вы не имеете права прощать палачей священников ли, поэтов ли, ассенизаторов ли – ваше право прощения распространяется только на ваших собственных мучителей, а на их – нет. Не слышат. Не понимают. Что же это такое? Несомненно, это опасная душевная болезнь, которой в разной степени заражены все мы, родившиеся и воспитанные под алым стягом коммунизма. Это глубинное поражение совести, страшное  заразное заболевание, до сих пор передающееся от поколения к поколению.

В фантастическом романе Джека Лондона «Алая Чума» описывается победное шествие по миру невиданной доселе, молниеносной смертельной эпидемии, при которой от заражения до смерти человека проходило всего лишь несколько минут, а до разложения тела – не больше получаса, поэтому люди просто не успевали принять меры предосторожности, один за другим заражаясь и умирая в страшных мучениях. Писатель как в воду глядел: духовная чума того же алого цвета, посетившая нас в последние времена по попущению Божию, также нападает внезапно, совершенно перерождая душу жертвы, разлагая её, убивая, делая её соучастницей  переноса заразы всё дальше и дальше, виновницей всё новых и новых смертей. Случайно оставшиеся в живых – об этом тоже написал Джек Лондон – становятся дикарями, забывшими всё, что передали им их предки. «Зачем ты, никчёмный старик, употребляешь слова, в которых нет никакого смысла? – говорил своему деду, свидетелю мировой трагедии, молодой энергичный внук – почему ты говоришь: алая, а не красная? Твою болтовню невозможно слушать!» Какая знакомая интонация, как она напоминает присказку, популярную некогда в нашей вечно юной, прекрасной стране: «Тебе, старик, в крематорий пора, а ты всё ещё здесь отсвечиваешь!» Не будем насмерть стоять за то или иное слово, или цвет: сейчас это не имеет решающего значения – за последнее время Алая Чума приобрела самые разные оттенки и цвета, ни на йоту не изменив своей убийственной сущности. Это, кстати, теперь даёт ей прекрасную  возможность под чужим обликом нападать со стороны на самоё себя, кусая собственный хвост по примеру змеи, которая тоже иногда жертвует хвостом – ради спасения головы. Не забудем, что и коричневый цвет тоже производный от красного.

Опять скажут: «Как всё это надоело, сколько можно хулить наше прошлое, перечёркивать всё хорошее, что было сделано за эти семьдесят лет, замалчивать роль великих людей нашей истории?» Дело, братья, не в чьей-то  разрушительной страсти хулить, перечёркивать, замалчивать… Дело в том, что, от того, как мы осмысливаем наше прошлое, зависит – какие камни мы закладываем в фундамент нашего будущего. И очень не хотелось бы, чтобы наше будущее закончилось бы так же внезапно и так же бесславно, как наше прошлое. Подумаем же вместе – почему это произошло? Почему жизнь общества по красным идеалам оказалась такой трагичной и короткой? Разве мы тогда не по-настоящему любили? Разве не по-настоящему работали, воевали, отдавали свои жизни? Всё было по-настоящему, братья. Но позволю себе привести пример, который, может быть, не всем понравится: два любящих друг-друга человека, мужчина и женщина,  живя одной семьёй, применяют противозачаточные средства. Что происходит при этом? Жизнь идёт день за днём, настоящая близость между ними – есть, искренняя любовь между ними – есть. А новая жизнь в этой семье не рождается! Эти двое, сами, может быть совсем не думая о том, своей эгоистичной волей противостоят воли Божией и Божией Любви – поэтому не будет благословения Господне на их доме, об этом свидетельствует Писание: «И не стало его…» Не было благословения и на нашем большом героическом  богоборческом доме: подули ветры, набежали воды, и он погиб с шумом. Задумаемся об этом, братья и сёстры.

Зачем нам с вами, при начале всякого серьёзного разговора, засыпать или впадать в истерику? Жизнь требует мужества. Без мужества даже больного зуба не вытащишь, что же говорить о вопросах жизни и смерти! Пока мы ещё живы, нам надо открыто признать свою вину перед Богом и перед своим народом и попросить прощения за всех, кого предали, променяли на плотины и спутники, за всё, что наломали, о чём трусливо промолчали.  Иначе нам не выздороветь. Иначе мы передадим эту болезнь нашим детям и внукам, заразим их нашей бессовестностью, лишим духовного здоровья. Пожалеем страну нашу и детей наших. Им – жить, им – молиться о нас, грешных. 

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

789. Крыж

А, Фердыщенко! Я не хотела уж так часто Вас щелкать.
дезинфектор / 12.09.2011, 13:10

788. Я понимаю Вас!

Но самое ужасное положение той бешеной собаки, которая хочет укусить, а не получается, все время по носу щелк, да щелк....
Венцеслав Крыж / 12.09.2011, 12:43

787. Re: Алая чума

Я думаю, особенное ожесточение у наших марксистов вызывает последний абзац данной статьи.
дезинфектор / 12.09.2011, 12:25

786. Re: Алая чума

А почему такие дурные помыслы? я хотела похвалить Галкину. Человек отказался получать высшее образование, чтобы не сдавать научный атеизм с научным коммунизмом, в ходе которых пришлось бы неоднократно отрекаться от Господа. С тем же успехом можно хвалить бешеных собак - они все равно кусаются.
дезинфектор / 12.09.2011, 07:28

785. Re: Алая чума

Лариса, я, видимо, не знаток чужих сердечных намерений. Во всяком случае, не могу себе позволить подозревать, что они непременно не таковы, какие могли бы устроить Господа. Поэтому если Вас не смутит выражение признательности и симпатии со стороны того, у кого нет еще чистого и милующего сердца, то я был бы рад выразить Вам их в полной мере и безотносительно всякой солидарности во взглядах.
Артур / 12.09.2011, 07:07

784. Галкиной Л.В.

Дорогая Лариса, я хочу Вас поблагодарить за ряд сообщений, которые проникнуты любовью к нашей Родине и очень точны. С Уважением =А.Л.
Лесничий А.Л. / 12.09.2011, 06:39

783. Все зло не от отсутствия образования,

А от полуобразованности.
Венцеслав Крыж / 12.09.2011, 06:16

782. 777. Венцеслав Крыж

И здесь отвечу Вас, уважаемый оппонент, г-жа Галкина не к месту, понимаете ли привела святое слово святого Амвросия Оптинского. Просто - это не без образования. Просто - это достигнутая многими потами и трудами аскетического подвига во Христе чистота человеческого сердца, которую великие святые именовали "милующим всякую тварь сердцем" (прп. Исаак Сирин). Где Вы тут видели милующие сердца? Может быть у той же Л. Галкиной? Возможно в жизни это очень добрый человек, возможно даже и многострадальный, но что там есть еще над чем сердцу потрудиться, - это несомненно. Милующих намерений пока там мы не часто видали. А Господь именно намерения сердечные судит. Так что не будем спешить с судами о наших братьях и сестрах. У кого еще нету этого чистого и милующего сердца, кто не стяжал великого смирения, тот вообще ничего правильно видеть в других не может. Все гадости, которые говорит о других, - это ведь его собственные гадости, и через призму этих гадостей он на все и смотрит. Так Церковь святая учит, - никуда от этого не деться. "Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло" (Матф.6:22). Поэтому уверяю Вас, Володя, Вы ошибаетесь относительно той личности.

781. Комплекс

Законченной (интеллигентки)в первом поколении.
Венцеслав Крыж / 11.09.2011, 19:18

780. г-н(г-жа) Ролле (775)

"Галкина даже не стала получать высшее образование." Амвросий Оптинский:" Где просто, там и Ангелов со ста. Где мудрено, там ни одного." P.S.Ролле, Вас мучает комплекс неполноценности законченного интеллигента (интеллигентки)?
Галкина Л.В. / 09.09.2011, 23:24
Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Священник Алексий Бачурин
Все статьи Священник Алексий Бачурин
Последние комментарии
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09
«Столыпин» без Столыпина
Новый комментарий от Павел Тихомиров
15.11.2024 18:45