Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Наполним музыкой сердца...

Николай  Сомин, Русская народная линия

13.07.2011


Заметки об авторской песне …

I.

Я столкнулся с авторской песней в 1967 г. в стройотряде. Точнее, вдруг она обрушилась на меня, пленила и покорила. После, уже в Москве, я у моего однокашника Сереги Преображенского списал несколько катушек песен - и тут открылась вся изумительная, просто потрясающая вселенная народной авторской песни. Конечно, сейчас, после личных перипетий, яростной работы, долгого воцерковления и непростой жизни в Церкви, можно свысока смотреть на этот несколько наивный мир. Но делать этого я все же не буду - Господь ведет человека неведомыми нам путями, по только Ему Одному известному маршруту. Именно авторская песня впервые сделала из меня человека (точнее, начала делать). И я должен воздать ей должное.

«Авторская песня» (или «бардовская песня») - название позднее, и не слишком удачное - в конце концов любая песня имеет авторов. Тогда, во второй половине 60-х мы называли ее «походной», «самодеятельной», «студенческой», «любительской». И эти названия, пусть и не охватывающие это явление полностью, лучше характеризовали это явление. Самодеятельная песня лилась свободно, пели все, а многие и сочиняли. Появились специалисты, помнившие тысячи текстов. И уж конечно каждый на курсе знал и пел:

Понимаешь, это странно, очень странно,

Но такой уж я законченный чудак:

Я гоняюсь за туманом, за туманом,

И с собою мне не справиться никак.

(Кукин)

Или

Ты - мое дыхание,

Утро мое ты раннее.

Ты и солнце жгучее

И дожди.

(Якушева)

Популярность авторской песни (будем все же называть ее так) в 60-е была феноменальной. Пели везде - на улице, в поездах, автобусах, институтских аудиториях. Имена: Визбор, Кукин, Якушева, Городницкий бесконечно повторялись. Пелись и авторы второго ряда: Клячкин, Луферов, Новелла Матвеева, Полоскин, Вера Матвеева, Егоров, Ланцберг, Никитин, Стеркин, Ким, Берковский, Вахнюк, Михалев, Крылов, Анчаров, Дулов, Вихорев, Канер и множество других. Прямо-таки, кумиры! А ведь это были наши современники, лишь на несколько лет старше нас, к тому же «любители», занимавшиеся песнями между делом. Даже Битлы, тогда активно творившие, уступали им в популярности. Точнее, народ делился - одни пели «наши» песни, другие гнусавили Битлов. Но, как мне кажется, первых было больше.

Позже, в 70-х полноводная река авторской песни стала мелеть, талантливые авторы стали появляться реже и реже. В 80-х жанр начинает разлагаться. Личное и заумное, декаданс, ансамбли, скрипки (раньше признавали только гитару или аккордеон). А содержание стало вытекать, как кровь из трупа. Сейчас авторская песня забыта - молодежь прочно села на иглу рока и прочей западной какофонии. Авторская песня стала маргинальным явлением, она теплится в узкой компании людей, и даже сравнивать нынешний ее уровень с ранними великими бардами было бы неуважением к последним. Поэтому разговор об авторской песне можно вести лишь о том незабвенном периоде 60-70-годов.

Так что же представляет из себя этот удивительный феномен? Как его осмыслить и включить в общую картину культуры?

II.       

Советский период - неотъемлемая часть русской истории. Это период, когда русский народ, сближаясь с другими народами СССР, стал на своей основе постепенно создавать новую нацию - советский народ. Процесс этот не был завершен - частички СССР снова распались на народы, жаждущие собственной самостоятельности. Но тогда, в послевоенные годы, советский человек был реальностью. Соответственно, он создавал свою культуру. Сначала, конечно, культуру официальную, идеологизированную, демонстрирующую некие идеалы, к которым советский человек должен стремиться. И ножницы между идеалом и действительностью были очень заметны. Советские кино, театр, литература - по своему замечательные - все это было официальной культурой. К ней же относились и «советские песни» - часто талантливые, но не попадающие в камертон души молодого поколения.

Авторская же песня - явление иного толка. Творил сам народ. От души. Творил массово и самозабвенно. Это было подлинно народное творчество, не включающее в себя даже малой толики официоза. Нарождающийся советский человек вдруг запел своим голосом, нашел свои темы и способы их выражения. Авторская песня была советской народной песней, ибо тогда люди не делились на национальности. И одновременно - русской народной песней XX века, поскольку советский народ создавался на основе именно русского народа. В этом значимость авторской песни и ее особенность.

Официальное искусство, конечно же, контролировалось идеологическими структурами (кстати, это далеко не однозначно отрицательное явление - цензура необходима). Что же касается авторской песни, то она была публичной, но совершенно свободной. Она непосредственно выражала менталитет, мысли и чаяния советской молодежи. Это был удивительно глубокий и верный духовный портрет молодого советского человека. И именно с этой точки зрения авторская песня крайне интересна.

III.

Попробуем выделить наиболее характерные черты авторской песни.

Простота, неидеологичность. Самодеятельная сущность авторской песни предполагала ее полную искренность. Люди пели о том, о чем хотели петь. Темы: походы, горы, любовь, дружба и снова походы.

Поем о дымных кострах, о весне,

Поем о дождливом ненастье

Но неидеологичность вовсе не означала обывательство и стяжательство. Наоборот, именно от этого и уходили:

Чтобы жить километрами,

А не квадратными метрами,

Холод, дождь, мошкара, жара -

Не такой уж пустяк!

И чтоб устать от усталости,

А не от собственной старости,

И грустить об оставшихся,

О себе не грустя.

И - чтоб таежные запахи,

А не комнаты затхлые,

И не жизнь в кабаках -

Рукав прожигать у костра.

(Кукин)

Ищи меня сегодня среди морских дорог,

За островами, за большой водою,

За синим перекрёстком двенадцати ветров,I

За самой ненаглядною зарёю. I2p.

(Визбор)

Но авторская песня была шире воспевания дыма костра. Гражданские темы смело врывались, и молодежь на них бурно реагировала. Одна из тем - война, опалившая детство шестидесятников:

Мы это дело разом увидали,

как роты две поднялись из земли

и рукава по локоть закатали,         

и к нам с Виталий Палычем пошли.

А солнце жарит - чтоб оно пропало! -

но нет уже судьбы у нас другой,

и я шепчу: "Постой, Виталий Палыч,

постой, подпустим ближе, дорогой".

(Визбор)

вот стоит, подпирая забор,

на войну опоздавшая юность.

Вот тельняшка - от стирки бела,

вот сапог - он гармонью надраен.

Вот такая в те годы была

униформа московских окраин.

(Визбор)

Были и другие гражданские темы. Но ее смысл был не в них, а в душевном самовыражении.

Она совсем не поучала

А лишь тихонечко звала

Да, поучать могло официальное, «профессиональное» искусство, но не народное.

Стремление к светлому идеалу.

Светлое будущее, идеальная жизнь, как заря, все время виднеется в авторской песне. Часто она выражается в стремлении начать новую жизнь:

Друзья мои, друзья, начать бы всё сначала,

И, может быть, тогда удастся нам иначе,

Иначе, чем теперь, прожить остаток дней.

Можно даже утверждать, что авторская песня напоена духовностью. Сказать, что это духовность христианская я не могу. Тут иное - нехристианам, но людям тянущимся к свету, Господь давал некий образ христианства. Особенно хорошо это видно по известной песне Юрия Визбора:

Наполним музыкой сердца! (входя в храм мы прежде всего слышим прекрасное пение)           

Устроим праздники из буден. (наши православные праздники - часто по будням)

Своих мучителей забудем, (почти «люби врагов твоих»)         

Вот сквер - пройдемся ж до конца.           (дворик перед храмом)

Найдем любимейшую дверь,         

За ней - ряд кресел золоченых,      (тут аберрация - золоченые не кресла, а оклады; простим небольшую ошибку)

Куда, с восторгом увлеченных, (неофиты)          

Внесем мы тихий груз своих потерь. I2 р.            (каждый грех - груз для души)

Какая музыка была,

Какая музыка звучала! (опять впечатление от хора)

Она совсем не поучала,

А лишь тихонечко звала. (звала в Царство Небесное)

Звала добро считать добром (правильное понятие о добре и зле - главное в жизни человека)

И хлеб считать благодеяньем, (хлеб причастия)

Страданье вылечить страданьем, (а тут уже целая христианская философия: Христос Своими страстями исцелил наши страдания)

А душу греть вином или огнем. I2 р. (вином причастия и огнем молитвы)

И светел полуночный зал.

Нас гений издали приметил, («гений» - Сам Господь)

И, разглядев, кивком отметил (каждого из нас Он отмечает)

И даль иную показал. (иное - Царство Божие)

Там было очень хорошо,

И все вселяло там надежды,

Что сменит жизнь свои одежды... (чаю жизни будущего века)

Ля-ля-ля-ля... I2 р. (тут экстаз - нет слов)

Если учесть, что Визбор не был даже крещен («Не крещен, не учен, не натружен» - писал он), то не так уж плохо...

А вот еще один идеал - город, в котором хотели бы жить наши барды. Это - идеальный образ социалистического общества, но иного, чаемого.

Странные люди заполнили весь этот город:

Мысли у них поперёк и слова поперёк,

И в разговорах они признают только споры,

И никуда не выходит оттуда дорог.

Вместо домов у людей в этом городе небо,

Руки любимых у них вместо квартир.

Я никогда в этом городе не был, не был,

Я все ищу и никак мне его не найти.

Если им больно - не плачут они, а смеются,

Если им весело - вина хорошие пьют.

Женские волосы, женские волосы вьются,

И неустроенность им заметет уют.

(Кукин)

Тут уже, если присмотреться, налицо романтическое диссиденство. Об этом надо сказать чуть подробнее.

Налет диссиденства.

Говорить, что авторская песня была вне идеологии,- значит несколько упрощать ситуацию. Легкий налет диссиденства, точнее - неприятия партийного официоза, всегда в авторской присутствовал. Энтузиазм первых пятилеток кончился. «Оттепельная» молодежь, не отрицая социалистического общества, все же предпочитала уходить в лес и горы и петь о своем у костра. Росла романтика преодоления походных трудностей, дружбы, солидарности. Но желания трудиться и жить в трудовом обществе у наших авторов заметно не было. Только немногие из них (в частности, Ю. Визбор) умели сочетать романтику гор с романтикой строек.

Конечно, авторская песня была одной из компонент общего движения шестидесятников, способствовавшего эрозии советского социализма. Вскоре появились хрущевско-косыгинские самоокупаемость и хозрасчет, разрушившие основы социалистической экономики. Затем семидесятые как эра зарождения теневой экономики и пошлых шлягеров в культуре. Советский социализм покатился вниз, к своей гибели. Но тогда мы этого не понимали, и некая диссидентская бравада считалась доблестью.

Чистота. Целомудрие.

Одна из удивительных черт советской авторской песни - полное целомудрие. Вы не найдете ни одного коробящего или хотя бы двусмысленного выражения. Любовь - да, но чистая:

Пять ребят о любви поют

чуть охрипшими голосами

Люди идут по свету... Им вроде немного надо - Была бы прочна палатка, Да был бы не скучен путь! Но с дымом сливается песня, Ребята отводят взгляды, И шепчет во сне бродяга Кому-то: «Не позабудь!»

Самоцензура авторской песни была на высоте. Пошлая мерзость, столь обычная ныне, тогда была просто психологически невозможна. Сексуальные намеки, кстати очень скромные, случаются только в отдельных юмористических песнях.

Очень хорошие, содержательные стихи.

Песни пишутся на стихи лучших поэтов - шестидесятников: Тушнова, Казакова, Левитанский, Евтушенко, Рубцов, Ахмадулина. Но и авторы, сочиняющие на свои стихи, производят тексты на весьма высоком уровне. Например, Визбор:

Мне бы неведомо где почту такую достать

Чтобы заклеить тот день,

Чтобы тебе отослать.

Крылья сложили палатки: их кончен полёт.

Крылья расправил искатель разлук - самолёт.

Фиолетовый дым - в парках листья сжигают.

Вороха те легки золотых эполетов,

и горят, как стихи позабытых поэтов.

Бессердечен и юн, ветер с севера дует,

то ль сгребает июнь, то ли август скирдует.

Но вечно будем мы туда стремиться,

К возвышенным над суетой местам,

Поскольку человеку, как и птице,

Дана такая радость - высота.

Ты у меня одна,       

Словно в ночи луна,

Словно в году весна,           

Словно в степи сосна.        

Нету другой такой   

Ни за какой рекой,  

Нет за туманами,     

Дальними странами.          

Простая мелодия

Мелодический строй идет от русского городского романса. Основной строй - мелодический минор. «Три аккорда» (Dmin, Gmin, A7, Dmin) - их в большинстве случаев достаточно. В лучших песнях - удивительная мелодичность. Впрочем, сами авторы всеядны - они любят и джаз и прочие виды западной какофонии.

Я сам поклонник джазовых оркестров,

но верю в семиструнную гитару

(Визбор)

Для современного слуха, вообще не слышащего мелодию, музыкальный строй авторской песни может показаться примитивным. Но именно эта простота обеспечила и феноменальную массовость авторской песни, и ее высокий нравственный уровень.

IV

Высоцкий, Окуджава, Галич.

Ситуация с авторской песней осложняется тем, что в это же время творили выдающиеся, замечательные авторы, песни которых можно вполне назвать авторскими, но ни «студенческими», ни «походными». Это Высоцкий, Окуджава и Галич. Это не мейнстрим авторской песни. Точнее их вообще не следует причислять к этому движению. Иначе мы не поймем авторской песни как социального явления. Наоборот, эти авторы где-то маскировались под авторскую песню, чтобы иметь возможность выступать на концертах.

Владимир Высоцкий - наркоман, посредственный актер, игравший в театре-балагане на Таганке, но человек потрясающей энергетики, огромного юмора и знания жизни современного ему советского обывателя. Его песни, описывающие советский быт, имели феноменальный успех, поскольку в них слушатели узнавали себя и свою жизнь без прикрас. Правда, энергетика Высоцкого выплескивалась и в философские, мировоззренческие тексты. Но тут чего-то значительного искать не стоит. Сейчас его песни потеряли популярность. Вполне понятные его современникам, нынешнее поколение они приводят в недоумение - настолько изменилась жизнь. А вот песни Визбора, благодаря высочайшему музыкальному и стихотворному уровню, пережили рубеж века, и поются до сих пор.

Булат Окуджава - изобразитель городской жизни. Он подчеркивает в своих песнях элементы мещанства. Во всяком случае, пафос советского строительства ему совершенно чужд. И в то же время Окуджава - гений душевности. Нет ни одного автора, кто сумел бы с помощью стиха и мелодии столь ярко выразить неуловимую материю душевного взаимодействия. Его феноменальная мягкая талантливость снискали ему огромную популярность. До сих пор есть фанаты Окуджавы, которые поют только его. Однако если на душевном уровне этот человек очень многое понимал, то другие уровни человеческого бытия, видимо, просматривались им довольно слабо. В перестройку Окуджава примкнул к демократическому движению, разрушающему Россию. Да и его высказывание о патриотизме, как последнем прибежище негодяев, не делает ему чести. Но судит Бог, а Он перед самой смертью призвал Окуджаву к крещению.

Александр Галич. Принципиальный противник советского строя, профессиональный диссидент. Подвергался репрессиям. Сидел в лагерях. Его песни-баллады о нашей жизни делятся на две части. Первая - типа Высоцкого (но без его надрыва), очень острые, прямо-таки злые и необычайно остроумные. Это лучшее у Галича. Вторая часть - песни о лагерной жизни и о тяжелой, прямо-таки безысходной жизни в СССР. Тут ясно видна дикая, неизбывная ненависть к советскому строю. Галича слушали на магнитофоне, поскольку его выступления были эпизодическими. Эмигрировал из СССР. Говорят, что хотел креститься, причем именно в православие. Но неожиданно умер от инфаркта - есть подозрение, что это дело рук КГБ.

Итак, везде диссиденство. Конечно же, оно в мягкой степени присутствовало и в майнстриме. Тот же Визбор подвергался гонениям за шальные строки:

Зато мы делаем ракеты

И перекрыли Енисей,

А также в области балета

Мы впереди планеты всей.

Мы впереди планеты всей.

Но Визбор был советским человеком. А вот великие барды - диссиденствовали, они не хотели вписываться в советские реалии. А точнее, не хотели диктата партии, ее указки - ведь люди-то творческие. Но наши партийцы действовали удивительно тупо. Вместо того, чтобы дать Высоцкому народного артиста, они наоборот, его третировали. Впрочем думается, что это не глупость, а нарочитая диверсия, предательство пятой колонны. Она создавала диссидентам имя.

V.

Остается сказать несколько заключительных фраз.

Авторская песня - уникальный цветок, реликт советской цивилизации. Он вырос на почве душ советской молодежи и отражает ее думы и чаяния. И удивительная чистота, простота и даже наивность этого цветка не оставляет сомнений, что и почва была соответствующей. Поэтому неудивительно, что мировым кукловодам стало совершенно необходимым срубить всю советскую цивилизацию под корень. Пришли новые времена, новые отношения, новые люди. Но интересно, что авторская песня почувствовала переворот в умах и предсказала его. Казалось бы, - тишь брежневского застоя. Но у Визбора появляется неожиданное:

Теперь толкуют о деньгах

В любых заброшенных снегах,

В портах, постелях, поездах,

Под всяким мелким зодиаком.

Тот век рассыпался как мел,

Который словом жить умел,

Что начиналось с буквы «Л»,

Заканчиваясь мягким знаком.

Вряд ли уж в 1982 году, когда написана эта песня, все, как сейчас, толковали о деньгах. Скорее это пророчество о скором будущем.

Нам, свидетелям и старых времен и новых, очень легко сравнить нынешних кумиров и бывших. И разница в пользу старого бросается в глаза. Лучше сказать, просто ошарашивает. И только полное незнание нынешней молодежью старой авторской песни скрадывает тот факт, в какой глубокой моральной и культурной яме мы находимся.

15.05.11.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 26

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

26. Читатель : Ответ на 22., Павел Тихомиров:
2011-12-31 в 23:05

одного из крупнейших поэтов эпохи заката Русской Литературы


Каждой "эпохе" - свои "герои".
Шансоньировалось сознание слушателей до Высоцкого и Окуджавы? Вряд ли. Те у кого было настоящее дело, настоящая работа не упивались их эстрадной экзотикой и их неглубокими и диссидентско-фасадными мифами. Мода была, но это ничего ровно не значит. Сейчас это такой же артефакт давно прошедшего времени как и андроповские снижения цен на крепкие напитки.
25. Павел Тихомиров : Ответ на 24., Радий :
2011-12-31 в 22:07

Несколько современных представителей авторской песни...


Олег Погудин и Евгения Смольянинова никоим образом не относятся к авторской песне. Это - профессионалы камерной песни. м.Людмила Кононова -да, там поэзия высокого уровня; Светлана Копылова - да, тоже вполне можно считать авторской песней. Бичевская... не знаю, песни-то исполняет великолепно, но они не свои (авторы слов - иером.Роман, иерод.Роман, Окуджава и т.д.).
Кстати, почему-то не включили в список о.Романа и покойного иерод.Романа.
Но, все равно, это - совсем другая история, и песни эти выражают не бегство от официоза - в нашем случае - бегство от формата "шансона" да гламура, это, скорее, православно-патритич.формат.
Это не говорит о слабости поэзии, нет.
Поэзия о.Романа и м.Копыловой оч.высокого уровня, но их творчество отнюдь не пронизывает все слои общества. Дело не в том, разумеется, что поэзия Окуджавы или Высоцкого иного масштаба, просто общество было другим. И сейчас иночество проявляется не в бегстве в турпоходы на слеты КСП и не во встраивании в рок-н-ролльную систему - как это было во время оно. Иночество сейчас проявляется в другом.
24. дезинфектор : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-12-31 в 20:14

Несколько современных представителей авторской песни...

Ольга Копылова
Елена Камбурова
Жанна Бичевская
Олег Погудин
Евгения Смольянинова
Александр и Елена Михайловы
Семья Заволокиных
Матушка Людмила
Андрей Байкалец
Татьяна Суворова
Нина Карташева
Владимир Волков


При социализме даже приблизительно столько не было.
23. Читатель : Ответ на 20., Радий:
2011-12-31 в 19:39

После Великой Октябрьской Народные песни, их обрывки, собрали и стали тиражировать при помощи официозных советских "ансамблей". Это стало экзотикой на продажу вроде матрешек или павловопосадских платочков.... Авторская песня - последние искры народной поющей души, ныне угасшие.


Не стоит так горячиться. Послушайте хотя бы хор Свешникова - точно успокоитесь.
(например, здесь http://files.mail.ru/ONP7CB ). Хороший подарок к Новому году.
22. Павел Тихомиров : Ответ на 19., Читатель :
2011-12-31 в 19:34

Это было пение бегства


о.Лурье в свое время написал оч. интересное исследование по русскому року. Там он преподносил феномен бардовской песни именно в качестве бегства - на кухню, в лес и т.п. - до следующего выода на работу. А рок-н-ролл - это бегство из обыденной реальности НИИ, но не на период тур-похода, а навсегда - бегство в параллельную реальность.
ЧТо же касается оценок Соминым творчества В.С.Высоцкого, то тут с уважаемым автором согласится никак нельзя. Можно и должно договариваться о православном взгляде на его творчество. Но обзывать одного из крупнейших поэтов эпохи заката Русской Литературы бездарем... Это, простите, не смешно.
21. дезинфектор : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-12-31 в 17:31

Если разбрасываться такими определенями как "бездарный актер", нужно самому быть очень большой величиной. Автор данной стать - гений? Будем знать, что где-то на просторах нашей Родины сияет гений некоего Сомина....
20. дезинфектор : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-12-31 в 17:28

Когда-то все люди в России пели. Потом перестали. После Великой Октябрьской Народные песни, их обрывки, собрали и стали тиражировать при помощи официозных советских "ансамблей". Это стало экзотикой на продажу вроде матрешек или павловопосадских платочков. Но душа народа замолчала. Если и были слышны звуки в советской деревне, то из телевизора. Авторская песня - последние искры народной поющей души, ныне угасшие.
19. Читатель : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-12-31 в 14:50

Тема действительно живая, хотя прошло немало с поры авторских песен.
С Высоцким-Галичем-Окуджавой в целом всё правильно отмечено. Их искусственно выстроенная популярность вполне объясняет их неоправданный успех, неоправданный если исходить со стороны простой человеческой душевной отметки.
Авторская песня всё же была слаба. Это было пение бегства. Отсюда и «походы» и «дым» песен. Советская? Условно да, потому что русского авторства в песне было исчезающее мало. Если только Рубцов. Всё. Потому потянулись после походов многие авторы и исполнители в тот же Израиль и т.д.
За Визбора – спасибо. Небольшой автор, но вменяемый человек. Большая редкость в авторской песне – секте духовной безпомощности.
Авторская песня в целом молодёжи сегодня вряд ли будет в помощь.
18. Виталий Липатов : Слишком мил советский строй
2011-12-28 в 03:21

Статья достаточна кошмарна. Зачем нужно было так достаточно цинично и свысока о Высоцком, Галиче, Окуджаве.
О Галиче вообще бред написан — что сидел в лагерях, что хотел креститься...
Александра Галича крестил отец Александр Мень, незадолго перед его высылкой в 1974.

А вот Визбор, советский человек, всем хороший. Ну нравится автору Визбор, зачем же хулить остальных? Только за то, что советский строй был им не мил?
17. : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-14 в 00:11

Поп,рок,бард...это просто пошлятина,где нет мелодии,души,красоты...
16. Калужанин : Заметки об авторской песне
2011-07-13 в 23:07

Шахматов уж больно крут. Соразмерно ли обсуждаемой теме? Неужели нельзя более доброжелательно? Принципиальность от этого не уменьшится.
15. Петрович : Суррогат веры
2011-07-13 в 22:26

Авторская песня - была явлением внецерковным, даже "вместоцерковным". Она сопровождала распитие горячительных напитков и была фоном богемной жизни позднего советского периода. Она имела свою нишу, заполняя вакуум потребности в духовной жизни. Когда Церковь стала легальной - авторская песня умерла. Слишком банальными вдруг стали тексты.
Автору - все же не надо так резко про Высоцкого - "наркоман и бездарный актер". В конце концов каждый курящий - тоже наркоман. А насчет актерской бездарности - это очень спорно. "Место встречи изменить нельзя" - я не знаю, кто лучше бы сыграл Жеглова. И вообще - некрасиво...
14. Владимир Успенский : Авторская песня жива и помирать не собирается...
2011-07-13 в 16:10

Тёплая сердечная тональность высказывания-воспоминания покоряет. В целом, я разделяю оценки жанру "авторская песня", высказанные Николаем Владимировичем, но, как профессионал, добавлю следущее: секрет популярности жанра и исполнителей его, действительно, в естествен-ной ненаивной простоте, интаноционной узнава-емости и мелодической (в лучших образцах) полноценности. Я считаю, что расцвет"авторской песни" был естественным, необходимым и благот-ворным явлением для нашей культуры. Неправда, что "авторская песня" есть разновидность "одесских куплетов" (так утверждать может только человек совершенно её не знающий), но правда то, что как только "авторская песня" стала "новым достоянием", в неё хлынули массой и еврейские авторы-исполнители. Достоинства авторской песни и в том, что это не то, что нынче называют "поп-мас-культурой", это не рок, не джаз, не эстрадная песня, не частушка, но совершенно самостоятельный жанр со своей неповторимой и порой чарующей спецификой. Да, жанр пережил свой пик,но не умер и по-прежнему востребован там, где ещё не прошёл глобалист-ский каток "модернизации и нанатехнологий". Я лично в Твери знаком со многими "бардами", что нашли и новую интонацию и современную жгучую тему...Отрадно, что появилось множество исполнителй "авторской песни" среди духовенст-ва и фестивали духовной авторской песни
проводятся во многих городах нашей Родины. На-
деюсь, что мы ещё не раз будем обращаться к этой живительной теме, ибо ближайшее трудное
время, что становится всё сложнее и сложней,
обязательно выплеснет наружу ряд новых и талантливых представителей этого неумирающего жанра.
13. : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 15:35

Артурушка,не отменяется!
12. Артур : 10. А.В.Шахматов :
2011-07-13 в 15:13

Анонимушка-артур,считаю,что вы не культурный.



Отмените этот жестокий приговор, любезный Ушаков! Оставьте мне надежду! Вы же знаете, как мы ценим Ваше мнение!
11. : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 14:54

Тихомиров,вы,как и артур,далеки от культурности-нет "белогвардейского" романса,а есть русский и цыганский.
10. : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 14:52

Анонимушка-артур,считаю,что вы не культурный.
9. Павел Тихомиров : Потомку... -1
2011-07-13 в 13:49

У Никитиных есть песенка про Ершалаим - там довольно остроумно описывается советское еврейство. Про Бричмуллу - спасибо. А то ребенок спрашивает меня, а я не знал - что и ответить.
Что же касается постодессы... так ведь наш "белогвардейский романс" по большому счету - цыганщина. Но от этого он не перестает быть пронзительным и щемящим.
8. Артур : 6. А.В.Шахматов :
2011-07-13 в 13:30

Любезный Шахматов, Вы действительно считаете, что бельканто - это русское изобретение? ;)
7. Артур : Уточнение
2011-07-13 в 13:18

Да и его высказывание о патриотизме, как последнем прибежище негодяев, не делает ему чести



Несомненно, автор имел в виду, что Окуджава повторил известное высказывание Сэмюэла Джонсона, придав ему специфическую характерную для демократического угара трактовку: всякий патриот - негодяй
6. : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 13:16

Во - первых,это не музыка и не пение, а сумбур слов и рычание,во-вторых,это еврейское изобретение,с еврейскими хрипунами,как Галич, Высоцкий... Странно,что на РНЛ пропагандируют нерусское и похабное явление.
5. Эрик Лямпе : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 13:09

Так называемая советская авторская песня - это разновидность одесских куплетов. То, что их воспринимали как наивысшее достижение культуры, свидетельствует о полной деградации советского человека, отринувшего классическую русскую музыку, старинные русские романсы, русские народные песни за ради примитивных постодесских куплетиков.
4. Олег из Барнаула : Окуджава, капли датского короля и служба в армии
2011-07-13 в 12:46

"Во многих польских аптеках продавалось какое-то жестокое снадобье под невинным названием " капель датского
короля". От этих капель человек надолго, чуть ли не на целые полгода, терял владение всеми членами и выдерживал самое тщательное
испытание в госпиталях. Все это покупали и употребляли, предпочитая, кажется самые ужасные увечья служебной неволе. "
Н.С.Лесков "Жидовская кувырколлегия"
3. Анастасия : Авторская песня скорее симтом распада
2011-07-13 в 12:11

Согласна, что авторская песня все же симптом разложения общества. При этом она может быть красивой, эстетически и даже этически ценной. В основном это были песни для образованных обывателей. Популярность Высоцкого основана на том, что он писал для всех обывателей, включая необразованных.
2. Татьяна Федоровна : Разобраться...
2011-07-13 в 09:03

Да, обаяние авторской песни велико и вызывает жгучую тоску по советскому времени. Но. Эта музыка не была все-таки музыкой советского народа, а была музыкой советской интеллигенции. То есть тех кто не был слишком загружен трудом, и у кого было время и силы на "палаточную" и "кухонную" жизнь.Именно эта тонкая прослойка и оказалось радостным проводником горбачевско-ельцинско-гайдаровской перестройки и ... его первой жертвой. Наука (особенно прикладная) была уничтожена решительно и безжалостно, и те, кто "гонялся за туманом" и грезил о романтической любви, пошел в дворники и челночники. Кстати, романтическая любовь была все-таки пусть романтическим,но блудом,очень далеким от христианских идеалов. Так что, авторская песня была скорее скрытым признаком латентной болезни советского проекта, чем его прекрасным цветком.
1. Потомок подданных Императора Николая II : Re: Наполним музыкой сердца...
2011-07-13 в 08:02

Эмигрировал из СССР. Говорят, что хотел креститься,
причем именно в православие. Но неожиданно умер от
инфаркта - есть подозрение, что это дело рук КГБ.


Уважаемый Николай Владимирович! Насколько мне известно, Галич, похоже, погиб от рук западных спецслужб (или Моссада). Есть сведения, что он хотел возвратиться в Советский Союз, у него даже была назначена встреча в советском посольстве. Погиб он, якобы, от удара электрическим током - "не выдержало сердце". Конечно, это все частные разговоры, из третьих уст, поэтому доказательств нет. Моссад вообще очень ревнив был к евреям-возвращенцам, тем более такого масштаба. Хочу обратить Ваше внимание еще на одних бардов-профессионалов - Никитиных. Они полностью подпадают под то определение, которое Вы дали Высоцкому, Окуджаве и Галичу. При этом национальные мотивы в скрытом виде у них тоже вполне присутствуют. У них есть такая милая песенка об ауле Бричмулла. А ведь это такой замаскированный диссидентский гимн обрезанию, фактически. Бритмилла - обрезание, а с учетом разности произношений Бричмулла = бритмилла. Конечно, наиболее явно национальные мотивы присутствуют у Галича (а может быть, как в Майданеке - взявшись за руки и по пеплу), сильны у Высоцкого. Но я тоже считаю это не главным в творчестве исполнителей авторской песни. Какой-то неуловимый общий дух того времени выдвигал на первое место именно романтику и безкорыстную мотивацию действий героев авторской песни.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме