Выборы в Государственную Думу России пройдут в декабре этого года (а сама избирательная кампания придется на осень), выборы Президента России – в марте следующего года.
Список зарегистрированных политических партий, имеющих право участвовать в парламентских выборах и выдвигать кандидатов в Президенты России: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ, ЛДПР, «Патриоты России», «Правое дело», «Яблоко». Всего – 7 партий. Свои фракции в Государственной Думе нынешнего созыва имеют 4 партии: «Единая Россия», «Справедливая Россия», КПРФ и ЛДПР.
Существующий ныне список зарегистрированных партий не отражает политических воззрений значительной части жителей России. В частности на нынешней политической сцене совершенно не представлен национально-патриотический спектр.
После самороспуска в 2008 году по непонятным для широкой общественности причинам партии «Национального возрождения «Народная воля» С.Н. Бабурина на политической арене не осталось национально-патриотических партий.
До 2006 года существовала патриотическая партия «Родина» (Д.О. Рогозин). Эта партия прекратила свое существование вследствие политических интриг, а осколки партии во главе с А.М. Бабаковым вошли в состав «Справедливой России», растворившись в эсеровской идеологии. Лево-центристскую, если не социалистическую, основу имеет и действующая партия «Патриоты России», возглавляемая Г.Ю. Семигиным, бывшим членом КПРФ. Несмотря на свое претенциозное название, партия может претендовать лишь на весьма узкое понимание патриотизма, эксплуатируя это понятие.
Предпринимаются робкие попытки за счет былой популярности «Родины» создать новую партию: «Родина: здравый смысл» (М.Г. Делягин). Вместо четких национальных принципов инициаторы партии выдвинули некие тезисы по «семи ударам по бюрократии и нищете», что указывает на левацкий уклон. Да и внутренние передряги в этой организации дают о себе знать.
Национально-консервативная партия России (НКПР), возглавляемая ранее заместителем председателя Союза писателей России С.А. Лыкошиным, заявившая о себе как о партии русских традиционалистов на основе православного миропонимания, в 2007 году по причине финансовых сложностей вынуждена была сойти с политической арены.
НДПР, национально-державная партия России (Б.С. Миронов, А.Н. Севастьянов, С.Н. Терехов), начавшая свою деятельность в 2002 году, не состоялась не только в силу обвинений со стороны власти в ее адрес в разжигании национализма, но и из-за идейных разногласий со стороны лидеров партии. Православный взгляд Бориса Сергеевича Миронова объективно не смог соседствовать с язычеством Севастьянова и социализмом Терехова.
Организованный в 2005 году «Союз русского народа» (СРН), претендующий на правопреемство исторического «Союза русского народа» 1905 – 1917 годов, потенциально мог бы стать серьезной политической партией. Но эта организация с самого начала подвергалась жесткому прессингу со стороны власти. После смерти лидера Вячеслава Михайловича Клыкова, СРН подвергся расколу вследствие разногласий внутри организации.
Многие патриотические организации не желают даже пытаться регистрироваться в качестве партий, полагая, что система действующего законодательства не позволяет при этом сохранить некоторые принципиальные аспекты. Так, по принципиальным соображениям даже не пытается регистрироваться в качестве партии патриотическая организация российского масштаба «Народный Собор» (О.Ю. Кассин).
Русский общенациональный союз («РОНС» И.В. Артемова) не регистрируется, так как Министерство юстиции России отказывается регистрировать партию с таким названием, полагая, что в самом названии присутствуют признаки разжигания национальной розни. С 2009 года не может зарегистрироваться партия «За нашу Родину» (М.Ю. Лермонтов), ныне имеющая называние «Народное Собрание». Еще ряд общественных национальных организаций, например, «Монархическая партия – Самодержавная Россия» (Д.Н. Меркулов), называющие себя партиями, не имея государственной регистрации, по сути, партиями не являются. К этому добавляется проблема практического отсутствия финансового обеспечения организаций национально-патриотической направленности. Либеральные партии, за счет зарубежной и олигархической поддержки, и партии власти, за счет «административного» ресурса, таких проблем не имеют.
В этих условиях потенциальные избиратели, сторонники традиционного для России пути развития, а это по разным подсчетам от 25 до 50 процентов всех избирателей, чаще всего вообще не ходят на выборы. А голоса тех из них, кто все-таки посещает избирательные участки, разделяются в пользу партий, мало имеющих отношения к национально-патриотическому мировоззрению.
Зато непропорционально общественному мнению представлены партии либерального толка. По разным оценкам от 4 до 9 процентов сторонников либеральных реформ в России имеют возможность опираться на две политические партии: «Яблоко» (Митрохин С.С.) и «Правое дело» (Прохоров М.Д.).
За счет неоправданного непропорционально-широкого своего присутствия в центральных средствах массовой информации, либералы и так имеют выигрышные стартовые условия для воздействия на избирателей. А используя свои партии как инструмент, либералы получают дополнительную официальную возможность пропагандировать свои «идеи» через средства массовой информации и региональные партийные структуры.
С другой стороны, чем больше либеральных партий, тем меньше шансов каждой из них пройти 7 процентный рубеж при парламентских выборах, так как их электорат будет делиться на количество либеральных партийных списков.
Как известно, недавно Минюст России отказал партии «Парнас» (Касьянов М.М., Немцов Б.Е., Рыжков В.А.) в государственной регистрации по причине несоответствия федеральному законодательству устава партии и наличия в рядах партии «мертвых душ». Михаил Касьянов заявил: «Ясно, что Путин принял решение не допускать нашу партию к участию в выборах». США и Евросоюз выразили свою озабоченность решением Минюста России. Еще бы, ведь как утверждается, базовым финансовым обеспечением «Парнаса» являются государственный бюджет США и американские «спонсоры» .
Как уже говорилось, чем больше либеральных партий, «хороших и разных», тем меньше шансов каждой из них пройти в Государственную Думу. В этом смысле, лучше бы российские власти зарегистрировали «Парнас», доведя ситуацию с «либералами» до абсурда. Однако нет никакого сомнения, что на неформальном уровне структуры незарегистрированной партии «Парнас» усилят либеральный фланг и будут использоваться либералами в качестве дополнительной «координации» с «цивилизованным международным сообществом». А «цивилизованное сообщество», как показывает практика, особо не церемонится в подборе методов своего воздействия на «страны третьего мира». «Цветные революции» - только один пример.
Создание избирательных блоков по действующему законодательству о выборах запрещено. Каждая партия должна выдвигать исключительно свой список кандидатов. Поэтому «Правое дело» и «Яблоко» не смогут образовать единый официальный либеральный блок. Однако отсутствует запрещение какой-либо партии не участвовать в выборах, а своих кандидатов выставлять в списки другой партии. Не исключено, что либералы в этих условиях договорятся о выдвижении своих кандидатов от какой-либо одной партии, например, от «Правого дела». В этом случае прохождение 7-ми процентного барьера «объединенной либеральной оппозицией» увеличивается. Впрочем, не такая уж это будет «оппозиция», если Президент Медведев не скрывает своих либеральных взглядов.
Структуры незарегистрированного «Парнаса», имеющие поддержку «цивилизованного сообщества», конечно, будут «играть» на стороне Медведева. И, если декларативная их помощь кандидату может иметь обратный эффект, то их структурная и финансовая помощь окажутся как нельзя кстати. Обиженный Парнас, всячески будет разыгрывать свою обиженность в том, что партию не зарегистрировали, пытаясь выбить слезу умиления у избирателей. А ответственность за это будет ими возлагаться персонально на Путина
Буквально на следующий день после избрания бизнесмена Михаила Прохорова лидером партии «Правое дело» его принял Дмитрий Медведев. Обычно президент общается только с лидерами думских партий и то по заранее утвержденному распорядку и очередности. А здесь? Удивительная мобильность действий. Видимо, ускорение предвыборных страстей в России диктуют поспешность действий.
«Работу премьер-министра я хорошо понимаю, и если мне предложат, то не откажусь», - недавно заявил Прохоров. Это говорит о том, что где-то рассматриваются «крайние» варианты. В соответствии с Конституцией Президент имеет право принять решение об отставке Правительства России. Однако назначение нового премьер-министра президентом происходит с согласия Государственной Думы, в которой «Единая Россия» имеет абсолютное большинство. В случае развития ситуации по этому сценарию неизбежен конституционный кризис со всеми вытекающими отсюда для России последствиями.
Представляется, что все беды в нашей стране обусловлены тем, что нынешняя политическая и экономическая элита следует не исторически выстраданным национальным интересам России, а курсом углубления «либеральных реформ». Неблагоприятное социально-экономическое положение в стране просто требует кардинального изменения курса государства. Но, В.В. Путин и Д.А. Медведев, судя по всему, иного мнения. Например, Д.А. Медведев не устает повторять о приверженности России «общепризнанным» либеральным ценностям.
Оптимальным вариантом для президентских выборов в России был бы вариант, когда В.В. Путин и Д.А. Медведев отказались бы от своих претензий на пост Президента России в 2012 году в пользу кандидата-государственника, не приверженца либеральных идей. Но, к сожалению, уже уверенно можно сказать, что слабые, но реальные надежды в этом направлении, исчерпаны. Явно видны намерения обоих сегодняшних политических лидеров страны идти на выборы. И все же – еще не поздно принять такое решение двумя главными претендентами на президентский пост.
Анализ потенциальных кандидатов на выборы президента на сегодняшний день показывает, что, скорее всего, основными кандидатами будут В.В. Путин и Д.А. Медведев.
«Если я буду баллотироваться в президенты, я хотел бы опираться на некоторую крупную политическую партию, коих у нас много. Я надеюсь опираться на тех, кто меня выдвигал и до того. Я считаю, что президент может возглавить какую–то партию. И, скорее всего, так и будет», - заявил недавно Д.А. Медведев.
Как известно, кандидатом в Президенты Медведева на выборах 2008 года выдвинула «Единая Россия», но, в тот же день, это выдвижение поддержала «Справедливая Россия».
Очевидно, что «Единая Россия» намерена выдвигать в качестве кандидата в президенты В.В. Путина. Таким образом, методом исключения, в качестве потенциальной «крупной политической партии» для выдвижения А.Д. Медведева остается «Справедливая Россия».
Многие аналитики считают, что «уход» С.М. Миронова с лидерских позиций «Справедливой России» имеет отношение не к думским выборам, а к президентским. Нынешний председатель партии «Справедливая Россия» Левичев Н.В., вероятнее всего, является временной фигурой на посту председателя партии. Недавно Левичев сказал: «Медведев Дмитрий Анатольевич, насколько я знаю, человек беспартийный. У него есть время подумать, вступать ли ему в какую-то партию или нет. Я бы на его месте пока ни в какую партию не вступал. А там посмотрим, как у него судьба будет складываться»; - подтвердив косвенным образом, что руководство партии не возражает против признания своим лидером Медведева и его выдвижения от партии кандидатом в президенты.
Однако есть мнение, что кандидатом в президенты Медведева может выдвинуть «Правое дело». Об этом уже давно заявляли сопредседатели партии Гозман Л.Я. и Бовт Г.Г. Но, на это может не пойти сам Медведев, понимая низкий рейтинг либералов.
Весьма вероятно, что в пользу Медведева будет создан тандем – Правое дело» и «Справедливая Россия». А может быть и триумвират, с добавлением «Яблока».
Медведев не эсер, а либерал, не стесняющийся об этом заявлять. Логичнее было бы ему возглавить не «Справедливую Россию», а «Правое дело», но в этом случае он может распрощаться с реальными шансами на выборах, так как, ни какие деньги «либералов» не заставят большинство избирателей голосовать за их кандидата.
Реалистичнее, если «Правое дело» будет одной из партий, выдвинувших кандидатом Медведева, но не единственной, или просто поддержит кандидатуру Медведева. Наверное Дмитрию Анатольевичу придется придумывать «веские основания» для того чтобы возглавить «Справедливую Россию». Сомнений нет в том, что придумает. Или за него придумают. Избиратели России уже привыкли к риторическим изыскам.
Еще один вариант. Медведев не станет возглавлять ни одной из партий, но будет выдвинут сразу двумя, все теми же: «Справедливой Россией» и «Правым делом»; создав некое подобие избирательного блока. Юридически «избирательный блок» в соответствии с действующим избирательным законодательством создавать нельзя. Однако может быть создан такой блок на неформальном уровне.
Эти варианты, наверное, являются сейчас головной болью кремлевских стратегов. Однако, для избирателей, любая комбинация по выдвижению Медведева сути не меняет. Он намерен выдвигаться.
Об этом свидетельствуют и некоторые кадровые решения Медведева. Процедура назначения В.И. Матвиенко – в этом ключе. Матвиенко из «человека Путина» превращается при этом в «человека Медведева». Тезисы Медведева о необходимости перераспределения полномочий органов государственной власти с федерального уровня в пользу региональных властей, думается, обусловлены не только либеральными взглядами Президента, но и желанием понравиться губернаторскому корпусу. А от руководителей регионов в выборных кампаниях будет зависеть очень многое. Между тем, можно вспомнить, сколько усилий было потрачено, чтобы пресечь в пост-ельцинский период «парад суверенитетов». А сейчас мы наблюдаем ренессанс ельцинской «политики» суверенизации регионов?
А что делает в этой ситуации Путин? Ничего. Молчит. Ему и оценок никаких давать не надо. Ситуация во многом в настоящее время работает на него. Как второе лицо государства он несет меньшую ответственность за общее социально-экономическое положение в стране. Большинство будущих избирателей сейчас с разочарованием наблюдают за одобрением инициатив Прохорова Президентом Медведевым. А действия Путина были чуть ранее – создание «Объединенного народного фронта» под эгидой «Единой России». И сделано это было «на опережение», когда «слуги двух господ», еще не успели по-настоящему задуматься: какой из двух королей роялистее. Хоть в этот «фронт» и вошли уже давно и всем известные структуры и личности, особо не влияющие на общественное мнение, тем не менее, таким образом, выбиты потенциальные «партнеры» блока Медведева. Путин, таким образом, не просто их вывел из «игры», но привлек на свою сторону. Теперь даже если кто-то из них эмоционально и захочет поддержать Медведева – нельзя, поздно, метания будут расценены за непоследовательность.
Медведев может рассчитывать на то, что выйдет во второй тур. Возможна некая негласная (а может и официальная) договоренность «сторон» (Медведев и Путин), что они не будут уж слишком рьяно бороться друг против друга в первом туре. В этом, кстати, шанс Путина, что он сможет стать Президентом в первом туре (для этого в первом туре за него должны быть отданы голоса более 50 процентов проголосовавших избирателей). Зато во втором туре все маски будут сброшены, и борьба будет не на жизнь…
Многое будут определять парламентские выборы осени этого года. Возможно, Медведев так и останется беспартийным до окончания парламентских выборов с тем, чтобы решить вопрос своей партийности по итогам этих выборов.
Участие КПРФ и ЛДПР при выборах президента России окажется, судя по всему, традиционным, к которому уже за предыдущие годы привыкли избиратели. Эти партии выдвигают своих лидеров кандидатами в президенты, изначально зная, что их кандидаты не сумеют выиграть выборы. Их кандидаты используют «площадку» выборов в президенты для пропаганды своих взглядов и идей. Но, мнение Г.А. Зюганова и В.В. Жириновского может быть решающими по двум оставшимся «основным» кандидатам при проведении второго тура президентских выборов.
Впрочем, при правильной организации своих избирательных кампаний со стороны коммунистов, Г.А. Зюганов может «выбить» Медведева из второго тура выборов, заняв второе место после Путина.
При выборах депутатов Государственной Думы 2011 года (в отличие от выборов 2007 года) по числу потенциальных главных кандидатов в президенты (Путин и Медведев) теперь необходимо будет надвое делить административный ресурс. При президентской поддержке «Справедливая Россия» имеет шансы значительно увеличить число своих депутатов в Государственной Думе. При этом «Единая Россия» сохранит свое абсолютное большинство депутатов в Государственной Думе, но уменьшит общее количество своих депутатов. Судя по всему, уменьшат свое представительство в Государственной Думе КПРФ и ЛДПР (за счет кого-то же надо будет решать «основной» вопрос). Нет никаких сомнений, что «командой» Медведева будут предприняты, в том числе и «административные», меры для того, чтобы либералы преодолели барьер в 7 процентов и прошли в парламент.
Не исключено, что и партия «Патриоты России», не имеющая сейчас серьезного веса в политическом раскладе, но имеющая официальную регистрацию Минюста, сможет иметь хоть минимальные, но реальные шансы прохождения в Государственную Думу. Это может произойти в том случае, если «команда» Путина грамотно привлечет данную партию на свою сторону, придав ей со своей стороны «административный ресурс».
Данный анализ произведен по состоянию на сегодняшний день. Как будут развиваться события в действительности – лучше будет видно осенью этого года.
Как известно, в нашей действительности итоги выборов зависят не только от реального волеизъявления избирателей, но и от, так называемых, «избирательных технологий». За счет откровенных подтасовок в документациях избирательных комиссий и системе ГАС «Выборы», «досрочного голосования», использования бюллетеней «мертвых душ» и других избирательных «изысканий» можно значительно изменить настоящие итоги голосования. Если подобного рода «технологии» массово использовались при проведении выборов, например, в региональные органы государственной власти, то тем более они будут использоваться при выборах депутатов Государственной Думы и Президента России. Ставки слишком высоки. Поэтому, нужный результат для «правящих партий» может быть натянут.
Кстати, возможны и более серьезные «игры» с народом России. К объективно имеющимся по вине «либерального курса» проблемам, могут прибавиться искусственно инициированные общественные конфликты по экономическим, социальным, национальным вопросам. Все имеющиеся предпосылки к этому есть, «темным» силам необходимо лишь поднести спичку. Да и не приготовит ли какие «сюрпризы» для России «международная цивилизованная общественность»? Это отдельный вопрос. Некоторые события в мире наталкивают на серьезные опасения.
Если внутренние проблемы государства, да еще с «искусственным подогревом», и внешнее воздействие на страну будут наложены друг на друга, то нельзя исключать ничего. Самый лучший вариант в этом случае – перенос президентских выборов на более поздний срок.
А пока лишь уверенно можно сказать: парламентские и президентские выборы состоятся, … если в стране не будет введено чрезвычайное или военное положение, если действующий Президент не отправит в отставку Правительство или не попытается распустить Государственную Думу нынешнего созыва.
21. Выборы осень-весна 2011-12: начало
20. 14 Читатель из Москвы
19. Выборы осень-весна 2011-12: начало
18. 16. Брат-3
17. 17. Брат-3
16. Выборы осень-весна 2011-12: начало
15. Выборы осень-весна 2011-12: начало
14. 13. А.В.Шахматов
13. 12. Бондарев Игорь
12. Re: Выборы осень-весна 2011-12: начало