О правах родителей на воспитание детей

В подведение итогов круглого стола, состоявшегося в Общественной Палате РФ 29 июня 2011 г.

29 июня 2011 года в Общественной Палате РФ состоялся круглый стол на тему «Раскрытие религиозных и национальных традиций в контексте прав родителей на воспитание детей».

Это вызвало вполне обоснованное беспокойство у представителей общественных родительских организаций, которые увидели в этом названии желание лоббистов ювенальных технологий объявить причиной семейной жестокости национальные, основанные на православии традиции русской семейной педагогики.

Хотя первоначально ожидалось на этом круглом столе присутствие видных деятелей ювенальной юстиции и либеральной «тусовки», но почти никто из них не пришёл.

Ограничились участием экспертов форсайт-проекта «Детство» И. Агличевой и И.Комаровой, да для подстраховки и прояснения ситуации и расклада сил перед заседанием забежала сама (!) Алина Радченко, руководитель Аппарата Общественной палаты РФ и, по совместительству, главный инициатор и проводник печально известного «Форсайта».

Возможно, причиной этого стало участие в работе круглого стола ряда представителей авторитетных родительских движений и объединений, прямая дискуссия с которыми была для ювеналов нежелательна. Проведя краткое совещание с «форсайтчиками» и вдохновив их, Радченко покинула зал.

В Общественной ПалатеВ начале слушаний выступил ведущий, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества. «Я хотел бы обсудить важную тему - сказал он. - Необходимы юридически закреплённые государственные гарантии родителям на право воспитания своих детей, право родителей определять мировоззрение ребёнка, в том числе религиозное, его режим дня, учебные и информационные материалы для него, его общение с противоположным полом - конечно, с учётом особенностей возраста.

До определённого возраста должно быть предусмотрено право физического сдерживания детей родителями. Отрицать это - значит отрицать саму жизнь».

Н.Н. Бондаренко, заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», выразил уверенность, что на вопрос - «пороть или не пороть?» для православных ответ один - не пороть. «Мы не изверги - сказал он. - Но я согласен с термином «физическое сдерживание». Право наказания родителями своих детей должно быть закреплено законом. Для меня как политолога ясно, что термин «компетентное родительство» и иные ювенальные новации имеет целью разрушение семьи. Они делают невозможным воспитание, которое неосуществимо без наказания. Само это слово в русском языке раньше не имело негативного оттенка, а обозначало «научение». Я поддерживаю законопроекты, предусматривающие право родителей на допустимые меры физического сдерживания детей».

Я.А. Терновский, представляющий общероссийское общественное движение «Католическое наследие», отметил, что вопрос о наказаниях детей сложный, он лично склонен выступить против, хотя сам вспоминает с благодарностью, как его в детстве наказал дедушка за то, что он без спроса пошёл купаться и чуть не утонул.

Л.А. Рябиченко, руководитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», сказала: «Не надо сводить права родителей только к наказаниям, а наказания сводить только к телесным. Предыдущий докладчик, Я.А.Терлецкий, сам привёл пример удержания детей в ситуации, грозящей им гибелью. Родители таким образом демонстрируют любовь и заботу о детях. И, наоборот, дети, растущие в ситуации вседозволенности, сами себя ощущают заброшенными. Воспитание заключается в том, что родители создают рамки для ребёнка, а наказание является санкцией за нарушение этих рамок. Если ввести запрет на любые санкции в отношении детей, как это предлагают противники наказаний, то родители лишаются возможности воспитывать детей. За этим стоит опасная тенденция - огосударствление семьи. Вместо помощи семье со стороны государства оно пытается перехватить право на воспитание детей у родителей».

О. Всеволод Чаплин: «Необходимы юридические формулировки - что есть воспитание, наказание, на какое воспитание действительно имеют права родители. «Наказание» в русском понимании - это научение, педагогическая, а не карательная, как на Западе, мера».

И.И. Комарова, эксперт Общественной программы «Детство»: «Я согласна с о. Всеволодом - право на воспитание - важное право, но право невозможно без ответственности. Поэтому необходимы программы по формированию просвещённого родительства, которые разрабатываются, в частности, Общественной палатой».

О. Всеволод Чаплин: «Проекты Общественной Палаты вроде «Детство-2030» вызывают очень неоднозначную реакцию, но я надеюсь, что в будущем Общественная Палата будет выдвигать и менее экзотичные, более приемлемые для общества проекты».

Р.А. Ткаченко, представляющий Московский городской родительский комитет, отметил, что «любое воспитание приучает к ответственности, которым является наказание. Ликвидируя воспитательное наказание, мы потом выпускаем ребёнка в жизнь, где его ждут, в том числе, и уголовные наказания за проступки. Поэтому воспитание без наказания будет предательством по отношению к ребёнку.

Чем вызвано наказание - заботой о жизни ребёнка или срывание злобы? Как это регламентировать законодательно?

Для снижения насилия в семье необходимо нравственное возрождение общества в целом».

А.Е. Гербер, член Общественной Палаты: «Я считаю, что слабость человека проявляется в том, что он наказывает слабого, того, кто не может ответить - начальник подчинённого, родители - ребёнка. Меня лично в детстве никогда не били, хотя ругали и ставили в угол. Я вспоминаю литературу - как били в детстве Горького и как не били в дворянских семьях.

Сколько у нас беспризорников, и наверняка многие из них убежали из дома по причине семейного насилия.

Я считаю, что права ребёнка - это главное, это важнее прав семьи. Поэтому я против телесных наказаний, мы должны уважать права ребёнка».

О. Всеволод Чаплин: «Проблемы общества во многом определяются низким нравственным уровнем. Но это не значит, что государство должно устраниться в ожидании того, как люди сами станут лучше».

Д.С. Степанов, представляющий межрегиональную общественную организацию «За права семьи», познакомил участников круглого стола с результатом проведённого его движением исследования об истоках, методах и результатах движения за запрет телесных наказаний в семье.

в Общественной ПалатеИз результатов этого исследования следует, что это движение было создано на Западе сравнительно недавно, всего лишь в 70-х годах XX в. организациями, борющимися за права педофилов. Для продвижении своей позиции они использует ложные и противоречащие фактам утверждения, манипулируют общественным сознанием, добиваются изменения законодательства вопреки историческим традициям семейного воспитания и общественному мнения. Юридические запреты на телесные наказания в семье внедряются не в ходе обычного движению за права человека снизу, а благодаря деятельности конкретной, очень узкой группы активистов и под давлением международных организаций.

А.Е. Гербер: «Короче, из ваших слов следует, что детей надо бить, бить, бить!»

О.В. Леткова, руководитель «Независимого центра правовых экспертиз», в своем выступлении сказала: «В действующем российском законодательстве уже есть ряд норм, предусматривающих ответственность родителей за насилие над детьми и за жестокое обращение с детьми, но не определено понятие «жестокое обращение», так как его введение сталкивается с большим сопротивлением. В международных документах жестокое обращение трактуется крайне расширительно и практически под ним подразумевается любое воспитательное действие.

Если родители отвечают перед обществом за результаты воспитания, то они должны иметь возможности для такого воспитания, при несомненной защите детей от криминальных действий, в том числе и со стороны родителей.

Но регламентировать законом саму жизнь семьи мы считаем недопустимым. Иначе государство будет навязывать содержание семейного воспитания в зависимости от государственной идеологии.

Необходимо в законе прописать интересы ребёнка и законом же закрепитесь право родителей ограждать ребёнка от того, что наносит вред его интересам.

Если государство будет уважать семью, то семья будет уважать детей.

В обществе действительно много грубости и наказания детей в семьях без любви. Но это не победить угрозой отобрания детей. Необходимы комплексные общественно-воспитательные мероприятия направленные на подъём духовно-нравственного уровня общества, привлечение Церкви, общественных организаций, волонтёров».

О.В. Анохина, член правления ассоциации родительских комитетов и сообществ предложила повысить ответственность, вплоть до уголовной, для органов опеки за незаконное вторжение в квартиру, незаконное отобрание детей.

О.А.Журавлева, представитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», прокомментировала выступление А. Е. Гербер: «Мы сталкиваемся с подменой терминов - семейное воспитание уравнивается с теми отношениями, которые существуют в трудовых коллективах между начальниками и подчинёнными. Но их нельзя проецировать на семью, это совсем другой тип отношений. Начальник на работе может уволить нерадивого сотрудника, а трудного ребёнка из семьи не уволишь, его надо воспитывать. Это так же абсурдно, как проецировать на семейные отношения ситуацию войны, взятия в плен, пыток и т. д.».

В завершение слушаний о. Всеволод Чаплин призвал родительские общественные организации не только критиковать неуместные, с их точки зрения законопроекты, но и самим проявлять законодательную инициативу. Он выразил надежду, что к концу лета общественные родительские организации выработают конкретные законодательные предложения по обеспечению прав родителей на воспитание своих детей.

Л.А. Рябиченко сообщила собравшимся, что активистами межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» совместно с движением «Народный собор» с декабря 2010 г. уже проводится работа по созданию общественной концепции семейной политики, к участию в которой с первого дня приглашались все заинтересованные лица. Она выразила надежду, что к осени 2011 г. участники проекта уже смогут предъявить первые результаты своей деятельности.

Для ускорения процесса создания Общественной концепции семейной политики организаторы работы над Концепцией совместно с «Русской народной линией» организуют работу над ней в общедоступном режиме.

Пресс-служба Движения «Семья, любовь, Отечество»

 

* * *

Общественное движение «Семья, любовь, Отечество» и движение «Народный Собор» призывают всех единомышленников к созданию общественного проекта Концепции государственной политики в сфере семьи, детства и демографии. Предлагается начать с анализа текущей ситуации, со сбора требований, пожеланий и предложений в этой области, сообщает пресс-служба межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество».

В качестве первого варианта для систематизации идей, мнений и результатов предлагается организовать 3 уровня: нравственность (идейная основа той или иной темы, инициативы, понятия; сродность духовным традициям, одобрение общественным мнением полагаемых целей и задач), закон (формулирование рациональных понятий для нравственно одобренных целей и задач, описание требуемых законов, указов, нововведений; выявление законов и подзаконных актов, мешающих проведению желаемых инициатив), практика (вопросы конкретного воплощения задуманной инициативы, возникшей в ходе рассмотрения той или иной темы).

В качестве основных разделов, которые будут рассматриваться, исходя из положений и критериев, сформированных на каждом уровне, можно, исходя из актуальности, предложить следующие: семья, демография, право, образование, здравоохранение, информационное пространство, социальные службы, а также иные.

По каждому разделу необходимо создать базу из ключевых статей и данных, с указанием источника. Также должен быть проведен поиск в Интернет-пространстве подобных статей, идей и предложений. Таким образом, участвовать в проекте можно, не только присылая свои мысли, но и проводя анализ чужих работ с указанием авторства.

Для участия в разработке общественного проекта Концепции государственной политики в сфере семьи, детства и демографии все желающие могут присылать свои соображения и статьи, помечая тот раздел, к которому они, по их мнению, должны быть отнесены.

Эл.адрес движения «Семья, любовь, Отечество»:

semlot@yandex.ru

 

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Лед тронулся...

Большой респект всем участникам дискуссии, кроме ювеналов конечно. Грамотно модерировал о.Всеволод, и вообщем читая дискуссию , в освещении на РНЛ, хочется быть уверенным, что родительские движения и РПЦ идут в одном направлении, плечом к плечу. Надеюсь "Концепция..." будет размещена на форуме АРКС, где можно будет собирать материал, параллельно обсуждая размещенные статьи.

"Проблемы семьи и брака"
Леонид Севастьянов поддержал антисемейный законопроект
Впрочем, филокатолик-«старовер» давно дискредитировал себя в глазах православной общественности
10.12.2019
Вместо философии любви нам навязывают философию вражды
Пять тезисов по поводу законопроектов о профилактике «семейно-бытового насилия»
10.12.2019
Необходимо продумать направления укрепления института семьи
В Госдуме обсудили направления совершенствования законодательства в сфере защиты традиционных ценностей
10.12.2019
Искушение Мизулиной
Об обсуждении ВРНС закона «О профилактике семейно-бытового насилия»
10.12.2019
Все статьи темы
"Ювенальная юстиция"
Леонид Севастьянов поддержал антисемейный законопроект
Впрочем, филокатолик-«старовер» давно дискредитировал себя в глазах православной общественности
10.12.2019
Вместо философии любви нам навязывают философию вражды
Пять тезисов по поводу законопроектов о профилактике «семейно-бытового насилия»
10.12.2019
Необходимо продумать направления укрепления института семьи
В Госдуме обсудили направления совершенствования законодательства в сфере защиты традиционных ценностей
10.12.2019
Искушение Мизулиной
Об обсуждении ВРНС закона «О профилактике семейно-бытового насилия»
10.12.2019
Все статьи темы
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019