29 июня 2011 года в Общественной Палате РФ состоялся круглый стол на тему «Раскрытие религиозных и национальных традиций в контексте прав родителей на воспитание детей».
Это вызвало вполне обоснованное беспокойство у представителей общественных родительских организаций, которые увидели в этом названии желание лоббистов ювенальных технологий объявить причиной семейной жестокости национальные, основанные на православии традиции русской семейной педагогики.
Хотя первоначально ожидалось на этом круглом столе присутствие видных деятелей ювенальной юстиции и либеральной «тусовки», но почти никто из них не пришёл.
Ограничились участием экспертов форсайт-проекта «Детство» И. Агличевой и И.Комаровой, да для подстраховки и прояснения ситуации и расклада сил перед заседанием забежала сама (!) Алина Радченко, руководитель Аппарата Общественной палаты РФ и, по совместительству, главный инициатор и проводник печально известного «Форсайта».
Возможно, причиной этого стало участие в работе круглого стола ряда представителей авторитетных родительских движений и объединений, прямая дискуссия с которыми была для ювеналов нежелательна. Проведя краткое совещание с «форсайтчиками» и вдохновив их, Радченко покинула зал.
В начале слушаний выступил ведущий, протоиерей Всеволод Чаплин, председатель Отдела Московского Патриархата по взаимодействию Церкви и общества. «Я хотел бы обсудить важную тему - сказал он. - Необходимы юридически закреплённые государственные гарантии родителям на право воспитания своих детей, право родителей определять мировоззрение ребёнка, в том числе религиозное, его режим дня, учебные и информационные материалы для него, его общение с противоположным полом - конечно, с учётом особенностей возраста.
До определённого возраста должно быть предусмотрено право физического сдерживания детей родителями. Отрицать это - значит отрицать саму жизнь».
Н.Н. Бондаренко, заместитель главного редактора журнала «Человек и закон», выразил уверенность, что на вопрос - «пороть или не пороть?» для православных ответ один - не пороть. «Мы не изверги - сказал он. - Но я согласен с термином «физическое сдерживание». Право наказания родителями своих детей должно быть закреплено законом. Для меня как политолога ясно, что термин «компетентное родительство» и иные ювенальные новации имеет целью разрушение семьи. Они делают невозможным воспитание, которое неосуществимо без наказания. Само это слово в русском языке раньше не имело негативного оттенка, а обозначало «научение». Я поддерживаю законопроекты, предусматривающие право родителей на допустимые меры физического сдерживания детей».
Я.А. Терновский, представляющий общероссийское общественное движение «Католическое наследие», отметил, что вопрос о наказаниях детей сложный, он лично склонен выступить против, хотя сам вспоминает с благодарностью, как его в детстве наказал дедушка за то, что он без спроса пошёл купаться и чуть не утонул.
Л.А. Рябиченко, руководитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», сказала: «Не надо сводить права родителей только к наказаниям, а наказания сводить только к телесным. Предыдущий докладчик, Я.А.Терлецкий, сам привёл пример удержания детей в ситуации, грозящей им гибелью. Родители таким образом демонстрируют любовь и заботу о детях. И, наоборот, дети, растущие в ситуации вседозволенности, сами себя ощущают заброшенными. Воспитание заключается в том, что родители создают рамки для ребёнка, а наказание является санкцией за нарушение этих рамок. Если ввести запрет на любые санкции в отношении детей, как это предлагают противники наказаний, то родители лишаются возможности воспитывать детей. За этим стоит опасная тенденция - огосударствление семьи. Вместо помощи семье со стороны государства оно пытается перехватить право на воспитание детей у родителей».
О. Всеволод Чаплин: «Необходимы юридические формулировки - что есть воспитание, наказание, на какое воспитание действительно имеют права родители. «Наказание» в русском понимании - это научение, педагогическая, а не карательная, как на Западе, мера».
И.И. Комарова, эксперт Общественной программы «Детство»: «Я согласна с о. Всеволодом - право на воспитание - важное право, но право невозможно без ответственности. Поэтому необходимы программы по формированию просвещённого родительства, которые разрабатываются, в частности, Общественной палатой».
О. Всеволод Чаплин: «Проекты Общественной Палаты вроде «Детство-2030» вызывают очень неоднозначную реакцию, но я надеюсь, что в будущем Общественная Палата будет выдвигать и менее экзотичные, более приемлемые для общества проекты».
Р.А. Ткаченко, представляющий Московский городской родительский комитет, отметил, что «любое воспитание приучает к ответственности, которым является наказание. Ликвидируя воспитательное наказание, мы потом выпускаем ребёнка в жизнь, где его ждут, в том числе, и уголовные наказания за проступки. Поэтому воспитание без наказания будет предательством по отношению к ребёнку.
Чем вызвано наказание - заботой о жизни ребёнка или срывание злобы? Как это регламентировать законодательно?
Для снижения насилия в семье необходимо нравственное возрождение общества в целом».
А.Е. Гербер, член Общественной Палаты: «Я считаю, что слабость человека проявляется в том, что он наказывает слабого, того, кто не может ответить - начальник подчинённого, родители - ребёнка. Меня лично в детстве никогда не били, хотя ругали и ставили в угол. Я вспоминаю литературу - как били в детстве Горького и как не били в дворянских семьях.
Сколько у нас беспризорников, и наверняка многие из них убежали из дома по причине семейного насилия.
Я считаю, что права ребёнка - это главное, это важнее прав семьи. Поэтому я против телесных наказаний, мы должны уважать права ребёнка».
О. Всеволод Чаплин: «Проблемы общества во многом определяются низким нравственным уровнем. Но это не значит, что государство должно устраниться в ожидании того, как люди сами станут лучше».
Д.С. Степанов, представляющий межрегиональную общественную организацию «За права семьи», познакомил участников круглого стола с результатом проведённого его движением исследования об истоках, методах и результатах движения за запрет телесных наказаний в семье.
Из результатов этого исследования следует, что это движение было создано на Западе сравнительно недавно, всего лишь в 70-х годах XX в. организациями, борющимися за права педофилов. Для продвижении своей позиции они использует ложные и противоречащие фактам утверждения, манипулируют общественным сознанием, добиваются изменения законодательства вопреки историческим традициям семейного воспитания и общественному мнения. Юридические запреты на телесные наказания в семье внедряются не в ходе обычного движению за права человека снизу, а благодаря деятельности конкретной, очень узкой группы активистов и под давлением международных организаций.
А.Е. Гербер: «Короче, из ваших слов следует, что детей надо бить, бить, бить!»
О.В. Леткова, руководитель «Независимого центра правовых экспертиз», в своем выступлении сказала: «В действующем российском законодательстве уже есть ряд норм, предусматривающих ответственность родителей за насилие над детьми и за жестокое обращение с детьми, но не определено понятие «жестокое обращение», так как его введение сталкивается с большим сопротивлением. В международных документах жестокое обращение трактуется крайне расширительно и практически под ним подразумевается любое воспитательное действие.
Если родители отвечают перед обществом за результаты воспитания, то они должны иметь возможности для такого воспитания, при несомненной защите детей от криминальных действий, в том числе и со стороны родителей.
Но регламентировать законом саму жизнь семьи мы считаем недопустимым. Иначе государство будет навязывать содержание семейного воспитания в зависимости от государственной идеологии.
Необходимо в законе прописать интересы ребёнка и законом же закрепитесь право родителей ограждать ребёнка от того, что наносит вред его интересам.
Если государство будет уважать семью, то семья будет уважать детей.
В обществе действительно много грубости и наказания детей в семьях без любви. Но это не победить угрозой отобрания детей. Необходимы комплексные общественно-воспитательные мероприятия направленные на подъём духовно-нравственного уровня общества, привлечение Церкви, общественных организаций, волонтёров».
О.В. Анохина, член правления ассоциации родительских комитетов и сообществ предложила повысить ответственность, вплоть до уголовной, для органов опеки за незаконное вторжение в квартиру, незаконное отобрание детей.
О.А.Журавлева, представитель межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество», прокомментировала выступление А. Е. Гербер: «Мы сталкиваемся с подменой терминов - семейное воспитание уравнивается с теми отношениями, которые существуют в трудовых коллективах между начальниками и подчинёнными. Но их нельзя проецировать на семью, это совсем другой тип отношений. Начальник на работе может уволить нерадивого сотрудника, а трудного ребёнка из семьи не уволишь, его надо воспитывать. Это так же абсурдно, как проецировать на семейные отношения ситуацию войны, взятия в плен, пыток и т. д.».
В завершение слушаний о. Всеволод Чаплин призвал родительские общественные организации не только критиковать неуместные, с их точки зрения законопроекты, но и самим проявлять законодательную инициативу. Он выразил надежду, что к концу лета общественные родительские организации выработают конкретные законодательные предложения по обеспечению прав родителей на воспитание своих детей.
Л.А. Рябиченко сообщила собравшимся, что активистами межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество» совместно с движением «Народный собор» с декабря 2010 г. уже проводится работа по созданию общественной концепции семейной политики, к участию в которой с первого дня приглашались все заинтересованные лица. Она выразила надежду, что к осени 2011 г. участники проекта уже смогут предъявить первые результаты своей деятельности.
Для ускорения процесса создания Общественной концепции семейной политики организаторы работы над Концепцией совместно с «Русской народной линией» организуют работу над ней в общедоступном режиме.
Пресс-служба Движения «Семья, любовь, Отечество»
* * *
Общественное движение «Семья, любовь, Отечество» и движение «Народный Собор» призывают всех единомышленников к созданию общественного проекта Концепции государственной политики в сфере семьи, детства и демографии. Предлагается начать с анализа текущей ситуации, со сбора требований, пожеланий и предложений в этой области, сообщает пресс-служба межрегионального общественного движения «Семья, любовь, Отечество».
В качестве первого варианта для систематизации идей, мнений и результатов предлагается организовать 3 уровня: нравственность (идейная основа той или иной темы, инициативы, понятия; сродность духовным традициям, одобрение общественным мнением полагаемых целей и задач), закон (формулирование рациональных понятий для нравственно одобренных целей и задач, описание требуемых законов, указов, нововведений; выявление законов и подзаконных актов, мешающих проведению желаемых инициатив), практика (вопросы конкретного воплощения задуманной инициативы, возникшей в ходе рассмотрения той или иной темы).
В качестве основных разделов, которые будут рассматриваться, исходя из положений и критериев, сформированных на каждом уровне, можно, исходя из актуальности, предложить следующие: семья, демография, право, образование, здравоохранение, информационное пространство, социальные службы, а также иные.
По каждому разделу необходимо создать базу из ключевых статей и данных, с указанием источника. Также должен быть проведен поиск в Интернет-пространстве подобных статей, идей и предложений. Таким образом, участвовать в проекте можно, не только присылая свои мысли, но и проводя анализ чужих работ с указанием авторства.
Для участия в разработке общественного проекта Концепции государственной политики в сфере семьи, детства и демографии все желающие могут присылать свои соображения и статьи, помечая тот раздел, к которому они, по их мнению, должны быть отнесены.
Эл.адрес движения «Семья, любовь, Отечество»:
semlot@yandex.ru
1. Лед тронулся...