От редакции: Осенью в издательстве Института Русской цивилизации (директор известный писатель и ученый Олег Платонов) выйдет уникальный сборник работ русских святых, которые были руководителями и активистами монархического (черносотенного) движения. Книга так и называется «Святые черносотенцы». В книгу включены статьи общественно-политической и нравственной проблематики, написанные святыми русскими черносотенцами. Составителем, автором предисловия и комментариев к текстам стал главный редактор «Русской народной линии» Анатолий Степанов. Сегодня мы предлагаем вашему вниманию вступительную статью к этому сборнику.
«Святые черносотенцы»... Кому-то может показаться нелепым и даже провокационным такое название книги. Разве могут черносотенцы, которых в публицистике, а порой и в исторической науке называют «погромщиками», «охотнорядцами», «лабазниками», «люмпенами», «маргиналами» и подобного рода ругательными словами, быть святыми?! Но дело обстоит именно так. Перед нами сборник трудов самых настоящих святых Русской Православной Церкви, прославленных ею в лике Новомучеников и Исповедников Российских (Иоанн Кронштадтский прославлен в лике праведных отцов). И одновременно авторы этой книги - самые настоящие черносотенцы, принимавшие в начале ХХ века самое активное участие в деятельности монархических организаций, получивших в исторической науке и публицистике название «Черная сотня».
Стало быть, где-то здесь сокрыта ошибка. Либо ошиблась Церковь, канонизировав «недостойных прославления лиц», либо неверны распространенные в исторической науке и публицистике оценки черносотенцев. Разумеется, не Церковь ошиблась, ибо эти люди, став мучениками и исповедниками Христовой веры, показали, что их нравственный облик не нуждается в защите от лжи и клеветы. Ошибается общественное мнение, точнее тут речь надо бы вести не об ошибке, а о злонамеренной кампании по дискредитации либералами и коммунистами своих идейных противников, ибо упомянутые ругательные клише современной публицистики являются по сути своей наследием идеологических штампов либеральной и коммунистической пропаганды.
Тем не менее, результат налицо, - сегодня предубеждение по отношению к черносотенцам не является редкостью и среди благонамеренных людей. А церковные историки и публицисты стыдливо замалчивают участие св. прав. Иоанна Кронштадтского, св. Патриарха Тихона и других Новомучеников и Исповедников Российских в деятельности Союза Русского Народа. Даже в статьях о сщмч. протоиерее Иоанне Восторгове - лидере московских монархистов, который, пожалуй, добрую половину своих трудов посвящал черносотенному движению, иные авторы ухитряются рассказать обо всем... кроме его монархической деятельности. Впрочем, эти ухищрения понятны. Иначе ведь придется объяснять, как это православный подвижник оказался в «черной сотне». Странная история получается: святые своего черносотенства не стыдились, а мы за них стыдимся?!
Так как же оказались они - люди веры, чести и преданности - среди черносотенцев? А точнее даже во главе черносотенцев, - ведь святой праведный Иоанн Кронштадтский был почетным членом Союза Русского Народа и ряда региональных отделов; священномученики и исповедники Патриарх Тихон, митрополиты Макарий (Парвицкий-Невский), Серафим (Чичагов) и Агафангел (Преображенский), архиепископ Андроник (Никольский), епископы Гермоген (Долганов) и Ефрем (Кузнецов) были почетными председателями отделов СРН в своих епархиях; священномученик митрополит Владимир (Богоявленский), не занимая формально должностей, всеми почитался как глава московских черносотенцев, а священномученики протоиерей Иоанн Восторгов и епископ Макарий (Гневушев) возглавляли главную московскую черносотенную организацию - Русский Монархический Союз. И только священномученики епископ Иоасаф (князь Жевахов) и протоиерей Павел Левашев были рядовыми членами черносотенных союзов.
Несомненно, это произошло прежде всего из-за того, что программа и деятельность черносотенных организаций соответствовали их убеждениям. А главным пунктом программы Союза Русского Народа и родственных ему организаций была защита Веры Православной, богоустановленного Царского Самодержавия и основ социального и национального быта государствообразующего Русского народа - народа-богоносца. Та самая знаменитая уваровская (а на самом деле Русская) триада «Православие, Самодержавие, Народность» применительно к реалиям начала ХХ века.
Как известно, в октябре 1905 года революционеры и либералы вырвали у Государя право на легализацию политических партий, это было одним из главных пунктов Манифеста 17 октября. С того времени к социальному разделению и классовой вражде в стране добавилось еще и политическое разделение, ибо партии по самому определению отстаивают частные (партия букв. и означает «часть») интересы социальных и национальных групп. Все эти кадеты, октябристы, прогрессисты, трудовики, социал-демократы и проч. начали растаскивать единое политическое пространство страны. Нет ничего удивительного, что симпатии всех верующих людей были на стороне единственной политической силы, провозглашавшей защиту общенациональных, а не корпоративных ценностей. Такой политической силой и был Союз Русского Народа, отцы-основатели которого постоянно подчеркивали, что Союз не является партией, поскольку он отражает фундаментальные идеалы всего Русского народа.
Уже в истории создания Союза видно его принципиальное отличие от других политических сил того времени. Как создавались обыкновенные политические партии? Собиралась группа единомышленников, принимали решение, голосовали и т.п. А вот как был создан Союз Русского Народа по свидетельству вдохновителя Союза игумена Арсения (Алексеева): «В первых числах окт. 1905 прибыл я в Петербург из своей обители - Воскресенского миссионерского монастыря, встретил страх и ужас в народе от истребления православных. Толпа Русского Народа, узнав о моем прибытии, явилась ко мне за словом утешения. Моя квартира каждый день была переполнена плачущими. 12 окт. Господь вложил мне благую мысль оказать противодействие революции открытием «Союза Русского Народа». Эта мысль тотчас же была объявлена мною собранию русских людей, между которыми присутствовал некто уважаемый Иван Иванович Баранов. Все одобрили мое предложение, и по чину святых Апостолов положили две записки пред иконою Тихвинской Божией Матери. С горькими слезами просили мы у Царицы Небесной благословения на открытие союза. Молитва наша была услышана. Взятый мною билетик оказался с благословением. После этого мы принесли благодарственное моление и приступили к открытию союза. Все мои почитатели с любовию спешили присоединиться к нам и между прочим - Александр Иванович Дубровин, которого единогласно мы избрали в председатели. Благодаря неутомимой энергии г. Дубровина, наш союз стал быстро разрастаться и привлек миллионы истинно-русских людей со всей России». Таким образом, Союз был создан после молитвы перед чтимой Тихвинской иконой, т.е. по благословению Самой Божией Матери.
Так было положено начало Союзу Русского Народа. Не мудрено, что Союз замышлялся его инициаторами не как политическая партия, но как своего рода духовный орден борцов против смуты, как народное ополчение для борьбы с врагами Веры, Царя и Русского народа. Это было запечатлено и в программных документах Союза, которые провозглашали в качестве основы и идеала русскую триаду: Православие, Самодержавие, Русская Народность. А излюбленными героями у черносотенцев были Патриарх Гермоген, Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.
Примечателен также и тот факт, что каждая монархическая организация, каждый местный отдел имели собственное знамя или хоругвь. Для монархистов они были святынями, в отношении к знаменам и хоругвям культивировалось благоговейное отношение. К примеру, в Санкт-Петербурге знамя Главного Совета Союза Русского Народа при большом стечении народа освящал лично Иоанн Кронштадтский. Хоругвь Русской монархической партии со штаб-квартирой в Москве была точной копией хоругви ополченцев князя Дмитрия Пожарского. Монархические хоругви хранились обычно в храмах. Увы, бывали случаи, о которых сообщала монархическая пресса, когда священники на местах отказывались хранить хоругви в храмах, заявляя, что это не священные предметы, а элементы политической агитации. Но это только штрих к характеристике духовенства начала ХХ века.
Помимо знамен и хоругвей черносотенцы создали и другую собственную символику. Уже в конце 1905 года, т.е. в первые недели после появления, был разработан и представлен обществу знак члена Союза Русского Народа, на котором был изображен небесный покровитель Союза Великомученик Георгий Победоносец. А 23 декабря 1905 года, когда состоялся Высочайший прием весьма представительной депутации Союза Русского Народа, первые знаки членов СРН были вручены Государю Императору Николаю II и Наследнику Цесаревичу Алексею Николаевичу. Государь, как сообщалось, внимательно осмотрел знак, остался им доволен и поблагодарил монархистов. Впоследствии этот знак видели на груди Цесаревича. После первого раскола Союза отколовшаяся часть его во главе с депутатом Государственной Думы В.М.Пуришкевичем взяла себе имя Русский Народный Союз им. Михаила Архангела (в день памяти Архистратига Божия Михаила был избран Главный Совет Союза Русского Народа) и изготовила собственный знак, на котором был изображен Архангел Михаил. Собственные знаки имели также Русский Монархический Союз и некоторые другие патриотические организации.
Союз Русского Народа имел даже собственный неофициальный гимн. Им стало стихотворение Льва Евфимьевича Катанского «Молитва Благодатному покровителю Союза Русского Народа Св. Великомученику и Победоносцу Георгию» (другое название - «Гимн Св. Великомученику и Победоносцу Георгию»). Впервые текст стихотворения был опубликован 23 апреля 1906 года в органе Союза газете «Русское знамя». Стихотворение быстро распространилось по всей России и стало очень популярным среди монархистов, вскоре оно было положено на музыку разными композиторами (самой популярной была музыка композитора Надина). Ввиду своей широкой известности переложенное на музыку стихотворение Катанского стало считаться гимном Союза Русского Народа, хотя никакого официального решения на сей счет не принималось. Текст гимна Союза достоин того, чтобы его привести полностью:
Великий Георгий, Предстатель небесный,
Целитель всех нужд и печалей, и ран!
Ты - Русской Державы Защитник чудесный,
Ты - слава героев и вождь христиан.
Твое, Божий Воин, прославлено имя
Величьем страданий во имя Христа;
Своею любовью, делами своими
Ты всех покоряешь святыне Креста.
Услышь нас, молящихся, грешных собратий,
Гонимых, позоримых русских людей,
Разрушь злой совет инородческих ратей,
Избавь нас от козней продажных вождей.
Видна Тебе лютая наша тревога,
Ты знаешь, что многих корысть увлекла
И многие наши забыли про Бога
И стали рабами кромешного зла.
Рассей, о Георгий, соблазны измены,
Взыщи обезумевших блудных сынов
И к нам возврати их из вражьего плена,
Спаси, вразуми их, о Воин Христов!
Мы молим Тебя на коленях, рыдая -
Явись, Благодатный Герой, с небеси
С чудесным советом к Царю Николаю
И с Ним усмири всяк язык на Руси!
О сжалься, Георгий, над Русской Державой
И прежнюю силу подай Ты ей вновь
И снова затепли с немеркнущей славой
В сердцах наших веру, надежду, любовь!
Кстати, личность самого Льва Катанского весьма примечательна. По одной из бытующих версий именно он был тем самым человеком, которому была явлена Порт-Артурская икона Божией Матери.
Для сплочения единомышленников монархисты стремились учредить и собственные праздники. Первым с такой инициативой выступил лидер московских монархистов Владимир Андреевич Грингмут. По его предложению в 1906 году одновременно с разработкой символики монархического движения Русская монархическая партия установила особый памятный день в ознаменование указа Императора Николая II от 8 июля 1906 г. о роспуске революционной 1-й Государственной Думы. В этот день (а это был праздник Казанской иконы Божией Матери) монархисты решили поднести к образу Богородицы в московском Казанском соборе лампаду с надписью «Русские монархисты в призывание молитвенной помощи от Царицы Небесной Царю Самодержцу Всероссийскому в память дня 8 июля 1906 года», и отмечать этот праздник в дальнейшем ежегодно. Однако эта инициатива не получила общероссийского признания. Были и другие попытки учредить особые монархические праздники, связанные с памятью св. Патриарха Гермогена, Кузьмы Минина и др., но и они не прижились.
Зато вся монархическая Россия признала в качестве своего праздника день Покрова Пресвятой Богородицы. История установления этого праздника началась с того, что на 3-ем Всероссийском съезде Русских Людей в Киеве, который проходил с 1 по 7 октября 1906 г. и назывался также Всероссийским съездом Людей Земли Русской, выступил с речью делегат от Чернигова наблюдатель церковных школ протоиерей Феодор Васютинский. Он обратил внимание делегатов на то, что открытие съезда состоялось именно в день Покрова Пресвятой Богородицы и предложил считать отныне день Покрова праздником всех Монархических союзов, устраивая в этот день годовые торжественные собрания по всей России с особыми молебнами. Делегаты поддержали это предложение. С тех пор ежегодно день Покрова монархисты отмечали как свой особенный праздник. 3-й съезд по предложению В.А.Грингмута постановил соорудить особую монархическую икону Покрова Божией Матери, которую торжественно освятили в Успенском соборе Московского Кремля на Пасху 1907 года.
Уже на следующий год монархический праздник широко отмечался. В Петербурге состоялись особые молебствия в Союзе Русского Народа и в помещении Русского Собрания, последнее служил лично первенствующий член Св. Синода митрополит Антоний (Вадковский), окропивший после молебна помещение Святой водою. Затем состоялось торжественное собрание, на котором выступили видные деятели монархического движения. В Киеве прошел молебен и торжественное собрание монархистов. В Москве торжеств не было в связи с трауром по случаю кончины умершего накануне лидера местных монархистов В.А.Грингмута.
1 октября 1908 года монархический праздник особенно широко отмечался в Москве. В храме Епархиального дома епископ Можайский Василий (Преображенский) отслужил Божественную Литургию, храм был полон молящихся монархистов, отделы пришли со своими знаменами. Слово о христианстве и язычестве сказал священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. Затем состоялся монархический крестный ход. В тот же день торжественно открыло свою деятельность Общество содействия религиозно-нравственному и патриотическому воспитанию детей. Молебствие совершил лично митрополит Московский Владимир (Богоявленский). Большим монархическим торжеством стало освящение памятника на могиле казака 34-го Донского полка Кузьмы Сухорукова, убитого революционерами 7 августа 1905 г. Памятник был построен на средства московских черносотенцев. В торжестве участвовали члены монархической партии, а также сотня 1-го Донского полка. Все собравшиеся монархисты клялись «оставаться до гроба верными Царю и Родине».
1 октября 1909 года праздник выдался особенным, ибо в канун его в газете «Русское знамя» было опубликовано обращение Главного Совета Союза Русского Народа к монархистам. В нем сообщалось, что по указу Государя Св. Синод повелел, «в удовлетворение всеподданнейшего ходатайства Главного Совета СРН, совершить в день Покрова Пресвятой Богородицы по всем церквам Империи особый сбор на построение в городе Петербурге храма в ознаменование 300-летия благополучного царствования Дома Романовых». В день своего праздника монархисты начали сбор средств на строительство Феодоровского Собора в память 300-летия Дома Романовых. А в Москве в эти дни проходил Съезд Русских Людей (с 27 сентября по 4 октября). В день праздника монархических организаций на съезд прибыл весьма популярный среди монархистов архиепископ Антоний (Храповицкий), избранный почетным председателем съезда. Владыка отслужил литургию в Храме-памятнике русской народной скорби на Ходынском поле. А вечером в Большом зале Консерватории состоялся русский национальный праздник.
Раскол в Союзе Русского Народа в 1909-1910 гг. и другие неурядицы в монархическом движении повлияли и на монархический праздник. Он стал менее людным и не таким торжественным, хотя о нем не забывали. Так, 1 октября 1911 года в Петербурге в здании городской думы состоялось торжественное собрание, на котором присутствовали члены монархических организаций и Национального клуба. В 1913 году в день монархического праздника в Москве в большом зале Епархиального дома прошло общее собрание Русского Монархического Союза. И только с началом Первой Мировой войны монархический праздник перестал широко отмечаться.
Будучи людьми верующими, черносотенцы понимали, что борьба против революции имеет духовную природу, что они ведут борьбу не против людей, «не против плоти и крови,... а против духов злобы поднебесных» (Еф. 6: 12). А значит бороться нужно было прежде всего духовным оружием. Поэтому не было ничего удивительного в том, что вдохновитель создания Союза Русского Народа игумен Арсений (Алексеев) выступил инициатором и организатором Крестового похода против революции. В воскресенье 14 января 1907 года после Божественной литургии в Александро-Невской Лавре вместе с большой группой союзников он отбыл из Санкт-Петербурга в паломничество на Святую Землю. По пути паломники проводили собеседования с монархистами Москвы, Курска, Харькова, Полтавы, Киева, Одессы. По прибытии в Святую Землю черносотенцы отправились пешком в Иерусалим, дабы сугубо помолиться на Голгофе и у Гроба Господня о спасении России. К началу Крестового похода игумен Арсений составил особую покаянную молитву Русского народа: «Господи, спаси Царя нашего и всю державу Его, не даждь врагом нашим посмеятися над нами: прости грехи наша и грехи отец наших. Тебе, Господи, слава, а нам стыд за дела наша. О, Господи, прости прегрешение наше ради русских св. предков наших, иже умоляют Тя о нас, аще и согрешихом пред Тобою, но не отступихом от Тебя, ниже прострахом рук наших к Богу чуждему. Умилосердися, Господи Боже наш, укроти раздоры и нестроения в отечестве нашем. Поистине вся злая сия постигоша нас собственно ради неправд наших и попрание всех законов и повелений Твоих. Поистине уподобились мы содомским и вавилонским нечестивцам. Враг же спасения нашего и восстави от среды нас многие сыны губительны и общества преступников, иже злая совещают на истребление вся власти наша, и дерзают на погубление и истребление Помазанника Твоего, и даже покушаются на разрушение св. царственного града нашего. <...> Все мы, недостойные купно с пастырями умоляем Тя Всесильного и Премудрого Бога нашего: токмо Ты Един Всесилен могий все беды и скорби от нас устранить и упразднить, мир и тишину отечеству нашему возвратить, и спасти Помазанника Своего и святый царственный град наш от мужей губительных, и злые советы их рассыпать, и обратить их к покаянию. <...> Ты, Господи, слышал молитву предков наших и спасал отечество наше, то и ныне все мы умоляем Тя, Отца милости и щедрот, услыши молитву нашу и спаси ны от рук враг наших, да избавившеся от лютых бед и скорбей, прославим великолепое имя Твое Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь».
1 июля 1907 года паломники прибыли из Иерусалима в Санкт-Петербург с иконой Воскресения Христова с вделанной в нее частицей Гроба Господня, которой благословил Русского Царя Вселенский Патриарх. На вокзале святыню встречала представительная делегация во главе с епископом Гдовским (будущим священномучеником) Кириллом (Смирновым), среди встречавших находились председатель Союза Русского Народа А.И.Дубровин и множество союзников. Газета писала: «Многие со слезами крестились и выражали сердечную признательность отцу Арсению, подъявшему, несмотря на свой преклонный возраст, подвиг поездки к месту земной жизни и страданий Спасителя, чтобы помолиться за обуреваемую кровавыми распрями Родину». После молебствия крестный ход с хоругвями и иконами двинулся к Казанскому собору, где на паперти икону встретил сам митрополит Антоний (Вадковский), окруженный многочисленным духовенством. Владыка облобызал икону и перенес ее в собор.
После богослужения в Михайловском манеже состоялся многочисленный монархический митинг. Священноначалие приняло решение, что первое время икона будет пребывать в Казанском соборе, пока не будет испрошено Высочайшее соизволения на встречу Государя с депутацией союзников, которая и передаст этот дар Вселенского Патриарха Императору Николаю II. Дальнейшая судьба иконы, к сожалению, неизвестна.
Все вышеприведенные примеры свидетельствуют о том, что Черная Сотня была настоящим Священным Союзом Русского Народа (или, по крайней мере, всегда стремилась им стать в лице своих лучших представителей), а не обыкновенной монархической партией в ряду других партий. Поэтому все верующие политически активные русские люди так или иначе выражали свои симпатии Союзу Русского Народа и другим монархическим организациям, - кто-то состоял их членом, кто-то поддерживал конкретные акции черносотенцев. Неудивительно, что все монархисты в наступившее после 1917 года время лютых гонений подверглись преследованиям, очень многие пролили свою кровь за Веру, Царя и Отечество, а некоторые ныне прославлены нашей Церковью в лике святых.
Часто задают вполне законный вопрос: если Союз Русского Народа был самой многочисленной организацией (а его численность в период расцвета была больше совокупной численности всех политических партий вместе взятых), если он пользовался поддержкой лучшей части русского народа, если в нем состояло так много святых людей, почему же он развалился и не выполнил свою миссию в 1917 году, как выполнил ее в 1905-1906 годах?
Тому было много причин. Назовем главные.
Во-первых, сила Союза Русского Народа и массовая поддержка его действий всеми слоями русского общества во время революции 1905-1906 годов испугали либералов и социалистов, которые стали изыскивать способы ослабить, а то и уничтожить Союз изнутри. Вместе с тем, участие в деятельности черносотенных организаций некоторым показалось легким способом сделать быструю карьеру, быть замеченными. Все это привело к тому, что в монархические организации потянулись всякого рода провокаторы и авантюристы. Они сыграли заметную роль в организации расколов, провоцировании распрей, инициировании всякого рода провокаций и скандалов, что ложилось тяжким бременем на репутацию Союза, давало возможность врагам и недоброжелателям представлять Союз в глазах Государя как силу неуправляемую, сомнительную и даже антигосударственную. К тому же в 1907-1908 годах ушли из жизни люди, которые пользовались безоговорочным авторитетом в среде монархистов, которые могли умирить распри, повлиять на лидеров Черной сотни: 27 сентября 1907 года скончался один из организаторов монархического движения, вождь московских черносотенцев Владимир Андреевич Грингмут, а 20 декабря 1908 года преставился всенародно почитаемый почетный член Союза Русского Народа Всероссийский батюшка Иоанн Кронштадтский.
Во-вторых, в среде самих монархистов появились влиятельные люди, которые искренне считали, что Союз Русского Народа должен стать не Священным Союзом, не Союзом-Орденом для борьбы со смутой, а обычной правой, монархической партией, чтобы использовать в деле защиты Веры Православной, Царского Самодержавия и Русского Народа возможности закона и весь арсенал партийной борьбы. Они считали, что нужно участвовать в выборах в Государственную Думу, чтобы в ее стенах бороться за русские идеалы и ценности. Именно вопрос об отношении к Думе и довольно либеральной политике правительства стал для Союза Русского Народа камнем преткновения.
В-третьих, помимо либералов и социалистов у Союза Русского Народа был еще один влиятельный противник - бюрократия, в особенности высшая бюрократия - столичные сановники, давно пропитанные либеральным духом. Как это не прискорбно признать, но могильщиком Союза стал выдающийся государственный деятель России той эпохи, глава правительства Петр Аркадьевич Столыпин, сам впоследствии ставший жертвой террориста. Поскольку Союз Русского Народа критически относился к столыпинской идее разрушения общины и попыткам главы правительства создать в России конституционную монархию, Столыпин решил учредить лояльную своей политике партию Союз Русских Националистов, а для этого решил разрушить Союз Русского Народа, который мешал его планам. Используя финансовые механизмы, прямое давление на лидеров агенты Столыпина организовали фактический переворот в Союзе, а непримиримых противников во главе с А.И.Дубровиным попытались маргинализировать. С 1909 года по 1913 год начался период перманентной междоусобицы в Союзе, приведший к упадку Союза Русского Народа. Сам Петр Аркадьевич не сумел воспользоваться плодами своей деятельности, поскольку пал жертвой террориста Богрова в 1911 году.
Был ли способ сохранить Союз? Теоретически - да, практически - нет. По сути нужно было после подавления революции 1905-1906 годов институализировать Союз Русского Народа, поставить его на службу Государю и государству. Иными словами, Союз должен был стать неким аналогом царской опричнины. Однако для осуществления этого плана в тогдашней России отсутствовали необходимые условия: преданная Государю элита и благонамеренность общества. А само слово опричник было ругательством в обществе, как, впрочем, и слово черносотенец.
Анонимный автор популярного среди черносотенцев стихотворения очень точно выразил весь трагизм положения монархистов, которые в монархическом государстве подвергались клевете и поношению, но до конца оставались верны долгу верноподданного православного русского человека:
Кто, молитву творя,
Чтит Народ и Царя,
В ком ни совесть, ни ум не шатается
Кто под градом клевет
Русь спасает от бед,
Черносотенцем тот называется...
____________
В книге представлены тринадцать святых черносотенцев: св. праведный Иоанн Кронштадтский и двенадцать Новомучеников и Исповедников Российских. Составитель не имел умысла подгонять количество авторов книги под определенное число. Это сложилось само собой, а значит это неслучайно. Из прославленных Церковью святых, которые не представлены в настоящей книге к Черной сотне имел причастность, насколько нам известно, еще священномученик митрополит Петроградский Вениамин (Казанский). Но у нас нет сведений, что он состоял членом монархических организаций, хотя он служил молебны при открытии монархических съездов. В книге же представлены люди, которые были формальными и неформальными лидерами, или членами черносотенных союзов или отделов.
Известен также ряд черносотенцев, принявших мученическую кончину в годину гонений, которые пока официально не канонизированы Церковью. Их мы не решились включать в книгу. Так Русской Зарубежной Церковью прославлен председатель Киевского губернского отдела Союза Русского Народа, член Совета Монархических Съездов протоиерей Михаил Алабовский (1874-1937), ему написан даже тропарь, но вопрос об общецерковном прославлении его, насколько нам известно, пока не решен. РПЦЗ прославила также в сонме Новомучеников члена фракции правых III Государственной Думы, кандидата в члены Главного Совета Союза Русского Народа священника Александра Вераксина (1872-1918), но вопрос о его прославлении ни в Киеве (он был убит в г. Черкассы), ни в Вильнюсе (служил в Виленской губернии) не поднимается. Как сообщали региональные СМИ, готовится прославление главы Георгиевско-Мининского отдела Союза Русского Народа в Нижнем Новгороде сщмч. протоиерея Николая Орловского (?-1918), председателя Боголюбского отдела Союза Русского Народа в Казани сщмч. протоиерея Николая Троицкого (1873-1937), духовника Царской Семьи, члена Главной Палаты Русского Народного Союза им. Михаила Архангела сщмч. протоиерея Александра Васильева (1868-1918), но пока официального решения Св. Синода о причислении их к лику святых нет.
Следует подчеркнуть, что целью книги является представление ее авторов не как святых, но именно как общественно-политических деятелей своей эпохи. Поэтому, биографические очерки, открывающие соответствующие разделы книги, написаны не в жанре житийной литературы, а в жанре энциклопедических статей, посвященных общественной и политической деятельности святых. А из их наследия для публикации отбирались статьи, которые посвящены историософской, политической или нравственной проблематике.
В заключение стоит коснуться общих вопросов подготовки и представления текстов. Все тексты публикуются по правилам современной орфографии, но с максимальным сохранением особенностей авторского стиля. В комментариях указаны первые публикации (по возможности) и источник, по которому публикуется текст в данной книге. Все малопонятные современному читателю места текста, а также персоналии снабжены соответствующими комментариями составителем. Комментарии авторов, если таковые имеются, сохранены и отмечены соответствующим образом.
28. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
27. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
26. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
25. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
24. 23. Лидия Александрова
23. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
22. 20. Лидия Александрова
21. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
20. Re: Святые черносотенцы и Священный Союз Русского Народа
19. 18. Эрик Лямпе