Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Культурная парадигма национальной безопасности

Валерий  Перевалов, Русская народная линия

30.06.2011


Отклик на статью Натальи Нарочницкой «Россия должна сосредоточиться» …

 Проводя анализ ключевых причин современных проблем России, ее постоянного положения «оправдывающейся-обвиняемой» и вечно второй, догоняющей позиции в самых разных ситуациях, нельзя не обратить внимания на следующее: критически большая часть наших проблем связана с тем, что современная российская интеллектуальная элита воспитана в духе ненависти, или, в лучшем случае, равнодушия к Родине при восторженном отношении к Западной Европе и США. 

Обычно в оправдание этого называют сложные условия жизни в сталинские годы и последовавшие за ними времена. И все же слова А.И. Солженицына[1] о том, что с тех пор высшей наградой у нас стала возможность не жить на Родине – не отражают всей глубины проблемы. Все гораздо сложнее, глубже и серьезней.

Изучение российской культуры неминуемо приводит нас к нахождению первопричин и тенденций возникновения и роста таких настроений. Поскольку ни в одном из сохранившихся печатных источников до XVIII века нет даже никаких намеков на то, что Россия – страна, в которой невозможно жить (можно в качестве примера сослаться на письма Курбского, где нет ни слова о том, что он уехал по каким-либо иным причинам, кроме личной неприязни к царю)[2].

Анализ литературных текстов показывает со всей очевидностью, что чувство ненависти к Родине, к России в среде русской интеллигенции возникло с исторической точки зрения совсем недавно, в 30-х годах XIX века.

Прародителем его можно считать П.Я. Чаадаева с его «Философическими письмами»[3], в которых он поставил вопрос о ничтожности России перед лицом западной цивилизации, о том, что православие должно быть заменено католичеством или даже протестантизмом, о том, что у нас есть лишь одни путь – слепое копирование западных достижений, причем, с изрядным временным отставанием.

С тех пор, кстати, об этом писал еще И.С.Тургенев в повести «Дым»[4], повелось тыкать «отсутствием» влияния России на развитие человечества. Доказывать, что это не так, не входит в рамки данной статьи. Главное, на что надо обратить внимание: тогда, по выходе первой же статьи Чаадаева, его вполне квалифицированно, по меркам медицинской науки того времени, признали сумасшедшим. Российское общество, великолепно знающее истинное положение тогдашнего западноевропейского общества, приняло это сообщение с пониманием.

Другое дело, что дальше ситуация стала меняться стремительно в худшую сторону. И к концу XIX века идеи нашей «неполноценности» и «невозможности» жить в России стали попросту очевидными до банальности. Об этом хорошо написано в произведениях А.П.Чехова. К 90-м годам XIX века в интеллектуальной элите России господствовали две идеи:

-  Необходимо во что бы то ни стало уехать, куда глаза глядят (лучше, в Париж),

-  разрушить жизнь в России до корней, до основания и создать на обломках «новое прекрасное царство справедливости, добра и счастья»: «Пришло время, надвигается на всех на нас громада, готовится здоровая, сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку. Лет через двадцать пять – тридцать работать будет уже каждый человек» (Три сестры, 1901 год).

Подлинным гимном таким настроениям является пьеса «Вишневый сад», где помещица Раневская готова убежать в Париж на любых условиях, вообще без каких бы то ни было средств к существованию, безоглядно и безрассудно, но – в Париж, только в Париж!

До какой же степени надо было ненавидеть Россию, что признавалось за лучшее «там» помереть с голоду, но не жить на Родине. В такой духовной атмосфере пропали втуне все усилия по усовершенствованию юридических, экономических и политических основ жизни в нашей стране. Можно вспомнить, что именно интеллигенция травила П.А. Столыпина и искренне радовалась, когда его убили в 1911 году.

Невозможно объяснить яростное сопротивление всем попыткам улучшить жизнь в России другими способами, кроме вооруженного восстания, кроме того, что страна была для думающего класса чужой.

Действительно, тот же экономический рост в России XIX века требовал постоянного обучения, причем не по-пушкински: «Все мы учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь», а очень жестко, со строгими критериями успешности: можешь зарабатывать деньги, или не можешь. Причем, зарабатывать не на витаниях в облаках, не на маниловщине и не на прекраснодушии, а на угле, на стали, рельсах, зерне, автомобилях, самолетах.

Как говорит один из героев А.П. Чехова: «Учиться нам нужно, учиться  и  учиться… Наше дело – учиться и учиться, стараться накоплять возможно  больше знаний, потому что серьезные общественные течения там, где знания, и счастье будущего человечества только в знании»[5].

Остается только догадываться, насколько серьезной была мировоззренческая ломка интеллигенции конца XIX века. Внес свой негативный вклад в духовное уничтожение России и Л.Н. Толстой, предложивший уничтожить православие, в частности Русскую православную церковь, и перейти к новой, разработанной им религии[6].

В Париж, только в Париж! Как тут не прийти мысли в голову, что вся наша интеллигенция того времени потому и поддерживала разного рода террористов-революционеров, что всегда имела в виду в случае чего сбежать из России в тот же Париж. И жить там счастливыми, от того, что наконец-то сбылась их самая сокровенная мечта: они именно в городе своей мечты. Как говорила З.Н. Гиппиус: «Зачем нам Россия, ведь все мы здесь, в Париже!»

Отрезвление настало сразу же, как только интеллигенция добилась своего – пришла к политической власти.

Об этом пишет В.Я. Линков: «Современный Чехову человек, потеряв все высшие направляющие начала, остался с глазу на глаз со своим существованием»[7]. И оказалось, что без Родины – нет жизни. И как страшно закончилась жизнь всех этих «европеиодов». Та же Гиппиус сошла с ума в эмиграции, а ее сестра умерла от голода в этом самом Париже. Причем, в какой-то момент они начали понимать, что именно они потеряли.

Практически все эти переживания были описаны задолго до XX века тем же А.П.Чеховым – Любовь Андреевна Раневская вдруг осознает, что никогда больше не увидит своей родной усадьбы, и ей становится страшно за последнюю трещинку на потолке. И З.Н. Гиппиус в 1927 году тоже начинает понимать, что именно она потеряла, и ей страшно, хотя она, дитя вольных нравов и царица салонов, пытается еще хорохориться: «Мы никогда не увидим Россию? В чужую землю нас зароют? Пускай, но пока не зарыли, будем делать наше дело, то, которое нам предназначено, которое именно мы и только мы можем делать сейчас, ибо только у нас, лишенных земли – есть свобода. И не для себя будем стараться преумножить ценности родной земли, – а для нее»[8].

К сожалению, необходимо отметить, что проблемы с принижением роли и места России в сознании мыслящего и принимающего решения класса с революцией 1917 года не закончились. Место изрядно прореженной гуманитарной интеллигенции императорской России заняла интеллигенция советская, полностью перенявшая ее мировоззренческие установки.

И мы видим, как внедрение идей неполноценности России стало проводиться через станки, автомобили, самолеты, тогдашнюю электротехнику и электронику. Все 30-е и 40-е годы XX века прошли под знаком внедрения американских и западно-европейских изделий в наше производство. Причем, диктат при их внедрении был жесточайший. Можно вспомнить, например, что когда А.Н. Туполев ставил на производство аналог В-29, ему категорически запрещалось менять в нем даже размер заклепок. Единственное, разрешили «отвести душу» и создать один улучшенный экземпляр. Такой самолет, Ту-80, был создан. Он показал значительное улучшение всех ТТХ, но в серию пошел именно В-29 под маркой Ту-4.

А потом был разгон кибернетиков, генетиков, математиков, в результате чего, если в 40-е годы мы были по уровню научного развития с американцами примерно на одном уровне, то теперь отстаем в среднем на 7-10 лет, что в условиях информационной цивилизации означает – навсегда...

В результате более чем столетнего диктата евроцентрических идей сложилась такая ситуация, что убедить нынешнюю российскую молодежь в том, что Россия – лучшая страна в мире (то, в чем абсолютно уверена по отношению к своей стране, например, американские тинейджеры) – крайне сложно. Если вообще возможно.

Так что же делать?

Есть на взгляд автора только один путь – заново создавать все мыслительные парадигмы нашей интеллектуальной элиты. Проблема стала настолько серьезной, что требуются поистине глубочайшие мировоззренческие перемены. Нынешнюю ситуацию в стране можно описать лишь категориями интеллектуального кризиса. И этот кризис страшнее нашей привязки к «нефтяной игле», нашей сырьевой направленности. Он каждый день показывает нашей талантливой молодежи, что здесь, на Родине, они никому не нужны. Что единственный путь к реализации их таланта и знаний – немедленная миграция в «цивилизованные» страны.

Выход из сложившейся ситуации один: необходимо менять духовную атмосферу. Место нынешней интеллектуальной безнадежности и апатии должна занять творческая конкуренция и желание много и эффективно работать, а главное, искать и реализовывать новые знания на благо России.

Многое в этом направлении делается. Правда, надо отметить, что в основном в технической и естественно-научной сферах. Существуют такие проекты как С.Т.А.Р.Т., конкурс «Русские инновации», Зворыкинский проект.

Правительство Москвы запустило проект по бесплатному патентованию изобретений талантливых студентов и аспирантов. Что самое главное - проект этот – не бесплотная мечта. Его пилотная, пробная реализация уже начата. Правительство г.Москвы выделило средства для оплаты патентования первых 10-12 изобретений. Сразу же отпали все сомнения, что студенты способны изобрести только что-то несерьезное. Самым первым объектом патентования стал проект машины для дистанционного тушения пожаров на торфяниках и особо сложных лесных пожаров. В работе еще несколько проектов. В том числе и по созданию коммуникативных условий развития гражданского общества.

Работа пошла. Результаты уже можно пощупать и попробовать на зубок. У России есть все основания в XXI веке стать страной талантливых умных и деятельных патриотов. А это – основа для решения всех остальных задач, стоящих перед Россией в стратегическом плане. И даже появляется надежда, что лет через сто, глядишь, и наша гуманитарная элита, наконец, изменит свое отношение к Родине.

 

[1] Солженицын А.И. В круге первом. М., Художественная литература, 1990

[2] Филюшкин А. Андрей Курбский. М., Молодая гвардия, 2008

[3] . Чаадаев П. Я.. Статьи и письма. М., Современник, 1989

[4] Тургенев И. С.. Полное собрание сочинений и писем в 28 томах. М., Издательство Академии Наук СССР, 1966 г.

[5] Чехов А.П. Моя жизнь (рассказ провинциала)// А.П. Чехов. Полное собрание сочинений и писем в 30-ти  томах. Сочинения. Том 1. М., «Наука», 1983.

[6] Л.Н.Толстой. Исповедь. В чем моя вера? Л., "Художественная литература", Ленинградское отделение, 1991.

[7] Линков В.Я. История русской литературы XIX века в идеях. М., издательство Московского университета, 2002

[8] Гиппиус З.Н. Сочинения. Ленинградское отд. Худож. лит. 1991 г.

 



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. Сергей Викторович Самохвалов. Монархическая Имперская Лига. : Re: Культурная парадигма национальной безопасности
2011-07-01 в 15:54

В чем разница между либерально-интеллигенствующей публикой, стремящейся на вожделенный Запад и патриотами России, бывавшими в столицах западных стран? Первые любой ценой и на любых условиях(лозунг их: "хоть тушкой, хоть чучелом, - но ехать надо") пытаются "вписаться" в западный мир, вторые входят в европейские столицы победителями в войнах (Берлин в 1760 г., Париж в 1814 г., и пр.)Лозунг вторых: "А когда я хочу поехать в Европу, я еду туда на танке..." Европейские столицы для виду негодующе повизгивают (Будапешт в 1956 г., и пр.), но столь же привычно склоняются перед "правом сильного". Разницу в правовом положении в европейских городах гордого "воина-победителя" и презренного "эмигранта с замашками туриста" объяснять нужно?
1. Бондарев Игорь : Где смелые ученые православные?
2011-07-01 в 00:08

" Есть на взгляд автора только один путь - заново создавать все мыслительные парадигмы нашей интелектуальной элиты.Проблема стала настолько серьезной ,что требуется поистине глубочайшее мировоззренческие перемены.
Нынешнюю ситуацию в стране можно описать лишь категориями интеллектуального кризиса".

Вероятно ,что западный постмодернизм и ищет выход из интеллектуального кризиса.А у нас копируют его буквально.
Между тем ,у нас может быть свой ответ.
Точнее говоря - будет свой ответ.
В советскую эпоху им прикрывали ложь.
А будет сказана Правда,которая звучала и тогда и до советского периода,которая и сегодня остается одной и той же.
Но Правда не сможет прозвучать ранее,пока мы не увидим онтологическую ложь.Религия много о ней говорит.
А Наука - ни слова!Ни слова!
Это не научно?Да!
Но научным будет признание ,что это - не научно! С доказательством!
Пойдите от обратного и докажите,что мир и материя произошли не от Духа в раю,как это записано в 1-3 главах книги Бытия.
То есть ,возьмите текст и буквально опровергните каждое слово - научными фактами.Может хоть так приблизитесь к Истинному мировоззрению.
Главное,чтобы не отмахиваться общими фразами,типа - это невозможно,потому что это невозможно.Или ,это мол не научно!
Постмодернизм не стесняется формулировать самые абсурдные мысли в поисках истины .Но Западу это не дано.
Нам дано,но мы стесняемся ,что ли?,,,

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме