У двух могил...

0
795
Время на чтение 4 минуты

День яркий, печальный и тихий - день начала Великой войны. После церемониальной торжественности и строгой аскетической простоты Пискаревского блокадного мемориала в скорбной задумчивости бреду среди милых сердцу старинных крестов по тихому Никольскому некрополю Александро-Невской лавры. Тихо, точно после великого несчастия, тихо и пусто. На кованой ограде сидит галка, чистит перья. Сразу у входа две указательные стрелки, символически указывающие в противоположные направления, на которых написано: «К Митрополиту Иоанну» и «К Анатолию Собчаку». Какую тайну, какую скрытую драму они унесли с собой в вечность, чтобы уже не здесь, а там продолжить свой прерванный спор?

СобчакМогила первого и единственного мэра города недалеко от входа. Дорожки к ней расчищены до гранитных плит, вокруг стоят камеры наблюдения, есть сигнализация. Но покушений на могилу и памятник не было - свидетельствует кладбищенский смотритель. На темном граните лежат медные полоски солнечного света. «Возвратившему имя...» - крепкими буквами выбито на мертвом цоколе, чтобы навечно укоренить посмертный миф. В действительности на протяжении длительного времени Собчак выступал против возвращения Северной столице её исторического имени. Первой эту идею публично высказала депутат Наталья Фирсова. Тогда этот вопрос обсуждать не стали, но дискуссия началась. И Анатолий Собчак выступил категорически против возвращения имени. На телевидении он заявил, что «переименование недопустимо, поскольку это оскорбляет память блокадников и защитников Ленинграда». Позже он сопротивлялся переименованию, объясняя это слишком большими затратами на изготовление новых вывесок, бланков, справочников и штампов. Анатолий Александрович изменил свое мнение только в последние дни перед выборами, видя, какую огромную популярность народное движение успело завоевать в городе, и рассчитывая получить голоса его участников.

Тихий голос другого - духовного владыки города с неожиданной ясностью и силой благословил верующих к выбору: «Мое отношение к возвращению нашему городу его подлинного имени - превеличайше положительное. Город должен носить имя, а не кличку, иначе не возродится духовность населяющих его людей. Наша задача - возродить историю, и поэтому необязательно давать чисто русское имя городу. Пусть сбудется затеянное нами доброе дело, чтобы люди ежедневно утверждались в нравственных основах и положили свои силы на возрождение нашего великого города».

Город вернул свое имя по его благословению, по его молитве!

Тихо. Старый кладбищенский храм мертво спит в тени старых лип после ранней обедни. Деловитый город загнал его вглубь зеленого моря - он высится посреди старого кладбища, одиноко и печально. На могиле «возвратившего имя», стоит угрюмый памятник, созданный известным «ваятелем монстров» Михаилом Шемякиным, автором жутковатого гротеска времен Собчака - дегенеративного царя Петра в Петропавловке. Внимательно рассматриваю профессорский бюст вблизи. К величайшему изумлению на бронзовом торсе градоначальника четко изображен контур пастырской епитрахили... однако без каких либо христианских символов! Известно, что Собчак, никогда публично не исповедал себя православным христианином, являясь скорее противником Православия, чем его последователем. Под его благожелательным покровительством в городе закрепились самые одиозные тоталитарные секты, а за самим городом закрепилось название «сектоград». Неизменной поддержкой бывшего питерского градоначальника пользовались свидетели Иеговы, устроившие в Санкт-Петербурге самую большую штаб-квартиру в Европе.

Как рассказывал настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, правящий архиерей неоднократно пытался встретиться с мэром, чтобы высказать свою тревогу, но безуспешно. Анатолий Собчак упорно не желал его видеть. Однако за несколько месяцев до кончины митрополита на премьере в Мариинском театре они все же встретились. Владыка намеренно хотел использовать эту возможность и, подойдя в перерыве к Собчаку, стал горячо просить его не давать разрешения иеговистам на строительство их духовного центра. Но мэр сухо ответил, что «по закону свободного рынка» он не имеет права им в этом отказывать, так как «все церкви теперь должны существовать в условиях равной конкуренции». Владыка уехал из театра в расстроенных чувствах. Последовавшая вскоре смерть митрополита Иоанна стала тревожным символом в этих непростых, а порой и драматичных отношениях. Владыка умер, подняв руку для благословения жены губернатора Собчака. Он так и не успел ее благословить...

Анатолий Собчак пережил митрополита на пять лет, но отпевать его привезли не к иеговистам и не к кришнаитам, а в православный храм. Как не пытается человек при жизни превозноситься над Церковью, смерть смиряет и сильных мира сего. И Церковь, не помня прежних обид, молится об упокоении заблудшего своего чада.

Легкий ветер, стряхивая с листьев свежую дождевую влагу, осыпает ей и живых и мертвых. Очень разные люди приходят сегодня на эти две могилы. К первой выползают из черных лимузинов степенные представители правящей элиты, бритоголовые бизнесмены и финансовые воротилы, самонадеянные чиновники и развязные шоумены. Им, по-видимому, очень хочется «канонизации» первого мэра - поэтому и появляются к годовщине смерти пропитанные подхалимством, ложью и лестью заказные фильмы. И не будем удивляться, если еще через десять лет станет известно о чудесных исцелениях на могиле Собчака или о животворящей силе его портрета.

Мысленно ухожу в прошлое, вспоминая, что у «навигатора реформ» в силу личного обаяния и ораторского мастерства было короткое обманчивое мгновенье всенародной любви. Его полюбили, как мимолетную мечту о земной свободе и земном счастье, как персонифицированное воплощение романтических мечтаний о стране, живущей по законам достоинства и совести. И вскоре разлюбили, и даже возненавидели, когда поняли, что жить так не будем никогда. Он стал нестерпим, как постоянное напоминание о преданной мечте. Вместо христианских идеалов пришла сатанинская идеология: «деньги и сила - все, нравственность - ничто», в рамках которой нет места таким ценностям, как дружба, любовь, честность, патриотизм, профессиональный долг, почитание старших. Впервые за тысячу лет Россия перестает быть христианским государством, стремительно скатываясь в язычество с его неограниченным культом свободы.

А приснопамятный владыка Иоанн не нуждается ни в какой официальной канонизации - достаточно отойти в левый угол Никольского кладбища, чтобы увидеть, как к могильному Кресту народного ходатая пред Богом нескончаемым потоком притекает простой люд со всех краев нашей страдающей Отчизны. Вздыхают богомольцы и шепчут свои сокровенные молитвы, поднимая свои плачущие глаза к иконе бездонного Неба в светлой ризе встревоженных облаков. Их тоска за гибнущую в огне рыночного безумия Святую Русь, то самое, что именуется душою человека - всегда с неустанной верой толкает их вперед, все дальше, разжигая сердце желанием лучшего, мучая надеждой на Божью справедливость и Небесное благоденствие!

Цветисто догорает день. И вспоминаются любимые слова митрополита: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1: 5).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протодиакон Сергий Шалберов
Огненная тайна Пасхи
Схождение Благодатного Огня на Гробе Господнем
11.05.2024
«Воскреснет Святая Русь и народ наш»
В адрес редакции РНЛ поступают поздравления с праздником Светлого Христова Воскресения
15.04.2023
Предпримем особые усилия к исправлению нашей жизни
Будет ли в наступающем году достигнуто дно и сможем ли потом как-то переродиться?
02.01.2023
«Люди сегодня ищут чудес, как развлечений»
А было ли явление святого праведного Иоанна Кронштадтского на Никольском кладбище в Санкт-Петербурге?
30.03.2021
«Почему же "потерялся" о.Андрей?»
О лишении сана протодиакона Андрея Кураева
01.01.2021
Все статьи Протодиакон Сергий Шалберов
Последние комментарии
Внимая Божьему веленью
Новый комментарий от Игорь Ал
15.11.2024 23:00
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
15.11.2024 20:53
«Чуть-чуть» победы на т.н. Украине быть не может
Новый комментарий от Дмитрий_белорус
15.11.2024 20:51
«Основная проблема – неоязычество в армии»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 20:24
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от р.Б.Алексий
15.11.2024 19:58
«80-летие Великой Победы: память и духовный опыт поколений»
Новый комментарий от Рабочий
15.11.2024 19:37
Россия выдержала удар Запада
Новый комментарий от Кожухевич
15.11.2024 19:09