- Кто вырвал око твое?
- Брат. Потому и язва такая глубокая.
Эта сербская поговорка, упомянутая в одном из интервью Митрополитом Черногорско-Приморским Амфилохием (Радовичем), звучит сегодня по-особому.
Привлекаемый к гражданскому суду за нарушение п.17 закона Черногории «Об общественном порядке», обвиняемый в разжигании ненависти по религиозному и этническому принципу, архиепископ Цетинье, известнейший богослов и патролог Православной Церкви, говорит в своих проповедях: «Единственное, что есть у нас,- наша жизнь и слова «Господи, помилуй», которыми мы защищаем свои родные очаги».
Он говорит о том, что покаяние - не только личный подвиг, а подвиг соборный, поскольку любая личность органически связана с обществом, а общество - с личностью: в добре и во зле, в падении и в восстании.
Да, промыслом Божиим современный хранитель великой святыни свидетельства Крещения Господа нашего Иисуса Христа, Митрополит Черногорско-Приморский Амфилохий резко высказывается против разрушения недавно восстановленной древней национальной святыни, называя разрушителей продолжателями турецкого насилия 1571 г., но он же и молится: «Да подаст Господь разума, сил, братской любви всем нам, а особенно тем, кого Он допустил управлять народом и государством в наше нелегкое время».
Как и всякий здравомыслящий православный человек, Владыка Амфилохий понимает, что пока в запустении наши души и внешняя жизнь наша будет лежать в руинах. Храм - символ народного сердца, народной совести. «Если хочешь узнать, что за народ живет в той или иной земле, пойди и посмотри на его кладбища и храмы. И если могилы и храмы разрушены, знай, что и душа этого народа находится в опасности разрушения», - эти слова сказаны Владыкой Амфилохием ещё в 1995 г.
И вот настало время, когда Румийская гора становится «новым косовским рубежом». Почему именно Румийская гора? Не бесспорно, но думается так. Во-первых, эта святыня является одним из самых древних мест паломничества в Черногории. По преданию, первую церковь там построил еще св. Иоанн-Владимир, князь Сербский, в конце Х в.
Во-вторых, с тех пор же как храм был разрушен турецкими завоевателями, у местных жителей установилась традиция каждый год на праздник Троицы подниматься на Румийскую гору и приносить камень для восстановления святыни. Такой своеобразный символ народного покаяния.
Кроме того, ежегодно в день Пятидесятницы на горе Румия служилась лития, на которой традиционно присутствовали все жители региона, даже мусульмане. В 1954 г. коммунистические власти запретили совершение литии на горе Румия, но духовенство все равно продолжало эту традицию. Такой своеобразный символ единения народа под покровом благодати Святой Единосущной и Неразделимой Троицы.
Почему же именно Владыка Амфилохий, подобно непорочному мужу из книги Премудрости (18: 21-22), призван принести «оружие своего служения, молитву и умилостивление кадильное», противостать гневу и положить конец бедствию?
Во-первых, с именем митрополита Амфилохия связан новый расцвет православия в Черногории. На сегодняшний день здесь уже более 60 монастырей и несколько сот церквей.
Во-вторых, обличая политику современных Черногорских властей, он неоднократно высказывал мнение, что нынешнее решение косовского вопроса является источником несчастий и новых столкновений на Балканах. Кроме того, митрополит Амфилохий называет безумием продолжающиеся попытки представителей государственных властей Черногории вмешиваться во внутренние дела Церкви. В своих интервью и проповедях он говорит о том, что «Церковь Божия объединяет всех, и никто не имеет права кроить ее по своему безумию», однако, во все времена находятся те, кто желает разделять народ, для того, чтобы беззаконно властвовать над ним.
Владыка напоминает, что Церковь, несмотря на изменения государственных и иных границ и систем, сама устраивает свою внутреннюю жизнь, имеет свои правила и тысячелетние каноны, которыми и управляется. «Государства приходят и уходят, а границы Церкви безграничны. Церковь Божия не имеет границ, и наша Поместная Сербская Церковь простирается сегодня на все пять континентов», - его слова.
Обращаясь же к тем, кто вольно или невольно обвиняет исповедующего свою веру архипастыря в разжигании религиозной и этнической ненависти, хочется спросить: может ли говорить так человек, исповедующий экстремизм? «Во главе сонма мучеников стоит отец Ново Делич из Комарницы. Смотрю в его окровавленные пустые глазницы и вижу в них свой народ закланный. Закалали его - и не заклали. Глаза ему выкалывали сейчас, в наше время, так же как когда-то во времена агарянские и австро-венгерские».
С братской поддержкой из России Валерий Новоскольцев, председатель правления Международного Христианского Фонда Десницы святого Иоанна Крестителя (Черногория/Сербия/Россия)
Примечание
Священномученик Ново Делич
Отец Ново Делич родился в местечке Комарница Шавницского уезда 2 февраля 1901 года. Семинарию святого Петра Цетиньского окончил в 1926 году. Во священники рукоположен в 1927 году, служил в Далматинской епархии в приходе Бастас архиерейского наместничества Боснийско-Петровацкого, в различных приходах Боснийско-Граховского и Банялукского уездов. После возникновения фашистской НДХ (Независимой Державы Хорватской), спасаясь от усташского ножа, перебрался с супругой и тремя маленькими детьми, преодолевая труднопроходимые горы, в родной край. В июле 1941 года назначен приходским священником в Плавский приход, откуда после оккупации албанскими войсками переведен в Планинопивский приход Шавницского уезда. Отец Ново убит красными безбожниками 3 апреля 1942 года и сброшен в колодец в Беришиной Луке близ Шавника. Его тело было найдено 5 июля 1942 года и после отпевания захоронено. Его убийство сопровождалось жестоким глумлением: изуверы выкололи священнику глаза и дали в руки Евангелие, заставляя читать слово Божие.