Сайт patriarchia.ru 7.06.2011 сообщил, что «в соответствии с поручением председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия сектором православного образования ведется разработка Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в детских воскресных школах Русской Православной Церкви.
Стандарт будет включать в себя следующие разделы:
1. основные понятия и положения (требования, предъявляемые к воскресной школе; структура учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе);
2. требования к результатам освоения программ (личностные и предметные);
3. обязательный минимум содержания учебно-воспитательного программ и требования к уровню подготовки учащихся;
4. требования к программе учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах;
5. требования к условиям реализации программы учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (кадровым, материально-техническим, информационным, финансовым)».
Предлагается «специалистам» высылать свои предложения до 1 июля 2011 года по электронной почте otdelro@rambler.ru.. Все предложения обещают учесть.
С одной стороны, конечно, многие так называемые «воскресные школы» полноценными воскресными школами не являются. И чему в них учат детей, знают только сами преподаватели таких школ. Качество подобного образования может на поверку оказаться весьма сомнительным. Поэтому, вроде бы, стандарт - дело благое.
Но есть и оборотная сторона. Многое в данном сообщении вызывает определённые опасения.
1). Судя по языку и стилистике стандарт для воскресных школ будет написан в духе системно-деятельностного подхода, являющегося базовой идеологией для стандартов общеобразовательной школы. В какую показуху это может вылиться, было видно на примере ФГОС для старшей школы в исполнении группы Кондакова, с которым общественность уже устала бороться... В системно-деятельном подходе оперируют понятием творческой личности, развить которую из ученика и есть главная задача образования. Насколько это совместимо с истинным духовным воспитанием и традиционной православной ментальностью, не очень понятно...
2) Очевидно, что инициаторы стандарта рассматривают его как часть инструментария образовательной системы страны. Действительно, удобно, когда любые образовательные нормы описаны универсальным языком. Но это означает конвергенцию светского и духовного образования... Это - свидетельство всё большего слияния Церкви и государства. Зависимость Церкви от госуарства при этом усиливается, усиливаются и тенденции обмирщения...
3) Возникает вопрос, а что будет со школами, не вписывающимися в стандарт? Вероятно, они будут переформатированы. Люди, которые сейчас работают не за деньги, а просто вкладывают в детей душу как умеют, будут для церковного образования потеряны. Их наработки и неформальные традиции будут утрачены. Как бы осторожно ни проводилась реформа воскресных школ, на первом этапе потерь не избежать. По стандарту, т.е. по бумажке, с бумажной же отчётностью работать могут не все...
4) А что будет на втором этапе? Когда все школы действительно будут подогнаны под стандарт? Учителя и директора нынешних общеобразовательных школ жалуются на заорганизованность и бюрократию. В паре к стандарту стоит ожидать пришествия формализма. Вероятно, ученики воскресных школ будут получать более систематические знания и в большем объёме... Но ведь не это главное... Главное, чтобы дети чувствовали себя христианами и могли сохранить искреннюю веру в нашем всё более духовно опасном мире. Это достигается не стандартами, а горением и личным примером тех, кто будет заниматься детьми... Мы помним как выпускники семинарий шли в революционеры и богоборцы при своём отнюдь не плохом духовном образовании... Но кроме знаний они усвоили и формальное отношение к вере... Не наступим ли мы ещё раз на те е грабли?
5) Смущает пункт про материальное и финансовое обеспечение. Поскольку финансируют воскресные школы приходы, школа по стандарту многим приходам окажется просто не по карману. И что тогда?
6) И опять, как в случае с общеобразовательными стандартами, при видимости публичного обсуждения, поле общественного дискурса заранее урезается. На предложения отводится меньше месяца. Концепция стандарта уже предзадана. К дискуссии приглашаются лишь «специалисты», родители, таким образом, оказываются за пределами обсуждения.
Андрей Карпов, редактор портала «Культуролог»