О стандартизации воскресных школ

0
523
Время на чтение 3 минуты

Сайт patriarchia.ru 7.06.2011 сообщил, что «в соответствии с поручением председателя Отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви епископа Зарайского Меркурия сектором православного образования ведется разработка Стандарта учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в детских воскресных школах Русской Православной Церкви.

Стандарт будет включать в себя следующие разделы:

1. основные понятия и положения (требования, предъявляемые к воскресной школе; структура учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресной школе);

2. требования к результатам освоения программ (личностные и предметные);

3. обязательный минимум содержания учебно-воспитательного программ и требования к уровню подготовки учащихся;

4. требования к программе учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах;

5. требования к условиям реализации программы учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (кадровым, материально-техническим, информационным, финансовым)».

Предлагается «специалистам» высылать свои предложения до 1 июля 2011 года по электронной почте otdelro@rambler.ru.. Все предложения обещают учесть.

С одной стороны, конечно, многие так называемые «воскресные школы» полноценными воскресными школами не являются. И чему в них учат детей, знают только сами преподаватели таких школ. Качество подобного образования может на поверку оказаться весьма сомнительным. Поэтому, вроде бы, стандарт - дело благое.

Но есть и оборотная сторона. Многое в данном сообщении вызывает определённые опасения.

1). Судя по языку и стилистике стандарт для воскресных школ будет написан в духе системно-деятельностного подхода, являющегося базовой идеологией для стандартов общеобразовательной школы. В какую показуху это может вылиться, было видно на примере ФГОС для старшей школы в исполнении группы Кондакова, с которым общественность уже устала бороться... В системно-деятельном подходе оперируют понятием творческой личности, развить которую из ученика и есть главная задача образования. Насколько это совместимо с истинным духовным воспитанием и традиционной православной ментальностью, не очень понятно...

2) Очевидно, что инициаторы стандарта рассматривают его как часть инструментария образовательной системы страны. Действительно, удобно, когда любые образовательные нормы описаны универсальным языком. Но это означает конвергенцию светского и духовного образования... Это - свидетельство всё большего слияния Церкви и государства. Зависимость Церкви от госуарства при этом усиливается, усиливаются и тенденции обмирщения...

3) Возникает вопрос, а что будет со школами, не вписывающимися в стандарт? Вероятно, они будут переформатированы. Люди, которые сейчас работают не за деньги, а просто вкладывают в детей душу как умеют, будут для церковного образования потеряны. Их наработки и неформальные традиции будут утрачены. Как бы осторожно ни проводилась реформа воскресных школ, на первом этапе потерь не избежать. По стандарту, т.е. по бумажке, с бумажной же отчётностью работать могут не все...

4) А что будет на втором этапе? Когда все школы действительно будут подогнаны под стандарт? Учителя и директора нынешних общеобразовательных школ жалуются на заорганизованность и бюрократию. В паре к стандарту стоит ожидать пришествия формализма. Вероятно, ученики воскресных школ будут получать более систематические знания и в большем объёме... Но ведь не это главное... Главное, чтобы дети чувствовали себя христианами и могли сохранить искреннюю веру в нашем всё более духовно опасном мире. Это достигается не стандартами, а горением и личным примером тех, кто будет заниматься детьми... Мы помним как выпускники семинарий шли в революционеры и богоборцы при своём отнюдь не плохом духовном образовании... Но кроме знаний они усвоили и формальное отношение к вере... Не наступим ли мы ещё раз на те е грабли?

5) Смущает пункт про материальное и финансовое обеспечение. Поскольку финансируют воскресные школы приходы, школа по стандарту многим приходам окажется просто не по карману. И что тогда?

6) И опять, как в случае с общеобразовательными стандартами, при видимости публичного обсуждения, поле общественного дискурса заранее урезается. На предложения отводится меньше месяца. Концепция стандарта уже предзадана. К дискуссии приглашаются лишь «специалисты», родители, таким образом, оказываются за пределами обсуждения.

Андрей Карпов, редактор портала «Культуролог»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Карпов
Ничего не бояться или всё-таки бояться?
Бояться надо. Просто надо хорошо понимать, чего боишься и зачем тебе этот страх
06.11.2023
Будущее. Вражда. Город
Внутри языка
01.08.2022
Компьютеры будут судить людей
Новости цифровизации этого лета
25.07.2022
Внутри и за пределами парадигмы развития
Стратегия времени упадка должна быть принципиально другой
21.07.2022
Все статьи Андрей Карпов
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28