Защитим право Донбасса на русский язык!

0
202
Время на чтение 7 минут

6 июня - день рождения классика русской литературы А.С.Пушкина - в последние годы принято отмечать как День русского языка и обсуждать современные проблемы развития русской культуры. Для российских соотечественников в ближнем и дальнем зарубежье, как и для самих россиян, празднование этой даты предоставляет возможность и объективный повод осмыслить то положение, в котором оказался русский язык в начале XXI века. Указом Президента Российской Федерации от 6 июня 2011 г. этот день отныне стал официальным Днем русского языка, т.е. получил окончательную формализацию и признание со стороны российского государства.

В Донецкой области по решению Донецкого областного совета от 5 июня 2006 г. день рождения А.С.Пушкина отмечается как региональный День русского языка. За последние пять лет в Донецке уже укрепилась традиция проводить в этот день соответствующие мероприятия. Продолжая данную традицию, Конгресс гражданских инициатив «Донбасс молодой» инициировал проведение круглого стола российских соотечественников - гуманитарной интеллигенции и представителей общественных организаций - по вопросу функционирования русского языка в Донбассе и в целом на Украине. По итогам круглого стола по предложению Конгресса «Донбасс молодой» было принято предложение установить 6 июня Всеукраинский День русского языка и активизировать работу организаций российских соотечественников по повышению статуса русского на Украине.

Примечательно, что поддержать инициативу «Донбасса молодого», в том числе принять участие в торжественном возложении цветов к памятнику А.С.Пушкину в Донецке отказались некоторые общественные организации, позиционирующие себя как русские. Тем не менее, представители указанных организаций, работающих «на русском фланге», не захотели присоединиться к акции соотечественников 6 июня.

Между тем сегодняшнее положение русского языка в Донбассе и в целом по Украине не может радовать тех русско-культурных граждан, что искренне пекутся о ценностях Русского мира. Существующие в украинском обществе тенденции в культурно-языковой и гуманитарной сфере в очередной раз заставляют задуматься о сущности самой проблемы дискриминации русского языка в независимой Украине.

Русский язык является неотъемлемой частью и ярчайшим, нагляднейшим проявлением великой русской культуры, которая отражает оригинальную самобытность русского народа, и давно уже превратилась в транснациональную культуру по своему существу. Русский народ создал поистине «великий и могучий» язык, что превратился в необходимое средство социальной и межнациональной коммуникации на всей территории, определяемой ныне понятием «Русский мир». Русский - это не только язык великого народа, создавшего свою самобытную цивилизацию и государственность, народа-протектора, берущего на себя высокую историческую ответственность за судьбы других народов, исторически проживающих совместно с русскими. В современных условиях информационного общества русский язык на всём пространстве бывшей Российской империи и СССР является языком бытового общения, языком науки и культуры, без него невозможны гуманитарное и техническое развитие, прогресс литературы и искусства. Наконец, без знания и понимания литературного русского языка невозможно постичь смысл самого Русского мира как цивилизации и культурно-исторического феномена. Конечно, и два других восточнославянских языка - украинский и белорусский - также несут на себе отпечаток древнерусского язычия и в чем-то сохраняют самобытность старорусской культуры. Гармоничное развитие трех восточнославянских языков должно способствовать единению трех восточнославянских народов, тогда как искусственное противопоставление указанных языков друг другу, тем более - насильственное угнетение какого-либо из них лишь препятствует их естественному генезису, провоцирует противостояние и раскол между частями, по существу, одного культурного комплекса.

Остаётся лишь сожалеть, что после развала СССР в ряде постсоветских государств, в том числе на Украине, развернулась целенаправленная кампания по искоренению русского языка из информационной сферы и общественной жизни, которая в течение двадцати постсоветских лет не только не прекращается, но временами приобретает всё более циничные и русофобские очертания. Проблема защиты, сохранения и развития русского языка и русской культуры на пространстве бывшего СССР является своеобразным тестом для сообщества Русского мира - способно ли оно отстоять свою традиционную идентичность, противостоять бешеной гуманитарной колонизации.

Дискриминация русского языка и, соответственно, его носителей - русско-культурных граждан разных национальностей давно уже стала составляющей компонентной гуманитарной и общественно-политической жизни в независимой Украине. Вот уже почти ровно двадцать лет русский язык и русская культура подвергаются в «самостийной» Украине унижениям и гонениям. Проживающие в республике этнические русские воспринимаются в лучшем случае как люди второго сорта, нежелательный элемент или «пятая колонна» Москвы, «российские оккупанты». Русскоязычные восточные украинцы рассматриваются как, с одной стороны, «жертвы» российско-имперской и советской русификации, а с другой - как «изменники украинского национального дела» и чуть ли не «пособники» тех же «российских оккупантов». Само российско-украинское двуязычие, традиционно сформировавшееся на Украине, трактуется как однозначно негативное явление. Фактически украинское государство, сделав западно-украинский национализм эрзацем тоталитарной государственной идеологии, проводит политику насильственной «украинизации» едва ли не половины собственных граждан, пытаясь отнять у них традиционную православную веру, правдивую историю, родной язык и исконную идентичность.

Пожалуй, наибольший цинизм данной ситуации заключается в том, что нынешняя «самостийная» Украина создавалась в 1991 г. под лозунгами российско-украинского равноправия и двуязычия. Тот же Леонид Кравчук, ставший из Первого секретаря ЦК КПУ и Председателя Президиума Верховного Совета Украинской ССР первым президентом «незалежной» Украины, публично обещал, что русские будут жить на Украине лучше, чем в России, а евреи - лучше, чем в Израиле. Будучи кандидатом в президенты Украины в 1991 г., Л. Кравчук даже издал специальное обращение «К русским соотечественникам», в котором обещал мир и дружбу между украинцами и русскими, гарантировал свободное развитие русского языка в независимой Украине и сохранение связей русских с Россией. Перед этим, 1 ноября 1991 г. Верховным Советом Украинской ССР была принята специальная «Декларация прав национальностей Украины», которая гарантировала обеспечение всех национально-культурных потребностей жителей республики всех национальностей. Кстати говоря, указанная Декларация до сих пор остается частью действующего законодательства Украины, однако о национальном равноправии украинские власти всех мастей вспоминают разве что для популизма. Сразу же после установления независимости от союзного центра на территории Украинской ССР началась насильственная «украинизация», которая уже к середине 1990-х годов достигла значительных «результатов». И хотя Большой договор 1997 г. о дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Украиной вполне конкретно определил обязательства украинского государства способствовать развитию русского языка на территории Украины, не препятствовать удовлетворению национально-культурных потребностей русскоязычного населения Украины, поощрять научный и культурный обмен между двумя странами, обеспечивать русскоязычное телерадиовещание на Украине, - административная «украинизация» продолжается и поныне.

К сожалению, после прихода к власти в 2010 г. Партии регионов положение русского языка не улучшилось - наоборот, предвыборные обещания о региональном и тем более государственном статусе русского были забыты, начался очередной виток заигрывания с украинскими националистами и забвения интересов Юго-Востока. Ярким примером тому является поведение руководства Донецкой области во время праздничных мероприятий у памятника А.С.Пушкину в Донецке 6 июня. Присутствовавшие на празднике председатель Донецкого областного совета Андрей Шишацкий и заместитель председателя Донецкой облгосадминистрации Марина Черенкова отметили значение творчества А.С.Пушкина и русского языка для мировой культуры и Донбасса, однако в то же время А. Шишацкий отказался от инициативы восстановить региональный статус русского языка в Донецкой области. Напомним, еще 18 мая 2006 г. Донецкий областной совет принял специальное решение о региональном статусе русского языка, которое затем в 2010 г., уже в период нахождения Партии регионов при власти, было отменено судами. И хотя на последней сессии Донецкого областного совета V созыва 21 октября 2010 г. было принято обращение к Верховной Раде Украины о скорейшем исправлении языковой ситуации, теперь руководство Донецкого облсовета почему-то отказывается от идеи возвращения русскому языку регионального статуса. Что это - недомыслие, политическая недальновидность или же грубая гуманитарная авантюра, граничащая с предательством своих избирателей? Ведь вполне очевидно, что Донбасс не может существовать и динамично развиваться без русского языка, и пока этот вопрос не решен, в донбасском обществе постоянно будет присутствовать гуманитарная и общественно-политическая напряженность.

Между тем положительный опыт Луганского областного совета в решении проблемы русского языка показывает, что донецким регионалам впору бы поучиться у своих коллег из Луганска по части отстаивания интересов своих избирателей и защиты идентичности Донбасского края. Так, еще 30 декабря 2010 г. сессия Луганского областного совета приняла Региональную целевую программу развития и функционирования украинского и русского языков в Луганской области на 2011-2014 годы, в которой было заложено бюджетное финансирование потребностей русскоязычного населения области. Между тем в Донецкой области до сих пор действует старая программа развития русского языка и русской культуры на 2008-2011 годы, срок действия которой скоро окончится. Руководству Донецкого областного совета пора подумать о дальнейшем развитии русского языка в регионе, а не ограничиваться формальностями. Что мешает председателю облсовета А. Шишацкому последовать примеру своих луганских коллег? Совсем недавно, 27 мая Луганский областной совет принял решение «О реализации конституционных гарантий на свободное использование русского языка, других языков национальных меньшинств в Луганской области». Это решение, не используя понятия «региональный статус» для русского языка, тем не менее, регламентировало расширенное применение русского на территории Луганской области. Спрашивается, какие фобии мешают Донецкому областному совету прибегнуть к соответствующим формулировкам и предпринять хотя бы некоторые меры для улучшения языковой ситуации в регионе?

Конгресс гражданских инициатив «Донбасс молодой» требует обеспечения русскому языку в Донбассе надлежащего статуса и принятия местными властями реальных, а не формальных, мер для развития русского языка на территории Донецкой области.

Алексей Мартынов, историк, Центр политологического анализа и технологий (Донецк), Конгресс гражданских инициатив «Донбасс молодой»

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Алексей Мартынов
Очередной блеф от пана Климкина
Политолог Алексей Мартынов о последствиях выхода Украины из СНГ и денонсации договора о дружбе с Россией
16.03.2018
Все статьи Алексей Мартынов
Последние комментарии
Греция – Македония: спор из-за Александра Македонского не утихает
Новый комментарий от Павел Тихомиров
13.11.2024 21:20
Удерживающий или подменный «Катехон»?
Новый комментарий от наталья чистякова
13.11.2024 21:18
Царь Иоанн Грозный не виновен в смерти святителя Филиппа
Новый комментарий от р.Б.Алексий
13.11.2024 20:54
Религиозная амбивалентность?
Новый комментарий от Апографъ
13.11.2024 20:34
Русскому человеку нужно одуматься и покаяться
Новый комментарий от Русский танкист
13.11.2024 20:18
«Стратегическая победа всех защитников традиционных ценностей»
Новый комментарий от Владимир Петрович
13.11.2024 19:22
«Фантом Поросёнкова лога»
Новый комментарий от Бузина Олесь
13.11.2024 19:22