Его называли волшебником тока высокой частоты, он мог зажечь небо над Атлантикой и осветить дорогу к Северному полюсу, а также за один час обрушить Бруклинский мост. Ему приписывают даже «авторство» в связи Тунгусской катастрофой. Имя этого славянского кудесника, обогнавшего в своих исследованиях время, - Никола Тесла.
Туда, где «русский свет»
Петербург начала восьмидесятых годов XIX века, величественный, строгий и стройный, в отличие от Европы, жил без «подземки», на извозчиках и позднее других столиц обзавёлся конкой. Вагоны с империалом - специально отведённым местом для пассажиров на крыше состава, ведомого по рельсам двумя лошадьми, неторопливо бегали по двум главным магистралям - Невскому и Садовой. Здесь же горели газовые фонари, которые всё больше вытеснялись ослепительными «свечами Яблочкова» - первыми дуговыми электролампами с параллельным расположением углей. Потом их сменят лампы накаливания, и электричество, судя по газетам, всё уверенней будет входить в жизнь северной русской столицы, вызывая восторг у европейского жителя Николы Теслы. За рубежом эти изобретения получили характерное название - «русский свет». Казалось, он круглые сутки струился с берегов Невы...
Ни Прага, ни Вена, а далее - Будапешт, Страсбург и Париж, где довелось пожить и поработать молодому инженеру-электрику Тесле, не вызывали у него таких бурных эмоций, как этот город, где он ни разу не был, тем сильнее сюда тянуло на жительство. Петербург был родиной выдающегося учёного Василия Петрова, который ещё в 1802 году соорудил самую крупную в мире гальваническую батарею из медных и цинковых кружков, установив возможность практического использования электрической дуги (Вольтовой её незаслуженно назовут потом). Описывая открытое им явление, Василий Владимирович выражал надежду, что электричество будет освещать целые города и плавить металлы на заводах, триумфально ворвавшись в жизнь.
С открытием электрической дуги начинается отсчёт успехов русской электротехники - одной из самых перспективных областей в научно-прикладной деятельности человечества. Так считал Тесла, удивляясь тому счастливому случаю, который сделал Петербург законодателем мод в сфере электричества. Была ли в том закономерность, собравшая вместе столь блестящее созвездие талантов? Яблочков, Ладыгин, Чиколев, Попов... Особое восхищение у молодого изобретателя вызывал профессор-физик Петербургского лесного института Дмитрий Лачинов, который уже в 1880 году доказал возможность передачи электроэнергии на значительные расстояния по проводам сравнительно малого сечения. На практике это вело к неизбежным потерям электроэнергии, но русский учёный уже знал, как решить данную проблему - путём неизбежного повышения напряжения.
Мысленно Тесла не раз и не два вёл беседу с профессором Лачиновым, которого считал единомышленником: доставка электроэнергии на дальние расстояния уже тогда овладела молодым талантом, и он твёрдо решил уехать в Санкт-Петербург.
Администратор одной из парижских энергетических компаний, который когда-то начинал вместе с Томасом Эдисоном, узнал о намерении непризнанного гения и грудью встал на пути. Как же надо не любить Россию, чтобы регулировать процесс утечки мозгов из Европы в определённом направлении: если куда-то и следует ехать, то непременно в Америку.
- Было бы непростительной ошибкой, - быстро набросал он рекомендательную записку мировой знаменитости, - дать возможность уехать в Россию подобному таланту. Вы ещё будете мне благодарны, мистер Эдисон, за то, что я не пожалел нескольких часов для убеждения этого молодого человека отказаться от мысли ехать в Петербург. Я знаю двух великих людей: один из них - вы, второй - этот молодой человек...
Судьбе было угодно, чтобы в окончательном решении Теслы именно Америка одержала убедительную победу. По дороге в Нью-Йорк всё случится исключительно по-американски: доверчивого по природе славянина классически ограбят, и он ступит на берег незнакомой ему страны с несколькими центами в кармане, имея только две тетради, в которых мелким почерком будут изложены мысли, как овладеть вращающимся магнитным полем.
Но, так и не побывав в России, находясь от неё на гигантском расстоянии, Тесла всё-таки нашёл в ней благодарных почитателей. Как свидетельствует первый в нашей стране биограф Николы Тесла Борис Ржонсницский, русский технический журнал «Электричество» ещё в 1905 году восхищался идеями изобретателя-одиночки. Студент-физик Петербургского университета Сергей Майзель, ставший лауреатом Государственной премии СССР в 1947 году, восторженно откликнулся на одну из работ учёного:
«Быть может, мысли Теслы утопия, но это утопия гениальная; быть может, его надежды никогда не сбудутся, но они вливают в нас новую веру в будущее человечества, в мощь человеческого разума, в непобедимую силу света и знания... И всё-таки необыкновенно смелые мысли и надежды Теслы так завлекательны, в них местами так сквозит безумие гениальности, или гениальное безумие, что поневоле душа сжимается, боишься верить, боишься принять бред гениального безумца за научное пророчество».
Работа касалась передачи энергии без проводов и появилась в 1904 году, но в каком неожиданном ракурсе она предстала! Тесла рассматривал свои изобретения как «средство установления всеобщего мира», что было весьма актуально в связи с полыхавшей в Азиатско-Тихоокеанском регионе русско-японской войной. В принципе, ничего утопического в идее сербского учёного с американским паспортом, не было, более того, он действовал в соответствии с народной мудростью: «Клин клином вышибают». Что и говорить, вольно или невольно, но подтверждалась этимология фамилии: «тесло», в переводе на русский язык, - не что иное, как плотницкий инструмент, особый вид топора, которым в совершенстве владели на родине Николы, сына православного священника в Смилянах. По мнению великого изобретателя, урезонить какого-либо агрессора достаточно просто, если создать управляемое на значительном расстоянии сверхмощное оружие - некую сдерживающую силу.
- Та установка, которую я сейчас строю, - заявил учёный всему миру, - представляет игрушку. Генератор с максимальной мощностью в 10 миллионов лошадиных сил может произвести лишь лёгкое сотрясение планеты знаком и словом - телеграфом и телефоном. Установка, которая даст энергию порядка одного миллиарда лошадиных сил, равная мощности ста Ниагарских водопадов, сотрясёт Вселенную такими ударами, что очнутся от сладкой дрёмы самые сонливые электрики, где бы они ни были - на Венере или на Марсе...
Повелитель грома и молний
Но к созданию этой установки, от которой «ринется сквозь землю ток напряжением в 100 миллионов вольт», Тесла шёл долго, сопровождаемый серией долгих неудач. Одна из причин - финансовая стеснённость, не мешавшая, впрочем, учёному жить в самых дорогих гостиницах Нью-Йорка, столоваться по особо составленному меню одним и тем же метрдотелем. На эти обеды приглашались избранные, а после следовала просветительская экскурсия в небольшую лабораторию на Хаустон-стрит, где каждый мог убедиться в чудодейственной силе электричества. Повелителем грома и молний, этаким американским Зевсом, Тесла станет только в 1899 году, построив первую крупную лабораторию в Колорадо Спрингс - местечке возле курорта в ущелье Скалистых гор. Мачта, уходившая на высоту в 60 метров с медным шаром в завершении, кажется, сама должна была притягивать электрические разряды на высокогорном плато. Рядом с ней Тесла распорядился смонтировать «усиливающий передатчик», где имелась система катушек, чтобы индуцировать грозовое явление в его полном объеме, как если бы в Колорадо действительно пришла настоящая гроза.
Неслучайно на двери деревянного сооружения красовалась говорящая надпись из «Божественной комедии» Данте Алигьери: «Оставь надежду всяк, сюда входящий». Нечто похожее на круги отнюдь не литературного ада началось в памятную ночь третьего июля 1899 года, когда Тесла из ничего, из пустоты создал грозу, даже не провоцируя при этом атмосферу, поскольку небо было абсолютно безоблачно, в звёздах. Уже в самом начале эксперимента, после замыкания сети, ассистент, управлявший распределительным щитом, с ужасом увидел, как из его пальцев вылетают длинные искры, сопровождаемые болью от уколов током. Треск разрядов с каждой минутой получал зловещие формы, обретая подобие артиллерийской канонады.
Ещё более эффектное зрелище лабораторная мачта являла снаружи, испуская из медного шара огненные стрелы длиной свыше 100 футов на фоне голубого электрического нимба. Появился наконец-то и гром, который даже очевидцы слышали на значительном расстоянии - до 15 миль в округе. Теперь в ходе неслыханного опыта можно было добиться главного - распространения так называемых стоячих волн и вызвать в Земле явление электрического резонанса. По расчётам Теслы, волны должны были сходиться в точке, диаметрально противоположной высокогорному американскому плато, примерно в районе южной оконечности Африки и дальше, по направлению к Австралии.
От смелости замысла невольно захватывало дух. Ни один учёный на пороге XX века не ощущал такие гигантские возможности человеческой мысли, способной привнести колоссальные изменения в окружающий мир. Какую неизвестную силу способен вызвать электрический резонанс в любом конце земного шара, учёный мог только догадываться, но как инженер он твёрдо знал: начатому эксперименту тесны лабораторные рамки. Правда, один из результатов первых грозовых опытов Теслы для персонала электростанции курорта «Колорадские источники» был хорошо известен: от перегрузки сгорел трансформатор (запомним это обстоятельство!). Горная местность надолго погрузилась в темноту, и Теслу заставили спешно ремонтировать технику.
А ещё раньше эксперименты по использованию ультразвука в маленькой лаборатории на Хаустон-стрит вызвали большой переполох среди жителей соседних домов: к учёному ворвались даже полисмены из близлежащего участка, явственно ощутив, как от возникшего резонанса почва стала медленно уходить из-под ног. «Я мог бы за час обрушить Бруклинский мост», - обронил как-то электрический волшебник слишком уж смелую фразу, но с законами физики она не расходилась. Делая зачастую очень резкие заявления, Тесла вряд ли выдавал желаемое за действительное: прославленный учёный умел действительно невероятно многое, как никто другой.
Когда мысль обгоняет время и поминутно прилетает крылатый конь вдохновения, в этой волшебной эйфории гений не всегда, к сожалению, задумывается над тем, чего же следует ожидать от его эксперимента в его развитии, в будущем. Раскаяние если и наступает, то слишком поздно...
Новый импульс дальнейшим разработкам Теслы придавало сопутствующее обстоятельство: согласие Джона Моргана финансировать строительство гигантской башни Ворденклиф. Здесь, на острове Лонг-Айленд, в графстве Шафрок, легендарный физик приобрёл заброшенный участок земли площадью в 200 акров (свыше 80 гектаров. - Прим. Н.Ю.). Место для экспериментов было выбрано и впрямь идеальное: на многие мили окрест не встретишь какого-либо строения, в то же время есть железнодорожное сообщение, стало быть, из Нью-Йорка можно добраться в лабораторию без проблем. Тесла был на вершине блаженства: сложные сооружения вызвались строить две тысячи рабочих, одновременно возводился городок, где предполагалось задействовать ещё столько же сотрудников будущей мировой трансляционной башни Ворденклиф. При таком стечении народа трудились разве что над созданием атомной бомбы, ни один учёный начала XX века не получал в своё распоряжение столько сил и средств. Но ведь и конструкцию предстояло создать уникальную, по сути, Ворденклиф должен был стать радиотехнической столицей мира.
Саму трансляционную башню в целях большего волнового эффекта делали из дерева, поднимая до высоты почти в 50 метров. А когда водрузили на каркас массивный металлический диск, очень похожий на «тарелку», вдруг возникло сомнение: выдержит ли сооружение ветровую нагрузку, не войдёт ли в резонансные колебания порождаемых им электромагнитных волн?
В 1902 году башня была готова. По оценке российского физика Юрия Мазурина, изучающего сегодня теоретическое наследие Теслы, объект в Лонг-Айленде «намного опережал всё, о чём современные учёные могут только мечтать. Это был успешно проверяемый транслятор системы электромагнитных волн, с помощью которых учёный вызывал землетрясения, воспламенял атмосферу, устанавливал непробиваемые энергетические барьеры в ионосфере». Но, пожалуй, самое главное достижение изобретателя заключалось в том, что он получал неисчерпаемую энергию из эфира, используя неизвестный даже нашим современникам принцип «эфирной» технологии.
Собственно говоря, именно «дармовая» энергия стала решающим обстоятельством, в силу которого стальной магнат Морган без сожаления выделил на проект 150 тысяч долларов. Но постепенно благодетеля учёного начали терзать сомнения. Дело в том, что Тесла рассматривал земной шар вместе с ионосферой в качестве гигантского природного аккумулятора, и распределение этой энергии, в соответствии с его убеждениями, должно было идти безвозмездно - в виде бесплатного потребления в целях процветания человечества. Мировые производители, создавшие к тому времени Ниагарскую ГЭС, где, кстати, работали генераторы Теслы, никогда бы не пошли на подобный шаг. Именно в этом кроется одна из главных причин прекращения опытов на башне Ворденклиф, тайна которой не разгадана до сих пор.
В 1905 году Тесла не видит возможности расплатиться с заводами-изготовителями, поставлявшими энергетическое оборудование в долг, и бросает работы на Лонг-Айленде. Уходит, оставив в лаборатории всё нетронутым, не забрав оттуда ни одной бумаги. Считается, что он никогда больше не возвратится в эти края...
Куда открыта дверь?
Это предположение о прекращении экспериментов на башне Ворденклиф не лишено оснований, ведь Тесла действительно начал работать анонимно. Тем более сложно утверждать, продолжил он свои опыты или же оставил их навсегда. В то же время именно в Америке сегодня пытаются определённым образом замолчать работы великого мастера электрического эксперимента. Понятно почему: после смерти учёного, случившейся в 1943 году, в православное Рождество, его наследие засекречивают, и оно прочно оседает в архивах ФБР.
В самом начале 1915 года не менее странным образом решили также и судьбу башни Ворденклиф. Дабы усыпить бдительность обывателей, в ход пошли довольно расплывчатые аргументы: мол, по решению федерального правительства искусственное сооружение взрывают «во избежание использования в целях шпионажа». Но ведь США сохраняли нейтралитет и вступили в Первую мировую на стороне Антанты в самый последний момент, в 1917 году. Трудно представить, что Германия, отдалённая от Штатов океаном, рассматривалась в качестве серьёзной военной силы. Абсурдным выглядело и предположение, что немецкие подводные лодки вдруг высадят десант в 60 милях от Нью-Йорка и завладеют таинственной конструкцией. Только так могли что-то предпринять «шпионы». А если допустить, что власти просто страховались, значит, опыты Теслы действительно могли иметь разрушительные последствия (или уже имели?), о чем спецслужбы, безусловно, были оповещены. Под башню заложили немалые заряды динамита, но и в этом случае она не превратилась в руины, а только завалилась набок.
И всё-таки до наступления этого печального момента техника Ворденклифа пребывала в исправном состоянии, что позволяло Тесле делать свои невероятные заявления. К примеру, в конце 1908 года он захотел осветить дорогу к Северному полюсу американскому путешественнику Роберту Пири, когда тот оказался во власти полярной ночи и пребывал в глубокой депрессии. Хандра у будущего адмирала вскоре прошла, поскольку надвигалась весна. Собачьи упряжки бодро бежали к макушке Земли, и помощь со стороны Теслы не потребовалась.
Разумеется, не имея соответствующей базы, осуществить такую трансполярную «подсветку» было бы невозможно, равно как и направить потоки колоссальной энергии в Сибирь и вызвать явление, позже именуемое как Тунгусский метеорит. Действительно ли учёный направлял вихревые токи на Подкаменную Тунгуску? Можно ли считать эту версию как основную, а остальные - в качестве производных? Все обстоятельства выстраиваются в стройную логическую цепочку, нет только одного: документального подтверждения тунгусского эксперимента.
Более того, великий физик, несмотря на информационную блокаду, в 1915 году всё-таки нашёл возможность высказать свои соображения относительно проделанных им экспериментов, подводя главный итог своей деятельности в лаборатории на Лонг-Айленде:
- Практически передача электрической энергии без проводов и производство разрушительного воздействия на расстоянии, безусловно, возможно, - сообщил он репортёрам в одном из интервью. - Я уже конструировал беспроволочные передачи, которые делают это. Мои навыки продвинулись так далеко, что воздействия большой разрушительной силы могут быть переданы в любую точку земного шара, определённую заранее с большой точностью.
Сегодня стала известна и другая, не менее фантастическая идея создателя сети переменного тока, с которой он обратился в министерство национальной обороны США. Перед самым началом Второй мировой войны Никола Тесла представил свои предложения военным по обустройству сети антенн, которые могли бы засекать и уничтожать все вражеские объекты, вторгшиеся в воздушное пространство США. Бытует легенда, что очередные прожекты Теслы были приняты в штыки, но факт остаётся фактом: таким небесным щитом, где в качестве передающей среды используется ионосфера, Соединённые Штаты уже располагают. Речь идёт о проекте ХААРП - высокочастотной программе создания искусственного северного сияния, которая обладает устрашающими операционными возможностями. Материально разработки подкреплены большим количеством ионосферных антенн, установленных на военной базе в Аляске и способных не только получать, но отправлять сигналы в верхние слои земной атмосферы.
По сути, это новый вид оружия - геофизическая дубинка, с помощью которой можно вызывать землетрясения, смерчи и другие природные катаклизмы, выводить из строя гражданские и военные электронные системы слежения и управления, а также объекты энергетики и связи. На особом месте среди поражающих факторов - электромагнитное воздействие на человека, способное сеять панику у населения в каждом конкретном регионе или же вызывать полную апатию. По мнению независимых экспертов, ХААРП однажды уже показал себя, правда, по иронии судьбы пострадал не какой-то вероятный противник, а свои же люди, граждане США. ЧП произошло в знаменитый «черный» понедельник 14 августа 2003 года, когда из строя вышла вся энергетическая система на восточном побережье Атлантики, а без света остались 50 миллионов человек. Всех «собак», как водится, тогда повесили на «критическую» зону передачи заряда с запада на восток, устаревшую (?) технику и «недобросовестных потребителей», скрыв от людей чрезвычайно странное совпадение. В тот же день и час, с упреждением в 14 минут, в ходе эксперимента, идущего в рамках ХААРП по вмешательству в климат Земли, ионосфера нашей планеты была отмечена мощным излучением.
Есть и ещё одна информация к размышлению. Автором разработок национальной американской программы является физик Бернард Истлунд, который по сути заимствовал идеи своего великого предшественника - Теслы. Сегодня уже не важно, где начинается авторство и кончается плагиат. Упрекать эпигона можно в другом: он поздно забил тревогу, когда почувствовал, что проект беспардонно корректирует в своих целях Пентагон. Реалии действительно таковы: опыты с атмосферным электричеством непредсказуемы, они могут в любой момент выйти из-под контроля экспериментаторов и завести человечество в тупик.
Николай Юрлов, Красноярск
1. Автору