Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Забытый крестный ход на Троицкую неделю в Москве

Священник  Н.  Романский, Русская народная линия

11.06.2011


Имперский архив …

Великая духовная сила заключена в православном крестном ходе. Он свидетельствует о торжестве Православия, об открытом исповедовании наших религиозных святынь, о противостоянии врагам Матери-Церкви и русской исконной государственности. Тот, кто хоть однажды прошел в большом крестном ходе под хоругвями и царскими знамена, никогда не забудет пережитый духовный восторг и эмоциональный подъем.

Отнюдь не случайно пришедшие в результате клятвопреступного бунта к власти богоборцы почти сразу же запретили в стране массовые крестные ходы. Ощущение надвигающейся катастрофы задолго до февральского переворота испытывали многие наши соотечественники – прозорливцы, архиереи, священники, писатели, государственные мужи… Стремясь противостоять вздымающейся волне революционного террора и теплохладности обывателей, охранители веры и государства обращались к историческому прошлому России, черпая там образчики победной борьбы с ересями, крамолой и смутой.

В православной церковной периодике имя священника Н. Романского встречалось мне неоднократно. С некоторыми его интереснейшими изысканиями и публикациями, основанными на летописных и исторических источниках, хочу постепенно познакомить боголюбивого читателя. 14 марта 1902 года в заседании Церковно-Археологического Отдела знаменитого в то время Общества Любителей Духовного Просвещения о. Н. Романский выступил с докладом «Сказание 17 века о крестном хождении как новый источник для истории ереси жидовствующих», который позже был опубликован в газете «Московские Церковные ведомости» (1902. № 13. С. 174-176).

В рукописном сборнике под № 195 (гл. 7 л. 56-61), принадлежащем библиотеке Императорского Общества Истории и древностей российских, имеется весьма интересное, нигде еще не напечатанное, сказание под заглавием — «О хожении со кресты, чесо ради тако церковь Божия творит».

Передадим сначала самый текст сказания:

«Иже неверны и жидове суще от того времени, егда Христос от мертвых востал, хотяху тридневное Его воскресение утаити, яко евангелист Матфей свидетельствует, даша стражем много сребра, дабы поведали пред людьми, яко нам, спящим, пришедше ученицы Его украдоша и, аще услышано будет то, игемона мы его утолим, а вас безпечальни сотворим; они ж взяша сребренники и сотвориша тако, якоже научиша, и разыдеся слово то в жидех и до сего дни; того ж учреди церковь Божия по вся лета творить память тридневнаго воскресения Христа — не токмо збираемся в дом Божий молитвенный славити иже воистину Христос воскресе из мертвых, но знаменаем тем, еже есть честным крестом, на нем же Он, яко Апостол Павел свидетельствует, раздрал рукопиcaниe — учение, еже нам бысть сопротивно святем знамением, яко хоругвою изображением Избавителя нашего, яко родися от Пречистыя Девицы плотию, яко Его на руцех Своих поносила и яко от мертвых воскресе, — идем от церкви до церкви, не стыдяся неверных жидов и всех их жидовская мудрствующих врагов креста Христова, и пред всеми народы истинное Его воскресение велегласно славяще поем: Христос воскресе из мертвых и дарова нам живот вечный, аще противнии стыдятся того творити. Ко славе Избавителя своего у них бо в жилищах их нигде креста, ни образа Христова несть, по писанию Златоустаго, яко лисии в яме сидят, мы же, вирнии, исполняше глагол Избавителя своего, яко рекл Сам святыми Своими усты Марии Магдалыни и другий Mapии, иже сретоша Его идуща от гроба и, падши на ноги, поклонишася Ему; Он же рече им: не бойтеся; идете, возвестите братии Моей: и да иду в Галилею и тамо узрят Мя. Они ж шедше поведаша учеником и потом иным многим. Також и ученицы Христовы скоро по воскресении Его не токмо, собравшеся, сами меж собою проповедаша воскресение Христово, но и по местом ходяще и по путем кого сретаху поведаху, яко Самого Господа видеша идуща путем со апостолы — с Лукою и Клеопою и глаголюща, и вопрошающа, которую речь меж собою имели они ж; они ж тогда ни о чем ином не глаголаху, токмо о воскресении Христовы начаша поведати, тако ж мы даждь и до днесь о том глаголем и поем, ходяще со кресты в день воскресения Христова; аще же хто нас вопрошает, которое исправление в вас, чего ради тако ходяще по местом поете, мы ж к ним отвещаем глаголюще: жидове ибо и днесь таят воскресение Христово, того ради мы, вернии, не токмо в дому Божии молитвеннем, но и по местом ходяще славим тридневное воскресение Христово. Тако ж и в день Сошествия Св. Духа ходим со кресты прославляюще Бога и Спаса нашего Исуса Христа, воскресшаго от мертвых и вознесшаго на небеса и обещание Духа Святаго, от Отца прия, излия на ученики Своя в день пятидесятный, тому ж жидове не верят; того ради церковь Божия обличает окаменение сердца их и всех неверных не токмо в собрании своем, еже есть во церкви, но и по местом со всем верным народом ходящим поем и славим Избавителя своего, в Троицы Единаго Бога, и Ему честь воздаем пред всем народом, глаголюще: Пресвятая Троице, Боже наш, Слава Тебе. Тако ж образ Спаса нашего Исуса Христа, како ся родил плотию от чистыя Девы Mapия, и како Его, Младенца, на руках Своих поноси; ту же со кресты носим и тем обличаем окаменения жидовскаго неверия и показуем им, яко Мессия, Его же они ждут, прииде уж, по пророчеству Исаину, яко Отроча родися и Сын дасться нам и называется имя Его велика Совета Ангел, чюден Советник, Бог крепок, которые о Нем пророчествова Иepeмия: се Бог наш и не приложится ин к Нему, на земли явися и со человеки поживе; о Нем же явственно Павел написал: аще велика благочестия тайна — Бог явися во плоти, а иже Бог воплотися и со человеки поживе и образ Свой, яко мпогие наследницы апостольские и кронники древнии свидетельствуют, на плащанице Авгарю царю послав, иже есть и доныне церковь о том Божия от начала веры, иже есть от дней апостольских, како выше во второй главе показует, даждь до днесь набольшую славу истиннаго Его вочеловечения образ написует и не токмо во церкви, но и по местом носящи неверным показует, пишуще Его образ на иконе и Его Матерь чистую Девицу Mapию, иже бысть от колена Давидова, от корене Иесеева, яко Младенца на руку Своею носила, яко о том Иcaйя пророк иедеом глаголал: Се Дева во чреве приимет и родит Сына и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо, с нами Бог; паки же рече им, неверным жидом, ибо мы образов не имеем, яко Бога, яко они укаряют нас, но токмо в таковой чести имеем образ Христов, яко они кивот Божий и херувими и Дску злату и иное все церковное строение имели; паки же тамо повелением Божиим в дому Божии свещи быша во время молитвы, тако же и ныне в церкви Христове свещи есть, яко и апостолов было, и о том бо апостол свидетельствует, глаголя сице: бысть и свещъ в горницы много, идеже быхом собрания; якоже иедеи в дому Божии кадили, по глаголу Божию, и яко они, цаpиe персистии, принесоша Христу на рождество кадило и яко 3aхария, отец предтече, кадил, тако и ныне церковь Христова приносит кадило имени Его на всяком месте, по пророчеству Малахиину, яко повелением Божиим израильтяне хождаху с киотом, молящеся Богу, и якоже идоша до горы Господни в путь, тогда ковчег Господень несен бысть пред ними, — тогда ж Моисей моляся Богу, глаголя: воскресни Господи, да разсыплются врази Твои и вси ненавидящеи Тя. Такожде и церковь Христова, ходяще с образом Избавителя своего, молящеся Ему, да избавит нас от всех врагов наших видимых и невидимых, что иже ныне противнии поругаются, како ся не боят гнева Божия, яко того ради приходит гнев Божий, яко царицу Мелхилу прокля неплодством, она бо поругаяся и посмеяся Давиду царю, егда со всем домом израилевым идяше пред кивотом Божиим скакаше, играше и весь народ веселяшеся и пояху гласом великим, хваляще Бога. Виждь, яко сени ради таково пострада, яко Апостол свидетельствует, закон сени суть приидущих благ, а не самая истина. Что же ныне за самую истину не сотворит ли Бог смехотворцем и поругателем неплодства избавления и не разорит ли их, яко разори стены иерихонския, егда собрашася сынове израилевы со священники ношаху кивот Божий, поюще и хваляще Бога, токмо с верою,: а не зверским воплем молимся и на Господа все упование наше положим. Он бо Сам рекл: на Мене положи мщение; Аз воздам. Мы же прославим Господа Бога всеми силами нашими в телесех и душах наших и все в славу Его творим, глаголет бо Апостол, аще ясте или пиете или ино что творите, все в славу Божию творите. Се же не в славу Божию есть, что церковь Христова, ходяще со образом Спаса Своего и знамением крестным, с котором Он Сам в день судный на обличение беззаконных приидет? Во истину в славу Божию есть. Паки же не стыдящеся всех противных вси верные со кресты ходят, славяще Избавителя своего, яко они — люди избранные Божии, — в прежнем законе не стыдяся кивотом Божиим, хождаху, якож пишет, весь Израиль со старцы и книжники их идоша оба полы ковчега — прежде старцы и левиты с подвизающими ковчег завета Господня и тем побеждаху много врагов своих, такожде и вы ныне, не стыдящеся врагов Божиих и ваших, воспоминает вас церковь Божия ходити со кресты; яко да и вами Бог не стыдится в день страшнаго онаго суда, а иже тем противнии о том нам поругаются, яко хвалением святых праведных хвалим Бога, мы ж им противну того тако отвещаем».

Сказание это в упоминаемом сборнике имеет на боку отметку: 3 марта 1644 г.

Вероятно, на этом основании г. Строев в своем каталоге сказание это и относит вообще к 17 веку.

Но для установления времени происхождения сказания недостаточно одних внешних указаний, которые легко могут ввести и в заблуждение.

Всматриваясь в содержание, цель и характер сказания нельзя не видеть, что сказание это имеет в виду исключительно ересь жидовствующих, отвергавших воплощение Сына Божия, не веривших и Воскресению Христа из мертвых, не чтивших ни св. икон, ни св. угодников Божиих, не признававших таинства св. евхаристии и державшихся более Ветхого завета, чем Нового, празднуя Пасху по-иудейски.

С этою ересью сказание все время полемизирует, оправдывая исторически и догматически факт крестных хождений и обличая укоризны жидовствующих.

Если же так, то и самое сказание следовало бы отнести к концу 15 века или к началу 16 века, так как ересь жидовствующих, появившаяся в Новгороде в конце 15 в. и затем в широких размерах распространившаяся в Москве, была осуждена уже собором 1504-1505 г.; этим собором наша церковно-историческая литература обычно оканчивает историю этой ереси, показывая, что собором 1504-1505 г. был нанесен жидовствующим такой сильный удар, что ересь после собора как бы с корнем была исторгнута (Ист. Филарета, 1888, т. III, стр. 118-124).

Исследователь жидовствующей ереси г. Сервицкий в «Православном Обозрении» (1862, II) заявляет даже, что собором 1504-1505 г. окончилась внешняя история жидовствующих еретиков и что дальнейших источников для ея изложения не имеется.

Отсюда является недоумение: каким образом могла появиться хронологическая отметка на сказании и справедлив ли г. Строев, относящий сказание к 17 веку.

Недоумение это разрешает само же сказание, когда рассуждает о крестном хождении в день Сошествия Св. Духа.

Конечно, если ересь жидовствующих была распространена только в Новгороде и Москве, то и обличительное сказание могло появиться там же. Но в Новгороде крестнаго хождения ни в день Сошествия Св. Духа, ни в неделю Троицкую никогда не было, и в настоящее время нет ни одного исторического документа, который бы указывал о том хотя намеком.

Обращаясь теперь к историческим документам, в которых имеются известия о Московских крестных ходах, мы должны придти к следующим положениям.

Прежде всего о крестном хождении в Москве в день Сошествия Св. Духа не свидетельствует ни одна летопись; нет никаких сведений и о том, чтобы сей крестный ход был совершаем в Москве в 15 и 16 веках.

Удивительно и то, что в «сказании действенных чинов» 1627 года (Др. Р. В. т. VI) подробно перечисляются все, бывшие в то время, крестные хождения, но нет упоминания о хождении в день Сошествия Св. Духа; равно нет каких-либо указаний о том ни в «Треодионе» 1668 г. (Др. Р. В. т. XI), ни в «уставе патриархов» 1668 г. (Др. Р. В. т. X), ни в «уставе служб и облачений» 1682 г. (ркп. Син. биб. № 426), ни в «записной книге патриаршего служения» (ркп. Син. б. № 107).

О существовании крестнаго хождения в Москве в самый день Сошествия Св. Духа имеется только одно известие за 1748 год.

Так, на запрос Св. Синода 17 июня 1767 г. Московская консистория ответствовала, что в первом и втором десятках Никитского сорока было крестное хождение в день Сошествия Св. Духа с 1748 г., также из Никитского монастыря, из Георгиевского и прочих приходских церквей, по словесному дозволению преосв. Платона и после него Тимофея, по большой Никитской, Тверской и Дмитровке; на перекрестках означенного сорока отправлялись литии; хождение совершалось по причине бывших в Москве пожаров; равно и в Пречистенском сороке в тот же день бывало крестное хождение по причине утолившихся в Москве великих пожаров, с дозволения преосв. Тимофея (Арх. М. Д. Кон., дело 1773 № 16).

О том же упоминают г. Розанов и г. Снегирев; при чем г. Снегирев прибавляет от себя, что основанием таковых крестных хождений послужил особенно пожар, бывший во время вечерни в день Пятидесятницы — 29 мая 1737 г. (Розанов. Ист. М. епар. упр. 7. 2, кн. 2, стр. 323-324; Душ. Чт. 1861 г. ч. 2, стр. 102-104).

Понятно, что эти крестные хождения не имеют никакого приложения к содержанию, цели и характеру нашего сказания.

Остается особняком известие в «уставе церковных обрядов Успенского собора» 1634 г., трактующее о крестных хождениях в Москве во всю Троицкую неделю (Рус. Истор. Библ. 1876, т. III, стр. 152).

По этому известию, в понедельник Троицкой недели, «после заутрени протопоп Богородицкой с собором ходит со кресты к Архангелу, а емлют токмо крест да образ запрестольные Пречистые Богородицы, да крест воздвизалной в руках; и пришед ко Архангелу, говорят токмо октенью с кадилом и чтут молитву Богородицы, и отпуст со крестом. И к прочим собором ходы бывают во всю неделю после заутрени, как и на светлой неделе».

По упоминаемой в сказании святыне следует полагать, что именно на эти крестные хождения во всю Троицкую неделю и указывает сказание, когда говорит о хождении в день Сошествия Св. Духа, равно как и под крестным хождением в день Воскресения Христова в сказании разумеются ходы, совершавшиеся в пасхальную неделю.

В таком случае хронологическая отметка на сказании совпадает с известием устава Успенского собора 1634 года.

Отсюда – с достаточным основанием следует установить, что помянутое сказание явилось именно в Москве и при том во второй четверти 17 века с целью апологетико-обличительною.

Таким образом, помянутое сказание свидетельствует, что ересь жидовствующих после собора 1504-1505 г. не умерла и что во второй четверти 17 века она была настолько развита в Москве, что с ней приходилось так или иначе считаться.

И это весьма легко могло быть.

Сильно распространенная в Новгороде и Москве в конце 15 века, долго даже в Москве торжествовавшая, жидовствующая ересь, конечно, собором 1504-1505 г. не могла быть совершенно искоренена. После собора она могла тлеть и вспыхивать, как вспыхнула потом в ересях Башкина и Косого, приняв новый характер; могла вновь вспыхнуть и вспыхнула в Москве около половины 17 века; при чем естественно, что особенные нападки ея могли быть направлены на крестные хождения, которые были распространены тогда в Москве в таком количестве, как никогда и нигде.

Сказание взяло на себя задачу обличить жидовствующие укоризны и оправдать смысл и значение крестных хождений и блестяще выполнило свою задачу.

Оно показало наглядно, что в крестных хождениях выражается торжество веры Христовой; здесь христиане свидетельствуют, открыто исповедуют, что Христос, будучи Богом, для спасения рода человеческого, воплотился некогда, ходил по земле, был носим на руках Богородицы, распялся на кресте, воскрес, ниспослал Св. Духа, с тем же орудием спасения явится и в день судный, но, исповедуя в крестных хождениях дело крайней любви и благодати Божией к людям, Церковь Христова не делает чего-либо нового; то же делали и сами евреи в Ветхом завете, так что жидовствующие, придерживаясь Ветхого завета и произнося укоризны на христиан за крестные хождения, тем самым укоряют и обличают своих же братий, живших в Ветхом завете.

Таким образом, изложенное сказание является новым источником для исследователя при изложении истории ереси жидовствующих как обличительное послание.

Предисловие и публикация Андрея Хвалина



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме