Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Откровения Святой Троицы

Святитель  Иоанн  (Максимович), Русская народная линия

11.06.2011

В Ветхом Завете есть только неясные указания на Божественную тайну Святой Троицы. Святая Библия говорит, что пред сотворением человека Бог сказал: «Сотворим человека по образу Нашему и по подобию», чем указывается, что Бог - не одно Лицо. Но сколько Лиц в Боге и кто Сии Собеседники и Сотворители - о том указания нет. И другой раз, уже несколько яснее, но также только в видимом образе трех Ангелов, открывается Божественная Троица праведному Аврааму.

Троица. Икона Р.М.Гирвеля (СПб)В Новом Завете трижды раскрывается тайна Святой Троицы: в Крещении, Преображении и Сошествии Святого Духа. В Крещении раздался Божественный глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный», когда воплотившийся Сын Божий, Богочеловек, вступил на подвиг спасения человека. Здесь - слава Бога Отца, и ликование Его при виде такого подвига любви. Бог Сын стоит в струях Иордана в зраке раба, и Бог Дух Святой, в виде голубине, поддерживает слово Отца, свидетельствующее о Божестве Сына, смиренно склонившего голову под десницу Предтечи.

В Преображении снова раздались те же Божественные глаголы, с добавлением: «Того послушайте». Здесь - слава Сына Божия: в Богочеловеке человеческое естество озаряется Божественной славой. Он является апостолам как всемощный Владыка живых и мертвых, чтобы потом они, видя Его распинаема, поняли, что Господь Иисус Христос вольной волею принял смерть, поняли славу Божественной любви!

И, наконец, после Воскресения и Вознесения, когда раскрыта святым апостолам тайна Божественной любви и пути спасения человека, тогда снова совершается откровение Святой Троицы в явлении Бога Духа Святого. Здесь - слава Духа Святого и Его всемощной силы, возрождающей и преображающей человека на Божественном пути спасения. Здесь - Дух Святой исполняет обетование Сына и завершает Его дело спасения. Так совершилось откровение Святой Троицы: в славе Бога Отца, в славе Бога Сына и в славе Бога Духа Святого. Так совершилось откровение Святой Троицы единосущной, единомощной, единомысленной и единославной. Так раскрывается Тот, Кто сказал: «сотворим» по образу «Нашему».

Тайна творения мира есть тайна Святой Троицы. Мир Бог создал Словом: «рече и быша». «Словом» Святая Библия называет Бога Сына. Слово Божие - не только как наше слово - звук, а есть творческая Божественная Сила, личное проявление Премудрости Божией: «В начале бе Слово» и «Слово было Бог».

Бог Отец творит мир через Сына. Бог Сын, Слово Божие, творит мир с Духом Святым, Духом жизни, по начертанию Бога Отца. Святая Библия говорит, что когда был создан мир, Дух Святой «ношашеся» - носился над еще не имевшим вида миром. Славянское слово «ношашеся» не полностью передает библейское выражение. По еврейскому подлиннику надо разуметь не только то, что Дух Святой находился - носился - над тем миром, но еще и то, что у него было особое отношение к тому миру, что он как бы согревал его, как наседка, высиживающая цыплят.

Мир любим Богом, как призванный к участию в Божественной жизни и славе - через человека. После грехопадения весь вещественный мир испытал последствия того события и разделил осуждение человека. Потому, когда начинается спасение человека, то готовится и обновление мировой стихии. На Иордане устанавливается основа спасения человека - покаяние, и водная стихия призывается служить обновлению человека. «Днесь вод освящается естество» - поет Церковь на Богоявление - весь вещественный мир, в лице водной стихии, призывается служить новой жизни.

Освящается сначала вода, так как первый мир, «небеса и земля составлены из воды и водою» (2 Пет. 3, 5). В Преображении прославляется Богочеловек. Его слава - не видение только и образ, но подлинное прославление и преображение естества человеческого и откровение новой жизни. Преобразившись, Господь показал славу Небесного Своего Царства и славу Своего обожествленного человеческого естества, дабы апостолы, видя потом Его страдания и уничижение, поняли, что это есть путь, коим и им надлежит идти, дабы в Царстве Христовом также сиять тем Светом Божественной славы.

В сошествии Святого Духа человек, а через него и весь мир, призывается приобщиться той Божественной жизни и славы. Преображается дух человека, приемлющего Духа Святого и желающего той новой жизни. Дух Святой сошел на апостолов, а через них на всех, идущих путем спасения. Он сошел в огненных языках: возрождающая и преображающая сила Святого Духа попаляет все грешное, и мир войдет в новую жизнь, очистившись огнем. Дух Святой дает человеку силу принять созданную Сыном Божиим новую жизнь, приобщиться и природниться Ему. При сотворении первого мира сперва был создан мир вещественный, после - человек, и потом ему был дан Богоподобный дух - «вдунул Бог дыхание жизни». Так в создании обновленного мира сперва была освящена вода - вещественный мир - в Крещении; за сим - естество человеческое - в Преображении; и, наконец, совершилось возрождение и преображение духа человеческого - в Сошествии Святого Духа.

+ + +

Будущий святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский был рожден 4 июня 1896 г. в Изюмском уезде Харьковской губернии в семье уездного предводителя дворянства. Окончил Полтавский кадетский корпус (1914) и юридический факультет Харьковского университета (1918), а затем - Богословский факультет Белградского университета. В эмиграции в Югославии. В 1926 г. принял монашество в Мильковском монастыре (Югославия). До 1929 г. - законоучитель в сербской гимназии в г. Великая Кикинда. Преподаватель и воспитатель в Духовной семинарии св. апостола Иоанна Богослова в г. Битоли. Переехал в Китай. Служил в юрисдикции Русской Православной Церковью Заграницей (РПЦЗ). После прихода к власти коммунистов эвакуировался с паствой на Филиппины, затем переехал во Францию. С 1962 г. пребывал в США. Архиепископ Западно-Американский и Сан-Францисский (1962). Строитель кафедрального собора в честь иконы Пресвятой Богородицы «Всех Скорбящих Радосте» в г.Сан-Франциско. Скончался 2 июля 1966 г. в г. Сиэттл (США) во время молитвы в своей келье. В 1994 г. прославлен Русской Православной Церковью Заграницей в лике святых. Мощи святителя почивают в кафедральном соборе в Сан-Франциско.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме