6 мая 2011 г. в «СПб-ведомостях» были публикованы две статьи, в очередной раз посвященные проблеме Сталина и сталинизма, причем прямо противоположные по содержанию. В первой из них «Модернизация антисоветизма» коммунист Ю.Белов пишет, что большинство российского (и прежде всего русского) народа отвергает либеральную оценку советской эпохи как эпохи кровавого тоталитаризма - и это правда. В другой статье - В.Филиппова - утверждается, что неосталинисты представляют собой большую силу, способную обеспечить победу на выборах самому зловещему персонажу - и это отчасти правда. Как же нам выбраться из этих противоречий?.
Кто боится Сталина?
Поводом для обеих статей послужила компания очередной «десталинизация» нашего общества, развернутая группой либеральных интеллигентов и политиков во главе с председателем Совета при президенте РФ по содействию развитию институтов гражданского общества и правам человека М.Федотовым. Ничего принципиально нового в оценке прошлого в предложениях этой «рабочей группы», с сожалению, нет - имеют место устоявшиеся обвинения Сталина и его ближайшего окружения в тоталитаризме, геноциде, массовых репрессиях и т.д. Действительно новое содержится в призыве к государственным органам юридически запретить любое отрицание или оправдание преступлений тоталитарного режима. Так вопрос, в самом деле, не ставился даже на ХХ съезде КПСС - ни в знаменитом докладе Хрущева о «культе личности», ни в последующих советских постановлениях по этому вопросу. Даже в эпоху раннего Ельцина, когда хотели запретить компартию, этого не получилось: КПРФ сегодня вторая по влиятельности парламентская партия страны. Заранее можно предсказать, что и из федотовского запрета ничего не выйдет. И сторонникам, и противникам Сталина совершенно очевидно, что его популярность в массовом сознании связана не с прошлым, а с настоящим - с катастрофической (можно сказать, тоталитарной) несправедливостью в социальном устройстве современной РФ, когда, по словам директора Института экономики РАН Р.Гринберга, «по поляризации доходов мы превосходим даже латиноамериканские и африканские страны. В Москве средние доходы 10% самых богатых почти в 70 раз превышают доходы 10% самых бедных. Разрыв по стране - почти в сорок раз. Для сравнения: в странах Северной Европы показатель составляет 4 - 5 раз, в США доходит до 12». Ему вторит, как ни странно, антисталинист В.Филиппов: «число сторонников Сталина растет угрожающими темпами. Регулярно мы получаем шокирующие данные социологических и телевизионных опросов. В марте 2011 года программа «Открытая студия» на «Пятом канале» задала телезрителям вопрос: «Кто для вас Сталин?». Двухчасовое голосование дало следующие результаты: «великий вождь» - 71,5%, «наша история» - 17,7%, «кровавый палач» - 10,9%.». Если добавить сюда ещё результаты теледебатов «Имя России» в декабре 2008 года, где Сталин занял почетное третье место после Александра Невского и Столыпина, или голосование недавнего «Суда времени» на том же канале, где около 90% зрителей были на стороне неокоммуниста С.Кургиняна вопреки либералам Н. Сванидзе и Л.Млечину, то итог выходит вполне однозначным. Такое впечатление, что чем больше стараются антисталинисты (уже более полувека после 1956 года), тем больше сталинистов они порождают.
Дело тут, разумеется, не в Сталине самом по себе. Поставленный федотовской группой вопрос о «десталинизации» - это вопрос текущей политики. Грядут очередные парламентские и президентские выборы, и многим приходится искать оправдания тому режиму, который создан в посткоммунистической России. Кто будет голосовать за современных олигархов, приватизировавших общенародное достояние - прежде всего по нефти, газу, металлургии, но при этом «оттягивающихся» в Лондоне и Куршавеле, и там же держащих свои счета, недвижимость и детей? Только за год «кризиса» число наших доморощенных долларовых миллиардеров выросло с 30 до 100. Кому в голову придет спросить этих господ, служат ли, например, их отпрыски в армии (в отличие от воевавших сыновей генералиссимуса, или, к примеру, от погибавших на Первой германской войне великих князей)? Теперь, кажется, выяснилось, что российские стратегические предприятия, вроде аэропорта «Домодедово», зарегистрированы в оффшорах, то есть управляются иностранцами. Чего же больше? Премьер В.Путин в свою бытность президентом пытался по мере сил изменить этот дурной порядок «лихих» 90-х годов, но сделано в таком плане явно недостаточно. Что ж удивительного, что народ жаждет сильной и справедливой руки, которая любыми способом вернет ему изъятые у него богатства, а зарвавшуюся «элиту» отправит на перевоспитание. Именно эти люди и боятся тени Сталина - знает кошка, чье мясо съела.
Кто любит Сталина?
Конечно, есть в современной России убежденные и последовательные сталинисты, но их как раз сравнительно немного. Есть сталинисты-коммунисты, есть сталинисты-националисты, есть даже православные сталинисты. Все они любят вождя за разное и по-разному. Первые - за то, что продолжил по-своему дело Ленина, вторые - за то, что прижал инородцев, третьи благодарны ему за восстановление патриаршества в 1943 году, делают из него чуть ли не святого и молятся за упокой его грешной души. Больше всего, конечно почитателей Сталина как победителя в Великой Отечественной войне, приведшего наши войска в поверженный Берлин.
В настоящей статье нет места для сколько-нибудь подробного рассмотрения обстоятельств прихода к власти в России интернационал-коммунистов во главе с Лениным и его наследником (а потом и фактическим оппонентом) Сталиным. Интересующихся отсылаю к своей книге «Великая Россия. Религия. Культура. Политика» (СПб.,2007). Скажу только, что волею судеб главным архитектором СССР оказался именно Иосиф Сталин, построивший за три пятилетки фактически новую империю, разгромившую в 1945 году фашистскую Германию, овладевшую ядерным оружием и первой вышедшую в космос. Да, всё это было достигнуто ценой большой крови. «Лучше было всего этого не делать!» - это мы слышали от русофобов прошлого века. «Надо было действовать иначе, другими методами?» - да, конечно, но история сослагательного наклонения не имеет. Нравится нам это или нет, в России не нашлось других исторических (и метаисторических) сил, которые осуществили бы воссоздание страны после либерально-революционного погрома февраля 1917 года другими, более гуманными - я уже не говорю, христианскими - средствами. Разумеется, на этом основании можно вообще изъять Россию с карты мира, что и пытаются сегодня сделать её наиболее «продвинутые» недоброжелатели. Повторяю, дело не в оправдании жестокости, а в ясном понимании того, что своим сегодняшним существованием мы, живущие в ХХ1 веке, обязаны тем самым «советским людям», которые в 1936 году голосовали за сталинскую конституцию, а в 1945 ценой своей жизни спасали буржуазную Европу от «окончательного решения» еврейского, польского, цыганского и других расовых вопросов. Это были одни и те же люди, один и тот же народ. Это им поставлен памятник в Трептов-парке, за которым бережно ухаживают немцы - потомки их бывших врагов. Об этом не удается судить по формальному принципу «или - или». Начавшись как террористическая ленинско-троцкистская «Совдепия», Советский Союз (к изумлению самого Троцкого и возглавляемого им «четвертого интернационала»), унаследовав народную энергетику тысячелетней православной традиции, принес в середине ХХ века году плод победы над самой страшной антинациональной силой, когда-либо надвигавшейся на Русь в истории.
Говоря более конкретно, Сталину пришлось (повторяю, вопреки большевистскому фетишу мировой революции - вот где промысл Божий!) построить нечто вроде «самодержавной республики», и тем самым вытянуть Россию из болота, в которую её загнали в феврале 1917 года взбунтовавшиеся кадеты и социалисты. Причем у него не было колоний и волшебных источников нефти, все делалось на энтузиазме, страхе и подневольном труде. При осмыслении советской истории 30-х - 50-х годов ХХ столетия следует решительно отвергнуть как тупой сталинизм в стиле «культа личности», так и патологический антисталинизм в кругозоре кухонного диссидентства. Сталин не был убийцей русского народа, как не был и его спасителем, но он приложил свою тяжелую восточную руку и к тому и к другому.
Третий путь
Конец апреля - начало мая, как известно, отмечен многими знаковыми датами: тут и полет Гагарина в космос, и день рождения Ленина, и день рождения Гитлера, и, конечно, Воскресение Христово - главный праздник православного мира. Иной читатель возмутится - как можно помещать на одну страницу столь противоположные вещи? А я отвечу: как можно жить с стране, треть которой считает себя советскими людьми, какая-то часть молодежи (к счастью, пока небольшая) отмечает день рождения Адольфа, и при этом до 70% населения называют себя православными христианами. Это не выдумки, а «реализм действительной жизни», как говорил Дмитрий Карамазов. Пора признать - мы живем в идейно расколотой стране, и с этим приходится считаться и властям, и философам, и всем простым людям. Обычный человек встречается с такой разноголосицей на каждом шагу: живя на Ленинском проспекте, он смотрит по телевизору, например, торжественные похороны генерала Деникина, и перестает вообще что-либо понимать. Философу тоже есть о чем подумать: в стране, победившей фашизм, находятся люди (вы не поверите - даже отдельные православные священники), восхваляющие с экранов того же телевизора генерала Власова как «смелого борца с безбожной властью». Труднее всех, конечно, властям: если фашистские марши проще всего запретить, то с Лениным и Сталиным не так просто (всё-таки КПРФ - вторая по влиянию парламентская партия страны), а с православием и того сложнее - речь идет о традиционном вероисповедании русского народа.
И вот каждый год при приближении 9 мая я замечаю, что находятся люди, которым праздник Победы активно не нравится. В свое время этим прославился писатель В.Астафьев, заявивший, что мы просто завалили противника трупами. Года два назад по той же дорожке пошел одни клирик Санкт-Петербургской епархии, изобретший кощунственный термин «победобесие» и возведший генерала-предателя Власова в ранг идейного «борца с безбожным коммунизмом». Ныне эту задача, очевидно, взял на себя вышеупомянутый чиновник «по развитию гражданского общества» М.Федотов, возглавивший очередную компанию «десталинизации», по сути, являющуюся попыткой активной зачистки российского идеологического поля с помощью выдвижения ложных и фактически несостоятельных целей. Наконец, находятся люди (преимущественно в ближнем зарубежье), говорящие, что в России так пышно празднуют окончание Второй мировой войны, потому что якобы ничего хорошего в её (то есть нашей) истории больше не было...
Как говорится, каждый на свой аршин меряет. Если бы какой-либо заокеанской державе, вообще не знающей, что такое война на собственной территории, или европейской стране, легшей под Гитлера практически без сопротивления, удалось выдержать такой удар, который выдержала Россия-СССР, и не только выдержала, но потом и добила врага в его логове, спасая мир от страшной антихристианской опасности (оккультный нордический рейх) ценой напряжения всех сил - они, может быть, заговорили бы иначе. Что касается доморощенных критиков Победы, то я хотел бы посмотреть, в каком из фашистских лагерей они бы закончили свои дни, если бы русские войска не вошли в Берлин 66 лет назад. Конечно, наша армия могла это сделать и раньше - например, в ноябре 1918 года, если бы не предательство тогдашних думцев и генералов-масонов; но история сослагательного наклонения не имеет. Что же касается Сталина, то отделять его от Победы - почти такая же нелепость, как отделять, к примеру, от победы над Наполеоном императора Александра Первого: Отечественные войны вопреки главнокомандующим не выигрывают. Конечно, в отличие от законного царя, Сталин был самозваным «красным императором», по своему идейному происхождению таким же кровавым демоном революции, как Ленин или Троцкий - однако именно ему гений отечественной истории доверил создать то государство и армию, которым мы все (и христиане, и безбожники, и коммунисты, и антикоммунисты) обязаны своим существованием. Кстати, и полет Юрия Гарина в космос оказался возможным благодаря той самой политике.
Подводя итог, скажем, что при особенно успешной «десталинизации», задуманной группой Федотова, Советский Союз-Россия на международном уровне будет приравнена к гитлеровской Германии, с всей вытекающей отсюда ответственностью за развязывание мировой войны, отсечением от неё всех политых русской кровью земель и многомиллиардными контрибуциями. Об этом почему-то не задумываются наши либералы. Или, наоборот, задумываются, но почему-то молчат? Что касается внутренней политики, то при зрелом размышлении «федотовцы» могут оказаться не такими уж и либералами - во всяком случае, они, по сути, обеспечивают сохранение нынешнего ущербного строя нашей социально-экономической жизни путем его идеологического отграничения «от противного». В этом они, как ни странно, смыкаются с непримиримыми критиками существующего режима крайне правого толка, которые используют слабости и грехи нынешней государственности для своей пропаганды с очевидной целью - самим придти к власти. Поэтому единственным разумным выходом в нашей непростой ситуации мне видится такая политика, которая бы путем постепенных продуманных шагов постаралась бы сблизить буквально кричащие полюсы нашего безумного богатства (в столицах) и бедности (во всей остальной стране), разумеется, не устраивая при этом нового ГУЛАГа. Первым шагом к этому могла бы послужить национализация хотя бы некоторых стратегических предприятий, находящихся, по сути, в иностранной собственности. К сожалению, надежды на это, прямо скажем, немного, ибо во всём доходить до крайности - это излюбленная особенность русской национальной жизни. В таком случае положение может дойти до известного «грабь награбленное!», то есть пойти в разнос, от которого даже новый Сталин не спасет.
Александр Казин, доктор философских наук, профессор
Впервые опубликовано в газете «Санкт-Петербургские ведомости», 3.6.2011
3. Re: «Десталинизация» как зеркало нашего времени
2. Re: «Десталинизация» как зеркало нашего времени
1. Солженицен не патриот,